Это были трудные годы в жизни училища. В селе Тантыпе оно помещалось в недостроенном здании средней школы, общежитие - в 16-квартирном жилом доме. Силами учащихся и преподавателей учебное здание было достроено. Как и во многих других педагогических учебных заведениях, учащиеся и преподаватели сами готовили топливо для учебного корпуса, общежития, заготавливали продукты для столовой. Несмотря на такие условия, училище было культурным центром Таштыпа: организовывались культбригады, проводились лекции. Коллектив педучилища вместе с населением участвовал в сборе и отправке подарков и теплой одежды фронтовикам.
С первых же дней войны многие учащиеся старших классов, преподаватели и сотрудники училища стали в ряды защитников Родины, многие из них погибли на фронте; смертью храбрых пали преподаватель Итыгашов Д.И. воспитанники училища - Герой Советского Союза Михаил Чебодаев и молодой поэт Георгий Суворов, о котором Николай Тихонов писал в своих воспоминаниях: «Он пришел на Неву из далекой Хакасии, с берегов Голубого Абакана... он любил глубокой любовью свой дальний сибирский край, любил рассказывать про кедровые леса, про скалы над быстрой рекой, про охот -ничьи тропы, про охотников и золотоискателей» [5].
Многие из воспитанников училища после войны снова влились в ряды учительства Хакасии. Среди них награжденная двумя орденами Красной Звезды и несколькими медалями Смирнова В. А. - учительница в п. Абаза, учителя-орденоносцы Шулбаев К.А., Майнагашов В.Г., Топоев М.П. и другие [5].
Крупным недостатком в работе педучилищ Красноярского края в годы войны был большой отсев учащихся из-за слабой подготовки принятых в училище, болезней, материальной необеспеченности, реэвакуации.
Трудности военного времени сказывались на работе Красноярского педагогического и учительского институтов. Были введены учебные планы военного времени с трехгодичным сроком обучения.
Однако: уже в 1942-43 году начался переход всех факультетов на работу по довоенным учебным планам с четырехгодичным сроком обучения.
В связи с войной, контингент студентов и преподавателей резко сократился: на всех факультетах и отделениях обучалось около 300 студентов. Несмотря на тяжелое положение страны, в 1942. г. в пединституте открылся четвертый факультет - исторический. В эти годы войны студенты и сотрудники института проводили большую работу по хозяйственному обслуживанию института (заготовка топлива, работа в подсобном хозяйстве и другие).
Многие студенты, преподаватели института ушли на фронт. Бывшим студентам пединститута П.Ф. Попову и Б.К. Чернышеву за героизм и мужество присвоено звание Героя Советского Союза.
Преподавательский состав частично пополнялся за счёт эвакуированных специалистов из западных областей. В их числе были крупные ученые; профессор Белоновский П.Д., Иванов С.Л., Рубинштейн Л.Л. и др. Директором института в годы войны был доцент Райский Б.Ф.
Выводы. Анализ источников, позволяет нам отметить, что в Красноярском крае в предвоенное время и в годы Великой Отечественной войны присутствовал недостаток учителей, требовалась серьёзная подготовка педагогических кадров. В Красноярском крае были предприняты меры по созданию новых педагогических учебных заведений, по изменению программ подготовки, созданию новых направлений педагогического образования. Несмотря на трудные условия регулярно проводились курсы повышения квалификации. Было обучено большое количество студентов по заочной и экстернатной форм обучения.
Литература:
1. Бибикова, В.В. Выполнение закона о всеобуче в годы Великой отечественной войны в Красноярском крае. -Красноярск: ЗАО «Луна-Река», 2016. - 336 с.
2. ГАКК, Ф.26, ОП.2, Д.750
3. ГАКК, Ф.26, ОП.5, Д.475
4. ГАКК, Ф.26, ОП.5, Д.460
5. Козлова А.Ф. Развитие системы педагогического образования в Красноярском крае за годы Советской власти // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. - Красноярск. - 1970. - С. 105-144.
6. Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1973 гг. Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов и др. - Москва: Педагогика, 1974. - 560 с.
7. Школа Западной Сибири за 50 лет Советской власти / под ред. Ф.Ф. Шамахова. Новосибирск, 1970. - 396 с.
Педагогика
УДК 37.087
кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Мосинцев Даниил Дмитриевич
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Блинцова Ирина Михайловна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПЕДАГОГА: 20-Е ГОДЫ XX И XXI ВВ.
Аннотация. Статья посвящена сравнению прав и обязанностей педагога школы в контексте требований 1920-х и 2020-х годов. Стоит отметить историко-педагогический характер статьи. Так же в статье проведен анализ понятий: «педагог», «учитель», «право педагога» и «педагогическая обязанность». Установлено единое терминологическое поле для дальнейшего исследования. Рассматриваются особенности педагогической деятельности в изучаемый период. Перечислены, отличительные моменты в учебной, воспитательной и просветительской функциях профессиональной деятельности учителя. Приведены данные об правах и обязанностях в просветительской, учебной и воспитательной деятельности педагога в 1920-е годы прошлого столетия. Расписаны формы работы с учениками в исследуемый период (урочная и внеурочная деятельность). В статье дано обоснование влиянию советских структурных элементов власти на организацию педагогической деятельности. Описано влияние современных законов на сферу образования. В статье уделяется внимание увольнениям и устройствам на работу педагогов в советский период. Приводятся примеры идеологического воспитания в школе. В статье дан ответ на вопрос: «Каким образом отличается список прав и обязанностей в 1920-е годы и в наши дни?».
На основе изученного материала составлена пояснительная таблица о деятельности педагога в рассматриваемые периоды. Исследование может быть полезно всем интересующимся проблемами прав и обязанностей педагога.
Ключевыеслова: педагог, учитель, право педагога, педагогическая обязанность, педагогическая деятельность.
Annotation. The article is devoted to the comparison of such concepts as the rights and duties of a teacher in the context of the 1920s and our days. It is worth noting the historical and pedagogical nature of the article. The article also analyzes the concepts: «teacher», «teacher», «and teacher's right «and» pedagogical duty». A single terminological field for further research has been established. The features of pedagogical activity in the period under study are considered. The distinctive moments in the educational, educational and educational activities of the teacher are listed. Data on the rights and obligations in the educational, educational and educational activities of a teacher in the 1920s of the last century are given. The forms of work with students during the study period (curricular and extracurricular activities) are outlined. The article substantiates the influence of the Soviet structural elements of power on the organization of pedagogical activity. The article focuses on the dismissals and employment of teachers in the Soviet period. Examples of ideological education at school are given. The article answers the question: «How does the list of rights and obligations differ in the 1920s and today?». The article contains archival materials. Based on the studied material, an explanatory table was compiled on the activities of the teacher in the periods under consideration. The study can be useful to all those interested in the problems of the rights and duties of a teacher.
Key words:teacher, teacher, teacher's right, pedagogical duty, pedagogical activity.
Введение. Профессия педагога имеет значительную историю своего развития. Она прошла огромный путь от античных взглядов на педагогическое искусство, а с прогрессом производства и промышленности прошла общественную интерпретацию, как педагогическое ремесло, сохранившись до наших дней как многомерная наука о воспитании и обучении. Педагогика с течением времени вбирала в себя опыт целых поколений, этот опыт содержательно имеет не только информацию о результатах педагогической деятельности, но и специфичный для определённого исторического периода список прав и обязанностей педагога. Обращаясь к конкретным историческим периодам развития общества, мы можем проследить корреляцию между уровнем потребности общества в образовании и теми обязанностям и правам, которые имели педагоги. Нас как исследователей интересуют такие периоды развития нашего общества, когда можно зафиксировать наиболее яркие различия по сравнению со современной ситуацией в сфере образования. Таким периодом оказались 1920-е годы, которые характеризуются активным созданием государственных образовательных систем по «ликвидации безграмотности» - «социального воспитания», когда распространялся закон о всеобщем обучении, который обеспечивал доступность и бесплатность обучения для всех детей школьного возраста.
Вопросы, касающиеся прав и обязанностей педагога десятки лет, изучаются в сфере образования. Изучением этих вопросов занимались такие учёные и педагоги как А.Г. Калашников, М.С. Эпштейн, Т.В. Болотина Е.А. Певцова П.В. Миков, А.Б. Суслов и другие. Проанализировав их работы, мы можем делать вывод о важности изучения прав и обязанностей педагога на разных исторических этапах. Именно права и обязанности учителя определяют основной вектор его педагогической деятельности и спектр выполняемых функций видов деятельности. Все вышесказанное обусловливает цель данной статьи - изучение прав и обязанностей педагога на разных этапах развития нашего общества в 1920-х и 2020-х годах.
Изложение основного материала статьи. В ходе изучения прав и обязанностей педагога мы встретились с неоднозначным представлением семантики следующих слов и словосочетаний: «педагог», «учитель», «право педагога» и «педагогическая обязанность». Для должного понимания рассматриваемых вопросов и возможности углубления в тему исследования необходимо сформулировать единое представление о вышеперечисленных понятиях. Согласно работам В.Г. Онушкина и Е.И. Огарева по определению категориального аппарата педагогики, мы можем понимать под педагогом лицо, занимающееся различными видами образовательной деятельности, таким образом учитель в общеобразовательной школе может называться профессиональным педагогом [4, С. 122]. В свою очередь учитель - это лицо, передающее другим освоенные им знания, умения и навыки, приобретенный жизненный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. Понимание терминов «педагог» и «учитель» поможет нам осознать важную мысль о том, что хорошие педагоги могут стать таковыми при условии того, что они не только предрасположены к успешной педагогической деятельности, возможно, имеют талант в этом, но и дополняют свою компетентность, соблюдают все необходимые обязанности и стремятся овладеть всеми правами. Тот, кто рассчитывает только на свои педагогические способности, талант или педагогическое образование, педагогическую квалификацию рискует не стать хорошим педагогом. В свою очередь право педагога - это совокупность норм и правил регулирующие отношения людей внутри педагогической деятельности посредством правил устанавливаемых государственной властью. Право педагога выражается в «свободе выбора форм, средств, методов обучения и воспитания» [2]. Переходя к важности выполнения педагогических обязанностей нельзя не упомянуть высказывание великого мыслителя Платона: «если плохим мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты, но, если воспитатель будет скверно выполнять свои обязанности, в стране появится целое поколение невежественных и плохих людей» [5, С. 135]. О важности выполнения обязанностей педагога было известно уже давно. Итак, проведенный анализ понятий дает нам понимание о диалектическом единстве представленных терминов и позволяет более подробно остановиться на интересующих нас периодах.
После Великой Октябрьской революции изменился политический курс нашей страны, а вместе с этим прошли изменения в организации народного образования, обозначилась цель по созданию единой трудовой школы. Изменения коснулись всех типов учебных заведений и практически всех сторон их работы. Такие кардинальные изменения в сфере образования привели к значительным изменениям в перечне прав и обязанностей учителя. Права и обязательности учителя регулировались Уставом Единой Трудовой Школы, генеральными коллективными договорами Центральным комитетом союза работников просвещения СССР с Народным комиссариатом просвещения РСФСР, правилами внутреннего распорядка в школах I и II ступени, соглашением о едином тарифе и рядом распоряжений Народного комиссариата просвещения РСФСР и местных Отделов Народного Образования. По Уставу единой трудовой школы учителя назначались и увольнялись Отделом Народного Образования, причем кандидатуры могли выдвигаться заведующими школами, партийными и профессиональными организациями из лиц, удовлетворяющих требованиям, установленным Народным комиссариатом просвещения РСФСР. Преимущество, при прочих равных условиях, отдавалось лицам с общественным стажем. Для установления теоретической и практической подготовленности лиц, желавших поступить на педагогическую работу, при местных отделах народного образования образовывались экспертные комиссии. Положение о них и инструкция к нему утверждались коллегией Народного комиссариата просвещения РСФСР 11 декабря 1925 г. («Еженед.» 1925 г., № 52) [3, С. 211].
Особыми распоряжениями Народного комиссариата просвещения РСФСР 13 июля и 23 августа 1926 г. предлагались всем Отделам Народного Образования, передавшим право назначения и увольнения учителей заведующим школами, аннулировать эти решения, как противоречащие Уставу единой трудовой школы [3, С. 211].
Учителя выполняли в учреждениях учебно-воспитательную работу, согласно распределению, установленному советом школы, и руководящим указаниям заведующего. Они представляли на утверждение совета программы и планы занятий по каждой группе и отчеты о проведении намеченных планов, отклонениях от них и об общих достижениях учащихся. Как члены школьного совета учителя принимали непосредственное участие в обсуждении и разрешении всех подлежащих рассмотрению совета вопросов. Генеральный коллективный договор распространялся в части правовых гарантий, норм, охраны труда и квалификационной сетки на работников всех учреждений, подконтрольных Народным комиссариатам просвещения РСФСРи подконтрольных местным его органам в части учебно-воспитательной работы [3, С. 212].
Учителя обязаны были выполнять установленные нормы работы при наличии нормальных условий: исправном состоянии помещений для занятий, достаточном снабжении учебными пособиями и материалами для работы, гигиеническом и санитарном оборудовании помещения, достаточном освещении и отоплении. В противном случае, по постановлению органов охраны труда, допускались изменения плана работы или уменьшение ее нормы. Для всех учителей устанавливались один раз в неделю отдых, не менее 42 часов. Участие учителей в подготовке и проведении революционных праздников, детских спектаклей, вечеров и т.п. в дни отдыха компенсировалось им представлением отдыха в один из ближайших рабочих дней. Заработная плата учителей устанавливалась особыми тарифными соглашениями Союза с органами Народного комиссариата просвещения РСФСР. Оплата учителей за время каникул производилась по среднему заработку предшествующих месяцев. Оплата за время болезни и родов определялся особым Положением о социальном страховании работников просвещения. При увольнении учителя получали компенсацию за неиспользованный ими по вине администрации отпуск в размере среднего за 3 месяца заработка. Всем учителям предоставлялись, сверх основного отпуска (2 недели за 5 1/2 месяцев работы), еще 2 недели дополнительного отпуска, преимущественно в течение каникулярного времени. Правила внутреннего распорядка в школах заключали в себе ряд общих положений, регулирующих обязанности и взаимоотношения служащих и администрации, и взыскания за нарушение этих положений. Обязанности учителей формулировались в п. 40 правил так: «Учащие ведут педагогическую работу в пределах учебного плана (уроки, практические занятия, журналы, подготовка к занятиям, проверка ученических работ и т.п.), ведут воспитательную работу и содействуют общеорганизационной и общеобразовательной работе учащихся путем участия в работе ученических организаций, комиссий, кружков и т.п. Учащие обязаны участвовать в заседаниях школьного совета, в педагогических заседаниях, предметных комиссиях и т.п. и внутришкольных организаций выполняют отдельные задания по поручению школьного совета. Учителя обязаны являться в школу не позже чем за 10 минут до начала занятий. Их отсутствие или опоздание обязательно фиксируется в особом журнале. Учителя несут дежурства по школе по определенному расписанию. Дежурные приходят за полчаса до начала занятий и несут общее наблюдение за порядком в школе в течение всего рабочего времени. Количество часов ежедневной работы каждого учителя определяется учебно-производственным планом учреждения» [3, С. 212].
Если обращаться к зарубежному опыту, то фундаментом для составления обязанностей учителястало принятие в 1924 годы Женевской декларации прав ребёнка в которой была подчеркнута необходимость особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости» [1, С. 96].
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012) и Профстандарту Педагога (2013) современный учитель обязан осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья и др. В части функций профессиональной деятельности современного педагога можно также увидеть образовательную, воспитательную и методическую. Отличительным пунктом в списке обязанностей современного педагога по сравнению с советским учителем является пункт: «Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них» [2]. Нельзя не упомянуть о правах и свободах педагогических работников среди, которых мы хотим выделить следующие: свобода преподавания, свободное выражение своего мнения; право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания; право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций и т.д. [2].
В ходе исследования нами было принято решение представить изученный материал в виде краткой таблицы для наглядного представления отличий в списке прав и обязанностей педагога на разных исторических периодах (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ прав и обязанностей педагога, в соответствии с функциями педагогической
деятельности
Деятельность педагога РСФСР 1920-е годы РФ 2020-е годы
Культурно-просветительская деятельность Значимую роль играла гигиена учеников. В первые недели обучения в школе уделялось внимание правилам: ухода за руками и лицом; стрижки ногтей и волос. Так же просвещение было в области общения и поведения (профилактика курения и др.). Разъяснение политических событий, антирелигиозная пропаганда, подготовке и проведении революционных праздников. Участие в ликбезе и политическом просвещении. Запрет на политическую агитацию. Проводятся тематические лектории, формируются творческие объединения. Участие в педагогическом просвещении. Посещаются учреждения культуры (театры, выставки, кинотеатры, концерты). Этим всё не ограничивается. Оснащенность современным оборудованием в классах позволяет провести просветительские занятия с использованием проектора и интерактивной доски.
Образовательная и методическая деятельность Учителя, как члены школьного совета решали вопросы охраны труда, норм и правовых гарантий. Представляли программы и планы занятий по каждой группе. Учителя занимаются разработкой методического инструментария, постановка учебных задач, а также подбором средств обучения для осуществления планируемой учебной деятельности. Составляют педагогические сценарии, планируют и
подбирают учебные ситуации, методы, организационные формы.
Воспитательная деятельность Особое внимание уделялось дисциплине на уроке. Инспекторы Народного комиссариата просвещения записывали сведения об учениках, нарушающих дисциплинуи приравнивали эти нарушения к методическим упущениям педагога. Создаются оптимальные условия для развития ученика и свободного выбора в творческом самовыражении. Формируют уважительное отношение к закону и интересам других людей. Учителя способствуют принятию высших моральных ценностей учеником.
Внерабочая обстановка (право на отдых) Один раз в неделю отдых, не менее 42 часов. Участие учителей в подготовке и проведении революционных праздников, детских спектаклей, вечеров и т.п. в дни отдыха компенсировались им предоставлением отдыха в один из ближайших рабочих дней. Время отдыха определяется правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, локальными нормативными актами и т.д. [2].
Выводы. Таким образом, сравнивая эти два периода, можно отметить их различия в отношении идеологической позиции, которая доминирует в государстве и реализуется как просветительская функция педагогической деятельности. Сходство в реализации образовательной, воспитательной и методической функций. Сходство выражается в потребности общества в педагоге, который умеет говорить о сложных вещах простым языком, эмоционально и образно. От запросов общества и государства зависит тот перечень прав и обязанностей, которым будет следовать педагог. Для государства интересен будущий педагог, который знает содержание прав ребенка как объекта своей профессиональной деятельности, подробно изучил документы, являющиеся руководящим началом в его работе. Для общества в свою очередь нужен педагог, который без вреда для ребёнка способен реализовать весь профессиональный функционал. Наполнение этого функционала различно в 1920 и 2020 годы, что объясняется закономерной зависимостью этого функционала не только от запроса общества и государства, но и от культурно-исторических факторов развития общества. Совокупность этих факторов с учётом специфики педагогической деятельности предъявляют к педагогу внушительный перечень обязанностей, но при этом предоставляют небольшое количество прав. Такая тенденция наблюдалась и в 20-е годы прошлого столетия и сохранилась до наших дней.
Литература:
1. Права человека 10-11 классы / Т.В. Болотина, Е.А. Певцова, П.В. Миков, А.Б. Суслов; Методическое пособие для учителя. - Москва: Русское слово, 2006. - 96 с.
2. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 19.03.2022)
3. Калашников, А.Г. Педагогическая энциклопедия в 3-х т. Т.1-2. (1928) / А.Г. Калашникова, М.С. Эпштейн. -Москва: Работник просвещения, 1928. - 636 с.
4. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплин. слов.терминологии / В.Г. Онушкина, Е.И. Огарева -Москва: Педагогика, 1985. - 208 с.
5. Платон. Собрание сочинений, т. 1, ч. - «Государство» / Платон. - Москва: АСТ, 2016. - 135 с.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Мосинцев Даниил Дмитриевич
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1950-1960-Е ГОДЫ
Аннотация. Проблематика статьи носит историко-педагогический характер. Статья посвящена характеристике такого компонента системы педагогического образования, как педагогические учебные заведения. Приведен краткий обзор работ отечественных авторов в области изучения системы педагогического образования. Изложена проблема малого количества исследований в области педагогического образования на территории Красноярского края в период 1950-1960 гг. Характеризуются отдельные аспекты развития педагогических институтов и педучилищ Красноярского края. Рассматриваются особенности педагогического образования в изучаемый период. Показано, каким образом решались проблемы с успеваемостью обучающихся, условиями жизни и быта студентов, совершенствованием учебно-материальной базы училищ и др. Приведены данные о количестве учащихся на разных этапах развития, о значимых достижениях выпускников и студентов (почетные знаки, грамоты, звания и медалями и т.д.). Показаны формы работы со студентами в исследуемый период (научные конференции, спортивные и общественно-полезные мероприятия и др.). В статье уделяется внимание культурно-творческой деятельности будущих педагогов. В статье дано обоснование процессов реорганизации в 50-е годы. Приводятся примеры идейно-политического воспитания будущих педагогов. В статье дан ответ на вопрос: «Каким образом развивалась система педагогического образования Красноярского края в 1950-1960 гг.?». В статье приведены архивные материалы. Исследование может быть интересно всем, интересующимся проблемами региональной истории педагогики.
Ключевые слова: профессиональное обучение, педагогическое образование, система педагогического образования, 1950-1960 гг., Красноярский край.