Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1950-1960-Е ГОДЫ'

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1950-1960-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / 1950-1960 ГГ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Мосинцев Даниил Дмитриевич, Староверова Мария Владимировна

Проблематика статьи носит историко-педагогический характер. Статья посвящена характеристике такого компонента системы педагогического образования, как педагогические учебные заведения. Приведен краткий обзор работ отечественных авторов в области изучения системы педагогического образования. Изложена проблема малого количества исследований в области педагогического образования на территории Красноярского края в период 1950-1960 гг. Характеризуются отдельные аспекты развития педагогических институтов и педучилищ Красноярского края. Рассматриваются особенности педагогического образования в изучаемый период. Показано, каким образом решались проблемы с успеваемостью обучающихся, условиями жизни и быта студентов, совершенствованием учебно-материальной базы училищ и др. Приведены данные о количестве учащихся на разных этапах развития, о значимых достижениях выпускников и студентов (почетные знаки, грамоты, звания и медалями и т.д.). Показаны формы работы со студентами в исследуемый период (научные конференции, спортивные и общественно-полезные мероприятия и др.). В статье уделяется внимание культурно-творческой деятельности будущих педагогов. В статье дано обоснование процессов реорганизации в 50-е годы. Приводятся примеры идейно-политического воспитания будущих педагогов. В статье дан ответ на вопрос: «Каким образом развивалась система педагогического образования Красноярского края в 1950-1960 гг.?». В статье приведены архивные материалы. Исследование может быть интересно всем, интересующимся проблемами региональной истории педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Мосинцев Даниил Дмитриевич, Староверова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE KRASNOYARSK REGION IN THE 1950-1960S

The problem of the article is of a historical and pedagogical nature. The article is devoted to the characteristics of such a component of the system of teacher education as pedagogical educational institutions. A brief review of the works of domestic authors in the field of studying the system of teacher education is given. The problem of a small number of studies in the field of teacher education on the territory of the Krasnoyarsk Territory in the period 1950-1960 is outlined. Certain aspects of the development of pedagogical institutes and pedagogical schools in the Krasnoyarsk Territory are characterized. The features of pedagogical education in the period under study are considered. It is shown how the problems with the progress of students, the living conditions of students, the improvement of the educational and material base of schools, etc. were solved. Data are given on the number of students at different stages of development, on significant achievements of graduates and students (honorary badges, diplomas, titles etc.). The forms of work with students during the period under study (scientific conferences, sports and socially useful events, etc.) are shown. The article focuses on the cultural and creative activities of future teachers. The article provides a rationale for the processes of reorganization in the 50s. Examples of ideological and political education of future teachers are given. The article answers the question: «How did the system of pedagogical education in the Krasnoyarsk Territory develop in 1950-1960?». The article contains archival materials. The study may be of interest to anyone interested in the problems of the regional history of pedagogy.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1950-1960-Е ГОДЫ»

 подбирают учебные ситуации, методы, организационные формы.

Воспитательная деятельность Особое внимание уделялось дисциплине на уроке. Инспекторы Народного комиссариата просвещения записывали сведения об учениках, нарушающих дисциплинуи приравнивали эти нарушения к методическим упущениям педагога. Создаются оптимальные условия для развития ученика и свободного выбора в творческом самовыражении. Формируют уважительное отношение к закону и интересам других людей. Учителя способствуют принятию высших моральных ценностей учеником.

Внерабочая обстановка (право на отдых) Один раз в неделю отдых, не менее 42 часов. Участие учителей в подготовке и проведении революционных праздников, детских спектаклей, вечеров и т.п. в дни отдыха компенсировались им предоставлением отдыха в один из ближайших рабочих дней. Время отдыха определяется правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, локальными нормативными актами и т.д. [2].

Выводы. Таким образом, сравнивая эти два периода, можно отметить их различия в отношении идеологической позиции, которая доминирует в государстве и реализуется как просветительская функция педагогической деятельности. Сходство в реализации образовательной, воспитательной и методической функций. Сходство выражается в потребности общества в педагоге, который умеет говорить о сложных вещах простым языком, эмоционально и образно. От запросов общества и государства зависит тот перечень прав и обязанностей, которым будет следовать педагог. Для государства интересен будущий педагог, который знает содержание прав ребенка как объекта своей профессиональной деятельности, подробно изучил документы, являющиеся руководящим началом в его работе. Для общества в свою очередь нужен педагог, который без вреда для ребёнка способен реализовать весь профессиональный функционал. Наполнение этого функционала различно в 1920 и 2020 годы, что объясняется закономерной зависимостью этого функционала не только от запроса общества и государства, но и от культурно-исторических факторов развития общества. Совокупность этих факторов с учётом специфики педагогической деятельности предъявляют к педагогу внушительный перечень обязанностей, но при этом предоставляют небольшое количество прав. Такая тенденция наблюдалась и в 20-е годы прошлого столетия и сохранилась до наших дней.

Литература:

1. Права человека 10-11 классы / Т.В. Болотина, Е.А. Певцова, П.В. Миков, А.Б. Суслов; Методическое пособие для учителя. - Москва: Русское слово, 2006. - 96 с.

2. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 19.03.2022)

3. Калашников, А.Г. Педагогическая энциклопедия в 3-х т. Т.1-2. (1928) / А.Г. Калашникова, М.С. Эпштейн. -Москва: Работник просвещения, 1928. - 636 с.

4. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплин. слов.терминологии / В.Г. Онушкина, Е.И. Огарева -Москва: Педагогика, 1985. - 208 с.

5. Платон. Собрание сочинений, т. 1, ч. - «Государство» / Платон. - Москва: АСТ, 2016. - 135 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Мосинцев Даниил Дмитриевич

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1950-1960-Е ГОДЫ

Аннотация. Проблематика статьи носит историко-педагогический характер. Статья посвящена характеристике такого компонента системы педагогического образования, как педагогические учебные заведения. Приведен краткий обзор работ отечественных авторов в области изучения системы педагогического образования. Изложена проблема малого количества исследований в области педагогического образования на территории Красноярского края в период 1950-1960 гг. Характеризуются отдельные аспекты развития педагогических институтов и педучилищ Красноярского края. Рассматриваются особенности педагогического образования в изучаемый период. Показано, каким образом решались проблемы с успеваемостью обучающихся, условиями жизни и быта студентов, совершенствованием учебно-материальной базы училищ и др. Приведены данные о количестве учащихся на разных этапах развития, о значимых достижениях выпускников и студентов (почетные знаки, грамоты, звания и медалями и т.д.). Показаны формы работы со студентами в исследуемый период (научные конференции, спортивные и общественно-полезные мероприятия и др.). В статье уделяется внимание культурно-творческой деятельности будущих педагогов. В статье дано обоснование процессов реорганизации в 50-е годы. Приводятся примеры идейно-политического воспитания будущих педагогов. В статье дан ответ на вопрос: «Каким образом развивалась система педагогического образования Красноярского края в 1950-1960 гг.?». В статье приведены архивные материалы. Исследование может быть интересно всем, интересующимся проблемами региональной истории педагогики.

Ключевые слова: профессиональное обучение, педагогическое образование, система педагогического образования, 1950-1960 гг., Красноярский край.

Annotation. The problem of the article is of a historical and pedagogical nature. The article is devoted to the characteristics of such a component of the system of teacher education as pedagogical educational institutions. A brief review of the works of domestic authors in the field of studying the system of teacher education is given. The problem of a small number of studies in the field of teacher education on the territory of the Krasnoyarsk Territory in the period 1950-1960 is outlined. Certain aspects of the development of pedagogical institutes and pedagogical schools in the Krasnoyarsk Territory are characterized. The features of pedagogical education in the period under study are considered. It is shown how the problems with the progress of students, the living conditions of students, the improvement of the educational and material base of schools, etc. were solved. Data are given on the number of students at different stages of development, on significant achievements of graduates and students (honorary badges, diplomas, titles etc.). The forms of work with students during the period under study (scientific conferences, sports and socially useful events, etc.) are shown. The article focuses on the cultural and creative activities of future teachers. The article provides a rationale for the processes of reorganization in the 50s. Examples of ideological and political education of future teachers are given. The article answers the question: «How did the system of pedagogical education in the Krasnoyarsk Territory develop in 19501960?». The article contains archival materials. The study may be of interest to anyone interested in the problems of the regional history of pedagogy.

Key words: vocational training, teacher education, system of teacher education, 1950-1960, Krasnoyarsk Territory.

Введение. Принципы государственной политики в области образования устанавливают вектор развития образовательной системы в стране. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» к таким принципам можно отнести: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования и т.д. [2]. На территории нашей страны исторически складывалась ситуация, когда государство было инициатором развития системы педагогического образования. Требования, которые выдвигает общество на разных этапах развития страны находят своё отражение в целях государственной политики, от потребности общества в квалифицированных педагогических кадрах до создания условий для реализации гражданами своего права на получение образования. Мы считаем, что путь по развитию педагогических школ - переход на новый качественно другой уровень лежит через глубокий анализ не только современных подходов, но и через насыщенный педагогический опыт прошлого в регионах нашей страны. О значимости опыта по становлению педагогического образования написано в трудах отечественных и зарубежных авторов: И.А. Андарало (Беларусь), А.Т. Арыкова (Кыргызстан), И.В. Борисова (Западная Сибирь), А.К. Орешкина (Москва и Московская область), А.Ф. Козлова и О.Б. Лобанова (Восточная Сибирь), О.С. Стефаненко (Магадан), Ф.Ф. Шамахов (Западная Сибирь) и др. [5, С. 396]. После анализа работ перечисленных авторов мы можем отметить недостаток исследований по Восточной Сибири и Красноярскому краю, в частности, на период 1950-1960-х годов. Все вышесказанное обусловливает цель данной статьи -изучение отечественного регионального опыта в становлении педагогического образования на территории Красноярского края в период с 1950-х по 1960-е годы прошлого столетия, а также выявление общих черт по развитию системы педагогического образования на примере педучилищ и пединститутов.

Изложение основного материала статьи. В изучаемый период (1950-60-е гг.) под системой образования понималась совокупность педагогических учреждений и органов управления ими. Управление системой образования находилось в руках Министерства просвещения. Основными нормативными документами, регламентирующими развитие педагогического образования в этот период, были: постановление «Об обеспечении школы кадрами учителей (1961), «О льготах и преимуществах для сельских учителей» (1949-54), и др. [4, С. 355]. В статье мы более подробно остановимся на развитии педагогических учебных заведений Красноярского края. После окончания Великой Отечественной войны на территории Красноярского края было 7 педучилищ (Енисейский, Красноярский, Минусинский, Хакасский, Канский, Ачинский, Игарский) и четыре института (Красноярский, Абаканский, Ачинский и Енисейский).

После победы советского народа в Великой Отечественной войне развертывается большая работа по повышению успеваемости учащихся (особенно в Ачинском, Канском и Игарском педучилищах). Объясняется это недостаточным уровнем преподавания отдельных дисциплин, формализм в преподавании и оценке знаний учащихся, не разрешены были многие вопросы улучшения учебно-материальной базы училищ и условий жизни учащихся. Так, не были возвращены учебные здания Красноярскому педучилищу, общежитие - Канскому и Минусинскому. Не хватало учебно-наглядных пособий (реактивов, бумаги, тетрадей, музыкальных инструментов, киноаппаратов) [1]. Все еще был высокий процент отсева учащихся.

На ликвидацию этих трудностей были направлены усилия педагогических коллективов, партийных и советских органов края. В связи с опубликованием Постановлений ЦК ВКП (б) по идеологическим вопросам и Указаниями Министерства просвещения, педучилищами была проведена значительная работа по улучшению идейно-политического воспитания учащихся. Улучшали и учебно-материальную базу педучилищ возрастал книжный фонд библиотек, пополнялись учебные кабинеты. Все педучилища были обеспечены необходимым инвентарем. Улучшались бытовые условия. Например, в Хакасском педучилище организовывалась столовая, общежитие. Учащимся - хакасам выдавалась мануфактура, безвозвратная ссуда из кассы взаимопомощи.

Упорную учебу коллективы педучилищ стремились сочетать с посильным участием в хозяйственном и культурном строительстве Красноярского края. Учащиеся Абаканского педучилища внесли свой труд в реализацию Постановления партии по подъему сельского хозяйства: в годы освоения целинных земель они принимали активное участие в освоении целины в Сарагашском совхозе, и их работа получила высокую оценку - несколько преподавателей и учащихся получили медали «За трудовое отличие», многие получили Почетный знак ЦК ВЛКСМ «За участие в освоении целинных земель».

Традиционной была работа учащихся педучилищ по оказанию помощи в уборке урожая совхозам и колхозам края. Ежегодно за участие в сельхоз работах учащиеся Красноярского педучилища получали грамоты, благодарности. Каждый год Абаканское училище получало высокую оценку за активное участие в работе по благоустройству г. Абакана. Учащиеся педучилищ, готовясь к своей будущей профессии, постоянно участвовали в воспитании детей в пионерских лагерях.

За последующие годы значительно укреплялась учебно-материальная база училищ: надстраивались учебные корпуса, строились пристройки учебных мастерских, библиотеки актового и спортивного залов. Росли библиотечные фонды, в котором насчитывалось около 60.000 книг, большое пополнение получали учебные кабинеты.

Начиная с 1960 года, увеличивалось количество учащихся. В 1960 г. в Хакасском училище насчитывалось 435 учащихся, в 1966-67 учебном году - 734 человека на дневном и 452 человека на заочном отделении, т.е. 1.186 человек, а в 1929-30 учебный год обучалось всего 100 человек [3, С. 138].

В училищах функционировали отделения: школьное русское, школьное хакасское, дошкольное, музыкально-педагогическое, годичный школьный педагогический класс.

За 28 лет своего существования Игарское педучилище народов Севера подготовило 646 учителей, из них 211 из числа жителей коренной национальности. Подавляющая часть учителей особенно из национального состава, работало в

Эвенкийском и Таймырском национальных округах. Четырем выпускникам присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Многие награждены значками «Отличник народного просвещения» [3, С. 139].

В 1950-е годы быстро развивается высшее педагогическое образование. Необходимость развития пединститутов края властно диктовалось острейшей потребностью в квалифицированных кадрах для средних школ, в связи с осуществлением семилетнего, затем восьмилетнего всеобуча и подготовкой к всеобщему среднему образованию.

В 50-е годы Красноярской пединститут переживает полосу реорганизации. В 1956 году он был переведен на 5-летний срок обучения для подготовки учителей широкого профиля. В составе института имелись факультеты: историко-филологический, физико-математический, биолого-географический, биолого-химический, иностранных языков. При биолого-географическом факультете было открыто отделение по подготовке учителей для Тувинской АССР (1957 г.). Открываются новые факультеты: физвоспитания (1957 г.) дошкольный факультет и художественно-графический. Последние два просуществовали недолго. За 35 лет Красноярский пединститут подготовил 12.437 учителей. В 1967 г. в нем обучалось 5.121 человек, т.е. в 43 раза больше, чем в год основания [3, С. 139].

Многие учителя, окончившие институт, за многолетнюю, и безупречную работу награждены орденами и медалями СССР, и значком «Отличник народного просвещения». 32 выпускника КГПИ имеют почетное звание «Заслуженный учитель РСФСР».

Красноярский пединститут был отнесен к вузам 1 категории. В институте была открыта аспирантура для подготовки научных работников по зоологии, истории КПСС, философии. В 1947 г. был всего один аспирант, в 1967 - 44 аспиранта. Более 130 человек окончили аспирантуру при институте. Из них 86 присвоена ученая степень кандидата наук. Институту разрешена защита кандидатских диссертаций по педагогике, русскому языку, зоологии, ботанике. В институте работало 5 профессоров, 65 доцентов и кандидатов наук.

Работниками пединститута издано свыше 1000 названий научных работ, в том числе десятки монографий, тематических сборников «Ученых записок», учебных пособий, опубликованных в центральной и местной печати. Только в 1965 году вышло из печати 13 сборников и монографий по разным вопросам науки, общим объемом 82 печатных листа.

Научно-исследовательская работа многих кафедр тесно связана с нуждами сельского хозяйства, промышленности изучением природных богатств Красноярского края. Так, кафедра общей физики выполняла работы, связанные со строительством Красноярского алюминиевого завода. Кафедры географии и ботаники изучали почвы, растительность и производительные силы края. К 1965 году проведено 15 научных конференций, приготовлено около 700 докладов. В 1967 г. в составе научного студенческого общества, кружках работало около 300 студентов.

На научной студенческой конференции, которая проводилась в апреле 1967 г., под девизом «Навстречу 50-летию Великого Октября», с докладами выступали 170 студентов. На краевой студенческой научной конференции в этом же году все первые премии получили студенты Красноярского пединститута.

На общегородских смотрах художественной самодеятельности, начиная с 1960 г., студенты КГПИ занимают первое место. В 1965 г., городском смотре участвовало более 400 человек. За год дано более 50 концертов. Большой интерес вызывали выступления женского эстрадного оркестра, получившего название «Енисейские жарки». В 1976 году хореографический коллектив КГПИ выступил с постановкой революционной сюиты «Свобода» и получил диплом первой степени на смотре по зоне Сибири.

Больших успехов добились студенты в спорте. Женская команда по ручному мячу являлась неоднократным чемпионом края, Сибири и Дальнего Востока и вторым призером в первенстве РСФСР класса «А». В краевых студенческих соревнованиях заняла 1-е место команда по лёгкой атлетике, а команда футболистов - второе место в соревнованиях по Сибири и Дальнему Востоку. В 1964 г. женская гандбольная команда в розыгрыше на первенство РСФСР заняла второе место, а на Всероссийских студенческих соревнованиях - первое место. 6 преподавателей и 5 студентов факультета физического воспитания имели звание мастера спорта СССР.

Преподаватели и студенты института проводили большую общественную работу в городе, рабочих поселках. Они участвовали в проведении политического просвещения, агитационной, культурно-массовой работы среди населения. Большое внимание уделялось оказанию помощи органам народного образования по воспитанию молодежи и подростков. С 1963 года в институте существует факультет общественных профессий с отделениями: русское и зарубежное изобразительное искусство, пропагандистское и театральное. Было создано литературное объединение, выпускающее рукописный альманах «Енисей».

Таким образом, за 1950-60-е годы педагогические учебные заведения Красноярского края (без учета подготовки на курсах) дали краю 46 тыс. учителей.

Выводы. Структура, содержание и методы обучения в педагогических заведениях менялись в зависимости от актуальных запросов народного образования, от уровня развития науки. В процессе подготовки педагога, огромное значение придавалось формированию активной позиции и включенности в различные аспекты жизни школы и общества. Принципы государственной политики РФ в области образования сегодня и принципы образования в Советском союзе имеют схожую картину по части обеспечения бесплатных образовательных услуг без ограничений по национальному признаку. Как мы и говорили ранее вектор развития системы образования претерпел незначительные изменения, а вот сама система педагогического образования требуют изменений согласно предшествующему опыту. Грамотное использование современных подходов организации системы педагогического образования с учётом потребностей населения в образовании и опыта Советского прошлого приведёт к преобразованиям на качественно другой более высокий уровень.

Литература:

1. ГАКК. - Ф. 26. - Оп. 19. - Д. 454. - Л. 1.

2. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 13.03.2022)

3. Козлова, А.Ф. Развитие системы педагогического образования в Красноярском крае за годы Советской власти (1917-1967) / А.Ф. Козлова // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти: Сб. статей. -Красноярск, 1970. - С. 105-144.

4. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. - Москва: Педагогика, 1974. - 560 с.

5. Шамахов, Ф.Ф. Школа Западной Сибири за 50 лет Советской власти / Ф.Ф. Шамахов, И.С Окладников, П.Д. Войтик. - Новосибирск: Издательство Томского университета, 1970. - 396 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.