ему заменяет в какой-то мере игра-работа» [7]. Третий этап, по сути является переходным от «игры-работы» к «работе-игре» и переход от третьего этапа в четвертый можно охарактеризовать тем, что ребенок уже может справляться с отдельными трудовыми действиями, выполняя работу-игру, самостоятельно, без помощи взрослого.
Четвертый этап «Начальная школа» от семи до четырнадцати лет. У ребенка к этому этапу воспитания расширяется личный опыт, а вследствие этого он уже может без помощи взрослого выполнять посильную ему «работу-игру» самостоятельно:
1. Занятие полевыми работами, животноводством.
2. Выполнение кузнечных и столярных работ.
3. Шитье, прядение, домоводство.
4. Конструирование, механика, основы торговли.
5. Сбор информации.
6. Проведение экспериментальных работ.
7. Печатное дело.
8. Художественное творчество [7].
На этом этапе несмотря на то, что дети уже могут выполнять некоторые виды работ (труда) самостоятельно, нужно привносить в нее игровые элементы, тогда она и будет называться работой-игрой. Например, для мотивации детей к труду и превращения его сначала в «работу-игру», а затем и в «свободный труд» С. Френе использует элемент состязательности и поощрения (одобрения) посредством публикации в школьной газете. В качестве игрового элемента здесь выступает состязательность.
Выводы. Таким образом, мы разграничили понятия, предложенные С. Френе, такие как: «игра-работа» и «работа-игра», определили преобладающую деятельность на каждом этапе воспитания ребенка до 14 лет. Можем подчеркнуть, что «игра-работа» характерна для младшего возраста: от двух до четырех лет. С накоплением личного опыта, ребенок уже может выполнять «работы-игры» от четырех до 14 лет, в рамках этапов, предложенных С. Френе. Привнести в игру ребенка работу (труд и опыт) можно через наблюдение за трудом и имитацию, копирование действий взрослого. В труд ввести игру возможно через состязательность и поощрение (публикация в газете). Когда взрослый показывает ребенку выполнение трудовых действий, то ребенок непроизвольно копирует их, накапливая при этом собственный опыт. В деятельность под названием «работа-игра», где преобладает трудовая деятельность, важно вводить игровые моменты, чтобы дети не потеряли интерес к делу и охотно занимались работой.
Литература:
1. Барышникова, О.М. Педагогическая технология С. Френе в школе / О.М. Барышникова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 12. - С. 191-198.
2. Кузнецова, Е.М. Влияние педагогических концепций С. Френе и В.А. Сухомлинского на развитие компетентностно-ориентированного образования в России: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кузнецова Екатерина Михайловна. - Томск, 2015. - 191 с.
3. Лыжин, И.Г. Технология свободного труда Селестена Френе, теория и практика / И.Г. Лыжин // Вопросы педагогики. - 2019. - № 1. - С. 71-74.
4. Пиляй, О.М. Воспитание познавательной самостоятельности при обучении иностранному языку на основе педагогических идей С. Френе: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Пиляй Ольга Михайловна. - Екатеринбург, 2000. - 175 с.
5. Семенова, О.Л. Педагогические идеи С. Френе и их влияние на теорию и практику современного школьного образования: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Семенова Ольга Леонидовна. - Волгоград, 2005. - 210 с.
6. Уткин, А.В. К 120-летию со дня рождения Селестена Френе / А.В. Уткин // Историко-педагогический журнал. -2016. - № 3. - С. 16-22.
7. Френе С. Избранные педагогические сочинения: пер. с франц. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Б.Л. Вульфсона. - М.: Прогресс, 1990. - 304 с.
8. Хуторской, А.В. Школа самоорганизации Селестена Френе / А.В. Хуторской // Вестник Института образования человека. - 2017. - № 1. - С. 17.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);
студент Мосинцев Даниил Дмитриевич
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ СИБИРИ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1950)
Аннотация. В данной статье описан опыт подготовки педагогических кадров в Сибири после победы в Великой Отечественной войне. Понимание важности роли учителя, в подготовке будущего поколения, обусловило внимание к их профессиональному обучению. Педагогическое образование от курсовой подготовки переходит к систематическому. Оно реализуется через учреждения начального и высшего педагогического образования. В послевоенные годы активно начали открываться педагогические учебные заведения (педагогические училища и педагогические институты). В педучилищах и пединститутах содержание образование было ориентировано на квалифицированную, профессиональную подготовку учителей. Подготовка включала не только процесс обучения, но и социальную активность, воспитание и развитие личности будущего учителя через кружковую работу. На этапе профессионального обучения будущих педагогов, важно наделить их особыми личностными качествами, умениями, навыками, знаниями. Формировать все вышеперечисленное наиболее эффективно через включение в деятельность студентов педагогических учреждений. На основе этой идеи были созданы многочисленные кружки, проводились различного рода мероприятия. Стоит отметить, что через участие студентов в различных видах предлагаемых активностей, происходило приобщение к педагогической культуре наиболее интересным и
увлекательным путем. Увеличение количества педагогических учреждений и числа студентов в них в послевоенное время решали задачу не только нехватки количества педагогов на постоянно растущее население, но и повышения квалификации учителей. Для национальных студентов создавались особые условия (открывались отделения, включалось изучение родного языка и др.). Необходимым был выбор технологий обучения в педагогических учреждениях, отвечающих задачам того времени. В статье приведены конкретные факты, иллюстрирующие работу педучилищ и пединститутов Красноярского края. Статья представляет интерес для исследователей в области истории развития регионального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, подготовка педагогических кадров, Сибирь, педучилище, пединститут, будущий педагог, послевоенные годы.
Annotation. This article describes the experience of training teachers in Siberia after the victory in the Great Patriotic War. Understanding the importance of the teacher's role in the preparation of the future generation has led to attention to their professional training. Pedagogical education moves from course training to systematic. It is implemented through institutions of primary and higher pedagogical education. In the post-war years, pedagogical educational institutions (pedagogical colleges and pedagogical institutes) began to open actively. In pedagogical schools and pedagogical institutes, the content of education was focused on qualified, professional training of teachers. The training included not only the learning process, but also social activity, upbringing and personal development of the future teacher through group work. At the stage of professional training of future teachers, it is important to endow them with special personal qualities, skills, skills, knowledge. To form all of the above most effectively through the inclusion of pedagogical institutions in the activities of students. On the basis of this idea, numerous circles were created, various kinds of events were held. It is worth noting that through the participation of students in various types of activities offered, there was an introduction to the pedagogical culture in the most interesting and fascinating way. The increase in the number of pedagogical institutions and the number of students in them in the post-war period solved the problem not only of the shortage of teachers for an ever-growing population, but also of teacher training. Special conditions were created for national students (departments were opened, the study of the native language was included, etc.). It was necessary to choose teaching technologies in pedagogical institutions that meet the tasks of that time. The article presents specific facts illustrating the work of pedagogical schools and pedagogical institutes of the Krasnoyarsk Territory. The article is of interest to researchers in the field of the history of the development of regional education.
Key words: professional education, teacher training, Siberia, pedagogical school, pedagogical institute, future teacher, post-war years.
Введение. Подготовка педагогических кадров в регионах страны всегда была актуальной проблемой системы отечественного образования. На конец 1945-46 учебного года в 8-10 классах работало 60 процентов учителей, не имеющих высшего или среднего профессионального образования. Особенно плохо обстояло дело с кадрами учителей географии и иностранного языка, 76 процентов преподававших иностранный язык в школе не имели профессионального образования. В сельских школах не было ни одного преподавателя географии с профессиональным образованием. В Сибири недоставало квалифицированных учителей для должного обучения будущего поколения. Для понижения уровня непрофессионализма педагогов, усовершенствование обучения детей, после победы советского народа в Великой Отечественной войне развертывается большая работа по повышению идейно-политической и педагогической квалификации преподавателей; улучшается качество общеобразовательной и профессиональной подготовки в педагогических учебных заведениях, воспитательной работы со студентами, особенно в области идейно-политического воспитания.
В этой статье мы рассмотрим, каким образом в послевоенные годы решалась проблема нехватки квалифицированных учителей. Выясним с помощью каких методов, приемов, внеучебных мероприятий проходила подготовка педагогических кадров. Определим, через какие виды деятельности у студентов педагогических учреждений формировались важнейшие качества гражданина, такие как, ценностное отношение к труду и физическому здоровью, умение рассуждать, анализировать, активная гражданская позиция.
Изложение основного материала статьи. О педагогической подготовке студентов, о важности формирования всесторонней развитой личности учителя писали многие современные отечественные мыслители, а именно: Е.Е. Автономова, В.А. Далингер, Р.М. Зайцев, Е.И. Илалетдинова, А.С. Нестеров, В.И. Полухина, К.А. Ушмаева и др. Некоторые ученые исследовали подготовку педагогов в контексте развития в конкретных регионах Сибири, например, А.А. Алексеев (Западная Сибирь), Л.В. Алексеева (Ханты-Мансийск), Т.И. Дунбинская, Ф.Ф. Шамахов, (Западная Сибирь), Н.В. Кабаков (Омская область), В.В. Бибикова, А.Ф. Козлова, О.Б. Лобанова, А.И. Шилов (Восточная Сибирь), Ю.А. Мелехов (Алтайский край), Л.И. Снегирев (Западная Сибирь), Д.С. Федоров (Якутия) [1-5] и др. Нужно отметить, что совпадения хронологических и территориальных рамок, заданных нашим исследованием с вышеперечисленными, не произошло. Мы имеем либо историко-педагогические исследования школы Сибири и подготовки педагогов как одного аспекта в 1945-50 гг., например в работах В.В. Бибиковой [1], Ф.Ф. Шамахова [4]. Либо целостные историко-педагогические исследования педагогического образования в Сибири конца XIX - начала XX вв., например в монографии А.И. Шилова [5]. Все вышесказанное обусловливает необходимость обобщения опыта работы педагогических учебных заведений в Красноярском крае в период 1945-50 гг. Нужно отметить, что после окончания Великой Отечественной войны на территории Красноярского края было 7 педучилищ (Енисейский, Красноярский, Минусинский, Хакасский, Канский, Ачинский, Игарский) и четыре пединститута (Красноярский, Абаканский, Ачинский и Енисейский).
Большинство нормативно-правовых документов в области педагогического образования и кадрового обеспечения в 1945-1950-е годы касались вопросов заочной формы подготовки педагога и поддержки работающих учителей [3]. Позднее развитие высшего педагогического образования в Красноярском крае привело к дефициту педагогических кадров, а события ВОв лишь усугубили эту ситуацию. Заочное образование развивается не только в вузах, но и в педучилищах. Среди 7185 учителей начальной школы Красноярского края (на 1945-46 уч. год) около 3000 не имели педагогического образования, не более 2000 получали образование в заочной форме, выпуск из педучилищ составил 510 человек [1]. Примерно такая же картина в этот период была и в Западной Сибири: выпуск составил около 700 учителей. В то время как потребность составила около 6000 [4].
Воспитательная работа с учащимися педучилищ и пединститутов Красноярского края в первые послевоенные годы становилась все более целенаправленной, развивалась активность и творчество учащихся. Все это оказывало значительное влияние на их общее развитие и успеваемость. Важно отметить, что возросло количество комсомольских организаций во всех педучилищах, именно комсомольцы были инициаторами различного рода мероприятий по идейно-политическому воспитанию учащихся (политучеба, лекции, доклады) и повышению качества учебы.
Особое развитие получает работа кружков: предметных, спортивных и художественной самодеятельности. Все учащиеся педагогических учреждений были охвачены предметными кружками. Особенно плодотворно работали педагогические кружки. Так, в педучилище народов Севера (г. Игарка) на заседаниях кружка изучались: «Педагогическая деятельность», «А.С. Макаренко», «Ленин и школа». В Канском педучилище работало два педагогических кружка: один -
для учащихся третьих курсов, другой для учащихся четвертых курсов. Силами кружковцев проведены тематические вечера. «А.С. Макаренко и моя будущая профессия», прочитаны доклады «Семейное воспитание в произведениях А.С. Макаренко», «Ушинский - великий русский педагог», «Радость педагогического труда» и др. Интересной была тематика докладов: «Учение В.И. Ленина о коммунистическом воспитании», «Об условиях прочного усвоения учебного материала», «О нравственном воспитании ребенка в семье», «Особенности работы в сельской школе» и др. [2]. Доклады, материалы их обсуждения на собраниях педкружков публиковались в рукописных журналах педучилищ. Участие студентов в педкружках способствовало не только сплочению коллектива в образовательной организации, но и самостоятельное более детальное изучение трудов великих педагогов, анализа предложенных ими методов, умению рассуждать на педагогическую тематику.
Профессиональная направленность воспитательной работы проявлялась в проведении и таких, мероприятий как «Вечер русской сказки» с демонстрацией методики проведения такого вечера для малышей, читательских конференций, посвященных проблемам воспитания. Например, в Канском педучилище проводилась конференция по книге Виноградовой «Записки учительницы». В Абаканском педучилище пьеса «Снегурочка» обсуждалась учащимися совместно с режиссером и артистами театра. Через проведение таких мероприятий, студенты учились выделять главное, изучали различные технологии проведения уроков.
В пединститутах кафедры проводили ряд зональных конференций по следующим проблемам:
1. Кафедра педагогики - по проблеме нравственного воспитания.
2. Кафедра философии и политэкономии - по проблеме: «Закономерности формирования коммунистического отношения к труду».
3. Кафедра литературы - по вопросам социалистического реализма.
4. Кафедра русского языка - по методике преподавания русского языка и диалектологии.
Проведение конференций способствовало привлечению студентов к научной деятельности. Через научную деятельность у студентов происходило развитие логических операций, критического мышления, способность к сбору и анализу информации. В 1949 году в КГПИ организовано научное студенческое общество. На конференциях обсуждались вопросы о воспитании и образовании будущего поколения, о важности способности педагога содействовать всестороннему развитию личности учащегося, формированию у него коммунистического отношения к труду.
Огромное влияние на повышение качества подготовки учителей оказали решения ХХ-ХХ11 съездов КПСС, которые определили одну из главных задач педучилищ: политехническое и трудовое обучение будущих учителей. Преподаватели физики, химии, биологии, математики, географии, частных методик в педучилищах стали уделять большое внимание проведению лабораторных и практических работ, углубленному изучению сущности и путей политехнического обучения, элементов политехнического обучения в начальной школе. Студенты получали практические навыки по работе с деревом, картоном, навыки обращения с простейшими столярными инструментами. Во всех педучилищах созданы мастерские, в которых изготовляли пособия (счетные доски, таблицы, занимательные квадраты, гербарные папки и т.д.). Все вышеперечисленное способствовало формированию у будущих педагогов ценностного отношения к различной трудовой деятельности.
Как один из примеров решения задачи по политехническому и трудовому обучению студентов педагогических учреждений следует отметить деятельность коллектива КГПИ, он активно участвует в общественной жизни края и страны. Как результат выполнения поставленной задачи в 1957 году большая группа студентов и преподавателей награждена за трудовые успехи по уборке урожая медалью «За освоение целины и залежных земель». В 1958 году Астрономический совет АН СССР наградил значком «Международный физический год» группу преподавателей и студентов физико-математического факультета, осуществлявших наблюдение за движением первых искусственных спутников нашей планеты. Следует отметить, что кружок мичуринцев в Игарке занимался выращиванием различных цветов и овощей в условиях Крайнего Севера.
Задача воспитания всесторонне, гармонически развитой личности требовали соответствующей подготовки учителей начальных школ. Вследствие этого в педучилищах возникают кружки. Например, в Минусинском - кружок «Любителей астрономии», в котором читались такие доклады, как: «Звезды - далекие солнца», «Радиоперекличка с мировым пространством», организуются хоровые коллективы. Большое внимание уделяется разнообразным формам физического воспитания. Кроме уроков физкультуры, в каждом училище имеются спортивные секции, проводятся массовые спортивные мероприятия (эстафеты, кроссы, соревнования). Больших успехов добиваются учащиеся педучилищ в областных, краевых спортивных соревнованиях: лыжных, конькобежных и других. Проведение спортивных мероприятий способствовали пониманию студентами важности поддержания своей физической формы, как одной из составляющей здорового человека.
Большое внимание уделялось повышению идейно-теоретического уровня, улучшению качества преподавания. В результате большой методической помощи, коллективных форм (совещания, конференции, диспуты, кружки) и самостоятельной работы, усилению контроля, значительно улучшилось преподавание многих дисциплин и прежде всего педагогических.
В ряде педучилищ открываются отделения воспитателей детских домов, пионервожатых. Увеличивается количество выпускников национальных отделений. Для них выделены специальные группы и классы, увеличено количество часов на русский язык и математику. Нам известно, что в Абаканском педучилище в 1951 году хакасов очно обучалось 68 человек, на заочном отделении - 106 человек [2].
Также немаловажным являлось решить проблему с подготовкой преподавателей по географии и иностранных языков. Так в 1946 году в Красноярском пединституте был открыт факультет иностранных языков (отделение английское и французское), а в 1948 году открыт географический факультет. По окончанию обучения будущих педагогов, в 1950 году школы края получают квалифицированные кадры преподавателей иностранных языков, а с 1952 года - преподавателей географии.
Велик вклад педучилищ Сибири в дело подготовки народных учителей (табл. 1). За годы своего существования Красноярское педучилище подготовило учителей начальной школы, дошкольных работников, старших пионервожатых, учителей труда, преподавателей пения, музыки, руководителей хора средней школы. В стенах этого училища обучались известные всему краю заслуженная учительница Строкова К.А., поэтесса Алевтина Дрозд и многие другие. Многие выпускники педучилищ и пединститутов работали на руководящих постах, например, Колониченко А.Ф. стал первым секретарем Таймырского окружкома КПСС, Темных Т.И. заведовала Октябрьским РОНО, школой № 7. Красноярское училище окончили: профессор ветеринарного института Голощекин М. А., генерал. майор, доцент, кандидат военных наук Токарев И.М., кандидат химических наук, преподаватель Красноярского технологического института Кривошея А.Н. Делаем вывод об эффективности тех технологий применяемых в послевоенные годы в педагогических учреждениях, все вышеперечисленные люди занимали высокие должности, это говорит от том, что обучаясь в педагогических учреждений у них сформировались такие черты личности, как организованность, дисциплинированность, способность рассуждать, исследовать.
На протяжении многих лет готовил учительские кадры Абаканское педагогическое училище: воспитателей детских садов и других работников народного образования. Среди них кандидат филологических наук - хакасский писатель Доможаков Н.Г., кандидат наук Комкоева Н.И., доцент Баинова М.К. и другие. Восемь выпускников этого училища получили звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» (Домогашев Н.Е., Кызласов И.Л., Кызласов Е.Т., Селигеева А.Н. и другие).
Енисейское педагогическое училище выпустило учителей начальной школы, в том числе для татарских школ (табл. 1).
Таблица 1
Количество учителей, окончивших педучилища Красноярского края [2]
№ п-п Название педучилища Годы Кол-во выпускников (приблизительно)
1 Красноярское педучилище 1923-1950 3848
2 Абаканское 1929-1950 2471
3 Енисейское 1932-1950 849
4 Канское 1927-1950 1725
5 Игарское 1939-1950 255
6 Ачинское 1922-1950 1630
7 Минусинское 1922-1950 2668
Абаканский пединститут подготовил учителей математики, физики, истории, русского языка, хакасского языка и литературы. Из них очное отделение института окончило более 300 хакасов (табл. 2).
Большую роль в подготовке педагогических кадров для школ Крайнего Севера сыграл Енисейский педагогический институт. С самого начала своего существования в институте действовали такие факультеты, как: физико-математический, историко-филологический. За время своей деятельности он выпустил специалистов русского языка и литературы, математики, физики, истории. С 1949 года в Ачинске существовал учительский институт с двумя отделениями: физики и математики, русского языка и литературы.
Таблица 2
Количество учителей, окончивших педагогические и учительские институты Красноярского края [2]
№ п-п. Название института Годы Количество выпускников за годы существования (приблизительно)
1 Красноярский педагогический институт народного образования (ИНО) 1920-1923 70
2 Красноярский Гос. Пед. институт 1932-1950 6742
3 Абаканский пединститут 1939-1950 2055
4 Енисейский пединститут 1940-1950 754
5 Ачинский институт 1949-1950 около 20
Обобщив вышесказанное, мы составили таблицы 1-2, в которых отразили количество выпускников педагогических учреждений, находящиеся на территории Красноярского края. Важно отметить, что значительный скачок увеличения количества выпускников педагогических учреждений пришелся на послевоенные годы. Структура, содержание и методы обучения в педагогических заведениях менялись в зависимости от актуальных запросов народного образования, от уровня развития науки.
Выводы. В результате рассмотрения вопроса о педагогической подготовке кадров Сибири в послевоенные годы, можем сделать вывод о том, что она была направлена на всесторонне, гармонически развитую личность учителя. Этот термин подразумевал повышение идейно-теоретического уровня подготовки (проводились конференции, диспуты в рамках кружков, в которых у студентов формировалось логическое мышление, умение рассуждать и анализировать), политехническое и трудовое обучение (практические занятие по работе с деревом, с простейшими столярными инструментами, работа в мастерских), физическое воспитание (эстафеты, кроссы, соревнования), развитие творческих способностей (реализовывались кружки рисования), представления о процессах воспитании и обучения детей (создание педагогических кружков, в которых анализировались труды великих педагогов и ввелись рассуждения на вопрос о эффективном проведении педагогического взаимодействия).
Литература:
1. Бибикова, В.В. Выполнение закона о всеобуче в годы Великой отечественной войны в Красноярском крае. -Красноярск: ЗАО "Луна-Река", 2016. - 336 с.
2. Козлова, А.Ф. Развитие системы педагогического образования в Красноярском крае за годы Советской власти (1917-1967) / А.Ф. Козлова // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти: Сб. статей. -Красноярск, 1970. - С. 105-144.
3. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. - Москва: Педагогика, 1974. - 560 с.
4. Шамахов, Ф.Ф. Школа Западной Сибири за 50 лет Советской власти / Ф.Ф. Шамахов, И.С Окладников, П.Д. Войтик. - Новосибирск: Издательство Томского университета, 1970. - 396 с.
5. Шилов, А.И. Педагогическое образование в Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв. / А.И. Шилов, М-во образования Рос. Федерации, Краснояр. гос. ун-т, Лесосиб. пед. ун-т. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2004. - 193 с.