УРГПУ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
УДК 378.147:371.124(470.54)(091)
ББК 4448.93(235.55)6 ГСНТИ 14.09.91 Код ВАК 13.00.01
Гузненко Зинаида Ивановна,
кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры Отечественной истории и теории и методики обучения истории, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ В СВЕРДЛОВСКЕ В 1946-1960 ГГ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое образование; институт; школа; учительские кадры; образовательная политика.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются малоизученные вопросы подготовки учителей для общеобразовательной школы на примере Свердловского педагогического института в контексте новых задач, решаемых педагогическими вузами в послевоенные годы мирного строительства, в том числе численного роста студенческих контингентов и профессорско-преподавательского состава, совершенствования учебно-воспитательного процесса и укрепления материально-технической базы вуза. Развитие педагогического образования в рассматриваемый период было обусловлено государственными планами восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства, а также высокими темпами научно-технической революции, что потребовало расширения сети начальных, семилетних и средних школ. Рассматриваются различные аспекты деятельности Свердловского педагогического института: научно-исследовательская работа преподавателей и студентов (связанная в том числе с созданием студенческого научного общества и регулярными научными конференциями), организационные формы занятий (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование), учебно-воспитательный процесс, художественная самодеятельность, спортивное и туристическое движение, педагогическая практика студентов, сотрудничество вуза с органами народного образования. Характеризуется специфика воспитания в то время: период обучения в вузе рассматривался как важный этап в гражданском становлении личности, система воспитания представляла единый и стройный, сложный и многообразный механизм, который обеспечивал успешное решение задачи подготовки высококвалифицированных учительских кадров. Основная цель воспитания в эти годы заключалась в формировании идейно убежденных, теоретически вооруженных, всесторонне развитых, нравственно воспитанных, психологически подготовленных учителей советской школы. За рассматриваемый временной промежуток Свердловский государственный педагогический институт прочно вошел в группу передовых педагогических вузов в масштабах не только Урала, но и всей России.
Guznenko Zinaida Ivanovna,
Candidate of History, Associate Professor of Department of Russian History and Theory and Methods of Teaching History, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
TRAINING TEACHERS IN SVERDLOVSK IN 1946-1960
KEYWORDS: pedagogical education; school; institute; teaching staff; education policy.
ABSTRACT. The article deals with the understudied problems of training secondary school teachers by the example of Sverdlovsk Pedagogical Institute experience in the context of new tasks that were set after the war, including the problem of growth of the number of students and faculty, improvement of education process and better equipment of the university. The development of pedagogical education at the time under consideration was conditioned by the state plans of restoration and further development of national economy and a high rate of scientific-technical revolution, which demanded expansion of the network of primary, seven-year and secondary schools. The article studies various aspects of activity of Sverdlovsk Pedagogical Institute: scientific-research activity of the faculty and students (including the one connected with creation of the students' scientific socie ty and regular scientific conferences), organizational forms of classes (lectures, seminars, tutorials and laboratory works, course and diploma projects), academic and education process, amateur performances, sports and tourism movement, pedagogical practice of students and cooperation of the higher school with local education authorities. The author characterizes the specificity of education at that time: the period of study at the institute was considered to be an important stage in the civil formation of a person; the education system was a uniform and well-balanced, complex and versatile mechanism of ensuring a successful solution of the problem training highly-educated teachers. The main aim of education of that time was the formation of ideologically correct, theoretically well-prepared, morally educated and psychologically trained teachers of the soviet school. During the period under study Sverdlovsk State Pedagogical Institute became one of the leading pedagogical higher education institutions not only in the Urals but in Russia in general.
В послевоенный период государственная образовательная политика обуславливалась, по меньшей мере, двумя объективными факторами: во-первых, потребностями восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны, во-вторых, разворачивающейся и сразу набирающей высокие темпы (особенно за рубежом) научно-технической революцией. Основные направления и задачи государственной политики по развитию народного образования в послевоенный период рассматривались как неотъемлемая составная часть пятилетних планов развития народного хозяйства страны. Они формулировались в специально принимаемых директивных документах, как, например, в постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1954 года «Об улучшении подготовки, распределении специалистов с высшим и средним специальным образованием» и других. Так, государственным планом развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы предусматривалось доведение числа начальных, семилетних и средних школ до 193 тысяч, количества учащихся в них - до 31,8 млн с тем, чтобы обеспечить всеобщее обучение детей с семилетнего возраста как в городе, так и в деревне. Количество студентов в вузах планировалось увеличить до 674 тысяч, расширив при этом подготовку учителей для начальных и средних школ [25, с. 55]. По плану восстановления и развития народного хозяйства РСФСР количество школ к 1950 году должно было увеличиться до 114150, или на 60 %. В связи с этим прием в высшие педагогические учебные заведения планировалось довести до 209 тысяч человек, а выпуск будущих учителей - до 135 тысяч. За пятилетку планировалось построить 20 учебных зданий для педагогических институтов [29, с. 44].
По плану пятой пятилетки (19511955 гг.) намечалось обеспечить дальнейший рост культурного уровня народа, в том числе завершить переход к всеобщему среднему образованию (десятилетнему) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых, крупнейших промышленных центрах. В целях обеспечения возрастающей сети школ необходимым количеством учителей намечалось увеличение приема в педагогические институты на 45 % по сравнению с предыдущей пятилеткой. Предусматривалось расширение сети заочных и вечерних высших учебных заведений. В качестве одной из важнейших задач в области просвещения рассматривалось расширение подготовки научных и научно-педагогических
кадров через аспирантуру. Предусматривалось увеличение объемов капитальных вложений в просвещение на 50 % [27, с. 226]. Такие же высокие задачи в области народного образования ставились и на шестой пятилетний план развития народного хозяйства страны (1956-1960 гг.).
Осуществление заданий первых послевоенных пятилеток в области народного образования предполагало значительное расширение подготовки учительских кадров в педагогических учебных заведениях, повышения квалификации уже работающих учителей. При этом следует подчеркнуть, что общие задачи конкретизировались применительно к регионам с учетом их особенностей и возможностей. Уральский экономический район в послевоенное десятилетие отличался высокой динамичностью как в социально-экономическом, так и в культурном развитии. После перевода экономики на выпуск мирной продукции Урал становился основным поставщиком для народного хозяйства различных марок профилей металла, металлургического оборудования, машин для горно- и нефтедобывающей промышленности: экскаваторов, буровых установок, тяжелых рудничных электровозов и пр. Особенностью экономического развития региона было сохранение и дальнейшее укрепление военно-промышленного комплекса. Промышленный рост сопровождался развитием жилищного строительства. Высокие темпы развития промышленных отраслей привели к существенному изменению соотношения между городским и сельским населением в регионе. Быстрый рост городского населения, отражающий общие для страны тенденции, не мог не сказаться на состоянии образования. Так, в динамике сети общеобразовательных школ наблюдалось постепенное уменьшение начальных школ, как наиболее типичных для сельской местности, и увеличение количества семилетних и средних школ. Одновременно происходил рост численности учащихся в старших классах. Все это в еще большей степени актуализировало задачу обеспечения уральских школ квалифицированными педагогами.
Отраслевая структура высшего образования на Урале рационализировалась на протяжении четвертой пятилетки и всех пятидесятых годов. Это проявилось как в реорганизации имеющихся, так и в открытии новых вузов, факультетов, специальностей, главным образом, инженерно-технических. Процесс этот шел во всех областях и республиках Урала. Изменения в системе специального педагогического образования осуществлялись под влиянием отмеченного
© Гузненко З. И., 2015
выше процесса урбанизации, практического осуществления семилетнего всеобуча, расширения сети средних общеобразовательных школ, повышения требований к квалификации учителя. В Свердловске после окончания войны осуществлялось освобождение занятых в военное время школьных помещений, развивалось школьное строительство. Так, в 1947 и 1948 годах было введено по одной школе на 400 ученических мест каждая, в следующем году было построено два школьных здания на 1280 мест, в 1950-м - 9 школ на 4320 ученических мест. За тот же период вновь было открыто 16 школ рабочей молодежи [34, с. 347].
Проблема подготовки учителей с высшим образованием была тесно связана с проблемой восстановления сети педагогических учебных заведений, значительно сократившейся в военные годы, укрепления их учебно-материальной базы, увеличения контингентов студентов педагогических вузов, поэтому сразу же по окончании войны был принят ряд необходимых мер. Так, СНК СССР принял в августе 1945 года постановление «Об улучшении дела подготовки учителей», в соответствии с которым педагогические институты подразделялись на четыре категории, учительские - на две, а педагогические училища - на три. В зависимости от этого устанавливалось постоянное количество студентов на первых курсах, структура вузов, определялся минимум кафедр, кабинетов и лабораторий. Местным Советам депутатов трудящихся предлагалось оказать помощь пединститутам в укреплении их учебно-материальной базы, улучшении культурно-бытового обслуживания студентов [24, с. 38]. В декабре 1945 г. ВКВШ и НКП РСФСР издали приказ «О заочном обучении учителей». В этом документе излагались правила приема на заочные отделения, сроки обучения в них, льготы для учителей-заочников и др. В результате реализации этих и других правительственных решений только в первой послевоенной пятилетке сеть педагогических учебных заведений возросла на 118 единиц. Если в 1946 году в стране насчитывалось 316 педагогических и учительских институтов и около 700 педагогических училищ, то в 1950 году - уже 379 институтов и 755 педучилищ. Численность студентов в педвузах выросла почти вдвое: с 321,9 тысяч в 1945/46 уч. г. до 607 тысяч в 1950/51 уч. г. [35, с. 106, 146].
В послевоенное десятилетие Урал являлся одним из наиболее насыщенных высшими педагогическими учебными заведениями регионов на востоке страны вследствие открытия ряда педагогических институтов в дополнение к уже имеющимся.
Вновь были открыты в 1952 году Курганский, Бирский и Глазовский педагогические институты. На базе учительских были открыты в том же году Нижнетагильский и Орский пединституты. В 1954 году также на базе учительских были открыты Стерлита-макский и Шадринский пединституты [37, с. 154]. Крупнейшими высшими учебными заведениями этого профиля на Урале после войны являлись Свердловский и Челябинский пединституты. В 1946 году Свердловский пединститут был отнесен к группе вузов второй категории, что предусматривало увеличение планов нового приема студентов, изменение численности профессорско-преподавательского состава, количества кафедр, как основных структурных подразделений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс и научную работу [33, с. 56].
Свердловский пединститут оставался ведущим в деле подготовки учителей для самого города и Свердловской области на протяжении всего рассматриваемого периода. Его развитие на этом этапе сопровождалось структурными преобразованиями разного характера, вызванными, в первую очередь, потребностями школ в учительских кадрах, и принимаемыми в связи с этим правительственными решениями. В 1948 г. из состава института был выведен факультет иностранных языков, ставший (на основании приказа МП РСФСР от 9.08.48) самостоятельным вузом с официальным названием «Свердловский педагогический институт иностранных языков» [11, л. 15]. Как самостоятельный этот институт функционировал до 1956/57 уч. года включительно. В августе 1957 года он был возвращен в Свердловский пединститут на правах факультета [40, с. 136].
В связи с расширением среднего общего образования и необходимостью увеличения подготовки учителей с высшим педагогическим образованием в стране началось с 1952 года преобразование крупных самостоятельных учительских институтов в педагогические, а части их - в педагогические училища и другие учебные заведения. В соответствии с приказом МП РСФСР «Об изменениях в сети педагогических и учительских институтов в РСФСР» (от 2.09.52), в течение 1952/53 уч. г. было закрыто 56 учительских институтов, действовавших при педагогических вузах, в том числе и Свердловский учительский ин-стигут [37, с. 447; 17, л. 1]. С целью оптимизации сети и структуры высших учебных заведений, ведущих подготовку учительских кадров, 15.06.1952 г. был издан приказ Минвуза СССР и МП РСФСР «Об объединении отдельных малочисленных факультетов пединститутов с факультетами университетов». На основании этого приказа студенты
исторического факультета СГПИ были переведены в октябре 1955 года на соответствующий факультет Уральского госуниверситета [21, л. 12]. По решению МП РСФСР в Свердловском пединституте открывается в 1957 году факультет по подготовке учителей начальных классов (один из семи экспериментальных в стране), прием на первый курс которого составил 50 человек. В 1959 году в пединституте организуется еще один факультет - музыкально-педагогический. На основании распоряжения МП РСФСР от 20.07. 1960 г. было закрыто (с 1 августа 1960 г.) и вечернее отделение СГПИ [40, л. 136, 146, 149].
По состоянию на конец 1959/60 уч. года в Свердловском педагогическом институте функционировало 6 факультетов: биолого-географический - со специальностями «география» и «биология»; физико-математический - со специальностями «физика» и «основы производства», «математика и черчение»; историко-филологический - со специальностями «русский язык», «литература», «история»; иностранных языков - со специальностями «английский и немецкий», «немецкий и английский», «французский и немецкий» языки; начальных классов, готовивший учителей начальных классов, и музыкально-педагогический, готовивший учителей пения [23, л. 29, 30, 32, 33, 35, 36]. Таким образом, подготовка специалистов в Свердловском пединституте велась по всем основным образовательным областям средней школы.
Развитие института в послевоенный период сопровождалось ростом студенческих контингентов, что отражало общую потребность страны в учительских кадрах и проявилось, в частности, в увеличении планов приема в педвузы. Установка на увеличение численности студентов педвузов требовала серьезной подготовительной работы, тем более что в первые послевоенные годы вузы испытывали трудности с выполнением планов приема. В 1946 году из 65 педагогических институтов РСФСР не выполнили план 26, а из 107 учительских - 68. В такой ситуации разрешалось превышение установленных цифр приема студентов. Прием студентов на 1 курсы Свердловского педагогического и располагавшегося на его базе учительского институтов вырос (соответственно) с 230 и 120 человек в 1945 году до 525 и 200 человек в 1950 году [41, с. 64; 7, л. 2 об.; 10, л. з;.12, л. 24; 15, л. 20].
Особой заботы требовало сохранение студенческих контингентов, так как отсев студентов в первые послевоенные годы был довольно значительным. В СГПИ он составил 17 % в 1945/46 уч. году и 21,6 % в
1946/47 уч. году. Причины отсева были разные: семейные обстоятельства, болезнь, перевод в другие вузы, тяжелое материальное положение. Многие из отчисленных были вынуждены оставлять учебу из-за отсутствия общежитий. Имели место пропуски занятий и неподготовленность к ним, что, в свою очередь, отрицательно сказывалось на успеваемости студентов и также вело к их отчислению. В отчете института об итогах работы в 1946/47 уч. году сообщается, что общежития института, переданные в годы войны одному из оборонных заводов, все еще не возвращены. В распоряжении вуза оставалось одно здание жилой площадью в 79 кв. м., на которой можно было разместить 20 студентов. Поэтому институт арендовал 630 кв. м. жилой площади для проживания студентов в здании Свердловского ОблОНО, где было размещено при крайнем уплотнении 230 человек. Свыше 200 студентов было поселено в неприспособленном для жилья здании педучилища по ул. К. Либкнехта, 9. Остальные нуждающиеся в жилье студенты поселялись на арендованных институтом частных квартирах [4, л. 4, 20; 16, л. 125; 5, л. 8]. Ситуация с общежитиями существенно не изменилась даже к концу 1950-х годов. Тем не менее следует отметить, что все общежития обеспечивались необходимым жестким и мягким инвентарем, утром и вечером для студентов готовился кипяток. Студентам, проживающим на частных квартирах, выдавался комплект постельного белья, который менялся раз в 10 дней. В целях сохранения студенческих контингентов принимались и другие меры. Студентам оказывалась материальная помощь, выдавались овощи с институтского склада, ордера на промышленные товары, санаторно-курортные путевки. Все это вместе взятое в сочетании с постепенным улучшением материальной базы института позволило уже к началу 1950-х годов снизить проблему отсева. В 1949/50 уч. году отсев студентов составлял 7 % [16, л. 125]. А в отчете о работе пединститута за 1958/59 уч. год показывается, что количество выбывших в течение года по разным причинам студентов составило 2,3 %, как и в предыдущем учебном году [16, л. 125; 23, л. 7].
Увеличение плановых заданий по новому приему в сочетании с работой по сохранению студенческих контингентов обусловили устойчивый рост численности студентов Свердловского педагогического и учительского институтов, о чем свидетельствуют статистические данные за 1945/46-1950/51 учебные годы дневной формы обучения, по состоянию на начало учебного года [2, л. 7; 3, л. 2; 8, л. 17; 10, л. 13; 14, л. 1, 2].
Институт Учебный год
1945/46 1946/47 1947/48 1948/49 1949/50 1950/51
педагогический 530 909 1064 963 1083 1115
учительский 194 285 285 293 387 407
Всего: 724 1194 1349 1256 1470 1522
Следует отметить, что численность студентов СГПИ дневной формы обучения имела устойчивую тенденцию к росту и после того, как был закрыт учительский институт, и составляла в 1955/56 уч. году -1882 человек, в 1956/57 - 1336, в 1957/58 -1991, в 1958/59 - 1994 и в 1959/60 - 1909 человек. К этому следует добавить, что на заочном отделении Свердловского пединститута обучалось почти равное дневному отделению количество студентов [21, л. 29; 22, л. 91, 75, 57, 26]. Так, если в 1950/51 уч. году на заочном обучении числилось 1402 студента, то в 1957/58 - 2500, то есть численность их выросла почти в 1,8 раза. Увеличение студенческих контингентов было связано и с реализацией требования Министерства просвещения РСФСР (2.10.1952) к краевым и областным отделам народного образования, министерствам просвещения автономных республик обеспечить в течение 1953 и 1954 годов поступление на заочные отделения педагогических и учительских институтов всех учителей V-X классов, не имеющих соответствующего образования, вплоть до освобождения их от работы, если они систематически неудовлетворительно выполняли свои служебные обязанности вследствие отсутствия достаточной теоретической подготовки и при этом отказывались повышать свою квалификацию. При этом директора школ и районные отделения народного образования должны были осуществлять контроль и оказывать помощь учителям-заочникам, улучшить постановку проверки выполнения учителями-заочниками учебных заданий института. Письмо МП РСФСР «О предоставлении отпусков учителям-заочникам» от 14 февраля 1955 г., направленное на места, также способствовало улучшению ситуации в деле повышения квалификации работающих учителей [29, с. 402].
На заочном отделении СГПИ обучались, главным образом, учителя Свердловской области, так как многие из них не имели соответствующего образования, поэтому прием студентов на заочное отделение осуществлялся при активном участии Свердловского областного отдела народного образования, который держал ситуацию под своим контролем. В частности, своевременно издавались приказы о проведении приема учителей на заочное отделение института, в которых определялся персональный состав учителей, подлежащих обучению,
указывалось на создание для таковых надлежащих условий для подготовки к вступительным экзаменам. Итоги учебных сессий доводились до сведения заведующих районных и городских отделов народного образования и т.п. [41, с. 65]. О составе студентов заочного отделения СГПИ по профессиональному признаку можно судить на основе его годовых отчетов. В отчете за 1956/ 57 уч. г. сообщается, что на заочном отделении пединститута обучалось 2203 студента, из них 1645 - учителя 5-10-х классов, 326 - учителя начальных классов, 47 пионервожатых, 147 работников советского, партийного и комсомольского аппарата и 5 военнослужащих. 33 заочника нигде не работали [26, с. 93]. Свердловский пединститут был одним из ведущих в деле подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для области и города Свердловска.
Профессорско-преподавательский состав пединститута на протяжении всего рассматриваемого периода оставался достаточно стабильным по количественным и качественным характеристикам, несмотря на имеющее место движение, обусловленное разными причинами. В конце 1944/45 уч. года в институте работало 95 научных сотрудников (74 штатных и 21 совместитель), в том числе 6 профессоров, два из которых имели степень доктора наук, и 23 -доцента [1, л. 4]. По окончании войны многие работавшие в институте крупные ученые реэвакуировались. Например, А. А. Соколов, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой физики, в сентябре 1945 года был переведен на работу в Москву. На вакантные места приглашались совместители, число которых в 1945/46 уч. году составило 31, в 1946/47 -уже 39 человек [41, с. 60]. Кадровая проблема решалась разными путями, одним из которых стала подготовка специалистов через аспирантуру, открытую в институте еще в годы войны, план приема в которую на протяжении рассматриваемого периода был относительно равномерным. На 1945/46 уч. год план приема в аспирантуру был установлен в количестве 8 человек. На работу в СГПИ направлялись также выпускники аспирантуры московских и ленинградских вузов. Рост студенческих контин-гентов в институте обусловил увеличение штатов профессорско-преподавательского состава. Постепенно росло и количество преподавателей с учеными степенями кан-
дидатов наук и учеными званиями доцента, которое составляло в 1949/50 уч. году - 29, в 1950/51 уч. году - 39, в 1951/52 уч. году -также 39, в 1952/53 уч. году - 48 человек. В 1951 году была защищена докторская диссертация по физике Ю. П. Булашевичем, в 1954 году докторскую диссертацию по вопросам византиноведения защитил М. Я. Сю-зюмов. В 1955/56 уч. году над диссертациями работали 30 сотрудников института. В 1958/59 уч. году из 217 научных работников института 65 имели ученую степень кандидатов наук, что составляло 30 % и соответствовало средним показателям по педвузам РСФСР. Ученое звание доцента имели 40 преподавателей [18, л. 14; 23, л. 2].
Научно-исследовательская работа преподавателей института развивалась в направлениях, обусловленных потребностями образования и народного хозяйства. Учеными вуза разрабатывались теоретические и прикладные темы. Результаты научных исследований апробировались и пропагандировались в учебно-воспитательном процессе, на научно-практических конференциях вузовского, регионального и всероссийского уровня, в публикациях методического и научно-теоретического характера. В научную работу активно включалось студенчество. 20 апреля 1949 года в институте было создано студенческое научное общество, деятельность которого активно развертывалась. Первые послевоенные научные конференции преподавателей и студентов были проведены в 1947 году на тему «Успехи науки в СССР за 30 лет Советской власти». В 1948 году были проведены «Уральские чтения», подготовленные комиссией во главе с историками Е. Г. Суровым и В. Я. Кривоноговым, которые регулярно проводились в последующие годы. В марте 1951 года на базе института была проведена научно-методическая конференция 30 математических кафедр педагогических и учительских институтов Урала. [40, с. 89, 93, 98, 107]. Научная активность профессорско-преподавательского состава существенно выросла к концу рассматриваемого периода. В 1958/59 уч. году было проведено 9 общеинститутских конференций. Многие преподаватели института: В. И. Прокаев, А. Ф. Семенович, Е Л. Шувалов, И. Б. Канторович и др., - создавали учебники, учебные пособия и методические руководства для студентов. Был написан целый ряд методических пособий для учителей, в частности: «Игра как средство формирования у учащихся готовности к труду» (Е. А. Фомин), «Климат Урала» (Л. Ф. Мельчаков), «Требования к учебнику по физике для средней школы» (Г. К. Карпинский) и др. Руководство института направило в декабре 1958 г.
органам народного образования и ИУУ рекомендации по вопросам улучшения учебной и воспитательной работы школ. Областному отделу народного образования и Институту усовершенствования учителей было представлено более 20 научно-методических работ. [23, л. 136, 142, 146]. В 1958/59 уч. году в институте состоялся уже 17-й выпуск «Ученых записок».
Качественный состав преподавателей института позволял решать на высоком уровне задачи профессиональной подготовки будущих учителей, что стало особенно актуальным в условиях мирного времени, когда потребовалось внести коррективы в организацию и содержание их подготовки в соответствии с новыми задачами, стоящими перед общеобразовательной школой. Участники состоявшегося в мае 1946 года Всероссийского совещания директоров педагогических и учительских институтов высказались за внесение изменений в учебные планы и программы педвузов, указали на необходимость совершенствования учебных пособий по психолого-педагогическому циклу дисциплин, устранения недостатков в содержании и организации педагогической практики студентов. В 1947-1948 годах в педагогических институтах были введены в действие заново разработанные программы, утвержденные МВО СССР, ориентированные на подготовку учителей широкого профиля. В 1948/49 уч. году были приняты новые учебные планы пединститутов, в соответствии с которыми должна была усилиться практическая направленность подготовки студентов [36, с. 108, 109]. В июне 1951 года были утверждены учебные планы педагогических институтов, в которые были внесены изменения, по сравнению с предшествующими, по циклу специальных дисциплин как основному в подготовке учителя-предметника, по циклу педагогических дисциплин, направленные на повышение качества подготовки будущих педагогов [39, с. 34, 35]. По мнению В. П. Елютина, пристальное внимание к учебным планам, как государственным документам, определяющим общее направление и основное содержание подготовки специалистов, было обусловлено тем, что этот нормативный документ представлял собой не только перечень определенных дисциплин с указанием времени на их изучение, но и логически стройную систему областей знания, необходимых специалисту. Учебный план обеспечивал единые требования к подготовке специалистов одинакового профиля разными вузами, регламентировал порядок и сроки обучения, график учебного процесса в целом. [31, с. 233]. Серьезные изменения претерпели учебные планы педагогических учебных
заведений после принятия в 1958 году Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в СССР».
Организация учебного процесса в педагогических вузах Урала строилась на основе государственных учебных планов и программ. Представляя в обобщенном виде исторический опыт педвузов Урала, А. И. Деменев и Н. С. Добровольский отмечали, что вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса, постоянно находились в центре внимания руководства институтов. Осуществлялся соответствующий духу времени строгий контроль деятельности всех подразделений институтов. Отчеты деканов и заведующих кафедрами периодически заслушивались на совещаниях при директорах. В целях всестороннего изучения деятельности кафедр и деканатов создавались специальные комиссии. Итоги проделанной работы обсуждались на заседаниях Ученых советов, партийных бюро институтов и в другом формате [30, с. 20]. Все это в полной мере относилось к деятельности Свердловского пединститута, учебно-воспитательный процесс в котором в рассматриваемый период реализовывался как целостная система организационных форм и методов. Каждая из организационных форм: лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, курсовое и дипломное проектирование, учебная и производственная практика, -решала свои специфические задачи подготовки специалистов, образуя в то же время единый дидактический комплекс.
В рассматриваемый период большое внимание уделялось учебно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса как важному условию качественной организации аудиторной и самостоятельной работы студентов, убедительным показателем чего может служить внимание к развитию библиотечного фонда института. Общее количество единиц хранения в институтской библиотеке выросло со 150 тысяч томов в 1948/49 уч. году до 178 643-х в 1952/53 уч. году [11, л. 15; 18, л. 13]. Как можно видеть из годовых отчетов, институтская библиотека комплектовалась разными путями: через библиотечный коллектор, Академкнигу, базу подписных изданий, свердловские магазины книготорга. Литература выписывалась через службу «Книга - почтой» из разных городов. Библиотека использовала МБА 8 иногородних и 6 городских библиотек. [21, л. 152]. На основе писем, поступавших в адрес СГПИ из отделов ГУВУЗ МП РСФСР, можно сделать вывод, что институт заказывал и получал из
министерства программную и методическую литературу. Так, только в октябре-декабре 1949 года научно-методическим кабинетом по заочному обучению МП РСФСР было отправлено в адрес СГПИ более 30 посылок с программами по разным предметам учебного плана, в том числе: по основам марксизма-ленинизма, истории СССР, средних веков, географии растений и др. [13, л. 43-45, 47]. Постепенно росли финансовые расходы на приобретение литературы, составив в 1946/47 уч. году 70 534 руб., в 1955/56 уч. году - 77 843 руб. Это стало возможным благодаря росту общего финансирования деятельности института, которое увеличилось с 3 836 тысяч рублей в 1945 г. до 9 728,7 тысяч - в 1958 году [5, л. 143; 21, л. 152; 19, л. 44].
Большое внимание в институте уделялось организации педагогической практики студентов. Уже в 1945/46 уч. году педагогическая практика 245 студентов III и IV курсов была проведена в полном объеме в 12 школах Свердловска. В 1946/47 уч. году педпрактику прошли 285 студентов, в 1947/48 уч. г. -447 студентов. В процессе подготовки к практике разрабатывались планы ее проведения, формы отчетности, перед выходом на практику проводились собрания студентов. В июле 1947 года была проведена конференция молодых учителей - выпускников СГПИ с целью обобщения их мнения о теоретической, общепедагогической и методической подготовке, полученной в годы обучения в вузе [6, л. 102].
В 1946/47 уч. году к институту была прикреплена в качестве базовой семилетняя школа № 23, находившаяся на бюджете городского отдела народного образования. В этой школе проводилась не только педагогическая, но и специальная практика студентов по курсам педагогики и психологии. В отчете института за указанный учебный год отмечается, что этой базовой школе оказывали систематическую помощь преподаватели кафедры педагогики, принимая участие в заседаниях Совета школы, выступая с докладами на родительских собраниях и в других формах. Профессора, доценты и преподаватели института прочитали для учителей города в течение 1946/47 уч. года 150 докладов по различным теоретическим и методическим вопросам, принимали активное участие в работе городского и областного институтов усовершенствования учителей. Преподаватели вуза участвовали в качестве членов экзаменационных комиссий на выпускных экзаменах в средних школах г. Свердловска [5, л. 141-143]. В 1947 г. приказом МП РСФСР к институту была прикреплена как базовая женская средняя школа № 5 г. Свердловска. В годовом отчете школы за
1947/48 уч. г. отмечалось, что после прикрепления школы к пединституту улучшились ее материально-техническая база, деловой и идейно-политический уровень учителей, которые посещали заседания кафедр пединститута по вопросам, связанным с работой в школе. Студенты пединститута организовали в период прохождения педагогической практики в этой школе большую и разнообразную внеклассную работу: мероприятия, посвященные 800-летию Москвы и 225-летию Свердловска; конференции и пионерские сборы, выпуск тематических бюллетеней, руководство предметными кружками, занятия с отстающими ученицами и др. Преподаватели пединститута провели ряд занятий с учащимися старших классов в период подготовки их к экзаменам, посетили уроки отдельных учителей, оказав им при этом конкретную помощь [9, л. 137, 138]. Сотрудничество с этой школой продолжалось до конца 1950-х годов.
База для проведения педагогической практики постепенно расширялась, совершенствовалось ее содержание и организация, как важнейшей составляющей профессиональной подготовки студентов. С 1950/51 уч. г. педагогическая практика стала проводиться и в сельских школах. В 1954 год Свердловский Городской отдел народного образования закрепил за институтом 27 лучших городских школ для проведения практики и экспериментальной работы. [40, с. 123]. В 1955/56 уч. году была введена летняя педагогическая практика студентов II курса, которая проводилась в пионерских лагерях. Опыт проведения практики в сельских школах и в пионерских лагерях обогатил профессиональную подготовку студентов института к работе в школе. [20, л. 325]. В 1958/59 уч. году педагогическая практика студентов проводилась уже в 56 общеобразовательных школах и 8 школах рабочей молодежи Свердловска, в 5 сельских школах. На основе проекта инструкции МП РСФСР от 28.10.1957 года по педпрактике на каждом факультете были разработаны программы практики. Групповыми руководителями-методистами назначались преподаватели института, имеющие опыт работы в школе или многолетний опыт руководства педпрактикой, и учителя школ [23, л. 64, 67]. Педагогическая практика абсолютного большинства студентов оценивалась как отличная.
Сотрудничество Свердловского пединститута с органами народного образования, Свердловским институтом усовершенствования учителей в направлении совершенствования профессиональной подготовки студентов всех форм обучения, оказания учительству систематической помощи в их
практической работе и в деле повышения их квалификации становилось все более разнообразным и интенсивным. В октябре 1947 года облоно организовал в Свердловском Доме учителя выставку «Народное образование Свердловской области за 30 лет Советской власти», где был представлен и вклад Свердловского пединститута в развитие образования. В апреле 1948 года в институте был организован лекторий для школьников по программам средней школы с целью оказания помощи школам в подготовке старшеклассников к переводным и выпускным экзаменам. В июле 1951 года на базе института были проведены межобластные курсы по подготовке учителей логики и психологии. По заданию МП РСФСР педагогами института были разработаны учебные планы и решены другие вопросы для запланированных на 1959/60 уч. год курсов переподготовки учителей математики, черчения, русского языка и географии. В октябре 1960 года пединститут совместно с облоно и ИУУ провел научно-методическую конференцию, на которой были обсуждены результаты экспериментальной работы по новым учебным планам и программам [40, с. 90, 94, 108, 146, 150].
В Свердловском педагогическом институте, как и во всех высших учебных заведениях страны, являвшихся важными образовательно-воспитательными учреждениями, большое внимание уделялось воспитанию студентов. Период обучения в вузе рассматривался как важный в гражданском становлении личности, когда происходит формирование убеждений и превращение их в принципы деятельности. Исследователи истории педагогического образования этого периода отмечают, что система воспитания в 1950-е годы представляла единый и стройный, сложный и многообразный механизм, который обеспечивал успешное решение задачи подготовки высококвалифицированных учительских кадров. Как отмечает Ф. С. Кудрявцев, основная цель воспитания в эти годы заключалась в формировании идейно убежденных, теоретически вооруженных, всесторонне развитых, нравственно воспитанных, психологически подготовленных учителей советской школы [32, с. 47]. Профессорско-преподавательский состав, студенческий коллектив, партийная, комсомольская и профсоюзная организации СГПИ были активно включены не только в научно-теоретическую и профессионально-практическую, но и в идейно-политическую и духовно-нравственную подготовку специалистов, обогащая накопленный ранее опыт. В институте получили широкое развитие художественная самодеятельность, занятия спортом, туризм, лекционная деятельность и
др. Студенты института принимали активное участие в молодежном движении по освоению целины, не прекращая участия в традиционном оказании помощи колхозам и совхозам Свердловской области в уборке урожая. Это направление деятельности вузовского коллектива нашло отражение в научных публикациях по истории пединститута [33, 40, 41].
1946-1950-е годы - это период послевоенного восстановления и дальнейшего развития отечественной системы педагогического образования, тесно сопряженного с процессом развития общеобразовательной школы. Это пятнадцатилетие было временем самых разных преобразований в деятельности средней и высшей школы, включая педагогические вузы: в системе управления и финансирования, в структуре и содержании образования, в планировании и организации учебно-воспитательного процесса. Это время активного поиска, творчества и энтузиазма педагогических работников, стремившихся своим трудом внести вклад в общенародное дело восстановления и дальнейшего разви-
тия экономики и культуры страны. Студенческий и профессорско-преподавательский коллективы СГПИ внесли весомую лепту в дело подготовки учительских кадров. Развитие и укрепление материально-технической базы, высокий уровень научно-педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава Свердловского государственного педагогического института, его постоянное взаимодействие и сотрудничество с органами народного образования являлись важными условиями для выполнения институтом главной задачи - качественной подготовки учителей для общеобразовательных школ Свердловска и Свердловской области. За пятнадцать послевоенных лет из стен Свердловского пединститута было выпущено более десяти тысяч специалистов, способных и готовых с честью нести высокое звание Учителя. Свердловский государственный педагогический институт прочно вошел в группу передовых педагогических вузов не только на Урале, но и в Российской Федерации.
ИСТОЧНИКИ
1. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. р-2162. Оп.1. Д. 59.
2. ГАСО. Ф. р-2162. Оп.1. Д. 63.
3. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д.67.
4. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 68.
5. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 69.
6. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 71.
7. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 74.
8. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 75.
9. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 79.
10. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 81.
11. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 83.
12. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 89
13. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 90.
14. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 91.
15. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 96.
16. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 100.
17. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 102.
18. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 143.
19. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 169.
20. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 196.
21. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 214.
22. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 236.
23. ГАСО. Ф. р-2162. Оп. 1. Д. 278.
24. Вестник высшей школы. 1950. № 9.
25. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. М., 1946.
26. Культурное строительство на Среднем Урале. 1941-1977 : Сб. док. Т. 2. Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. С. 93.
27. Народное образование в СССР : Сборник нормативных актов. М., 1987.
28. Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1948.
29. Справочник директора школы : Сборник постановлений, приказов, инструкций и других руководящих материалов о школе / сост. М. М. Дейнеко. Изд. 2-е. М. : Госучпедгиз, 1955.
ЛИТЕРАТУРА
30. Деменев А. И., Добровольский Н. С. Высшее образование на Урале. Свердловск, 1958.
31. Елютин В. П. Высшая школа общества развитого социализма. М., 1980.
32. Кудрявцев Ф. С. Военно-патриотическое воспитание студентов педагогических институтов : учебное пособие. Ленинград, 1975.
33. Леднев В. П. Школа педагогических кадров на Среднем Урале. Свердловск, 1975.
34. Очерки истории Свердловска: 1723-1773. Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1973.
35. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941-1961. М., 1988.
36. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в СССР. М., 1979.
37. Педагогическая энциклопедия. В 4 т. Т. 4 / Гл. ред. И. А. Каиров. М. : «Советская энциклопедия», 1968.
38. Педагогические институты СССР : сборник - аннотация / под ред. В. К. Розова. М., 1980.
39. Суворов Н. П. Новые учебные планы педагогических институтов / / Вестник высшей школы. 1951. № 9.
40. Уральский государственный педагогический университет : летопись-хроника. 1930-2000 / сост., общ.ред. А. М. Лушникова; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000.
41. Уральский государственный педагогический университет: очерки истории / отв. ред. В. А. Козлов; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001.
REFERENCES
1. Gosudarstvennyy arkhiv Sverdlovskoy oblasti (GASO). F. r-2162. Op.1. D. 59.
2. GASO. F. r-2162. Op.1. D. 63.
3. GASO. F. r-2162. Op. 1. D.67.
4. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 68.
5. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 69.
6. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 71.
7. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 74.
8. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 75.
9. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 79.
10. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 81.
11. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 83.
12. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 89
13. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 90.
14. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 91.
15. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 96.
16. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 100.
17. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 102.
18. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 143.
19. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 169.
20. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 196.
21. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 214.
22. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 236.
23. GASO. F. r-2162. Op. 1. D. 278.
24. Vestnik vysshey shkoly. 1950. № 9.
25. Zakon o pyatiletnem plane vosstanovleniya i razvitiya narodnogo khozyaystva SSSR na 1946-1950 gg. M., 1946.
26. Kul'turnoe stroitel'stvo na Srednem Urale. 1941-1977 : Sb. dok. T. 2. Sverdlovsk : Sred.-Ural. kn. izd-vo, 1987. S. 93.
27. Narodnoe obrazovanie v SSSR : Sbornik normativnykh aktov. M., 1987.
28. Narodnoe obrazovanie. Osnovnye postanovleniya, prikazy i instruktsii. M., 1948.
29. Spravochnik direktora shkoly : Sbornik postanovleniy, prikazov, instruktsiy i drugikh rukovodyashchikh materialov o shkole / sost. M. M. Deyneko. Izd. 2-e. M. : Gosuchpedgiz, 1955.
30. Demenev A. I., Dobrovol'skiy N. S. Vysshee obrazovanie na Urale. Sverdlovsk, 1958.
31. Elyutin V. P. Vysshaya shkola obshchestva razvitogo sotsializma. M., 1980.
32. Kudryavtsev F. S. Voenno-patrioticheskoe vospitanie studentov pedagogicheskikh in-stitutov : uchebnoe posobie. Leningrad, 1975.
33. Lednev V. P. Shkola pedagogicheskikh kadrov na Srednem Urale. Sverdlovsk, 1975.
34. Ocherki istorii Sverdlovska: 1723-1773. Sverdlovsk : Sred.-Ural. kn. izd-vo, 1973.
35. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoy mysli narodov SSSR. 1941-1961. M., 1988.
36. Panachin F. G. Pedagogicheskoe obrazovanie v SSSR. M., 1979.
37. Pedagogicheskaya entsiklopediya. V 4 t. T. 4 / Gl. red. I. A. Kairov. M. : «Sovetskaya entsiklopediya», 1968.
38. Pedagogicheskie instituty SSSR : sbornik - annotatsiya / pod red. V. K. Rozova. M., 1980.
39. Suvorov N. P. Novye uchebnye plany pedagogicheskikh institutov / / Vestnik vysshey shkoly. 1951. № 9.
40. Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet : letopis'-khronika. 1930-2000 / sost., obshch.red. A. M. Lushnikova; Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2000.
41. Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet: ocherki istorii / otv. red. V. A. Kozlov; Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2001.
Статью рекомендует д-р ист. наук, проф. М. В. Попов.