автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е.Р. Дахина. - Воронеж, 2017. - 24 с.
6. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск, 1976. - 25 с.
7. Ивлева, О.В. Педагогическое сопровождение центра содействия трудоустройству выпускников вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / О.В. Ивлева. - Калининград, 2012. - 24 с.
8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 508 с.
9. Краснорядцева, О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности / О.М. Краснорядцева. - Барнаул, 1998. - 114 с.
10. Михайлова, Т.А., Габриелян, Я.С. Формирование готовности к трудоустройству у студентов вузов / Т.А. Михайлова, Я.С. Габриелян // Педагогика и просвещение. - 2020. - № 4. - С. 86-95.
11. Панкратова, Т.Б. Сетевое взаимодействие учреждений высшего профессионального образования и службы занятости по адаптации выпускников на рынке труда: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Т.Б. Панкратова. - Томск, 2011. - 23 с.
12. Пахтусова, Н.А., Герцог, Г.А. Исследование профессиональных намерений выпускников профессионально-педагогического вуза / Н.А. Пахтусова, Г.А. Герцог // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 437.
13. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда: учебное пособие / Н.С. Пряжников. - 3-е изд., испр. и доп. -Москва: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 534 с.
14. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядова. - Ленинград: Наука, 1979. - 264 с.
15. Трудоустройство выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования / https://rosstat.gov.ru/labour_force
16. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - Москва: Наука, 1966. - 449 с.
17. Чаплин, Ю.С. Организационно-педагогическое взаимодействие профессионального училища и службы занятости на территориальном рынке труда: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ю.С. Чаплин. - Москва, 2005. - 23 с.
18. Шаляпина, С.В. Организационно-педагогические условия содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов педагогического вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 5.8.7. / С.В. Шаляпина. - Томск, 2021. - 22 с.
19. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции / Л.Б. Шнейдер // Мир психологии. - 2001. - № 1. - С. 64-78.
20. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие / Л.Б. Шнейдер. -Москва: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2004. - 600 с.
Педагогика
УДК 371.8
кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Блинцова Ирина Михайловна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1935-1945 ГГ.
Аннотация. В статье описаны методы и формы педагогического образования, реализованные в высших учебных заведениях и в педтехникумах Красноярского края в 1935-45 гг. В данный период была приоритетной заочная форма обучения студентов. Рассмотрены меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения будущих учителей, и способы подготовки педагогических кадров в предвоенные годы и годы Великой отечественной войны. Институт повышения квалификации обеспечил обучающихся необходимыми учебными материалами, провёл ряд мероприятий по привлечению на экстернат и на заочное обучение. Большое значение в подготовке учителей имел Красноярский педагогический институт. Во время войны было произведено его расширение: открыты новые факультеты (физико-математический, факультет русского языка и литературы с северным отделением). В Хакасии был открыт Абаканский учительский институт с тремя факультетами. На севере Красноярского края начал свою работу Енисейский учительский институт, впоследствии преобразованный в Енисейский государственный педагогический институт. С началом Великой Отечественной войны в институтах и в училищах сократилось число педагогов. В школах работали педагоги, зачастую не имеющие должной педагогической подготовки. В этот период снижается успеваемость у учащихся школ Красноярского края. Обучающиеся и преподаватели собственными силами обеспечивали жизнедеятельность учебных заведений в военное время. В связи с военными условиями некоторые училища и техникумы были переведены в другие города. На основе анализа архивных материалов в статье показано число студентов, получивших педагогическое образование с 1935 по 1945 годы. Данная статья заслуживает внимания исследователей проблем истории развития педагогического образования в регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: педагогическое образование, Великая Отечественная война, предвоенные годы, экстернат, заочное обучение, повышение квалификации.
Annotation. The article describes the methods and forms of pedagogical education implemented in higher educational institutions and pedagogical colleges of the Krasnoyarsk Territory in 1935-45. During this period, the correspondence form of students' education was a priority. The measures aimed at creating favorable conditions for the training of future teachers and ways of training pedagogical personnel in the pre-war years and the years of the Great Patriotic War are considered. The Institute of Advanced Training provided students with the necessary educational materials, carried out a number of measures to attract students to external studies and distance learning. The Krasnoyarsk Pedagogical Institute was of great importance in the training of teachers. During the war, its expansion was carried out: new faculties were opened (physics and Mathematics, Faculty of Russian Language and Literature with a northern department). The Abakan Teachers' Institute with three faculties was opened in Khakassia. In the north
of the Krasnoyarsk Territory, the Yenisei Teachers' Institute began its work, later transformed into the Yenisei State Pedagogical Institute. Since the beginning of the Great Patriotic War, the number of teachers in institutes and colleges has decreased. Teachers often did not have proper pedagogical training worked in schools. During this period, the academic performance of students of schools in the Krasnoyarsk Territory decreases. Students and teachers on their own provided for the life of educational institutions in wartime. Due to military conditions, some schools and technical schools were transferred to other cities. Based on the analysis of archival materials, the article shows the number of students who received pedagogical education from 1935 to 1945. This article deserves the attention of researchers of the problems of the history of the development of pedagogical education in the regions of the Russian Federation.
Key words: teacher education, The Great Patriotic War, pre-war years, external study, correspondence course, professional development.
Введение. Действующие в настоящее время нормативно-правовые акты в сфере образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон Красноярского края «Об образовании в Красноярском крае», Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, Профессиональный стандарт педагога) указывают нам на важность подготовки компетентных педагогов в Российской Федерации. Недостаточность кадрового обеспечения в школах Красноярского края, также актуализирует проблему педагогического образования в крае. Особое внимание в нашем исследовании уделяется такому периоду как 1935-45 годы, как специфическому этапу развития педагогического образования на территории Красноярского края. Обозначенные хронологические рамки - это период, охватывающий восстановление после Гражданской войны и такой трагический период в истории нашей страны, как Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Изложение основного материала статьи. Особенности работы различных учебных заведений в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны описаны в работах В.В. Бибиковой, З.И. Гузненко, Ю.Б. Дроботенко, Н.А. Ипполитовой, Н.А. Князьковой, А.Ф. Козловой, М.В Попова, М.З. Фозиловой, Ф.Ф. Шамахова и др. [1-7] исследованиях. Мы обнаружили малоизвестные работы Ф.Ф. Шамахова и И.С.Окладникова [7], посвященные школе Западной Сибири, в которой включены главы, посвященные педагогическому образовании.; однако практически неисследованной является педагогическое образование Восточной Сибири, в частности Красноярского края. Мы можем отметить работы В.В. Бибиковой [1] и А.Ф. Козловой [5], посвященные отдельным аспектам организации педагогического образования в Красноярском крае в годы войны. Все вышесказанное обусловливает необходимость обобщения опыта работы педагогических учебных заведений в этом крае в период 1935-1941-45 гг.
Начиная с 1920 года, после событий Гражданской войны, в Енисейской губернии была острая нехватка педагогов. Проводились различные серьёзные меры для быстрого обучения молодых педагогов. В 1920-е годы такой мерой стала курсовая подготовка педагогов (обучение на 3-х или 6-месячных курсах). В 1930-е годы основной ориентир в подготовке учителей сместился на систематическое профессиональное образование. В предвоенное время, а также в годы Великой Отечественной войны вновь обострилась проблема нехватки учителей в школах Красноярского края, что требовало внести изменения в планы подготовки молодых педагогов в вузах и в средних специальных учебных заведениях. Нужно отметить, что в изучаемый период на территории Красноярского края было 6 педтехникумов (педучилищ) (Енисейский, Красноярский, Минусинский, Хакасский, Канский, Ачинский) и три института (Красноярский, Абаканский, и Енисейский).
В связи с ростом сети семилетних и средних школ, обширный Красноярский край испытывал острую нужду в учительских кадрах. На 1/1-35 г. учителей начальных классов в Красноярском крае было 5.560 человек, а должно быть 7.190 человек, учителей неполной средней школы (НСШ) и средней школы (СШ) было 1.573 человека, а необходимо - 2.317, т.е не хватало 2.374 учителя [2, Л.6] К тому же из 7.133 учителей, работавших в школе, не имели соответствующего педагогического образования 4.136 человек [2, Л.7]. Особенно большой недостаток ощущался в преподавателях истории.
Крайком ВКП(б) и Крайоно осуществляли мероприятия но подготовке учительских кадров. Как уже указывалось, в 1935 году в крае было 6 педтехникумов, один педагогический и один учительский институты. Кроме того, при педтехникумах были организованы 10-12-месячные курсы для подготовки учителей начальных школ. Очень бурно развивалась сеть заочного обучения. На 1/1-35 г. всего заочников при педтехникумах было 800 человек. 4.145 учителей должны были пройти обучение на курсах. Большую роль в повышении квалификации учителей играл Красноярский педагогический институт. Только в 1935-36 годах при пединституте были проведены курсы повышения квалификации преподавателей физики и математики (105 человек) химии и биологии - 105 человек [2, Л. 8]. Так как в Красноярском педагогическом институте не было отделений литературы и истории, курсы преподавателей русского языка и литературы проводились при Канском педтехникуме, а преподавателей истории - при Иркутском педагогическом институте.
Решениями ЦК ВКП(б) и правительства РСФСР в апреле 1936 года все учителя обязывались к 1 августа 1938 г. путем заочного обучения или сдачи экстерном получить законченное педагогическое образование [3]. Это было важное мероприятие.
К концу 1936 года 50% учителей края обучалось в системе заочного обучения [5]. Организатором всех секторов заочного обучения при педучилищах и курсов по подготовке экстернов к сдаче экзаменов был Красноярский институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО), созданный в августе 1935 года. Первым директором его был В.С. Журов До апреля 1937 года ИПККНО всю свою деятельность сосредоточил на организации и руководстве заочным обучением учителей начальной школы за курс педучилища и экстернатом за учительский и педагогический институт. С организацией сектора заочного обучения в крайоно в апреле 1937 года, у ИПККНО отпала функция непосредственного руководства заочным обучением учителей начальных школ за курс педучилища, но работа с учителями, сдающими экстернами за учительский институт, продолжала занимать основное, место в ИПККНО, отвлекая его от выполнения своих прямых задач - повышения квалификации учителей. Необходимость этой работы вызывалась тем, что Красноярский педагогический институт имел лишь два факультета (физико-математический и естественно-химический). Учителя истории, географии, русского языка и литературы состояли на заочном обучении в Томском и Иркутском педвузах и университетах, которые никакой работы с учителями нашего края не вели. ИПККНО вынужден был заниматься вовлечением на заочное обучение и в экстернат учителей, снабжать их учебниками, издавать программы по всем факультетам, проводить учебные сессии и курсы для экстернов. Так, например, в 1937 году ИПККНО организовал трехдневные учебные сборы, разослал через свою экспедицию 23.367 книг, провел летние сессии по всем специальностям. О размахе экстерната говорит следующий факт: на курсах, организованных в городе Томске в 1937 году для преподавателей истории, географии, литературы, присутствовало 453 экстерна из Красноярского края. В 1938 году экстернат был передан вузам [3, Л. 4].
За два года своего существования ИПККНО (с 1935 г. по 1937 г.) проделал значительную работу по подготовке учительских кадров (Табл. 1).
Таблица 1
Подготовка учительских кадров ИПККНО [5]
£ Мероприятия 1935-36 гг. 1936-37 гг.
1. Обучение учителей начальных школ за курс НСШ. 719 чел. 345 чел.
2. Вовлечение на заочное обучение и экстернат за педучилище. 2016 3036
3. Вовлечено на заочное обучение за курс педвуза. 322 751
4. Вовлечено в экстернат за курс педвуза. 158 849
5. Обслужено курсами экстернов педвузов. 151 453
Острая нужда в преподавателях НСШ вынудило ИПККНО постоянно заниматься подготовкой учителей 5-7 классов. За период с января по август 1938 года через краткосрочные курсы было подготовлено 318 человек [5].
В октябре 1938 года приказом Наркомпроса ИПККНО был переименован в институт усовершенствования учителей, задачей которого стала методическая помощь и повышение квалификации учителей.
Подготовкой учителей путем заочного обучения за курс педучилища руководил заочный сектор Крайоно. Органы народного образования, профсоюзные организации проявляли заботу о создании условий учителям-заочникам. В 1937-38 году по краю для заочников педучилищ было организовано 58 учебных консультпунктов (по одному УКП на район). Заочники на УКП были организованы в группы (1 и 2 класса). Занятия проводились в течение двух дней в месяц по 8 часов в день. Согласно Постановлению Президиума Крайкома союза работников начальной и средней школы (от 28 ноября 1938 года) для заочников сокращалась общественная нагрузка, освобождалось время для самостоятельной работы, оплачивался проезд на сессию и др. В результате на заочное обучение было вовлечено 85% учителей начальной школы, не имевших среднего педагогического образования [4, Л. 2832].
Заочное обучение учителей за курс педагогического и учительского институтов осуществлялось в Красноярском пединституте. В 1937 году институт дал первый выпуск заочников (21 человек).
Одновременно с ростом заочного обучения открываются новые педагогические заведения, расширяются уже имеющиеся.
В 1938 году в Красноярском педагогическом институте открывается третий факультет - русского языка и литературы с северным отделением из двух секций: ненецкой (31 сентября 1939 г.) и эвенкийской (февраль 1940 г.). От северного отделения Институт вскоре был вынужден отказаться, так как небольшое количество студентов изучало языки северных народов, отсутствовали преподаватели по эвенкийскому языку, да и выпускники, знающие эти языки, использовались не по назначению.
Начинает давать кадры школе физико-математический факультет, первый выпуск которого состоялся в 1939 году. Среди первых выпускников И.А. Терсков, А.Я. Власов, доктора физико-математических наук, научные работники института физики СО АН СССР. На физико-математическом факультете создается под руководством профессора, доктора Л.В. Киренского, научно-исследовательская лаборатория по магнетизму и ферромагнетизму, сыгравшая значительную роль в подготовке местных научных кадров в области физики. На базе этой лаборатории был впоследствии создан Институт физики СО АН СССР.
Дает первых выпускников Красноярский учительский институт. В 1937 году окончили физико-математический факультет 35 человек, естественно-географический - 21 человек. Большинство учителей этих выпусков и по сей день работают в учреждениях народного образования края. Среди них учитель физики школы № 20 А.Р. Есенина, учитель физики, а затем зав. Центральный РОНО г. Красноярска, директор школы № 20 и, наконец, зав. Красноярским гороно -П.А. Казанцев.
Новые учебные заведения возникают на Севере и юге края. В 1939 году открывается педучилище народов Севера в г. Игарке. Подавляющая часть учителей, выпускников Игарского педучилища, работает в Эвенкийском и Таймырском национальных округах.
В 1939 году в г. Абакане начинает свою работу учительский институт. С 1944 года он развертывается в Абаканский педагогический институт с сохранением при нем учительского института. Институт имел три факультета: истории, русского языка и литературы; физико-математический; хакасского языка и литературы.
В 1940 году в г. Енисейске был открыт учительский институт, реорганизованный в 1954 году в пединститут. За годы своего существования институт выпустил около 2 тыс. учителей физики, математики, истории, русского языка и литературы. До 1946 года институт имел два отделения: историческое и русского языка и литературы. В 1946 году открылось физико-математическое отделение.
Великая Отечественная война (далее - ВОв) породила огромные трудности, преодоление которых требовало немалых усилий от педагогов, детей, родителей; усложнила многие задачи, стоявшие перед школой и перед системой педагогического образования.
Великая Отечественная война осложнила работу педагогических учебных заведений края. Одной из причин стала нехватка педагогов в школах и педагогических учебных заведениях из-за призыва в ряды Советской армии. Осложняла ситуацию и эвакуация людей, промышленности, учебных заведений и т.д. В связи с эвакуацией в г. Красноярск медицинского института, педагогическое училище имени Горького было переведено в г. Енисейск, где слилось с Енисейским педучилищем. Оно работало в здании учительского института, занимая в нем 5 кабинетов и 7 классных комнат. Общий контингент учащихся на начало 1944-45 учебного года составлял 148 человек. На заочном отделении обучалось 209 человек. Многие студенты из-за крайне трудных материальных условий выбывали. Училище не было достаточно обеспечено педагогическими кадрами. В базовой школе работали учителя, подготовка которых не соответствовала их назначению. В результате за первое полугодие из 143 учащихся не успевало 69 человек. В тяжелых материальных условиях работало и Ачинское училище.
В годы Великой Отечественной войны Абаканское училище переводится в Таштып (до 1944 года), а в его зданиях г. Абакане размещается госпиталь для раненных воинов Советской Армии (то же было в Минусинском, Канском, Ачинском педучилищах). Резко сократилось число учащихся основных отделений и количество выпускников. В Абаканском педучилище в 1939 году обучалось 157 человек, а в 1942 году - 61 человек.
Это были трудные годы в жизни училища. В селе Тантыпе оно помещалось в недостроенном здании средней школы, общежитие - в 16-квартирном жилом доме. Силами учащихся и преподавателей учебное здание было достроено. Как и во многих других педагогических учебных заведениях, учащиеся и преподаватели сами готовили топливо для учебного корпуса, общежития, заготавливали продукты для столовой. Несмотря на такие условия, училище было культурным центром Таштыпа: организовывались культбригады, проводились лекции. Коллектив педучилища вместе с населением участвовал в сборе и отправке подарков и теплой одежды фронтовикам.
С первых же дней войны многие учащиеся старших классов, преподаватели и сотрудники училища стали в ряды защитников Родины, многие из них погибли на фронте; смертью храбрых пали преподаватель Итыгашов Д.И. воспитанники училища - Герой Советского Союза Михаил Чебодаев и молодой поэт Георгий Суворов, о котором Николай Тихонов писал в своих воспоминаниях: «Он пришел на Неву из далекой Хакасии, с берегов Голубого Абакана... он любил глубокой любовью свой дальний сибирский край, любил рассказывать про кедровые леса, про скалы над быстрой рекой, про охот -ничьи тропы, про охотников и золотоискателей» [5].
Многие из воспитанников училища после войны снова влились в ряды учительства Хакасии. Среди них награжденная двумя орденами Красной Звезды и несколькими медалями Смирнова В. А. - учительница в п. Абаза, учителя-орденоносцы Шулбаев К.А., Майнагашов В.Г., Топоев М.П. и другие [5].
Крупным недостатком в работе педучилищ Красноярского края в годы войны был большой отсев учащихся из-за слабой подготовки принятых в училище, болезней, материальной необеспеченности, реэвакуации.
Трудности военного времени сказывались на работе Красноярского педагогического и учительского институтов. Были введены учебные планы военного времени с трехгодичным сроком обучения.
Однако: уже в 1942-43 году начался переход всех факультетов на работу по довоенным учебным планам с четырехгодичным сроком обучения.
В связи с войной, контингент студентов и преподавателей резко сократился: на всех факультетах и отделениях обучалось около 300 студентов. Несмотря на тяжелое положение страны, в 1942. г. в пединституте открылся четвертый факультет - исторический. В эти годы войны студенты и сотрудники института проводили большую работу по хозяйственному обслуживанию института (заготовка топлива, работа в подсобном хозяйстве и другие).
Многие студенты, преподаватели института ушли на фронт. Бывшим студентам пединститута П.Ф. Попову и Б.К. Чернышеву за героизм и мужество присвоено звание Героя Советского Союза.
Преподавательский состав частично пополнялся за счёт эвакуированных специалистов из западных областей. В их числе были крупные ученые; профессор Белоновский П.Д., Иванов С.Л., Рубинштейн Л.Л. и др. Директором института в годы войны был доцент Райский Б.Ф.
Выводы. Анализ источников, позволяет нам отметить, что в Красноярском крае в предвоенное время и в годы Великой Отечественной войны присутствовал недостаток учителей, требовалась серьёзная подготовка педагогических кадров. В Красноярском крае были предприняты меры по созданию новых педагогических учебных заведений, по изменению программ подготовки, созданию новых направлений педагогического образования. Несмотря на трудные условия регулярно проводились курсы повышения квалификации. Было обучено большое количество студентов по заочной и экстернатной форм обучения.
Литература:
1. Бибикова, В.В. Выполнение закона о всеобуче в годы Великой отечественной войны в Красноярском крае. -Красноярск: ЗАО «Луна-Река», 2016. - 336 с.
2. ГАКК, Ф.26, ОП.2, Д.750
3. ГАКК, Ф.26, ОП.5, Д.475
4. ГАКК, Ф.26, ОП.5, Д.460
5. Козлова А.Ф. Развитие системы педагогического образования в Красноярском крае за годы Советской власти // Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. - Красноярск. - 1970. - С. 105-144.
6. Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1973 гг. Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов и др. - Москва: Педагогика, 1974. - 560 с.
7. Школа Западной Сибири за 50 лет Советской власти / под ред. Ф.Ф. Шамахова. Новосибирск, 1970. - 396 с.
Педагогика
УДК 37.087
кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Мосинцев Даниил Дмитриевич
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Блинцова Ирина Михайловна
Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ПЕДАГОГА: 20-Е ГОДЫ XX И XXI ВВ.
Аннотация. Статья посвящена сравнению прав и обязанностей педагога школы в контексте требований 1920-х и 2020-х годов. Стоит отметить историко-педагогический характер статьи. Так же в статье проведен анализ понятий: «педагог», «учитель», «право педагога» и «педагогическая обязанность». Установлено единое терминологическое поле для дальнейшего исследования. Рассматриваются особенности педагогической деятельности в изучаемый период. Перечислены, отличительные моменты в учебной, воспитательной и просветительской функциях профессиональной деятельности учителя. Приведены данные об правах и обязанностях в просветительской, учебной и воспитательной деятельности педагога в 1920-е годы прошлого столетия. Расписаны формы работы с учениками в исследуемый период (урочная и внеурочная деятельность). В статье дано обоснование влиянию советских структурных элементов власти на организацию педагогической деятельности. Описано влияние современных законов на сферу образования. В статье уделяется внимание увольнениям и устройствам на работу педагогов в советский период. Приводятся примеры идеологического воспитания в школе. В статье дан ответ на вопрос: «Каким образом отличается список прав и обязанностей в 1920-е годы и в наши дни?».