Научная статья на тему 'Из истории становления и развития педагогического образования на Северном Кавказе в 30-50-х гг. ХХ в'

Из истории становления и развития педагогического образования на Северном Кавказе в 30-50-х гг. ХХ в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / УЧИТЕЛЬ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ОБУЧЕНИЕ / TEACHER EDUCATION / NORTH CAUCASUS / TEACHER / TEACHER TRAINING / PEDAGOGICAL INSTITUTE / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожемякина Лариса Николаевна, Бабаян Анжела Владиславовна

Статья посвящена проблеме становления и развития педагогического образования на Северном Кавказе в 30-50-х гг. ХХ в. Раскрывается история возникновения и развития педагогических учебных заведений, в частности, Ставропольского государственного педагогического института, Пятигорского государственного педагогического института, Дагестанского государственного педагогического института, Северо-Осетинского государственного педагогического института, а также некоторых средних специальных педагогических заведений региона. Внимание уделено работе вузов в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Характеризуется процесс открытия факультетов данных вузов, постепенное увеличение численности студентов и увеличение числа выпуска учителей для школ Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of the formation and development of pedagogical education in the Northern Caucasus in 30-50-gg. XX century

The article is devoted to the problem of the formation and development of teacher education in the North Caucasus in the 30-50s. Twentieth century. The history of the emergence and development of pedagogical educational institutions, in particular, the Stavropol State Pedagogical Institute, the Pyatigorsk State Pedagogical Institute, the Dagestan State Pedagogical Institute, the North Ossetian State Pedagogical Institute, as well as some secondary specialized pedagogical institutions in the region is revealed. Attention is paid to the work of universities in the years of the Great Patriotic War and the postwar years. Characterized by the process of opening the faculties of these universities, the gradual increase in the number of students and the increase in the number of teachers for schools in the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «Из истории становления и развития педагогического образования на Северном Кавказе в 30-50-х гг. ХХ в»

Î3É

S

UJ S

ü UJ

<

CI UJ

6. Ковалевская E.B. Проблемно-информационный подход в современном образовании И Реализация проблемного и информационного подходов к обучению в условиях модернизации российского образования: материалы XI Московской международной конференции "Образование в XXI веке - глазами детей и взрослых" {18-19 марта 2011 г.) : сборник статей / отв.ред. Е.В, Ковалевская. - М.: Спутник+, 2013. - С. 60-62. 7> Колесова К.В, Культур,] педагогического взаимодействия как фактор совершенствования образовательного процесса в вузе:дис... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2009. - 166 с.

8. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия в современном образовательном процессе: дис.... докт. пед наук. - Екатеринбург, 2000. 392с.

9. Князева МД Информационный подход к процессу обучения // Научная электронная библиотека монографии, ISBN5 98654-012-3, изданные в издательстве Российской Академии Естествозна ния / Издательство "Академия Естествознания". -2006.-С. 123-126.

10. Олейникова О.П. Анализ потребности в умениях: методическое пособие / О.П. Олейникова, A.A. Муравьева, !0,В. Коновалова. - М.: Альфа-М., 2005,-142 с.

11. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологи-ческой теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с

12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб, для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / С, А. Смирнов, И.&. Котова, E.H. Шия-нов и др.; под ред. С.А. Смирнова, - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2000. - 512 с.

13. Перевалова Т.В. Становление самоактуализи рующейся личности будущего учителя в пространстве вузовского педагогического взаимодействия: дис____канд. пед. наук. - Иркутск, 2001.- С. 12.

14. Радионова И.Ф. Взаимодействие субъектов педагогического процесса как источник его обновления // Человек и образование. - 2012, - №2 (31).-С. 4-7.

15. Сивоконева Ю.М. Анализ механизма реализа ции проблемно-информационного подхода в профессионально-ориентированном образовании// Образование на грани тысячелетий : материалы X! Международной научно-практической конференции {г.Нижневартовск, 5 ноября 2015 года). - Нижневартовск : Издво Нижневарт. гос. ун-та, 2016, - 306 с. - С. 56.

16. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагоги ческого образования : курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед, учеб. заведений, - М. : Академия, 2000. - 240 с.

17. Ханипова Л.Б. Моделирование педагогического взаимодействия с академическими группа ми в условиях педвуза : дис. ... канд. пед, наук. -Казань, 2О05.-С. 35-37.

18. Хитрова И.В. Педагогическое взаимодействие как средство развития культуры межличностных отношений в образовательном процессе вуза : дис____канд. пед. наук. - Рязань, 2006. - 177 с.

19. Щедина C.B. Влияние креативного педагогического взаимодействия на личностно-профес-

сиональный рост будущего учителя: дис____канд.

пед. наук. - Хабаровск, 2005. - 155 с.

FROM THE HISTORY OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE NORTHERN CAUCASUS rN30-50-GG. XX CENTURY

Kozhemyakina Larisa Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor of Department of Pre-school and Additional education, Director, Stavropol State Pedagogical Institute (branch), Budennovsk Babayan Anzhe/a Vladisla voma, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Department of Education, Socialization and Personal Development, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article is devoted to the problem of the formation and development of teacher education in the North Caucasus in the 30-50$. Twentieth century. The history of the emergence and development of pedagogical educational institutions, in particular, the Stavropol State Pedagogical Institute, the Pyatigorsk State Pedagogical Institute, the Dagestan State Pedagogical Institute, the North Ossetian State Pedagogical Institute, as well as some secondary specialized pedagogical institutions in the region is revealed. Attention is paid to the work of universities in the years of the Great Patriotic War and the postwar years. Characterized by the process ofopening the faculties of these universities, the gradual increase in the number of students and the increase in the number of teachers for schools in the North Caucasus.

Keywords: Teacher Education; North Caucasus; teacher; teacher training; Pedagogical institute; training.

УДК 378.1 ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ВАК РФ 13.00.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ

КАВКАЗЕ В 30-50-х гг. XX в.

& Кожемякина Л /!,, 2019 Статья посвящена проблеме становления и развития педагогического образо Ф Бабаян А.В., 2019 вания на Северном Кавказе в 30-50-х гг. XXв. Раскрывается история возникно-

вения и развития педагогических учебных заведений, в частности, Ставропольского государственного педагогического института, Пятигорского государственного педагогического института, Дагестанского государственного педагогического института, Северо Осетинского государственного педагогического института, а также некоторых средних специальных педагогических

заведений региона. Внимание уделено работе вузов в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Характеризуется процесс открытия факультетов данных вузов, постепенное увеличение численности студентов и увеличение числа выпуска учителей для школ Северного Кавказа. Ключевые слова: педагогическое образование; Северный Кавказ;учитель; под готовка учителей; педагогический институт; обучение.

Выработка государственной политики в сфере образования и науки, определение целей и основных задач образования и воспитания в современной России предполагает обязательное обращение к историческому опыту развития образования, особенно опыту недавнему, советскому. Исторический опыт развития системы образования в советский период имеет прогностическое значение, может быть интересен как для исследователей, так и практиков. Преемственность советской и современной системы образования выступает одним из условий обновления, поступательного движения к гуманной педагогике, демократическим преобразованиям в сфере образования. Научный интерес представляет проблема становления и развития педагогического образования на Северном Кавказе в 30-50-гг. XX в., связанная с переходом страны на новый этап исторического развития.

В 30-е гг. XX в. необходимо было развивать и укреплять систему народного просвещения, поскольку важно было повысить уровень образования подрастающего поколения, готовить квалифицированные кадры. ЦК 8КП (б) в постановлении "О начальной и средней школе" (1931) указывал на актуальность подготовки педагогических кадров. В школах Северного Кавказа ощущалась острая нехватка 5,5 тыс. педагогов. В этот период сеть школ росла, увеличивалось число учащихся. К тому же на Северном Кавказе актуализировалась проблема подготовки учителей, в том числе учителей, преподающих родные языки, другие предметы на родных языках. Все это способствовало принятию решений о создании педагогических учебных заведений, в которых стали готовить учителей.

В 1920 г. во Владикавказе открыли Терский институт народного образования с 4 отделения на 2 факультетах: общественно-истори-ческом и физико-математическом. 8 1921 г. вуз переименовали в Горский педагогический институт, в 1922 г. - Горский практический институт народного образования. В 1923 г. было принято решение о закрытии Кубанского педагогического института (Краснодар), переводе студентов и передаче имущества данного института Горскому практическому институту народного образования, который был теперь переименован в Северо-Кавказский педагогический институт, а в 1931 г. - в Горский агро-индустриальный педагогический институт. В данном вузе осуществлялась подготовка учителей на физико-технологическом, химико-техническом, псих олого-пед а готическом, общественно-литературном отделении с русским, осетинским, кабардино-черкесским и карачаево-балкарским подотделами. При этом Горский агро-индустриальный педагогический институт не в полной мере отвечал потребностям региона в подготовке национальных кадров учителей, и в 1932 г. Советом народных комиссаров РСФСР было принято решение о создании Чечено-Ингушско-го, Северо-Осетинского, Кабардино-Балкарского педагогических институтов,

В Орджоникидзе созданы 2-й Северо-Кавказский педагогический институт и Осетинский педагогический институт. Во 2 Северо-Кав-

сл о

CXJ

-Û X

Q s:

m

CXJ 01

-Z.

i

83

КОЖЕМЯКИНА Лариса Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Дошкольного и дополнительного образования, директор, Ставрополь с кий гос.ударе твенный педагогический институт (филиал), Буденновск

БАБАЯН Анжела Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Воспитания, социализации и развития личности, Ставрополь с кий гос.ударе твенный педагогический институт, Ставрополь

ш S

О ш

<

С1 ш

*

34

казском институте было 10 отделений, вечерний и заочный секторы, аспирантура (в 1932 г. обучалось 75 человек}, курсы по подготовке к поступлению в аспирантуру (72 человека}. В 1932 г, выпускников института было 71. В Осетинском педагогическом институте подготовка учителей осуществлялась на отделениях физико-математическом, литературы и языка, историческом, естествознания. Оба педагогических института расширяли контингент студентов, совершенствовали формы и методы подготовки учителей. 8 1938 г. оба вуза были объединены в Северо-Осетинский государственный педагогический институт. За 20 лет во Владикавказе было выпущено 2495 педагога. 8 годы Великой Отечественной войны институт работал в соответствии с требованиями военного времени. 8 послевоенные годы институт активно развивался: в 1945-1946 учебном году был открыт факультет иностранных языков, в 1947 г. - факультет физического воспитания.

К началу 30-х гг. в Дагестане педагогические техникумы уже успешно выпускали учителей со средним специальным образованием. Так, в 1929 г. Дербентский и Буйнакский педагогические техникумы выпустили 120учителей, потребовалось увеличение числа педагогических учебных заведений. И в 1931 г. было открыто 8 педагогических комбинатов, состоящих из педагогических техникумов, годичных и двухгодичных педагогических курсов. Данные педагогические комбинаты создавались для ускоренной подготовки национальных учительских кадров в период введения обязательного начального всеобуча и, как отмечает Л.Г, Кай-рамазова, внесли существенный вклад в дело подготовки учителей для сельских школ Дагестана |4,32]. В 1934 г. педкомбинаты в республике были преобразованы в педтехникумы.

Дагестанский педагогический институт, созданный в 1931 г. в Махачкале, имел общественно-литературное, химико-биологическое и физико-техническое отделения. В первый год в педагогическом институте учились 89 человек, из которых 22 девушки. Открытие педагогического института дало возможность молодежи получать высшее образование, не выезжая за пределы региона, решить проблему дефицита кадров высокой квалификации, повысить культурный уровень населения. С 1932 г. в институте функционировали математическое, физическое, химическое, биологическое, историческое и языка и литературы отделения [4,31].

В1935 г. состоялся первый выпуск Дагестанского педагогического института: дипломы о

высшем образовании получили 39 учителей. В

1936 г. второй выпуск дал 53 учителей биологии, химии, физики, языка и литературы, истории. Численность студентов в первые годы функционирования института неуклонно росла, и в 1936 г. студентов стало 353 человека. С

1937 г. стал готовить учителей 5-7-х классов двухгодичный учительский институт (Махачкала). При педагогическом и учительском институтах работали заочные отделения и учителя со средним образованием имели возможность обучаться, совмещая это с работой, и получать высшее образование. В 1936 г. более ста студентов обучалось на вечернем отделении педагогического института. Первое Дагестанское педагогическое училище в 1939 г. было реорганизовано в учительский институт (г.Буйнакск), прием был объявлен на факультеты географии и естествознания, физики и математики, русского языка и литературы. В течение 1935-1940 гг. Дагестанский педагогический и учительский институты выпустили более 750 учителей. Но нехватка учительских кадров в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях Дагестана не была решена.

В годы Великой Отечественной войны проблема подготовки педагогических кадров обострилась. Осенью 1941 г. Дагестанский пединститут слился с эвакуированным в Дагестан Крымским педагогическим институтом, также в институт были зачислены эвакуированные студенты Киевского, Ростовского, Одесского, Черниговского вузов. Но общее число студентов составило всего 338 человек. Начало войны привело к закрытию Буйнакского учительского института в связи с отсутствием достаточного числа студентов. Дефицит педагогических кадров привел к сокращенному периоду обучению. Так, педагогический институт был переведен на трехлетний срок обучения и в 1941 г. было выпущено 132 человека. Но сокращенное обучение отменили в 1942 г. Принятые в 1942 г. в стране решения, направленные на укрепление высших и средних специальных учебных заведений, способствовали увеличению приема в педагогические вузы, укреплению их материальной базы, созданию необходимых условий для учащихся, позитивным изменениям в работе системы заочного обучения учителей. К концу войны в педагогическом институте обучалось 482 заочника. В военный период Дагестанский педагогический институт подготовил 107 учителей [3, 21 ].

Улучшению подготовки учительских кадров в Дагестане в годы войны явилось открытие в

1944 г. в Махачкале двухгодичного женского учительского института, несмотря на то, что & Дагестане функционировали уже педагогический институт, общий учительский институт. На первый курс учительского института было принято 46, а на подготовительные курсы - 59 девушек. 8 1944 г, заработали географический, физико-математический факультеты, 1945 г, -факультет русского языка и литературы.

Таким образом, к концу Великой Отечественной войны в Дагестане профессиональную подготовку учителей осуществляли педагогический институт, общий двухгодичный и женский двухгодичный учительский институты. 8 1950 г. на дневном отделении Дагестанского государственного педагогического института обучалось 914 студентов, а вместе с учительским институтом и заочным отделением я 1881 студент.

Контингент студентов Дагестанского женского учительского института увеличивался: в 1946 г. зачислена 41 девушка, в 1947 г. - 65, в 1948 г. - 68 девушек. В 1946 г. первые выпускницы института - 13 преподавательниц физики и математики и 20 - географии пополнили ряды учителей республики. 8 1951 г. уже 4 факультета женского учительского института обучали 189 студенток. При институте функционировало двухгодичное подготовительное отделение. 8 1946-1950 гг. Дагестанский женский учительский институт подготовил более 300 учительниц, В 1947 г. руководством республики выделено просторное здание под учебный корпус и общежитие женского института. С 1950 г. студентки института обеспечивались бесплатным питанием, им так же бесплатно предоставлялось общежитие.

Народный Комиссариат просвещения РСФСР преобразовал в 1939 г. своим решением Пятигорское педагогическое училище в учительский институт с двухлетним сроком обучения и педагогический институт с четырехлетним. На базе института были созданы факультеты русского языка и литературы, физико-математический, исторический и работало два отделения: вечернего и заочного обучения учительского института.

Сразу же после освобождения Пятигорска от немецких захватчиков в 1943 г. занятия 8 институте возобновились, был осуществлен прием в аспирантуру по двум специальностям: история и литература очной и заочной форм. Новые факультеты были открыты: естественно-географический (1943 г.) и иностранных языков (1944 г.) с отделениями английского, немецкого и французского языков. Активная

подготовка учителей иностранных языков началась в институте в трудные военные годы, В 1944 г. Пятигорский государственный педагогический институт был объединен с Карачаевским педагогическим институтом. С 1944 г. в институте будущие учителя обучались на естественно-географическом, иностранных языков, историческом, русского языка и литературы, физико-математическом факультетах.

В Пятигорском педагогическом институте в послевоенные годы уделялось большое внимание организации интересной разносторонней студенческой жизни будущих учителей. Функционировал клуб интересных встреч, проводились встречи с интересными людьми, учеными, видными писателями, композиторами. Организовывались встречи с зарубежными общественными деятелями. В институте создавались условия, чтобы будущие учителя принимали активное участие в£ спортивной, научной деятельности, художественной самодеятельности. Студенты становились участниками спартакиад, туристических походов, смотров спортивных достижений, принимали участие в работе научного студенческого общества, издании вузовского "Бюллетень НСО", В 1946 г. был восстановлен студенческий клуб ПГПИ и учрежден Художественный совет. Драматический кружок, хоровой коллектив, концертная эстрадная бригада, баль-но-танцевальная группа заработали с целью развития студенческой художественной самодеятельности.

В Ставрополе в феврале 1943 г. начались занятия в Ставропольском государственном педагогическом институте (далее - СГПИ) для 70 студентов и был начат прием на факультеты русского языка и литературы, физико-ма-тематический, географический, естественный, факультет иностранных языков, а также на 4 отделения учительского института: русского языка и литературы, физико-математи-ческого, естественно-географического и исторического. В результате в мае 1943 г, на 4 факультетах обучалось 452 человека и на 4 отделениях было еще 282 студентов. 8 течение 1943 г. приводились в надлежащее состояние аудитории, проводилась работа по комплектованию книжного фонда. Тамбовский пединститут безвозмездно передал СГПИ 20 тыс томов научной и учебной литературы. Также Пермский, Курский университет вузу Ставрополя помогли в укомплектовании книжного фонда. Восстановлены лаборатории, кабинеты физики, ботаники, географии и др.

СП

о

CXJ

-О X

Q з:

со

СУ

ел

-Z.

S

85

UJ

S ^

О UJ

< a.

UJ

*

86

В послевоенные годы вузы не только восстанавливали разрушенное хозяйство и налаживали учебных процесс, но и закладывали основу для развития, открывали новые факультеты и кафедры. Так, в 1944 г. в СГПИ был открыт исторический факультет. Осуществлялась научно-исследовательская работа. В 1944 г, институт выпустил "Ученые записки" объемом 10 п.л. Заработало студенческое общество, объединившее 32 студенческих кружков. В1945 г. был возобновлен выпуск на всех факультетов. В СГПИ за годы Великой Отечественной войны было подготовлено 352 специалиста, а в учительском институте - 307 человек.

За годы войны в стране сократилась численность учителей на 170 тысяч, 81945-1953 гг. государство предприняло меры по расширению и совершенствованию профессиональной подготовки учителей. Постановлением "Об улучшении дела подготовки учителей" в 1945 г. восстанавливались и открывались высшие и средние педагогические учебные заведения, В послевоенные годы увеличивался прием студентов в педагогические учебные заведения, в средних школах открывались педагогические классы, изменялась система заочного обучения учителей [7, 12], В первом послевоенном году в стране было 31 б педагогических и учительских институтов, 700 педучилищ, уже через 5 лет в 1950 г. институтов стало 379, а педучилищ- 755 [8,104].

В рассматриваемый период высшее педагогическое образование на Северном Кавказе активно развивалось, стала складываться система подготовки педагогических кадров. Проводилась целенаправленная регулярная

работа по упорядочиванию структуры педагогических учебных заведений, обновлению содержания педагогического образования, повышению эффективности учебного процесса. Это способствовало укомплектованию школ учителями со специальным высшим и средним педагогическим образованием, увеличивало численность педагогической интеллигенции.

Литература:

1. Бабаян А.8., Лукьянова О.Л. Кадровая политика в сфере подготовки педагогов и совершенствования их профессионального мастерства на Северном Кавказе в 30-е гг. XX в. // Вестник российского нового университета. Серия: человек в современном мире. - 2016. - №1. - С.51-55.

2. Бобрышов С.В. История педагогики как поле методологических детерминант историко-педагогического исследования // И стор и ко-педагогический журнал. - 2013. - №2. - С. 35-47.

3. Кайрамазова Л.Г. Высшее педагогическое обра зование в Дагестане в 30-50-е годы XX века // Ве стник Дагестанского государственного университета,-2011. - Вып. 4. - С.19-23.

4. Кайрамазова Л.Г. Среднее педагогическое образование в Дагестане в 20-30-е гг. XX в. // Педагогическое образование в России. - 2011. - №'3. -С31-36.

5. Кожемякина Л.Н. Анализ развития высшего за очного педагогического образования в Ставропольском крае И Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №>3. - С.286

6. Кожемякина Л.Н. Развитие высшего заочного педагогического образования в Ставропольском крае :дис.канд.... пед.наук.-Ставрополь. 173с.

7. Макаев Ё.В. Школа и педагогическая мысль на Ставрополье в послевоенные годы (1945 1991) : монография. - Пятигорск : ПГЛУ, 2000. - 99 с.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961) / под ред. Ф.Г. Пана чина и др. - М., 1988. - 272 с.

TEACHING OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDRENTO PERFORM MOVEMENTACTIONS BYMEANS OF INTEGRATED SOLUTION OF MOVEMENT AND COMMUNiCA TiVE TASKS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Konstantinova Elena Anatolievna, Senior Lecturer

Bakurova Tatiana Petrovna, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Department of Pedagogics and Psychology, Siberian State University of Physical Education and Sport, Omsk

The authors offer the methodics of teaching of senior preschool age children to perform movement actions by means of integrated solution of movement and communicative tasks. These tasks are solved while teacher creates individual communicative situations. The structural components of these situations are the addresser (the subject of communication), the addressee (the one to whom message is sent), the message (what is transmitted, the content), code (what general for a addresser and a addressee means transmit the message), purpose (why something is reported), communication channel (voice, written text, wire communication, communication through the air), result (what is achieved as a result of communication act). Experimental verification shows the effectiveness of the methodics proposed by the authors.

Keywords: preschool children; movements; movement actions; teaching; movement tasks; communication communicative tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.