УДК 371
Ю. Р. Хакимуллина, Научный руководитель А. М. Аллагулов
ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В 1920-1930-х ГОДАХ В ОРЕНБУРЖЬЕ
Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки учителей для работы в советской школе в 1920-1930-х годах. В статье рассматривается становление и развитие педагогических учебных заведений в указанный период. Также в статье представлены предпосылки организации профессионального педагогического образования в Оренбуржье. Приведены конкретные данные о количестве обучающихся в педагогических образовательных учреждениях в указанный период. Выделены направления в обучении в педагогическом институте. Обоснованы предпосылки открытия заочных отделений в Оренбургском регионе. В центре внимания статьи - одна из оптимальных форм подготовки - педагогические курсы. Рассматриваются основные этапы формирования курсовой подготовки, методы, организационно-методического обеспечение данной работы, проблемы и трудности, их преодоление. Показана актуальность учета региональной специфики образования.
Ключевые слова: педагогическое образование, обучение, подготовка педагогических кадров, педагогические курсы.
Y. R. Khakimullina, A. M. Allagulov
TEACHER TRAINING IN THE 1920S-1930S IN ORENBURG REGION
Abstract. The article is devoted to the problem of teachers' training to work in the Soviet school in the 1920s-1930s. The article examines the formation and development of pedagogical educational institutions in this period. The article also presents the prerequisites for the organization of professional pedagogical education in Orenburg region. The specific data on the number of students in pedagogical educational institutions during this period is given. The directions of training in the pedagogical institute are highlighted. The prerequisites for opening correspondence departments in Orenburg region are substantiated. The focus of the article is one of the optimal forms of training - pedagogical courses. The basic stages of formation of course preparation, methods, organizational and methodological support of this work, problems and difficulties, their overcoming are considered. The article also shows the relevance of taking into account the regional specifics of education.
Key words: pedagogical education, education, training of pedagogical staff, pedagogical courses.
Введение
Развитие педагогического образования в России ориентируется на общемировые образовательные стандарты. В образовательных организациях по подготовке педагогов происходит смена подходов к изучению предметов, меняется содержание, формы, методы, средства и технологии. Однако это развитие должно осуществляться при сохранении накопленного исторического опыта по организации обучения и воспитания [Аллагулов, 2020].
Материалы и методы
Материалом исследования послужили основные педагогические труды В. С. Болодурина, историко-педагогические работы А. М. Алла-гулова, В. Г. Рындак, Е. В. Донгау-зера, а также архивные материалы Оренбургской области.
Для реализации цели и задач исследования применялись исто-рико-системный и ретроспективный методы, а также региональный подход и принцип историзма, что позволило нам рассмотреть изучаемый феномен в его развитии (зарождении и становлении).
Результаты
Во второй половине 1919 года после окончательного утверждения советской власти в Оренбуржье началась фундаментальная реорганизация системы образования. Система управления образованием была полностью реформирована, упразднены старые и образованы новые отделы народного образования. Реформированию подверглась и система подготовки педагогических кадров. Из тех
учебных заведений, выпускники которых обладали правом заниматься учительской деятельностью (епархиальное училище, женский институт, духовная семинария, дополнительные классы для выпускниц женских гимназий, учительский институт, учительская семинария и русско-киргизская учительская школа), только учительский институт, учительская семинария и русско-киргизская учительская школа продолжили работу под новыми названиями [Болодурин, 2001].
Учительская семинария была преобразована в педагогические курсы с длительностью обучения 3 года, после чего в русский педагогический техникум. На базе учительского института было открыто первое в Оренбурге высшее учебное заведение - институт народного образования. Русско-киргизская учительская школа была реорганизована в киргизский институт народного образования, который спустя недолгое время был перенесен в Казахстан. Медресе «Хусаиния» стала основой создания сначала татарского народного образования, а затем татарского педагогического техникума.
В 1920-х годах новые педагогические работники требовались прежде всего для работы в начальной школе, что объяснялось особым вниманием со стороны Народного комиссариата просвещения к начальному образованию. Количество школ повышенного типа существенно сократилось, и недостаток дополнительных учителей-предметников был незначителен.
Обучение будущих учителей начальной школы велось по трем направлениям. Самые профессионально грамотные учителя выпускались в русском и татарском педагогических техникумах. Однако количество выпускников было небольшим. В 1921-1922 годах техникумы работали крайне редко по причине продовольственного и финансового кризиса. В 1926 году выпуск русского подтехникума составил всего 27 человек. В 1927 году из него же было выпущено 39 студентов, из татарского подтехникума - 14 выпускников.
Большую часть педагогических кадров обучали на различных курсах при уездных и губернском отделах образования с различными сроками обучения. Была вновь образована дореволюционная система годичных педагогических курсов, которые выпустили в 1927 году 34 человека [Бо-лодурин, 2001].
С 1924 года была возобновлена система профориентации обучающихся старших классов школ 2-ой ступени. В восьмом и девятом классах школ повышенного уровня стали появляться разнообразные профессиональные направленности, в том числе и педагогическая. Всего в конце 1920-х годов в Оренбурге действовало 3 школы повышенного уровня, 2 из них имели педагогическую направленность.
В 1927 году школа № 1 имени Т. Г. Шевченко выпустила 39 учеников со званием школьного работника, школа № 8 имени Профинтерна выпустила 20 человек.
В 1930-1931 году переход к всеобщему начальному образованию
сформировал спрос на дополнительное количество педагогических работников начальной школы. В этой связи было решено увеличить число педагогических техникумов и расширить прием студентов.
В 1932 году Оренбургский аг-ропединститут был реорганизован в «Высший государственный татаро-башкирский педагогический институт». Его основной задачей стало обучение учителей для школ-десятилеток, рабфаков и техникумов. В составе института были сформированы отделения: математическое, социально-экономическое, химическое, физическое, литературно-татарское и биологическое.
При вузе продолжали функционировать рабфак, заочное и вечернее отделения, немного улучшилась материальная база. Для института было отведено двухэтажное здание на улице Советской, где до революции располагалась первая мужская гимназия.
В 1932/33 учебном году в институте были пересмотрены программы, выработаны стабильные учебные планы. Бригадно-лаборатор-ный метод обучения сменился на традиционные виды занятий: семинары, лекции, лабораторные работы. Также улучшилась педагогическая практика.
Педучилище имени В. П. Куйбышева в Оренбурге было расширено, при нем было открыто вечернее отделение, в п. Акбулак и Орске образованы отдельные педучилища. В 1934 году были образованы дошкольное педагогическое и педагогическое училища в городе Бузулуке, а также педагогическое училище в городах
Бугуруслане и Абдулино. В 1935 году в Оренбуржье действовало 7 педучилищ, а в 1938 году - 9.
Вторая половина 1930-х годов характеризуется становлением и развитием системы заочного образования и экстерната при педучилищах. К 1937 году заочное обучение было доступно в Оренбургском, Абдулин-ском, Бузулукском, Орском, Акбу-лакском казахско-русском, Бугурус-ланском русском и татаро-башкирском педучилищах. Для контроля работы педагогических училищ в заочном режиме в 1935 году был образован специальный отдел заочного обучения. Каждый район области был закреплен за педагогическим училищем. Каждого принятого на работу педагога обязывали поступать в педучилище на заочную форму обучения для получения среднего педагогического образования.
На начало 1939-1940 учебного года на заочных отделениях обучались 3226 человек. Отдел контроля заочного обучения при Облоно осуществлял жесткий контроль успеваемости обучающихся и их явки на сессию. Каждая сессия и работа каждого консультпункта подвергалась анализу. Нужно сказать, что качество обучения оставляло желать лучшего. Образовательная подготовка, особенно в сельской местности, была слабая.
Принятые меры по улучшению образовательного уровня обучения учителей дали хорошие результаты. Количество квалифицированных молодых учителей ежегодно увеличивалось. В 1938 году по области выпу-стились 376 учителей с дневных от-
делений педучилищ, 226 человек закончили заочные отделения, 136 человек сдали экзамены экстернатом за курс педучилища. На различные специальности в педучилища приняты 1440 студентов. Число выпускников педагогических училищ и приемы в них в последующие годы непрерывно росло [Донгаузер, 2017].
В конце 1920-х годов снова появился заметный спрос на учителей-предметников с высшим образованием. Это было связано с ростом количества школ второй ступени, школ крестьянской молодежи и школ-семилеток. Выпускников из института народного образования было мало. Большая часть молодых учителей уезжала работать в Казахстан. С 1926 года институт стал переводить свою деятельность в Уральск.
Молодых педагогов из центральных педагогических институтов России, которые приезжали в Оренбург на работу, не хватало. В 1928 году при институте народного образования были образованы вечерние курсы по обучению учителей для старших классов длительностью 2 года. Но их было недостаточно.
Чтобы полностью решить проблему нехватки педагогических кадров для школ повышенного уровня, необходимо было создать свой педагогический институт. В 1929 году при Окроно была создана инициативная группа, готовившая проект открытия такого вуза. Вскоре были подготовлены необходимые документы для открытия вуза и отправлены в Москву, откуда 10 июля 1930 года было получено положительное решение по данному вопросу.
В Оренбурге было разрешено открыть педагогический институт, включающий четыре отделения: общественно-литературный, агрономический, химико-биологический и физико-технический. 10 октября 1930 года во вновь образованном институте началось обучение. Всего в институте в первый год его образования на дневном отделении обучалось 76 студентов, на вечернем - 129 студентов, на заочном отделении - 125 студентов [Отчет Чкаловского сектора].
Учебные программы составлялись по методическим рекомендациям Наркомпроса. Кроме специальных дисциплин студентам преподавали и общие предметы социально-гуманитарного плана: исторический и диалектический материализм, ленинизм, экономическая политика, педагогика, политэкономика, иностранный язык, педология.
Учебный процесс проходил на базе популярной в то время бри-гадно-лабораторной технологии. Группа из 20-25 человек делилась на бригады. Сначала студенты изучали теоретический материал в аудитории, затем самостоятельно усваивали материал в бригадах и давали отчет по изученному материалу.
При институте открылись подготовительные курсы. Были введены факультеты, кафедры, налажена система управления, заложена база заочной подготовки. В июне 1933 года состоялся первый выпуск. 53 человека получили дипломы.
Педагогический институт достаточно быстро развивался. В 1935 году в вузе трудились 30 преподавателей: 5 профессоров, 16 доцентов, 9 ассистентов. Активно развивалось
заочное отделение. В 1936 году в помощь студентам-заочникам открылись консультпункты в Бузулуке, Бу-гуруслане, Орске, Кустанае, Актюбинске, Саракташе. Расширилась материальная база вуза. В 1934-1937 годах было надстроено 2 этажа над бывшим зданием 1 -ой мужской гимназии. К 1938 году было завершено строительство общежития, оснащены оборудованием кабинеты и лаборатории.
В 1938 году открылся исторический факультет, в 1939 году началось обучение учителей географии. Увеличивалось число студентов, окончивших институт. В 1937 году институт окончили 110 человек, в 1938 году - 138 человек, а в 1941 году - 153 человека [План подготовки и переподготовки кадров].
Важную роль в институте играла организация научно-исследовательской работы. В плановом режиме сдавались кандидатские экзамены, писались диссертации, проводились научные конференции. В 1940 году в педагогическом институте была образована аспирантура.
Высшее учебное заведение -это часть общества. Таким образом, тоталитарный режим того времени с его страшными особенностями сказывался на взаимоотношениях учебного заведения с социумом, на взаимоотношениях сотрудников, чьи политические взгляды находились на особом контроле. Так, например, доцент А. П. Токмаков усомнился в возможностях постижения высшей математики студентами, которые имели образование семь классов, за что был уволен из института с формулиров-
кой «За недооценку сил пролетарского студенчества в овладении ими наукой».
На развитие института также большое негативное влияние оказали годы репрессий. Большое количество студентов и преподавателей были репрессированы, уволены, арестованы как «враги народа».
В 1940-1941 учебном году в институте обучалось 1460 студентов по 7 специальностям. Оренбургский институт явился одним из самых крупных институтов Урала, которые готовили профессиональные кадры для работы в системе образования.
Из-за активного преобразования начальных школ в школы-семилетки спрос на учителей-предметников оказался значительно выше количества выпускаемых специалистов. В этой связи снова стала актуальна идея образования учительских институтов, обучающих учителей-предметников с неоконченным высшим образованием.
В 1935 году при Оренбургском педагогическом институте был образован Оренбургский учительский институт, где готовили учителей русского языка, математики, естествознания, физики на очном и заочном отделениях. Срок обучения составлял 2 года по очной системе и 3 года по заочной.
У выпускников учительских институтов в будущем была возможность закончить свое образование в педагогических вузах по заочной системе, куда их принимали без экзаменов сразу на третий курс. Учительские институты Оренбурга, Бугурус-
лана и Орска смогли быстро обеспечить школы Оренбуржья квалифицированными специалистами.
Оренбургский регион всегда отличался национальным разнообразием в составе населения. Здесь, помимо русских, в больших количествах всегда проживали татары, башкиры, казахи, мордва, чуваши и другие национальности. Чтобы обеспечить образовательные и культурные потребности населения, в 1930-е годы было образовано множество школ с обучением на нерусском языке. В 1938-1939 учебном году в оренбургской области существовало 506 школ, где обучение велось на нерусском языке.
Подготовка специалистов для школ, где обучение было на нерусском языке, была одной из самых острых проблем для областного управления образования. В 1920-е годы татарский педагогический техникум обеспечивал школы с преподаванием на татарском языке. Однако его было недостаточно для большого количества вновь образованных школ с обучением на татарском и башкирском языках в 1930-е годы. Было решено дополнительно подключить для этой работы Бугурусланский татаро-башкирский педагогический техникум. Обучение учителей казахского языка осуществлялось вновь образованным Акбулакским казахско-русским педагогическим училищем.
Для обучения преподавателей татарского языка и литературы для неполных средних и средних школ при учительском и Оренбургском педагогическом институтах была образована специальная кафедра татаро-ведения, куда входили следующие
дисциплины: татарский язык, история Башкирии и Татарии, история татарской литературы.
В 1930-х годах реальное число класс-комплектов в школе и потребность в преподавателях росли гораздо быстрее, чем успевали выпускаться молодые специалисты из педучилищ, учительских институтов и педагогического института. В этой связи Облоно ежегодно организовывало различные курсы для обучения учителей начальных классов и учителей-предметников неполных средних школ. Сюда входили годичные курсы учителей-предметников, шести- и трехмесячные курсы учителей начальной школы, курсы для выпускников педагогических училищ, а также различные курсы повышения квалификации.
Так, в решении исполнительного комитета Оренбургского регионального совета № 1904 от 28 октября 1940 года «Об обеспечении школ области педагогическими кадрами...» говорилось, что «рост сети школ, классов и комплектов к началу 1941-1942 учебного года (по 5-10 классам на 868 классов) требует значительного увеличения кадров преподавателей по неполным средним и средним школам; по 5-7 классам дополнительная потребность составит 1610 человек; по 8-10 классам - 360 человек, а всего - 1970 человек».
В связи с этим было предложено дополнительно к выпускам учительских институтов, пединститута, педучилищ, годичных педагогических курсов с численностью 500 человек организовать 6-тимесячные
курсы по 200 учеников для лиц, имеющих среднее образование, и месячные курсы на 150 учеников для выпускников педучилищ. Дополнительно исполком запросил Совнарком РСФСР направить в Оренбургскую область 200 выпускников педагогических вузов из других областей для работы учителями 8-10 классов [Попов, 1994].
Заключение
Несмотря на то, что 1920-1930 годы являются этапом становления высшего педагогического образования в Оренбуржье, за этот период была проделана огромная работа: повышен общий уровень грамотности, увеличено число школ, подготовлены новые квалифицированные педагогические кадры, отмечено увеличение числа исследований, в связи с чем в 1940 году в педагогическом институте был образован отдел аспирантуры, созданы заочные отделения. Отметим, что некоторые преобразования имели достаточно противоречивый характер, например, открытие педагогических курсов в связи с дефицитом учителей начальной школы и учителей-предметников. Такая форма подготовки решала кадровую проблему, однако качество обучения было на низком уровне ввиду краткосрочности обучения и уменьшения объема изучаемого материала [Протокол N° 2]. В целом, педагогическое образование в Оренбуржье отражало как идеологию своего времени, так и ключевые проблемы, определяющие развитие всей системы советского образования.
Список
1. Аллагулов, А. М. Исторический опыт развития педагогического образования в региональном контексте / А. М. Аллагулов // Проблемы и перспективы развития современного образования в контексте его исто-рико-педагогической интерпретации. - Текст : непосредственный. - Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции -XXXIII сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, Санкт-Петербург, 29-30 октября 2020 года. - Санкт-Петербург: Редакционно-издательский центр ГАУ ДПО ВГАПО, 2020. - С. 443-448.
2. Болодурин, В. С. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье : страницы истории (17351940 годы) / В. С. Болодурин ; Оренбургский государственный педагогический университет. - Оренбург : Оренбургский государственный педагогический университет, 2001. -320 с. - Текст : непосредственный.
3. Болодурин, В. С. Становление и развитие образования и педагогической мысли в Оренбуржье, 17351940 гг.: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / В. С. Болодурин. -Магнитогорск, 2001. - 371 с. - Текст : непосредственный.
4. Донгаузер, Е. В. Развитие высшего педагогического образования на Урале в 20-30 годы XX века /
Е. В. Донгаузер, А. В. Абатурова. -Текст : непосредственный // Высшее образование в России: история и современность : сборник научных трудов / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Институт педагогики и психологии детства; ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», Институт социальных и политических наук, Департамент философии ; Научный редактор: М. А. Дьячкова. Ответственный редактор: О. Н. Томюк. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2017. - С. 12-16.
5. Отчет Чкаловского сектора заочного обучения Облоно по педучилищам за 1939-1940 уч. год. ГАОО. Ф. р-1893. Оп. 3. Д.3. Л.3 3-39.
- Текст : непосредственный.
6. План подготовки и переподготовки кадров в системе Нарком-проса на 1939 год Чкаловской области. ГАОО. Ф.р- 1893. Оп.3. Д.371. Л. 155-156. - Текст : непосредственный.
7. Попов В. В. Народное образование в Оренбургской губернии с конца XVIII до 90-х годов XX века -Текст : непосредственный // Пед. инф.-спр. вестн. Оренбуржья. -Оренбург. - 1994. - № 10. - С. 4-19.
8. Протокол № 2 заседания исполкома. ГАОО. Ф. р-1893. Оп. 3. Д.
- Текст : непосредственный.