Научная статья на тему 'Проблемы подготовки «Нового» учителя в 1920–1930 годы (на примере Оренбуржья)'

Проблемы подготовки «Нового» учителя в 1920–1930 годы (на примере Оренбуржья) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / КУРСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ ШКОЛ ГРАМОТНОСТИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ / RETRAINING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ILLITERACY ELIMINATION / COURSES ON PREPARATION OF TEACHERS FOR LITERACY SCHOOLS / TRAINING METHODS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алёшина Светлана Александровна

Показаны факторы, определявшие необходимость подготовки учителя для советской школы, а также переобучения «старых» кадров (на материале Оренбургской губернии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TRAINING “NEW” TEACHER IN 1920–1930 (by nthe example of Orenburg region)

In the article the factors defining need of training the teacher for the Soviet school, and also of retraining of "old" staffs with the example of Orenburg province are shown.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки «Нового» учителя в 1920–1930 годы (на примере Оренбуржья)»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 37

С. А. Алешина

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ «НОВОГО» УЧИТЕЛЯ В 1920-1930-е ГОДЫ

(на примере Оренбуржья)1

Показаны факторы, определявшие необходимость подготовки учителя для советской школы, а также переобучения «старых» кадров (на материале Оренбургской губернии).

Ключевые слова: переподготовка, повышение квалификации, ликвидация неграмотности, курсы по подготовке учителей для школ грамотности, методы обучения в вузе

In the article the factors defining need of training the teacher for the Soviet school, and also of retraining of "old" staffs with the example of Orenburg province are shown.

Keywords: retraining, professional development, illiteracy elimination, courses on preparation of teachers for literacy schools, training methods in higher education institution

С приходом к власти большевиков была провозглашена коммунистическая идеология, которая требовала воспитания нового человека социалистического общества, всемерно преданного режиму, а для этого нужно было создать новую, социалистическую систему народного образования и превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистического преобразования общества. В. И. Ленин писал: «В Советской рабоче-крестьянской республике вся постановка дела просвещения... должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры... только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было создание общества, не похожего на старое» [13, с. 336].

Формирование нового человека с новой идеологией требовало подготовки нового преподавательского состава. Прежние кадры не были полностью лояльны к новой власти. Кроме того, требовалось их переобучать, повышать квалификацию, заниматься их политическим просвещением. Убыль преподавателей в результате чисток и

1 В 1919 г. Оренбургская губерния лишилась около % своей территории, отошедшей к Башкирии и вновь образованной Челябинской губернии.

К концу 1919 г. Оренбургская губерния состояла из Оренбургского и Орского уездов, которые делились на волости. В июле 1920 г. Оренбургская и Тургайская губернии слились в одну, Оренбурско-Тургайскую, которая в конце того же года была разделена на самостоятельные губернии, вошедшие в состав вновь образованной Киргизской (Казакской) АССР. В том же году Оренбург стал ее столицей. Затем Оренбург потерял функции губерского и областного центра и стал центром округа в составе Средне-Волжского края, протянувшегося от Пензы до Орска.

В декабре 1934 г. образована Оренбургская область в современных границах. В связи с указанными переименованием мы не могли дать уточнения - губерния, край, область, и остановились на термине «Оренбуржье».

сокращение старых кадров вследствие естественных причин требовали ускоренной подготовки новых кадров.

Кроме того, острейшей проблемой оставалась ликвидация неграмотности среди населения Оренбургской губернии. В 1920 г. Оренбург становится столицей вновь образованной Киргизской (с 1925 г. Казакской) советской социалистической республики (КССР).

26 июля 1921 г. вышло постановление Центрального исполнительного комитета КССР. В нем говорилось о мобилизации в чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности работников, которые должны были работать в порядке всеобщей трудовой повинности. Для реализации этой цели задействовалось все грамотное население КССР (мужчины в возрасте от 18 до 50 и женщины от 18 до 40 лет) [2, с. 10]. Привлечение к преподаванию в школы ликбеза любого грамотного гражданина создавало трудности при обучении неграмотных. Согласно отчету о ликвидации безграмотности в Темирском уезде Оренбургско-Тургайской области, данной работой среди взрослого населения в это время занимались лица, «совсем не знакомые с какими-либо методами, еле-еле грамотные». Дело усугублялось большой нагрузкой на преподавателей: на одного учителя в среднем приходилось от 15 до 25 учащихся [6, л. 3-4].

Советская власть ясно осознавала, что именно учитель, через которого происходит утверждение в сознании людей новых социалистических ценностей, становится посредником между государством и обучающимся населением. Отношение учителя к новому общественному строю становилось не его частным делом, а приобретало общегосударственное значение. Коммунисты требовали от культурно-просветительских кадров не столько профессиональной подготовки, сколько правильной политической ориентации.

140

В. И. Ленин в 1920 г. в речи на Всероссийском совещании политпросветов говорил: «Работники просвещения, учительский персонал были воспитаны в духе буржуазных предрассудков и привычек, в духе, враждебном пролетариату, они были совершенно не связаны с ним. Теперь мы должны воспитать новую армию педагогического учительского персонала, который должен быть тесно связан с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом, должен привлечь к себе рабочие массы, пропитать их духом коммунизма, заинтересовать их тем, что делают коммунисты» [12, с. 403].

Ячейка РКП(б) при Оренбургском губернском отделе народного образования в 1919 г. разослала всем служащим анкеты с целью выяснения «социального положения и политической физиономии» всех работников в области «народного образования». В целях развития политической грамотности учителей особые инструкторы вели с ними беседы по вопросам политического характера и организовывали коммунистические ячейки [21, л. 5].

Большую часть преподавателей школ грамоты для взрослых составляли работавшие по совместительству учителя общеобразовательных школ, в ряде случаев эту работу вели специальные «ликвидаторы», прошедшие подготовку на краткосрочных курсах по обучению учителей школ грамоты, созданных отделом Наркомпроса. Первые такие республиканские курсы были проведены в 1918 г. Число ликвидаторов неграмотности в республике достигло к концу 1919 г. 6200 человек, а число курсов - 70 [11, с. 42].

Все возрастающие темпы ликвидации неграмотности среди взрослого населения требовали расширения сети курсов по подготовке учителей для школ грамоты. Двухнедельные курсы данного направления открылись в первые годы советской власти в Оренбурге, Орске, Шарлыке, Исаево-Дедово и других населенных пунктах губернии. Однако из-за неорганизованности и отсутствия должного руководства некоторые из них работали неэффективно, поскольку районный отдел народного образования не присылал кандидатов [9, с. 26].

Совершенствованию методики обучения взрослых способствовало создание при комиссиях по ликбезу особых инструкторских школ, методических советов и кабинетов, которые обобщали, распространяли опыт передовых преподавателей и разрабатывали методические руководства. Для учебного руководства работой ликпунктов, а также для подготовки новых кадров работников в Оренбурге и во всех районах губернии также создавались инструкторские школы. Такую опытную инструкторскую школу по ликвидации неграмотности, к примеру, организовал в 1924 г. Орский

отдел народного образования как показательнометодический пункт для работников по ликвидации неграмотности города и уезда [19, л. 30]. К 1926 г. в губернии функционировало уже 13 таких школ [3, с. 69]. Тем не менее постоянно чувствовался недостаток в квалифицированных кадрах. Общее мнение делегатов районных конференций политпросветов, прошедших в конце 1925 г., относительно специальных работников по ликвидации неграмотности было таково: «Нет работников вообще, а достаточно подготовленных - в особенности» [14, с. 23].

Большинство штатных ликвидаторов неграмотности Оренбуржья не имели специальной подготовки. В 1926 г. в Каширинском уездном отделе народного образования числилось 9 ликвидаторов, из них у 5 человек было только начальное образование, 2 преподавателя имели стаж 2 года, а остальные 7 - только 1 год [19, л. 30]. В 1926 г. в Оренбургской губернии 33 % работников ликбеза имели низшее образование [17, с. 26]. Такая же низкая квалификация работников просвещения наблюдалась в соседних с Оренбуржьем территориях. Так, в Челябинской губернии в начале 1920-х гг. среди всех работников политико-просветительных учреждений числилось 44 % преподавателей с низшим образованием и только 3 % работников имели высшее образование [5, л. 13].

Проблему ликвидации неграмотности нельзя решить отдельно от проблемы всеобщего начального образования для детей школьного возраста. Наблюдалось также такое явление, как рецидив неграмотности. В 1920-е гг. в крае остро встала задача подготовки учителей, и в первую очередь -для школы.

В целях подготовки условий для введения всеобуча из ВЦИК и СНК РСФСР 31 августа 1925 г. пришли постановления школьной сети, а 22 апреля 1927 г. - постановление «О порядке введения всеобщего обязательного начального обучения в РСФСР», в 1927/1928 учебном году по РСФСР им было охвачено лишь 56 % детей в возрасте 8-11 лет [8, с. 51-52].

Увеличение числа учащихся школ первой ступени требовало подготовительных педагогических кадров. В Оренбургской губернии в указанный период обучение учителей для начальной школы велось по трем направлениям. Наиболее профессионально подготовленных педагогов выпускали русский и татарский педагогический техникумы Оренбурга.

Но эти учебные заведения не могли справиться с кадровым голодом - в 1926 г. в пятом выпуске русского педтехникума было всего 27 человек, в 1927 - 39 человек, татарского педтехникума -14 человек [1, с. 193].

141

Новое пополнение школ в основном получало краткосрочную педагогическую подготовку. Так, в 1927 г. на одногодичных педагогических курсах было подготовлено 34 учителя [1, с. 93]

Восьмые и девятые классы школ повышенного типа в г. Оренбурге также готовили педагогические кадры. Так, в 1927 г. образцовая школа № 1 им. Т. Г. Шевченко выпустила 39 человек со званием школьного работника, школа № 8 им. Про-финтерна - 20 человек [1, с. 194].

Если в первые годы советской власти на передний план была выдвинута переподготовка и политическое перевоспитание школьных работников, получивших образование в дореволюционное время, в 1920-е гг. главным стало освоение всеми слоями учительства учебных планов и программ, упрочение связи обучения с жизнью, с практикой социалистического строительства, пропаганда трудового воспитания и политического обучения, то в 1930-е гг. важнейшей задачей объявлено вооружение учителей теоретическими знаниями, методической основой наук. Это было актуально вследствие того, что новое пополнение школ в основном получило краткосрочную педагогическую подготовку. Так, на Урале в 1931/1932 учебном году учителя начальных классов, выдвинутые на эту работу трудовыми коллективами, состояли на 49 % из людей, имеющих неполное среднее, и на 51 % - начальное образование [7, с. 97].

В результате этого в начальной школе уменьшилась доля учителей с высшим и средним образованием и увеличился удельный вес имеющих семилетнее и начальное образование. В уральских начальных школах, например, в 1927/1928 учебном году было 62,8 % учителей со средним образованием, а в 1932/1933 - 44,2 % [Там же, с. 98].

Власть хорошо понимала, что от успехов на фронте просвещения, на котором фигура учителя была решающей, в значительной мере зависела возможность решения задач построения социализма. Реконструкция всего народного хозяйства на базе новой техники, тяжелой индустрии, транспорта, создание МТС на селе требовали технически обученных кадров. Особенностью данного периода был большой темп, интенсивность развития народного хозяйства. Остро встала и проблема учителя. Если в число ликвидаторов неграмотности можно было привлечь все образованное население, то дело с учителями обстояло сложнее. Так, путь решения этой проблемы через краткосрочные курсы был фактически неприемлем для учителей старших классов, поэтому возникла необходимость расширять систему профессионального образования.

В Оренбурге в 1930-1931 гг. было расширено педучилище им. В. П. Куйбышева, при нем открылось вечернее отделение. В Орске и Акбулаке созданы отдельные педагогические училища.

С 1934 г. учителей для школ области стали готовить педагогическое и дошкольное педагогическое училище г. Бузулука, педучилище г. Бугуруслана и Абдулино. В 1935 г. область имела семь педагогических училищ, в 1938 г. - девять. В 1932-1937 гг. в Оренбургском, Орском, Бузулукском, Абдулин-ском, Акбулакском казахско-русском, Бугуруслан-ском татаро-башкирском педагогических училищах были открыты заочные отделения.

Требования к учителю, сформулированные в Постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932 г.), определяли основные критерии оценки подготовки учителя. В принятом в мае 1933 г. коллегией Наркомпроса РСФСР постановлении «О состоянии педагогических кадров, их подготовке и задачах педагогического образования» в частности говорилось: «.в ходе борьбы за количественное развертывание всеобуча имела место недооценка как в центре, так и особенно на местах необходимости обеспечения подготовки должного качества педагогов советской школы» [15, с. 38].

Ориентация на главное в подготовке учителя - знание предмета и умение его преподавать -определило работу пединститута Оренбурга. Начав свою работу в 1919 г. как институт народного образования (ИНО), в 1920 г. он был преобразован в республиканское народное заведение, подчиненное Киргизской советской республике, и принял статус практического института народного образования (ПИНО). В 1925 г. институт выпустил 42 специалиста.

Осенью 1930 г. институт прекратил свою учебную деятельность в г. Оренбурге. С 1919 по 1930 г. дипломы ИНО/ПИНО получили 437 педагогов [16, с. 24].

В 1930 г. был открыт Оренбургский педагогический институт, включающий четыре отделения: общественно-литературное, агрономическое, химико-биологическое и физико-техническое.

В 1931/32 учебном году в институте работало пять кафедр: педагогики и педологии, татароведе-ния, экономики, диалектического и исторического материализма, математики.

В июне 1933 г. в институте состоялся первый выпуск студентов дневного отделения: учителями биологии стали 13 человек, химии - 13, математики - 13, истории-экономики - 14 [16, с. 24].

На становление и содержание методов обучения в вузе оказывала влияние обстановка в стране. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. шли активные поиски новых форм обучения, широко применялись различные эксперименты. Необходимо отметить, что пропагандируемая в те годы концепция содержания образования представляла собой новую философию образования, включавшую систему

142

инновационных положений. Ее сущность заключалась в формировании инициативной, активной личности школьника, творчески мыслящего, готового к участию в социалистических преобразованиях.

На данном этапе актуальными были следующие проблемы: 1) утверждение содержания комплексных учебных программ; 2) разработка методики исследований методов обучения; 3) заимствование и пересмотр отдельных концепций западной буржуазной педагогики и адаптация их на отечественной почве. Развитие школы начала 1920-х гг. отличал широкий размах экспериментальной деятельности, внедрение в учебный процесс исследовательских методов, развитие школьного краеведения.

Советские реформаторы предприняли попытку создать новую образовательную систему на базе демократических идей педагогики начала XX в., но изначально советская школа организовывалась как классовая и партийная, поэтому многие идеи были модифицированы в соответствии с новым общественно-государственным укладом. Идеи философии американского прагматизма, рекомендованные властью к внедрению, предполагали развитие школы в экономически развитом обществе. Но в послереволюционной России повсюду была материальная неустроенность, и эти идеи не работали. Экспериментаторы испытывали недостаток в педагогической литературе, учебниках, оборудованных мастерских. Серьезной проблемой была психологическая и профессиональная неподготовленность учителей.

Данная тенденция нашла свое отражение и в процессе подготовки учителей в Оренбургском ИНО. И здесь стали широко применяться различные эксперименты. В частности, большое распространение получил лабораторно-бригадный метод обучения. Чтение лекций при нем было сведено к минимуму, считалось, что лекционная система -слишком пассивный метод. На основе отчета (ответа) одного студента оценивались знания бригады. В учебную работу стал переноситься режим промышленности: непрерывный учебный год и неделя, соревнование за досрочное окончание и т. д. В преподавательском коллективе шла борьба между сторонниками дальтон-плана и классноурочной системой.

В 1920-1930-х гг. был закреплен новый классовый принцип обучения: приоритет получили дети рабоче-крестьянского происхождения. Шла настоящая борьба за пролетаризацию вузов и техникумов. Это относилось и к Оренбургскому ИНО. Шли чистки по социальному признаку, студентов набирали по разнарядке в порядке централизованных партийных, комсомольских и профсоюзных мобилизаций, продвигались выходцы из рабоче-крестьянской среды, снижались требования к учащимся и т. д. Следствием этого был низкий уровень знаний посту-

пающих в педвуз. Мало того, что молодежь отсеивалась в результате социальных чисток, в 1930-е гг. ее больше привлекали втузы, что во многом обусловлено провозглашением «Большевики должны овладеть техникой».

Кроме того, сохранялись стереотипы в оценке учительской профессии. В результате педвузы, в том числе и Оренбургский, не только не имели конкурса, но часто страдали от недобора.

Необходимость увеличивать число мест при недостаточной престижности профессии вынуждала прибегать к комсомольской мобилизации. Так и в Оренбурге выпуски из средних школ были мизерны. Каждый год с весны начиналась вербовочная кампания. По районам рассылался план «разверстки», выезжали бригады по вербовке. Каждый студент брал на себя обязательство подобрать для института не менее одного абитуриента. Для абитуриентов при вузе были организованы подготовительные курсы.

Попавшие по вербовке студенты не всегда были профессионально направлены и отсеивались [1, с. 194]. В 1934 г. их численность достигала в среднем 16,1 %. В 1934 г. был издан приказ народного комиссара просвещения «Об отсеве студентов из педагогических институтов», где подчеркивалось, что за выбытие каждого студента из педагогического института директор несет персональную ответственность. Определенный процент студентов проходил через рабфак, но не всегда рабочий факультет, где сроки прохождения программ были более сжатые, чем в школе, давал достаточно подготовленный контингент для педагогического вуза.

Выпускники рабфаков составляли в

1920-1930-х гг. значительную часть среди поступающих в высшие педагогические институты (36 % в 1934-1935 гг.). В последующие годы в связи с введением для поступающих вступительных экзаменов на одинаковых условиях на основе постановления ЦНК и СНК СССР «О приеме в высшие учебные заведения и техникумы» от 29 декабря 1935 г. доля выпускников рабфаков среди нового приема в педвузы несколько сократилась. В 1935/1936 учебном году рабфаковцы, поступающие в педвузы СССР, составляли 30,5 %, а в 1938/1939 учебном году - 22,2 % [10, с. 127].

Для лиц, поступающих в вуз, были отменены все ранее установленные ограничения по социальному происхождению, что связано с новой общественно-политической ситуацией в стране - принятием в 1936 г. новой Конституции СССР. Соответственно исчезла из годовых отчетов вузов такая статья о причинах отсева, как «сокрытие социального происхождения».

Благотворным образом на ход учебного процесса в вузах повлияло постановление ЦИК СССР

143

«Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах». Принятый в сентябре 1932 г. законодательный акт практически возрождал дореволюционную систему преподавания - в качестве основного метода обучения восстанавливались лекционные курсы с последующим закреплением учебных дисциплин на практических занятиях.

Ликвидировалась многопредметностъ в учебных планах, уточнялись профили основных специальностей с учетом потребности в них экономики страны. Преподаватели университета наконец-то смогли отказаться от «прогрессивного» бригаднолабораторного метода, который закладывал основы безразличного отношения студентов к результатам своей деятельности. Вследствие этого быстро устанавливался твердый порядок в организации учебной работы. Лекции профессоров и доцентов стали читаться в объединенных группах, что давало возможность большинству студентов слушать

квалифицированных преподавателей. Ассистенты стали проводить, как правило, только практические занятия.

Потребность в учителях-предметниках оставалась из года в год значительно выше того числа учителей, которое готовили институты и педучилища края. Вновь вернулись к практике учительских институтов, обучавших учителей-предметников с неоконченным высшим образованием.

В 1935 г. при Оренбургском педагогическом институте открыт Оренбургский учительский институт, где была начата подготовка учителей русского языка, математики, физики, естествознания по очной и заочной формам.

Летом 1939 г. на базе Бугурусланского русского педагогического училища открыт второй областной учительский институт.

Таким образом, прикладывалось много сил, изыскивались пути решения проблемы подготовка «новых» учителей для Оренбуржья.

1. Болодурин, В. С. Образование в Оренбуржье (XVIII - XX вв.) / В. С. Болодурин. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. -464 с.

2. Вестник Кирглавполитпросвета. - Оренбург, 1921. - № 1. - С. 10.

3. Вестник просвещенца. - Оренбург, 1926. - № 9. - С. 69.

4. ГАОО. Ф. 450. Оп. 2. Д. 12. Л. 65.

5. ГАРФ. Ф. 1575. Оп. 1. Д. 521. Л. 13.

6. ГАРФ. Ф. 2314. Оп. 3. Д. 17. Л. 3-4об.

7. Гришанов, П. В. Партийное руководство подготовкой и воспитанием учительских кадров в годы социалистической реконструкции народного хозяйства (1926-1937) / П. В. Гришанов. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1983. - 132 с.

8. Кольцов, А. В. Культурное строительство в РСФСР в годы первой пятилетки (1928-1932) / А. В. Кольцов. - М.; Л., 1960. - С. 51-52.

9. Культурное строительство в Оренбуржье: документы и материалы. 1918-1941 / сост. Н. И. Сайгин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1985. - 176 с.

10. Культурное строительство СССР: статист. сб. - М.; Л., 1940.

11. Куманев, В. А. Социализм и всенародная грамотность. Ликвидация массовой неграмотности в СССР / В. А. Кума-нев. - М.: Наука, 1967. - 326 с.

12. Ленин, В. И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. - Т. 41. - С. 398-408.

13. Ленин, В. И. О пролетарской культуре / В. И. Ленин // Пол. собр. соч. Т. 41. - С. 336.

14. Ликвидация неграмотности в городе и в деревне: сб. статей и материалов / с примеч. и доп. при участии А. С. Курской. - М.; Л., 1926.

15. Народное образование в СССР: сб. документов 1917-1973 гг. - М., 1974.

16. Оренбургскому государственному педагогическому университету 90 лет: юбилейный сб. / отв. ред. В. С. Болодурин. - Оренбург: Димур, 2009. - 192 с.

17. Попов, М. В. Формирование культурного облика крестьянства Урала в 1926-1937 гг. / М. В. Попов // Развитие культуры уральской советской деревни 1917-1987: сб. науч. тр. - Свердловск, 1990.

18. Суворов, М. В. Становление и развитие высшего образования на Урале в 1917-1941 гг. / М. В. Суворов // Пед. образование. - 2008. - № 2. - С. 67-69.

19. ЦДНИОО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1043. Л. 30об.

20. ЦДНИОО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 170. Л. 6.

21. ЦДНИОО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 98. Л. 5.

22. ЦДНИОО. Ф. 7. Оп. 7. Д. 287. Л. 30об.

Сдано 29.06.2012

144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.