Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическая подготовка учителей советской школы в Оренбуржье (на материалах оренбургского журнала «Вестник просвещенца», 1925-1928 гг. )'

Профессионально-педагогическая подготовка учителей советской школы в Оренбуржье (на материалах оренбургского журнала «Вестник просвещенца», 1925-1928 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / PEDAGOGICAL SHOTS / VOCATIONAL TRAINING / STUDENT TEACHING / ORENBURG REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешина Светлана Александровна

В статье представлен анализ профессионально-педагогической подготовки учителя советской школы Оренбуржья (на материалах педагогической прессы), проанализированы проблемы подготовки учителя в Оренбургской губернии. Дана характеристика политики государственной власти в области педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and pedagogical training of teachers of the Soviet school in Orenburg (on the materials of the Orenburg's magazine «Bulletin of Teachers», 1925-1928)

This article presents an analysis of vocational and educational training teachers Soviet school teaching materials in Orenburg press. Characterized by problems of teacher training in the journal «Bulletin of Teachers» in 20-ies of XX century. The analysis of a problem of preparation of the teacher is presented in article in the Orenburg province. As a whole the characteristic of policy of the government in the field of pedagogical education is given.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическая подготовка учителей советской школы в Оренбуржье (на материалах оренбургского журнала «Вестник просвещенца», 1925-1928 гг. )»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 377.8/37.8(091)(470.56)«1925/1928»

С. А. Алешина

Профессионально-педагогическая подготовка учителей советской школы в Оренбуржье (на материалах оренбургского журнала «Вестник просвещенца», 1925-1928 гг.)

В статье представлен анализ профессионально-педагогической подготовки учителя советской школы Оренбуржья (на материалах педагогической прессы), проанализированы проблемы подготовки учителя в Оренбургской губернии. Дана характеристика политики государственной власти в области педагогического образования.

This article presents an analysis of vocational and educational training teachers Soviet school teaching materials in Orenburg press. Characterized by problems of teacher training in the journal «Bulletin of Teachers» in 20-ies of XX century. The analysis of a problem of preparation of the teacher is presented in article in the Orenburg province. As a whole the characteristic of policy of the government in the field of pedagogical education is given.

Ключевые слова: педагогические кадры, профессиональная подготовка, педагогическая практика, Оренбургская область.

Key words: pedagogical shots, vocational training, student teaching, Orenburg region.

Анализ современных исследований позволяет утверждать, что Россия имеет особенность в образовательной политике - стремление сохранять духовную культуру, историческую связь с прошлым реального человека, который призван изменить будущее, а также с важнейшим принципом преемственности учебных программ и профессионализации только на основе общего образования. 1920-е гг. рассматриваются в науке как первый этап в истории развития педагогического образования [7, с. 106]. Вместе с тем именно в этот период обозначились проблемы, решение которых не завершено и сегодня - это поиск путей повышения качества образования, эффективности профессиональной подготовки и переподготовки, организации педагогической практики.

Обращение к периодической прессе при анализе истории отечественного педагогического образования 1920-х гг. вызвано тем,

© Алешина С. А., 2014

42

что при всей своей политизированности, классовой направленности она не потеряла присущие ей оперативность в отражении актуальных событий, затрагивающих сферы народного образования, педагогики, культуры, способность привлечь интерес общества к этим вопросам. Данная характеристика полностью соответствует «Вестнику просвещенца» - ежемесячному общественно-педагогическому журналу, выходившему в Оренбурге в 1925-1928 гг. Учредителями журнала выступили Оренбургское губОНО и губпрос (до октября 1926 г.).

Уже в первом номере определилась главная стратегическая цель журнала - стать посредником и проводником между учителя-ми-практиками и учёными, между самими учителями: «... журнал должен стать органом массового сельского просвещения, собирателем крупиц педагогического опыта и заниматься выявлением инициативы массового работника» [9, с. 416]. Этому способствовали созданные разделы: «Общие вопросы просвещения», «Из практики», «Вопросы краеведения», «Профессиональная жизнь» и др.

Одной из наиболее острых и как следствие активно обсуждавшихся на страницах «Вестника просвещенца» проблем была проблема подготовки педагогических кадров для школ Оренбургской губернии.

Во второй половине 1920-х гг. внимание педагогической общественности было привлечено к важнейшим задачам - реализации советского законодательства о Единой трудовой школе, введению всеобщего образования, подъёму культурно-образовательного уровня оренбургского села.

В «Вестнике просвещенца» (№ 9-10 за 1927 г.) в передовой статье следующим образом обозначены основные направления преобразования народного образования [3, с. 6]:

1) ввести в декретированный срок к 1934 г. всеобщее обучение для всех детей школьного возраста (от 8 до 12 лет);

2) открыть шире двери школ повышенного типа для детей рабочих и крестьян в первую очередь, и с этой целью приблизить школы повышенного типа к деревне и перестроить сельские семилетки и школы крестьянской молодежи, т. е. уделить в этих школах больше внимания вопросам, связанным с сельским хозяйством;

3) индустриализация страны. требует не только всеобщей грамотности населения, но и повышенной культурной и политической подготовки новых высококвалифицированных работников. Отсюда следует первоочередная задача, имеющая значение для всех трех отраслей народного образования: соцвоса, политпросвета и профессионального образования;

43

4) ликвидация неграмотности и малограмотности, а также политической несознательности взрослого населения;

5) создание всех возможностей для более быстрого развития народного просвещения нацменьшинств и поднятия их культурного уровня.

Реализация первой из намеченных задач была затруднена тем, что в Оренбургской губернии, в отличие от центральных районов страны, удалось приступить к этой работе только с 1926 г. Это объяснялось рядом причин: довольно позднее включение губернии в состав РСФСР (1925); недостаточная осведомленность губернского отдела народного образования о решениях центра, тяжелое хозяйственное положение губернии.

Тем не менее Оренбургское губоно активно включалось в работу: «был произведен учет детей школьного возраста на ближайшее трехлетие как по губернии, так и по каждому населенному пункту. Осуществлено примерное развертывание комплектов учащихся по каждому уезду. Выявлена количественная потребность в подготовке новых кадров школьных работников» [8, c. 9].

Результаты анализа образовательного пространства губернии показали, что на 1928 г. приходился пик падения численности детей, достигших школьного возраста, но к 1930 г. ожидался определенный подъем, который должен был продлиться до 1933 г.

В этой связи остро встал вопрос об обеспечении школ педагогическими кадрами. Представленная в № 3 «Вестнике просвещенца» за 1926 г. таблица показывала, что существовавшие на тот период учебные заведения не могли обеспечить все школы педагогическими кадрами. Выход из сложившейся ситуации виделся в открытии педагогических учреждений временного характера, в которых могли бы готовить достаточно квалифицированных педагогических работников. Предполагалось, что это будут одногодичные педагогические курсы, комплектуемые выпускниками школ 2-й ступени и вечерних школ повышенного типа для взрослых. Одногодичные курсы рассчитывались на 100 чел. ежегодно. За период с 1926/27 по 1928/29 уч. г. предполагалось подготовить 546 школьных работников, помимо выпускников школ с педагогическим уклоном.

По докладу губоно о введении всеобщего обучения в Оренбургской губернии 3-я сессия губисполкома в том числе постановила: « ...имея в виду обеспечение сети педагогическим персоналом, признать необходимым проведение в жизни с наступающего учебного года намеченного губоно открытия параллельных курсов при русском и татарском Педтехникумах и одногодичных курсов для подготовки русских учителей 1 ступени, укомплектовывая курсы преимущественно сельской молодежью» [8].

44

Необходимость расширения сети педагогических учреждений подчеркивалась и в справке, подготовленной инспектором губоно С. Трушковым «Состояние профобразования в Оренбургской губернии и его очередные задачи», опубликованной в «Вестнике просвещенца» (1926. № 11-12). В справке указывалось, что имеющиеся три учебных заведения по педагогической подготовке учителей не в состоянии удовлетворить огромный спрос на учителей 1-й ступени. Спрос на них был огромен: с 1926/27 по 1933/34 уч. г. требовалось на расширение сети школ 1-й ступени 1209 чел. для русских школ, а на восполнение естественной убыли еще 449 чел., всего же 1658 чел. Принималась во внимание и необходимость замены части неквалифицированных работников, которых на 1926 г. насчитывалось в русских школах 127 чел.

Русский педтехникум мог выпустить за указанный срок лишь 210 чел., что соответствовало потребностям одного года. Это обстоятельство привело к тому, что Губпрофобр принял соответствующие меры по расширению русского педтехникума за счет создания при нем параллельных курсов, а также открыл в 1926 г. педагогические годичные курсы. Предполагалось, что это поможет получить 760-780 подготовленных учителей, что составляло 44,5 % всей потребности. Недостающих учителей должны были готовить школы 2-й ступени с педуклоном.

Учителей для мордовских и украинских школ планировалось привлекать из других губерний, где шла подготовка национальных педагогических кадров.

Учителей для татарско-башкирских школ необходимо было готовить непосредственно на месте. Так, например, татарский педтех-никум должен был подготовить с 1926/27 по 1932/33 уч. г. включительно 200 учителей (50 % необходимого количества). Намечалось расширить и этот педтехникум путем открытия параллелей.

Из общего количества детей школьного возраста в 1925/26 уч. г. обучалось только 44 %. Средняя нагрузка на учителя равнялась 47 чел.

В справке «Итоги обследования школ 1 и 2 ст. Оренбургской губернии», подготовленной после проведенной в ноябре 1926 г. инспекции, отмечалось, что «наши педагогические учебные заведения дают слишком незначительные выпуски и насытить не могут, несмотря на то, что в настоящем учебном году (1926/27) почти весь выпуск Оренбургского педагогического техникума брошен в деревенские школы» [4, с. 4].

В «Вестнике просвещенца» (1926. № 14-15) отмечалось, что на 1926 г. педагогические учреждения губернии обучали 300 учащихся. Из них: 175 русских, 111 татар, 14 других национальностей. По пар-

45

тийной принадлежности: членов и кандидатов ВКП (б) - 11 чел.; комсомольцев - 188; беспартийных - 101; по социальному происхождению: из рабочих - 73, из крестьян - 147; служащих и пр. - 19. Мужчин - 132, женщин - 108.

Таким образом, полностью соблюдались установки по подготовке «нового учителя». Учителя пополняли ряды партийного учительства, составляли опору строительства единой трудовой школы.

Педагогические курсы ставили своей задачей подготовить учителей для сельских школ 1-й ступени. Учащиеся обеспечивались стипендией. На курсы принимались лица не моложе 18 лет и не старше 35. От поступавших требовалась общеобразовательная подготовка не ниже 8 класса школы 2-й ступени. Предпочтение отдавалось уже имеющим педагогический стаж.

«В 1927 году педагогические учебные заведения в Оренбурге выпустили 87 человек. Русский педтехникум - 39, татарский педтех-никум - 14, одногодичные курсы - 34» [10, с. 4]. Окончившие прошли особую квалификационную комиссию и получили звания квалифицированных работников школ 1-й ступени.

Школы 2-й ступени г. Оренбурга в том же году подготовили: № 1 им. Т.Г. Шевченко - 39 чел., получивших звание школьного работника; № 8 - 20 чел.

На IX губернском съезде Союза работников просвещения, проходившем в феврале 1928 г., было отмечено, что прием на работу в первую очередь окончивших педтехникумы, педкурсы и педуклоны 2-й ступени улучшал качественный состав работников школ. Однако оставался значительный контингент учителей, требовавших дополнительной переподготовки на одногодичных педагогических курсах.

У оренбуржцев имелась возможность поступить в следующие педтехникумы: Московский, Центральный опытный им. Н.К. Крупской, Ленинградский им. Ушинского, Центральные опытные педкурсы в Москве. Обучение в педтехникумах было бесплатное.

Тем не менее кадровый «голод» оставался насущной проблемой для губернии. По предварительным подсчетам к «1932/33 г. Оренбургской губернии требовалось 2604 учителя» [5, с. 35].

В 1920-е гг. главная установка в деле подготовки «нового учителя» заключалась в том, что педагог в Советской школе должен быть «марксистом, активно участвующим в политико-общественной жизни школы». Достигнуть этого предполагалось следующими путями: 1) «проникнуть идеологией рабочего класса, участвуя в жизни рабочего класса и крестьянства; 2) изучить теоретические основы марксизма, получая подготовку в педагогических учебных заведениях, а также путем переподготовки, осуществляемой на базе районных опорных школ» [2, с. 13].

46

Педагогические учреждения Оренбургской губернии при подготовке советского учителя, как и подобные учреждения в целом по стране, особый упор делали на овладение учащимися программами, разработанными научно-педагогической секцией Государственного ученого совета (ГУСа). Данные программы требовали от учителей разносторонних знаний в различных областях науки. Но особенно подчеркивалось значение для нового учителя овладения естествознанием. В качестве аргументации приводилось высказывание видного историка и обществоведа М.Н. Покровского о том, что настоящий марксист должен быть прежде всего естественником.

Программы ГУСа требовали от учителя новых методических навыков работы, изучения метода комплексного преподавания.

Еще в 1923 г. в практику образования стали вводиться комплексные программы ГУСа, согласно которым в основу всего учебно-воспитательного процесса ставилась марксистская идеология так, как ее понимали большевики, а учебный материал концентрировался вокруг трех проблем: труд, общество, природа. Основное внимание уделялось трудовой деятельности человека, которая должна была изучаться в связи с природой как объектом этой деятельности и общественной жизнью как следствием деятельности. Это преподносилось как элемент революционной педагогики.

В педтехникумах практиковались все методы: от лекционных до исследовательских. Но такое разнообразие было чревато отсутствием четкости и последовательности в работе, что и было отмечено на 1-й конференции работников профессиональных учебных заведений г. Оренбурга, проходившей с 7 по 9 июня 1928 г. в г. Оренбурге.

Если в педтехникумах, пединституте работа над программами ГУСа входила в учебную программу, то для уже работающих учителей переподготовку обеспечивали отделы народного образования, при которых создавались методические бюро при уездных отделах народного образования (уоно) и губернского отдела народного образования (губоно).

Губернское методическое бюро (губметбюро) путем подготовки методических писем, рекомендательных списков литературы помогало учителям на местах овладевать новыми методиками. Помимо этого, губметбюро разрабатывало программы губернских, уездных курсов и конференций, где велась подготовка и переподготовка оренбургского учительства.

Таким образом, в 1920-е гг. в Оренбургской губернии осуществлялся процесс профессионально-педагогической подготовки учительских кадров. Ведущую роль в этой подготовке играли педагогические техникумы, задачей которых была подготовка советского педагога в первую очередь для работников школы 1-й ступени.

47

«Педагог должен был иметь достаточное общее образование, педагогическое образование и получить "общественно-политическую" подготовку для того, чтобы дать обоснование классовым целям школы и сообщающие предпосылки для выработки марксистского понимания» [8].

Работа в педтехникумах в рассматриваемый период строилась по принципу районирования в зависимости от основных форм производственного труда. В Оренбургской губернии это был сельскохозяйственный уклон.

Особенность региона ставила задачу подготовки педагогических кадров для национальных школ.

Изученный нами материал позволяет сделать вывод о том, что во второй половине 1920-х гг. много делалось для того, чтобы подготовленный учитель реально мог способствовать реализации декретов и постановлений центральной и местной власти о подъеме культурного и образовательного уровня населения губернии, введении начального всеобуча.

Список литературы

1. Абязанцев А. Наш сельский практикум // Вестн. просвещенца. - 1928. -№ 4. - С. 22-24.

2. Весина И.Ю., Кротов И. Народное образование в Оренбургской губернии к 10-летию Октябрьской революции // Вестн. просвещенца. - 1927. - № 910. - С. 1-19.

3. Весина И.Ю. Очередные задачи Метбюро // Вестн. просвещенца. -1925. - № 1. - С. 8-14.

4. Дятлов М. Итоги обследования школ 1 и 2 ст. Оренбургской губернии // Вестник просвещенца. Оренбург. - 1927. - № 1. - С. 1-16.

5. Итоги работы 1-й конференции работников профессиональных учебных заведений г. Оренбурга // Вестн. просвещенца. - 1928. - № 5-6. - С. 35-46.

6. Кириллов Н.О. К вопросу о введении всеобщего обучения в Оренбургской губернии // Вестн. просвещенца. - 1926. - № 3. - С. 8-9.

7. Любичанковский С.В. Будущее, которое мы создаём сами. О развитии студенческой науки на историческом факультете Оренбургского педагогического университета // Ист. ф-т ОГПУ: прошлое, настоящее, будущее (30-летию посвящается). - Оренбург, 2012. - С. 106-144.

8. Педагогическая энциклопедия: в 3 т. Т. 3 / под ред. А.Г. Калашникова, М.С. Эпштейна. - М., 1930. - С. 152-153.

9. Сафонов Д.А. Периодика Оренбургского края. Вып. 1. Первые сто лет. -Оренбург, 2004.

10. Хроника по просвещению // Вестн. просвещенца. - 1927. - № 5-6. -С. 1-4.

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.