Научная статья на тему 'Восстановление системы образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в 1923-1929 гг'

Восстановление системы образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в 1923-1929 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНОВЛЕНИЕ / СИСТЕМА / ОБРАЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / RESTORATION / SYSTEM / EDUCATION OF NATIONAL MINORITIES / NATIONAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафарова Алия Дамировна

Статья посвящена восстановлению системы образования национальных меньшинств Оренбуржья в 1923-1929 гг. Охарактеризованы количественные и качественные показатели состояния образовательных учреждений, обеспеченность педагогическими кадрами, учебной литературой. Показано какие меры предпринимались органами управления образования в области просвещения национальных меньшинств края, для повышения квалификации учителей школ национальных меньшинств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration of the Educational System for National Minorities in the Orenburg Region in 1923-1929

The article focuses on the restoration of the educational system for national minorities in the Orenburg region for the period of 1923-1929. The quantitative and qualitative indices of the educational institutions, the provision of schools with text-books and teaching staff have been scrutinized. The article reveals the means which were taken to educate the national minorities of the region and to increase the qualification level of the school teachers for the national minorities by the education authorities.

Текст научной работы на тему «Восстановление системы образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в 1923-1929 гг»

УДК: 371(09)(470.56) ББК: 74.3(2Рос-4Ор)

Сафарова Алия Дамировна

соискатель г. Оренбург Safarova Aliya Damirovna

Applicant for a Degree Orenburg

Восстановление системы образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в 1923-1929 гг.

Restoration of the Educational System for National Minorities in the Orenburg Region in 1923-1929

Статья посвящена восстановлению системы образования национальных меньшинств Оренбуржья в 1923-1929 гг. Охарактеризованы количественные и качественные показатели состояния образовательных учреждений, обеспеченность педагогическими кадрами, учебной литературой. Показано какие меры предпринимались органами управления образования в области просвещения национальных меньшинств края, для повышения квалификации учителей школ национальных меньшинств.

The article focuses on the restoration of the educational system for national minorities in the Orenburg region for the period of 1923-1929. The quantitative and qualitative indices of the educational institutions, the provision of schools with textbooks and teaching staff have been scrutinized. The article reveals the means which were taken to educate the national minorities of the region and to increase the qualification level of the school teachers for the national minorities by the education authorities.

Ключевые слова: восстановление, система, образование национальных меньшинств, национальные школы.

Key words: restoration, system, education of national minorities, national schools.

В период с 1923-1929 годы система образования национальных меньшинств Оренбуржья восстанавливалась и развивалась. Нужно было изжить отсталость некоторых нерусских народов в культурном отношении, наверстать время, когда в крае шла гражданская война. 1921-1922 гг. для Оренбургской губернии были годами сильного неурожая, под влиянием которого число школ национальных меньшинств (нацмен) и число учащихся в них резко сократилось.

С 1923/24 учебного года начинается медленный процесс восстановления сети просветительных учреждений. В 1923 году несколько вырос объём

финансовых средств, выделяемых на образование. [1, С. 78]. Это позволило увеличить число учебных учреждений, содержащихся за счёт госбюджета и сократить число договорных школ. В Оренбургском уезде к началу 1925 года было 20 немецких с 912 учащимися и 20 учителями и 1 киргизская с 34 учащимися и 1 учителем договорных школ. [17]. В Каширинском уезде в 1923/24 учебном году функционировало 2 татарские договорные школы с 68 учащимися и 3 учителями [20], в Орском уезде в 1924/25 учебном году - 2 татарские с 69 учащимися и 2 учителями и 4 киргизские с 121 учащимися и 4 учителями договорные школы [13]. На государственном снабжении находились в Каширинском уезде - 6 татарских школ, в Оренбургском уезде - 27 школ первой ступени (из них 5 немецких, 6 киргизских и 16 татарских) и 2 школы второй ступени (1 немецкая, 1 татарская), в Орском уезде - 4 татарских и 12 киргизских школ первой ступени [13,16,20].

Значительную помощь образовательным учреждениям оказывало местное население. Труд учителей в немецких договорных школах Уранской волости и договорных школах Каширинского уезда оплачивался местным населением [18,20]. В докладе о народном образовании в Уранской волости отмечалось, что вплоть до 1923/24 учебного года в договорных школах «учителя под давлением населения да и по личным взглядам вели религиозное преподавание» [18]. В хозяйственной жизни населения волости оказывало школе полное и неизменное содействие [19]. В Каширинском уезде ремонт школьных зданий и заготовка дров для школы проводилось населением. Мустафинский сельсовет, по постановлению собрания сельчан, продал сенокосный участок за 130 рублей с целью израсходовать полученные деньги на ремонт школы и хозяйственные расходы [22].

Число учащихся национальных школ начало расти, но в целом оставался низким. В 1923/24 учебном году в Каширинском уезде в школах нацмен обучалось 205 человек из 800 детей школьного возраста (26%), в Орском уезде

- 30% детского населения, и лишь в Уранской волости был почти 100% охват немецких детей школами [15,17,20]. Большинство школ по-прежнему не имело собственных помещений. Особенно остро этот вопрос стоял по отношению киргизских школ. В докладе инспектора нацмен Орского УОНО Анеева отмечалось, что «ни одна из школ (было обследовано 9 школ в конце 1925 г.) не имеет специально построенного школьного здания, в большинстве случаев ютятся в тёмных, антигигиеничных домах посреди аула, или в худшем случае

практикуется, если можно так выразиться, школьная повинность, когда школа, не имея постоянного хотя бы плохого пристанища, перекочёвывает из одного дома в другой по очереди. Парты и классные доски имеются только в двух школах, но и то в недостаточном количестве, а в остальных случаях занятия ведутся или просто на полу, или в лучшем случае - на нарах». [14].

Советская школа, создавалась как школа нового типа. Поэтому опыт и традиции «старой школы» отвергались управленческими органами, как изжившие себя. Двадцатые годы стали временем различных экспериментов в создании и применении учебных и методических программ. В 1923-24 годах на основе схем ГУСа публикуется комплексные программы, которые представляли собой методическое руководство для составления программ на местах: они ориентировали на местный материал и локализацию программ. Но гусовские программы по отзывам учителей национальных школ были перегружены материалом, рассчитанным на школы, где имелся один учитель на группу и не учитывали работу школ национальных меньшинств на двух языках

- родном и русском.

На заседаниях секции нацмен Оренбургского губернского методического бюро (метбюро) нередко поднимался вопрос о преподавании в национальных школах по гусовским программам. Одним из вопросов, предложенных метбюро для рассмотрения на двухдневной общегородской конференции работников национальных школ (26.11 и 29.11.1925 г.), был «О применении гусовских программ в школах нацмен» [2]. На городской конференции школьных работников (нацмен), проходившей 11.01 - 15.01.1926 г., одна из тем докладов звучала так «Комплексная система преподавания и её основные методы» [3]. В постановлении заседания методической комиссии нацмен Губоно от 1 сентября 1925 года говорилось, что «работа методической комиссии заключается в переработке учебного материала городских школ применительно к условиям татарской деятельности вообще и в сельской школе частности» [4]. Однако, широкого распространения в школах национальных меньшинств Оренбургской губернии в рассматриваемый период программы ГУСа не имели. В Каширинском уезде в 1925 году основной метод преподавания был слуховой и намечалось «производить преподавание согласно комплексной системе» [22]. В большинстве школ Орского уезда, обследованных в конце 1925 г., не были введены программы ГУСа. В тех школах, где преподавание велось по гусовским программам, оно заключалось в проведении бесед на ту или иную тему из ГУСа

и, в частности, «в осуществлении увязки между отдельными предметами школьного преподавания» [15]. Значительно лучше была поставлена работа в городских школах. Как отмечалось в докладе инспектора нацмен Орского УОНО: «если ещё нельзя претендовать на постановку дела по ГУСовски в полном смысле этого слова, то, во всяком случае, заметно приближается к программам ГУСа принцип комплексности в преподавании» [15].

В докладах инспекторов нацмен при УОНО говорилось, что одной из причин, тормозивших введение комплексных программ в национальных школах, являлось отсутствие учебников и методической литературы на родном языке. В отчёте об итогах обследования просвещения среди нацмен Каширинского уезда отмечалось, что учебниками школы снабжались с УОНО, но в малом количестве и «ещё не определились пригодные для данных школ и данных детей» [20]. Литературы и учебников на немецком языке в школах Уранской волости не было [18]. В таком же положении были школы Орского уезда. Положение с учебниками стало улучшаться с 1926 года. В Совнацмен при коллегии Губоно были присланы каталог учебников, руководств и пособий для учителей, словарей, детской литературы книжного склада и магазина кооперативного издательства «Нашрият» на башкирском, киргизском, татарском и узбекском языках [9], каталог учебников и литературы на немецком языке [10]. В этом же году были получены для киргизских школ губернии учебники, пособия - 2814 экземпляров, для татарских школ, детских домов, библиотеки г. Оренбурга - 2205 учебников, пособий, детской литературы [12]. Таким образом, в лучшем положении по обеспечению учебниками находились татарские школы. Это было связано с тем, что учебники и пособия на татарском языке издавались в Уфе, Москве, Казани, и этот народ имел опыт и традиции в этом деле с начала века. Но вплоть до 1933 года, до появления постановления «Об учебниках в начальной и средней школе» обеспечение учебников осуществлялось с перебоями.

Определяющую роль в качественном состоянии школы играют педагогические кадры. Архивный материал свидетельствуют о недостатке учителей для национальных школ в рассматриваемый период и низкой их квалификации. Из четырёх учителей первой татарской школы первой ступени в 1923 г. только один имел среднее образование, образование остальных было ниже среднего [11]. Большинство учителей немецких школ Уранской волости (21 из 32) окончили Преторийскую школу второй ступени [19]. Низкий уровень

подготовки учителей киргизских школ отмечал инспектор нацмен Орского УОНО Анеев: «Во общем деятельность киргизской школы направлена лишь к тому, чтобы обучить детей читать, писать и считать, но и эта скромная задача, которую сегодня киргизская школа поставила перед собой, ввиду низкой квалификации и отсутствия практического опыта у киргизских работников заведомо обречена на неудачу» [15].

Для повышения педагогического уровня учителей национальных школ губернии с 1925 года организовываются курсы их переподготовки. По предложению инспекторов УОНО проводились курсы учителей нацмен отдельно от курсов для учителей русских школ, так как «большинство наших работников ... не владеют достаточно русским языком, благодаря чему они становятся, как показал опыт прошлых курсов, пассивными элементами на курсах» [15]. Краткосрочные курсы повышения квалификации для учителей школ национальных меньшинств были организованы: 7/УШ — 21/УШ 1926 г.

— окружные курсы для учителей сельских школ нацмен с 50 командированными учителями и 15-тью вольнослушателями; 5/У111 - 5/1Х 1927 г. - месячные курсы для работников нацмен на 40 часов; 6/У111 - 20/УШ 1928 г.

- губкурсы учителей нацмен для 30 человек сельского учительства и всех городских учителей. [26]. Учебный план последних курсов включал в себя следующие разделы и вопросы:

Директивная часть

1. Международное и внутреннее положение СССР и текущие задачи ВКП(б) и Советской власти - 2 часа.

2. Общественно-политической воспитание просвещенцев - 2 часа.

3. Новое районирование и перспективы развития хозяйства Округа - 2 часа.

Педагогический цикл

4. Итоги работы по программам ГУСа и ГСВ за ист. год - 4 часа.

5. Физическое воспитание в школе - 4 часа.

6. Изобразительное искусство в школе - 6 часов.

7. Педология и педагогический практикум - 10 часов.

Программно-методический цикл

8. Анализ объёма и содержания программ на основе учёта опыта и краеведных данных и методика краеведной работы - 14 часов.

9. Методика обществоведения в программах ГУСа и общественнополитическое воспитание в школе - 10 часов.

10. Задачи школы в связи с обороной страны - 2 часа.

11. Антирелигиозное воспитание в школе - 2 часа.

12. Методика родного языка в школе - 12 часов.

13. Методика математики в школе - 10 часов.

14. Практикум и методика труда в школе - 12 часов.

15. Методика естествознания с лабораторным практикумом по отдельным темам из программ — минимум (цикл физики и биологии) - 12 часов.

Организационный цикл

16. Школоведение - 4 часа.

В 1925/26 учебном году в Оренбургской губернии было: татарских школ I ст. - 31, школ семилеток и II ст. - 3, детдомов - 2, детсадов - 1, библиотек - 2, изб-читален - 6; киргизских школ I ст. - 22, детдомов - 1, изб-читален - 2; немецких школ I ст. - 24, школ II ст. - 1, изб-читален - 1 [5].

В 1926 г. татарские дети школьного возраста были обеспечены школьными местами на 100%, но вследствие перегруженности школ переростками фактический охват детей составлял 64%, немецких детей - 71%, киргизских детей - 31%. Киргизское население было обеспечено школами слабее татарского и немецкого народов. Мордовские дети, за исключением двух школ, обучались на русском языке [25, с. 185]. Процент девочек в школах национальных меньшинств первой ступени составлял:

В татарских школах (в районах) 41%

В татарских школах в г. Оренбурге 51%

В немецких школах 40%

В казак-киргизских школах 17%

Декретом ВЦИКа и СНК от 31.08.1925 года 1933/34 учебный год был определён как предельный срок введения всеобщего начального образования для детей 8-11 лет по всей стране. Выполнение декрета было крайне трудным для Оренбургской губернии. Уровень образования в губернии был низким. В 1926/27 учебном году школы первой ступени губернии смогли охватить обучение 48% детей школьного возраста от 8 до 11 лет, в 1927/28 учебном году - 50% [1, С. 82]. Охват детей школьного возраста национальных меньшинств в 1926/27 учебном году составил 56%. Материально-техническая база образования в национальных школах оставалась слабой. По-прежнему особенно плохое положение дел было в казахских школах. В статье «Итоги обследования школ первой и второй ступеней Оренбургской губернии»,

опубликованной в «Вестнике просвещенца» №1(16) за 1927 год, отмечалось, что: «гораздо хуже дело обстоит с казахскими школами, которые специально отведённых зданий не имеют, а помещаются в уголках казахских землянок, не выдерживающих никакой критики в санитарно-гигиеническом отношении. . Особенно плохо со школьным образованием в казахских школах - вместо парт длинная доска, положенная на кизяки, классная доска заменена изломанной скамьёй (аул №2 Орской волости и аул №1 Домбарской волости Орского уезда)». [24, С. 5]

Наполняемость учеников в классе доходило до пятидесяти человек. Число переростков и второгодников в нацмен школах составляло 37% от общего числа учащихся. Занятия в большинстве школ велись в две смены.

Так как уровень грамотности национальных меньшинств был более низким, чем у русскоязычного населения (в 1926 году грамотность составляла среди русских - 59%, украинцев - 57,8%, татар - 44,4%, прочих - 36,5%), то был принят план особых мероприятий Губоно в части просвещения национальных меньшинств на 1927 год. Планом предусматривалось:

Первый квартал

1) Организовать снабжение сельских школ и изб-читален учебниками и литературой на родном языке, путём концентрированного заказа через Губоно.

2) Принять практические меры по поводу перевода двух мордовских школ Каширинского уезда на родной язык.

3) Согласно постановлению Всероссийского Съезда Татаро-Башкирских Работников Просвещения о переходе татаро-башкирских школ на 5-тигодичный срок обучения в первой ступени, в виде опыта перевести одну татарскую школу г. Оренбурга на 5-тигодичный срок.

4) Проследить за установлением должностей учителей русского языка в татарских школах, являющихся полными четырёхлетками.

5) Издать сборник методических материалов, проработанных на летних учительских курсах.

Второй квартал

6) Организационно и методически оформить существующие в национальных волостях опорные школы.

7) В целях усиления методического руководства массовыми школами, находящихся вне концентрированного в отдельной волости нацменского

населения, проработать вопрос об организации опорных школ в Каргале и Никитине и провести практическое осуществление этого мероприятия.

8) Дать на места руководящие указания о порядке ведения антирелигиозной пропаганды среди нацмен.

9) Разработать и дать на места указания о мерах вовлечения нацмен. населения в избу-читальню и на ликпункты.

10) Дать указания на места о выделении специальных дней в избе-читальне для работы с женщинами и об организации ликпунктов женских.

Третий квартал

11) Проработать вопрос о школе повышенного типа для казахской национальности.

12) Разработать погодный план открытия интернатов при нацменовских школах.

13) Приступить к собиранию и обработке материала по истории развития народного образования, экономики и бытовом состоянии национальностей в настоящее время, вовлекая национальный актив.

14) Дать указания на места о специальной форме летней работы изб-читален применительно к национальным запросам населения (Сабан-туй др.).

Четвёртый квартал

15) Проведение укомплектования мест в ВУЗы и техникумы, предоставленных для Оренбургской губернии, с предварительным выявлением имеющегося контингента кандидатов.

16) Изучение материалов годовой деятельности нацмен просветительских учреждений.

17) Проведение подготовительной работы к учебному году, к губернской конференции нац.мен.работников [7].

Намеченные планы довольно успешно выполнялись. В отчёте Бугурусланского окрисполкома отмечалось, что «сеть школ в нацменрайонах в 1928/29 учебном году даёт заметный рост. Там число учащихся с 16710 человек в 1927/28 году возрастает до 18500, т.е. на 10,5%» [23].

К 1930 году были открыты школы первой ступени почти во всех татарских селениях, была построена школа-интернат для казахских детей в Буртинском районе и заканчивалось строительство ещё одного в этом же районе.

Значительно хуже обстояло дело с развитием неполного и полного среднего образования. К концу 1929 года в губернии было только четыре школы второй

ступени для национальных меньшинств: татарская школа № 10 и татарская школа № 30 в г. Оренбурге, Преторийская немецкая школа и Каргалинская татарская школа в Оренбургском уезде [6].

Таким образом, в 1923 - 1929 гг. отмечались неодинаковые обеспеченность школами и охват обучения детей школьного возраста различных национальностей; острейшая проблема с кадрами, учебниками, помещениями для национальных, особенно казахских, школ. В губернии наблюдалось восстановление и незначительный рост числа национальных школ, улучшается их обеспечение учебниками и школьным оборудованием.

Библиографический список

1. Болодурин, В. С. История образования в Оренбуржье / В. С. Болодурин -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. - 286 с.

2. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 249. Л. 1.

3. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . д. 249. Л. 4.

4. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 249. Л. 5.

5. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 309. Л. 46(об)-47

6. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 309. Л. 52(об)-53

7. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 309. Л. 68-69.

8. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 998. Л. 3.

9. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1026. Л. 1-5(об).

10. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1026. Л. 26-32.

11. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1026. Л. 50.

12. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1026. Л. 67-68.

13. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1028. Л. 6.

14. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1028. Л. 6(об).

15. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1028. Л. 7-7(об).

16. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1028. Л. 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1028. Л. 11.

18. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1028. Л. 11(об).

19. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1028. Л. 12.

20. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1028. Л. 40.

21. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1028. Л. 40(об).

22. ГАОО Ф. Р-450. Оп. . Д. 1028. Л. 41(об).

23. ГАОО Ф. Р-2394. Оп. 1. Д. 58. Л. 8.

24. Дятлов, М. Итоги обследования школ I и II ступеней Оренбургской губернии / М. Дятлов // Вестник просвещенца. - Оренбург, 1927. - № 1. -С . 4-9.

25. Кирилллов, Н. Народное образование в Оренбургской губернии / Н. Киррилллов // Сельскохозяйственные районы и земельные нормы Оренбургской губернии. - Оренбург,1928. - С. 167-188.

26. Тарасов, В. Хроника по просвещению / В. Тарасов // Вестник просвещенца.

- Оренбург, 1928. - № 5-6. - С. 75-79.

Bibliodraphy

1.Bolodurin, V.S. The History of Education in the Orenburg Region /V.S. Bolodurin

- Orenburg: Orenburg State Teacher Training University Publishing House, 2000. - 286 p.

2. Dyatlov, M. The Survey Results of Schools of the First and Second Stages in the

Orenburg Province / M. Dyatlov // Herald of an Educated Person. - Orenburg,

1927. - № 1. - Р. 4-9.

3. Kirillov, N. Public Education in the Orenburg Province / N. Kirillov // The

Agricultural Regions and Land Standards in the Orenburg Region. - Orenburg,

1928. - Р. 167-188.

4. State Archives of the Orenburg Region (SAOR) Resources. R-450. Inventory.

1.File 249.L 1.

5. SAOR Resources. R-450. Inventory. 1. File 249. Page 4.

6. SAOR Resources. R-450. Inventory. 1. File 249. Page 5.

7. SAOR Resources. R-450. Inventory. 1. File 309. Page 46(the opposite side)-47.

8. SAOR Resources. R-450. Inventory. 1. File 309. Page 52(the opposite side)-53.

9. SAOR Resources. R-450. Inventory. 1. File 309. Page 68-69.

10. SAOR Resources. R-450. Inventory

11. SAOR Resources. R-450. Inventory

12. SAOR Resources. R-450. Inventory

13. SAOR Resources. R-450. Inventory

14. SAOR Resources. R-450. Inventory

15. SAOR Resources. R-450. Inventory

16. SAOR Resources. R-450. Inventory

17. SAOR Resources. R-450. Inventory

18. SAOR Resources. R-450. Inventory

19. SAOR Resources. R-450. Inventory

20. SAOR Resources. R-450. Inventory

21. SAOR Resources. R-450. Inventory

22. SAOR Resources. R-450. Inventory 22. SAOR Resources. R-450. Inventory

24. SAOR Resources. R-450. Inventory

25. SAOR Resources. R-450. Inventory

1. File 998. Page 3.

1. File 1026. Page 1-5(the opposite side). 1. File 1026. Page 26-32.

1. File 1026. Page 50.

1. File 1026. Page 67-68.

1. File 1028. Page 6.

1. File 1028. Page 6(the opposite side).

1. File 1028. Page 7-7(the opposite side). 1. File 1028. Page 8.

1. File 1028. Page 11.

1. File 1028. Page 11(the opposite side). 1. File 1028. Page 12.

1. File 1028. Page 40.

1. File 1028. Page 40(the opposite side). 1. File 1028. Page 41(the opposite side). 1. File 58. Page 8.

26. Tarasov, V. Chronicle of Education /V. Tarasov // Herald of an Educated Person.

- Orenburg, 1928. - № 5-6. - Р. 75-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.