Научная статья на тему 'Культурно-просветительная работа среди национальных меньшинств (1917-1930-е годы)'

Культурно-просветительная работа среди национальных меньшинств (1917-1930-е годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодова В. В.

The urgent problem of the cultural-educational work among the national minorities is under consideration. The author showed that new cultural policy of Bolsheviks was supposed to rise cultural and educational level of all the groups of the population including national minorities. So, in whole, this policy had a rather favourable effect on culture development, especially for retrograded peoples. The author tackles this problem using facts of South Ural region, Orenburg province and Chelyabinsk region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATION WORK AMONG THE NATIONAL MINORITIES (1917-1930-s)

The urgent problem of the cultural-educational work among the national minorities is under consideration. The author showed that new cultural policy of Bolsheviks was supposed to rise cultural and educational level of all the groups of the population including national minorities. So, in whole, this policy had a rather favourable effect on culture development, especially for retrograded peoples. The author tackles this problem using facts of South Ural region, Orenburg province and Chelyabinsk region.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительная работа среди национальных меньшинств (1917-1930-е годы)»

© 2008 г.

В.В. Солодова

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА СРЕДИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ (1917-1930-е годы)

Мероприятия молодого советского государства с октября 1917 г. были направлены на создание новой пролетарской, интернациональной по своей сути, культуры. Она должна была вытеснить старые культурные организмы и связи, в том числе и национальные. Большинство национальных комиссариатов видели главной задачей своих культурно-просветительных отделов разъяснение задач советской власти своим соплеменникам1.

Новая культурная политика большевиков, предполагавшая повышение культурного и образовательного уровня всех слоёв и групп населения, в том числе и национальных меньшинств, благотворно сказалась на культурном развитии многих, особенно прежде отсталых народов. И в то же время культурно-просветительная работа среди нацменьшинств весьма эффективно использовалась в качестве агитационно-пропагандистского орудия советской власти.

Перед государством стояла сложнейшая задача, выраженная в дилемме: как помочь народам распорядиться своим духовным миром и как при этом реализовать собственные задачи — заставить «массы воспринять социалистическое учение?»2. Средством решения этих задач должна была стать реформа народного образования, в рамках которой и должен был решиться вопрос о национальной школе.

Большую роль в разработке идей и практическом решении вопроса образования национальных меньшинств сыграл Наркомнац. Именно здесь был впервые поставлен этот вопрос на государственном уровне. Произошло это спустя два месяца после подписания Брестского мира. Именно в этот момент в рамках Наркомнаца было озвучено и аргументировано мнение о том, что эвакуированные латыши, отделённые от основной массы своего народа, вправе рассчитывать и в Советской республике на школу с преподаванием «на родном языке детей».

Именно Наркомнац обратил внимание властей на то, что необходимо проведение детального «смотра всем родам», учёта «их культурного состояния и достояния», то есть, говоря современным языком, мониторинга культурного развития народов, проживавших на территории РСФСР3. В труднейших условиях лета 1918 г. Наркомнацем были собраны данные о количестве национальных школ в стране. Их осмысление позволило перейти «от деклараций к реаль-

4

ной политике», «от слов к делу» .

В мае 1918 г. при Наркомнаце была создана специальная культурно-просветительная комиссия, в которую входили представители всех национальных комиссариатов. В её компетенцию входило «рассмотрение вопросов, касающихся дела национального просвещения, и согласование смет по национальному просвещению»5. А 13 июля 1918 г. Наркомнац принял постановление «О национальных школах и о взаимоотношении между Народными Комиссариатами по

просвещению и по делам национальностей». Этим постановлением при Нар-комнаце учреждалась национальная секция, куда входили с правом решающего голоса по одному представителю от всех национальных комиссариатов и отделов при Наркомнаце. Наркомнац имел право контроля по всем вопросам, касающимся образования среди национальных меньшинств. А национальная секция Наркомнаца должна была заниматься организацией дошкольного и школьного дела среди всех национальностей РСФСР.

30 октября 1918 г. вышло «Постановление Народного Комиссариата по просвещению о школах национальных меньшинств», подписанное зам. Нарком-проса М. Покровским и опубликованное в «Известиях ВЦИК» в качестве официального документа6.

В дальнейшем, до 1921 г., наблюдался бурный рост национальной школьной сети, особенно в деревне. Так, в Оренбургской губернии особое внимание уделялось просвещению мусульманского населения. Были взяты на учёт дети школьного возраста, проводилось чтение лекций на политические темы, а на лето 1918 г. было намечено организовать педагогические курсы для учащихся мусульман: 3 группы в Троицке, 3 — в деревне Новомусино, 2 — в Орске. Гу-бисполком выделил на организацию курсов 53775 рублей7.

До установления Советской власти дело просвещения мусульман на территории Оренбургской губернии находилось в ведении мусульманских подотделов при отделах народного образования губернских, уездных земств и казачьего правления. После установления Советской власти подотделы были объединены при губернском отделе народного образования губисполкома. Служащие всех подотделов, кроме казачьего, были на местах, и поэтому работа в них могла продолжаться.

В 1918—1919 гг. в Оренбурге были открыты в дополнение к уже существующим следующие национальные светские школы: I ступени — 12, II ступени — 1, учительских семинарий — 1, педагогических курсов — 1.

Ощущалась громадная нужда в преподавательском персонале: в 1918—1919 учебном году не хватало для города 17 и для уезда 80 преподавателей8.

При союзе учащихся — мусульман были организованы курсы восточного пения и музыки. Позднее эти курсы были преобразованы в школу восточного пения и музыки по общему плану музыкальных школ постоянного характера. Для подготовки работников по внешкольной работе в Оренбургской губернии были открыты восьмимесячные курсы, на которых обучалось до 30 чел. Стали действовать школы как простой грамотности, так и профессиональные. Однако неблагоприятные условия: отсутствие помещений, света, учебных и письменных принадлежностей — значительно сократили работу. Так, в городе удалось открыть только 6 новых школ, вместе с ранее существовавшей воскресной школой их стало 7 — все 1 ступени. Школы были расположены в шести различных районах города и одна при губернской тюрьме, общее количество слушателей составляло 314 чел. при 25 преподавателях.

В уезде удалось открыть вместо намечавшихся 100 только 35, из которых 34 — 1 ступени и 1 — II ступени. Но ввиду отсутствия света и учебных пособий работали они плохо. Общее число учащихся в них было 700 чел. при 28 учителях9.

В докладе Оренбургского губернского отдела народного образования III губернскому съезду Советов (февраль — март 1921 г.) о состоянии культурного строительства в губернии за 1918—1920 гг. сообщалось о наличии в губернии 141 татарской школы I ступени, 8 школ — II ступени, 1 школы — коммуны, 22 детских садов, 4 детских домов, 55 библиотек, 20 клубов и народных домов. В татарских школах в это время работало 467 учителей.

Здесь же упоминались Восточный институт народного образования, трёхгодичные педагогические курсы, Восточный театр, музыкальная школа. Кроме того, в это же время в Оренбурге существовала 1 еврейская школа I ступени.

На заседании коллегии Оргнабора Орского уездного исполкома 13 декабря 1920 г. было принято решение ввести в Орском уезде обучение татарскому языку всех учащихся в русских школах Орского уезда, так как с присоединением к нему Адамовского и Можаровского районов преобладающим являлось мусульманское население(татары, башкиры, киргизы)10.

В 1926—1927 учебном году в губернии работало 88 национальных школ (часть районов в это время находилась в составе Самарской губернии). В 30-е годы национальные школы области представляли следующую картину: русские — 1722, татарские— 133, башкирские — 67, мордовские — 94, немецкие — 54, казахские — 101, чувашские — 2011.

В Челябинской области вся культурно — просветительская работа строилась с учётом национальных, культурных и бытовых особенностей каждой национальной группы. Важную роль в развитии системы просветительских учреждений среди национальных меньшинств, не вошедших в национально-государственные образования, сыграло Постановление СНК РСФСР по докладу Нар-компроса РСФСР «О просветительской работе среди национальных меньшинств РСФСР» от 16 июня 1926 г.

Для более удобного ведения работы в то время Челябинский уезд был разбит на 15 районов, куда входило по несколько волостей и станиц. В целом в них насчитывалось 35 библиотек, 4 культпросветкружка, один народный дом, 12 изб-читален, один клуб, три союза молодёжи12.

Позднее для координации всей многоплановой работы среди национальных меньшинств при организационно-пропагандистском отделе Челябинского губернского комитета РКП(б) были созданы мусульманская, германо-венгерская, латышская, литовско-белорусская секции. Обсуждались самые разнообразные вопросы: ликвидация безграмотности, издание газеты на татарском языке, снабжение необходимой литературой на русском и, главное, на литовском языках и многие другие.

Однако в связи с тем, что в первые пятилетки промышленное производство требовало много людских и материальных ресурсов, область испытывала определённые трудности: в 11 обследованных школах, где преподавание велось на немецком языке, ни один учитель не имел высшего образования, сложным было положение с учебниками на национальных языках. За серьёзное отставание в выполнении плана строительства школьных зданий, особенно в национальных районах, руководители Челябинской области были подвергнуты резкой критике.

Результатом культурно-просветительной работы среди национальных мень-

шинств в Челябинской области был её переход на качественно новый этап — культурно-просветительная работа привела к повышению общего культурно-образовательного уровня всего населения области, к началу 40-х годов в Челябинской области оставались неграмотными немногим свыше 50 тысяч человек13.

30-е годы ХХ века — очень важный период в становлении школьного дела. Многочисленные постановления Совнаркома СССР и ЦК партии, принятые в это время, были направлены на скорейшую ликвидацию неграмотности населения, в том числе и национальных меньшинств.

В 1934—1935 гг. в Оренбургской области работала 2191 школа с контингентом учащихся около 214 тыс. чел. Национальных школ было 469, вних обучалось 43334 чел. Среди них татарских школ — 133, учащихся — 12017 чел., башкирских школ — 67, учащихся — 2702 чел., мордовских школ — 94, учащихся — 9276 чел., немецких — 54, учащихся — 3070 чел., казахских школ — 101, учащихся — 4650 чел., чувашских школ — 20, учащихся — 1919 чел.14.

Накануне 1935—1936 учебного года было проведено фронтальное обследование школ области. Результаты его показали, что национальные школы области находились в несравнимо худших условиях, чем другие школы. Особо остро стояла проблема материального обеспечения школ. Материальная база почти всех национальных школ была крайне скудна, хотя расходы на одного учащегося ежегодно увеличивались: в 1934 г. на ученика начальной школы выделялось 44 рубля, в 1935 г. — 56 рублей 23 копейки, в неполной средней школе выделялось в 1934 г. 242 рубля, в 1935 г. — 750 рублей15.

В справках облоно и обкома партии по итогам обследования национальных школ Акбулакского, Асекеевского, Зиянчуринского, Матвеевского, Орского, Саракташского районов отмечалось, что только 14 школ имели более — менее подходящие школьные здания, большинство же школ помещалось в бывших частных домах, мечетях, складских помещениях.

Во всех школах занятия проводились в 2, а зачастую и в 3 смены, занимались по 2 класса в одной комнате одновременно, деля классную доску пополам. Школы почти не обеспечивались мебелью: за одной партой или столом сидели по 3—4 ученика, вместо классных досок использовали стену.

Больным вопросом было обеспечение школ топливом, в некоторых школах не было электричества, приусадебные участки, обеспечивавшие учащихся овощами, имелись только в 1/3 школ16.

С большим трудом решался вопрос обеспечения национальных школ учебниками. Этот показатель колебался от 20 до 60 %, кроме того, имевшиеся учебники были, как правило, устаревшими. Неоднократно ставился вопрос о создании в Оренбурге единой базы снабжения школ учебниками на родном языке, так как учебники для башкирских школ получали из Башкирии, для казахских — из Казахстана, что создавало большие трудности. О создании в Оренбурге базы снабжения школ учебниками на родном языке говорил на 111 пленуме обкома партии 25 июня 1935 г. зав. отделом национальностей Оренбургского облисполкома У.Д. Джаманов.

Особую обеспокоенность у облоно и обкома ВКП(б) вызывали казахские школы. Процент казахского населения в области был большим: в Адамовском

районе казахов было 75 %, Домбаровском — 67 %, Буртинском — 50 %, Акбу-лакском — 40 %, из рабочих животноводческих совхозов казахов было до 90 %17. Из-за разбросанности казахских колхозов и больших расстояний между аулами многие казахские дети оставались вне школ. Кроме того, большинство казахских школ превратилось в 1-3-летки, что не давало необходимой грамотности казахским детям. Чрезвычайно низкой была квалификация учителей в национальных школах. Это отмечалось и в постановлении Совнаркома КАССР «Об упорядочении структуры школ Казахстана и выращивании казахской средней школы» и на 111 пленуме обкома ВКП(б). Большинство учителей аульных школ не имело специального образования, а некоторые даже не имели никакого образования, только практический опыт и 1—2-месячные курсы. В 1935 г. в национальных школах работал 141 учитель — казах, из них 67 % с 4—6 классами образования18.

99% учителей казахских школ не владели русским языком и латинизированным шрифтом. Для лучшего охвата школой казахских детей предполагалось создать интернаты. Так, зав. отделом национальностей облисполкома У.Д. Джаманов просил обком партии оказать содействие в организации сети интернатов при неполных средних школах по 100 чел. в каждом в Адамовском, Акбулакском, Буртинском, Домбаровском и Кувандыкском районах, включив содержание этих интернатов в республиканский и областной бюджет на 1936 г. На первых порах интернаты предлагалось сделать базой для подготовки учителей начальных школ. К 1936 г. в области стало 124 казахских школы с 5 тысячами учащихся и 13 интернатов с 2 тысячами чел.19. Серьёзную трудность в работе испытывали школы из-за отсутствия методической базы. Эту проблему предполагалось решить через систему образцовых школ, начало которым было положено ещё в 1931 г. В каждом районе и городе была создана сеть образцовых школ. Они были поставлены в более благоприятные материальные условия, в них были сосредоточены лучшие педагогические силы. В 1935 г. было в области 9 образцовых школ. Каждая из них получала из бюджета области дотацию. В 1935 г. дотация на литературу, оборудование, учебные пособия составила для каждой школы 10 тысяч рублей20. Одна из образцовых национальных школ — казахская национальная образцовая средняя школа — находилась в Оренбурге. В ней насчитывалось около 300 учащихся, 60 % из которых составляли бывшие беспризорники, воспитанники детдомов и сироты. В школе работали хорошо подготовленные кадры. Из преподавателей основных дисциплин восемь человек имели высшее образование, 1 — незаконченное высшее, 3 — среднее образование. Но из-за подчинённости этой школы Наркомату просвещения КАССР приходилось с большим трудом решать вопросы материального обеспечения: постоянно задерживалось выделение денег на ремонт здания, на обмундирование и питание учащихся, топливо, на зарплату учителям. По факту выплаты каждой суммы велась длительная переписка, а в конце 1935 г. был даже поставлен вопрос о передаче школы на баланс Оренбургской области. В том же году уже не проводился набор учащихся в 1 класс.

Таким образом, процесс культурного развития разных национальностей в этот период протекал необычайно активно. Открытие новых национальных школ, расширение сети библиотек, клубов, развитие родных языков, ликвида-

ция неграмотности, школьное и специальное образование, национальная печать и весь комплекс культурно-просветительной работы на родных языках в первые годы советской власти развили небывалый подъём национальной культурной жизни, начатый после Февральской революции, и обусловили приобщение к ней масс, ставшее отличительной чертой Советской национальной политики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Наркомнац РСФСР. Отчёт о деятельности 1 ноября 1917 г. 20 июня 1918 г. М., 1918. С. 41.

2. Культурное строительство в СССР. Разработка единой государственной политики в области культуры. 1917—1927: Документы и материалы. М., 1989. С. 55.

3. ГАРФ. Ф. 2306. П. 30. Д. 70. Л. 670-673.

4. Там же.

5. Политика Советской власти по национальным делам за три года (1917-1920). С. 145.

6. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917-1918 гг. М., 1942. С. 302.

7. Коннова Ю. Решение национального вопроса в Оренбургской губернии после установления Советской власти (январь — июнь 1918 года) // Укрепление взаимосвязей народов Урала и Поволжья и проблемы национальной и региональной политики. Оренбург, 1994. С. 178.

8. Гугнина О. Развитие национального образования в Оренбуржье в 1919—1920 гг. // Укрепление взаимосвязей народов Урала и Поволжья и проблемы национальной и региональной политики. Оренбург, 1994. С. 301.

9. Там же. С. 302.

10. Иванова А.Г. Оренбургская национальная школа: история, опыт, проблемы //Укрепление взаимосвязей народов Урала и Поволжья... С. 269.

11. Там же.

12. Национально-культурное развитие народов России: политико-правовые аспекты. М., 2002. С. 42.

13. Там же. С. 43.

14. Панина Т.С. Проблемы национальных школ Оренбургской области в середине 30-х годов ХХ века // Укрепление взаимосвязей народов Урала и Поволжья и проблемы национальной и региональной политики. С. 303.

15. Там же.

16. Там же. С. 303-304.

17. Там же. С. 304.

18. Там же.

19. Там же. С. 305.

20. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.