Научная статья на тему 'Подготовка учителя в Оренбургском учительском институте (1876-1894)'

Подготовка учителя в Оренбургском учительском институте (1876-1894) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
285
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ОРЕНБУРГСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ORENBURG TEACHERS’ TRAINING INSTITUTE / EDUCATION OF TEACHER / TEACHING PERSONNEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алёшина Светлана Александровна

В статье представлен анализ проблемы подготовки учителя в Оренбургской губернии. На основе изучения архивных источников представлена деятельность Оренбургского Учительского института по подготовке педагогических кадров в региональном аспекте. В целом дается характеристика политики государственной власти в области педагогического образования во второй половине XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF TEACHERS IN THE ORENBURG TEACHERS’ TRAINING INSTITUTE (1876-1894)

The article deals with education of teachers in the Orenburg province. Basing upon study of archival sources the author considers Orenburg Teachers’ Training Institute’s activities on education of teaching personnel in the regional conditions. The research gives a general description of the state policy regarding teachers’ training at the late 19th century.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя в Оренбургском учительском институте (1876-1894)»

УДК 377.8

Алёшина Светлана Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы Оренбургского государственного педагогического университета

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В ОРЕНБУРГСКОМ УЧИТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ (1876-1894)

Аннотация:

В статье представлен анализ проблемы подготовки учителя в Оренбургской губернии. На основе изучения архивных источников представлена деятельность Оренбургского Учительского института по подготовке педагогических кадров в региональном аспекте. В целом дается ха-рактеристика политики государственной власти в области педагогического образования во второй половине XIX в.

Ключевые слова:

подготовка учителя, Оренбургский Учительский институт, педагогические кадры.

Alyoshina Svetlana Aleksandrovna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Higher School Education Department, Orenburg State Pedagogical University

EDUCATION OF TEACHERS IN THE ORENBURG TEACHERS’ TRAINING INSTITUTE (1876-1894)

Summary:

The article deals with education of teachers in the Orenburg province. Basing upon study of archival sources the author considers Orenburg Teachers’ Training Institute’s activities on education of teaching personnel in the regional conditions. The research gives a general description of the state policy regarding teachers’ training at the late 19th century.

Keywords:

education of teacher, Orenburg Teachers’ Training Institute, teaching personnel.

Актуальность исследования обусловлена тем, что «в российской историко-педагогической науке конца XIX - начала XXI века существенно переосмыслены сущность, содержание и направленность отечественного историко-педагогического процесса» [1, с. 105]. Это достигнуто благодаря обоснованию и творческому использованию новых теоретико-методологических основ историко-педагогического исследования.

Для Оренбургской губернии проблема педагогических кадров во второй половине XIX в. была довольно острой. В рассматриваемый период в губернии сложилась определенная система народного просвещения, которая была представлена различными учебными заведениями: военными, гражданскими, церковными. К 1875 г. в более чем миллионной по числу жителей губернии действовало около 50 учебных заведений, треть из которых располагалась в Оренбурге [2].

Таким образом, наблюдался явный недостаток учебных заведений, слабый уровень обучения населения губернии, нехватка педагогических кадров.

Важным фактором развития начального образования конца XIX - начале ХХ в. являлся подготовленный учитель. На запрос Министерства народного просвещения в 1860-х гг. попечители учебных округов выдвинули три способа подготовки учителей для начальной школы:

1) учреждение особых учительских семинарий и учительских институтов;

2) устройство педагогических курсов при гимназиях или уездных училищах;

3) практическое «приготовление учителей посредством причисления учительских кандидатов в качестве учительских помощников к таким приходским училищам, которые имеют хороших учителей» [3, с. 53].

Официальная позиция на проблему подготовки учителя претерпела определенную эволюцию. В начале своей деятельности министр народного просвещения Д.А. Толстой утверждал: «Для народа нужна лишь разумная грамотность, для чего не нужны дорогие учителя» [4, с. 785].

Таким образом, первый путь подготовки учителей через семинарии и учительские институты министром не рассматривался. Он считал, что учительские места в сельских начальных школах должны занимать лица духовного звания, которые являются более надежными проводниками принципов самодержавия и православия в просвещении: «Забота об учителях для начальных народных училищ должна быть, главнейшим образом, представлена ведомству нашего православного духовенства, располагающему в этом отношении такими силами, которым могла бы позавидовать любая из просвещеннейших стран Европы» [5].

Однако просветительские инициативы земств, отдельных частных лиц, публицистическая деятельность многих российских общественных деятелей, обеспокоенных ситуацией в народном образовании, заставили пойти на определенный пересмотр официальной позиции на проблему

подготовки учителя. Интересы государства требовали усиления контроля при учреждении учительских институтов и семинарий, в этом нуждалась и усовершенствованная система начального образования. В 1970-е гг. в новых городских училищах были значительно изменены программа и срок обучения. Если в уездных училищах обучение шло 3 года, то в трехклассных городских училищах оно увеличивалось до 6-ти лет. Это потребовало специально подготовленного учителя.

Уже в 1871 г. министр Толстой писал: «Справедливость требует согласиться, что единственно возможное средство упрочить народное образование состоит в том, чтобы теперь же, ввиду возникающего в народе стремления к грамотности и в самом начале устройства у нас этого дела на новых началах, сообщить оному определенное и стройное направление в духе господствующей церкви и пользы государству путем правильной и стройной организации народной школы, что, очевидно, немыслимо без учителей, основательно и соответственно к тому подготовленных, а это может быть достигнуто только посредством семинарий, не только правильно в педагогическом отношении устроенных, но находившихся в полном заведовании училищного начальства» [6].

Цель учительских семинарий по «Положению о женских Гимназиях и Прогимназиях Министерства народного просвещения» (1870 г.) - «доставлять педагогическое образование молодым людям всех сословий и православного исповедания, желающие посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах» [7, с. 85].

Эту же задачу только для городских училищ решали учительские институты. По «Положению о городских училищах и учительских институтах» (1872 г.) данные учебные заведения готовили учителей для городских училищ, которые занимали уездные училища. Городские училища должны были доставлять детям всех сословий начальное религиозно-нравственное и умственное образование, а также сообщать прикладные познания, соответствующие нуждам местного городского населения.

Если в крупных городах подобные учебные заведения работали уже в начале 1870-х гг. (Петербург, Москва, Вильно, Казань и другие), то вопрос о необходимости открытия учительского института в Оренбурге, был поднят в начале 1876 г. Находясь в Петербурге, попечитель Оренбургского учебного округа П.А. Лавровский выступил с ходатайством перед Министерством народного просвещения, в котором утверждалось о том, что Оренбургский учебный округ имеет все основания претендовать на то, чтобы иметь такой институт: «Достаточно обратить внимание на полное отсутствие собственного контингента учителей в Оренбургском учебном округе и не только для средних учебных заведений, но в значительной степени и для низших, чтобы считать мысль об учительском институте самой благодетельной для всего восточного края».

П.А. Лавронский настаивал на том, чтобы учительский институт был открыт именно в Оренбурге. Здесь, по его мнению, можно было обеспечить необходимый начальственный обзор для того, чтобы оказать доброе влияние на успехи заведения и в нравственном, и в педагогическом отношениях, кроме того Оренбург составляет до сих пор центр крупного административного управления, к которому тяготеет наибольшая территория учебного округа - губернии Оренбургская и Тургайская, для которых Оренбург может справедливо считаться центральным пунктом. Особо отмечалось то, что не стоило опасаться близости городской жизни как угрозы для нравственности учащихся.

28 декабря 1876 г. вышло Высочайшее утвержденное решение об открытии Оренбургского учительского института с 1 июля 1877 г. Расходы по содержанию института ложились на казну, из которой было отпущено 10 тыс. руб. на первоначальное обзаведение и устройство помещений.

Политика правительства в области развития учительских институтов была направлена на получение воспитанниками как бесплатного (казенные стипендиаты), так и платного (стипендиаты сельских и частных лиц, своекоштные) образования. Размер платы за обучение в учительском институте составлял 150 руб. в год за одного воспитанника. Развитие и состояние учительских институтов зависело от номинального количества обучающихся.

Согласно «Положению о городских училищах и учительских институтах» (1872 г.) в каждом учительском институте должно было обучаться 75 чел., 60 из них получали полное содержание от Министерства народного просвещения, остальные вакансии предоставлялись стипендиатам других ведомств, городским обществом, частным лицам и «Своекоштным пансионерам» (лицам, учащимся за свой счет) [8].

Оренбургский генерал-губернатор Н.А. Крыжановский выделил для института помещение, которое описывалось как уступаемый, под учительский институт, каменный в два с половиной этажа дом, одно из лучших зданий г. Оренбурга на лучшей его улице. Оно представляет удобное помещение как по величине и прочности своей, так и по обширности принадлежащего ему пустого места. Тем не менее, здание требовало некоторой реконструкции, - работы закончились летом 1878 г.

Директором учительского института был назначен Валентин Иванович Филоматитский, имевший за плечами Московский университет и степень кандидата естественных наук.

Архивные материалы Оренбургского областного архива свидетельствуют о большом внимании к подбору учительского состава. Так, преподаватели русского языка Апполон Петрович Лучинин был выпускником Казанской духовной академии со степенью кандидата, которая давала возможность преподавать каноническое право, русский язык, литературу, всеобщую грамматику и греческий язык.

Преподаватель чистописания, черчения и рисования Филипп Макарович Макаров имел свидетельство учителя рисования в уездных училищах, выданное Петербургской академией художеств. Преподаватели естественной истории Александр Николаевич Сниткин окончил Петербургский университет со степенью естественных наук и т.д.

Особое внимание было уделено организации учебных кабинетов и комплектованию библиотеки.

Прием воспитанников в Оренбургский учительский институт был объявлен на начало августа 1878 г. В губернской прессе было озвучено, что в г. Оренбурге открыт Учительский институт. Вступительные экзамены были назначены на 10 августа. Принимались молодые люди всех званий и сословий не моложе 16 лет, здорового телосложения и хорошей нравственности. Для поступающих в учительский институт требовалось знание в объеме курса городского училища. Молодые люди, которые окончили курс в городских училищах, должны были состоять при учебных заведениях в качестве учительских помощников. Реальные условия не позволяли следовать данному правилу.

Во всем Оренбургском учебном округе было всего лишь 2 городских училища. В одном из годовых отчетов учительского института констатировалось, что приходилось или ограничивать приемом - каждый раз 5-6 чел., или принимать плохо подготовленных. Институт избрал последнее. Это вело к тому, что преподаватели обнаруживали у поступающих крайне неудовлетворительную подготовку и очень скудный умственный запас, сказавшийся в ограниченности и шаткости знаний, неправильной речи, плохом чтении и слабом правописании.

Преподаватели пытались использовать различные педагогические приемы, «выровнять ситуацию». Вводился «повторительный курс», шла работа над расширением кругозора воспитанников, умение читать и понимать прочитанное, развитие в учащихся ясного и твердого понимания цели их пребывания в институте, развития и укрепления в них создания необходимости трудиться как можно усерднее, о приучении их к осмысленному и самостоятельному отношению к обучению.

В отчетах подробно сообщалось о работе с каждым отдельным учеником.

Институтская программа была рассчитана на 3 года. В 1-м и 2-м классах изучались: русский язык, история, география, естествоведение, математика в объеме, необходимом для преподавания в городских училищах. В 3-ем классе основное внимание уделялось изучению методики преподавания и педагогической практике.

10 декабря 1880 г. при Оренбургском учительском институте было открыто городское училище, в котором воспитанники должны были проходить практику и приобретать педагогический опыт. Это двухклассное училище состояло у 6-ти последовательных отделений, каждое с годичным курсом обучения.

Первые практические занятия прошли весной 1881 г. Вначале это были посещения уроков, а затем и самостоятельная практика. Уроки, которые давали практиканты, внимательно обсуждались в присутствии всего класса, «преподаватели давали соответствующие указания и наставления», и «в конце концов все практиканты были признаны вполне усвоившими дидактические приемы». Курс дидактики был направлен на то, чтобы будущие учителя могли с полным пониманием идеи воспитывающего обучения применять к делу все известные педагогические требования, обуславливающие разумность, легкость, прочность, обстоятельность, успешность и целесообразность в приобретении детьми познаний и убеждений.

Первый выпуск учительского института составил 13 чел. Все они были удостоены звания учителей городских училищ, трое из них (Губанов и Шалины) были награждены золотыми медалями.

В 1881 г. при Оренбургском учительском институте были открыты дополнительные курсы для ускоренной подготовки квалифицированных учителей для городских училищ. Они были рассчитаны на лиц, имевших педагогический опыт. Первыми слушателями были 6 прикомандированных учителей уездных училищ (Кунчурского, Камышинского, Ирбинского, Екатеринбургского, Бирского, Уфимского) и трое посторонних лиц.

Программа курсов была следующая: по русскому языку - 3 урока, по математике и естествознанию - по 5, по педагогике - 2, по истории и географии - по 3; по чистописанию и

рисованию, гимнастике и пению - 2 урока в неделю. Обучение математике и естествознанию велось лекционно. Курсы предусматривали продолжительность в два семестра. Наряду с занятиями, слушатели давали практические уроки в городском училище; по окончании обучения сдавали экзамен.

В отчете за 1877 г. говорится: «Не уменьшая требовательности к общеобразовательному курсу, который по учебным планам повторяется в третьем классе во вторую половину учебного года, каждый из преподавателей, кроме того, в первую половину учебного года ставил себе одною из главных задач наивозможно полное и основательное ознакомление воспитанников с предметами, входящими в курс городского училища, с сообщением по всему предмету всех медико-дидактических указаний, которые служили как бы маяком, освещающим путь при первых нерешительных шагах начинающих и еще неопытных учителей» [9].

В первом полугодии воспитанники сами начинали давать пробные уроки, на которых присутствовали все ученики 3-го класса и преподаватель соответствующего предмета. Занятия подробно обсуждались педагогическим советом, который проводился два раза в неделю, -следил не только за правильностью методики преподавания, но и подчеркивал возможность воспитания в процессе обучения.

Учебно-воспитательная работа в Оренбургском учительском институте контролировалась попечителем Оренбургского учебного округа и окружных инспекторов путем анализа годовых отчетов, а также практиковалось присутствие упомянутых лиц на переводных и выпускных испытаниях, участие в повседневной жизни учебного заведения.

Важное значение придавалось патриотическому воспитанию, что подразумевало воспитание преданности Государю, Отечеству, Православию.

Оренбургский учительский институт ежегодно выпускал в среднем около 20 чел. квалифицированных учителей. Его деятельность считалась успешной. Однако, начиная с 1892 г. обострилась проблема с трудоустройством выпускников. В течение нескольких лет они «долго остаются без места или принуждены принимать места в сельских и приходских училищах, довольствуясь скудным содержанием» [10, с. 99]. Выпускники не могли найти работу ни в Оренбургском, ни в Сибирском, ни в Туркестанском учебных округах. Так, в 1888 г. назначение получили 9 из 11 окончивших институт, в 1889 г. - 6 из 8, в 1890 г. - 4 из 18, в 1891 г. - 2 из 15 и в 1892 г. - 2 из 11 [11].

Встал вопрос о реорганизации учительского института. В феврале 1892 г. попечитель Оренбургского учебного округа И.Я. Ростовцев обратился к министру народного просвещения с предложением «о преобразовании Оренбургского учительского института в учебное заведение другого, более подходящего местному населению типа» [12].

Решение было принято о преобразовании учительского института в реальное училище. Оно вступило в силу с 1 июля 1894 г.

В 1894/95 учебном году институт окончили 15 воспитанников, а в 1895/96 - 12.

Всего в учительском институте за годы его существования было подготовлено 206 квалифицированных педагогов.

По мнению современного исследователя В.С. Болодурина, «закрытие учительского института было большой ошибкой администрации города и губернии. Это стало ясно через непродолжительное время» [13, с. 82].

Уже в 1901 г. в Оренбургской губернии насчитывалось 576 начальных школ, к 1911 г. их было уже 1 416 с числом обучающихся 99 856 чел. [14, с. 2]. Церковно-приходских школ - 562 [15, с. 216], казачьих школ - 596 [16, с. 15]. Всюду ощущался недостаток учительских кадров.

Таким образом, во второй половине XIX - начале XX в. правительственная политика Российской империи ориентировалась на необходимость создания стройной системы подготовки учительских кадров. Достаточно активное развитие образовательных учреждений в Оренбургской губернии обусловило необходимость подготовки кадров в специализированных учебных заведениях.

Ссылки:

1. Аллагулов А.М. Нормативно-правовые основы формирования образовательной политики в России во второй половине XIX - начале XX века // Историко-педагогический журнал. № 1. 2013. С. 104-110.

2. Савицкий Г.В. Из истории развития начального образования в Оренбургском крае во второй половине XIX века // Выдающиеся представители научной, общественной и духовной жизни Урала. Челябинск, 2002. С. 40-45.

3. Демков М.И. Начальная народная школа. Ее история, дидактика и методика. М., 1911.

4. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1920. 840 с.

5. Демков М.И. Указ. соч. С. 53.

6. Рождественский С.В. Указ. соч. С. 557.

7. Очерки по истории русской педагогики / сост. М.И. Демков. М., 1909.

8. Свод законов Российской империи: свод уставов ученых учреждений и учебных заведений. Т. XI. Ч. 1. СПб., 1893;

Ч. 2. СПб., 1911.

9. Отчет Оренбургского Учительского института за 1877 год // Государственный архив Оренбургской области. Ф. 81.

Оп. 1. Д. 126. Л. 26.

10. Матвиевская Г.П. Из истории образования в Оренбургском крае: Оренбургский учительский институт (1878-1894 гг.) // Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. 2011. № 3. С. 89-103.

11. Там же. С. 86-104.

12. Отчет Оренбургского Учительского института за 1877 год ...

13. Болодурин В.С. Образование в Оренбуржье (XVIII-XX вв.). Оренбург, 2008.

14. Однодневная перепись начальных школ в Империи, произведенная 18 января 1911 г. Вып. 7. СПб., 1914.

15. Оренбургские епархиальные ведомости. 1914. № 20-21. С. 213-216.

16. Оренбургское земское дело. 1916. № 30. С. 12-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.