7. Программа воспитания и социализации обучающихся // URL:htp://svedenia.markovo.edusite.ru/DswMedia/OOP%205-9.pdf). (дата обращения:03.04.2020).
8. Программа воспитания и социализации обучающихся // URL: https://ozgsch1.edumsko.ru/activity/educational_program(дата обращения:03.04.2020).
9. Программа воспитания и социализации обучающихся // URL: https://ozgsch1.edumsko.ru/activity/educational_program(дата обращения:03.04.2020).
10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html] (дата обращения:23.08.2015).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // URL: https://fgos.ru/(дата обращения:19.08.2018).
Педагогика
УДК 371
аспирант Хакимуллина Юлия Равильевна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРЖЬЯ
Аннотация. В статье представлены предпосылки рассмотрения профессионального образования в условиях революционных преобразований страны. Обоснованы концептуальные изменения профессионального образования Оренбуржья в историко-педагогическом аспекте. Приведен ретроспективный анализ профессиональных школ Оренбуржья в послереволюционный период становления общества. Выявлены проблемы становления профессионального образования и направления их разрешения в педагогическом сообществе Оренбургского региона периода 1919-1955 годов.
Ключевые слова: профессиональное образование, история образования, исторический анализ, становление образования.
Annotation. The article presents the prerequisites for considering vocational education in the context of the country's revolutionary transformations. Conceptual changes in vocational education in the Orenburg region are substantiated in the historical and pedagogical aspect. A retrospective analysis of professional schools in the Orenburg region in the post-revolutionary period of the formation of society is presented. The problems of the formation of vocational education and the directions of their solution in the pedagogical community of the Orenburg region during the period of 1919-1955 are revealed.
Keywords: vocational education, history of education, historical analysis, formation of education.
Введение. Понимание истории своего региона, использование эксперементальных знаний предшественников - важнейшее условие развивающего общества. Современной педагогической ценностью исторического опыта является воссоздание целостности исторической картины, а также выявляет обоснованность соотношения и взаимосвязь происходивших историческо-педагогических и образовательно-культурных процессов.
Проанализированные источники свидетельствуют о том, что вопросы высшего профессионального образования Оренбуржья в послереволюционный период практически не освящены и предполагают последующую конкретизацию в «историко-педагогической плоскости» [6].
Цель статьи: провести историографический анализ становления профессионального образования Оренбуржья в послереволюционный период.
Изложение основного материала статьи. Образование Оренбуржья необходимо рассматривать как подсистему образовательной системы России, которая повторяет в процессе развития общие установки и цели всей системы, но тем не менее обладающая индивидуальными, характерными только для нее качествами. Важнейшие события в истории образования формировались под влиянием социально-политических импульсов в жизни Оренбургской области, а также экономических спросов и культуры. В первую очередь это касается формирования и развития начального, среднего и высшего профессионального образования.
Все учебные заведения, которые существовали на Оренбургской земле до 1825 года, предполагали начальное или неполное среднее образование [1].
Революция 1917 года знаменовались глобальными преобразованиями во всех сферах жизни страны, в том числе и в образовании. Реформа в образовании инициирована в 1917 году и продолжена в 1918 году. 16 октября 1918 года были опубликованы декреты Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Республики». Они объявили новые положения и методы учебно-воспитательной деятельности советской школы и сформировали единую систему школьного обучения.
Главной задачей новой школы провозглашалось обеспечение всех слоев населения равным среднем и высшем профессиональным образованием, которое было так необходимо в условиях ускоренной индустриализации страны [2].
Затянувшаяся гражданская война на Оренбургской земле задержала начало реформы в образовании Оренбуржья до осени 1919 года. Именно осенью, 19 октября 1919 года на основе уже существовавшего в Оренбурге учительского института было организовано первое в Оренбуржье высшее учебное заведение Институт народного образования. Студенты могли выбрать один из четырех существовавших факультетов: физико-математический, биологический, словесно-исторический и факультет трудовых процессов. Его ректором стал профессор В.Я. Струминский, в последствие великий известный ученый, доктор педагогических наук. 19 декабря 1919 года для 150 первокурсников начались первые занятия в новом вузе. В 1930 году он был преобразован в Государственный Педагогический Институт. Ему было передано здание Мужской Классической Гимназии на улице Советской. В середине 30 годов учебный процесс вели 30 преподавателей, среди которых было 5 профессоров и 16 доцентов. К 1941 году в институте насчитывалось 14 кафедр. В годы войны институт окончили более 700 человек. После Великой Отечественной войны
педагогический институт стал расширяться, увеличивалось количество кафедр, рос преподавательский коллектив. В 1980 году институт был награжден орденом «Знак Почета». А 1996 году получил статус «Оренбургский Государственный Педагогический Университет». Вуз возглавил В.С. Болодурин.
В 1930 годы образование России, в частности Оренбуржья, прогрессировало максимально динамично.
В августе 1931 года специальным постановлением Совнаркома РСФСР вводилось всеобщее обучение неграмотных в возрасте от 16 до 50 лет. Учитывая то, что добиться абсолютной грамотности не получилось, 16 января 1936 года вышло первое постановление СНК СССР «О работе по обучению неграмотных и малограмотных», которое призывало в ближайшие 2 года покончить с безграмотностью населения в возрасте до 50 лет [3].
Несмотря на значительные трудности: сопротивление кулацких хулиганов, недостаточное количество учебников, тетрадей, карандашей, а также мебели, массовые кампании по борьбе за ликвидацию неграмотных принесли результаты. Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, грамотность жителей области показала 87,6%. Грамотность жителей города составила 93% [4].
Также в пользу динамичного развития профессионального образования Оренбуржья в 1930е годы говорит тот факт, что 19 мая 1930 года в Оренбурге было открыто второе высшее учебное заведение Ветеренарно-Зоотехнический институт. Далее (после трех последовательных переименований: институт крупного мясного скотоводства и втеренарии, агрозооветеринарный и с 1939 сельскохозяйственный) 16 мая 1995 года он будет переименован в Оренбургский Государственный Аграрный Университет. Первым директором института был назначен П.Д. Каширин. Численность первых обучающихся составила 66 человек (из исторической справки сайта ОГАО). Институт включал в себя 3 отделения: ветеринарное, зоотехническое, агрономическое и 39 специализированных кафедр. В вузе имелось все необходимое для обучения высококвалифицированных специалистов. А также для проведения научно-исследовательской работы. В институте трудились 91 научный работник, в том числе 7 профессоров, 29 доцентов, 2 доктора биологических наук и 28 кандидатов наук.
Летом 1939 года на базе Бугурусланского русского педагогического училища был образован второй областной учительский институт. С сентября 1939 года к обучении на дневном отделении приступили 38 человек на исторический факультет, 28 человек на физико-математический факультет и 71 человек на факультет русского языка и литературы.
Открытие всех вузов являлось несомненно важнейшим фактором для развития экономики Оренбургского региона. Оренбуржье наращивало темпы развития промышленного производства, сельского хозяйства, что требовало высококвалифицированных специалистов в самых разных областях человеческого знания.
В середине 1930х годов в Оренбурге подготовка специалистов в Высших коммунистических сельскохозяйственных школах [5].
Репрессивная политика страны касаемо профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов высших учебных заведений осложняло развитие профессионального образования в Оренбуржье: было недостаточно иметь только необходимую квалификацию, также требовалось представить справку о социальном происхождении. Далее парторганизация эти сведения анализировала. Таким образом проявлялась чистка социального состава в вузах [5].
Трудные задачи встали перед учительством в годы Великой Отечественной войны. Лучшие учебные заведения Оренбуржья были отданы под госпитали, контингент учащихся резко сократился в связи с трудным материальным положением: отсутствовала одежда и обувь, особенно трудно было обеспечить студентов и учащихся учебниками и письменными принадлежностями. Особое внимание на протяжение всех военных лет школы уделяли работе с ранеными в госпиталях. С первых дней войны Институт Усовершенствования Учителей перестроил свою работу. Основное направление по плану учебы на октябрь 1941 года стало патриотическое воспитание [8].
В годы войны безусловно была большая потребность во врачебных кадрах, также существовала необходимость улучшения и развития медицинской помощи населению Оренбуржья. Так, благодаря инициативе медицинского общества, оренбургских партийных и советских органов на основании распоряжения совета народных комиссаров СССР№16565-р от 12 августа 1944 года и последующего совместного приказа Всесоюзного комитета по делам Высшей школы при СНК СССР и народного комиссара здравоохранения РСФСР № 385/186 от 23 августа 1944 года был организован Чкаловский Государственный Медицинский Институт. Основателями вуза стали известный гистолог профессор Ф. М. Лазаренко и видный оренбургский хирург кандидат медицинских наук А. К. Силантьев, а также доцент Л.Е. Олифсон и заместитель председателя облплана В. П. Крючков. Эти люди проделали огромную подготовительную работу для открытия института, которая велась с 1934 года [9].
В послевоенное время образование Оренбуржья начинает свой реабилитационный период. В это время образуется еще один институт. В 1955 году в Чкалове (ныне Оренбург) открывается вечернее отделение Куйбышевкого индустриального института. Городу остро требовались технические кадры высшей квалификации. Главную роль в создании институте сыграл молодой и талантливый инженер и педагог П.А. Юдковский. Была проделана огромная работа по подбору преподавательского состава, аудиторий и обеспечению необходимой литературой. Первые 100 студентов поступили на специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» и «Электрификация промышленных предприятий и установок».
За 1960-1990-е годы общее число преподавателей в Оренбуржье выросло в 2 раза. За период с 1950-1996 годы сильно увеличивался уровень образования педагогов: состав кадров с высшей квалификационной категорией в Оренбуржье вырос с 14,6 до 70,5% [10].
Выводы. С 1919 года образовательная подсистема Оренбуржья проделало огромную работу по устранению безграмотности населения, которая являлась «величайшей бедой и несчастьем народа» [11] не только Оренбургского региона, но и России в целом. В разное время с 1919-1955 годы в Оренбурге образовалось 4 крупнейших университета, которые продолжают расширяться и взаимодействовать с системой образования и по сей день.
Наука и образование являются важнейшим фактором развития в современном мире. Роль сферы образования непрерывно растет, это и является существенной особенностью постиндустриального общества.
Литература:
1. Болодурин В.С. Образование в Оренбуржье (ХУШ-ХХ веков) / В.С. Болодурин: Мин-во образования и науки Рос. Федерации. Агенство по образованию, ОГПУ. - Оренбург: издательство ОГПУ. -2008. - С. 23
2. Котрихов Н.В., Холмс Л.Е. Теория и практика трудовой школы в России (1917-1932 гг.). -Киров, 1993
3. Волошина Л.А. «Осуществление культурной революции в Образовании в Оренбургской области в 1930 годы XX века // Вестник оренбургского государственного педагогического университета. - 2014. - N0 3. - (11). - С. 47-51
4. Народное образование, наука и культура в Оренбургской области: Стат. Сб. Оренбург, 1975, - С. 74
5. Семенов С.В. Политические репрессии в высших учебных заведениях Южного Урала в 30е годы XX века. Вестник Челябинского Государственного Университета. - 2009. - №12 (150). - С. 84-93
6. Земский А.А. О профориентационной работе в Оренбургском крае во второй половине XIX - начале XX веков. Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского Государственного Университета. - 2013. - №1 (224)
7. Рязанов А.А. Исторический Оренбург // Вестник Просвященца. - Оренбург. 1928. - №4. - С. 41-52
8. Пузакова А.Г, Школа и учителя Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны. - 2003
9. Оренбургская Государственная медицинская академия / сост. А.А.Стадников, Б.А. Фролов, И.И. Каган. В.П. Твердохлиб. - Оренбург: Южный Урал, 1999. - С. 23
10. Алешина С.А. Становление и развитие системы педагогического и дополнительного образования педагога в Оренбуржье в XVIII - конце XX в. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5.
11. Рындак В.Г., Аллагулов А.М. История педагогики и образования. УККК вв. России: Оренбург. 2016
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Филатова Наталья Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), воспитатель, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 "Кроха" (г. Чкаловск, Нижегородская область); магистрант Гамова Мария Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород),
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Детский сад «Умка» (г. Надым)
УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению проблемы социокультурного развития детей в дошкольном возрасте. Определены основные критерии и механизмы социокультурного развития дошкольников, охарактеризованы его показатели. Подробно авторы останавливаются на изучении педагогических условий эффективного социокультурного развития дошкольников, показывают роль семьи и семейных традиций как важнейшего социального института развития личности. Первостепенная роль в процессе воспитания отводится взрослому (педагогу, родителям) как ведущему фактору социокультурного развития детей.
Ключевые слова: дошкольное образование, социокультурное развитие, семейные традиции и ценности, приобщение к социокультурным нормам и правилам, семья.
Annotation. The article discusses theoretical approaches to the study of the problem of socio-cultural development of children in preschool age. The main criteria and mechanisms of the socio-cultural development of preschoolers have been determined, and its indicators have been characterized. The authors dwell in detail on the study of the pedagogical conditions for the effective socio-cultural development of preschoolers, show the role of the family and family traditions as the most important social institution of personality development. The primary role in this process is assigned to the adult (teacher, parents) as the leading factor in the socio-cultural development of children.
Keywords: preschool education, socio-cultural development, family traditions and values, familiarization with socio-cultural norms and rules, family.
Введение. Базовые основы социокультурного развития детей закладываются, главным образом, в дошкольном возрасте; это наиболее благоприятный и значимый этап социокультурного развития. В этом возрасте ребенок обладает большой впечатлительностью, восприимчивостью и эмоциональностью и поэтому наиболее интенсивно начинает усваивать ценности семьи, общества, в котором живет. Дошкольное детство -уникальный, единственный, самоценный период в жизни человека, который трудно переоценить, так как именно он является базисным фундаментом развития личности. В этот период ещё только начинается знакомство детей с общечеловеческими ценностями, духовно-нравственными ориентирами, правилами поведения в обществе и взаимоотношениями с окружающими людьми. Ребенок обладает богатейшими