Научная статья на тему 'История становления и развития образования в Оренбуржье (XVIII-XXI вв. )'

История становления и развития образования в Оренбуржье (XVIII-XXI вв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5124
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОРЕНБУРЖЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болодурин Виктор Сергеевич

В статье дан обзор истории изучения становления и развития образования в Оренбуржье, оха% рактеризованы достижения оренбургских ученых. Выделен ряд нерешенных актуальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История становления и развития образования в Оренбуржье (XVIII-XXI вв. )»

Болодурин В.С.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: Bolvikser@mail.ru

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОРЕНБУРЖЬЕ (XVIII-XXI ВВ.)

В статье дан обзор истории изучения становления и развития образования в Оренбуржье, охарактеризованы достижения оренбургских ученых. Выделен ряд нерешенных актуальных проблем. Ключевые слова: история, образование, Оренбуржье.

Российское образование имеет длительную, уникальную историю работы в условиях различных политических режимов, общественных строев, неоднократных революционных изменений, экономических спадов и подъемов, реформ, перестроек и модернизаций. Особенно богатым на изменения был XX век, на протяжении которого в России дважды произошла смена общественного строя, сопровождаемая глубокими экономическими и социальными кризисами.

История становления и развития образования - одна из важнейших сторон совместной истории народов Поволжья и Урала. Образовательные учреждения и образование Оренбуржья, Башкирии, Челябинской, Курганской, Пермской, Свердловской, Самарской, Уральской, Актюбинской и Кустанайской областей тесно связаны. Это обусловлено близким территориальным расположением, вхождением в отдельные исторические промежутки в единые административные единицы, общим управлением образовательными учреждениями в XIX и начале XX века со стороны Казанского, а затем Оренбургского учебных округов. Именно поэтому история образовательных учебных заведений и образования в целом в границах Казанского и Оренбургского учебных округов

XIX и начала XX века изучается совместными трудами ученых историков и педагогов Урала, Поволжья и Казахстана.

История образования Оренбуржья богата знаменательными датами, блистательными именами выпускников, фамилиями признанных педагогов, организаторов системы образования.

Первое учебное заведение Оренбурга (1744 г.) - школа «татарских учеников», в которой учился сын знаменитого исследователя Оренбургского края П.И. Рычкова; Неплюев-

ский кадетский корпус (1825 г.); Оренбургский женский институт имени императора Николая I (1832 г.); школа для казахских детей при Оренбургской пограничной комиссии (1850 г.), первым выпускником которой был Ибрай Алтынсарин, внесший весомый теоретический и практический вклад в просвещение казахской степи; первые мужская и женская гимназии (1868 г.) - примеры учебных заведений, составивших гордость образования Оренбуржья.

В 1875 году Оренбург стал центром Оренбургского учебного округа. Попечителем округа был назначен П.А. Лавровский, филолог по образованию, ученый, имеющий опыт педагогической и организаторской работы в качестве ректора Варшавского университета.

Первые работы по истории образования в Оренбургской губернии начали появляться в конце XIX века. Обычно они были посвящены истории отдельных учебных заведений и приурочены к юбилейным датам заведений [1-12]. Примером такой работы является статья И. Хохлова, написанная в честь столетия первого Оренбургского городского начального училища [1]. Особый интерес у многих авторов того времени вызывала история Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса, которой посвящена серия работ [5; 10-13]. Заметим, что история этих замечательных учебных заведений продолжает изучаться в работах современных педагогов и историков [см., например, 14-16].

В конце XIX - начале XX столетия стали публиковаться работы по истории образования в Оренбургской губернии, носящие обобщающий характер и затрагивающие целые направления в развитии образования. Это работы известного оренбургского историка А.Е. Алекто-рова по истории Оренбургской губернии и,

в частности, истории образования в губернии [17; 18], работа В.Е. Игнатьева по результатам 25-летия существования Оренбургского учебного округа [19], работы В. Симагина [20], С.Н. Севастьянова [21], Ф.И. Старикова [22] по истории школьного образования в Оренбургском казачьем войске, обстоятельная работа Н.М. Чернавского [23; 24] по истории духовных учебных заведений, работы К. Белавина [2-5], П.И. Ципляева [8-9].

Во второй половине XIX - начале XX столетия изучением развития образования в Оренбургской губернии XVШ-XIX веков активно занималась Оренбургская ученая архивная комиссия, в результате чего стали известны многие факты истории образовательных учреждений [25; 26; 27].

Политическое и экономическое положение в России в советский период не благоприятствовало историческим исследованиям в области образования дореволюционного периода, особенно на региональном уровне. Затруднена была работа в архивах, существовали цензурные ограничения, трудности с публикациями. Все это способствовало тому, что за советский период появилось всего несколько работ по истории образования в Оренбургской губернии в дореволюционный период. Среди этих работ нужно отметить статью преподавателя педагогического колледжа Оренбурга М.М. Вольфсона, изданную в 1960 году и посвященную истории дореволюционной школы в Оренбургском крае [28].

Новый интерес история образования в Оренбургской губернии XVIII, XIX и начала XX столетия вызвала в последнем десятилетии

XX века. В этот период на новом историческом этапе возродились учебные заведения, аналоги прежних гимназий, лицеев, реальных училищ. Начали открываться частные и конфессиональные учебные заведения. Проявился интерес к организации учебной, воспитательной работы, взаимодействию государственной, общественной, частной образовательных инициатив, роли попечительских советов, опыту финансовых и хозяйственных принципов функционирования учебных заведений до 1917 года, опыту становления и развития национальной культуры через образование.

Появлению новых историко-педагогических исследований способствовали открытие

многих специальных фондов в архивах, снятие цензуры, расширение издательских возможностей. В вузах Оренбурга в конце XX столетия открылись аспирантуры по педагогике, истории, начали работу диссертационные советы по педагогике и истории.

Среди работ 1990-х годов по истории образования необходимо отметить работы ученых Башкортостана по проблемам развития национальных школ в местностях преимущественно с нерусским населением [29; 30; 31], работы группы историков и педагогов Челябинска под руководством А.П. Абрамовского, В.С. Кобзова по развитию образования в казачьих станицах Оренбургского казачьего войска [32; 33; 34]. Достаточно подробная характеристика образования на Южном Урале в первой половине XIX века по разным направлениям дана в работах С.Г. Мирсаитовой [35].

Ю.П. Злобин [14; 36; 37], В.Я. Рушанин [38] в этот период опубликовали свои исследования по истории становления среднего образования и системе подготовки педагогических кадров в Оренбургской губернии и на Южном Урале во второй половине XIX - начале XX века. Профессор Ю.С. Зобов [39] опубликовал статью по анализу роли и значения работы Оренбургской епархии в системе образования второй половины XIX века. Обстоятельное исследование по проблемам становления и развития женской средней общеобразовательной школы на Урале (1861 - февраль 1917 г.) защитил в 1995 году в Оренбурге Л.М. Конев [40]. Материалы по истории образования в Оренбургском учебном округе в дореволюционный период были использованы в диссертациях Е.Г. Ревковой [41] и М.И. Кудиновой [42].

Особенно интенсивно исторические исследования в области образования в Оренбургской губернии до 1917 года начали проводиться в первом десятилетии XX столетия. В этот период было защищено более десятка работ по истории образования в Оренбуржъе [43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59]. Среди диссертаций необходимо отметить работы по становлению естественно-научного образования в XIX и начале XX века (А.А. Аносов [55]), развитию системы дополнительного образования и прежде всего музыкального (В.А. Колесникова [46], Ю.Н. Вязьмин [49]), проблемам нравственного образования в системе право-

славного воспитания (А.А. Дробот [56]), воспитанию молодежи на традициях казачества (С.Н. Даньшов [54]), становлению и развитию образования среди национальных меньшинств (А.Д. Сафарова [58], А.М. Бакирова [50]), постановке педагогического образования (В.И. Полухина [59]), физического воспитания в образовательных учреждениях губернии (И.В. Карцева [57]). Особо следует выделить обстоятельное исследование Г.В. Савицкого [48; 60] по становлению и развитию начального образования в Оренбургском крае во второй половине XIX - начале XX века.

Советский период развития образования в Оренбуржье освещен в историко-педагогической литературе наиболее слабо. Тенденции развития образования в области в целом совпадали с направлениями развития образования в России. В тоже время в работе системы образования области в отдельные периоды 1918-1940 гг. имелось много индивидуальных черт, обусловленных длительной Гражданской войной, многонациональным составом населения, отсутствием развитой системы среднего и высшего профессионального образования, в 1941-1945 гг. эвакуацией в регион в годы Великой Отечественной войны значительного числа гражданских и военных учебных заведений, профессиональных училищ, детских домов и детсадов. Во второй половине XX столетия в Оренбургской области шло достаточно интенсивное развитие материально-технической и кадровой педагогической базы общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, системы повышения квалификации.

В 1920-е годы при губернском, а затем окружном отделе народного образования издавался учебно-методический журнал «Вестник Просвещенца». В нем публиковались статьи, посвященные отдельным моментам состояния образования и профсоюзного движения среди учительства в первый период существования советской власти. Это работы М. Дятлова [61], Н.О. Кириллова [61; 62], И. Веси-ной и И. Кротова [64] и И. Лысова [65].

После ликвидации Оренбургского округа журнал был закрыт. С 1930-го по 1985 год в Оренбургской области материалы, характеризующие тенденции развития образования в регионе, в журналах, научных сборниках не пуб-

ликовались. В 1985 году и затем в 1989 году были изданы сборники «Культурное строительство в Оренбуржье. Документы и материалы» [66; 67]. В них представлен достаточно обширный материал по состоянию образования в области, содержащий выдержки различных архивных документов (1918-1940, 1942-1987 гг.), однако нужно учитывать специфику отбора материала в сборники в советский период.

Отметим две работы руководителей областных отделов образования В.В. Попова и И.И. Калины, изданные в 1994 году и носящие информационный характер [68; 69].

XXI век отмечен началом научного исследования историками и педагогами состояния образования в советский период в Оренбургской области. В 2000-2001 гг. опубликованы монографии В.С. Болодурина [70; 71], в которых в сжатой форме охарактеризованы трансформации всех ступеней образования Оренбуржья с момента зарождения до 1940 года. В 2007 году тем же автором издана расширенная работа [72], в которую добавлен анализ работы общего и профессионального образования в годы Великой Отечественной войны, в обзорном порядке дана характеристика развития общего и профессионального образования по 2000 год, описаны этапы становления и развития педагогических исследований в Оренбургском регионе.

В первом десятилетии XXI века защищено несколько кандидатских диссертаций по истории образования в советский период в Оренбургской области. В них рассмотрены вопросы патриотического воспитания молодежи и роль начальной военной подготовки (Ю.А. Ломтев [45], В.Ю. Зиамбетов [53]), работа системы образования в годы Великой Отечественной войны (О.А. Дорошева [47]), ликвидация неграмотности взрослого населения в предвоенные годы (Л.В. Павлова [52]), становление системы аграрного образования в первой половине XX века (Е.В. Моисеева [51]), система физического воспитания в 1920-1940 годах (И.В. Карцева [57]), развитие образования среди национальных меньшинств в 19201940 годах (А.Д. Сафарова [58]).

Группой опытных педагогов-практиков под руководством бывшего руководителя областного отдела образования В.В. Попова в 2002-2005 гг. опубликован цикл книг [73; 74;

75], посвященных итогам развития образования области в XX столетии. Книги содержат большой объем фактического материала, характеристику многих учебных заведений. Отмечен вклад многих заслуженных учителей, руководителей образования области. Особое место уделено народному учителю Советского Союза Н.К. Калугину, его вкладу в создание системы трудового воспитания в Деду-ровской средней школе.

Укажем также две крупные работы по истории культуры, тесно связанной с образованием, опубликованные в последние годы. Работа Б.П. Хавторина [76] посвящена анализу развития музыкальной культуры Оренбургского края с XVIII по XX век включительно. В работе Н.И. Сайгина [77] дана характеристика общего развития культуры Оренбургского края на протяжении двух с половиной веков.

Поводя итоги, необходимо отметить, что за последние двадцать лет произошла активизация историко-педагогических исследований системы образования Оренбуржья. К изучению истории образования приступило значительное число новых ученых историков, педагогов. Усилился интерес к истории практических работников системы образования. Дополнительно этому способствовало создание во многих учебных заведениях музеев истории. Особенно большая работа была проведена по сбору и обработке материала по истории образования в Оренбуржье создателями областного музея народного образования.

Вместе с тем многие направления развития образования, временные периоды работы системы образования нуждаются в дальнейших глубоких историко-педагогических исследованиях. Отметим некоторые из них.

Оренбург - центр Оренбургского учебного округа, много сделавшего во второй половине XIX и начале XX столетия для развития образования на Урале и в примыкающих к Оренбургской губернии областях Казахстана. Существует ряд научных статей, раскрывающих отдельные стороны деятельности округа. Однако нет цельного исследования, характеризующего общие итоги работы округа, роль и место округа среди других учебных округов России. На наш взгляд, обстоятельное исследование в этом направлении могло быть предметом докторской диссертации.

На настоящий момент слабо раскрыта работа системы дополнительного образования в регионе как в дореволюционный, так и в советский период. Нет исследований по развитию системы призрения и воспитания детей-сирот в пределах региона в дореволюционный и послереволюционный периоды. Работа системы начального, среднего и высшего профессионального образования, особенно второй половины XX столетия, нуждается в своем изучении. Нет специальных работ по становлению и развитию научных исследований в фундаментальном и прикладных направлениях во всем регионе.

Во второй половине XX столетия каждое десятилетие проводились реформы, перестройки системы образования. Положительные и отрицательные результаты этих реформ ждут своих исследователей. В течение прошедшего столетия менялись содержание многих учебных дисциплин, методики их преподавания, взаимоотношения между учебными дисциплинами. Итоги этой работы нужны современному педагогическому обществу. В свете усиления внимания к организации воспитательной работы среди молодежи опыт постановки трудового, нравственного, патриотического воспитания в

XX веке будет полезен XXI столетию.

В настоящий период образование в России проходит через очередной этап реформ. Меняются содержание образования, формы контроля качества образования. Вводятся новые стандарты начального и полного общего среднего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования. В учебный, воспитательный и управленческий процесс учебных заведений активно внедряются информационные технологии, Интернет. Перестраивается экономическая и хозяйственная деятельность учреждений системы образования.

Успех реформы возможен только на основе использования современных тенденций в развитии образования. Для реформы важен мировой опыт развитых стран в постановке образования, организации связи образования и воспитания молодежи с передовым уровнем науки и культуры. Вместе с тем особое значение имеет собственный исторический национальный опыт становления образования как в целом в России, так и в ее многочисленных регионах, имеющих свои территориальные,

природно-климатические, экономические и ня образования уровню развития науки и тех-

национальные особенности. Только постоян- ники, позволит сочетать педагогические тех-

ная совместная деятельность ученых и прак- нологии в образовании с национальными и

тиков может обеспечить соответствие уров- региональными особенностями.

12.04.2012

Список литературы:

1. Хохлов, И. Столетие Оренбургского городского училища 1789-1889 (исторические записки). - Оренбург, 1892. - 94 с.

2. Белавин, К. Второй Оренбургский кадетский корпус (1887-1894) в ряду других военных учебных заведений. - СПб., 1894. - 80 с.

3. Белавин, К. К истории просвещения в Оренбургском крае: женские гимназии и прогимназии 1875-1899 гг. - Оренбург, 1913. - 250 с.

4. Белавин, К. Историческая записка об Оренбургской мужской гимназии за первое двадцатилетие ее существования. Вып. 1. - Оренбург, 1893. - 66 с.

5. Белавин, К. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус // Оренбург: географо-статистический очерк. - Оренбург, 1891. - 126 с.

6. Исторический очерк Оренбургской киргизской учительской школы за время с 1883 по 1899 гг. // Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. - 1903. - №4, 5, 6.

7. Историческая записка о 25-летнем существовании Благовещенской учительской семинарии. Приложение к №7 «Циркуляра по Оренбургскому учебному округу» за 1902 г. - Оренбург, 1902. - 78 с.

8. Цыпляев, П.И. Двадцатипятилетие второго Оренбургского кадетского корпуса. 1887-1912. - СПб., 1912.

9. Цыпляев, П.И. Краткий очерк истории Оренбургского кадетского корпуса. - Оренбург, 1913. - 32 с.

10. Митурич, П.В. Очерк истории Оренбургского Неплюевского военного училища и Неплюевского кадетского корпуса, от основания их до последних преобразований // Справочная книжка Оренбургской губернии на 1870 г. - Оренбург, 1870.

11. Митурич, П.В. Григорий Федорович Генс, первый директор Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса. -СПб, 1897.

12. Митурич, П.В. Краткий очерк истории Оренбургского Неплюевского корпуса. - Оренбург, 1913.

13. Оренбургский Неплюевский корпус как первое учебное заведение в истории русского образования киргизов. - Оренбург, 1896. - 14 с.

14. Злобин, Ю.П. Средние учебные заведения в Оренбургской губернии во второй половине 19 - начале 20 века // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - Исторические науки. - 2000. - №2 (17). -С. 49-59.

15. Аносов, А.А. Становление естественнонаучного образования в Оренбургской губернии (первая половина XIX века) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - Гуманитарные науки. - 2003. - №1 (31). -С. 5-15.

16. Шилов, Н.Д. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус в эпоху Николая I. Оренбургское казачье войско. Исторические очерки. - Челябинск, 1994. - 63 с.

17. Алекторов, А. История Оренбургской губернии. - Оренбург, 1883. - 128 с.

18. Алекторов, А. Очерк народного образования в Тургайской области. Летопись 1744-1898 гг. Вып. 2. - Оренбург, 1900. -160 с.

19. Игнатьев, В.Е. Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875-1899). Вып. 1, 2. - Оренбург, 1901. - 459 с.

20. Симагин, В. Учреждение казачьих школ в Оренбургском казачьем войске (1818-1887) // Военный сборник. - 1888. - №9.

21. Севастьянов, С.Н. Школьное образование в Оренбургском казачьем войске за 1819-1895 гг. - Оренбург, 1896. - 39 с.

22. Стариков, Ф.И. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска. - Оренбург, 1891. - 250 с.

23. Чернавский, Н.М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Вып. 1. - Оренбург, 1900. - 346 с.

24. Чернавский, Н.М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Вып. 2. -Оренбург, 1901-1902. - 1058 с.

25. Труды Оренбургской ученой комиссии. Вып. 3. - Оренбург, 1897. - 99 с.

26. Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. 5. - Оренбург, 1899. 111 с.

27. Труды Оренбургской ученой комиссии. Вып. 9. - Оренбург, 1902. - 208 с.

28. Вольфсон М. М. Из истории школы в Оренбургском крае в XVIII веке // Педагогический сборник. - Оренбург, 1960. -С. 200-215.

29. Альмухаметов Р.В., Малютин И.П. Современный взгляд на историю образования Башкортостана (1702-1907). Эт-нопедагогические взгляды просветителей Башкортостана. - Уфа: [б. и.], 1996. - 58 с.

30. Аминов, Т.М. Становление и развитие системы педагогического образования в Башкирии до 1917 года. - Уфа: [б. и.], 1999. - 182 с.

31. Фархшатов, М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90-е годы XIX в. - М.: Наука, 1994. - 144 с.

32. Абрамовский А.А., Абрамовский А.П. Учителя станичных и поселковых школ Оренбургского казачьего войска в 19-ом веке. Численность и профессиональная подготовка // Оренбургскому краю - 250 лет. - Оренбург: [б. и.], 1994. - С. 6-9.

33. Абрамовский А.П., Кобзов В.С. Оренбургское казачье войско в трех веках. - Челябинск: [б. и.], 1999. - 450 с.

34. Абрамовский А.П., Кобзов В.С. Во славу государства Российского: начальное образование и военная подготовка в Оренбургском казачьем войске. - Челябинск: ЧелГУ, 1994. - 180 с.

35. Мирсаитова, С.Г. Народное образование на Южном Урале в первой половине XIX в. В 2-х ч. - Екатеринбург: Урална-ука, 2000. - 195 с.

36. Злобин, Ю.П. Гимназии и гимназическое образование в Оренбуржье в начале 20 века // Образование в Оренбуржье: история и современность: Материалы науч.-практ. конф. - Оренбург: ОГПУ, 1997. - С. 14-17.

37. Злобин, Ю.П. Учительские институты и семинарии в Оренбургской губернии во второй половине 19 - начале 20 века // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 1999. - №1 (11). - С. 36-43.

38. Рушанин, В.Я. Из истории среднего образования на Урале (1861-1917 гг.). -Магнитогорск: Редакция «Голос магни-

тогорской молодежи», 1994. - 46 с.

39. Зобов, Ю.С. Образование в Оренбургской епархии во второй половине 19 века // Образование в Оренбуржье: история и современность: Материалы науч.-практ. конф. - Оренбург: ОГПУ, 1997. - С. 11-14.

40. Конев, Л.М. Становление и развитие женской средней общеобразовательной школы на Урале, 1861 - февраль 1917 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Оренбург, 1995. - 21 с.

41. Ревкова, Е.Г. Реализация прогрессивных идей Российской педагогики в педагогическом образовании Оренбургского учебного округа в конце XIX - начале XX веков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 1999. - 18 с.

42. Кудинова, М.И. Формирование начального образования в России конца XIX - начала XX веков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. - 22 с.

43. Болодурин, В.С. Становление и развитие образования и педагогической мысли в Оренбуржье (1735-1940): автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Магнитогорск, 2001. - 50 с.

44. Мокроносова, О.М. Благотворительные организации во второй половине XIX - начале XX веков (на материалах Южного Урала): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Оренбург, 2002. - 22 с.

45. Ломтев, Ю.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи Урала (Из позитивного и негативного опыта ее организации в 70-е годы 20 столетия): автореф. дис. . канд. ист. наук. - Оренбург, 2002. - 23 с.

46. Колесникова, В.А. Культурно-художественная жизнь в Оренбургской губернии во второй половине 19 - начале 20 веков: автореф. дис. . канд. ист. наук. - Оренбург, 2003. - 25 с.

47. Дорошева, О.А. Школьное образование на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): авто-реф. дис. . канд. ист. наук. - Оренбург, 2003. - 26 с.

48. Савицкий, Г.В. Начальное народное образование на Южном Урале и в Северо-Западном Казахстане в 1850-1917 годах: автореф. дис. . канд. ист. наук. - Оренбург, 2004. - 29 с.

49. Вязьмин, Ю.Н. Развитие музыкального образования в Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX веков: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 2004. - 22 с.

50. Бакирова, А.М. Татарское просвещение в Оренбургской губернии в конце XIX - первой четверти XX веков: автореф.

дис. . канд. ист. наук. - Оренбург, 2004. - 29 с.

51. Моисеева, Е.В. Становление аграрного образования Оренбуржья в системе общего образования в первой половине

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2004. - 25 с.

52. Павлова, Л.В. Ликвидация неграмотности взрослого населения 1897-1939 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Оренбург, 2006. - 26 с.

53. Зиамбетов, В.Ю. Начальная военная подготовка в системе общего и начального профессионального образования в ХХ веке: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 2006. - 22 с.

54. Даньшов, С.Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 2006. - 25 с.

55. Аносов, А.А. Развитие естественнонаучного образования в Оренбургской губернии (XIX - начало XX вв.): автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 2007. - 24 с.

56. Дробот, А.А. Становление системы православного воспитания в Оренбуржье (конец XIX - XX век): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2007. - 23 с.

57. Карцева, И.В. Становление системы физического воспитания в Оренбуржье (1735-1940 гг.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2008. - 24 с.

58. Сафарова, А.Д. Развитие образования национальных меньшинств в Оренбургском крае (конец XIX века - 1940 г.): автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 2009. - 26 с.

59. Полухина, В.И. Педагогическое образование в Оренбургской губернии в дореволюционный период: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2010. - 22 с.

60. Савицкий, Г.В. Начальное образование в Оренбургском крае во II половине XIX - начале XX вв. Власть и общество -аспекты взаимодействия. -Оренбург: Изд. ОрГМА. - 189 с.

61. Дятлов, М. Состояние работы школ повышенного типа Оренбургской губернии // Вестник просвещенца. - Оренбург, 1928. - №5-6. - С. 10-16.

62. Кириллов, Н. О введении всеобщего обучения в Оренбургской губернии // Вестник просвещенца. - Оренбург, 1926. -№3. - С. 1-11.

63. Кириллов, Н. О введении всеобщего обучения в Оренбургской губернии // Вестник просвещенца. - Оренбург, 1926. -№7-8. - С. 7-28.

64. Весина И.Ю., Кротов И. Народное образование в Оренбургской губернии к 10-летию Октябрьской революции // Вестник просвещенца. - Оренбург, 1927. - №9-10. - С. 1-19.

65. Лысов, И. К истории Союза Работников Просвещения Оренбургской губернии // Вестник просвещенца. - Оренбург, 1927. - №9-10. - С. 51-62.

66. Культурное строительство в Оренбуржье: документы и материалы, 1918-1941. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд.-во, 1985. - 176 с.

67. Культурное строительство в Оренбуржье: документы и материалы, 1942-1987. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд.-во, 1989. - 188 с.

68. Попов В. В. Народное образование в Оренбургской губернии с конца XIX - до 90-х годов XX века // Педагогический информационный справочный вестник Оренбуржья. - 1994. - №10.

69. Калина, И.И. Развитие профессионального образования в Оренбуржье // Педагогический информационный справочный вестник Оренбуржья. - 1994. - №10.

70. Болодурин, В.С. История образования в Оренбуржье. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. - 228 с.

71. Болодурин, В.С. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории (1735-1940). - Оренбург: Оренбург. кн. изд-во, 2001. - 315 с.

72. Болодурин, В.С. Образование в Оренбуржье (XVIII-XX века). - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - 464 с.

73. Образование Оренбургской области на рубеже XX-XXI веков. Ч. I. -Оренбург: ОГУ, 2002. - 346 с.

74. Образование Оренбургской области на рубеже XX-XXI веков. Ч. II. -Оренбург: ООИПКРО, 2004. - 513 с.

75. Образование Оренбургской области на рубеже XX-XXI веков. Ч. III. -Оренбург: ООИПКРО, 2005. - 258 с.

76. Хавторин, Б.П. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII - XX века). - Оренбург: Южный Урал, 2004. - 632 с.

77. Сайгин, Н.И. История культуры Оренбуржья (XVIII - XXI вв.). - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. - 480 с.

Сведения об авторе:

Болодурин Виктор Сергеевич, заведующий кафедрой геометрии Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 19, тел. (3532) 333552, е-таіі: Bolvikser@mail.ru

UDC 37 (09) (470.56)

Bolodurin V.S.

Orenburg state pedagogical university E-mail: Bolvikser@mail.ru

HISTORY OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE ORENBURG REGION (XVIII-

XXI CENTURIES)

This article provided an overview of the history of studying of the formation and development of education in Orenburg region, described the achievements of Orenburg scientists. Highlighted a number of unresolved actual problems.

Key words: history, education, Orenburg region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.