Научная статья на тему 'Этапы развития педагогического образования в дореволюционной Оренбургской губернии в рамках изменений ее территориальных границ'

Этапы развития педагогического образования в дореволюционной Оренбургской губернии в рамках изменений ее территориальных границ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полухина В. И., Дыранкова Е. Т.

В данной статье излагаются результаты исследования истории педагогического образования в дореволюционной Оренбургской губернии. При этом под педагогическом образованием понимается сеть (система) образовательных учреждений по подготовке и переподготовке кадров. На основе изучения и анализа литературы по истории и истории педагогики, а также материалов ряда архивов России предпринята попытка обосновать сущностные характеристики этапов развития педагогического образования в Оренбургской губернии в период с 1744 по октябрь 1917 г. Этапы выделены с учетом особенностей формирования ее (губернии) географических границ. Представлена классификация видов образовательных учреждений по подготовке и переподготовке учителей начального и среднего звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития педагогического образования в дореволюционной Оренбургской губернии в рамках изменений ее территориальных границ»

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В РАМКАХ ИЗМЕНЕНИЙ ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ГРАНИЦ

В данной статье излагаются результаты исследования истории педагогического образования в дореволюционной Оренбургской губернии. При этом под педагогическом образованием понимается сеть (система) образовательных учреждений по подготовке и переподготовке кадров. На основе изучения и анализа литературы по истории и истории педагогики, а также материалов ряда архивов России предпринята попытка обосновать сущностные характеристики этапов развития педагогического образования в Оренбургской губернии в период с 1744 по октябрь 1917 г. Этапы выделены с учетом особенностей формирования ее (губернии) географических границ. Представлена классификация видов образовательных учреждений по подготовке и переподготовке учителей начального и среднего звена.

Определение последовательности и содержания этапов развития педагогического образования в дореволюционной Оренбургской губернии целесообразно в соответствии с периодами ее территориального формирования. Такой подход объясняется рядом причин:

- данное исследование является конкретным историко-педагогическим, а потому требующим четкого обозначения территориальных и временных границ научного познания;

- однако изучение специальной литературы по истории [2, 4, 12, 13] показывает, что Оренбургская губерния дооктябрьского периода многократно подвергалась административно-территориальному делению, при этом изменения претерпевали не только географические границы, но и состав и статус административных единиц ее территории;

- если учитывать, что в нашем исследовании под педагогическим образованием понимается сеть (система) образовательных учреждений (учебных заведений) по подготовке и переподготовке педагогических кадров, то без учета детальных сведений об административно-территориальных единицах и конкретных названиях населенных пунктов каждого периода невозможно правильно без теоретико-педагогических, хронологических и географических ошибок описать и обобщить фактический материал по истории педагогического образования с выделением этапов его развития;

- изучение вопроса об этапах развития педагогического образования в дореволюционной Оренбургской губернии осложнено тем, что подавляющее большинство исследо-

вателей рассматривали историю педагогического образования Оренбургской губернии в пределах ее современных территорий.

Г еографические рамки данного исследования включают все территории Оренбургской губернии за период с 1744 по октябрь 1917 г., кроме земель Казахстана и Казачьего войска.

В справочных изданиях [25, 27] и публикациях по истории России [2, 6, 9,18],Урала [1,3, 14, 15, 29] и Оренбургской области [12,13] отсутствуют достаточно систематизированные сведения о количестве, последовательности и сущности периодов кардинальных территориальных изменений в Оренбургской губернии. Вместе с тем анализ полученных в литературе сведений позволил выделить четыре периода формирования территориальных границ Оренбургской губернии с момента ее возникновения (1744 г.) по октябрь 1917 г. Обозначенное количество периодов соотносится с основными административно-территориальными делениями в дореволюционной России, а также с изменениями по ходатайству властей Оренбургской губернии перед царским правительством. Территориальные преобразования осуществлялись согласно следующим правительственным решениям того времени: «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов», 1708; «Учреждение для управления губерний Российской империи», 1775; «О новом разделении государства на губернии», 1796; «О разделении губернии», 1865. Необходимо отметить, что внутри каждого из четырех периодов имели место мелкие, но иногда достаточно частые

территориальные преобразования, которые также осуществлялись в соответствии с указами и распоряжениями царского правительства. Временные рамки каждого из четырех периодов территориального формирования дореволюционной Оренбургской губернии определились таким образом: первый период (с 1744 по 1780 г.); второй период (с 1781 по 1795 г.); третий период (с 1796 по 1864 г.); четвертый период (с 1865 по октябрь 1917 г.).

Остановимся на описании географических изменений Оренбургской губернии, подробно затрагивая административно-территориальные характеристики тех периодов, которые представляют интерес с точки зрения педагогического образования как сети образовательных учреждений по подготовке и переподготовке педагогических кадров. По ходу изложения информации географического плана обратимся к сведениям, полученным в процессе изучения материалов Российского государственного исторического архива, Объединенного государственного архива Челябинской области, Государственного архива Оренбургской области, Центрального государственного исторического архива республики Башкортостан, а также диссертационных исследований [11, 17, 19, 21, 31] и печатных изданий [1, 4, 5, 7, 8, 10, 16, 20, 22, 23,

24, 26, 28, 29, 30] по истории и истории педагогики.

Для удобства аналитического осмысления практики педагогического образования как сети учебных заведений рассмотрим первые два периода территориального формирования Оренбургской губернии одновременно.

В первый период формирования географических границ Оренбургской губернии на ее территории находилось множество уездов в составе трех провинций: Уфимской, Исет-ской и Оренбургской [2] . Для второго периода характерно то, что в 1871 г. Оренбургская губерния была упразднена, а территория, включающая четыре уезда (Бузулукский, Верхнеуральский, Оренбургский, Сергиевский), а с 1784 г. - Троицкий уезд, получила название Оренбургской области.

Изучение печатных изданий и архивных материалов показывает, что длительный от-

резок времени, охватывающий первый и второй периоды формирования географических границ Оренбургской губернии, учебные заведения по подготовке педагогических кадров на ее (губернии) территории не создавались. Подготовка и переподготовка учителей осуществлялась в других городах России. Кроме того, учителями часто работали лица без специальной профессиональной подготовки, получившие начальный уровень образования в общеобразовательных или духовных учебных заведениях. Следовательно, период с 1744 по 1795 г. следует именовать нулевым этапом в развитии педагогического образования в Оренбургской губернии, т.е. этапом подготовки педагогических кадров за пределами Оренбургской губернии.

Отличительной чертой третьего периода территориального формирования является то, что в 1796 г. Уфимское наместничество было ликвидировано, а Оренбургская область была вновь преобразована в Оренбургскую губернию с центром в г. Оренбурге. С 1802 по 1864 г. центром губернии был г. Уфа. Количество уездов в губернии и ее территориальные границы часто менялись. Так, с 1796 по 1801 г. число уездов составляло десять. Среди них: Бирский, Мензелинский, Стерлитамакский, Уфимский, Челябинский, Оренбургский, Верхнеуральский, Бугульминский, Бугурусланс-кий и Бузулукский. Ранее, в 1811 г., создается Ново-Илекский район, а с 1835 г. начинается строительство обширного поселения под названием Новолинейный район. Данное поселение, а также часть территорий Оренбургского, Троицкого и Челябинского уездов, были переданы в распоряжение Оренбургского казачьего войска.

Временной период с 1796 по 1864 г. по части развития сети образовательных учреждений по обучению будущих педагогов имел ряд особенностей. Во-первых, в соответствии с рядом документов, утвержденных царским правительством («Устав народным училищам в Российской империи», 1786; «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», 1803; «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов», 1828 и др.), в Оренбургской губернии создавались учебные заведения, которые, реали-

зуя такую ведущую цель, как получение учащимися начального образования, решали и сопутствующие задачи, связанные с подготовкой педагогических кадров. Во-вторых, имела место и другая группа учебных заведений, в которых не ставилась задача обучения учащихся педагогической деятельности, но по завершению учебы выпускники по указу или разрешению властей после успешной сдачи специальных экзаменов имели право работать в качестве учителей.

Представим списки официальных названий учебных заведений каждой группы, предлагая здесь и далее в подобных перечнях по тексту статьи информацию о хронологической последовательности их возникновения, а также об образовательных уровнях, местонахождении и видах дидактических целей.

Переченъ официальных названий общеобразовательных учебных заведений, в которых подготовка педагогических кадров являлась сопутствующей дидактической целью (с 1796 по 1864 г.)

1. Оренбургское главное народное училище (г. Оренбург, 1797; начальное учебное заведение повышенного уровня);

2. Челябинское уездное училище (г. Челябинск, 1833; начальное учебное заведение);

3. Оренбургское уездное училище (г. Оренбург, 1835; начальное учебное заведение);

4. Оренбургский институт благородных девиц им. императора Николая I (г. Оренбург, 1855; среднее учебное заведение);

5. Бирское уездное инородческое училище (г. Бирск, 1862; начальное учебное заведение).

Перечень официальных названий учебных заведений, осуществляющих общеобразовательную подготовку учащихся с правом сдачи специальных экзаменов на звание учителя начальной школы (с 1796 по 1864 г.)

1. Уфимская духовная семинария (г. Уфа, 1799; среднее учебное заведение);

2. Оренбургское Неплюевское военное училище (г. Оренбург, 1825; среднее учебное заведение);

3. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус (г. Оренбург, 1844; среднее учебное заведение);

4. Оренбургская мужская гимназия (г. Уфа, 1828, среднее учебное заведение).

Содержание представленных выше перечней учебных заведений позволяет сделать вывод о том, что с конца XVIII и по 60-е годы XIX века в Оренбургской губернии осуществлялся процесс становления системы образовательных учреждений по подготовке учителей начальных классов. Среди образовательных учреждений отсутствовали профессиональные учреждения по обучению учащихся умениям и навыкам педагогической деятельности. Педагогические кадры поставляли девять общеобразовательных учебных заведений, которые по видам подготовки подразделялись на две группы: 1) общеобразовательные учебные заведения, в которых профессиональная подготовка учителей являлась сопутствующей целью; 2) учебные заведения, осуществляющие общеобразовательную подготовку учащихся с правом сдачи специальных экзаменов на звание учителя начальной школы. Первую группу составляли училища разных типов и уровней. Типы училищ: главное городское, уездное, уездное инородческое. Кроме училищ , подготовкой педагогов занимался и институт благородных девиц. Образовательный уровень перечисленных видов учебных заведений был следующим: начальный, начальный повышенного типа и средний. Вторая группа включала средние общеобразовательные учреждения таких видов: духовная семинария, кадетский корпус, военное училище, мужская гимназия. Итак, период существования Оренбургской губернии с 1796 по 1864 г. можно назвать начальным этапом (этап становления) в развитии педагогического образования, спецификой которого является возникновение ряда видов первых образовательных учреждений по обучению будущих учителей начальной школы.

Четвертый период формирования географических границ Оренбургской губернии отличают кардинальные изменения. В 1865 году территория Оренбургской губернии была вновь поделена на две части: Оренбургскую губернию с пятью уездами (Верхнеуральский, Оренбургский, Орский, Троицкий и Челябинский) и Уфимскую губернию. Центром Оренбургской губернии стал г. Оренбург. Кроме перечисленных уездов в состав Оренбургской губернии вошли земли Оренбургского казачь-

его войска. Среди административно-территориальных единиц имели место губернские и уездные города, посады, волости, села, деревни, станицы. С мая 1865 по октябрь 1917 г. территориальные границы Оренбургской губернии оставались стабильными.

В изучаемый нами временной период XIX века на территории Российской империи создаются учебные заведения разных уровней и типов не только в губернских и уездных городах, но и в поселках, селах, деревнях ,станицах. В 60-70-е годы правительством достаточно часто издаются документы, связанные с преобразованиями в системе общего и педагогического образования («Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения», 1860; «Положение об окружных педагогических курсах», 1860; Проект учительской семинарии 1861; «Положение о начальных народных училищах», 1864; «Устав гимназий и прогимназий»1864; «Положение об открытии педагогических классов при женских гимназиях», 1864; «Положения об учительских семинариях и педагогических курсах при уездных училищах», 1865; «Проект положения о женских гимназиях и прогимназиях министерства народного просвещения», 1865; «Положение о женских гимназиях», 1870; «Положение об учительских семинариях», 1870; «Положение о татарских учительских школах», 1872; «Положение об учительских институтах», 1872; «Положение о начальных народных училищах», 1874; «Правила о педагогических курсах», 1875; «Положение о церковно-приходских второклассных учительских школах», 1895 и др.)

В начале XX века в государстве активно создаются условия для развития образования, серьезно ставится вопрос о повышении квалификации учителей. В Оренбургской губернии согласно решениям царского правительства наблюдается интенсивная деятельность управления образованием по открытию общеобразовательных и профессиональных учреждений. Исследование показывает, что за период с 1865 по 1917 г. в системе педагогического образования губернии возникло три группы учебных заведений. Две группы заведений по видам подготовки учи-

телей повторяли группы предыдущего (начального) этапа развития педагогического образования в Оренбургской губернии. Разница в том, что на новом этапе количество учебных заведений и их видов в каждой группе заметно увеличилось. Наряду с этим в учебных заведениях, где педагогическая подготовка являлась сопутствующей целью, учеников обучали для работы не только в начальных классах, но и классах среднего звена. Третью группу, как новообразование этого этапа, составили специальные педагогические учебные заведения, в которых подготовка учителей являлась ведущей дидактической целью.

Обратимся к перечням списков трех групп образовательных учреждений, задействованных в подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Перечень официальных названий общеобразовательных учреждений, в которых подготовка педагогических кадров являлась сопутствующей дидактической целью (с 1865 по октябрь 1917г.).

1. Челябинское уездное училище (г. Челябинск, 1833; начальное учебное заведение);

2. Оренбургское уездное училище (г. Оренбург, 1835; начальное учебное заведение);

3. Оренбургский институт благородных девиц имени императора Николая I (г. Оренбург, 1855; среднее учебное заведение);

4. Оренбургская мужская гимназия (г. Оренбург, 1868; среднее учебное заведение);

5. Оренбургская женская первая гимназия (г. Оренбург, 1870; среднее учебное заведение);

6. Оренбургская женская прогимназия (г. Оренбург, 1870; неполное среднее учебное заведение);

7. Троицкая женская прогимназия (г. Троицк, 1870; неполное среднее учебное заведение);

8. Верхнеуральское уездное училище (г. Верхнеуральск, 1870; начальное учебное заведение);

9. Челябинская женская прогимназия (г. Челябинск, 1870; неполное среднее учебное заведение);

10. Троицкая женская гимназия (г. Троицк, 1875; среднее учебное заведение);

11. Челябинская женская гимназия (г. Челябинск, 1875; среднее учебное заведение);

12. Оренбургское трехклассное городское (мужское) училище (г. Оренбург, 1882; неполное среднее учебное заведение);

13. Орское начальное четырехклассное (мужское) училище (г. Орск, 1882; неполное среднее учебное заведение);

14. Серменевское двухклассное русско-башкирское училище (Верхнеуральский уезд, дер. Серменево, 1885; начальное учебное заведение);

15. Оренбургское духовное училище (г. Оренбург, 1884; неполное среднее учебное заведение);

16. Оренбургская духовная семинария (г. Оренбург, 1888; среднее учебное заведение);

17. Челябинское духовное училище (г. Челябинск, 1888; неполное среднее учебное заведение);

18. Оренбургское женское епархиальное училище (г. Оренбург, 1889; среднее учебное заведение);

19. Оренбургское медресе «Хусаиния» (г. Оренбург, 1889; среднее учебное заведение);

20. Оренбургская частная (женская) прогимназия (г. Оренбург, 1905; неполное среднее учебное заведение);

21. Оренбургская частная (женская) гимназия М.Д. Комаровой-Колмаковой (г. Оренбург, 1906; среднее учебное заведение);

22. Верхнеуральская частная (женская) прогимназия (г. Верхнеуральск, 1906; неполное среднее учебное заведение);

23. Оренбургская женская 2-я гимназия (г. Оренбург, 1907; среднее учебное заведение);

24. Орская частная (женская) прогимназия (г. Орск, 1907; неполное среднее учебное заведение);

25. Челябинское женское епархиальное училище (г. Челябинск, 1908; среднее учебное заведение);

26. Верхнеуральская женская гимназия (г. Верхнеуральск, 1911; среднее учебное заведение);

27. Оренбургское высшее начальное училище №1 (г. Оренбург, 1912; неполное среднее учебное заведение);

28. Орское высшее начальное городское (мужское) училище (г. Орск, 1912; неполное среднее учебное заведение);

29. Орская женская гимназия (г. Орск, 1913; среднее учебное заведение);

30. Куртамышенская (женская) прогимназия (Челябинский уезд, пос. Куртамыш, 1914; неполное среднее учебное заведение).

Перечень официальных названий профессионально-педагогических образовательных учреждений, в которых подготовка педагогических кадров являлась ведущей дидактической целью (с 1865 по октябрь 1917 г.)

1. Оренбургская татарская учительская школа (г. Оренбург, 1877; среднее учебное заведение);

2. Оренбургский учительский институт (г. Оренбург, 1878, 1915; среднее учебное заведение);

3. Орская киргизская (казахская) учительская школа (г. Орск, 1883; среднее учебное заведение);

4. Оренбургская киргизская (казахская) учительская школа (г. Оренбург, 1889; среднее учебное заведение);

5. Птиченская (мужская) второклассная церковно-приходская учительская школа (Челябинский уезд, село Птичье, 1896; среднее учебное заведение);

6. Оренбургская (женская) второклассная церковно-приходская учительская школа (г. Оренбург, 1900; среднее учебное заведение);

7. Оренбургские частные высшие курсы (для лиц обоего пола) А.О. Киселева (г. Оренбург, 1906; среднее учебное заведение);

8. Оренбургская мужская учительская семинария (г. Оренбург, 1909; среднее учебное заведение);

9. Троицкая частная (женская) школа Г. Яушевой «Дарельмогаллимат» (г. Троицк, 1910?; среднее учебное заведение);

10. Челябинская (мужская) учительская семинария (г. Челябинск; 1910; среднее учебное заведение);

11. Шумихинская учительская семинария ( Челябинский уезд, пос. Шумиха ,1914; среднее учебное заведение);

12. Троицкая частная (женская) мусульманская учительская семинария (г. Троицк, 1915; среднее учебное заведение);

13. Троицкая частная (мужская) мусульманская учительская семинария (г. Троицк, 1915; среднее учебное заведение).

Перечень официальных названий учебных заведений, осуществляющих общеобразова-

тельную подготовку учащихся с правом сдачи специальных экзаменов на звание учителя начальной школы (с 1865 по октябрь 1917 г.)

1. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус (г. Оренбург, 1844; среднее учебное заведение);

2. Троицкое городское училище (г. Троицк, 1872; неполное среднее учебное заведение);

3. Троицкая мужская гимназия (г. Троицк, 1873; среднее учебное заведение);

4. Верхнеуральское женское двухклассное училище (г. Верхнеуральск, 1875; начальное учебное заведение);

5. Троицкое русско-татарское училище (г. Троицк, 1877; начальное учебное заведение);

6. Троицкое медресе «Мухаммадия» (г. Троицк, 1880; начальное учебное заведение);

7. Троицкое медресе «Галия» (г. Троицк, 1880; начальное учебное заведение);

8. Орское Александровское двухклассное училище (г. Орск, 1882; начальное учебное заведение);

9. Троицкая частная школа госпожи А. Филипповой (г. Троицк, 1884; начальное учебное заведение);

10. Троицкая частная школа госпожи Н. Кутузовой (г. Троицк, 1884; начальное учебное заведение);

11. Троицкое медресе «Расулия» (г. Троицк, 1886; начальное учебное заведение);

12. Орское медресе (русский класс) (г. Орск, 1897; начальное учебное заведение);

13. Троицкая первая русско-татарская школа (г. Троицк, 1902; начальное учебное заведение);

14. Троицкое медресе «Сююмбика» (г. Троицк, 1909; начальное учебное заведение);

15. Оренбургское частное мужское среднее учебное заведение с программами мужских гимназий (г. Оренбург, 1914; среднее учебное заведение);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Верхнеуральское частное среднее учебное заведение с программами мужских прогимназий (г. Верхнеуральск, 1915; среднее учебное заведение);

17. Оренбургская частная (женская) прогимназия Маминой (г. Оренбург, 1915; неполное среднее учебное заведение).

Обращение к сущностным признакам понятий, обозначающих виды учебных заве-

дений, просматриваемых в списках их официальных названий (см. выше), дает возможность представить классификацию видов образовательных учреждений, причастных к подготовке и переподготовке педагогических кадров в Оренбургской губернии в период с 1865 по октябрь 1917 г. В классификации выделено восемь ключевых оснований деления понятий.

1. По типу учебного заведения (школы, училища, семинарии, медресе, гимназии, прогимназии, кадетские корпуса, институты, средние учебные заведения с программами мужских гимназий, педагогические курсы).

2. По видам подготовки (учебные заведения с педагогической подготовкой как ведущей; учебные заведения с педагогической подготовкой как сопутствующей; учебные заведения с общеобразовательной подготовкой с правом сдачи специальных экзаменов на звание учителя).

3. По образовательному уровню (начальные, начальные повышенного типа, неполные средние, средние).

4. По месту нахождения (городские, сельские).

5. По виду собственности (государственные, частные).

6. По этнической направленности (русские, татарские, киргизские (казахские), русско-башкирские, русско-татарские).

7. По религиозной направленности (духовные, церковно-приходские, епархиальные, мусульманские).

8. По половому признаку учащихся (мужские, женские, обоего пола).

Таким образом, период с 1865 по октябрь 1917 г. по всем обозначенным выше характеристикам является продвинутым этапом в развитии педагогического образования в Оренбургской губернии. Специфической особенностью этого этапа является возникновение сети образовательных учреждений как по подготовке, так и по переподготовке учителей учебных заведений начального, неполного среднего и среднего уровней.

Обобщая результаты исследования, констатируем, что в дореволюционной Оренбургской губернии с учетом периодов ее территориального формирования имеют

место три этапа в развитии педагогического образования как сети (системы) образовательных учреждений по подготовке и переподготовке педагогических кадров. Среди этапов: нулевой этап (1744-1780) - подготовка педагогических кадров за пределами Оренбургской губернии; начальный этап

(1781-1864) - становление системы образовательных учреждений по подготовке учителей начальных классов; продвинутый этап ( 1865-1917) - интенсивный рост образовательных учреждений по подготовке и переподготовке учителей начального и среднего звена.

Список использованной литературы:

1. Абубакирова, М.Т., Историю оставить народу своему /М.Т. Абубакирова, И.В. Шамсутдинов, Р.В. Хасанжанова. -Троицк: Типография им. Сыромолотова, 2002. - 296 с. - ISBN 5-87609-097-22.

2. Алексеев, В.В. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике ХVI-ХХ века / В.В. Алексеев, Е.В. Алексеева, К.И. Зубков, И.В. Побережников. - М.: Наука, 2004. - 600 с. - ISBN 5-02-009858-2.

3. Алеврас, Н.Н. История Урала XI - XVIII века : учеб. пособ. для учащихся старших классов муниципальных общеобразовательных учреждений, лицеев, гимназий / Н.Н. Алеврас, А.И. Конюченко. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, Юж.-Урал. изд.-торг. дом, 2000. - 280 с. - ISBN 5-7688-0771-3.

4. Алекторов, А.Е. История Оренбургской губернии / А.Е. Алекторов. - Оренбург, 1883. - 128 с.

5. Алекторов А.Е. Очерк народного образования в Тургайской области. Летопись 1744-1898 гг. / А.Е. Алекторов. -Оренбург, 1900. - 247 с.

6. Байнова, М.С. История государственного управления в России : учебное пособие /М.С. Байнова.- 2-е изд. перераб. и доп. - М. : Издат.-торг. корпорация «Дашков и К°», 2006. - 236 с. - ISBN 5-94798-914-Х.

7. Болодурин, В.С. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории (1735-1940 годы) / В.С. Болодурин. - Оренбург : Оренбург. кн. изд-во, 2001. - 320 с. - КВ№-94529-002-5.

8. Болодурин, В.С. История образования в Оренбуржье : учеб.пособ. для студентов и слушателей образовательных учреждений / В.С. Болодурин. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2000. - 228 с. - ISBN 5-85859-123-Х.

9. Гладкий, Ю.Н. Регионоведение : учебник / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев. - М : Гардарики, 2003. -384 с. - ISBN 58297-0053-0.

10. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли : учебник для студентов вузов / А.Н. Джуринский.

- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 400 с. - ISBN 5-305-00100-5 (в пер.).

11. Егорова, М.В. Развитие системы частного образования на Урале (1861-февраль 1917гг.): дис. канд. ист. наук / М.В. Егорова. - Челябинск, 2003. - 180 с.

12. Зобов, Ю.С. Родной истории страницы / Ю.С. Зобов, Л.И. Футорянский. - Оренбург : Оренбургское книжное изд-во, 1994. - 92 с.

13. История Оренбуржья : учеб.пособ. / Л.И. Футорянский. - Оренбург: Оренбург. кн. изд-во, 1996. - 351 с. - ISBN 588788-007-4.

14. История Урала с древнейших времен до конца ХГХ века / под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург : Изд-во СВ - 96, 1998. - 448 с. - ISBN 5-89516-034-4 (общий). 5-89516-035-2 (1 том).

15. История Урала: ХХ в. : учебник для общеобразовательных заведений / под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург : Изд-во СВ, 1996. - 400 с. - ISBN 5-89026-027-8.

16. Капранова, В.А. История педагогики : учеб. пособ. / В.А. Капранова. - М. : Новое знание, 2003. - 160 с. - ISBN 594735-026-2.

17. Колпачева, О.Ю. Становление и развитие женского гимназического образования в пореформенной России (конец 50-х - 70-е годы Х1Х в.) : дис. канд. пед. наук / О.Ю. Колпачева. - Ставрополь, 1999. - 170 с.

18. Кривошеев, М.В. История России : пособие для сдачи экзамена / М.В. Кривошеев, М.В. Ходяков. - М. : Юрайт-Издат, 2006. - 253 с. - ISBN 5-94879-412-1.

19. Мирсаитова, С.Г. Народное образование на Южном Урале в первой половине Х1Х века : автореф. дис. канд. ист. наук / С.Г. Мирсаитова. - Екатеринбург, 2000. - 20 с.

20. Образование Оренбургской области на рубеже ХХ-ХХ1 веков / под ред. В.В. Попова. - Оренбург : ИПК ОГУ, 2002.

- 306 с. - КВ№-7410-0265-Х.

21. Осипов, О.В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии (1864-1917гг.) : дис. канд. ист. наук / О.В. Осипов

- Челябинск, 2002 - 250 с.

22. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. ХVШ в. - первая половина ХГХ в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. - М. : Педагогика, 1973. - 608 с.

23. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец Х1Х - начало ХХ в. / под ред. Э.Д. Днепрова [и др.]. - М. : Педагогика, 1991. - 448 с. - ISBN 5-7155-0323-х.

24. Паначин, Ф.Г. Педагогическое образование в России: (Историко-педагогические очерки) / Ф.Г. Паначин. - М. : Педагогика, 1979. - 216 с.

25. Райский, П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу / П.Д.Райский.- Оренбург : Оренбург. кн. изд-во. - 2000. - 176 с. -ISBN 5-88788-067-8.

26. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких и др. - М.: Большая Российская энциклопедия,2003. - 528 с. - ISBN 5-7107-7304-2.

27. Россия: Энциклопедический словарь. - Л. : Лениздат, 1991.- 922 с. -ISBN 5-289-01412-8.

28. Сколбелкин, Е.И. Возвращаясь к прошлому / Е. И. Скобелкин, И.В. Шамсутдинов. - Троицк : ТЭМП, 1993. - 168 с.

- КВШ-88355-003-7.

29. Чибилев, А.А. В глубь степей : очерки об естествоиспытателях Оренбургского края / А.А. Чибилев. - Екатеринбург : Наука, 1993.- 240 с. - ISBN 5-02-007350-4.

30. Шевелев, А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы : лекции из истории российской педагогики / А.Н. Шевелев. - СПб. : КАРО, 2003. - 432 с. - (Материалы для специалиста образовательного учреждения). - ISBN 5-89815-216-4.

31. Ялалов, Ф.Г. Становление и развитие национального гимназического образования: дис. докт. пед. наук / Ф.Г. Яла-лов. - Казань, 2001. - 447 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.