Научная статья на тему 'Деятельность земств Оренбургской губернии по решению проблем образования в конце XIX и начале XX века'

Деятельность земств Оренбургской губернии по решению проблем образования в конце XIX и начале XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / ОРГАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ / ELEMENTARY SCHOOL / OUT-OF-SCHOOL EDUCATION / PEDAGOGICAL COURSES / BODIES OF PUBLIC MANAGEMENT OF ORENBURG GUBERNIYA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алёшина Светлана Александровна

Показано, что проблемы образования были одним из направлений деятельности органов общественного управления, конкретных инициатив городских властей Оренбургской губернии в последней четверти XIX - начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF ZEMSTVOS OF ORENBURG GUBERNIYA FOR SOLUTION OF PROBLEMS OF EDUCATION IN THE END OF THE 19TH AND THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

It is demonstrated that problems of education were one branch of the activities of the bodies of public management, of definite initiatives of the city management of Orenburg guberniya in the last quarter of the 19th the beginning of the 20th centuries.

Текст научной работы на тему «Деятельность земств Оренбургской губернии по решению проблем образования в конце XIX и начале XX века»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 37

C. А. Алешина

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XIX И НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Показано, что проблемы образования были одним из направлений деятельности органов общественного управления, конкретных инициатив городских властей Оренбургской губернии в последней четверти XIX - начале XX в.

Ключевые слова: начальная школа, внешкольное образование, педагогические курсы, органы общественного управления Оренбургской губернии

It is demonstrated that problems of education were one branch of the activities of the bodies ofpublic management, of definite initiatives of the city management of Orenburg guberniya in the last quarter of the 19th - the beginning of the 20th centuries.

Keywords: elementary school, out-of-school education, pedagogical courses, bodies of public management of Orenburg guberniya

Анализ научной литературы и архивной документации позволил приоткрыть некоторые факты из истории образования. В частности, становление и развитие педагогического образования в Оренбургской губернии в последней четверти XIX - начале XX в. было тесно связано с деятельностью органов общественного управления. Так, с конца 1860-х гг. инициативой земств стала организация учительских курсов.

Оренбургское земство было образовано в 1913 г., но педагогические курсы в Оренбургской губернии имеют более давнюю историю - еще в

1874 г. под руководством виднейшего педагога того времени В. И. Водовозова были организованы курсы учителей [1, с. 101].

Занятия проходили при переполненной аудитории по следующему распорядку: с 9 часов утра до 2 часов дня - образцовые и практические уроки в школе. Два вечерних часа отводились на обсуждение этих уроков; после этого читались лекции по общеобразовательным предметам (русской истории, географии, естествознанию, физике, астрономии и т. д.), по истории и теории педагогики. Применялись и такие формы занятий, как экскурсия, публичные лекции, на которые собирались более 200 человек [Там же, с. 100-103].

В конце октября 1913 г. группа гласных Оренбургской городской думы вышла с предложением об устройстве летом 1914 г. для учителей приходских училищ г. Оренбурга краткосрочных педагогических курсов. Дума ассигновала на устройство данных курсов 1500 руб. Губернское земское собрание выделило 2000 руб., Министерство народного просвещения -2000 руб. [13, с. 61].

Курсы основаны в соответствии с правилами

1875 г. Поскольку данные курсы впервые организованы в Оренбургской губернии именно для учителей приходских училищ, в программу было решено вне-

сти и наиболее важнейшие предметы начального обучения, те, которые вызывали в процессе преподавания особые трудности. Это - русский язык, математика и пение.

Устроители курсов так объяснили решение расширить программу курсов: «В министерских программах под русским языком разумеется не только обучение чтению и письму в узком значении этого слова, но и усвоение всех тех сведений, которые обычно даются в книгах для чтения в начальных школах, т. е. сведения из отечественной истории, географии и естествознания; с обучением же чтению теснейшим образом связано объяснительное чтение, обучение выразительному чтению, постановка внеклассного чтения, а с объяснительным чтением, имеющим целью сознательность и самодеятельность учащихся, - рисование и лепка, поэтому в программу были внесены методика объяснительного чтения, преподавания истории, географии, природоведения, рисования и постановка внеклассного чтения» [Там же, с. 61-62].

Глубоко было понимание того, что слушателям курсов необходимы знания и по педагогической психологии: «...для того же, чтобы учащие могли надлежаще оценить ту или другую постановку преподавания каждого предмета, тот или иной прием обучения, -чтобы отдавали себе отчет, почему нужно учить так, а не иначе... необходимо знакомство с положениями психологии вообще и детской в частности и с выводами экспериментальной педагогики» [Там же, с. 62].

Расписание курсов было составлено следующим образом:

1) педагогическая психология -16 ч.;

2) методика арифметики -16 ч.;

3) методика объяснительного чтения и внешкольное чтение - 20 ч.;

4) методика истории - 10 ч.;

5) методика пения - 12 ч.;

169

6) методика географии - 16 ч.;

7) рисование - 15 ч.;

8) выразительное чтение - 8 ч.;

9) мироведение и естествознание - 18 ч.;

10) изготовление простейших приборов и пособий - 6 ч.;

11) лекции по школьной гигиене, туберкулезу и алкоголизму - 8 ч.

В качестве лекторов были приглашены:

- по педагогической психологии - И. В. Эвер-гетов, исполняющий обязанности инспектора коммерческого училища Общества экспериментальной педагогики, лектор высших педагогических курсов этого общества;

- по арифметике - С. И. Шохор-Троцкий, педагог;

- по объяснительному чтению и внеклассному чтению - Е. Е. Соловьев;

- по истории - Г. П. Овчинкин, преподаватель Коммерческого училища Общества ревнителей коммерческого образования и гимназии Гуревича;

- по пению - В. И. Яшнев, преподаватель Петроградского музыкальною института;

- по рисованию - Н. В. Разыграев, преподаватель Мариинской учительской семинарии, Петроградской мужской гимназии и женской гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии;

- по географии - Б. И. Чижев, штатный преподаватель пажеского корпуса;

- по мироведению - Б. Е. Райков, преподаватель психоневрологическою института;

- по школьной гигиене - И. Д. Дегтярев, врач.

Курсы проходили в помещении Оренбургского 1го мужского приходского училища, ежедневно с 8 ч. и продолжались до 2 ч. дня. Для практических занятий при курсах организована образцовая школа, состоявшая из четырех отделений по 16 учащихся в каждом. Учителя - А. Е. Евдюкова, заведующая 4-м женским приходским училищем, и М. И. Егоров, заведующий 12-м мужским приходским училищем. Также организован школьный музей учебных и наглядных пособий, где были собраны учебные пособия из городского центрального музея и приходских училищ.

Курсы посетило 138 слушателей из Оренбурга и уездов губернии, из них 45 учителей и 93 учительницы (12 учителей и 48 учительниц из Оренбурга; 10 учителей и 15 учительниц из Оренбургского уезда; 3 учителя из Орского уезда, 2 учителя из Верхнеуральского уезда; 5 учителей и 15 учительниц из Челябинского уезда; 9 учителей и 2 учительницы из Троицкого уезда. Помимо данного числа преподавателей, сверх установленного были допущены 2 учителя и 5 учительниц из г. Оренбурга, 2 учителя и 4 учительницы из Оренбургского уезда и 4 имеющих звание учительниц) [13, с. 65].

В 1916 г. 15 мая состоялось открытие учительских курсов дошкольного воспитания. На организа-

цию курсов Министерство народного просвещения выделило 5000 руб., департамент земледелия ассигновал 3500 руб. [8, с. 6]. Всего курсы посетило 400 слушателей, из них: 170 земских учителей и учительниц, 70 педагогов от Министерства народного просвещения, 40 от духовного ведомства, 40 от Оренбургского казачьего войска, 25 от правления Ташкентской железной дороги, 20 от общества содействия физическому развитию детей, 40 окончивших женскую гимназию и 50 вольнослушателей. Лекции проводились в здании Епархиального женского училища. Там же было устроено общежитие для учителей, помещающихся в духовном мужском училище.

Деятельность курсов шла по трем направлениям:

- общеобразовательное (225 чел.);

- дошкольное и внешкольное образование и воспитание (200 чел.);

- природоведение и родиноведение (40 чел.)

Слушателям предоставлялась возможность посетить разные группы курсов. Первая группа начала работать 15 мая 1, а 2 и 3 - с 20 мая.

Для проведения лекций были приглашены квалифицированные специалисты: М. М. Рубинштейн -преподаватель Московского университета, Н. П. Звягинцев - сотрудник журнала «Вестник воспитания», А. И. Промер - председатель Общества распространения технических знаний и преподаватель Московской гимназии, Н. С. Филитис и П. В. Чехов - преподаватели женских курсов им. Тихомирова, П. К. Соколов -местный лектор, геолог, О. Д. Насонов - преподаватель первой Оренбургской гимназии, К. Н. Березников - заведующий отделом народного образования губернской земской управы; И. И. Кинсбург - заведующий внешкольным образованием Челябинского уезда [Там же, с. 6].

Что касается системы подготовки работников внешкольного образования, то она сложилась только к 1912 г. Центрами подготовки были Педагогическая академия и Московский городской университет А. Л. Шанявского. Из Оренбургской губернии в университет А. Л. Шанявского ежегодно, начиная с 1915 г., выезжало около десяти человек для прослушивания специальных курсов. На отправку большого числа слушателей земству не хватило средств, однако находились желающие совершить поездку туда за свой счет, с условием погашения затраченных на обучение средств земством в течение года [3, с. 50-51].

Совершенно очевидно, что Оренбургское земство было не в состоянии регулярно посылать в вышеназванное учреждение большое число работников внешкольного образования. Поэтому значительным подспорьем стала организация с 1914 г. летних курсов специально по внешкольному образованию, начало которым положило Уфимское губернское земство [5, с. 100]. Летние курсы составляли основу методической подготовки для внешкольных

170

учреждений Оренбургской губернии. Их организацией также занималось Оренбургское губернское земство [12, с. 26]. К примеру, на организацию губернским земством летом 1917 г. курсов для работников внешкольного образования была израсходована 31 639 руб. 71 коп. [2, с. 676].

Несмотря на нехватку преподавательских кадров, оренбургские земцы старались не понижать планку квалификации «внешкольников». На одном из заседаний Оренбургской губернской земской управы деятели земства выдвинули перед работниками культурнопросветительных учреждений губернии ряд серьезных требований. Земцы отмечали: «Для работы в библиотеке, для устройства вечерних занятий со взрослым населением, чтений со световыми картинами, для организации спектаклей, хора, научных экскурсий и других занятий со взрослым населением требуются кадры подготовленных людей. Учитель взрослых должен быть развитым и хорошо подготовленным человеком, а для этого нужна солидная подготовка, нужно специальное учреждение» [Там же, с. 198].

На II совещании но народному образованию при Оренбургской губернской земской управе в 1915 г. по вопросу о подготовке кадров внешкольников были вынесены следующие постановления:

«1. Признать неотложным ежегодные командировки в Университет Шанявского для слушания курсов по внешкольному образованию лиц, состоящих на службе Оренбургского земства...

2. Открыть выдачу беспроцентных ссуд лицам, желающим прослушать курсы в Университете Ша-нявского за свой счет, с погашением ссуды не далее как в 12 месяцев равными частями.

3. Признать неотложным в течение ближайших лет ежегодное устройство двухнедельных курсов по внешкольному образованию с командировкой на них всех работников по внешкольному образованию с участием учащего персонала.

4. Признать крайне необходимым устройство курсов по внешкольному образованию летом 1916 г.».

Наиболее тяжелое положение с обеспеченностью квалифицированными кадрами складывалось при организации занятий с нерусским населением губернии.

Занимаясь разрешением проблемы национального образования, неизменно земство поднимало вопрос о подготовке педагогических кадров для обучения нерусского населения. В начале своей деятельности Оренбургское земство разработало и разослало всем муллам и всем мусульманским приходам опросный лист, состоящий из 25 вопросов. «Из ответов мулл получился довольно верный материал, ясно открывающий картину положения начального образования среди инородцев. Картина получилась далеко не радостная» [6, с. 2]. Эти ответы дали представление о том, что начальное образование находилось в весьма плачевном состоянии. Хотя в каждой деревне имелось

мектебе, но дело воспитания и обучения было поставлено в них плохо. В газете «Оренбургское земское дело» так описывалось состоянии этих школ: «Во всех мектебах преподавание ведется по-старому; нет даже определенного времени начала и конца занятий, учащими являются муллы этих же деревень, люди мало сведущие в делах педагогики. Помещения малы, нет необходимого воздуха и света. Многие мектебы носят конфессиональный характер, отсутствуют предметы общеобразовательные» [7, с. 2].

В связи с этим первоочередной задачей земства стала разработка различных программ для развития так называемого инородческого образования. Особый акцент делался на подготовку учительских кадров. Было решено:

- ходатайствовать перед Министерством народного просвещения о необходимости открытия в г. Оренбурге двух татарских учительских семинарий (мужской и женской);

- начать подготовку учительского персонала и др.

Оренбургское земство учредило при отделе народного образования должность заведующего мероприятиями по образованию нерусских народов края. На эту должность Управа пригласила в 1914 г. И. М. Бикчентеева, которому было поручено разработать план деятельности по просвещению, нерусского населения Оренбургской губернии [2, л. 525].

Представителями инородческого отдела регулярно проводилась методическая работа с учителями, обучающими нерусское население. В 1915 г. в деревне Кабановой для учителей были прочитаны лекции по естествознанию и внешкольному образованию, здесь же была устроена выставка учебных пособий и учебников [Там же]. В Оренбурге 20 мая 1917 г. губернское и уездные земства организовали открытие мето-дико-педагогических курсов для учителей мусульманского вероисповедания. Курсы длились два месяца, число слушателей составило около 250 человек. Помимо командируемых уездными земствами и городскими учреждениями Оренбургской губернии на курсы приехало около 80 педагогов из других городов России. О высоком уровне преподавания свидетельствовал тот факт, что во главе курсов стояла заведующая земской гимназией в Казани С. Шакулова. В качестве педагогов были приглашены специалисты, среди которых выпускник Сорбонны, а также ученый из Петроградского медицинского института [9, с. 5].

Заведующий мероприятиями по образованию инородцев со своими сотрудниками в целях методического руководства и обмена опытом регулярно выезжал в командировки как по губернии, так и за ее пределы. В конце 1915 г. И. М. Бикчентеев совершил поездку по губернии с целью проверки просветительных учреждений, работающих для представителей нерусских этносов; в апреле 1916 г. он посетил Москву для приглашения лекторов на летние курсы в Оренбург [4, с. 3].

171

По внешкольному образованию губернское земство признало, что постановка дела внешкольного образования в местностях с инородческим населением должна быть приспособлена к его нуждам и особенностям. В связи с этим оренбургское земство наряду с прочими рекомендациями определяло:

- в качестве лекторов на курсы и чтения приглашать лиц, знающих местные языки;

- заведывание учреждениями внешкольного образования поручать лицам, знающим местные языки, и по возможности из инородческого населения [2, л. 523].

Особую роль в повышении культурного уровня учительства в начале XX в. играли образовательные экскурсии. Идея организации образовательных экс-

курсий для учителей возникла в 90-х гг. XIX в. и была широко поддержана различными просветительными обществами. Летом 1916 г. для учителей начальных школ, библиотекарей и «внешкольников» Оренбургской губернии была устроена экскурсия по маршруту Оренбург - Кинель - Уфа - Челябинск -Екатеринбург - Пермь - Нижний Новгород - Казань - Самара - Оренбург. В течение этой поездки экскурсанты посетили музеи, школы, библиотеки, театры, а также разнообразные фабричные и промышленные заведения [10, с. 8; 11, с. 5].

Таким образом, земство Оренбургской губернии вносило большой вклад в дело подготовки и повышения квалификации учителей, внешкольных работников, учителей инородческих школ.

1. Вежлев, А. М. Первые учительские курсы в России / А. М. Вежлев // Нар. образование. - 1962. - № 2. - С. 101-110.

2. ГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 106. Л. 523-676.

3. Доклады по народному образованию. Оренбургское губернское земское собрание. 3-я очередная сессия. - Оренбург: Типолит. Бреслина, 1916. - 264 с.

4. Доклады управы, журналы комиссии по народному образованию и журналы собрания. IV очередная сессия Оренбургского губернского земского собрания. - Оренбург: Электротип. Тургайского обл. правления, 1917. - 223 с.

5. Медынский, Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования: в 2 т. Т. 2. Отдельные виды содействия внешкольному образованию / Е. Н. Медынский. - М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. - Т. 2. - 167 с.

6. Оренбургские городские известия. - 1914. - № 6-7. - С. 61-62.

7. Оренбургское земское дело. - 1916. - № 12-13.

8. Оренбургское земское дело. - 1916. - № 18.

9. Оренбургское земское дело. - 1916. - № 10.

10. Оренбургское земское дело. - 1917. - 21 мая (3 июня).

11. Оренбургское земское дело. - 1917. - № 4 (17), авг.

12. Оренбургское слово. - 1916.

Сдано 10.05.2012

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.