Научная статья на тему 'Решение проблемы повышения квалификации педагогов земствами Оренбургской губернии (1913 -1917 гг. )'

Решение проблемы повышения квалификации педагогов земствами Оренбургской губернии (1913 -1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / ОРГАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ / ELEMENTARY SCHOOL / SCHOOL EDUCATION / TEACHER TRAINING COURSES / BODIES OF PUBLIC ADMINISTRATION IN ORENBURG PROVINCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешина С. А.

В статье показано, что проблема повышения квалификации педагогических кадров была одним из направлений деятельности органов общественного управления, дан анализ конкретных инициатив городских властей Оренбургской губернии в последней четверти XIX-начале XX вв. в решении этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDRESSING THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS ZEMSTVOS ORENBURG PROVINCE (1913-1917 GG.)

The article shows that the problem of training of teachers was one of the activities of public administration, an analysis of the specific initiatives of the city authorities Orenburg province in the last quarter of XIX-early XX centuries in solving this problem.

Текст научной работы на тему «Решение проблемы повышения квалификации педагогов земствами Оренбургской губернии (1913 -1917 гг. )»

3) интеграция, как феномен, содержание которого раскрывается через понятия «связь», «система», является не простым объединением частей в целое, а системой, которая порождает не только количественные, но и качественные изменения, следовательно, она обладает развивающим эффектом, т.е. создает условия для формирования (развития) профессиональной компетентности;

4) как показывает анализ научных источников, интегративный подход представляет собой исследовательское средство, требующее целостного рассмотрения фактов, при котором отдельные совокупности рассматриваются не в дисперсном состоянии, а как сложное единство частей, и позволяет системно подойти к выбору объектов интеграции, рассматривая модель образования, реализуемого образовательным учреждением, как совокупность объективных и субъективных факторов (объективные факторы - цели и условия, особенности содержания, особенности деятельности педагогов, особенности деятельности студентов; субъективные факторы - формы, методы, средства, процесс) [9];

Библиографический список

5) интегративный подход позволяет отслеживать сформи-рованность у студентов конкретных профессиональных компетенций, выражаемых в умениях использовать содержание предмета деятельности, технологий усвоения, решать внутридисцип-линарные и междисциплинарные профессиональные задачи.

Таким образом, интегративный подход определяет теоретико-методологическую стратегию развития деятельности обучающихся и может быть применен в исследовании в качестве методологического подхода к формированию профессиональной компетентности обучаемых.

Итак, представленные в исследовании теоретико-методологические подходы (деятельностный, компетентностный, интегративный), могут являться ведущими методологическими основаниями в нашем исследовании, т.к. позволяют решать задачи теоретико-методологического, профильно-ориентированного, практико-ориентированного направления и, образуя в совокупности единый методологический комплекс, позволяют разработать технологию формирования профессиональной компетентности специалистов лесного хозяйства в ссузе.

1. Дуранов, М.Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация. - М., 2009.

2. Сагатовский, В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода // Деятельность: теории, методология, проблемы. - М., 1990.

3. Серкова, Г.Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений: оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности: практикоориентированная моногр. и метод. пособие. - Челябинск, 2003.

4. Белич, В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. - Челябинск, 1991.

5. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4.

6. Зимняя, И.А. Интегративный подход к оценке единой социально-про-фессиональной компетентности выпускников вузов / И.А. Зимняя, Е.В. Земцова // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5.

7. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем / сост. Н.О. Яковлева. - Челябинск, 2008.

8. Молчанов, В.А. Интеграция процессов управления наукой с производством: дис. ... канд. эконом. наук. - М., 1986.

9. Бабанский, Ю.К. Избр. пед. труды. - М., 1989.

Bibliography

1. Duranov, M.E. Pedagogicheskiyj process i pedagogicheskaya deyateljnostj: problemih, issledovanie i organizaciya. - M., 2009.

2. Sagatovskiyj, V.N. Kategorialjnihyj kontekst deyateljnostnogo podkhoda // Deyateljnostj: teorii, metodologiya, problemih. - M., 1990.

3. Serkova, G.G. Samostoyateljnaya rabota uchathikhsya obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj: optimizacionnihyj podkhod k razvitiyu samostoyateljnoyj deyateljnosti: praktikoorientirovannaya monogr. i metod. posobie. - Chelyabinsk, 2003.

4. Belich, V.V. Atributivnihyj analiz pedagogicheskoyj deyateljnosti. - Chelyabinsk, 1991.

5. Zeer, Eh.F. Kompetentnostnihyj podkhod k modernizacii professionaljnogo obrazovaniya // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2005. - № 4.

6. Zimnyaya, I.A. Integrativnihyj podkhod k ocenke edinoyj socialjno-pro-fessionaljnoyj kompetentnosti vihpusknikov vuzov / I.A. Zimnyaya, E.V. Zemcova // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2008. - № 5.

7. Pedagogicheskoe proektirovanie innovacionnihkh obrazovateljnihkh sistem / sost. N.O. Yakovleva. - Chelyabinsk, 2008.

8. Molchanov, V.A. Integraciya processov upravleniya naukoyj s proizvodstvom: dis. ... kand. ehkonom. nauk. - M., 1986.

9. Babanskiyj, Yu.K. Izbr. ped. trudih. - M., 1989.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 37.018.46

S.A. Aleshina ADDRESSING THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS ZEMSTVOS ORENBURG PROVINCE (1913-1917 GG.). The article shows that the problem of training of teachers was one of the activities of public administration, an analysis of the specific initiatives of the city authorities Orenburg province in the last quarter of XIX-early XX centuries in solving this problem.

Key words: elementary school, school education, teacher training courses, bodies of public administration in Orenburg province.

С.А. Алешина, канд. пед. наук, доц., ректор Оренбургского гос. педагогического университета (ОГПУ), г. Оренбург, E-mail: ps-gold@yandex.ru

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ЗЕМСТВАМИ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ (1913 -1917 ГГ.)

В статье показано, что проблема повышения квалификации педагогических кадров была одним из направлений деятельности органов общественного управления, дан анализ конкретных инициатив городских властей Оренбургской губернии в последней четверти Х1Х-начале XX вв. в решении этой проблемы.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогов, начальная школа, внешкольное образование, педагогические курсы, органы общественного управления Оренбургской губернии.

Становление и развитие педагогического образования в Оренбургской губернии в последней четверти XIX - начале XX вв. было тесно связано с деятельностью органов общественного управления. Так, с конца 1860-х гг. инициативой земств стала организация учительских курсов.

Оренбургское земство было образовано в 1913 г., но педагогические курсы в Оренбургской губернии имеют более давнюю

историю - еще в 1874 г. под руководством виднейшего педагога того времени В.И. Водовозова были организованы курсы учителей [1, с. 101]. Занятия проходили при переполненной аудитории по следующему распорядку: с 9 часов утра до 2 часов дня -образцовые и практические уроки в школе. Два вечерних часа отводились на обсуждение этих уроков; после этого читались лекции по общеобразовательным предметам (русской истории,

географии, естествознанию, физике, астрономии и т.д.), по истории и теории педагогики. Применялись и такие формы занятий, как экскурсия, публичные лекции, на которые собирались более 200 человек [1, с. 100-103].

В 1913 г., в конце октября, группа гласных Оренбургской Городской Думы вышла с предложением об устройстве летом 1914 г. для учителей приходских училищ г. Оренбурга краткосрочных педагогических курсов. Дума ассигновала на устройство данных курсов 1500 руб. Губернское Земское Собрание выделило 2000 руб., Министерство народного просвещения - 2000 руб. [2, с. 61]. Курсы были организованы в соответствии с правилами 1875 г. Так как данные курсы были впервые организованы в Оренбургской губернии, именно для учителей приходских училищ, то в программу курсов было решено внести и наиболее важнейшие предметы начального обучения, те, которые вызывали в процессе преподавания особые трудности. Это - русский язык, математика и пение.

Устроители курсов так объяснили решение расширить программу курсов: «В министерских программах под русским языком разумеется не только обучение чтению и письму в узком значении этого слова, но и усвоение всех тех сведений, которые обычно даются в книгах для чтения в начальных школах, т.е. сведения из отечественной истории, географии и естествознания; с обучением же чтению теснейшим образом связано объяснительное чтение, обучение выразительному чтению, постановка внеклассного чтения, а с объяснительным чтением, имеющим целью сознательность и самодеятельность учащихся, - рисование и лепка, поэтому в программу были внесены методика объяснительного чтения, преподавания истории, географии, природоведения, рисования и постановка внеклассного чтения» [2, с. 61- 62].

Глубоко было понимание того, что слушателям курсов необходимы знания и по педагогической психологии - «... для того же, чтобы учащие могли надлежаще оценить ту или другую постановку преподавания каждого предмета, тот или иной прием обучения, - чтобы отдавали себе отчет, почему нужно учить так, а не иначе, ... необходимо знакомство с положениями психологии вообще и детской в частности и с выводами экспериментальной педагогики» [2, с. 62].

Расписание курсов было составлено следующим образом:

1) «Педагогическая психология» - 16 ч.;

2) «Методика арифметики» - 16 ч.;

3) «Методика объяснительного чтения и внешкольное чте-ние№ - 20 ч.;

4) «Методика истории» - 10 ч.;

5) «Методика пения» - 12 ч.;

6) «Методика географии» - 16 ч.;

7) «Рисование» - 15 ч.;

8) «Выразительное чтение» - 8 ч.;

9) «Мироведение и естествознание» - 18 ч.;

10) «Изготовление простейших приборов и пособий» - 6 ч.;

11) «Лекции по школьной гигиене, туберкулезу и алкоголизму» - 8 ч.

В качестве лекторов были приглашены:

- по педагогической психологии - И.В. Эвергетов, исполняющий обязанности инспектора коммерческого училища Общества экспериментальной педагогики, лектор высших педагогических курсов этого общества;

- по арифметике - С.И. Шохор-Троцкий, педагог;

- по объяснительному чтению и внеклассному чтению -Е.Е. Соловьев;

- по истории - Г.П. Овчинкин, преподаватель Коммерческого училища Общества ревнителей коммерческого образования и гимназии Гуревича;

- по пению - В.И. Яшнев, преподаватель Петроградского музыкального института;

- по рисованию - Е.В. Разыграев, преподаватель Мариинской учительской семинарии, Петроградской мужской гимназии и женской гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии;

- по географии - Б.И. Чижев, штатный преподаватель пажеского корпуса;

- по мироведению - Б.Е. Райков, преподаватель психоневрологического института;

- по школьной гигиене - И.Д. Дегтярев, врач.

Курсы проходили в помещении Оренбургского 1-го мужского приходского училища. Занятия проходили ежедневно с 8 ч. и продолжались до 2 ч. дня.

Для практических занятий при курсах была организована образцовая школа, состоявшая из четырех отделений по 16 учащихся в каждом отделении. Учителя - А.Е. Евдюкова, заведующая 4-м женским приходским училищем и М.И. Егоров, заведующий 12-м мужским приходским училищем.

При курсах был организован школьный музей учебных и наглядных пособий, где были собраны учебные пособия из городского центрального музея и приходских училищ.

Курсы посетило 138 слушателей из г. Оренбурга и уездов губернии, из них 45 учителей и 93 учительницы (12 учителей и 48 учительниц из Оренбурга; 10 учителей и 15 учительниц из Оренбургского уезда; 3 учителя из Орского уезда, 2 учителя из -Верхнеуральского уезда; 5 учителей и 15 учительниц из Челябинского уезда; 9 учителей и 2 учительницы из Троицкого уезда. Помимо данного числа учителей, сверх установленного были допущены 2 учителя и 5 учительниц из г. Оренбурга, 2 учителя и 4 учительницы из Оренбургского уезда и 4 имеющих звание учительниц) [2, с. 65].

В 1916 г. 15 мая состоялось открытие учительских курсов дошкольного воспитания. На организацию курсов Министерство народного просвещения выделило 5000 рублей, 3500 рублей ассигновал департамент земледелия [3, с. 6]. Всего курсы посетило 400 слушателей, из них: 170 земских учителей и учительниц, 70 педагогов от министерства народного просвещения, 40 от духовного ведомства, 40 от Оренбургского казачьего войска, 25 от правления Ташкентской железной дороги, 20 - от общества содействия физическому развитию детей, 40-окончивших женскую гимназию и 50 вольнослушателей. Лекции проводились в здании Епархиального женского училища. Там же было устроено общежитие для учителей, помещающихся в духовном мужском училище.

Деятельность курсов шла по трем направлениям:

- общеобразовательное (225 чел.);

- дошкольное и внешкольное образование и воспитание (200 чел);

- природоведение и родиноведение (40 чел.)

Слушателям предоставлялся возможность посетить разные

группы курсов. 15 мая начала работать 1 группа, а 2 и 3 группа с 20 мая.

Для проведения лекций были приглашены квалифицированные специалисты: М.М. Рубинштейн - преподаватель Московского университета, Н.П. Звягинцев - сотрудник журнала «Вестник воспитания», А.И. Пропер - председатель Общества распространения технических знаний и преподаватель Московской гимназии, Н.С. Филитис и Н.В. Чехов - преподавателя женских курсов им. Тихомирова, Н.К. Соколов - местный лектор - геолог, О.Д. Насонов - преподаватель первой Оренбургской гимназии, К.Н. Березников - заведующий отделом народного образования губернской земской управы; И.И. Кинсбург - заведующий внешкольным образованием Челябинского уезда [3, с. 6].

Что касается системы подготовки работников внешкольного образования, то она сложилась только к 1912 г. Центрами подготовки были Педагогическая академия и Московский городской университет А.Л. Шанявского. Из Оренбургской губернии в университет А.Л. Шанявского ежегодно, начиная с 1915 г., выезжало около десяти человек для прослушивания специальных курсов. На отправку большого числа слушателей земству не хватило средств, однако находились желающие совершить поездку туда за свой счет, с условием погашения затраченных на обучение средств земством в течение года [4, с. 50-51].

Совершенно очевидно, что Оренбургское земство было не в состоянии регулярно посылать в вышеназванное учреждение большое число работников внешкольного образования. Поэтому значительным подспорьем стала организация с 1914 г. летних курсов специально по внешкольному образованию, начало которым положило Уфимское губернское земство [5, с. 100]. Летние курсы составляли основу методической подготовки для внешкольных учреждений Оренбургской губернии. Их организацией также занималось Оренбургское губернское земство [6, с. 26]. К примеру, на организацию губернским земством летом 1917 г. курсов для работников внешкольного образования было израсходовано 31.639 руб. 71 коп. [7, с. 676].

Несмотря на нехватку преподавательских кадров, оренбургские земцы старались не понижать планку квалификации «внешкольников». На одном из заседаний Оренбургской губернской земской управы деятели земства выдвинули перед работниками культурно-просветительных учреждений губернии ряд серьезных требований. Земцы отмечали: «Для работы в библиотеке, для устройства вечерних занятий со взрослым населением, чтений со световыми картинами, для организации спектаклей, хора, научных экскурсий и других занятий со взрослым населением требуются кадры подготовленных людей. Учитель взрослых должен быть развитым и хорошо подготовленным человеком, а для этого нужна солидная подготовка, нужно специальное учреждение» [7, с. 198].

На II совещании по народному образованию при Оренбургской губернской земской управе в 1915 г. по вопросу о подготовке кадров внешкольников были вынесены следующие постановления:

«1. Признать неотложным ежегодные командировки в Университет Шанявского для слушания курсов по внешкольному образованию лиц, состоящих на службе Оренбургского земства...

Открыть выдачу беспроцентных ссуд лицам, желающим прослушать курсы в Университете Шанявского за свой счет, с погашением ссуды не далее как в 12 месяцев равными частями.

Признать неотложным в течение ближайших лет ежегодного устройства двух-недельных курсов по внешкольному образованию с командировкой на них всех работников по внешкольному образованию с участием учащего персонала.

Признать крайне необходимым устройство курсов по внешкольному образованию летом 1916 г.».

Наиболее тяжелое положение с обеспеченностью квалифицированными кадрами складывалось при организации занятий с нерусским населением губернии.

Занимаясь разрешением проблемы национального образования, неизменно земство поднимало вопрос о подготовке педагогических кадров для обучения нерусского населения. В начале своей деятельности Оренбургское земство разработало и разослало всех муллам и всем мусульманским приходам опросный лист, состоящий из 25 вопросов. «Из ответов мулл получился довольно верный материал, ясно открывающий картину положения начального образования среди инородцев. Картина получилась далеко не радостная» [8, с. 2]. Эти ответы дали представление о том, что начальное образование находи лось в весьма плачевном состоянии. Хотя в каждой деревне имелось мектебе, но дело воспитания и обучения было поставлено в них плохо. В газете «Оренбургское земское дело» так описывалось состоянии этих школ: «Во всех мектебах преподавание ведется по-старому; нет даже определенного времени начала и конца занятий, учащими являются муллы этих же деревень, люди мало сведущие в делах педагогики. Помещения малы, нет необходимого воздуха и света. Многие мектебы носят конфессиональный характер, отсутствуют предметы общеобразовательные» [9, с. 2].

В связи с этим первоочередной задачей земства стала разработка различных программ для развития т.н. « инородческого» образования. Особый акцент делался на подготовку учительских кадров. Было решено:

- ходатайствовать перед министерством народного просвещения о необходимости открытия в г. Оренбурге двух татарских учительских семинарий (мужской и женской);

- начать подготовку учительского персонала; и др.

Оренбургское земство учредило при отделе народного образования должность заведующего мероприятиями по образованию нерусских народов края. На эту должность Управа пригласила в 1914 г. И. М. Бикчентеева, которому было поручено

Библиографический список

разработать план деятельности по просвещению нерусского населения Оренбургской губернии [7, с. 525].

Представителями «инородческого отдела» регулярно проводилась методическая работа с учителями, обучающими нерусское население. В 1915 г. в деревне Кабановой для учителей были прочитаны лекции по естествознанию я по внешкольному образованию, здесь же была устроена выставка учебных пособий и учебников [7, с. 525]. 20 мая 1917 г. губернское и уездные земства организовали в г. Оренбурге открытие методико-педа-гогических курсов для учителей мусульманского вероисповедания. Курсы длились два месяца, число слушателей составило около 250 человек. Помимо командируемых уездными земствами и городскими учреждениями Оренбургской губернии на курсы приехало около 80 педагогов из других городов России. О высоком уровне преподавания на курсах свидетельствовал тот факт, что во главе их стояла заведующая земской гимназией в Казани С. Шакулова. В качестве педагогов были приглашены специалисты, среди которых выпускник Сорбонны, а также ученый из Петроградского медицинского института [10, с. 5].

Заведующий мероприятиями по образованию «инородцев» со своими сотрудниками в целях методического руководства и обмена опытом регулярно выезжал в командировки как по губернии, так и в другие города. В конце 1915 г. И. М. Бикчентеев совершил поездку по губернии с целью проверки просветительных учреждений, работающих для представителей нерусских этносов; в апреле 1916 г. он выезжал в Москву для приглашения лекторов на летние курсы в Оренбург [11, с. 3].

По внешкольному образованию губернское земство признало, что постановка дела внешкольного образования в местностях с инородческим населением должна быть приспособлена к его нуждам и особенностям. В связи с этим оренбургское земство наряду с прочими рекомендациями, определяло:

- в качестве лекторов на курсы и чтения приглашать лиц, знающих местные языки;

- заведыван6ие учреждениями внешкольного образования поручать лицам, знающим местные языки, и по возможности, из среди инородческого населения [7, с. 523].

Особую роль в повышении культурного уровня учительства в начале XX века играли образовательные экскурсии. Идея организации образовательных экскурсий для учителей возникла в 90-х годах XIX века и была широко поддержана различными просветительными обществами. Летом 1916 г. для учителей начальных школ, библиотекарей и «внешкольников» Оренбургской губернии была устроена экскурсия по маршруту Оренбург

— Кинель — Уфа — Челябинск — Екатеринбург — Пермь — Нижний Новгород — Казань — Самара — Оренбург. В течение этой поездки экскурсанты посетили музеи, школы, библиотеки, театры, а также разнообразные фабричные и промышленные заведения [12].

Таким образом, земство Оренбургской губернии вносило большой вклад в дело подготовки и повышение квалификации учителей, внешкольных работников, учителей «инородческих школ».

1. Вежлев, А.М. Первые учительские курсы в России // Народное образование. - 1962. - № 2.

2. Оренбургские городские известия. - 1914. - № 6-7.

3. Оренбургское земское дело. - 1916. - № 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Доклады по народному образованию. Оренбургское Губернское Земское Собрание. 3-я очередная сессия. - Оренбург, 1916.

5. Медынский, Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. Отдельные виды содействия внешкольному образованию. - М.; Пг., 1923. - Т. 2.

6. Учительский вестник. - Оренбург. - 1916. - № 1.

7. ГАОО. Ф.43. Оп.1. Д. 106. л. 523 - 676.

8. Оренбургское земское дело. - 1916. - № 10.

9. Оренбургское земское дело. - 1916. - № 12-13.

10. Оренбургское земское дело. - 1917. - 21 мая (3 июня); 4 (17) авг.

11. Доклады управы, журналы Комиссии по народному образованию и журналы соб-ра-ния. IV -я очередная сессия Оренбургского губернского земского собрания. - Оренбург: Электротип. Тургайского обл. правления, 1917.

12. Оренбургское слово. - 1916.

Bibliography

1. Vezhlev, A.M. Pervihe uchiteljskie kursih v Rossii // Narodnoe obrazovanie. - 1962. - № 2.

2. Orenburgskie gorodskie izvestiya. - 1914. - № 6-7.

3. Orenburgskoe zemskoe delo. - 1916. - № 18.

4. Dokladih po narodnomu obrazovaniyu. Orenburgskoe Gubernskoe Zemskoe Sobranie. 3-ya ocherednaya sessiya. - Orenburg, 1916.

5. Medihnskiyj, E.N. Ehnciklopediya vneshkoljnogo obrazovaniya. Otdeljnihe vidih sodeyjstviya vneshkoljnomu obrazovaniyu. - M.; Pg., 1923. - T. 2.

6. Uchiteljskiyj vestnik. - Orenburg. - 1916. - № 1.

7. GAOO. F.43. Op.1. D. 106. l. 523 - 676.

8. Orenburgskoe zemskoe delo. - 1916. - № 10.

9. Orenburgskoe zemskoe delo. - 1916. - № 12-13.

10. Orenburgskoe zemskoe delo. - 1917. - 21 maya (3 iyunya); 4 (17) avg.

11. Dokladih upravih, zhurnalih Komissii po narodnomu obrazovaniyu i zhurnalih sob-ra-niya. IV -ya ocherednaya sessiya Orenburgskogo gubernskogo zemskogo sobraniya. - Orenburg: Ehlektrotip. Turgayjskogo obl. pravleniya, 1917.

12. Orenburgskoe slovo. - 1916.

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 37.036

Tagiltseva N.G. DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF CHILDREN IS IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL AND SCHOOL MUSICAL EDUCATION. The article highlights principles of development of creative activity of children of preschool and junior school age on the lessons of music and musical employments in kindergarten: continuity, integrative, polyartistry. Expands the relationship of these principles, their content.

Key words: creative activity, musical education, principles, continuity, integrative, polyartistry.

Н.Г. Тагильцева, д-р пед. наук, проф. Уральского гос. педагогического университета, г. Екатеринбург, Е-mail: music52n@bk.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются принципы развития творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста на уроках музыки и музыкальных занятиях в детском саду: преемственности, интеграции и полихудожественности. Раскрывается взаимосвязь этих принципов и их содержание.

Ключевые слова: творческая активность, музыкальное образование, принципы, преемственность, интеграция, полихудожественность.

Вопросы преемственности воспитания и образования дошкольников и младших школьников на каждом этапе развития системы отечественного образования чрезвычайно актуальны. Преемственность является основным постулатом образования и воспитания подрастающего поколения, когда ценности культуры наследуются разными поколениями. В настоящее время исследователями, учителями-практиками предлагаются различные пути их решения. Не является исключением и проблема преемственности между школьным и дошкольным образованием. Сегодня авторами рассматривается не только соответствие содержания образования, но и адекватность требований к уровню образованности дошкольников и младших школьников, отраженных в Федеральных государственных требованиях для дошкольных образовательных учреждений (далее ФГТ) и Государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) начального общего образования.

В данной статье раскрываются принципы развития творческой активности детей, которые послужили основой для создания единой программы развития творческой активности детей в детском саду № 586 «Остров детства» и средней общеобразовательной школе № 32 г. Екатеринбурга с углубленным изучением отдельных предметов (одним из таких предметов явилась музыка). Диагностические данные, полученные в ходе замера критериев развитости творческой активности, как дошкольников, так и младших школьников, позволили сделать вывод о ее успешности.

Акцентирование внимания на такой феномен, как «творческая активность» обусловлено необходимостью творческого развития ребенка с дошкольного возраста, когда, по мнению психологов, у него начинает формироваться новый тип деятельности - творческий (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская и др.). В младшем школьном возрасте творческость ребенка в случае эффективного и комфортного обучения и воспитания динамично развивается, выступая стимулом для проявления инициативности, стремления к познанию неизвестного, любознательности. Сформированная творческая активность дошкольника и младшего школьника является залогом успешного обучения детей в старших классах школы и в стенах профессионального учебного заведения.

В ФГОС начального общего образования, в ФГТ к дошкольному образованию особо подчеркивается необходимость развития разных видов активности детей. Интегративные качества личности ребенка-дошкольника, универсальные учебные действия школьников не могут быть сформированы без активности со стороны обучающихся или воспитуемых. «Именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности» [1, с. 10].

В связи с необходимостью развития творческой активности дошкольников и младших школьников возникает проблема поиска универсального средства для осуществления данного процесса на практике с учетом особенностей детей. Среди множества имеющихся средств выделяется такое, которое доступно как дошкольнику, так и младшему школьнику - это искусство. Его сообразность доказана исследованиями ученых психологического института РАО, которые установили, что способность создавать художественные образы и воспринимать произведения искусства представляет одну из общечеловеческих или родовых способностей. Не каждый человек, имея такую родовую способность, становится поэтом, художником или музыкантом, но впоследствии он проявляет ее в любом виде деятельности (А.А. Мелик-Пашаев).

Одним из видов искусства, используемых в образовательном процессе дошкольников и младших школьников, является музыка. В процессе реализации музыкальной деятельности происходит развитие креативных качеств личности ребенка, связанных с созданием (исполнением, сочинением) и воссозданием (восприятием) художественного образа, в котором воплощается новый взгляд на определенную вещь, переживание реального, жизненного события, отраженного ребенком в художественном продукте, а композитором - в музыкальном произведении.

Для определения направлений деятельности детского сада и школы по развитию творческой активности детей в процессе музыкального образования были выбраны определенные, связанные между собою принципы: преемственность, интеграция и полихудожествненость.

В педагогической науке принцип преемственности реализуется во многих направлениях, в том числе и в направлении установления единых методологических оснований для процесса обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях. Опираясь на современные идеи музыкального образования детей (О.П. Радынова, Г.П. Сергеева, Л.В. Школяр и др.), таким методологическим основанием, единым для музыкального образования дошкольников и младших школьников, стало признание доминантным видом деятельности «восприятие искусства». Известно, что Д.Б. Кабалевский восприятие считал основой музыкального воспитания детей в целом, которое, как считал этот автор, является средством развития музыкальной культуры ребенка. Восприятие является главным моментом в исполнении детьми музыки - пении, пластическом интонировании, ритмическом воплощении сочиненного ребенком музыкального материала. Ребенку, никогда не видевшему поющего или играющего исполнителя, трудно будет освоить эти виды музыкальной деятельности уже потому, что основой обучения дошкольников и младших школьников является, по мнению психологов, подражание. Восприятие-слушание, восприятие-размышление, восприятие-исполнение является тем универсальным видом музыкальной деятельности, который способствует формированию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.