Научная статья на тему 'Инородческие учебные заведения по подготовке учителей в Оренбургской губернии во второй половине Х1Х - начале ХХ в'

Инородческие учебные заведения по подготовке учителей в Оренбургской губернии во второй половине Х1Х - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
179
162
Поделиться
Ключевые слова
ИНОРОДЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Полухина Валентина Ивановна

Во второй половине Х1Х начале ХХ в. в Оренбургской губернии наблюдалось увеличении числа инородческих образовательных учреждений по подготовке учителей для начальных инородческих школ. В статье рассматриваются основные характеристики инородческих образовательных учреждений Оренбургской губернии и виды подготовки в них учительских кадров.

Inorodchesky (non-Russian) teachers training institutions in the Orenburg province in the second half of the 19th-- beginning of the 20th century

At the second half of the 19th and the beginning of the 20th centuries one could see the increase in the number of inorodcheskiy (non Russian) educational institutions that trained primary school teachers. The article deals with the main characteristics of inorodcheskiy educational institutions in Orenburg province and also speaks about the different ways of teachers staff training there.

Текст научной работы на тему «Инородческие учебные заведения по подготовке учителей в Оренбургской губернии во второй половине Х1Х - начале ХХ в»

РАЗДЕЛ VII

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК 371

В. И. Полухина, V. I. Polukhina.

Cтарший преподаватель кафедры МиТМ Орского гуманитарно- технологического института, mtf@ogti.orsk.ru, Орск

Senior teacher of the Orsk Humanitarian and Technological Institute, mtf@ogti.orsk.ru <mailto:mtf@ogti.orsk.ru>, Orsk

ИНОРОДЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Во второй половине XIX - начале ХХ вв. на территории Оренбургской губернии, кроме русских, проживали люди других национальностей (инородцы). Преобладающими среди них были казахи (киргизы), татары, башкиры, что определяло потребность в создании инородческих образовательных учреждений, в том числе по подготовке учителей.

В период с 1870 по 1915 гг. в Оренбургской губернии на основании положений российского правительства («О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» (1870), « О татарских учительских школах» (1872), «О киргизской учительской школе» (1880) были созданы образовательные учреждения: Оренбургская татарская учительская школа (1877); Троицкое двухклассное русско-татарское училище (1877), Троицкое медресе «Мухаммадия» (1880), Троицкое медресе «Галия» (1880), Орская киргизская (казахская) учительская школа (1883), Троицкое медресе «Расу-лия» (1886), Оренбургское медресе «Хусаиния» (1889), Оренбургская киргизская (казахская) учительская школа (1889), Троицкая татарская школа «Сююмбика» (1909), Троицкая частная (женская) школа Г. Яушевой «Дарельмогаллимат» (1910), Серменевское двухклассное русско-башкирское училище (1911), Троицкая частная (женская) мусульманская учительская семинария (1915), Троицкая частная (мужская) мусульманская учительская семинария (1915), которые прямо или косвенно были связаны с подготовкой педагогических кадров для инородческих школ.

Правила «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» (1870), способствовали учреждению на территории Оренбургской губернии ряда образовательных учреждений, с прямым отношением к подготовке учителей для инородцев (татар, башкир, казахов, и др.), среди которых Оренбургская татарская учительская школа, Оренбургская киргизская (казахская) учительская школа, Троицкая частная (женская) школа Г. Яушевой «Дарельмогаллимат», Троицкая частная (женская) мусульманская учительская семинария (1915), Троицкая частная (мужская) мусульманская учительская семинария (1915). Перечисленные образовательные учреждения были непривилегированными учебными заведениями, в которых в основном обучались дети крестьянского и городского сословия.

В учительских школах срок обучения был установлен в четыре года, воспитанники получали профессиональную подготовку на уровне учительских семинарий и институтов. Учебный план учительских школ не предполагал углубленного изучения общеобразовательных дисциплин (история, география, естествознание), а главное внимание в учительской школе уделялось полному «овладению воспитанниками русским языком в разговоре и письме» [1, с. 133].

Родной язык учащихся в мусульманских учительских школах не изучался, а все предметы, кроме магометанского вероучения (изучалось на арабском или киргизском языках), велись на русском языке.

Выпускники мусульманских учительских школ получали право на педагогическую деятельность в инородческих начальных училищах, а выпускники учительских семинарий обладали правом продолжить обучение в учительском институте.

Первым образовательным учреждением по подготовке учителей для обучения инородцев стала Оренбургская татарская учительская школа (Оренбургско-Уфимская татарская учительская школа), возникшая в 1877 г. в результате перевода в г. Оренбург Уфимской татарской учительской школы, открытой в 1872 г. в г. Уфе на основании «Положения о татарских учительских школах» (1872) [2].

Оренбургская татарская учительская школа была государственным министерства народного просвещения педагогическим средним с четырехгодичным сроком обучения бесплатным бессословным образовательным учреждением , для юношей с 16 лет из татарских семей. В составе школы с начала ее открытия значилось такое подразделение, как начальное татарское училище, где учащиеся школы закрепляли теоретические педагогические знания на практике. Кроме этого, в 1878 г., через год после открытия данной школы, были организованы педагогические курсы по переподготовке учителей инородческих начальных школ.

Финансирование Оренбургской татарской учительской школы осуществлялось за счет государственной казны, а группа учащихся («своекоштные пансионеры»), оплачивали свое обучение по причине того, что были приняты в школу сверх контрольной цифры приема [3, с. 12; 4]. Содержание учебных планов было ориентировано на усвоение учащимися как общих (русский язык, арифметика, география, геометрия, естественная история, чистописание, рисование, черчение, магометанское вероучение и др.), так и педагогических знаний (основы педагогики, методики преподавания арифметики и русского языка).

При данном педагогическом учебном заведении с момента его возникновения было открыто начальное училище, которое выполняло две функции. Одна из них заключалась в закреплении теоретических знаний будущих учителей в умениях педагогической деятельности при проведении «пробных уроков», а другая - в подготовке учащихся к поступлению в учительскую школу [3, с. 3-6; 4]. Так, ежедневно по два ученика четвертого класса татарской учительской школы посещали начальное училище при ней, практиковались в педагогической деятельности, а также знакомились с методической литературой и дидактическими материалами. Пробные уроки проводились строго в соответствии с расписанием и обязательно оценивались учителями-предметниками, надзирателями, сокурсниками, а также руководителями школы на заседаниях педагогического совета или вне его [5]. В татарской учительской школе могли обучаться дети родители которых были «магометанцами» и принадлежали к любому из сословий (дворяне, разночинцы, сельское сословие, городское сословие, военное сословие) (табл. 1) [3, с. 5; 6].

Таблица 1

Сословный состав учащиеся Оренбургской учительской татарской школы с подразделением (начальное татарское училище)

Виды учебных заведений Годы Количество учащихся по сословиям

Общее число учащихся (чел.) Дворяне Разночин- цы Городское сословие Военное сословие Сельское сословие Прочие

1 Оренбургская татарская учительская школа (головное учреждение) 1877 г. 44 4 40

1878 г. 44 4 40

1879 г. 39 5 34

1880 г. 42 11 5 25 1

1881 г. 37 12 3 1 1 19 1

2 Начальное татарское училище (подразделение) 1877 г. 10 10

1878 г. 10 2 8

1879 г. 10 10

1880 г. 10 5 1 1 3

1881 г. 12 5 1 1 5

Ежегодно в мае воспитанники школы сдавали итоговые экзамены специальной комиссии, состоящей из учителей и инспектора учительской татарской школы. Выпускные экзамены проходили в присутствии членов педагогического совета школы, а также инспектора татарских башкирских и киргизских школ

В. В. Катаринского, который ежегодно назначался председателем выпускной экзаменационной комиссии. Учащиеся сдавали экзамены по русскому и арифметике в устной и письменной формах, а также проводили «пробные уроки» по этим предметам [3, с. 8]. В данном учебном заведении количество выпускников было малочисленным: в 1878 г. - 7 чел.; в 1879 г. - 5 чел.; в 1880 г. - 9 чел.; в 1881 г. -

4 чел. Всего за 18 лет существования школы было подготовлено 88 специалистов, получивших звание учителя инородческих начальных училищ [3, с. 8; 8. с. 36-43]. Выпускники школы обязаны были отработать 6 лет в образовательном учреждении министерства народного просвещения , что являлось одной из мер обеспечения стабильности педагогических кадров на местах [3, с. 8].

Как указывалось выше, при Оренбургской татарской учительской школе для учителей начальных инородческих школ с 1878 г. были организованы педагогические курсы по переподготовке учителей. Ежегодно для обучения слушателей курсов (в среднем количестве 20 чел.) выделялись средства из государственной казны (до 100 руб.), а также выплачивалась денежная компенсация в размере 50 руб. каждому слушателю. Руководителями курсов назначались опытные учителя школы, которые разрабатывали учебные программы, утверждаемые попечителем Оренбургского учебного округа. Слушателями курсов были учителя начальных инородческих училищ, многие из которых являлись выпускниками Оренбургской татарской учительской школы. Содержание программ курсов было ориентировано на усвоение новых знаний в области педагогического образова-

ния, а также на совершенствование навыков подготовки и проведения уроков по русскому языку и арифметике. Необходимо отметить, что каждый слушатель при поступлении на курсы был обязан представить письменный отчет с анализом собственной педагогической деятельности, а затем по окончании курсов, провести пробный урок [9]. Деятельность педагогических курсов контролировались инспектором инородческих школ, директором народных училищ Оренбургской губернии и попечителем Оренбургского учебного округа. О значении данных курсов писала газета «Оренбургский листок» (№ 38 от 18.09.1883 г.): «.. .несомненно, эти курсы имеют особенно важное значение для наших татарских и башкирских учителей, заброшенных судьбою в разные захолустья, живущих среди татар и башкир и лишенных возможности общения с русским народом, в связи с чем учителя русского языка ввиду отсутствия практики, могли разучиться говорить на нем. поэтому основной целью проведения курсов является поддержание в татарских учителях знания русского языка, .ознакомление их с современными приемами начального образования».

Однако в 1890 г. Оренбургская татарская учительская школа из-за недостаточного числа учащихся была закрыта. Воспитанники данной школы были переведены в другие образовательные учреждения: в Казанскую учительскую школу и Красноуфимскую низшую сельскохозяйственную школу [10]. Здание и все имущество учительской татарской школы были переданы в Оренбургскую киргизскую (казахскую) школу, переведенную в 1890 г. из г. Орска. Как отмечается в документах Оренбургского государственного архива, в ходатайстве попечителя Оренбургского учебного округа , направленном в министерство народного просвещения с целью закрытия Оренбургской татарской учительской школы, значилось, что школа «... не оправдала , как показал опыт 16-летнего ее существования , возлагавшихся на нее надежд способствовать распространению между татарами-мусуль-манами образования в русском духе и сблизить их с русской народностью» [10].

Другим инородческим педагогическим образовательным учреждением по подготовке будущих учителей стала открытая в 1883 г. Орская киргизская (казахская) учительская школа. Данная школа являлась государственным средним министерства народного просвещения четырехгодичным мужским бесплатным для киргизских (казахских) детей всех свободных сословий образовательным учреждением закрытого типа с подразделением- начальным русско-киргизским училищем [7, с. 3].

Согласно утвержденному «Положению о киргизской учительской школе» (1880) воспитанники данной школы обучались по программам татарских учительских школ, а также с учетом правил для русских учительских семинарий, поскольку администрация киргизской (казахской) учительской школы дополнительно должна была руководствоваться «Положением о татарских учительских школах» (1872) и «Инструкцией для русских учительских семинарий МНП».

«Надзирателями» школы могли стать лица, окончившие полный курс в высшем или среднем общеобразовательном учреждении, а учителями -рекомендованные инспектором школы и утвержденные попечителем Оренбургского учебного округа «способные киргизы» со средним и высшим педагогическим образованием и знанием русского языка [11, с. 63]. Открытое при Орской киргизской (казахской) учительской школе начальное училище (1883) выполняло две функции: являлось практической базой в обучении будущих учителей и готовило к поступлению в данную учительскую школу в условиях неофициального приготовительного

класса, в который принимались юноши с начальным образованием [4]. Содержалась учительская школа за счет государственной казны и платы за обучение учащихся из Тургайской области. В 1889 г. Орская киргизская (казахская) учительская школа в связи с недостатком учебных помещений и ряда пожаров была переведена в г. Оренбург и стала именоваться Оренбургской киргизской (казахской) учительской школой, продолжая функционировать в соответствии с вышеупомянутыми правительственными положениями [10, с. 31].

Однако с 1892 г. в данной школе произошли изменения. Среди них:

- в 1892/93 учебном году по разрешению министерства народного просвещения, в связи с ходатайством попечителя Оренбургского учебного округа , в учительской школе обучались не только киргизские мальчики, но и русские;

- в учебный план образовательных учреждений (для православных) были введены Закон Божий и церковное пение [12].

Ежегодно число учащихся в учительской школе возрастало: в 1889 г. обучаемых было 47 чел., в 1895 г. - 45 чел., в 1897 г. - 75 чел., в 1904 г. - 82 чел., в 1911 г. - 79 чел. [13].

Однако число учащихся киргизской (казахской) национальности в данном учреждении заметно сокращалось. Так, в 1896 г. численность киргизов, обучавшихся в Оренбургской русско-киргизской учительской школе, составляла 30 чел. (66,7% от общего числа в 45 чел.), в 1913 г. - 20чел. (31% от общего числа в 70 чел.).

Среди инородческих образовательных учреждений ХХ в. с прямым отношением к подготовке учителей, кроме вышеупомянутых учительских школ, действовали три учебных заведения , расположенных в г. Троицке, которые стали первыми частными педагогическими учреждениями и функционировали до 1917 г. Среди них Троицкая частная (женская) школа Г. Яушевой «Дарельмогаллимат» (1910); Троицкая частная женская мусульманская учительская семинария (1915); Троицкая частная мужская мусульманская учительская семинария (1915).

Троицкая частная (женская) школа «Дарельмогаллимат» была открыта Г. Яушевой на личные средства. Задача данной школы заключалась в подготовке учительниц для начальных мусульманских (татарских) школ. Женская школа являлась частным министерства народного просвещения средним шестигодичным закрытого типа образовательным учреждением для детей мусульман (7-8 лет) всех сословий. Содержалась школа за счет собственницы Г. Яушевой и платы учащихся за обучение. О роли данной школы в развитии женского образования в Оренбургской губернии в одном из дореволюционных номеров журнала «Сююм-бика» (издававшегося на татарском языке) писали : «Пока Казань и Уфа говорили о необходимости таких школ и собирались открыть их, в городе Троицке уже начали обучать девушек и выпускать высокообразованных учителей.» [14, с. 91].

В 1915 г. в г. Троицке были открыты две учительские семинарии по подготовке учителей и учительниц для инородческих начальных школ (Троицкая частная мужская мусульманская учительская семинария, Троицкая частная женская мусульманская учительская семинария). Учительские семинарии являлись частными министерства народного просвещения средними педагогическими пятигодичными платными образовательными учреждениями, с подразделениями: приготовительными классами. Содержались данные образовательные учреждения за счет общественных организаций, платы за обучение и собственников. Собственни-

ком мужской учительской семинарии являлся М. Максютов, женской учительской семинарии - Г. Яушева [15, с. 407].

Кроме рассмотренных выше инородческих педагогических образовательных учреждений, имевших прямое отношение к обеспечению губернии учителями, имели место инородческие общеобразовательные учреждения, в которых как прямо, так и косвенно осуществлялась педагогическая подготовка учащихся. К таковым относились светские (русско-татарское училище, русско-башкирское училище, русско-татарская школа) и религиозные (медресе). Среди них: Троицкое русско-татарское училище (1877); Троицкая русско-татарская школа (1902), медресе «Мухаммадия» (1880), медресе «Галия» (1880), медресе «Расулия» (1886). Сер-меневское русско-башкирское училище (1911?). Данные учебные заведения функционировали до конца до октября 1917 г. и финансировались за счет меценатов и мусульманских общин. Так, в документах государственного архива Оренбургской области отмечается: «... в Оренбургской губернии особенно содействуют распространению грамотности среди магометан в Оренбургском уезде братья Хусаи-новы, в Орском - Рамеевы, в Троицке - Яушевы...» [16]. В число образовательных учреждений, в которых использовалось сочетание видов косвенной и прямой подготовки будущих учителей, входили Оренбургское медресе «Хусаиния» (1884) и Серменевское русско-башкирское училище (1911). Нужно отметить, что медресе это - тип мусульманского учебного заведения, где преподавание осуществлялось в форме уроков, бесед, диспутов и предполагалось изучение Корана и других богословских книг. Обучение, как правило, делилось на 4 ступени: начальная (ибтидадия), средняя (рушдия), выше средней (игдадия) и высшая (галия). Таким образом, выпускники медресе могли получить как среднее, так и высшее богословское образование [14, с. 76].

В 1889 г. в Оренбурге на средства купца А. Г. Хусаинова было открыто среднее мусульманское учебное заведение (медресе), которое с 1894 г. было переименовано в медресе «Хусаиния». Данное учебное заведение являлось частным министерства внутренних дел общеобразовательным мужским религиозным платным закрытым образовательным учреждением для детей из татарских семей всех сословий с такими подразделениями: начальная школа (мектебе), русский класс (педагогический класс) [17]. Основной целью медресе являлась подготовка служителей культа, но с 1894 г. была поставлена еще одна цель - на базе религиозного образования готовить будущих учителей русско-татарских начальных школ, в условиях открытого третьего класса (русского класса), именуемого отделением (подразделением) «Рушдия». Другое подразделение при медресе «Хусаиния» начальная школа - выполняло две функции: подготовка к поступлению в медресе и проведение педагогической практики будущих учителей. Учебное заведение являлось новометодным, по двум причинам: введение классно-урочной системы и звуковой методики преподавания, а также включение в учебный план «светских» дисциплин, кроме религиозных [18, с. 38]. Обучение осуществлялось на трех языках: арабском, татарском и русском, при этом на арабском языке изучались восемь религиозных предметов, остальные 19 (татарский и русский языки, математика, география, история, естествознание, а также педагогика, частные методики и др.) преподавались на русском и татарском языках. На январь 1894 г. число учащихся составляло 130 чел., а педагогов - 18 человек,

5 их них окончили Казанскую татарскую учительскую школу, остальные 13 чел. - медресе в разных городах России [18, с. 28]. По уставу медресе Попечи-

тельский совет имел право направлять двух учеников, окончивших отделение «Рушдия», для продолжения обучения в Казанскую татарскую учительскую школу. Направленные в учительскую школу учащиеся получали стипендии из средств медресе с условием обязательной четырехгодичной отработки в ней (медресе) должности учителя. Следует отметить, что до 1894 г. в течение 5 лет медресе «Хусаиния» являлось образовательным учреждением, которое косвенно было задействовано в подготовке педагогических кадров, поскольку его выпускники по окончании двух классов могли работать учителями начального звена после получения педагогического образования в условиях экстерната. С 1894 г. данное учреждение наряду с косвенным , приобрело прямое отношение к подготовке педагогических кадров в связи с открытием русского класса (третий год обучения), соответствующего условиям обучения в педагогическом классе.

Другим инородческим образовательным учреждением, связанным как с прямой, так и с косвенной подготовкой учительских кадров, являлось Серме-невское русско-башкирское училище, открытое в 1911 г. в деревне Серменево Верхнеуральского уезда, как инородческое сельское двухклассное русско-башкирское училище с двухгодичными педагогическими курсами [19]. Такие курсы относились к разряду педагогических образовательных учреждений, созданных при общеобразовательных учреждений. Подробных сведений об общей и педагогической подготовке учащихся в этом образовательном учреждении в архивных документах и печатных источниках не обнаружено.

Среди инородческих образовательных учреждений конца Х1Х - начала ХХ вв., связанных только с косвенной подготовкой учительского состава, имели место следующие: Троицкое русско-татарское училище (1877), Троицкая русско-татарская школа (1902), медресе «Мухаммадия» (1880), медресе «Галия» (1880), медресе «Расулия» (1886). Необходимо отметить, что выпускники перечисленных учебных заведений имели право определяться на педагогическую деятельность после сдачи специальных экзаменов на «аттестат учителя».

Троицкое русско-татарское училище и Троицкая русско-татарская школа являлись государственными министерства народного просвещения инородческими общеобразовательными светскими начального уровня с трехгодичным сроком обучения мужскими платными образовательными учреждениями для татарских детей с 7-8 лет всех свободных сословий. Ученический и педагогический состав училища и школы были малочисленными: ежегодно число учащихся в среднем составляло 30 чел., а педагогов - 2-3 чел. [20; 21]. Учащиеся изучали такие дисциплины: основы ислама, русский язык, литература, арифметика, история, география и др. Содержалось учебное заведение за счет средств государственного казначейства, городской дотации и платы за обучение. Данные образовательные учреждения после октября 1917 г. были закрыты [14, с. 84].

Среди мусульманских образовательных учреждений с косвенной подготовкой учительского состава можно назвать три троицких женских медресе: «Мухам-мадия», «Г алия», «Расулия», открытых в разное время и ликвидированных после октября 1917 г. Медресе являлись общеобразовательными религиозными женскими неполными средними платными закрытого типа учебными заведениями для мусульманских детей (7-8 лет) всех сословий. Срок обучения в них составлял 7 лет, в числе воспитанниц были девочки не только из г. Троицка, но и других городов России. Образовательный уровень педагогического коллективов медресе был высоким, так как большинство учителей получили образование за грани-

цей. После 1905 г. в медресе были введены классно-урочная система обучения и светские предметы: история, естествоведение, география, математика (с разделами геометрии), древняя литература, чистописание, рисование, музыка и др. Выпускницы данных образовательных учреждений имели право сдачи экзаменов на «аттестат» учителя в условиях педагогического экстерната.

Проведенное исследование позволяет заключить, что на территории Оренбургской губернии во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. среди инородческих учебных заведений, занятых в подготовке учительских кадров, были как государственные, так и частные мужские и женские учебные заведения. Среди них: светские и религиозные разного образовательного уровня образовательные учреждения с прямой и косвенной подготовкой учителей для начальных инородческих школ дооктябрьской Оренбургской губернии.

Библиографический список

1. Фархшатов, М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90-е годы XIX века [Текст] / М. Н. Фархшатов. - Л.: Наука, 1994.

2. ГАОО.Ф.264.Оп. 1.Д.27. Л.10.

3. ГАОО.Ф.264.Оп. 1.Д.55.

4. РГИА.Ф.233.Оп.203.Д.1329 (микрофильмы).

5. ГАОО.Ф.264.Оп.1.Д.77;Д. 88 ЛЛ. 13-15.

6. ГАОО.Ф.264.Оп.1. Д.49.Л.2;Д.65.Л.4.; Д.38.Л.3.

7. ЦГИА РБ.Ф.И-110.Оп.1.Д.929.л.3.

8. Злобин, Ю. П. Учительские институты и семинарии в Оренбургской губернии во второй половине Х1Х - начале XX века [Текст] / Ю. П. Злобин // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. - 1999. - № 1 (11).

9. ГАОО.Ф.264.Оп.1.Д.66.Л.Л.1-7.

10. ГАОО.Ф. 264.Оп.1.Д.132.

11. Алекторов, А. Е. Очерк народного образования в Тургайской области: летопись 1744-1898 гг. [Текст] / А. Е. Алекторов. - Оренбург, 1900.

12. Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1895 г. -

С. 76.

13. ГАОО. Ф. 164. Оп.1. Д.219. Л.20.

14. Абубакирова, М. Т. Историю оставить народу своему [Текст] / М. Т. Абубакирова, И. В. Шамсутдинов, Р. В. Хасанжанова. - Троицк: Типография им. Сыромолотова, 2002.

15. Вестник ОУО. - Уфа. - 1915. -№ 6, 7.

16. ГАОО.Ф.Ю. Оп. 2 Д.114.Л.36.

17. ГАОО.Ф.213.Оп.1.Д.63.Л.4.

18. ГАОО.Ф. 10. Оп. 1 Д. 201/а.

19. Памятные книжки по ОУО за 1911-1915 гг.

20. ГАОО.Ф.73.Оп.1.Д.144.Л.24.

21. РГИА.Ф.733.Оп.203.Д.1328(микрофильмы).

22. Лубашов, В. А. Вопросы реформирования российского образования в материалах общепедагогической дискуссии конца 50-х годов XIX в. [Текст] / В. А. Лубашов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 228-235.