Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ПОДРОСТОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Александра Павловна, Тимохина Татьяна Васильевна

Целью данной статьи является изучение процесса формирования системы ценностей подростков в образовательных организациях. На примере программ воспитания образовательных организация показаны изменения, которые происходят в способах влияния на ценностные ориентации подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина Александра Павловна, Тимохина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE PROCESS OF FORMATION OF THE SYSTEM OF VALUES OF ADOLESCENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The purpose of this article is to study the process of forming a system of values of adolescents in educational organizations. The example of educational programs of educational organizations shows the changes that occur in the ways of influencing the value orientations of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

усилий, мобилизацию внутренних потенциальных возможностей. Это обеспечивает дальнейшее освоение педагогом СПО рефлексивных способов действия и продуктивного самоуправления в области развития профессиональной компетентности.

Выводы. Освоение рефлексивного управления развитием профессиональной компетентности педагога СПО является еще одним условием развития его профессиональной компетентности [61. В основу развития профессиональных компетенций входит совершенствование личностных способностей педагогов. Важнейшим показателем, позволяющим определить уровень готовности педагогического работника к дальнейшему саморазвитию и готовности к развитию профессиональных компетенций, является степень активности педагога. Деятельность педагога определяется его целями, установками, мотивами поведения, которые должен четко знать и понимать сам педагог. Определив мотивацию деятельности педагогического работника и его саморазвития, можно побудить педагога к действию, способствовать развитию его субъективных характеристик и профессиональных компетенций. Предварительная оценка знаний, умений, опыта деятельности и уровня развития компетенций помогают определить, какое направление дальнейшего профессионального развития следует выбрать педагогу.

Программа развития профессиональных компетенций педагогических работников, создаваемая для каждого педагогического работника в ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум» в соответствии с уровнем образования педагога и личностными потребностями, в своей структуре содержит 3 компонента: организационную часть; содержательную часть; рефлексивную часть. Созданные и реализуемые в техникуме организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций преподавателей в совокупности определяют и развитие профессиональной компетентности педагога СПО, ориентируют на развитие потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, творческом отношении к профессиональной деятельности.

Литература:

1. Правительство России. Национальный проект «Образование» - [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/rugovclassifier/833/events/

2. Двуличанская Н.Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественнонаучного образования // Наука и образование. - 2011. - № 3. - URL: http://technomag.edu.ru/doc/170201.html

3. Иванова Н.Н., Филимонюк Л.А. Современные проблемы организации целостного педагогического процесса образовательной организации среднего профессионального образования // Успехи современной науки. 2016. - № 12. - Т. 2. - С. 113-116.

4. Иванова Н.Н., Филимонюк Л.А. Развитие профессиональных компетенций педагогов системы среднего профессионального образования в современном образовательном пространстве // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74) - С. 280-281.

5. Козлов П.Г., Кабанова И.В., Стоюшко Н.Ю. Рефлексивная компетентность современного педагога как фактор, влияющий на качество образовательного процесса // Современная педагогика. - 2016. - № 1. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5351.

6. Козырева О.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. -2015. - № 8.

7. Ставропольский строительный техникум. Планы и отчеты. - [Электронный ресурс]. - URL: httpsV/ставстройтех.рф (xn--80aejpylecgdd1b.xn--p1ai)

8. Смурова Н.Ф., Филимонюк Л.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 162-164.

9. Хилько А.А., Филимонюк Л.А. Проектирование современных форм профориентационной работы // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 1 (80). - С. 91-93.

10. Яковчук Т.Г. Педагогическая рефлексия: учитель о профессиональном росте // Психология, социология и педагогика. - 2013. - № 4.

11. Rezchikov A., Dolinina O., Kushnikov V., Ivaschenko V., Kachur K., Bogomolov A., Filimonyuk L. The problem of a human factor in aviation transport systems // Indian Journal of Science and Technology. - 2016. -Т. 9. - № 46.

Педагогика

УДК 371.06

директор центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Фомина Александра Павловна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); доктор педагогических наук, профессор Тимохина Татьяна Васильевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЙ ПОДРОСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. Целью данной статьи является изучение процесса формирования системы ценностей подростков в образовательных организациях. На примере программ воспитания образовательных организация показаны изменения, которые происходят в способах влияния на ценностные ориентации подрастающего поколения.

Ключевые слова: воспитание, ценности, подросток, образовательная организация.

Anmtation. The purpose of this article is to study the process of forming a system of values of adolescents in educational organizations. The example of educational programs of educational organizations shows the changes that occur in the ways of influencing the value orientations of the younger generation. Keywords: education, values, teenager, educational organization.

Введение. В рамках данной статьи мы поставили задачу проанализировать процесс формирования ценностей подростков в образовательных организациях общего образования с целью выявления изменений, которые происходят в способах влияния на ценностные основания самосознания и поведения подрастающего поколения. Одна из основных задач, которые решает российское государство - это формирование гражданина, которому предстоит создавать будущее нашей страны. Этот процесс начинается достаточно рано и связан с формированием системы ценностей у подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. Когда идет речь об особенностях личности современного подростка, то в ней в первую очередь выделяются две группы новообразований: те, которые выступают в качестве побудителей его поведения и те, которые составляют исполнительный компонент этого поведения [1].

Побудители поведения - это отношения подростка к различным сторонам действительности, в которую он включен, которое проявляется в форме потребностей, интересов, склонностей. Исполнительный компонент - его способности - те особенности личности, которые являются условиями успешного овладения им новыми видами обучения.

Целостный процесс развития подростка невозможно понять без глубокого и содержательного понимания того, с какими сторонами действительности взаимодействует подросток, и соответственно, какие ценностные ориентации у него формируются. Мы соглашаемся с мнением Д.И. Фельдштейна в том, что одна из важнейших задач - это выделение сензитивных способностей на каждом этапе подросткового возраста. В первую очередь речь идет о сензитивности к развитию ценностных ориентаций. Причем любой «пропущенный» период сензитивного развития приводит к девиантному поведению [2].

В образовании подрастающего поколения важно учитывать такие изменения, которые продиктованы особенностями психического и социального развития подростков. Формирование самосознания, эмоционально-оценочного и ценностного отношения напрямую связаны с когнитивным, конативным и эмотивным компонентами системы ценностей. Во-вторых, особенности деятельности и общения во многом определяют способы и содержание ценностного опыта: преобладание наличного опыта и диспропорции в компонентах ценностной системы диктуют необходимость расширения опыта подростков на основе активизации их субъектной позиции, что выражается в таких признаках как самостоятельность, инициативность и ответственность.

Подростковый возраст традиционно считается одним из наиболее критичных этапов развития личности, что в первую очередь определяется глубокими изменениями в мотивационно-потребностной сфере подростков. Главная задача, которую решает растущий человек - это стать взрослым и физиологически, и социально. Как отмечал Л.С. Выготский, существенная черта пубертатного периода состоит в том, что эпоха полового созревания одновременно является эпохой социального дозревания личности [5]. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессивного настроения). Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-14 лет.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится ориентация на профессиональный выбор личности. Преобладающее общение ориентировано на сверстников, сообщество которых является основным источником удовлетворения актуальных потребностей. Исследователи отмечают, что для подростка авторитет взрослых все еще важен: однако при этом родители являются примером актуальных жизненных ценностей, а педагоги - носителями определенного образца социально значимой деятельности.

Подростковый период - это фаза первичной социализации: все дети этого возраста - учащиеся, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало, чем отличается от детского. Но какой конкретный смысл приобретает этот период относительно формирования системы ценностей (не взирая на определенные трудности) - это вопрос открытый. На наш взгляд, это означает приобретение подростком определенных личностных качеств, а также некоторых социальных принципов, установок, которые соответствуют требованиям общества, позволяют подростку адаптироваться в новой социальной ситуации.

Полагаем, что основу для формирования системы ценностей во многом определяют такие социально наследуемые формы как воспитание в семье и влияние микросоциума. Именно поэтому, на наш взгляд, многие исследователи в основу своей классификации факторов воспитания и ценностных ориентаций подростков положили принцип социальной адаптивности - неадаптивности, что во многом определяется условиями первичной социализации и характером семейного воспитания. С нашей точки зрения, повышенное внимание со стороны микросоциального окружения (родителей, учителей, социальных работников, психологов) является необходимым условием спокойного протекания пубертатного кризиса; поэтому емкость, методическая обеспеченность и корректность делают возможным организацию деятельности по формированию системы ценностей подростков в образовательных организациях.

Непосредственное влияние семьи и ближайшего окружения представляется одним из основных факторов, определяющих формирование ценностных основ личности подростка. Хотелось бы особо остановиться на рисках в процессе формирования ценностных ориентаций подростков на уровне микросоциума и там можно выделить следующие позиции:

1) Склонность к дезадаптации в общении. Исследователи отмечают, что большинство проблем в общении подростков связано именно с явлением дезадаптации [3; 4]. Неблагоприятный опыт ранних социальных взаимодействий приводит к вторичным нарушениям коммуникативных способностей и, как следствие, адаптивных возможностей подростка. В первую очередь мы очерчиваем определенный характерологический «репертуар» индивидуальных форм коммуникативной дезадаптации:

- склонность к постоянному использованию защитных механизмов, слабая сопротивляемость депривационным факторам;

- повышенная сензитивность в интерперсональных отношениях, заниженная неадекватная самооценка, необходимость установления множественных формальных и неформальных контактов;

- эгоцентризм, демонстративность в общении, повышенная внушаемость, сложности в произвольном поведении, неустойчивость эмоций.

2) Склонность к депрессивному настроению. Если учесть мнение Д.И. Фельдштейна [2], что именно в пубертатном периоде начинает проявляться отрицательный эмоциональный фон, а растущая личностная рефлексия и «оперативная самооценка» способствуют усилению критического отношения к себе.

3) Склонность к злоупотреблению психоактивными и наркотическими веществами. Для злоупотребляющих психоактивные и наркотические вещества морально-этические и дисциплинарные факторы уже не служат серьезной преградой для того, чтобы пережить предлагаемые галлюцинации и пр. [6].

4) Склонность к алкоголизму,которая провоцируется такими возрастными особенностями, как транзиторная недифференцированность влечений, стремление почувствовать себя взрослым, популярным в группе сверстников.

5) Склонность к делинквентному поведению. Под делинквентным поведением мы понимаем «цепь проступков, отличающихся от криминала» [6], то есть не наказуемых в соответствии с Уголовным Кодексом РФ.

Таким образом, выявленные особенности системы ценностей подростков - неравномерность формирования ее основных компонентов (преобладание эмотивного над конативным и когнитивным компонентами), деформации ценностных ориентаций под воздействием все увеличивающихся отрицательных факторов - требуют совершенствования работы в условиях образовательных организаций в данном направлении.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [10].

Образовательная деятельность, регламентируемая соответствующими стандартами, ориентирована на обучения и воспитания как целостный процесс, обеспечивающий развития личности обучающегося. Анализ содержания и требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) [11] позволяет в качестве приоритетов воспитательной деятельности выделить следующие позиции:

- формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

- овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

- духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья;

- создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

Указанные позиции актуализируют поиск условий для активизации личностно-значимой деятельности в процессе ценностно-ориентированного воспитания. Основным механизмом реализации указанных приоритетов является системно-деятельностный подход, призванный обеспечить готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Ориентиры ценностного воспитания в стандарте обозначены в контексте патриотического воспитания, освоения ценностей человеческой жизни, семьи, гражданского общества, активного освоения культуры.

Планируемые результаты освоения образовательной программы связаны с такими личностными достижениями как готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Одним из компонентов образовательной программы, реализуемой в условиях общего образования, является программа воспитания и социализации обучающихся. Данная программа строится на основе базовых национальных ценностей российского общества и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны [11].

Таким образом, анализ требований к содержанию образовательной программы и ориентиров в достижении результатов ее освоения позволяет определить исходные положения к созданию условий, обеспечивающих активное освоение ценностей в социально значимой и личностно-ориентированной деятельности обучающихся. Проиллюстрируем насколько новые ориентиры и требования находят свое отражение в программно-методическом обеспечении воспитательной работы и практике формирования системы ценностей подростков в условиях общеобразовательных организаций.

Нами проанализированы программы воспитания и социализации обучающихся, а также сложившаяся практика воспитательной деятельности следующих образовательных организаций:

1. Основная образовательная программа МБОУ Марковская ООШ Петушинского района Владимирской области [7].

2. Основная образовательная программа основного общего образования «Городищенская средняя общеобразовательная школа» Петушинского района Владимирской (с изменениями и дополнениями) [8].

3. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 1 г. Орехово-Зуево [9].

По итогам анализа следует отметить наличие основных структурных элементов программы воспитания и социализации обучающихся и их содержательное наполнение. Это касается целей и задач воспитания и социализации, принципов организации воспитательной деятельности, содержания и направлений работы в указанных программах.

Целевой компонент содержательно связан с такими ценностями, как гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание социальной ответственности и компетентности, воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни также составляют целевой компонент программ воспитания и социализации подростков. Что касается эмоционально-оценочного и мотивационно-ценностного компонентов цели, то они раскрыты в таких ориентирах, как воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры -эстетическое воспитание.

Полагаем, что целевой раздел программ во многом отражает традиционную ориентацию воспитания на формирование базовых терминальных ценностей, что является актуальным для современного поколения подростков. Однако в цели отсутствует акцент на активность и самостоятельность, инициативность и творчество современных подростков, что в современных условиях является актуальной установкой подрастающего поколения. Это, в первую очередь, касается инструментальных ценностей, обеспечивающих самореализацию и творчество подростков.

В этой связи отмечаем, что в представленных для анализа программах не отражено содержание, которое моделируют сами подростки во взаимодействии с взрослыми. Такой подход сказывается отрицательно на сознательности и активности в усвоении социально значимой деятельности, а также на личностном отношении и инициативе современных подростков. Полагаем, что в содержательном плане следует предусмотреть участие подростков в формировании программ социализации на этапах проектирования и разработки технологий, выбора форм и методов формирования системы ценностей подростков.Следует также отметить низкую верификацию результатов воспитания и социализации, которые в первых двух школах представлены в виде планируемых показателей. В то же время отсутствуют пути их достижения, способы оценки результатов и критерии оценивания.

По итогам анализа третьей по списку школы (МОУ СОШ № 1 г.о. Орехово-Зуево Московской области) мы отмечаем не только наличие всех структурных компонентов, но и адекватное наличным затруднениям и возможностям школы их наполнение. В частности, мы отмечаем, что при организации воспитания в школе осуществляется опора на достигнутый уровень воспитанности обучающихся и имеющийся запрос со стороны родительского сообщества. Авторы программы опираются на диагностику существующих затруднений в организации воспитания и сопровождении социализации обучающихся при планировании работы в данных направлениях и принятии управленческих решений. В качестве позитивного опыта следует также отметить учет особенностей социокультурной и педагогической ситуации развития воспитания в школе. Коллектив школы нацелен на поиск, апробацию и использованиев учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности в процессе развития и раскрытия ее индивидуальных особенностей. Достоинством программы воспитания и социализации, реализуемой в МОУ СОШ № 1 является наличие детализированного плана формирования определенных ценностных качеств, таких как патриотизм и гражданственность, социальная ответственность, нравственность, здоровье и безопасность, труд, экология, ценностное отношение к миру прекрасного. Позитивным аспектом воспитательной работы является планирование работы по организации коллектива, развитию школьного самоуправления, организации коллективных дел по базовым разделам программы воспитания и социализации. Авторскими находками можно назвать разработки в области системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.

Полагаем, что представленный анализ в определенной мере позволяет увидеть общие тенденции в формировании системы ценностей подростков в образовании. Это, в первую очередь, недостаточная технологичность процессов воспитания и социализации. Во-вторых, отметим, что без учета внутренней ситуации развития школьной организации, образовательных потребностей и возможностей обучающихся невозможна продуктивная воспитательная деятельность.В-третьих, отсутствие механизмов оценки результатов воспитания и социализации, а также критериев и показателей их оценки, не позволяет получить объективного представления об эффективности формирования системы ценностей обучающихся.

Выводы. Современный образовательный процесс выстраивается в единстве обучения и воспитания личности, что в совокупности характеризует определенный результат развития обучающихся. Сердцевиной данного процесса является целеполагание, соответствующее социальному заказу общества и личностным запросам. В этой связи процесс формирования ценностей подростков с точки зрения цели и установок определяется стратегией развития воспитания в стране, осуществляется с учетом изменений миссии и содержания современного образования, строится с опорой на потребности и возможности молодежи.

Проведенный анализ процесса формирования ценностей подростков в системе общего образования позволил определить ряд его особенностей с точки зрения цели, содержания, технологий и результатов:

- целевой компонент в системе общего образования изменяется с учетом достижений современной науки и опорой на традиционные ценности многонациональной культуры нашей страны;

- содержательный аспект реализуется в единстве социально-психологического, социально-педагогического и социально-коммуникативного компонентов образования и призван гармонизировать профессиональное, культурное и ценностно-нравственное самоопределение подростков в условиях конфликтующих реальностей;

- технологический компонент формирования ценностей подростков в системе общего образования претерпевает изменения в связи в вариативностью подходов, гибкостью форм и сменой установки на организацию социально- и профессионально-ориентированной деятельности подростков;

- результативный компонент ориентирован на формирование гражданственности, социальной резистентности (стойкости) от негативных влияний средств массовой информации, активной социальной позиции обучающихся.

Литература:

1. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности / Б.С. Братусь. - М.: Знание, 1985. - 64 с.

2. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности / Б.С. Братусь // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд. / [сост. Л.В. Куликов]. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.

3. Волобуева Т.Б. Современные образовательные модели. Инновационные образовательные системы: метод. Пособие / Т.Б. Волобуева. - Донецк: Истоки, 2007. - 64 с.

4. Воскобоев А.И. Технологии убеждающего воздействия: особенности применения в практике ученого процесса / А.И. Воскобоев // Северо-кавказский психологический вестник. - № 7/3. - 2009. - С. 5-10

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

6. Демиденко Н.Н. Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы с особенностями характера у подростков [Электронний ресурс] / Н.Н. Демиденко, О.Н. Журавлева // Репозиторий Тверского госуниверситета. - Режим доступу: http://eprints.tversu.ru/622/

7. Программа воспитания и социализации обучающихся // URL:htp://svedenia.markovo.edusite.ru/DswMedia/OOP%205-9.pdf). (дата обращения:03.04.2020).

8. Программа воспитания и социализации обучающихся // URL: https://ozgsch1.edumsko.ru/activity/educational_program(дата обращения:03.04.2020).

9. Программа воспитания и социализации обучающихся // URL: https://ozgsch1.edumsko.ru/activity/educational_program(дата обращения:03.04.2020).

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html] (дата обращения:23.08.2015).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // URL: https://fgos.ru/(дата обращения:19.08.2018).

Педагогика

УДК 371

аспирант Хакимуллина Юлия Равильевна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРЖЬЯ

Аннотация. В статье представлены предпосылки рассмотрения профессионального образования в условиях революционных преобразований страны. Обоснованы концептуальные изменения профессионального образования Оренбуржья в историко-педагогическом аспекте. Приведен ретроспективный анализ профессиональных школ Оренбуржья в послереволюционный период становления общества. Выявлены проблемы становления профессионального образования и направления их разрешения в педагогическом сообществе Оренбургского региона периода 1919-1955 годов.

Ключевые слова: профессиональное образование, история образования, исторический анализ, становление образования.

Annotation. The article presents the prerequisites for considering vocational education in the context of the country's revolutionary transformations. Conceptual changes in vocational education in the Orenburg region are substantiated in the historical and pedagogical aspect. A retrospective analysis of professional schools in the Orenburg region in the post-revolutionary period of the formation of society is presented. The problems of the formation of vocational education and the directions of their solution in the pedagogical community of the Orenburg region during the period of 1919-1955 are revealed.

Keywords: vocational education, history of education, historical analysis, formation of education.

Введение. Понимание истории своего региона, использование эксперементальных знаний предшественников - важнейшее условие развивающего общества. Современной педагогической ценностью исторического опыта является воссоздание целостности исторической картины, а также выявляет обоснованность соотношения и взаимосвязь происходивших историческо-педагогических и образовательно-культурных процессов.

Проанализированные источники свидетельствуют о том, что вопросы высшего профессионального образования Оренбуржья в послереволюционный период практически не освящены и предполагают последующую конкретизацию в «историко-педагогической плоскости» [6].

Цель статьи: провести историографический анализ становления профессионального образования Оренбуржья в послереволюционный период.

Изложение основного материала статьи. Образование Оренбуржья необходимо рассматривать как подсистему образовательной системы России, которая повторяет в процессе развития общие установки и цели всей системы, но тем не менее обладающая индивидуальными, характерными только для нее качествами. Важнейшие события в истории образования формировались под влиянием социально-политических импульсов в жизни Оренбургской области, а также экономических спросов и культуры. В первую очередь это касается формирования и развития начального, среднего и высшего профессионального образования.

Все учебные заведения, которые существовали на Оренбургской земле до 1825 года, предполагали начальное или неполное среднее образование [1].

Революция 1917 года знаменовались глобальными преобразованиями во всех сферах жизни страны, в том числе и в образовании. Реформа в образовании инициирована в 1917 году и продолжена в 1918 году. 16 октября 1918 года были опубликованы декреты Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Республики». Они объявили новые положения и методы учебно-воспитательной деятельности советской школы и сформировали единую систему школьного обучения.

Главной задачей новой школы провозглашалось обеспечение всех слоев населения равным среднем и высшем профессиональным образованием, которое было так необходимо в условиях ускоренной индустриализации страны [2].

Затянувшаяся гражданская война на Оренбургской земле задержала начало реформы в образовании Оренбуржья до осени 1919 года. Именно осенью, 19 октября 1919 года на основе уже существовавшего в Оренбурге учительского института было организовано первое в Оренбуржье высшее учебное заведение Институт народного образования. Студенты могли выбрать один из четырех существовавших факультетов: физико-математический, биологический, словесно-исторический и факультет трудовых процессов. Его ректором стал профессор В.Я. Струминский, в последствие великий известный ученый, доктор педагогических наук. 19 декабря 1919 года для 150 первокурсников начались первые занятия в новом вузе. В 1930 году он был преобразован в Государственный Педагогический Институт. Ему было передано здание Мужской Классической Гимназии на улице Советской. В середине 30 годов учебный процесс вели 30 преподавателей, среди которых было 5 профессоров и 16 доцентов. К 1941 году в институте насчитывалось 14 кафедр. В годы войны институт окончили более 700 человек. После Великой Отечественной войны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.