Научная статья на тему 'Разработка компетентностной модели специалиста, работающего в системе воспитания образовательной организации: вопросы теории и практики'

Разработка компетентностной модели специалиста, работающего в системе воспитания образовательной организации: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ / STRATEGY OF DEVELOPMENT OFUPBRINGING / REQUIREMENTS OF FEDERAL STATE STANDARD OF EDUCATION AND PEDAGOGIC SCIENCES / PROFESSIONAL STANDARD OF SPECIALIST IN FIELD OF UPBRINGING / COMPETENCY MODEL OF SPECIALIST IN FIELD OF UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрябина Ольга Борисовна, Смирнов Владимир Алексеевич

Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической науки и практики разработке компетентностных моделей специалистов, обеспечивающих образовательный и воспитательный процессы в школе и других образовательных учреждениях. На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической литературы, опыта практической деятельности специалистов в области воспитания образовательных организаций, в статье предлагается вариант разработки компетентностной модели специалиста. Данная модель ориентирована на практическую реализацию идей «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», сочетает в себе преемственность требований Федерального государственного образовательного стандарта в области образования и педагогических наук и принятого в 2017 году Профессионального стандарта специалиста в области воспитания. Она также учитывает опыт деятельности специалистов образовательных организаций из двенадцати регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрябина Ольга Борисовна, Смирнов Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of a competency model of a specialist working in the system of upbringing of educational institutions: issues of theory and practice

The article is devoted to the topical problem of modern pedagogic science and practice the development of competency models of professionals providing educational and upbringing processes in schools and other educational institutions. In this direction much has been done by scientists to create a competency model of the modern pedagogue but developing a model of educator for a long time has not been carried out. On the basis of analysis of normative documents, psychological and pedagogic literature, experience of experts in the field of upbringing of educational institutions, the article proposes the option of developing a competency model of a specialist. This model focused on the practical implementation of the ideas of the "strategy of development of upbringing in the Russian Federation till 2025", combines the continuity of requirements of the Federal state educational standard in the field of education and pedagogy and the enacted in Professional standard of a specialist in the field of upbringing. It also takes into account the experience of specialists of educational institutions of the twelve regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Разработка компетентностной модели специалиста, работающего в системе воспитания образовательной организации: вопросы теории и практики»

УДК 371

Скрябина Ольга Борисовна

кандидат педагогических наук, доцент

Смирнов Владимир Алексеевич

доктор социологических наук, доцент Костромской государственный университет, г. Кострома [email protected], [email protected]

РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА, РАБОТАЮЩЕГО В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Статья выполнена в рамках государственного задания 27.4374.2017/НМ

Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогической науки и практики - разработке компе-тентностных моделей специалистов, обеспечивающих образовательный и воспитательный процессы в школе и других образовательных учреждениях. На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической литературы, опыта практической деятельности специалистов в области воспитания образовательных организаций, в статье предлагается вариант разработки компетентностной модели специалиста. Данная модель ориентирована на практическую реализацию идей «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», сочетает в себе преемственность требований Федерального государственного образовательного стандарта в области образования и педагогических наук и принятого в 2017 году Профессионального стандарта специалиста в области воспитания. Она также учитывает опыт деятельности специалистов образовательных организаций из двенадцати регионов России.

Ключевые слова: стратегия развития воспитания, профессиональный стандарт, специалист в области воспитания, компетентностная модель специалиста в области воспитания.

В современной педагогической науке и практике значительное внимание уде -ляется созданию модели современного учителя, в то время, как обоснованию моделей специалистов, выполняющих воспитательные функции в образовательной организации уделяется незаслуженно мало внимания.

Анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых источников по проблеме формирования базовых подходов к разработке компетентностной модели специалиста в области воспитания в образовательной организации позволил зафиксировать несколько аспектов.

Во-первых, уже более 15 лет проблема разработки компетентностных моделей специалистов актуальна для различных сфер профессиональной деятельности. Принципы создания таких моделей заложены в работах В.И. Байденко, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Ю.Г. Татура и других. Несмотря на разницу подходов, ученые сходятся в том, что профессиональная модель специалиста должна состоять как минимум из трех групп компетенций: профессиональных, предметных, социальных.

Во-вторых, в литературе предлагаются разные подходы к разработке компетентностных моделей специалистов. Сторонники системного подхода обращают внимание, что в структуре модели важны не только составные элементы (отдельные компетенции), но и разнообразные связи между ними. Именно связи между компетенциями характеризуют качество деятельности специалиста. Дж. Равен под компетентностью понимает специфические способности, обязательные для качественного осуществления деятельности в какой-либо пред-

метной области. Эти способности состоят из узкоспециализированных знаний, предметных навыков и способов мышления, осознания ответственности за свои действия на основе усвоенных ценностей и установок. А.В. Хуторский исходит из тезиса о том, что компетентностный подход закладывает основы конструирования образовательных стандартов, поэтому для педагогической деятельности чрезвычайно важно выявить отличительные признаки компетенции и компетентности.

В-третьих, компетентностная модель специалиста служит отправной точкой для построения всего процесса подготовки. В основу модели закладывается квалификационная характеристика, в которой фиксируется система требований к специалисту в его педагогической, научной, управленческой и иной деятельности. В ней, описывается основной характер деятельности специалиста, перечисляется, что он должен знать, уметь, какими навыками должен обладать (требования к личности); фиксируется уровень общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.

В-четвертых, анализ сайтов образовательных организаций 12 субъектов Российской Федерации на предмет поиска опыта разработки компетентност-ной модели специалиста, выполняющего воспитательные функции в образовательной организации, указал на их жесткий ориентир на квалификационные требования, отсутствующие попытки разработки целостного представления о воспитательной службе образовательной организации как совокупности компетентностных моделей специалистов.

Вышесказанное подвигло нас провести более глубокий анализ опыта образовательных организаций в этом направлении. Педагоги, ориентиро-

Вестник КГУ Л 2017

© Скрябина О.Б., Смирнов В.А., 2017

18

ванные в школе на реализацию воспитательных функций, из восьми регионов России в интервью и при обмене опытом на специально организованных собраниях, подчеркивали что отсутствие ком-петентностных моделей специалистов в области воспитания становится препятствием на пути развития воспитательных систем школ.

Разрабатывая компетентностную модель специалиста в области воспитания, мы основывались на трех базовых документах.

«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», в которой определяются приоритеты воспитания граждан России, что, соответственно, ориентирует на те профессиональные компетенции, которые будут востребованы у специалистов в области воспитания. В частности, главной задачей определенной в стратегии является формирование поколения, гармонично сочетающего в себе, с одной стороны компетенции для жизни в будущем, а с другой - компетенции, позволяющие сохранять традиции прошлого. Для решения этой задачи предлагается множество механизмов, главным из которых, является кадровый. Особое место в образовательных организациях отводится деятельности воспитательных служб.

Проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) по направлениям подготовки 44.00.00 укрупненной группы направлений подготовки «Образование и педагогические науки» также учитывают необходимость развития воспитательных компетенций педагогов. Наиболее близка по методологии и содержанию профессиональная подготовка и образование специалистов в области воспитания направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование». В стандартах воспитательные компетенции находят отражение в универсальных (УК 1-8), общепрофессиональных (ОПК 3,4,6,7,8) и профессиональных компетенциях педагога.

Универсальные компетенции предполагают развитость у специалиста системного и критического мышления, навыков разработки и реализации проектов, умения работать в команде, в том числе занимать в ней лидерские позиции, коммуникативную компетентность и умение выстраивать межкультурное взаимодействие, стремление к самоорганизации и саморазвитию, осознание ценности здоровья, умение обеспечивать безопасность жизнедеятельности.

Общепрофессиональные компетенции ориентируют специалиста на готовность строить воспитательную деятельность в нормативно-правовом поле государства; умение разрабатывать основные и дополнительные программы воспитания; организовывать совместную и индивидуальную воспитательную деятельность; совместно с педа-

гогическим коллективом строить воспитывающую образовательную среду организации; контролировать и оценивать результаты воспитательной деятельности; владеть психолого-педагогическими технологиями воспитания, формирования мировоззрения и ценностных ориентаций; организовывать взаимодействие с другими участниками образовательных отношений; строить свою деятельность на научных основах.

Наиболее важными из них являются профессиональные компетенции, которые должны соответствовать требованиям профессионального стандарта специалиста в области воспитания.

Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания, утвержденный Министерством труда и социального развития в 2017 году, где сформулированы обобщенные трудовые функции и конкретные трудовые действия, к реализации которых должен быть готов специалист. Он носит обобщенный характер и стандартизирует деятельность социального педагога, старшего вожатого, педагога-организатора, воспитателя, педагога-библиотекаря, тьютора.

К обобщенным трудовым функциям Стандарт относит шесть: социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации, организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации, организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса, воспитательная работа с группой обучающихся, библиотечно-педагогиче-ская деятельность в образовательной организации общего образования, тьюторское сопровождение обучающихся. При этом каждая обобщенная функция предполагает выполнение конкретных трудовых действий. Так, социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации реализуется через планирование, организацию и методическое обеспечение специалистом этого процесса. Деятельность старшего вожатого реализует функции поддержки школьников в создании общественного объединения, сопровождения деятельности этого объединения и развития самоуправления в нем. Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса предполагает компетентности специалиста в области проектирования и реализации программ воспитания, организации деятельности по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности, организационно-методическому обеспечению воспитательной деятельности. Близкие компетенции требуются от специалиста, реализующего воспитательную работу с группой обучающихся. Он планирует, организует и обеспечивает организационно и методически социально и личностно значимую деятельность группы обучающихся.

Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образова-

ния обеспечивается через выполнение специалистом функций по информационно-библиотечному сопровождению учебно-воспитательного процесса, проведению мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры, организационно-методическому обеспечению мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению. Тьюторское сопровождение требует от специалиста готовности к педагогическому сопровождению, особой организации образовательной среды, а также организационно-методическому обеспечению реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов и проектов.

Охарактеризованные трудовые действия по шести обобщенным трудовым функциям не только показывают логику осуществления воспитательного процесса в образовательной организации, но и взаимодополняемость и взаимообуславливае-мость, создающую преемственность в деятельности различных специалистов в области воспитания, целостность самой воспитательной системы школы или другой образовательной организации, обеспечивающую качество воспитательной деятельности в ней.

Таким образом, для разработки компетентност-ной модели специалиста из Стандарта мы можем выделить несколько блоков способностей/готовно-стей специалиста:

- способности, связанные с целеполаганием и планированием не только собственной деятельности, но и деятельности групп обучающихся;

- организационно-управленческие, ориентированные на установление связей, повышающих эффективность воспитательной деятельности не только внутри образовательной организации, но и за ее пределами в региональном воспитательном пространстве;

- методические, определяющие владение специалистом методами и приемами реализации воспитательных целей и задач;

- способность е реализации проектного подхода в организации деятельности;

- готовности к поддержке детских инициатив, развитости умений оказывать такую поддержку с помощью прямых и косвенных педагогических приемов.

Кроме того следует включить в элементы модели некоторые компетенции, связанные воспитательными и мировоззренческими традициями, развитыми в региональных системах образования. А также готовность специалиста к формированию у школьников надпредметных/софт/мета-компе-тенций, важнейшей из которых в воспитании выступает умение детей и подростков целенаправленно действовать в ситуации неопределенности, и нести ответственность за свои действия.

Психолого-педагогические и социально антропологические исследования последних лет об

особенностях отношений поколений X, У, Ъ ориентируют нас на включение в модель специалиста способности диагностировать, анализировать и сопрягать в деятельности особенности мышления, мировоззрения и образа жизни разных поколений.

Отталкиваясь от вышеизложенных позиций, была разработана компетентностная модель специалиста в области воспитания, работающего в образовательной организации (см. табл. 1). Она состоит из 30 компетенций, разделенных на три блока: универсальные компетенции, профессиональные компетенции и специальные компетенции. Универсальные компетенции понимаются нами, как способности специалиста решать широкий круг задач, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. К этой группе отнесены десять компетенций: способность к самоорганизации и саморазвитию; способность к целеполаганию, планированию, организации, анализу и рефлексии собственной деятельности; развитость критического мышления и эмоционального интеллекта; способность работать в команде; готовность выполнять лидерские функции в коллективной деятельности; способность к социально ориентированному творчеству; осознание ценности здоровья; коммуникативные компетенции, умение вести межкультурный диалог; способность обеспечивать безопасность жизнедеятельности детского коллектива.

Круг профессиональных компетенций в модели характеризует готовность специалиста к реализации воспитательных функций, как внутри образовательной организации, так и в региональном воспитательном пространстве. К ним отнесены двенадцать комплексных способностей: строить профессиональную деятельность в нормативном поле государства; разрабатывать основную программу воспитательной работы образовательной организации и дополнительные программы по направлениям воспитательной деятельности; разрабатывать воспитательный компонент образовательной программы; организовывать коллективную творческую деятельность; строить индивидуальные воспитательно-развивающие маршруты обучающихся; строить воспитывающую социокультурную среду образовательной организации; способность к организации сотрудничества с образовательными организациями территории (микрорайона, района, части города, города, региона); знание теории воспитания, владение воспитательными технологиями, готовность применять их в практике; готовность применять на практике знания особенностей психологии детей и подростков; способность адекватно научно-обоснованно анализировать и оценивать ход и результаты профессиональной деятельности; вести исследование, программировать профессиональную деятельность на научных основах.

Таблица 1

Компетентностная модель специалиста, работающего в системе воспитания образовательной организации

Универсальные компетенции Профессиональные компетенции Специальные компетенции

Способность к самоорганизации и саморазвитию Способность строить профессиональную деятельность в нормативном поле государства Способность организовать деятельность временного и постоянного детского и подросткового объединения

Способность к целеполаганию, планированию, организации, анализу и рефлексии собственной деятельности Способность разрабатывать основную программу воспитательной работы образовательной организации и дополнительные программы по направлениям воспитательной деятельности Способность организовать проектную деятельность в детских и подростковых объединениях

Развитость критического мышления и эмоционального интеллекта Способность разрабатывать воспитательный компонент образовательной программы Способность осуществлять социально-педагогическую поддержку обучающихся в процессе социализации

Способность работать в команде Способность организовывать коллективную творческую деятельность Готовность сопровождать деятельность детского и подросткового общественного объединения на всех этапах его развития

Готовность выполнять лидерские функции в коллективной деятельности Способность строить индивидуальные воспитательно-развивающие маршруты обучающихся Способность формировать у обучающихся основы информационной культуры, развивать интерес к чтению

Способность к социально ориентированному творчеству Способность строить воспитывающую социокультурную среду образовательной организации Способность сопровождать движение обучающихся (в том числе одаренных и с ОВЗ) по индивидуальным воспитательно-развивающим маршрутам

Осознание ценности здоровья Способность к организации сотрудничества с образовательными организациями территории (микрорайона, района, части города, города, региона) Способность гибко реагировать на изменения, интегрировать в воспитательной деятельности интересы личности, общества, государства

Коммуникативные компетенции, умение вести межкультурный диалог Знание теории воспитания, владение воспитательными технологиями, готовность применять их в практике.

Способность обеспечивать безопасности жизнедеятельности детского коллектива Готовность применять на практике знания особенностей психологии детей и подростков

Способность адекватно научно-обоснованно анализировать и оценивать ход и результаты профессиональной деятельности

Способность вести исследование, программировать профессиональную деятельность на научных основах

Специальные компетенции позволяют специалисту в области воспитания качественно осуществлять профессиональную деятельность по специфическим направлениям, реализуя на практике приоритетные направления государственной образовательной политики. Эта часть модели является наиболее гибкой, может и должна быть трансформирована под задачи воспитания конкретной образовательной организации. Желательно вносить изменения и дополнения в эту часть не реже, чем один раз в три года. На сегодняшний день к специальным компетенциям отнесены семь компетенций: способность организовать деятельность временного и постоянного детского и подросткового объединения; способность организовать проектную деятельность в детских и подростковых объединениях; способность осуществлять социально-педагогическую поддержку обучающихся в процессе социализации; готовность сопрово-

ждать деятельность детского и подросткового общественного объединения на всех этапах его развития; способность формировать у обучающихся основы информационной культуры, развивать интерес к чтению; способность сопровождать движение обучающихся (в том числе одаренных и с ОВЗ) по индивидуальным воспитательно-развивающим маршрутам; способность гибко реагировать на изменения, интегрировать в воспитательной деятельности интересы личности, общества, государства.

Таким образом, компетентностная модель специалиста в области воспитания представляет собой систему универсальных, профессиональных и специальных компетенций, определяющих готовность специалиста не только к реализации в образовательной организации функций социального педагога, старшего вожатого, педагога-организатора, педагога-библиотекаря, тьютора, но и к выстраиванию системных взаимосвязей между функ-

циями этих должностей, что позволяет добиваться целостности и системности воспитательной деятельности в школе. Компетенции, входящие в модель, соответствуют трем основным требованиям: носят интегрированный характер, соотносятся с ценностно-смысловыми характеристиками личности, имеют практикоориентированную направленность.

Библиографический список

1. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / под общ. ред. И. А. Зимней. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 85 с.

2. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. -М.: ИНЭК, 2007. - 327 с.

3. Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3++) по направлениям подготовки укрупненной группы 44.00.00 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/ fgosvo/133/132/12 (дата обращения: 01.11.2017).

4. Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_199498/ (дата обращения: 21.11.2017)

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение

Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 12.11.2017).

References

1. Zimnyaya I.A. Ierarhichesko-komponentnaya struktura vospitatel'noj deyatel'nosti // Vospitatel'naya deyatel'nost' kak ob"ekt analiza i ocenivaniya / pod obshch. red. I. A. Zimnej. - M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2003. - 85 s.

2. Kompetencii v obrazovanii: opyt proektirovaniya: sb. nauch. tr. / pod red. A.V. Hutorskogo. - M.: INEHK, 2007. - 327 s.

3. Proekty Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov (FGOS 3++) po napravleniyam podgotovki ukrupnennoj gruppy 44.00.00. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/fgosvo/133/132/12 (data obrashcheniya: 01.11.2017).

4. Professional'nyj standarta specialista v oblasti vospitaniya [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_199498/ (data obrashcheniya: 21.11.2017).

5. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 r. № 996-r r. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashcheniya: 12.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.