Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
963
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЦЕННОСТИ / ПРИОБЩЕНИЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Филатова Наталья Николаевна, Гамова Мария Алексеевна

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению проблемы социокультурного развития детей в дошкольном возрасте. Определены основные критерии и механизмы социокультурного развития дошкольников, охарактеризованы его показатели. Подробно авторы останавливаются на изучении педагогических условий эффективного социокультурного развития дошкольников, показывают роль семьи и семейных традиций как важнейшего социального института развития личности. Первостепенная роль в процессе воспитания отводится взрослому (педагогу, родителям) как ведущему фактору социокультурного развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR SUCCESSFUL SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

The article discusses theoretical approaches to the study of the problem of socio-cultural development of children in preschool age. The main criteria and mechanisms of the socio-cultural development of preschoolers have been determined, and its indicators have been characterized. The authors dwell in detail on the study of the pedagogical conditions for the effective socio-cultural development of preschoolers, show the role of the family and family traditions as the most important social institution of personality development. The primary role in this process is assigned to the adult (teacher, parents) as the leading factor in the socio-cultural development of children.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Литература:

1. Болодурин В.С. Образование в Оренбуржье (XVIII-XX веков) / В.С. Болодурин: Мин-во образования и науки Рос. Федерации. Агенство по образованию, ОГПУ. - Оренбург: издательство ОГПУ. -2008. - С. 23

2. Котрихов Н.В., Холмс Л.Е. Теория и практика трудовой школы в России (1917-1932 гг.). -Киров, 1993

3. Волошина Л.А. «Осуществление культурной революции в Образовании в Оренбургской области в 1930 годы XX века // Вестник оренбургского государственного педагогического университета. - 2014. - No 3. - (11). - С. 47-51

4. Народное образование, наука и культура в Оренбургской области: Стат. Сб. Оренбург, 1975, - С. 74

5. Семенов С.В. Политические репрессии в высших учебных заведениях Южного Урала в 30е годы XX века. Вестник Челябинского Государственного Университета. - 2009. - №12 (150). - С. 84-93

6. Земский А.А. О профориентационной работе в Оренбургском крае во второй половине XIX - начале XX веков. Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского Государственного Университета. - 2013. - №1 (224)

7. Рязанов А.А. Исторический Оренбург // Вестник Просвященца. - Оренбург. 1928. - №4. - С. 41-52

8. Пузакова А.Г, Школа и учителя Оренбуржья в годы Великой Отечественной войны. - 2003

9. Оренбургская Государственная медицинская академия / сост. А.А.Стадников, Б.А. Фролов, И.И. Каган. В.П. Твердохлиб. - Оренбург: Южный Урал, 1999. - С. 23

10. Алешина С.А. Становление и развитие системы педагогического и дополнительного образования педагога в Оренбуржье в XVIII - конце XX в. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5.

11. Рындак В.Г., Аллагулов А.М. История педагогики и образования. VI-XIX вв. России: Оренбург. 2016

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Филатова Наталья Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), воспитатель, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 "Кроха" (г. Чкаловск, Нижегородская область); магистрант Гамова Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород),

воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка «Детский сад «Умка» (г. Надым)

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению проблемы социокультурного развития детей в дошкольном возрасте. Определены основные критерии и механизмы социокультурного развития дошкольников, охарактеризованы его показатели. Подробно авторы останавливаются на изучении педагогических условий эффективного социокультурного развития дошкольников, показывают роль семьи и семейных традиций как важнейшего социального института развития личности. Первостепенная роль в процессе воспитания отводится взрослому (педагогу, родителям) как ведущему фактору социокультурного развития детей.

Ключевые слова: дошкольное образование, социокультурное развитие, семейные традиции и ценности, приобщение к социокультурным нормам и правилам, семья.

An^taUm. The article discusses theoretical approaches to the study of the problem of socio-cultural development of children in preschool age. The main criteria and mechanisms of the socio-cultural development of preschoolers have been determined, and its indicators have been characterized. The authors dwell in detail on the study of the pedagogical conditions for the effective socio-cultural development of preschoolers, show the role of the family and family traditions as the most important social institution of personality development. The primary role in this process is assigned to the adult (teacher, parents) as the leading factor in the socio-cultural development of children.

Keywords: preschool education, socio-cultural development, family traditions and values, familiarization with socio-cultural norms and rules, family.

Введение. Базовые основы социокультурного развития детей закладываются, главным образом, в дошкольном возрасте; это наиболее благоприятный и значимый этап социокультурного развития. В этом возрасте ребенок обладает большой впечатлительностью, восприимчивостью и эмоциональностью и поэтому наиболее интенсивно начинает усваивать ценности семьи, общества, в котором живет. Дошкольное детство -уникальный, единственный, самоценный период в жизни человека, который трудно переоценить, так как именно он является базисным фундаментом развития личности. В этот период ещё только начинается знакомство детей с общечеловеческими ценностями, духовно-нравственными ориентирами, правилами поведения в обществе и взаимоотношениями с окружающими людьми. Ребенок обладает богатейшими

возможностями своего развития, так способен легко воспринимать и подчиняться влияниям внешних воздействий.

Согласно основным положениям Федерального государственного образовательного стандарта, одной из ведущих задач дошкольного образования должно стать «приобщение детей к социокультурным нормам и ценностям, традициям семьи и общества», культурным традициям своего народа Ш1.

Изложение основного материала статьи. Социокультурное развитие дошкольников - сложный и длительно протекающий процесс, осваивая который ребенок проходит большой путь от знакомства с социокультурными ценностями до их понимания, осмысления и присвоения. Социокультурные нормы и правила ребенок осваивает во взаимодействии со взрослыми, заинтересованными в его благополучном развитии, при активном их участии в различных видах детской деятельности. В период дошкольного образования ребенок подражает взрослым, сравнивает свои поступки с их действиями и действиями других детей, которые его окружают, тем самым во взаимодействии с ними приобретает социокультурные нормы и ценности. Ребенок активно взаимодействует с окружающей социальной действительностью и приобретает первый социокультурный опыт, участвуя в различных видах деятельности и подражая взрослым.

К проблеме социокультурного развития в дошкольном возрасте обращались многие ученые и пытались сформулировать определение этого значимого для дошкольников процесса (Н.Н. Виноградова, Л.М. Захарова, Ю.В. Пурскалова Ю.В., др.). Социокультурное развитие дошкольника - это процесс вхождения ребенка в культуру, формирование системы ценностей, норм и правил поведения, присущих данному обществу.

Ученые (Н.Н. Виноградова, Л.М. Захарова, Ю.В. Пурскалова, О.В. Федоскина, др.) определили критерии социокультурного развития в дошкольном детстве: 1) информационно-познавательный или когнитивный; 2) эмоционально-ценностный или личностный и 3) деятельностно-коммуникативный или поведенческий [4; 71. Показателями когнитивного критерия социокультурного развития дошкольника являются следующие: ребенок знаком с историей своего народа, понимает значимость семьи для человека, вычленяет ценные характеристики семьи, такие как взаимное уважение, забота о друг друге; видит отличие дружбы от других видов отношений, выделяет качества друга; понимает значимость нравственных качеств. Показатели личностного критерия определяются тем, что дошкольник гордится своей Родиной, проявляет заботу о других людях, у него наблюдается устойчивый интерес к культуре и истории своего народа, эмоциональная отзывчивость, любознательность, сопереживание. Показателями поведенческого критерия считается то, что ребенок демонстрирует уважительное отношение к старшим, соблюдает нравственные нормы и правила, старается оказывать помощь, проявляет сопереживание. По степени выраженности этих критериев педагог сможет определить, насколько успешно проходит процесс социокультурного развития дошкольника, в какой области отмечаются трудности, над чем следует поработать индивидуально.

Одной из ключевых особенностей социокультурного развития дошкольников следует считать то, что этот процесс невозможен без активной роли взрослого, оптимально организованной окружающей среды и участия в различных видах деятельности самого ребенка, в процессе которых он познает окружающий мир, осваивает ценности и нормы поведения, получает накопленный человечеством социальный опыт. Педагог не может ограничить процесс социокультурного развития каким-либо конкретным отрезком времени или местом в образовательном процессе детского сада, поскольку дошкольник не может приобрести социокультурный опыт, овладеть системой ценностей, норм и правил общества в какой-либо одной деятельности или одном мероприятии, - присвоение социокультурного опыта происходит постепенно и непрерывно, как под непосредственным влиянием педагога или родителей, так и в самостоятельной деятельности и поведении, в ходе общения и взаимодействия со сверстниками, окружающей средой. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает оптимальные возможности для эффективного социокультурного развития дошкольников:

1) процесс социокультурного воспитания осуществляется целенаправленно, в соответствии с программными требованиями и задачами и психофизиологическими особенностями возраста воспитанников под руководством компетентных педагогов;

2) дети участвуют в совместной деятельности, взаимодействуют с окружающей средой, находятся в коллективе и поэтому вынуждены поступать в соответствии с принятыми правилами.

Л.С. Васильченко определяет портрет дошкольника, который должен иметь определенный набор личностных качеств, определяющих содержание социокультурного развития в дошкольном детстве. Так, дошкольник, по её мнению, должен уметь кратко представить себя, знать свою родословную и семейные традиции, иметь представление о культурных ценностях общества, с интересом посещать музеи, дружелюбно относиться к народам других национальностей, уметь общаться со взрослыми и сверстниками и уважительно относиться к ним, действовать по правилам, проявлять сочувствие и заботу, уметь прийти на помощь и т.д. [3, с. 391.

Рассмотрим, какие же педагогические условия обеспечивают успешность проектирования и осуществления социокультурного развития детей в период дошкольного детства. В первую очередь, следует отметить особую значимость окружающей социокультурной среды; именно от нее в значительной степени зависит, каким человеком вырастет сегодняшний дошкольник.

Социокультурная среда детского сада - это открытое социальное пространство, в котором дошкольник участвует в событиях, направленных на его социокультурное развитие, знакомится с традициями народов, обучается правилам, нормам, принципам, принятым в обществе и развивается, оперируя с предметами в окружающей его среде, регулярно обновляемой с учетом возрастных и индивидуальных потребностей воспитанников. Среда, которая окружает ребенка и в которой он живет и взаимодействует со взрослыми и сверстниками, может быть, как позитивной, доброжелательной, так и, наоборот, враждебной и агрессивной, что напрямую влияет на формирование личностных качеств и направленности личности, также на успешность социализации.

Вторым, не менее важным, условием социокультурного развития является организация разных видов детской деятельности, через организацию и участие в них ребенок усваивает социокультурные ценности, приобретает социокультурный опыт, учится находить общий язык с окружающими. В процессе активной собственной деятельности дети учатся правилам взаимодействия друг с другом, проявления чувств и эмоций, получают новые знания, умения, овладевают навыками трудовой деятельности и т.д. Так, С.В. Кахнович исследовала особенности социокультурного развития детей в процессе изобразительной деятельности, в

которой с помощью рисования или лепки дети передают свои впечатления от взаимодействия с окружающей действительностью [81. В ходе изобразительной деятельности уточняются и обогащаются представления об окружающем предметном и социальном мире, о самом себе. В исследовании И.С. Мартыновой изучались особенности социокультурного развития детей в театрализованной деятельности. Театрализованная игра, по ее мнению, позволяет приобщить детей к социокультурным ценностям, т.к. имеет, как правило, нравственную направленность [101. В процессе театрализованной деятельности дети учатся взаимодействовать друг с другом, регулировать свое поведение, овладевают навыками общения, получают положительные эмоции, у них пробуждаются отзывчивость, сострадание, стремление помочь окружающим. Н.Ф. Губанова исследовала процесс социокультурного развития дошкольников посредством игровой деятельности. Согласно данным ее исследования, игра служит своеобразным способом познания мира, формирует социокультурные умения и навыки, позволяет соизмерять желания, считаться с мнением других [6]. В работе Т.Г. Хановой и Я.В. Никитиной отмечается, что «в игре уточняются и углубляются знания детей в различных областях, закрепляется полученный социальный опыт» [131. Игра представляет собой вид детской деятельности, направленный на моделирование и усвоение социального опыта, в процессе которого ребенок приобретает и совершенствует навыки саморегуляции [121. Л.М. Гримовская исследовала возможности проектной деятельности дошкольников в развитии познавательных способностей и пришла к выводу о том, что проектная деятельность способствует расширению представлений дошкольников об окружающей природе и социуме, приобретению новых знаний, формированию самостоятельности и ответственности [51.

Итак, эффективность реализации социокультурного развития и воспитания в дошкольном возрасте обусловлена содержанием и характером участия ребенка в деятельности, степенью его самостоятельности, субъектности и творческой самореализации. К видам собственной деятельности дошкольников, в процессе которых практическим путем происходит приобщение к социокультурным ценностям, ученые относят следующие:

- игровая деятельность, ведущая в дошкольном возрасте, представленная разнообразными видами: сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая игра, подвижная игра, др.; ребенок осваивает представления об окружающей действительности, социально-нравственные нормы поведения;

- коммуникативная деятельность, в процессе которой дети приобретают представления об окружающем мире, отношениях и чувствах, системе ценностей, учатся общаться и сотрудничать, работать в команде;

- двигательная деятельность, которая организуется при проведении режимных моментов и занятий физкультурой; ребенок учится подражать задуманному образу или персонажу, координировать свои движения;

- познавательно-исследовательская деятельность, в которой ребенок познает предметный и социальный мир, развивает свою познавательную и творческую активность, умственные способности, навыки исследователя, др.;

- трудовая деятельность, в ходе которой воспитывается позитивное отношение к собственному труду и труду других людей, приобретаются общие и специальные умения и навыки, развивается саморегуляция и самооценка;

- продуктивная деятельность, в процессе которой ребенок самовыражается, демонстрирует свои чувства и переживания через художественный образ, обогащает свой личный опыт, развивает творческое воображение, формирует эстетический интерес к окружающему миру;

- музыкальная деятельность, в ходе которой ребенок учится проявлять эмоции при прослушивании музыкальных произведений, в пении, танце;

- чтение художественной и познавательной литературы, в результате которого у ребенка формируются художественное восприятие и эстетический вкус, система духовно-нравственных ценностей, происходит передача и усвоение социокультурного опыта [14; с. 391.

При организации образовательного процесса педагог, прежде всего, ориентируется на эмоциональное восприятие мира детьми, общаясь с ними. Именно взрослый является активным участником социокультурного воспитания детей: дети всегда могут к нему обратиться с вопросом, взрослый для ребенка выступает источником информации и социального опыта.

Поскольку семья является первой и важной ступенью в приобщении детей к социокультурным ценностям, нормам и традициям, третьим важным условием успешного социокультурного развития дошкольников следует считать полноценное семейное воспитание и взаимодействие педагогов дошкольной организации и родителей в решении данной задачи. Семья, как известно, является первичным социальным институтом социокультурного развития дошкольников. Именно в дошкольном возрасте зарождается способность различать добро и зло, хорошее и плохое, способность к состраданию и милосердию, складываются эталоны значимых качеств личности, постигается культура своего народа и других народов. Предпосылки этих качеств и способностей зарождаются в раннем возрасте под непосредственным влиянием родителей и продолжают развиваться в образовательном процессе детского сада. Именно от того, какие ценности приняты в семье, какими качествами обладают родители, как построены их взаимоотношения, и определяется дальнейшее развитие ребенка. От того, что слышит и видит ребенок с детства, напрямую зависит его мировоззрение и отношение к окружающему миру. Процесс социокультурного развития личности не может осуществляться в детском саду продуктивно без взаимодействия с семьями воспитанников, этот процесс невозможно ограничить ни временем, ни пространством. Семья и дошкольная организация являются одинаково важными социальными институтами в приобщении дошкольников к социокультурным ценностям, но в семье закладываются предпосылки этого значимого процесса ещё до поступления ребенка в детский сад. Именно семья вносит важнейший вклад в социокультурное развитие ребенка, являясь источником передачи накопленного исторического опыта, передающегося из поколения в поколение. В семье ребенок осваивает социальные роли, приобщается к принятым в обществе культурным ценностям, нормам и правилам, приобретает навыки общения и совместной деятельности с окружающими взрослыми и сверстниками, социально-значимые качества личности, составляющие фундамент его дальнейшего развития, приобщается к жизни, истории и ценностям своей семьи и своего народа [21.

Семейные ценности - это принятые в семье и передаваемые из поколения в поколение взгляды, обычаи, нормы, традиции и манеры поведения. Неслучайно в содержание образовательных программ дошкольного образования вошли задачи воспитания уважения к традиционным семейным ценностям, чувства

принадлежности к своей семье; формирования умения проявлять чувства любви, уважения и заботы к близким людям; обогащения представлений об истории и традициях своей семьи, ветеранах и др. Главное, чтобы дошкольник осознавал важность и значимость этих ценностей, т.к. они являются фундаментом социокультурного развития. Осознание этих ценностей происходит, в первую очередь, с помощью родителей, поэтому роль семьи в социокультурном воспитании детей дошкольного возраста чрезвычайно важна и актуальна: родители выступают для ребенка носителем образцов, ценностей, человеческого опыта [91. Именно семья, являясь школой общественного опыта, связывает поколения невидимой нитью, передает детям национальные, культурные и духовно-нравственные ценности и традиции, поэтому в любой культуре существует многовековая практика подготовки детей к жизни, обеспечения позитивной социализации, преемственности поколений, передачи житейской мудрости посредством семейных традиций и обычаев. Немаловажное значение имеют рассказы дедушек и бабушек о своей жизни, сохраненные ими семейные реликвии, фотографии для расширения кругозора ребенка и приобщения к социокультурным ценностям. Огромное значение в решении данной задачи имеет наличие у ребенка представлений об истории своей семьи, генеалогическом древе, семейных традиций, передаваемых из поколения в поколение. На семейных ценностях основывается социокультурное воспитание; семья, как хранительница традиций, поддерживает связь поколений, сохраняя и развивая ценные качества личности.

Одна из задач педагога состоит в том, чтобы формировать у детей дошкольного возраста представления о семейных ценностях, вовлекая родителей в образовательный процесс детского сада. Для этого следует проводить совместные вечера и мастер-классы, утренники и праздники, знакомить детей с предками и родословными древами, подготовленными детьми в совместных проектах с родителями. От качества совместной работы родителей с детьми, характера взаимодействия с детским садом напрямую зависит формирование семейных ценностей, а значит, и социокультурное развитие личности [11. Важными показателями эффективности данной работы является наличие у ребенка представлений о семье, семейном укладе, семейных реликвиях и ценностях, умение рассказывать о своей семье, проявлять любовь к близким людям и осознанно участвовать в семейных традициях.

Выводы. Итак, под социокультурным развитием следует понимать процесс вхождения ребенка в культуру, формирования системы ценностей, норм и правил, принятых в обществе, представлений о традициях семьи и государства, успешное сотрудничество и взаимодействие ребенка с социумом. Социокультурное развитие и воспитание в дошкольном возрасте не может осуществляться продуктивно без активного участия взрослых, благоприятных условий окружающей социокультурной среды, коллектива сверстников, привлечения ребенка к разным видам деятельности (игровой, музыкальной, трудовой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной и др.) при активном участии в них взрослого, грамотно организованного семейного воспитания и приобщения ребенка к семейным традициям и ценностям. Семья располагает неоценимыми возможностями для формирования личности ребенка, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает именно от родителей; от них напрямую зависит, каким человеком вырастет их ребенок, какими качествами будет обладать, какие способы поведения выберет, каким ценностям и правилам отдаст свое предпочтение. Жизненный опыт, полученный в семье в период дошкольного детства, становится основным показателем сформированности отношения личности к окружающему миру, поэтому значение семейных ценностей в социокультурном развитии подрастающего поколения трудно переоценить.

Литература:

1. Бичева И.Б., Вялова Н.В., Рязанова Е.А. Организационно-методические основы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 44-47.

2. Бурина Е.А., Кудинова А.Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. -№1. - С. 6.

3. Васильченко Л.С. Педагогические условия социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 1. - С. 35-43.

4. Виноградова Н.Н. Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 312-314.

5. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2. - С. 6.

6. Губанова Н.Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игровых технологий // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 2-1 (56). - С. 114-116.

7. Захарова Л.М., Пурскалова Ю.В. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста в современном мире: аналитико-моделирующий аспект: монография. - Ульяновск, 2015. - 74 с.

8. Кахнович С.В. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности // Педагогические науки. - 2013. - № 10. - С. 15.

9. Киселева В.Н., Ханова Т.Г. Формирование у дошкольников представлений о семье и семейных традициях // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. -Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2017. - С. 103-105.

10. Мартынова И.С. Актуальность театрализованной деятельности в приобщении старших дошкольников к социокультурным ценностям // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 2. - С. 27-32.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». - М.: Сфера, 2020. - 80 с.

12. Ханова Т.Г., Вялова Н.В. Воспитание нравственных ценностей детей дошкольного возраста в игре // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С 362-364.

13. Ханова Т.Г., Никитина Я.В. Развитие субъектной позиции детей в игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-1. - С. 329-332.

14. Шульгина Е.В. Педагогические условия формирования социокультурных ценностей в совместной деятельности взрослого и ребенка // Вестник Саратовского областного института развития образования. -2018. - № 4(16). - С. 37-40.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Конкина Анастасия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

Аннотация. В статье говорится о значении дистанционного обучения в формировании коммуникативной компетентности студента вуза. Система образования с появлением Интернет-ресурсов, освоением современных информационных технологий, вступает в новую, пока недостаточно исследованную фазу своего развития. Дистанционное обучение можно рассматривать как некий «механизм» оптимизации профессионального образования. Основываясь на положительных сторонах функционирования дистанционного обучения, развитие речевой и языковой составляющих коммуникативной компетенции возможно успешно продолжить, но необходимо учитывать и компенсировать барьеры, создаваемые недостатками такой формы обучения.

Ключевые слова: дистанционные формы образования, дистанционное обучение, коммуникативная компетентность, технология, методика, эффективность.

Annotation. The article deals with the importance of distance learning in the formation of the communicative competence of a university student. The education system with the advent of Internet resources, the development of modern information technologies, enters a new, as yet insufficiently researched phase of its development. Distance learning can be considered as a kind of' mechanism " for optimizing vocational education. Based on the positive aspects of the functioning of distance learning, the development of speech and language components of communicative competence can be successfully continued, but it is necessary to take into account and compensate for the barriers created by the shortcomings of this form of learning.

Keywords: distance forms of education, distance learning, communicative competence, technology, methodology, efficiency.

Введение. Социально-экономические условия, в которых Россия находится на современном этапе развития, обусловили возникновение необходимости в совершенствовании национальной образовательной и научной систем. Современный образовательный процесс осуществляется в постоянно меняющемся мире: создаются новые методики преподавания, педагоги ищут более эффективные методы и технологии обучения, способы усовершенствования учебного процесса. Новые условия обучения требуют развития средств связи и телекоммуникаций, что в свою очередь, порождают создание альтернативных способов и средств организации учебного процесса. На новый уровень выходят коммуникации преподавателей и студентов, опосредованные формированием компетенций в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее, ФГОС ВО).

Особенно остро встал вопрос о цифровизации высшей школы и предоставлении обучающимся качественного образования в условиях пандемии COVID-19. Использование дистанционных образовательных технологий позволило не только не прерывать образовательный процесс и осуществлять формирование компетенций студентов на достойном уровне, но и выявило проблему, а именно, то, что для достижения этого уровня необходимо ускоренно развивать процесс цифровизации [4].

Изложение основного материала статьи. Образовательный процесс в высших учебных заведениях -гибкий, разноуровневый, дает возможность студентам выбрать любую форму обучения: очную, очно-заочную, заочную, а в современных условиях еще и обучение с применением «различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронное обучение» [1].

Сегодня мы наблюдаем стремление к использованию в образовании форм дистанционного обучения как важного компонента развивающейся системы открытого образования в русле Болонского процесса. Под дистанционным обучением мы понимаем использование дистанционных образовательных технологий в рамках электронного обучения. Дистанционные образовательные технологии понимаются как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

На сегодняшний день очевидно, что любая совершенствующая система образования с появлением Интернет-ресурсов, освоением современных информационных технологий, вступает в новую, пока недостаточно исследованную фазу своего развития. Поэтому сегодня усилия многих теоретиков и практиков в области образования сосредоточенны на поиске способов применения компьютерных технологий и, соответственно, разработки методик преподавания, особенно в области организации дистанционного обучения. Дистанционное обучение (ДО) можно рассматривать как некий «механизм» повышения эффективности профессионального образования, характеризующийся переходом от репродуктивно-пассивной к продуктивно-активной парадигме освоения знаний, к образованию, основанному на интерактивной и конструктивной совместной деятельности обучаемого и обучающего (субъектно-субъектные отношения).

Следует отметить, что дистанционные формы обучения (ДФО): семинары, конференции, работа с аспирантами, олимпиады, викторины, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки и прочее - предполагают использование компьютерных технологий с опорой на электронные источники информации (виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, специально оборудованные классы и т.п.). До марта 2020 года вопрос о формировании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.