Научная статья на тему 'Социокультурное развитие детей в условиях дополнительного образования'

Социокультурное развитие детей в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2584
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / CHILDREN’S SOCIAL-CULTURAL DEVELOPMENT / LEGAL CULTURE / LEGAL FORMATION / LEGAL EDUCATION / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY / PREVENTIVE MAINTENANCE BABY ROAD TRAUMAS / ADDITIONAL FORMATION / SYSTEM APPROACH / SCHOLAR-METHODICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Татьяна Борисовна

В статье представлено теоретическое обоснование понятия «социокультурное развитие детей», отмечена актуальность использования учебно-методических комплексов в дополнительном образовании детей. Описаны результаты социологических опросов, изменений в социокультурном развитии детей в рамках экспериментальной работы по реализации учебно-методического комплекса по правовому образованию дошкольников в области безопасности дорожного движения. В выводах отмечается необходимость системного подхода к правовому образованию по безопасности дорожного движения для эффективного социокультурного развития дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S SOCIAL-CULTURAL DEVELOPMENT UNDER CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS

In the article the theoretical motivation of notion “children’s social-cultural development” is presented, and also the actual use of scholar-methodical complex in additional formation is mentioned. The results of sociological questioning, changes to children’s social-cultural development within the framework of experimental work on realization scholastic-methodical complex on legal education children of the preschool age in the field of safety of the road motion are described. In conclusion, it’s worth paying attention to the systematic approach of legal education on safety of the road motion for efficient social-cultural development of preschool age children.

Текст научной работы на тему «Социокультурное развитие детей в условиях дополнительного образования»

исполнительский уровень не только само- Таким образом, организуя систему раз-

го учащегося, но и всего хора в целом, так нообразных видов художественной дея-

как солисты формируют так называемый тельности, Дворец учащейся молодежи вы-

«костяк» коллектива, являются примером полняет важную социально-культурную и

для отстающих по программе. творческую функции: помогает насыщать

За шестьдесят пять лет своего существо- свободное время детей, юношей, подростков

вания вокально-хоровая студия разработа-

общественно полезным, наполненным цен-ла и успешно реализовала систему художе- _

ным содержанием как для общества, в целом,

так и для личности конкретно.

ственного воспитания личности средствами вокального искусства.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990. - 560 с.

2. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988.

3. Дадашев В. А., Щирин Д. В. Информационное поле музыки и музыкальная педагогика. - СПб., 1998.

4. Двойнина Г. Б. Художественное воспитание как смысловое ядро высшего музыкально-педагогического образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 22 февраля. -URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-21.htm

5. Куприянов Б. В. Формы воспитательной работы с детским объединением: учеб.-метод. пособие. -3-е изд., перераб. и исп. - Кострома: КГУ, 2000. - 37 с.

6. Народный хор: темы и вариации // Клуб и художественная самодеятельность. - 1984. - № 19. -С. 10-13.

7. Щирин Д. В. Педагогика формирования музыкальной культуры различных групп населения в условиях досуга. - СПб., 1992.

УДК 373.21

Т. Б. Соколова

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлено теоретическое обоснование понятия «социокультурное развитие детей», отмечена актуальность использования учебно-методических комплексов в дополнительном образовании детей. Описаны результаты социологических опросов, изменений в социокультурном развитии детей в рамках экспериментальной работы по реализации учебно-методического комплекса по правовому образованию дошкольников в области безопасности дорожного движения. В выводах отмечается необходимость системного подхода к правовому образованию по безопасности дорожного движения для эффективного социокультурного развития дошкольников.

Ключевые слова: социокультурное развитие детей, правовая культура, правовое образование, правовое воспитание, социально-культурная деятельность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, дополнительное образование, системный подход, учебно-методический комплекс.

T. B. Sokolova

CHILDREN’S SOCIAL-CULTURAL DEVELOPMENT UNDER CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS

In the article the theoretical motivation of notion “children’s social-cultural development” is presented, and also the actual use of scholar-methodical complex in additional formation is mentioned. The results of sociological questioning, changes to children’s social-cultural development within the framework of experimental work on realization scholastic-methodical complex on legal education children of the preschool age in the field of safety of the road motion are described. In conclusion, it’s worth paying attention to the systematic approach of legal education on safety of the road motion for efficient social-cultural development of preschool age children.

Keywords: children’s social-cultural development, legal culture, legal formation, legal education, social-cultural activity, preventive maintenance baby road traumas, additional formation, system approach, scholar-methodical complex.

В последнее десятилетие проблемы, связанные с развитием человека, начали изучать в социокультурном аспекте. Проведенный анализ диссертационных исследований последних десяти лет в таких областях, как психология, педагогика, философия, социология показал, что категория «социокультурное развитие» рассматривается в отношении человека в немногочисленных работах (см. [2, 6, 13, 15, 16, 17] и др.). Следует отметить, что большинство авторов раскрывают свой аспект понимания данной категории: изучают социально-культурное развитие в различные возрастные периоды жизни человека, рассматривают в качестве составляющих компонентов различные понятия, входящие в него, зачастую не связанные с развитием, а только с определяющими его компонентами «социально-культурное», при этом нами не обнаружено определение данной категории. Необходимо отметить, что и в справочной литературе не сформулированы ни дефиниция «социокультурное развитие», ни дефиниция «социокультурное развитие детей». Этот факт относит данную категорию к малоизученной и требующей научного исследования и определения.

На наш взгляд, составляющими категории «социокультурное развитие детей» яв-

ляются понятия «развитие», «социальное развитие», «культурное развитие», «детство». Результаты проведенного категорийного анализа данных понятий, представленных в различных источниках, позволили сформулировать рабочее определение понятия «социокультурное развитие детей» (ребенка) - процесс индивидуального развития в период первоначальной жизни человека и создание определенных условий для перехода его в более совершенное состояние, при котором посредством воспитания и обучения происходят количественные и качественные изменения, раскрываются способности, определяются особенности и возможности становления путем усвоения ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, через культурные средства, формы и методы.

Следовательно, социокультурное развитие детей связано со взаимодействием ребенка с людьми, заинтересованными в его благополучном развитии (члены семьи, работники учреждений образования, культуры и др.), которые передают свои знания, опыт, помогают ребенку понять и принять социально-культурные особенности своего общества (культурные средства и формы, социально-культурные ценности, нормы,

установки), адаптироваться в социальнокультурной среде. На основе индивидуальных особенностей и возможностей развиваются способности ребенка, происходит овладение им теоретическими знаниями и практическими способами существования в данной среде и взаимодействия на субъектнообъектном или субъектно-субъектном уровнях. Социокультурное развитие осуществляется при активном участии взрослых в процессе различной деятельности ребенка. Таковой деятельностью является человеческая деятельность, состоящая, согласно М. С. Кагану, из биологической жизнедеятельности человека и его социальнокультурной деятельности (см. [14, с. 14]).

Понятие «социокультурное развитие детей» тесно взаимосвязано с дефиницией «социально-культурная деятельность», которая не имеет в науке однозначного определения. Нами были рассмотрены точки зрения относительно данного понятия педагогов и ученых, ведущих представителей социальнокультурной науки (М. А. Ариарский, Ж. Р. Дю-мазедье, В. Г. Иванов, М. С. Каган, Т. П. Киселева, А. С. Ковальчук, Ю. Д. Красильников, Н. Ф. Максютин, А. П. Марков, Э. В. Соколов, Ю. А. Стрельцов, В. В. Туев, Н. Н. Ярошенко и др.). Анализ понятий позволил сделать вывод о том, что социально-культурная деятельность - это организованный, целесообразный, педагогически направленный процесс, заключающийся в сохранении, трансляции, распространении, освоении, создании, развитии культурных ценностей и норм в сфере художественной, исторической, духовнонравственной, экологической и политической культуры, в ходе реализации которого специфическими формами, методами и средствами решаются культурологические и социальнопедагогические задачи в интересах развития способностей каждого члена общества при условии активного включения самого индивида в этот процесс.

По нашему мнению, социокультурное развитие детей может успешно осуществляться именно в социально-культурной деятельности, поскольку она представляется управляемой системой, а ее компоненты приемлемы к использованию в процессе социокультурного развития детей. Цель социально-культурной деятельности - приобщение человека к культуре и культурным ценностям общества; задачи - культурное просвещение и образование, формирование и развитие культуры личности, организация культурной среды и культурного досуга, включение в творческую деятельность и др.; содержание включает культурные ценности, нормы, правила, культуроформирующую информацию. К субъектам социально-культурной деятельности относятся социальные институты, в том числе, семья и образовательные учреждения, которые осуществляют социокультурное развитие детей, где дети - объекты, то есть посетители социально-культурных учреждений, участники социально-культурных программ, пользователи культурно-образовательными услугами, получающие необходимую культуроразвивающую информацию. Средства, формы и методы, используемые в социально-культурной деятельности, приемлемы для использования в процессе социокультурного развития детей. Также можно отметить сходство в организации данных процессов: социально-культурные техно-

логии, социально-культурные и культурнодосуговые программы и т. д. (см. [14, с. 20]).

С помощью теоретического исследования мы определили, что социокультурное развитие детей направлено на: становление и формирование характера ребенка; развитие способностей ребенка с учетом имеющихся возможностей и задатков; овладение ребенком культурными средствами и культурными формами; усвоение ребенком ценностей, норм, установок и т. д.

Следует отметить, что одной из культурных форм, которой овладевает ребенок в процессе социокультурного развития, является правовая культура. В связи с этим изучаемая нами проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в условиях дополнительного образования, безусловно, направлена на формирование правовой культуры детей. Данная проблема стала особенно актуальной в последнее десятилетие в связи с существенными изменениями условий дорожного движения и возрастанием интереса к ней среди исследователей (см. [1, 10] и др.).

По мнению Н. В. Рыбкиной, на безопасность дорожного движения в большей степени влияют внутренние факторы, к которым относятся уровень теоретической, практической подготовки участников дорожного движения и их отношение к соблюдению требований Правил дорожного движения (см. [12, с. 24-25]). Изучение и соблюдение Правил дорожного движения осуществляется посредством правового воспитания, с целью совершенствования правовой культуры. Согласно В. В. Диаконову, «индивидуальная правовая культура включает знание законодательства, своих субъективных прав и обязанностей, умение их реализовать и защищать, юридический опыт и многое другое» [4]. В связи с этим основной задачей социально-культурных институтов детства является формирование правовой культуры путем систематического правового образования по безопасности дорожного движения с первых дней контактирования детей с улично-дорожной сетью. По мнению Л. Г. Ахметшиной, «системный подход можно рассматривать как одно из важнейших условий повышения эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма при организации непрерывного процесса обучения и воспитания у детей

безопасного поведения в дорожном движении» [1, с. 46].

К сожалению, институт семьи уделяет недостаточно внимания воспитанию, обучению и социокультурному развитию детей, тем более не способен организовать системное образование, поэтому нуждается в помощи специалистов. Наиболее оптимальные условия для социокультурного развития детей создаются в процессе социально-культурной деятельности, которая реализуется, в том числе, в дополнительном образовании. В нем имеются все условия для внедрения нестандартных разработок для образования и развития детей, может оказываться реальная помощь родителям в повышении уровня правовой культуры по безопасности дорожного движения и осуществляться социокультурное развитие детей. С точки зрения

Н. Р. Минниханова и И. А. Халиуллина, одним из направлений эффективного функционирования учреждений дополнительного образования по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является непрерывность и системность обучения детей безопасному поведению на дорогах с использованием современных средств, форм и методов обучения (см. [12, с. 81]).

Совершенствованием средств, форм и методов обучения занимается методическая служба. Практикой доказано, что инновационный подход к методическому сопровождению образовательного процесса в современном образовании заключается в разработке учебно-методических комплексов (УМК) (занятий, темы, учебного предмета, специальности, обучающихся, студентов, образовательных учреждений), обеспечивающих системный подход к дидактическому процессу, удобных в использовании как педагогическими работниками, так и обучающимися. На актуальность разработки и использования УМК указывают авторы

статей и диссертационных исследований (см. [3] и др.). В нормативных документах в области образования регламентируется порядок использования и требования к содержанию УМК, который должен соответствовать государственным образовательным стандартам. В дополнительном образовании не утверждены ГОСТы, поэтому формирование УМК осуществляется на основании требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования [10] и других нормативно-правовых документов, необходимых для разработки УМК.

Таким образом, для повышения эффективности профилактики детского дорожнотранспортного травматизма в условиях дополнительного образования необходима система обучения, воспитания и развития детей, то есть системность правового образования по безопасности дорожного движения. В этой области мы рассматриваем образование, как процесс воспитания и обучения (см. [8, с. 3]). Правовое воспитание заключается в формировании правового сознания и поведения гражданина, ориентировано на осознанное восприятие законов, правовых норм и обязанностей (см. [11, с. 178]). Под правовым обучением мы понимаем не только трансляцию правовой информации, но и постижение этой информацией личностью. Правое обучение очень тесно связано с правовым воспитанием, результатом которого является овладение личностью правовой культурой [7]. При этом необходимо подчеркнуть, что важным средством профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является социально-культурная деятельность [12].

Осуществляемая нами практическая работа в рамках проводимого исследования, с одной стороны, направлена на разработку, корректировку, апробацию УМК по правовому образованию дошкольников в области

безопасности дорожного движения таким образом, чтобы все элементы комплекса соответствовали изучаемым темам, дополняли друг друга, реализовывались в процессе социально-культурной деятельности и максимально способствовали социокультурному развитию детей. С другой стороны, на изучение динамики социокультурного развития дошкольников в процессе их правового образования по безопасности дорожного движения с использованием УМК. Учебнометодический комплекс по правовому образованию дошкольников в области безопасности дорожного движения мы рассматриваем как компонент комплексного методического обеспечения, представленный в виде совокупности учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению программы дополнительного образования «Азбука дорожного движения для детей дошкольного возраста», которая является основным элементом УМК, входит в нормативный комплект УМК. Кроме нормативного комплекта учебно-методический комплекс включает в себя еще несколько комплектов: учебный, методический, средства контроля, общеметодический.

Программа дополнительного образования «Азбука дорожного движения для детей дошкольного возраста» разрабатывалась таким образом, чтобы в процессе ее реализации дети участвовали в социально-культурной деятельности, имеющей, согласно М. С. Кагану, следующие виды: коммуникативная, познавательная, преобразовательная, ценностно-ориентационная (см. [14, с. 14]). Следует отметить, что реализация всех указанных видов социально-культурной деятельности осуществляется в их тесном взаимодействии друг с другом. При этом коммуникативная деятельность проявляется при осуществлении всех обозначенных видов. При создании УМК по правовому образованию в области

безопасности дорожного движения мы опирались на исследования В. В. Туева, взяв за основу определяемую автором в схемах систему социально-культурной деятельности [14, с. 20].

Таким образом, УМК по правовому образованию в области безопасности дорожного движения представлен нами как система, включающая:

Субъекты - общество, государство, социально-культурные институты (семья, образование (учреждения дошкольного и дополнительного образования), культура (музеи, театры, парки, библиотеки), здравоохранение (общество «Красный крест»), средства массовой информации (учреждения печати, телевидение, газета «Патруль 880», газета «Добрая дорога детства», журнал «Дошколенок Кузбасса» и др.,), профессиональные работники социально-культурных институтов.

Цель - овладение участниками образовательного процесса правовой культурой в области безопасности дорожного движения.

Задачи - правовое просвещение и правовое образование по безопасности дорожного движения, формирование и развитие правовой культуры участников дорожного движения, организация социокультурной среды и использование культурного досуга в пропаганде безопасности дорожного движения, включение всех объектов в творческую деятельность.

Содержание - нормы (закон «Правила дорожного движения» (утверждены постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090), закон «О безопасности дорожного движения» (принят Государственной думой 15.11. 1995 г.) и др.), культуроформирующая информация (источники информации: СМИ, библиотеки, музеи, театры и др.).

Формы - массовые (лекции, игровые программы, КВНы, викторины, конкурсы, фестивали, марафоны, тематические вечера и др.); групповые (беседы, семинары, дискуссии, встречи в форме «круглого стола», конференции и др.); индивидуальные (индивидуальные беседы, индивидуальные занятия, консультации, компьютерные игры, репетиции и др.).

Средства - устные (живое слово, сценическая речь); печатные (художественная и научная литература, газеты, журналы по ПДД); наглядные (плакаты, афиши, выставки по пропаганде ПДД и др.); художественные (искусство по ПДД: изобразительное, декоративно-прикладное, театральное, музыкальное, хореографическое); технические (компьютерные, видео, аудио, телевидение по ПДД); психолого-педагогические (игры, общение по вопросам безопасности дорожного движения и др.).

Методы - 1. Методы педагогики: методы обучения ПДД (словесные, исследовательские, демонстрационные и др.); методы воспитания: методы формирования сознания участников дорожного движения (убеждение); методы организации деятельности и формирования опыта поведения в условиях улично-дорожной сети (упражнение); методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация). 2. Методы социологии: изучение документов, опросы.

Ресурсы - информационные, материальные, финансовые, технические, кадровые и др.

Организация - социально-культурные технологии, социально-культурные и культурно-досуговые программы, проекты, планы, мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения и по реализации программ, проектов и планов.

Объекты: а) посетители социально-

культурных учреждений, организаторы и

участники социально-культурных программ, пользователи культурно-образовательных услуг, получающие необходимую правовую информацию; б) участники или организаторы социально-культурных программ, которые в результате воздействия более активно включаются в процесс приобщения к правовой культуре или получают необходимую правовую информацию.

Результаты: 1) степень эффективности достижения субъектом поставленной цели и намеченных задач; 2) степень эффективности правового просвещения и правового образования по безопасности дорожного движения детей в системе дополнительного образования; 3) степень эффективности формирования и развития правовой культуры детей -участников дорожного движения.

В ходе проводимого исследования для корректировки элементов УМК возникла необходимость изучения мнений пользователей о его содержании. Методом сбора данных было выбрано анкетирование. Количество респондентов, выбранных для опроса, соответствовало количеству пользователей УМК. Для этого перед началом опроса нами был проведен анализ справок по итогам комплексного изучения дошкольных образовательных учреждений по вопросам обучения детей Правилам дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Результаты анализа показали, что в 20 % дошкольных образовательных учреждений г. Кемерово реализуется программа дополнительного образования детей «Азбука дорожного движения для детей дошкольного возраста». Таким образом, для проведения опроса воспитателей и формирования группы экспертов в выборку попали 26 детских садов г. Кемерово, что составляет 20 %.

Группу респондентов № 1 в количестве 78 человек составили воспитатели, проработавшие по программе «Азбука дорожного

движения для детей дошкольного возраста» не менее одного года. В процессе анкетирования мы изучали готовность воспитателей к участию в экспериментальной работе по апробации УМК после его корректировки, отношение воспитателей к содержанию УМК, мнения о его влиянии на социокультурное развитие дошкольников. 77 % респондентов подтвердили готовность участия в экспериментальной работе и 23 % респондентов отказались от участия в эксперименте. Таким образом, после анализа данного вопроса мы определили участников эксперимента (20 ДОУ) и обрабатывали только их анкеты (60 воспитателей).

В результате опроса мы выяснили, что воспитатели используют элементы УМК (программу дополнительного образования, сборники для чтения детям и разучивания стихотворного материала, дидактический и наглядный материалы, печатную и компьютерную диагностику, раздаточный материал и методические рекомендации по его использованию и др.) полностью или частично и, в целом, довольны его содержанием. Большинство респондентов считают, что весь УМК способствует в большой степени (85 %) или частично (11,7 %) социокультурному развитию дошкольников, затруднились ответить 3,3 %. Например, дидактический материал в большой степени влияет на развитие психических процессов (36,7 %), всестороннее развитие (25 %), формирование нравственноправового поведения и освоение знаний по ПДД (31,7 %), частичное влияние (3,3 %) и затруднились ответить (3,3 %); наглядный материал в большой степени влияет на освоение ПДД (36,7 %), развитие психических процессов (30 %), всестороннее развитие (16,6 %); развитие речи - 10 %, частичное влияние (1,7 %) и затруднились ответить

Положительные стороны воспитатели отметили в элементах УМК, а именно: раздаточный материал доступен и понятен для детей, соответствует возрасту (48,3 %), удобен в использовании (21,6 %), эстетично и красиво оформлен (11,7 %), грамотно разработан, доступно и понятно изложены для педагога сам материал и методические рекомендации по его использованию (10 %), соответствует темам программы (6,7 %), можно применять на других занятиях (1,7 %); сборники для чтения детям и разучивания стихотворного материала включают достаточное количество материала (43,4 %), текст доступен детям, соответствует возрасту (35 %), удобны в использовании, соответствуют темам программы (16,6 %), можно применять на других занятиях (5 %); печатный диагностический материал доступен и удобен (41,7 %), включает все темы программы (30 %), показывает реальные знания детей (18,3 %), затруднились ответить (10 %).

Группе респондентов № 2 был предложен метод сбора первичной вербальной информации - экспертный опрос. При формировании необходимой группы экспертов, согласно Ф. Э. Шереги (см.: [4, с. 497-499]), мы использовали два признака: род занятий и стаж работы по интересующему нас профилю. Таким образом, в качестве кандидатов в эксперты выступали старшие воспитатели тех детских садов, чьи воспитатели (респонденты № 1) согласились участвовать в эксперименте. Критерии компетентности кандидатов в эксперты мы определяли методом самооценки экспертов в форме - совокупный индекс, рассчитанный на основании оценки экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранговой шкале, где выделяли позиции с численными значениями: 1 - «высокий»,

0,5 - «средний», 0 - «низкий». Получение первичных числовых значений самооценки для расчета индекса компетентности канди-

датов в эксперты происходило при помощи вопроса табличной формы «Как Вы оцениваете уровень Вашей “приобщенности” к теоретическим и практическим проблемам правового образования дошкольников в области безопасности дорожного движения?» Исходя из числовых значений оценок, мы рассчитали коэффициент уровня компетентности каждого из двадцати кандидатов в эксперты по заданной проблеме. В результате 75 % кандидатов в эксперты имеют уровень компетентности - 0,5; 15 % кандидатов в эксперты - 0,7; 10 % кандидатов в эксперты - 0,8. Таким образом, в группу экспертов (респонденты № 2) мы включили всех кандидатов в эксперты, так как у них индекс компетентности не менее среднего (0,5) и выше (до 1).

В процессе опроса экспертов мы изучали степень правового образования по безопасности дорожного движения в различных программах детских садов, мнения о влиянии УМК на социокультурное развитие детей, предложения по корректировке УМК для более успешного социокультурного развития детей, удовлетворенность педагогических работников количеством учебно-методического материала, возможность использования УМК в масштабе города.

По итогам экспертного опроса мы сделали следующие выводы. Во всех экспериментальных детских садах необходимо реализовывать дополнительные образовательные программы по безопасности дорожного движения, которые могут компенсировать недостаток основных программ, повысить правовую культуру участников дорожного движения, тем самым способствовать социокультурному развитию детей в период дошкольного возраста. Большинство экспертов (80 %) считают, что УМК в большой степени способствует социокультурному развитию дошкольников. Содержание УМК,

в основном устраивает воспитателей и существенных корректировок не требует. Эксперты отмечают, что УМК в полном объеме или частично можно рекомендовать для использования в детских садах г. Кемерово. 45 % респондентов считают УМК достаточно полным; остальные предлагают (для возможности выбора): дополнить содержание конспектами, различными видами игр, видеоматериалами (25 %); дидактическим материалом (5 %); использовать различные виды искусства (5 %); добавить материал для работы с родителями, в том числе разработки культурно-досуговых программ (10 %); затруднились ответить (10 %).

Группу респондентов № 3 составили родители (484 человека), дети дошкольного возраста которых посещают детские сады, участвующие в эксперименте. В ходе опроса мы изучали отношение респондентов к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма (их информированность о статистике детского дорожно-транспортного травматизма, участие в профилактических мероприятиях, обучение детей правилам безопасного дорожного движения в домашних условиях); отношение родителей к содержанию УМК; мнения о влиянии УМК на социокультурное развитие детей; предложения по совершенствованию УМК для более успешного социокультурного развития детей; готовность семьи к совместному правовому образованию детей по безопасности дорожного движения, как в рамках эксперимента, так и в последующем.

В результате опроса мы выяснили, что все родители интересуются статистикой детского дорожно-транспортного травматизма. 74,2 % респондентов не участвуют в мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Большинство родителей (98,4 %) считают, что обучение детей правилам безопасного

поведения на дорогах должно осуществляться в совместном сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Обучением ребенка Правилам дорожного движения в домашних условиях занимаются (регулярно или иногда) 98,4 % родителей. 52,6 % респондентов отметили, что УМК в большой степени влияет на социокультурное развитие детей; 33,7 % считают, что влияет частично; 1,7 % считают, что не влияет; 12 % затруднились ответить. 83 % родителей готовы сотрудничать в экспериментальной работе; 11 % не желают сотрудничать; 6 % не определились. 12,2 % родителей считают УМК достаточно полным, не требующим корректировок; 26 % родителей не могут выдвинуть предложения, так как не знакомы или частично знакомы с содержанием УМК; 32,5 % родителей затруднились ответить; остальные родители предлагают: разработать больше практических занятий с использованием специально оборудованных площадок (автоплощадки, автогородки) (8,5 %); дополнить УМК наглядным, дидактическим, раздаточным материалом и видеоматериалами (6,2 %), играми и сценарными разработками культурно-досуговых программ (2,9 %); разработать дидактический материал для семейного обучения (1 %) и другое (10,7 %).

Таким образом, опрос всех респондентов подтвердил значимость учебнометодического комплекса по правовому образованию дошкольников в области безопасности дорожного движения для социокультурного развития детей. Результаты опроса помогли внести корректировки в содержание УМК и апробировать новый материал в течение 2010-2011 учебного года. В процессе корректировки элементов учебнометодического комплекса были разработаны: новые календарно-тематические планы по всем годам обучения; дополнительные примерные конспекты занятий с учетом изме-

нений в календарно-тематических планах; книги для семейного обучения «Безопасная прогулка» для всех возрастных групп; разминки с использованием терминов, соответствующих темам программы «Азбука дорожного движения для детей дошкольного возраста»; диагностические листы с целью изучения динамики социокультурного развития детей на основе освоения ими программы «Азбука дорожного движения для детей дошкольного возраста» в течение двух лет обучения; сценарий спектакля «ПДДшка -дорожный домовой»; методические рекомендации в помощь педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений для организации и проведения родительского всеобуча по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и повышения правовой культуры по безопасности дорожного движения у родителей дошкольников.

Практическая работа по изучению динамики социокультурного развития дошкольников в процессе правового образования по безопасности дорожного движения основывается на подходе к педагогической диагностике, предложенном в программе «Развитие» Л. А. Венгера, который заключается в определении продвижения детей по освоению программы в процессе выполнения детьми диагностических заданий (см.: [9] и др.). Нами определялись достижения детей в освоении программы «Азбука дорожного движения для детей дошкольного возраста» за учебный год в процессе социально-культурной деятельности в форме диагностических заданий (беседа, игра, конструирование, рисование) при помощи показателей (критериев) социокультурного развития (развитие речи; развитие памяти; развитие мышления; развитие навыков счета; формирование нравственно-правового поведения), выделенными нами в теоретическом исследовании.

Каждый показатель (критерий) соответствует определенным достижениям детей. Развитие речи - умение называть термины (предметы), изученные в соответствии с пройденными темами программы. Развитие памяти -умение запоминать и показывать необходимое количество изучаемых терминов (предметов) по теме безопасности дорожного движения. Развитие мышления - способность выполнять задания, связанные с дорожным движением. Развитие навыков счета -способность считать предметы (автомобили, элементы дороги, сигналы светофоров) в пределах возможностей, соответствующих каждой возрастной группе дошкольного периода. Формирование нравственно-правового поведения - умение оценивать ситуации согласно правилам безопасного дорожного движения и определять законопослушных участников дорожного движения и нарушителей правил.

Достижения детей оценивались в баллах, количество которых зависело от количества названных слов, подсчитанных предметов, оцененных ситуаций на картинах. Задания, связанные с выполнением какого-либо действия (построить, раскрасить, разложить), оценивались по принципу: выполнил полностью - 2 балла, выполнил частично - 1 балл, не выполнил - 0 баллов. При этом учитывалась самостоятельность ребенка при выполнении задания. В результате достижения детей и их социокультурное развитие (СКР) мы определяли в оценках по процентному количеству выполненных заданий, а именно: «отлично» (от 100 % до 76 %), «хорошо» (от 75 % до 51 %), «удовлетворительно» (от 50 % до 25 %), «неудовлетворительно» (от 24 % до 0). Каждая оценка соответствовала своей характеристике: «отлично» - освоил объем программы одного года обучения полностью, социокультурное развитие ребенка осуществлялось в полном объеме; «хорошо» - объем программы одного года

обучения освоил частично, социокультурное развитие ребенка осуществлялось частично (из наблюдений: невнимательность ребенка на занятиях либо плохое самочувствие ребенка на занятиях); «удовлетворительно» -объем программы одного года обучения освоил частично, социокультурное развитие ребенка осуществлялось частично (из наблюдений: из-за его частого отсутствия на занятиях); «неудовлетворительно» - объем программы одного года обучения не освоил, социокультурное развитие ребенка в рамках программы не осуществлялось.

Первую экспериментальную группу (ЭГ № 1) составили 332 воспитанника второй младшей, а затем средней групп. Вторую группу (ЭГ № 2) - 341 воспитанник средней, а затем старшей групп. Третью группу (ЭГ № 3) - 305 воспитанников старшей, а затем подготовительной групп. Первая диагностика проводилась в 2010 г., после чего было выявлено, что у детей в большей степени возникают трудности в запоминании и произношении изучаемых новых слов (терминов). Педагогам было рекомендовано помочь детям в освоении программы: повторять новые термины не только во время занятия, но и в процессе прогулок; использовать разминки, которые включают изучаемые по каждой теме термины; акцентировать внимание родителей на чтении сборников «Дорожные фантазии», где предлагается художественный и познавательный материалы с использованием изучаемых по программе терминов. В конце эксперимента проводилась контрольная диагностика детей по результатам освоения программы второго года обучения. В табл. 1 представлены результаты диагностики детей дошкольного возраста за два учебных года.

Анализ результатов, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод о том, что 94,7 % детей освоили объем программы двух годов обучения полностью, социокуль-

турное развитие ребенка осуществлялось в полном объеме; 5 % детей 3-7 лет объем программы освоили частично, социокультурное развитие осуществлялось частично (из наблюдений: невнимательность детей на занятиях либо плохое самочувствие детей на занятиях); 0,3 % детей 3-7 лет объем программы освоили частично, социокультурное развитие осуществлялось частично (из наблюдений: из-за частого отсутствия детей на занятиях). Процесс корректировки, апробация учебно-методического комплекса по правовому образованию дошкольников в области безопасности дорожного движения, а также анализ результатов диагностики подтвердили эффективность представленного учебно-методического комплекса для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и доказали положительную результативность его использования для социокультурного развития дошкольников.

Таблица 1

Результаты диагностики детей 3-7 лет

Оценки за достижения детей Количество детей, участвующих в диагностике в 2010 году (%) Количество детей, участвующих в диагностике в 2011 году (%) Сред- ний пока- затель ко- личе- ства детей (%)

ЭГ № 1 ЭГ № 2 ЭГ № 3 ЭГ № 1 ЭГ № 2 ЭГ № 3 Дети 3-7 лет

«отлично» 93,3 95,6 92,1 97,6 92,7 96,7 94,7

«хорошо» 5,5 4,4 7,9 2,1 7,3 3 5

«удовлетво- рительно» 1,2 - - 0,3 - 0,3 0,3

«неудовлет- ворительно»

Таким образом, выдвинутая нами гипо- ности дорожного движения будет осущест-

теза подтвердилась. В рамках эксперимен- вляться во взаимодействии и при поддержке

та мы предполагали: если будет разработан родителей, то это даст положительные ре-

учебно-методический комплекс по правово- зультаты в социокультурном развитии детей,

му образованию дошкольников в области без- значительно повысив степень эффективности

опасности дорожного движения для системы правового просвещения и правового образодополнительного образования дошкольников вания по безопасности дорожного движения

на основе системы социально-культурной детей в системе дополнительного образова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельности, проведена его апробация, по- ния и степень эффективности формирования

следующая корректировка и формирование и развития правовой культуры детей - участ-

правовой культуры дошкольников по безопас- ников дорожного движения.

Литература

1. Ахметшина Л. Г. Организационно-педагогические условия профилактики детского дорожнотранспортного травматизма (на примере Республики Татарстан): дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2003. - 201 с.

2. Волошина В. П. Социокультурное развитие учащихся в учебном процессе на основе синтеза видов искусств: дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 2010. - 208 с.

3. Горский В. А. Учебно-методический комплект как средство программно-методического обеспече-

ния дополнительного образования детей, его функции и основные этапы разработки // Дополнительное образование. - 2004. - № 1. - С. 29-33.

4. Диаконов В. В. Теория государства и права: Правовое сознание и правовая культура [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - URL: http://www.aUpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2788. html (дата обращения: 15.08.2011).

5. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: учебник. - М.: Инфра-М, 2009. - 768 с.

6. Канин Л. И. Амплификация образовательного процесса лицея как условие свободного социокультурного развития личности: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 209 с.

7. Майданкина Н. Ю. Педагогические условия формирования основ правовой культуры на начальных этапах становления личности (старший дошкольный и младший школьный возраст): дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2004. - 231 с.

8. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета. - 1996. - № 13(1373). - С. 3-6.

9. Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000. - 128 с.

10. Порядок использования дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс]. -URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/prm137-1.htm (дата обращения: 15.01.2012).

11. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / В. В. Давыдов. - М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 608 с.

12. Рыбкина Н. В. Социально-культурная деятельность как средство профилактики детского дорожнотранспортного травматизма: дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2006. - 216 с.

13. Слукин С. В. Патриотизм в социокультурном развитии личности: дис. ... канд. филос. наук. - М., 2005. - 194 с.

14. Туев В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: учеб. пособие по курсу «Социально-культурная деятельность» для студентов специальности 053100 «Социальнокультурная деятельность». - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 87 с.

15. Федоскина О. В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 245 с.

16. Чижова К. И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 147 с.

17. Шабатура Л. Н. Традиция в социокультурном развитии личности: дис. ... д-ра филос. наук. -М., 2004. - 414 с.

УДК 37

Г. С. Елисеенков

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ДИЗАЙНА

Дается обоснование концептуальных подходов, необходимых для построения целостных многомерных моделей образовательных программ в сфере дизайна различных уровней: для среднего профессионального образования, для бакалавриата, специалитета, магистратуры.

Ключевые слова: компетентностный подход, концептуально-ретроспективный подход, функционально-морфологический подход, системно-деятельностный подход, профессиографический подход, моделирование.

G. S. Yeliseyenkov

CONCEPTIONAL APPROACHES TO MODELING OF THE EDUCATIONAL PROGRAMMES IN THE SPHERE OF DESIGN

The basis of conceptional approaches which are necessary for formation of the whole and many-sided models of educational programmes in the sphere of design for different levels: for average professional education, for bachelors, specialists, masters.

Keywords: competence approach, conceptional and retrospective approach, functional and structural approach, system and activity approach, professional and graphical approach, modeling.

В современном российском дизайн-образовании возникает вопрос, волнующий академическое сообщество: каковы существенные различия в образовательных программах бакалавра, специалиста, магистра, выпускника среднего специального учебного заведения? Иначе говоря, речь идет о моделях образовательных программ в сфере дизайна и о моделях специалистов, обучающихся по этим программам. Для построения этих моделей необходимо определить основные параметры, сущностные характеристики, концептуальные подходы.

В российских вузах в настоящее время в качестве основополагающего методологиче-

ского основания избран компетентностный подход. Поэтому, определяя модель образовательной программы бакалавра, чаще всего говорят о его компетентностной модели. Не отрицая правомерности и продуктивности компетентностного подхода, заметим, однако, что для построения всеобъемлющей, многоплановой, «объемной» модели образовательной программы только компетентност-ной модели недостаточно.

Во-первых, компетентностный подход -это всего лишь один из возможных подходов к моделированию образовательных программ, о чем речь пойдет в наших дальнейших рассуждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.