Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал социокультурной среды в развитии детей дошкольного возраста'

Воспитательный потенциал социокультурной среды в развитии детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
977
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD ON PRESCHOOL EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / ADDITIONAL EDUCATION / GAMING / LANGUAGE DEVELOPMENT OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зацепина Мария Борисовна, Ефременко Людмила Владимировна, Мурзакова Ольга Геннадьевна

В данной статье находит свое отражение проблема условий и качества воспитания детей дошкольного возраста в современной российской системе обучения и воспитания. Приводятся требования родителей воспитанников и законных представителей детей к уровню образования и достигаемым результатам детей. Рассматриваются воспитательные возможности социокультурной среды и ее компонентов для развития дошкольников. Кроме того, освещены требования, предъявляемые к социокультурной среде. Изучаются аспекты влияния организационно-педагогических условий и социокультурной среды на речевую и игровую деятельность дошкольников в современной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зацепина Мария Борисовна, Ефременко Людмила Владимировна, Мурзакова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Educational Potential of the Sociocultural Environment in the Development of Preschool Children

This article reflects the problem of conditions and quality of education of preschool children in the modern Russian system of education and upbringing. Researchers cite the requirements of parents of pupils and legal representatives of children to the level of education and the results achieved by children. The educational possibilities of the sociocultural environment and its components for the development of preschool children are considered. In addition, the requirements for the sociocultural environment are highlighted. The aspects of the influence of organizational and pedagogical conditions and the socio-cultural environment on the speech and play activity of preschool children in the modern reality are studied.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал социокультурной среды в развитии детей дошкольного возраста»

УДК 373.2 ББК 74.100

ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Зацепина Мария Борисовна

Заведующий кафедрой начального образования Московского государственного областного университета, академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор E-mail: sozidatele@mail.ru

Zatsepina Maria B.

Head of the Department of Primary Education, Moscow Region State University, Academician of the International Academy of Pedagogical Education, ScD in Education, Full Professor E-mail: luda chuhleb@list.ru

Ефременко Людмила Владимировна

Доцент кафедры начального образования Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук E-mail: luda_chuhleb@list.ru

Мурзакова Ольга Геннадьевна

Доцент кафедры начального образования Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук E-mail: bog-mog@mail.ru

Аннотация. В данной статье находит свое отражение проблема условий и качества воспитания детей дошкольного возраста в современной российской системе обучения и воспитания. Приводятся требования родителей воспитанников и законных представителей

Efremenko Lyudmila V.

Assistant Professor at the Department of Primary Education, Moscow Region State University, PhD in Education E-mail: luda_chuhleb@list.ru

Murzakova Olga G.

Assistant Professor at the Department of Primary Education, Moscow Region State University, PhD in Education E-mail: bog-mog@mail.ru

Abstract. This article reflects the problem of conditions and quality of education of preschool children in the modern Russian system of education and upbringing. Researchers cite the requirements of parents of pupils and legal representatives of children to the level

детей к уровню образования и достигаемым результатам детей. Рассматриваются воспитательные возможности социокультурной среды и ее компонентов для развития дошкольников. Кроме того, освещены требования, предъявляемые к социокультурной среде. Изучаются аспекты влияния организационно-педагогических условий и социокультурной среды на речевую и игровую деятельность дошкольников в современной действительности.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательная среда, социокультурная среда, дополнительное образование, игровая деятельность, языковое развитие детей.

Системе дошкольного образования в России в настоящее время уделяется особое внимание на разных уровнях: государственном, региональном, муниципальном, а также со стороны социально-общественных институтов, таких как: Общественная палата РФ, Российская академия образования, организации высшего образования и, конечно же, заказчики образовательных услуг - родители (законные представители ребенка). И ключевые вопросы, которые постоянно находятся в ходе внимания, - это обеспеченность дошкольными образовательными организациями (далее - ДОО) и качество содержания дошкольного образования.

Российские семьи стали внимательнее относиться к выбору ДОО для своего ребенка [1]. Основанием для такого утверждения являются статистические данные (опрос родителей (3 тыс. человек) в 10 субъектах РФ). Ряд мнений родителей свидетельствует о том, что чем младше ребенок, тем в ближе (в шаговой доступности) рекомендательно расположение ДОО, то есть первое место занимает «месторасположение ДОО» - 70% всех респондентов. Поэтому в соответствии с законодательством РФ в последние несколько лет открываются на первых этажах жилых домов (по разрешению муниципальных органов) дошкольные группы, и это помогает реализовывать разные формы и виды дошкольного образования, такие как семейный детский сад, частный детский сад, группы с кратковременным пребыванием детей, центры развития детей дошкольного возраста.

Ситуация в Российской Федерации по обеспечению дошкольников нахождением в ДОО несколько стабилизировалась. Если в 2011 г. поступление в ДОО ожидало более 2 млн детей, в 2015 г. - 49 тыс. детей. За это время построены и реконструированы здания для ДОО, созданы новые формы пребывания ребенка в ДОО - группы кратковременного

of education and the results achieved by children. The educational possibilities of the sociocultural environment and its components for the development of preschool children are considered. In addition, the requirements for the sociocultural environment are highlighted. The aspects of the influence of organizational and pedagogical conditions and the sociocultural environment on the speech and play activity of preschool children in the modern reality are studied.

Keywords: federal state educational standard on preschool education, educational environment, socio-cultural environment, additional education, gaming, language development of children.

пребывания, семейные детские сады, частные детские сады и т. д. Из материалов ежегодного официального статистического доклада на 1 января 2016 г. на территории РФ разных видов и форм ДОО действовало 50 980, а услугами ДОО пользовалось 5 440 982 детей дошкольного возраста.

Но Правительство РФ, социально-общественные институты, в том числе и сами родители (законные представители) детей дошкольного возраста, заинтересованы в том, чтобы дети получали качественное дошкольное образование. Данные социологов показывают, что 77% родителей считают, что в содержании дошкольного образования важно делать упор на развитии кругозора, мышления ребенка, морально-нравственном воспитании и получении различных услуг дополнительного образования. Можно уверенно сказать, что оценка ожиданий от деятельности ДОО современных родителей совпадает с мнением чиновников и экспертов в сфере образования, что основная функция ДОО - дать знания. Основные требования к качеству дошкольного образования определены в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [2]. И отдельно выделены показатели качества в работе с детьми дошкольного возраста: охрана жизни и укрепление здоровья детей; развитие детей: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое.

Для реализации показателей качества каждая ДОО руководствуется критериями, предложенными учредителем. Но хочется подчеркнуть, что если в ДОО не рассматривать образовательную среду как пространство культуры, то и педагоги (взрослые) не смогут воспитать личность. Так, развитие личности ребенка Л. С. Выготский видел в том, что «человек овладевает процессами собственного поведения, но крайне важной предпосылкой для этого овладения является образование личности, и в связи с этим развитие какой-либо функции является всегда производным и обусловленным развитием личности в целом. Приобретение речью социальных функций (обогащение внимания) и выход за ее пределы естественной органологии через употребление орудий - вот два важнейших момента, подготовляющих в первые годы жизни важнейшие изменения, которые лягут в основу всего дальнейшего культурного развития» [3, с. 8].

Исследование, цель которого обозначена выше, проводилось в двух регионах Российской Федерации - Москва и Московская область, в исследовании принимало участие 530 ДОО. Эти ДОО имеют современные здания, где создана материально-техническая база, отвечающая требованиям ФГОС ДО, и условно делят социокультурную среду на материальные и духовные компоненты. Немаловажно, что в материально-техническом оснащении детского сада для родителей более всего важна обеспеченность игровым, развивающим и спортивным оборудованием.

Из материалов, полученных в ходе исследования, видно, что в современных ДОО имеется детская библиотека и в каждой групповой комнате - специальный уголок художественного творчества, где также представлены детские художественные книги. И в уголках художественного творчества достаточно места для нахождения взрослого с детьми, где удобно сидеть и читать детям вслух. Численные данные, полученные в ходе исследования: количество книг в целом на одного ребенка, посещающего ДОО, - более 50 штук; а видовое разнообразие книг в расчете на одного ребенка - с историями и сказками - более 20 штук,

с иллюстрациями и текстом - более 40 штук, детские энциклопедии (научно-популярные книги на разные темы) - 10 штук, имеются детские журналы - 15 штук [4].

Материально-техническое оснащение каждой группы детского сада, детского центра включает в себя материальную сторону жизнедеятельности: обеспечение служебными и групповыми помещениями, хозяйственным и культурным инвентарем и т. п., то есть все то, что составляет в общих чертах пространство культуры («второй природы»), а также благоустроенность ДОО и семьи, организаций дополнительного образования детей, сферы культурно-бытового обслуживания.

Следовательно, материально-техническое оснащение направлено на создание среды, которая будет являться условием культурного саморазвития личности ребенка, и выступает показателем профессионализма специалиста, так как ее конструирование требует от воспитателя, педагога мастерства, фантазии и разнообразных способов создания. Поэтому в каждой группе ДОО созданы условия, позволяющие развивать личность ребенка в различных видах деятельности через различные мини-среды, то есть пространственно-предметная развивающая среда ребенка; творчески-проектировочная среда и другие [5].

Для выявления уровня языкового развития детей, которое является системообразующим в рамках данной статьи, мы использовали разработанную немецкими исследователями Т. Майер, К. Хофбауер, А. Кофлер и М. Симик «Анкету для самооценки и самоанализа педагогического состава» [6]. Воспитатели могут проанализировать развитие русской речи у детей, но сделать вывод об уровне овладения иностранным языком ребенком для большинства педагогов составляет сложность ввиду того, что только 27% воспитателей на достаточно высоком уровне владеют иностранным языком.

В ходе наблюдения за общением детей со сверстниками, воспитателями и другими педагогами в процессе занятий мы анализировали уровень грамотности детской речи, словарный запас дошкольников, точность использования слов в общении, связанная с четким пониманием значения слов в предложениях.

В экспериментальных ДОО представлен многонациональный контингент детей. Это связано с тем, что в России, как и в большинстве государств в мире, общество представлено не одной народностью, а совокупностью нескольких или нескольких десятков народностей, как, например, в нашей стране. Поэтому и наблюдения были направлены как на детей, говорящих на одном языке, своем родном, так и на детей-инофонов, овладевающих, осваивающих второй язык (в среднем наполняемость групп дошкольных образовательных организаций детьми-инофонами колеблется от 15% до 30% от общего количества дошкольников в каждой возрастной группе).

Анализ развития речи и грамотности детей, достижений и неудач дошкольников осуществляется систематически, так как в программах дошкольного образования, которыми руководствуются ДОО в своей работе, отражены результаты овладения каждым видом деятельности. Мы обращаем внимание на речевую деятельность и ожидаемые результаты. Наблюдения за развитием речи и грамотности в дошкольных образовательных организациях Москвы и Московской области проводятся большинством воспитателей по единой схеме. Здесь надо отметить, что в последние годы у русскоязычных детей все чаще возникают проблемы развития речи, начиная с раннего дошкольного возраста. Причин

может быть несколько: патологии матери во время беременности, влекущие за собой в ряде случаев недоразвитие отделов головного мозга плода, отвечающие за дальнейшее речевое развитие ребенка, перенесенные заболевания дошкольника, недостаточное внимание со стороны взрослых к возможностям развития детей (незнание или нежелание работать над совершенствованием речи и языкового потенциала ребенка; нехватка материальных средств на развивающие и обучающие игры, игрушки).

Дети-инофоны испытывают больше трудностей в освоении русского языка как иностранного ввиду того, что получаемую информацию им сначала необходимо понять и проанализировать, используя весь свой языковой опыт и лексику, чтобы объясняться с окружающими людьми - сверстниками и воспитателями - и быть понятыми ими. Многим детям это удается не сразу.

Система дошкольного образования, как, например, и школьного, в России не предполагает строгой конфиденциальности результатов достижений воспитанников, поэтому многие воспитатели обсуждают с коллегами достижения или неудачи в речевом развитии детей, посещающих ДОО, при этом, если у ребенка выявляются определенные отставания в развитии, как правило, к решению проблем подключаются психологи и логопеды. В большинстве случаев воспитатели не фиксируют полученные в ходе обсуждения с коллегами рекомендации по развитию речи дошкольников, так как они имеют обобщающий характер, но рекомендациями, полученными от методиста, логопеда или психолога, чаще всего руководствуются в своей работе.

В России статус государственного языка принадлежит русскому, таким образом, обучение, воспитание детей в ДОО Москвы и Московской области осуществляется на русском языке, и вся информация преподносится для родителей и иных посетителей на этом языке.

Специального подбора педагогических кадров, владеющих несколькими языками, ДОО не осуществляется (если речь не идет о лингвистическом образовательном учреждении), но можно отметить, что в каждой организации работают, к примеру, помощники воспитателя, музыкальные руководители или воспитатели иных национальностей: армяне, грузины, азербайджанцы. Причем надо отметить, что дети-инофоны более контактны именно с этими работниками при условии, что языки общения совпадают.

Любой педагог, работающий с детьми, хорошо осведомлен о содержании программы, по которой работает ДОО, соответственно и воспитатель, логопед легко ориентируются в разделе, области, посвященной развитию языка. Эти знания основаны на практике работы с детьми, ежедневного взаимодействия с каждым ребенком, общения.

Воспитатель анализирует уровень речевого развития дошкольников при переходе из одной возрастной группы в другую (в начале года, в середине и конце года), делает выводы, что достигнуто, а что нет, то есть осуществляет самоанализ своей работы, планирует дальнейшие действия по углублению своей работы в той или иной области развития речи дошкольников. Проанализировать степень развития грамматической и других сторон русской речи детей (фонетической, лексической и др.), владея методикой работы, воспитатель может, так как русским языком он сам владеет в совершенстве, но определять степень овладения дошкольником иностранным языком, например немецким, английским и др., способен лишь квалифицированно тот педагог, который сам в совершенстве его знает.

Языковое развитие воспитанников становится приоритетным, если ДОО относится к типу логопедических, но в нашем исследовании мы не проводили мониторинг таких образовательных организаций, так как вся педагогическая работа в них направлена на преодоление речевых трудностей и достижение полноценного речевого развития дошкольников.

В работе ДОО и начальной школы прослеживается преемственность по языковому развитию детей, которая выражается в предоставлении воспитателями педагогам начальной школы данных о языковом развитии детей подготовительных групп и еще в течение нескольких лет осуществляют мониторинг успеваемости выпускников.

Педагоги, работающие с детьми, ежегодно повышают свою квалификацию и проходят курсы (например, краткосрочные курсы на 36 часов или 72 часа), связанные с развитием языка и языковых способностей у детей. В основном эти курсы повышения квалификации проводятся как на базе ДОО, так и в других образовательных организациях. Примером могут служить курсы повышения квалификации «Профессиональный стандарт "Педагог", «Личностно-ориентированный подход к развитию детей дошкольного возраста», проводимые МЦРКП, «Теория и технологии развития речи дошкольников», проводимые Московской академией профессиональных компетенций.

Теоретические и практические материалы курсов повышения квалификации логопеды берут на вооружение в своей работе с детьми, выборочно могут дать рекомендации воспитателю или осветить полезную информацию на педагогическом совете, чтобы руководитель ДОО и весь педагогический состав владел новыми методами и методиками работы с детьми, испытывающими трудности речевого развития. Как руководство к работе эти методические рекомендации используются в дальнейшей работе воспитателями по мере необходимости.

Собственно подготовка воспитателя к работе по развитию языка дошкольников заключается в подборе следующего материала: это фольклорные произведения, такие как сказки, пословицы и поговорки, пестушки и потешки, загадки; различные лингвистические игры, составление конспектов бесед с детьми на темы, например, по ознакомлению с окружающим миром и др. Всю необходимую информацию педагог может найти в методическом кабинете (материалы современные, соответствующие требованиям ФГОС ДО), получить консультацию у методиста или воспользоваться ресурсами Интернета.

Речевая деятельность детей тесно связана с игровой деятельностью. В ДОО особая роль отводится игровым уголкам, где дети по своему замыслу играют, общаются друг с другом (при этом используют монологическую и диалоговую виды речи). Виды игр настольные, на-стольно-печатные, и в эти игры одновременно могут играть семнадцать детей одновременно. Содержание настольно-печатных игр также рассчитано на закрепление счета, решение элементарных логических задач. Но особое внимание уделяется ролевым играм и сюжетно-ролевым, так как именно в этих видах игр дети закрепляют все свои знания. Также хочется подчеркнуть, что в каждом ДОО имеются костюмы для театрализованной деятельности и оборудование и материалы для разных видов театров (например, пальчикового).

Как отмечает М. Б. Зацепина [7], «многое зависит от воспитания, окружающей социокультурной среды, а следовательно, от того, что воспринял ребенок от окружающих

его взрослых. Очень важно, чтобы в каждой семье ребенок с первых дней своей жизни воспитывался в благоприятной обстановке».

Таким образом, в современной действительности для полноценного развития ребенка важным элементом является адекватная пространственно-предметная развивающая социокультурная среда, выступающая генеральным вектором развития культурно-досуго-вой деятельности детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Духанина Л. Н. При выборе детского сада родители прежде всего обращают внимание на его месторасположение. - URL: https://educationmanagers.ru/doshkol_noe_ obrazovanie/modernizaciya/pri_vybore_detskogo_sada_roditeli_prezhde_vsego_ obrawayut_vnimanie_na_ego_mestoraspolozhenie/ (дата обращения: 27.06.2018).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 27.06.2018).

3. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. - URL: http:// yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chelistoriya_razvitiya_vysshyh_ psih_funkciy.pdf (дата обращения: 27.06.2018).

4. Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. - М.: Пед. о-во России, 2006. - 161 с.

5. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду: программа и метод. рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 199 с.

6. LiSKit: Literacy und Sprache in Kindertageseinrichtungen (Schwerpunkt: Kinder von 3 bis 6 Jahren) / T. Mayr, Ch. Hofbauer, A. Kofler, M. Simic. - Berlin: Herder Verlag, 2016. - 166 p.

7. Зацепина М. Б., Комарова Т. С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 160 с.

8. Волосовец Т. В. Государственная политика в области дошкольного образования: цели, ценности, приоритеты // Воспитание и обучение детей младшего возраста: материалы V юбилейной Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2016. - С. 44-49.

9. Третьяков А. Л. Современный ребенок в дошкольном образовании Российской Федерации: особенности развития и интеграции в обществе знаний // Ребенок в образовании: тематич. сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - М., 2017. - С. 103-106.

References

1. Dukhanina L. N. Pri vybore detskogo sada roditeli prezhde vsego obrashchayut vnimaniye na ego mestoraspolozheniye. Available at: https://educationmanagers. ru/doshkol_noe_obrazovanie/modernizaciya/pri_vybore_detskogo_sada_rodite li_prezhde_vsego_obrawayut_vnimanie_na_ego_mestoraspolozhenie/ (accessed: 27.06.2018).

2. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya. Available at: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed: 27.06.2018).

3. Vygotskiy L. S. Razvitie lichnosti i mirovozzreniya rebenka. Available at: http://yanko. lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chelistoriya_razvitiya_vysshyh_psih_ funkciy.pdf (accessed: 27.06.2018).

4. Komarova T. S., Zyryanova O. Yu. Preemstvennost v formirovanii khudozhestvennogo tvorchestva detey v detskom sadu i nachalnoy shkole. Moscow: Ped. o-vo Rossii, 2006. 161 p.

5. Zatsepina M. B. Kulturno-dosugovaya deyatelnost v detskom sadu: programma i metod. reko-mendatsii. Moscow: Mozaika-Sintez, 2008. 199 p.

6. Mayr T., Hofbauer Ch., Kofler A., Simic M. LiSKit: Literacy und Sprache in Kindertageseinrichtungen (Schwerpunkt: Kinder von 3 bis 6 Jahren). Berlin: Herder Verlag, 2016, 166 p.

7. Zatsepina M. B., Komarova T. S. Integratsiya v vospitatelno-obrazovatelnoy rabote detskogo sada: posobie dlya pedagogov doshkolnykh uchrezhdeniy. Moscow: Mozaika-Sintez, 2014. 160 p.

8. Volosovets T. V. Gosudarstvennaya politika v oblasti doshkolnogo obrazovaniya: tseli, tsennosti, prioritety. In: Vospitaniye i obucheniye detey mladshego vozrasta.

Proceedings of the V Anniversary International scientific-practical conference. Moscow, 2016. Pp. 44-49.

9. Tretyakov A. L. Sovremennyy rebenok v doshkolnom obrazovanii Rossiyskoy Feder-atsii: osobennosti razvitiya i integratsii v obshchestve znaniy. In: Rebenok v obrazovanii. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference. Moscow, 2017. Pp. 103-106.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.