Научная статья на тему 'АБАКАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ (1944-1963)'

АБАКАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ (1944-1963) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБАКАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ХАКАССКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / СТУДЕНТЫ / КАФЕДРА / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / НАУЧНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артамонова Надежда Яковлевна

В статье исследован период становления Абаканского педагогического института в Хакасской автономной области. Рассмотрены трудности формирования контингента студентов, подбора профессорско-преподавательского состава и комплектования кафедр. Уделяется внимание образовательной и научной деятельности, вопросам идейно-теоретического уровня преподавателей и студентов. В статье использованы архивные материалы, впервые введенные в научный оборот. Делается вывод о роли Абаканского пединститута в деле подготовки педагогических кадров в Хакасии и на юге Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABAKAN PEDAGOGICAL INSTITUTE: YEARS OF FORMATION (1944-1963)

The article examines the formation period of Abakan Pedagogical Institute in the Khakass Autonomous Region. The author considers difficulties in the student body formation, faculty and departments staffing. The attention is paid to educational and scientific activities, issues of ideological and theoretical level of teachers and students. The archival materials used in the article are introduced into scientific circulation for the first time. The conclusion is made about Abakan Pedagogical Institute participation in the pedagogical personnel training in Khakassia and the south of the Krasnoyarsk Territory.

Текст научной работы на тему «АБАКАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ (1944-1963)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 378.637(571.513-25)«1945/1963»

АБАКАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ

(1944-1963)

Артамонова Надежда Яковлевна,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье исследован период становления Абаканского педагогического института в Хакасской автономной области. Рассмотрены трудности формирования контингента студентов, подбора профессорско-преподавательского состава и комплектования кафедр. Уделяется внимание образовательной и научной деятельности, вопросам идейно-теоретического уровня преподавателей и студентов. В статье использованы архивные материалы, впервые введенные в научный оборот. Делается вывод о роли Абаканского пединститута в деле подготовки педагогических кадров в Хакасии и на юге Красноярского края.

Ключевые слова: Абаканский педагогический институт, Хакасская автономная область, студенты, кафедра, профессорско-преподавательский состав, научная работа, образовательная деятельность.

ABAKAN PEDAGOGICAL INSTITUTE: YEARS OF FORMATION (1944-1963)

Artamonova Nadezhda Yakovlevna,

Doctor of History, Professor, History Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article examines the formation period of Abakan Pedagogical Institute in the Khakass Autonomous Region. The author considers difficulties in the student body formation, faculty and departments staffing. The attention is paid to educational and scientific activities, issues of ideological and theoretical level of teachers and students. The archival materials used in the article are introduced into scientific circulation for the first time. The conclusion is made about Abakan Pedagogical Institute participation in the pedagogical personnel training in Khakassia and the south of the Krasnoyarsk Territory.

Key words: Abakan Pedagogical Institute, Khakass Autonomous Region, students, department, faculty, scientific work, educational activities.

Послевоенный период был трудным в развитии системы высшего образования. Предстояла огромная работа по восстановлению учебных зданий и общежитий, оборудованию лабораторий, аудиторий и кабинетов. На основании Закона «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.» от 18 марта 1946 г. увеличивалось количество высших учебных заведений, осуществлялась подготовка специалистов высшей и

средней квалификации, необходимых в восстановлении экономики, культуры, социальной сферы, в том числе учителей для начального и среднего образования [1].

Для школ Хакасской автономной области и юга Красноярского края специалистов продолжали готовить учительский и педагогический институты. Абаканский государственный педагогический институт (А1ПИ), открытый в 1944 г. на базе учительского, стал первым высшим учебным

заведением Хакасии. История этого учебного заведения раскрыта в книге профессора С. П. Ултургашева, которая по сей день остается единственной публикацией, посвященной истории высшего образования в Хакасии [2].

В первые годы существования пединститут испытывал острую потребность в абитуриентах. В 1945 г. средние школы Хакасии выпустили всего 172 десятиклассника, еще меньше в 1946 г. - 169 [2, с. 34]. Не все из них выбрали профессию учителя. Некоторые выпускники школ были призваны в армию, другие решили получить высшее инженерно-техническое образование, кто-то не мог продолжить образование из-за тяжелых материальных условий. В педагогический институт в 1945 г. поступили 75 человек вместо планируемых 90 [2, с. 34]. Следует отметить, что и в последующие года вуз имел проблемы с набором студентов. Так, в 1949-1950 учебном году план нового приема был выполнен всего на 74 %. Сложившуюся ситуацию руководство института объясняло тем, что «довольно поздно была начата разъяснительная работа среди десятиклассников средних школ, недостаточное участие принимали общественные организации института»1. И только в начале 1950-х гг. набор студентов в пединститут стал осуществляться на конкурсной основе. В первые послевоенные годы студенческий контингент учительского и педагогического институтов состоял не только из выпускников средних школ, но и фронтовиков, участников Великой Отечественной войны (Д. А. Полынцев, П. Н. Кичеев, Б. К. Корнеев и др.).

В 1945-1946 уч. г. общее количество студентов пединститута достигало 142, в

1 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 12. Л. 2.

1946-1947 гг. - 156 чел.2. На начало 19471948 учебного года на трех курсах трех факультетов (исторического, физико-математического и русского языка и литературы) насчитывалось 187 чел.3

Поскольку пединститут был открыт в 1944 г., то в 1946-1947 г. выпуска еще не было. В 1948 г. появились первые выпускники у физико-математического факультета и факультета русского языка и литературы [2, с. 37]. Одновременно с ростом контингента студентов формировался профессорско-преподавательский коллектив, комплектовались кафедры. В 1944 г. в обоих институтах работали 26 преподавателей [2, с. 39], в 1946-1947 учебном году уже насчитывалось 34 преподавателя. В их числе с ученой степенью 2 чел.: Д. Е. Хайтун и Ю. А. Шибаева4.

С 1949 г. в стране начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему обучению, в связи с чем особое внимание стало уделяться подготовке учителей для семилетних школ. В Абаканском учительском институте в 1947 г. были открыты естественно-географическое отделение, в 1949 г. - отделение тувинского языка и литературы [2, с. 36]. В 1953 г. произошло объединение факультетов русского языка, литературы и исторического в один - историко-филологический факультет с хакасским отделением [2, с. 37-38].

В начале 1950-х гг. советское государство стало расширять систему среднего образования, что потребовало усиленной подготовки учителей для средних школ. С закрытием в 1954 г. учительского института Абаканский пединститут стал единственным и основным высшим учебным заведением, готовившим учителей по русскому

2 Там же. Д. 5. Л. 1.

3 Там же.

4 Там же. Д. 5. Л. 3.

языку и литературе, хакасскому языку и литературе, математике и физике, истории для семилетних и средних школ Хакасской автономной области и юга Красноярского края [2, с. 36-37]. Многие выпускники учительского института продолжили обучение в пединституте, в их числе А. Н. Гладышев-ский, А. Л. Артеменко, Г. А. Орешкова (Мохова).

24 декабря 1958 г. был принят Закон «Об укреплении связи с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», в соответствии с которым «вместо всеобще-обязательного семилетнего образования» было введено «всеобще-обязательное восьмилетнее образование» [3]. В соответствии с данным документом особое внимание было уделено подготовке учителей с высшим педагогическим образованием. В начале 1960-х гг. в пединституте была проведена очередная реорганизация. Так, в 1961 г. был открыт биолого-химический факультет с отделениями биологии и химии, биологии и основ сельского хозяйства, в 1963 г. - факультет иностранных языков с отделениями английского, немецкого и французского языков [2, с. 38]. В то же время, в 1963 г., подготовка учителей по специальности «история» прекращалась, поэтому историко-филологический факультет был преобразован в филологический [2, с. 38].

В двадцатилетний период становления пединститута произошло расширение профессорско-преподавательского состава с 26 чел. в 1944 г. до 144 чел. в 1964 г. [2, с. 39]. Особенностью формирования профессорско-преподавательского коллектива пединститута стало то, что в 1950-х гг. он состоял в большей степени из кадров, получивших высшее образование в известных вузах страны, в том числе Сибири. Так, А. Д. За-

рубина, работавшая в пединституте с 1958 по 1964 гг., была выпускницей Московского государственного экономического института, там же окончила аспирантуру в 1949-1952 гг.1 Зав. кафедрой марксизма-ленинизма В. М. Савостенко, который трудился в пединституте с 1955 по1961 гг., окончил исторический факультет Томского государственного университета, там же обучался в аспирантуре2. Л. И. Светличная получила высшее образование на историческом факультете Московского государственного педагогического института им. В. П. Потемкина. После защиты диссертации в 1952 г. Министерством просвещения РСФСР она была направлена на работу в АГПИ в качестве преподавателя истории СССР3. С 1953 г. деканом историко-филологического факультета был назначен П. А Войлошников, выпускник педагогического факультета Иркутского государственного университета 4. Г. А. Бенкевич, который с 1947 г. занимал должность декана физико-математического факультета Абаканского пединститута, а с 1953 г. являлся зав. кафедрой математики, окончил математическое отделение физико-математического факультета Московского университета5. Приказом по Главному управлению высших учебных заведений Министерства просвещения РСФСР от 16 ноября 1951 г. в распоряжение Абаканского пединститута был направлен кандидат филологических наук, доцент В. С. Ло-

зовецкий, выпускник Ростовского-на-Дону

6

университета .

За первые два десятилетия существования пединститута многие преподаватели

1 Архив ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Д. 4065. Л. 2.

2 Там же. Д. 4249. Л. 4.

3 Там же. Д. 4250. Л. 1.

4 Там же. Д. 4030. Л. 1.

5 Там же. Д. 4010. Л. 37.

6 Там же. Д. 4119. Л. 2 об.

были отозваны Министерством просвещения РСФСР (Я. А. Левицкий, Ф. М. Усвяце-ва, Л. С. Шептаев), некоторые были уволены в период борьбы с космополитизмом (1948-1953 гг.) (И. К. Илишкин, Ц.-Д. Но-минханов, Д. Е. Хайтун, Ю. А. Шибаева), другие в связи с реорганизацией факультетов и кафедр пединститута прошли по конкурсу в Курском, Арзамасском, Красноярском и других вузах страны. В то же время прибыли на работу в институт новые преподаватели: кандидаты исторических наук В. Э. Скорман, Н. В. Васильев, кандидат филологических наук В. Ф. Манаенков, преподаватель математики И. Г. Мулин, преподаватели иностранного языка Э. И. Мулина, Г. Я. Бодагова, преподаватель физкультуры Л. Н. Сагалаков, преподаватель физики Д. И. Алешин, преподаватель химии Я. В. Дырда1. В начале 19581959 уч. г. в коллектив пединститута влились преподаватель физического воспитания Н. С. Швыдков, преподаватель старославянского языка Г. С. Ковалева2. Профессорско-преподавательский состав пополнялся кадрами, подготовленными в Абаканском пединституте (А. Н. Глады-шевский, Г. А. Орешкова, А. Л. Артеменко,

A. В. Чеснокова, Е. Г. Ламанская, А. Н. Мо-хов, В. Г. Карпов, Д. А. Полынцев,

B. А. Устинова и др.). В 1957-1958 уч. г. «по штатному расписанию институт располагал 68 единицами, из них 24 кандидата наук, в том числе 7 доцентов». На кафедре марксизма-ленинизма работали 8 преподавателей, из них 3 кандидата наук (В. М. Са-востенко, А. С. Мусатов, П. Н. Мешалкин), 1 - доцент, 1 - зав кабинетом (Е. Г. Ламан-ская) и два лаборанта (О. Ф. Гаврилова (Сиротинина), Н. И. Качина). На кафедре

1 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д.41. Л. 2.

2 Там же. Д. 33. Л. 4.

истории - 10 человек, из них - 8 чел. кан-

1 з

дидатов наук, 3 доцента в том числе .

За первые двадцать лет существования сменилось шесть руководителей пединститута. Первым директором в 1944 г. был назначен А. Н. Пархоменко. Затем институтом руководили М. П. Русаков, Е. А. Мо-хов, В. Н. Непомнящий, И. А. Киселев, Д. И. Нагрузов [6].

В период становления пединститута осуществлялась научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов. Основные направления научной работы касались в основном местной тематики. Так, А. Н. Гладышевский занимался изучением темы «Шаманизм в Хакасии и его реакционная сущность». Объектом исследования А. Н. Устинова, участника революций 1917 г. и гражданской войны, являлась тема «Победа Советов на юге Енисейской губернии (Минусинский уезд)», П. П. Немирова изучала «Говоры трех русских селений (Бея, Табат, Иудино) Хакасской автономной области», М. А. Унгвицкая - «Хакасское стихосложение». Г. Д. Вигель трудился над кандидатской диссертацией по теме «Коренная перестройка преподавания истории и использование опыта советской школы в строительстве новой демократической школы в ГДР»4. Правда, на заседании кафедры истории СССР от 5 мая 1959 г. при обсуждении его диссертации отмечалось, что «диссертация построена на данных литературы, а не из «живой» школы. Мало проанализировано новых учебников, в основном старые»5. В 1960 г. Г. Д. Вигель защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Изучением растительного и животного мира Хакасии и юга Красноярского края занима-

3 Там же. Л. 3.

4 Там же. Д. 33. Л. 145.

5 Там же. Д. 37. Л. 44.

лись преподаватели кафедр химии и биологии, зоологии. Свои научные изыскания преподаватели публиковали в Ученых записках Абаканского пединститута, первый выпуск которых вышел в 1955 г.

Традиционными в 1950 - начале 1960-х гг. стали научно-теоретические конференции преподавателей и студентов. Вызывает интерес проведение конкурсов на лучшие студенческие работы, в частности, посвященные 250-летию добровольного присоединения Хакасии к России. Так, в 1957 -1958 уч. г. лучшими были признаны доклады Е. Егоровой (2 к.) «Участие комсомольцев Хакасии в культурной революции в 1924 - 1932 годах» и Т. Дутовой (2 к.) «Из истории сагайцев в 30-40-х годах Х1Х в.», П. Тясто (4 к.) «Комсомол на фронтах Отечественной войны»1. Студенты историко-филологического факультета принимали участие в историко-археологических экспедициях. Цель таких экспедиций заключалась в том, чтобы «вооружить будущих учителей навыками ведения историко-краеведческой работы, научить студентов принципам отбора коллекций, методике и практике создания и работы школьных му-зеев»2.

На заседаниях кафедр традиционными были обсуждения публикаций научных статей, монографий не только своих коллег, но и ученых академических научных учреждений. В частности, на заседании кафедры истории от 29 декабря 1958 г. состоялось обсуждение книги профессора Л. П. Потапова «Происхождение и формирование хакасской народности» (Абакан, 1957). Книга была подвергнута резкой критике со стороны преподавателей Н. А. Гладышевского, В. Г. Карпова и др. К. Г. Копкоев отметил,

1 Там же. Д. 33. Л. 157.

2 Там же.

что «главный вопрос о происхождении хакасов Потаповым решается неверно.... Положение Потапова о происхождении хакасов надуманное. Односторонне показана политика московских царей, как политика, направленная только к мирному освоению Сибири. Вопрос о происхождении качинцев в книге чрезвычайно запутан»3 .

Большое внимание на кафедрах уделялось взаимопосещению занятий. Каждому преподавателю следовало посетить в течение учебного года не менее 3-4 занятий своих коллег. Так, после обсуждения лекции старшего преподавателя, канд. ист. наук С. П. Ултургашева в постановлении кафедры марксизма-ленинизма отмечалось, что следует «изменить характер лекций и семинарских занятий по общественным наукам, покончить с абстрактностью и цитатничеством, разъяснять важнейшие положения марксизма-ленинизма доступным, увлекательным языком, в форме яркого увлекательного рассказа». С. П. Ултурга-шев, тогда еще молодой начинающий работник в ответном выступлении отметил, что «с замечаниями комиссии крайкома он не совсем согласен, особенно в той части, которая касается теоретического содержания его лекций: «Я считаю, что наша главная задача состоит в том, чтобы научить студентов самостоятельно работать. Но пока у меня это получается плохо»4. На заседаниях кафедр практиковались отчеты студентов о подготовке к семинарским заняти-

5

ям .

Большое значение в пединституте придавалось идейно-теоретическому уровню преподавателей. Так, в связи с выходом работ И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», «К некоторым вопросам

3 Там же. Д. 37. Л. 33.

4 Там же. Д. 37. Л. 222.

5 Там же. Л. 241.

языкознания» на заседании Ученого совета пединститута от 27 июня 1950 г. обществоведческие кафедры, кафедры языкознания обязали: перестроить свое преподавание в соответствии с указанием тов. Сталина; организовать в I семестре специальный научный семинар, цикл лекций для членов языковедческих кафедр. Учебной части организовать цикл лекций для студентов II и III курсов литфака на тему «Учение тов. Сталина о языке» и преподавание перевести по новым программам1 .

Центральное место в идейно-теоретическом воспитании преподавателей и студентов занимала кафедра марксизма-ленинизма. Кафедра тщательно анализировала доклады на институтские лектории и могла не допустить к чтению. Так, доклад А. Я. Тетеревой «50 лет со дня выхода в свет работы В. И. Ленина «Что делать?» не был допущен к чтению на лектории института, поскольку сама А. Я. Тетерева, якобы, «не владеет материалом, композиция доклада неудачная»2 .

В 1960-1961 учебном году в пединституте работали 72 преподавателя. На кафедре марксизма-ленинизма работали 8 преподавателей, из них 5 кандидатов наук, в том числе 3 доцента. На кафедре педагогики -13 чел., из них 1 кандидат наук, 1 доцент. На кафедре истории - 6 чел., из них 4 кандидата наук, 2 доцента. На кафедре русской и зарубежной литературы - 7 преподавателей, из них 5 кандидатов наук, 4 доцента. Кафедра физики насчитывала 10 преподавателей, из них 2 кандидата наук, 1 доцент. На кафедре математики трудились 15 преподавателей, кандидатов наук не было3. В 1961-1962 учебном году в институте ра-

1 Там же. Д. 12. Л. 10.

2 Там же. Д. 12. Л. 71.

3 Там же. Д. 41. Л. 1, 2.

ботал уже 81 преподаватель4. В состав кафедр вошли И. Т. Неткачев, Е. Г. Ламан-ская, О. В. Полевец, Ф. Г. Абубакирова, В. Г. Петренко, Т. С. Гранитова, В. А. Савченко, Е. А. Фрибус.

В 1950-е гг. некоторые преподаватели Абаканского педагогического института работали в зарубежных вузах. С 1955 по 1957 гг. старший преподаватель кафедры истории, кандидат исторических наук А. Н. Гладышевский по поручению Министерства просвещения РСФСР преподавал курс древней истории в Северо-Восточном педагогическом университете в г. Чанчунь КНР. Алексей Николаевич был одним из немногих советских гостей, кто побывал на родине и могиле Конфуция и даже встречался с потомком одного из учеников Конфуция. За свой труд А. Н. Гладышевский был награжден орденом «Дружбы» Китайской Народной Республики5.

В октябре 1958 г. Министерством просвещения РСФСР в годичную спецкомандировку в Польскую народную республику был направлен Павел Александрович Вой-лошников, старший преподаватель кафедры литературы, канд. филол. наук. Срок командировки был продлен до 30 июня 1962 г.6. В письмах директору пединститута И. А. Киселеву он писал, что читает три потока лекций по литературе XIX в. на II и III курсах, на IV курсе - советскую литературу. Из письма: «Особенно много времени и сил отнимают магистерские диссертации, которые из всех видов здесь моей работы являются самой «паршивой» работой (архиответственной)» (г. Ополе. Польша)»7.

4 Там же. Д. 49. Л. 1.

5 Из воспоминаний А. Н. Гладышевского. Личное интервью - 30 мин. Интервьюер - Н.Я. Артамонова. Место проведения - г. Абакан. Дата 24.08.2003 // Личный архив Н. Я. Артамоновой.

6 Архив ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Д.4030. Л. 21.

7 Там же. Л. 20.

В благодарственном письме П. А. Войлош-никову Ученый совет Опольского института отмечал: «Благодаря Вам окончили институт студенты со степенью магистра в таком количестве, в каком не выпускала еще никогда русская филология в Ополе за время своего существования»1.

В период становления пединститута остро стоял вопрос о состоянии учебно-материальной базы, поскольку, по словам С. П. Ултургашева, «исходные условия первого высшего учебного заведения Хакасии были крайне стесненными» [2, с. 53].

Практически с нуля формировалась лабораторная база физико-математического, биолого-химического факультетов, а также факультета иностранных языков. И все же с 1944 по 1964 гг. «общая площадь учебных корпусов института увеличилась до 5 613 кв. м, то есть в 3,1 раза, а учебная - до 2 493 или в 2,3 раза [2, с. 53]. Расширила свои возможности библиотека пединститу-

В 1958 г. студентов обслуживали 5 человек. Книжный и журнальный фонд ее составлял 79 365 экз. За 1957-1958 учебный год было приобретено 8 292 экземпляров, выписано 18 названий газет, увеличено количество названий журналов 2.

Таким образом, за двадцатилетний период становления пединститута были достигнуты серьезные успехи в деле подготовки учительских кадров не только для Хакасии, но и для юга Красноярского края. За этот период увеличился контингент студентов по очной и заочной формам обучения. Была заложена основа профессорско-преподавательского состава, открыты новые факультеты и кафедры, решались проблемы научного и образовательного процесса. С 1964-1965 уч. г. начался новый этап в истории Абаканского государственного педагогического института.

та.

1

Библиографический список

Закон СССР от 18.03.1946 «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.». Принят Верховным Советом СССР 18 марта 1946 г. URL: http://ipravo.info/sssrl/legal63/545.htm (дата обращения 5.01.2021).

2. Ултургашев С. П. Был всегда нацелен на будущее: к 50-летию Абаканского государственного педагогического института им. Н.Ф. Катанова. Аабакан: Изд-во хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1996. 152 с.

3. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5337.htm (дата обращения: 5.01.2021).

4. Артамонова Н. Я. Кафедра марксизма-ленинизма (к вопросу об истории высшего образования в Хакасии) // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 5. С. 35-39.

5. Артамонова Н. Я. Руководители Абаканского учительского и педагогического институтов (к истории высшего образования в Хакасии) // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 6. С. 50-56.

О Артамонова Н. Я., 2021

1 Там же. Л. 24.

2 ГКУ РХ «Национальный архив. Ф. 528. Д. 33. Л. 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.