Научная статья на тему 'Кафедра марксизма-ленинизма (к вопросу об истории высшего образования в Хакасии)'

Кафедра марксизма-ленинизма (к вопросу об истории высшего образования в Хакасии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КАФЕДРА МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА / DEPARTMENT OF MARXISM-LENINISM / ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / IDEOLOGICAL AND POLITICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артамонова Надежда Яковлевна

Статья посвящена истории развития высшего образования в Хакасии. Объектом рассмотрения является деятельность кафедры марксизма-ленинизма, одной из первых кафедр Абаканского учительского института. Автор анализирует трудности становления кафедры, проблемы кадрового её потенциала, обращает внимание на основополагающую роль кафедры в идейно-политическом воспитании студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marxism-Leninism Department (the History of Higher Education in Khakassia)

The article is devoted to the history of higher education development in Khakassia. The object of study is the Department of Marxism-Leninism, one of the first departments in Abakan Teachers'' Training Institute. The author analyzes the challenges of development, human resources issues, draws attention to the fundamental role of the Department in the ideological and political education of the students.

Текст научной работы на тему «Кафедра марксизма-ленинизма (к вопросу об истории высшего образования в Хакасии)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК [378:94](571.513)

КАФЕДРА МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА (К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАКАСИИ)

Н. Я. Артамонова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Статья посвящена истории развития высшего образования в Хакасии. Объектом рассмотрения является деятельность кафедры марксизма-ленинизма, одной из первых кафедр Абаканского учительского института. Автор анализирует трудности становления кафедры, проблемы кадрового её потенциала, обращает внимание на основополагающую роль кафедры в идейно-политическом воспитании студентов.

Ключевые слова: высшее образование, кафедра марксизма-ленинизма, идейно-политическое воспитание.

В 2014 году Хакасскому государственному университету им. Н. Ф. Катанова исполнится 20 лет, но история высшего образования в Хакасии насчитывает 75 лет. В 1939 году в Абакане был открыт учительский институт, который должен был готовить учителей для 5-7 классов средней школы. В состав Абаканского института входили три факультета: физико-математический, русского языка и литературы и исторический. Основным учебно-научным подразделением института, осуществлявшим учебную, методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам, являлась кафедра [1, д. 1, л. 4.]. Кроме трёх факультетских кафедр истории, языка и литературы, физики и математики, имелись две общеинститутские кафедры - марксизма-ленинизма и педагогики [2, с. 20; 1, д. 1, л. 6]. В соответствии с традициями строительства советской системы высшего образования кафедра марксизма-ленинизма играла основополагающую роль в институтском образовании.

В советский период в высшей школе большое значение придавалось идейно-политическому воспитанию студентов, ответственность за которое возлагалась на преподавателей общественных дисциплин. Цикл этих дисциплин состоял из нескольких концептуально связанных предметов и составлял методологическую основу для всех специальностей. Однако в 1920-1930-е гг. с постановкой преподавания этих дисциплин не всё обстояло благополучно: еще не были отшлифованы программы, учебные планы, не определена структура, не хватало квалифицированных кадров. После выхода в свет «Краткого курса ВКП(б)» и специального Постановления ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)»« началась перестройка преподавания общественных дисциплин. Взамен существовавших отдельных кафедр диалектического и исторического материализма, ленинизма и истории ВКП(б) ЦК партии постановил «создать в вузах единую кафедру марксизма-ленинизма» [3, с. 330]. Вместо самостоятельных курсов ленинизма, диалектического и исторического материализма в вузах вводился единый курс «Основы марксизма-ленинизма», изучение которого начиналось с «Краткого курса истории ВКП(б)», с одновременным изучением первоисточников марксизма-ленинизма. После истории ВКП(б) начиналось изучение политической экономии. Постановление предписывало сохранить преподавание диалектического и исторического материализма в институтах, где были философские, исторические и литературные факультеты [3, с. 330].

В первый, 1939-1940, учебный год Абаканский учительский институт по распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР (НКП) был обследован комиссией Красноярского педагогического института. Особо тщательной проверке подверглась кафедра марксизма-ленинизма. В числе недостатков, обнаруженных в ходе работы комиссии, был назван главный: кафедра не является ведущей в институте и «находится на второстепенном месте» [4, с. 47]. В отчёте руководителя комиссии отмечалось, что в расписании не учитывается «специфическая особенность» некоторых дисциплин. Так, лекции по основам марксизма-ленинизма должны были стоять первыми в расписании, а не последними, как это наблюдалось в расписаниях занятий факультетов института [4, с. 47; 1, д. 2, л. 25 об.]. За период существования (более года) кафедра не составила плана работы, не провела ни одного заседания, не инициировала обмена мнениями между членами кафедры. Ещё не был утверждён заведующий кафедрой, а его обязанности исполнял В. Г. Дубов, директор института [2, с. 20; 1, д. 2, л. 26 об.-27]. Дело в том, что в соответствии с вышеуказанным Постановлением ЦК ВКП(б) руководители кафедр марксизма-ленинизма отбирались ЦК нацкомпартий, крайкомами, обкомами или горкомами ВКП(б) и утверждались ЦК ВКП(б) [3, с. 330]. В то же время был отмечен «молодой, способный, растущий» преподаватель М. А. Борисов, который, по мнению комиссии, «вполне оправдывает порученное ему преподавание основ марксизма-ленинизма», но его необходимо «разгрузить», для чего на кафедру нужно «привлечь ещё одного работника» [1, д. 2, л. 27 об.].

На кафедре марксизма-ленинизма в 1940 году работали два человека [5, с. 39]. С 1 января 1941 года обязанности заведующего кафедрой исполнял по приказу директора института М. А. Борисов, с 15 января 1941 года заведующим был назначен А. А. Семёнов, прибывший на работу в Абакан по распоряжению крайкома ВКП(б) [6, л. 2-2 об., 3 об.-4].

Преподаватели кафедры марксизма-ленинизма, как, впрочем, и всего института, слабо владели методикой чтения лекций, ведения семинарских занятий. Поэтому на заседаниях Совета вуза традиционно рассматривались методические вопросы. Так, на одном из его заседаний заведующая кафедрой языка и литературы П. П. Немирова давала такие рекомендации: «Должна быть названа тема лекции и основные 4-5 вопросов лекции. Изложение лекции должно быть не в виде беспрерывного потока слов и фраз, а выделены основные вопросы и положения. <...> Конец лекции должен быть задан самим преподавателем, а не звонком» [1, д. 2, л. 19 об.-20].

Анализ протоколов заседаний Совета учительского института за 1940-1941, 1941-1942 учебные годы свидетельствует о том, что студенты испытывали определённые трудности в изучении дисциплин кафедры, освоении первоисточников, поскольку библиотека вуза была бедна, а в кабинете марксизма-ленинизма были в наличии лишь единицы произведений классиков. Кроме того, по мнению преподавателей, наблюдалось «несерьёзное отношение к семинарским занятиям», отмечались срывы занятий [1, д. 2, л. 73].

На одном из заседаний Совета института (март 1941 г.) было принято решение: кафедре приобрести труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, «приступить к глубокому изучению их»; организовать кружки по изучению трудов Маркса-Энгельса. [1, д. 2, л. 75-75 об.].

С началом Великой Отечественной войны вся работа института была перестроена в соответствии с военным положением. Большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию студентов, населения в целом. Члены кафедры читали лекции в госпиталях, в организациях и учреждениях города на темы, созвучные времени: «Отечественная война в СССР против немецких фашистов», «Учение Ленина о войнах» (М. А. Борисов); «Октябрьская революция», «Стратегические планы Германии во время первой империалистической войны», «Отечественная война 1812» (В. Г. Дубов) и др. [1, д. 2, л. 45].

В 1942-1943 учебном году коллектив института значительно поредел. Некоторые преподаватели выбыли в связи с реэвакуацией, другие были отозваны Наркомпросом на новые места работы, третьих уволили по причине непригодности работы в институте, некоторые преподаватели уехали в Москву учиться, кто-то отбыл в ряды Красной Армии. Недоукомплектована была и кафедра марксизма-ленинизма. Старший преподаватель С. В. Бирбраер уехала в Москву к мужу [1, д. 5, л. 91 об.], оставалась вакантной должность заведующего кафедрой. Руководство института неоднократно обращалось в НКП РСФСР с просьбой командировать научного работника, «который бы сумел повести курс и возглавил бы кафедру» [1, д. 5, л. 92].

В 1943-1944 учебном году кафедру возглавил А. П. Примак, на которого легла вся нагрузка по преподаванию основ марксизма-ленинизма. Судьба А. П. Примака в Абакане сложилась трудно. В Хакасию он прибыл по эвакуации с Украины и трудился в Абаканском учительском институте более двух лет. До поступления на работу в институт он находился на партийной работе и, как указывается в документах института за 1943-1947 гг., «пользовался большим доверием руководства института, контролю подвергался слабо», «был популярным лектором, хотя лекции большой глубиной и содержательностью не отличались, не вызывали интереса студентов, были весьма сухими, без доказательства и обоснований» [7, д. 1068, л. 2]. Важнейшие произведения марксизма-ленинизма студенты, якобы, не читали и не изучали на семинарах и коллоквиумах по политэкономии, проводимых на третьем курсе исторического факультета. Группа студентов выступила против политики советского правительства в колхозном строительстве, внутренней торговле, финансовой политике и т. д. «Примак такие антисоветские выступления не приостановил, - говорится далее в отчёте, - встал на путь замалчивания, предвидя при разоблачении опасность для своего положения, кроме замалчивания в ряде случаев (политика торговли), разделял антисоветские убеждения» [7, д. 1068, л. 2]. Антисоветские выступления в институте были вскрыты органами НКГБ, они явились предметом обсуждения на заседании бюро обкома ВКП(б), в результате чего А. П. Примак был исключён из партии и привлечён к уголовной ответственности, приговорён к изоляции. Народным судом к строгому наказанию также была привлечена группа студентов [7, д. 1068, л. 2].

В отчёте за 1943-1944 учебный год отмечается, что успеваемость по основам марксизма-ленинизма на первых курсах факультетов была в целом удовлетворительной. Из 119 студентов 50 % имели хорошие и отличные оценки, 43 % - посредственные, 7 % - неудовлетворительные. Наибольший процент посредственных оценок по основам марксизма-ленинизма имели студенты первого курса исторического факультета. Это объяснялось тем, что студенты-историки «при общей организованности и дисциплинированности в большей части страдают явно выраженным недостатком общего развития довузовской подготовки» [1, д. 5, л. 53 об.].

В 1944 году на учебно-материальной базе учительского института был создан педагогический институт и образованы единые кафедры для двух учебных заведений: марксизма-ленинизма, педагогики и психологии, истории, литературы, языка, хакасского языка и литературы, физики и математики, военной и физической подготовки [2, с. 28- 29]. Таким образом, в Хакасии стало два института: учительский и педагогический. На самом же деле эти два учебных заведения по финансовому обеспечению, административному управлению, профессорско-преподавательскому составу, учебно-материальной базе представляли единый механизм, единое целое [2, с. 29-30].

Деятельность кафедр марксизма-ленинизма всегда находилась под контролем партии. Так, в 1945 году проверке подвергся Саратовский государственный университет, по результатам которой было подготовлено Постановление ЦК ВКП(б) от 9.07.1945 г. «О недостатках в преподавании основ марксизма-ленинизма в Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского». По итогам обсуждения этого документа кафедра марксизма-ленинизма рассмотрела вопрос о повышении качества лекций и семинарских занятий. Вопрос об изучении марксистско-ленинской теории был поставлен на заседаниях комитета ВЛКСМ. Члены

кафедры усилили контроль над самостоятельной работой студентов через проверку конспектов по первоисточникам и вызовом на обязательные консультации студентов, не посещавших семинары. Была организована система докладов по первоисточникам [1, д. 5, л. 26, л. 123].

В первый мирный 1945-1946 учебный год общие условия работы учительского и педагогического институтов изменились. На кафедре марксизма-ленинизма до октября 1945 года не было ни одного работника, организационно она оформилась к декабрю 1945 года. Учебный процесс обеспечивали три преподавателя. Заведующим кафедрой, по решению Красноярского крайкома ВКП(б), с 5 октября 1945 года был назначен М. Я. Морозов. Выпускник философского факультета Московского историко-философско-литературного института, он до приезда в Абакан работал исполняющим обязанности заведующего кафедрой марксизма-ленинизма в Сибирском лесотехническом институте, но 20 сентября 1945 года был освобождён от этой должности для выполнения кандидатской диссертации. Затем решением бюро Красноярского крайкома ВКП(б) от 3 октября 1945 года был командирован на должность заведующего кафедрой марксизма-ленинизма Абаканского учительского и педагогического институтов, где к началу 1945-1946 учебного года не было ни одного работника [7, д. 1400, л. 66; 1, д. 5, л. 120, л. 124]. Как преподаватель, он читал курс «Основы марксизма-ленинизма» и «Диалектический и исторический материализм [1, д. 5, л. 15 об., л. 120-121]. В ноябре 1945 года демобилизовался из рядов Красной армии А. Н. Устинов. Будучи заместителем директора по научно-учебной работе в пединституте, он, как совместитель, вёл курс основ марксизма-ленинизма у студентов учительского института [1, д. 5, л. 15 об., л. 120]. Третьим членом кафедры стала П. Ф. Баянова, выпускница историко-филологического факультета Томского государственного университета и трёхмесячных курсов преподавателей основ марксизма-ленинизма в Москве, которая была командирована в Абаканский пединститут в 1945 году Всесоюзным комитетом по делам высшей школы (ВКВШ). В должности старшего преподавателя читала курс «Конституция СССР» [1, д. 5, л. 120-121].

Большое внимание на кафедре уделяли научно-исследовательской работе преподавателей, повышению их квалификации. Сам заведующий кафедрой М. Я. Морозов сдал кандидатский минимум по философии. Кафедра диалектического и исторического материализма Московского университета им. М. В. Ломоносова утвердила тему его кандидатской диссертации - «Решение проблемы свободы и необходимости при социализме». В связи с большой учебной и научной загрузкой диссертацию Михаил Яковлевич защитил только в 1951 году [1, д. 9, л. 16]. А. Н. Устинов в 1945-1946 учебном году впервые приступил к освоению курса основ марксизма-ленинизма, дисциплины для него новой, так как с 1940 года до начала войны он был заведующим кафедрой педагогики в учительском институте [2, с. 20].

При кафедре существовал кабинет марксизма-ленинизма, который в условиях ограниченной учебной площади был включён в учебное расписание, и в нём постоянно шли занятия. Работу со студентами, таким образом, приходилось начинать только после 18 час. Преподаватели кафедры марксизма-ленинизма осуществляли обширную лекционную деятельность. М. Я. Морозов был внештатным лектором обкома ВКП(б), он читал лекции по путёвкам в организациях города, а с марта 1946 года - в Абаканском городском вечернем университете марксизма-ленинизма. Все члены кафедры в 1945-1946 учебном году занимались общественной и агитационной работой, выступали по радио, на торжественных заседаниях. В преддверии выборов в Верховный совет СССР в 1946 году и местные советы депутатов трудящихся основная тяжесть агитационно-массовой работы легла на преподавателей институтов, в большей степени на членов кафедры марксизма-ленинизма. Так, А. Н. Устинов на радио озвучил лекцию на тему «Работа агитколлективов на избирательном участке», П. Ф. Баянова - на тему «Сталинская Конституция - самая демократическая конституция в мире» [1, д. 5, л. 30 об.-31].

Экзаменационная сессия в 1945-1946 учебном году показала, что студенты пединститута вполне удовлетворительно усвоили знания по основам марксизма-ленинизма [1, д. 5, л. 33]. Как отмечалось в отчёте за указанный год, выпускники пединститута хорошо разбирались в текущих событиях, в международной обстановке. В то же время у студентов учительского института знания основ марксизма-ленинизма были значительно ниже. Слабым местом для них оказалась философия. Студенты, как правило, не понимали разницу между субъективным и объективным идеализмом. Значительная часть студентов плохо знала историю партии, плохо ориентировалась в текущей политике. Отдельные студенты, указывалось в отчёте, не понимали, что такое ленинизм [1, д. 5, л. 33].

В 1948-1949 учебном году коллектив кафедры марксизма-ленинизма состоял уже из четырёх штатных преподавателей и двух совместителей, которые обеспечивали выполнение учебного плана. Диалектический и исторический материализм читал М. Я. Морозов, основы марксизма-ленинизма - А. Л. Артёменко (кстати, одна из первых выпускниц педагогического института), А. К. Стасенко и Д. Г. Магеррамли - основы марксизма-ленинизма, С. А. Бордонский и Н. С. Мартынов (оба совместители) вели политэкономию. А. К. Стасенко и Д. Г. Магеррамли были вскоре освобождены от работы «как случайно попавшие работать в вуз». После отказа от совместительства С. А. Бордонского и Н. С. Мартынова на постоянную работу был приглашён М. Е. Панченко, а совместителем - А. П. Белошапкин [1, д. 9, л. 167]. В 1948-1949 учебном году члены кафедры впервые получили возможность оформлять командировки для работы над диссертацией и сдачи кандидатского минимума [1, д. 9, л. 175]. Преподавателей, имевших учёные степени и учёные звания, на кафедре ещё не было.

В конце 1940-х гг. направления деятельности кафедры значительно расширились. Стали практиковаться взаимопосещения занятий не только между членами кафедры, но и преподавателей других кафедр. Становится традицией проведение научно-теоретических конференций совместно с другими кафедрами. Работники кафед-

ры марксизма-ленинизма вели большую общественную и идейно-пропагандистскую работу среди населения. Практически все принимали участие в работе городского университета марксизма-ленинизма [1, д. 9, л. 176]. При кафедре были образованы институтский лекторий и научный студенческий кружок, где готовились и заслушивались доклады на различные темы, как-то: «Идея патриотизма в советской художественной литературе», «Лобачевский и диалектический материализм», «Вопросы материализма в русской классической литературе и др.» [1, д. 9, л. 175].

Необходимо подчеркнуть, что специфика событий, происходивших в стране, отражалась на работе кафедр марксизма-ленинизма высших учебных заведений страны. В 1948 году (31 июля - 2 августа) состоялась сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), которая явилась кульминацией разгрома генетики в стране. Сессии имела официальное название «О положении в биологической науке», но, тем не менее, несмотря на название, сессия по сути имела характер идеологической кампании, направленной против всей науки. В свете решений августовской сессии ВАСХНИЛ началась перестройка работы кафедры марксизма-ленинизма Абаканского учительского и педагогического институтов. [1, д. 9, л. 176]. На заседаниях кафедры преподаватели обсуждали вопрос «О пропаганде и применении передовой мичуринской биологической науки в чтении курсов диамата и истмата и параграфа второго главы IX «Краткого курса». В связи с этим были подобраны примеры из мичуринской биологической науки, которые использовались при изучении работы Сталина «О диалектическом и историческом материализме». В отчёте заведующего кафедрой М. Я. Морозова за 1948-1949 учебный год отмечалось, что на экзамене по диалектическому материализму «студенты умеют применять мичуринское учение при рассмотрении вопросов по диамату» [1, д. 9, л. 176].

В связи с выходом статьи И. В. Сталина в газете «Правда» «Марксизм и вопросы языкознания. Относительно марксизма в языкознании» учёный совет Абаканского государственного педагогического института (АГПИ) рекомендовал «всем кафедрам, особенно общественным, кафедрам языкознания, своё преподавание перестроить в соответствии с указаниями тов. Сталина» [1, д. 5, л. 10].

В 1949-1950 учебном году М. Я. Морозов был освобождён от обязанностей заведующего кафедрой в связи с поступлением в годичную аспирантуру Московского государственного университета. На эту должность был назначен И. И. Рудой, командированный Министерством просвещения РСФСР [6, л. 74, 83 об.]. После защиты кандидатской диссертации М. Я. Морозов вновь возглавил кафедру. В 1951-1952 учебном году на кафедре работали М. Я. Морозов, И. И. Рудой, М. Е. Панченко, С. А. Бордонский, А. Я. Тетерева, А. Л. Артёменко (совместитель) [1, д. 9, л. 7].

С закрытием в 1954 году учительского института кафедры АГПИ неоднократно реорганизовывались, переименовывались, менялось их количество. Но постоянной оставалась кафедра марксизма-ленинизма. В 1955 году кафедру возглавил кандидат исторических наук В. М. Савостенко. В 1957-1958 учебном году на кафедре работали 8 преподавателей, из них трое имели учёную степень кандидата наук (В. М. Савостенко, А. С. Мусатов, П. Н. Мешалкин). Диссертационными исследованиями занимались преподаватели Н. С. Мартынов, М. Е. Панченко, И. И. Рудой.

Вспомогательный персонал кабинета марксизма-ленинизма состоял из заведующего кабинетом (Е. Г. Ламанская) и двух лаборантов (О. Ф. Гаврилова (Сиротинина) и Н. И. Качина).

Кафедра марксизма-ленинизма работала строго по плану. В соответствии с планом работы кафедры систематически проводились заседания кафедры; их было проведено 20, в том числе, два объединённых с кафедрой истории. На заседаниях кафедры зачастую присутствовали лекторы горкома и обкома КПСС [1, д. 33, л. 8-9].

Все работники кафедры выполняли общественные поручения. М. В. Савостенко был внештатным лектором обкома КПСС, преподавателем заочной высшей партийной школы (ВПШ) при ЦК КПСС, членом учёного совета Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (ХакНИИЯЛИ). Н. С. Мартынов являлся постоянным лектором и преподавателем вечернего университета марксизма-ленинизма, лектором общества «Знание». А. С. Мусатов выполнял обязанности секретаря партбюро АГПИ, являлся кандидатом в члены горкома КПСС, членом Пленума областного общества «Знание». М. Е. Панченко был избран депутатом горсовета. А. В. Ионов работал агитатором во время избирательной кампании, был членом ряда институтских комиссий [1, д. 33, л. 33-35].

В 1950-е гг. среди населения популярностью пользовалась школа молодого лектора, существовавшая при кафедре марксизма-ленинизма. Основное внимание на её занятиях уделялось научно-теоретической подготовке по конкретным направлениям лекционной пропаганды и лекторскому мастерству [2, с. 47-48]. В частности, большой популярностью пользовались лекции по международной тематике Н. С. Мартынова, старшего преподавателя кафедры марксизма-ленинизма [2, с. 48].

Одним из направлений деятельности кафедры была исследовательская работа её членов. Результаты исследований воплотились в статьи, монографии, кандидатские диссертации. Например, Н. С. Мартынов защитил работу на тему «Борьба КПСС за укрепление сельских Советов и повышение их роли на завершающем этапе коллективизации (1933-1937 гг.)», А. Н. Устинов - на тему «Победа Советов на юге Енисейской губернии (Минусинский уезд)» [2, с. 49-50]. Крупным достижением членов кафедры стала работа в составе творческого коллектива над обобщающим трудом «Очерки истории Хакасии советского периода» (Абакан, 1963) [5, с. 54].

Большое значение кафедра придавала проведению политических информаций в студенческих группах института. Совместно с партбюро пединститута составлялась тематика бесед в студенческих группах, проводился инструктаж преподавателей-кураторов групп. Кроме того, члены кафедры марксизма-ленинизма читали лекции

для всех студентов института по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики страны [1, д. 33, л. 21]. По поручению партбюро АГПИ работники кафедры проводили инструктаж с агитаторами десятидворок, составляли тематику бесед и подбирали для них в кабинете марксизма-ленинизма необходимую литературу [1, д. 33, л. 21-22].

В 1960-1961 учебном году преподавательский состав кафедры был вполне подготовлен в профессиональном плане, что позволяло обеспечивать преподавание дисциплин на уровне вузовских требований. В это время на кафедре работали 8 человек, из них 5 кандидатов наук, в том числе 3 доцента: И. А. Киселёв, В. М. Савостенко, А. С. Мусатов. В это же время в институте впервые был введён факультативный курс «Этика». Кафедра поручила читать лекции и вести семинарские занятия по марксистско-ленинской этике (в объёме 32 часов) доценту А. С. Мусатову, посетившему семинар преподавателей этики и эстетики в МГУ [1, д. 38, л. 256]. Для чтения этого курса были привлечены также А. В. Ионов и другие преподаватели.

В 1961-1962 учебном году преподавательский состав кафедры увеличился до 10 человек, из них 6 имели учёную степень кандидата наук, четверо из которых - учёное звание доцента. На должность ассистента была переведена Е. Г. Ламанская, на должность старшего преподавателя принят И. Т. Неткачев, на должность ассистента - О. В. Полевец [1, д. 49, л. 2]. Должность заведующего кафедрой исполнял Н. С. Мартынов.

В 1962-1963 учебном году на кафедре марксизма-ленинизма работали: С. П. Ултургашев, кандидат исторических наук, доцент; И. А. Киселёв, ректор института; Н. В. Васильев, кандидат исторических наук; А. Д. Зарубина, кандидат исторических наук; О. В. Полевец, М. Е. Панченко, И. Т. Неткачев, А. В. Ионов, Е. Г. Ламанская и др. [5, с. 53-54]. Кафедра вела большую научно-исследовательскую работу. Особенностью научной работы того времени было наличие обязательной коллективной темы, над которой трудились все преподаватели кафедры. Кафедра марксизма-ленинизма АГПИ работала в тесном сотрудничестве с учёными Хак-НИИЯЛИ. Так, в 1963 году преподаватели совместно с членами сектора истории научно-исследовательского института начали работу над темой «Очерки истории парторганизации Хакасии». Здесь сказались давние традиции совместной деятельности кафедры марксизма-ленинизма с научно-исследовательским институтом. В недавнем прошлом член кафедры С. П. Ултургашев был директором ХакНИИЯЛИ, да и другие члены кафедры охотно сотрудничали с учёными данного института.

В 1963 году историческое образование в пединституте было закрыто, и значительная часть преподавателей-историков осталась не у дел. После неудачной попытки найти работу в новосибирском вузе вернулся в Абакан А. Н. Гладышевский (один из первых выпускников исторического факультета) и стал работать на кафедре марксизма-ленинизма. В Коломенском педагогическом институте, где в 1965 году открылся исторический факультет, стал работать в должности доцента Иван Агапеевич Киселёв [8]. Некоторые преподаватели вошли в состав кафедры марксизма-ленинизма, создав, таким образом, высокопрофессиональный преподавательский коллектив. В 1964 году на кафедру пришла М. Т. Кабелькова, окончившая аспирантуру Академии наук Киргизской ССР. С 1966 по 1969 гг. кафедру марксизма-ленинизма АГПИ возглавлял С. П. Ултургашев.

К началу 1970-х гг. кафедра марксизма-ленинизма исторически изжила себя. В 1972 году по решению Министерства высшего и среднего специального образования СССР кафедра марксизма-ленинизма была разделена на две кафедры: истории КПСС и научного коммунизма (заведующим стал С. П. Ултургашев) и кафедру политэкономии и философии (заведующий - кандидат экономических наук, доцент И. Т. Неткачев) [1, с. 69].

Библиографический список

1. Государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф. 528, оп. 1.

2. Ултургашев, С. П. Был всегда нацелен на будущее. К 50-летию Абаканского государственного педагогического института им. Н. Ф. Катанова / С. П. Ултургашев. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1996.

3. О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)»: постановление ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898-1954. Издание седьмое. Часть III (1930-1954). - М.: Государственное издательство политической литературы, 1954.

4. Артамонова, Н. Я. К вопросу становления исторического факультета Абаканского государственного педагогического института / Н. Я. Артамонова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Серия 3. История. Право. Выпуск 3. -Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2003.

5. Данькин, Е. Н. История развития исторической науки в Хакасии / Е. Н. Данькин. - Абакан: Изд-во «Бригантина», 2011.

6. Архив Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университета им. Н. Ф. Катанова (Архив ХГУ им. Н. Ф. Катанова). Ф. Р-528. Книга приказов за 1941 год. Приказ № 5.

7. Отдел документов новейшей истории ГКУ РХ (ОДНИ ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф. 2, оп.1.

8. Педагогический Вестник. Издание Коломенского государственного педагогического института. 2009. Март. № 3.

© Артамонова Н. Я., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.