Научная статья на тему 'Творческий путь Алексея Николаевича гладышевского'

Творческий путь Алексея Николаевича гладышевского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАМАНИЗМ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ / SHAMANISM / CONVERTING TO CHRISTIANITY / ANCIENT HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данькин Евгений Николаевич

Рассматриваются страницы биографии учёного и педагога, его вклад в изучение ряда актуальных проблем исторической науки Хакасии: традиционное мировоззрение хакасов (шаманизм) и история христианизации в Хакасии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative Work of A.N. Gladishevsky

The biographic events of scientist and teacher, his valuable contribution to studying principal problems of Khakassian history: the traditional outlook of Khakas people (shamanism) and the converting to Christianity in Khakassia are examined.

Текст научной работы на тему «Творческий путь Алексея Николаевича гладышевского»

ББК 63.3(2)-8

Е.Н. Данькин Творческий путь

Алексея Николаевича Гладышевского

Ключевые слова: шаманизм, христианизация, древняя история.

Key words: shamanism, converting to Christianity, ancient history.

Алексей Николаевич Гладышевский - известный сибирский учёный-краевед, кандидат исторических наук, доцент Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, заслуженный деятель науки Республики Хакасия, блестящий популяризатор истории Хакасии [1], настоящий Учитель с большой буквы, любимый студентами и уважаемый коллегами, отдавший 58 лет жизни преподаванию и прививший любовь к своей работе не одному поколению историков.

Родился А.Н. Гладышевский 17 октября 1923 г. в Минусинске Енисейской губернии. После окончания в 1942 г. школы №1 в Абакане Алексей Николаевич поступил в Абаканский государственный учительский институт. Закончив в 1944 г. историческое отделение института, А.Н. Гладышевский был зачислен в числе других выпускников сразу на третий курс исторического факультета Абаканского государственного педагогического института (АГПИ), открытого в октябре 1944 г. Набор на 1 и 2 курсы не проводился из-за отсутствия необходимого числа абитуриентов. В 1946 г. состоялся первый выпуск учителей истории в АГПИ, в числе первых выпускников был и Алексей Николаевич [2, л. 7].

Обучаясь в институте, Алексей Николаевич ведёт активную общественную работу. В 1944 г. ему было доверено выступить в газете «Советская Хакасия» от имени абаканского студенчества [3]. В 1945 г. Алексей Николаевич был принят в члены ВКП(б), позже становится секретарём партбюро АГПИ. В 1946 г. является ответственным за создание экспозиции «История первобытного общества» в Хакасском краеведческом музее. Активное участие в общественно - политической жизни института, города Абакана, Хакасии является неотъемлемой частью жизни и деятельности А.Н. Гладышевского.

Педагогическую работу Алексей Николаевич начал студентом в 1944-1945 гг. читая лекции на курсах в Институте усовершенствования учителей в Абакане, а с 1 сентября 1945 г. принят на должность ассистента кафедры всеобщей истории АГПИ. В 1945 г. был осуществлён первый набор студентов на 1 курс исторического отделения. В институте после отъезда эвакуированных в годы войны в Абакан преподавателей образовался дефицит педагогов. По этой причине трёх наиболее подготовленных студентов

4 курса привлекли к преподавательской работе [4]. Так, будучи студентом Алексей Николаевич начал работать в институте, проводил семинарские занятия по древней и всеобщей истории. Зав. кафедрой Д.Е. Хайтун отмечал, что студент Гладышевский «добросовестно готовился к занятиям... и в итоге очень хорошо справился с порученной работой» [5]. По окончании института Алексей Николаевич начинает работать ассистентом на кафедре, а с первого мая 1949 г. назначается старшим преподавателем.

Основное направление научных интересов Алексея Николаевича - история религии - определилось в студенческие годы. Как он отмечает, «моим учителем был профессор С.А. Токарев, потом в нашем институте работал доцент Д.Е. Хайтун» [4].

Сергей Александрович Токарев прибыл в эвакуацию в Абакан осенью 1941 г., где сразу приступил к педагогической работе в Абаканском учительском институте. С.А. Токарев был широко известен в научных кругах страны и за её пределами. Специализируясь по проблемам «Этнография народов СССР» и «История первобытных форм религии», Сергей Александрович в 1940 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора исторических наук на тему «Общественный строй Якутов в ХУП—ХУШ веках» [6, с. 48]. С.А. Токарев сделал огромный вклад в развитие исторического образования и науки в Хакасии. Работая в учительском институте, он создаёт кафедру всеобщей истории, разрабатывает учебные планы и лекции по всеобщей истории. Приобретаются и собираются наглядные пособия и литература. Сделать это в условиях военного времени, вдали от крупных научных и издательских центров было очень сложно. Сергей Александрович подбирает книги из личной библиотеки для кабинета истории [7, л. 56об.], чтобы студенты могли готовиться к занятиям. Работая в Абакане, С.А. Токарев продолжает научно-исследовательскую работу, готовит к изданию монографию «История религий» [7, л. 77]. В 1943 г. Сергей Александрович возвращается в Москву и становится заведующим сектором этнографии народов Америки, Австралии и Океании в московском отделении Института этнографии АН СССР.

Д.Е. Хайтун - талантливый преподаватель с более чем двадцатилетним стажем работы в высших учебных заведениях, кандидат исторических наук, доцент, заведовавший кафедрой всеобщей истории после отъезда С.А. Токарева. Он оказал большое влияние на становление Алексея Николаевича Гладышевского

как учёного. После эвакуации в Абакан Д.Е. Хайтун продолжает работу над докторской диссертацией «История тотемизма», выступает в 1943-1944 гг. с научно-популярной лекцией «Происхождение и социальные корни буддизма» [9, л. 123], в 1944-1945 гг. работает над статьёй «Пережитки тотемизма у хамитов, семитов и арийцев»[8, л. 66].

Научные интересы ведущих преподавателей определи интерес А.Н. Гладышевского к проблемам истории религии. В 1950-1951 гг. была подготовлена научно-популярная лекция «Возникновение христианства» [9, л. 318], тогда же Алексей Николаевич обращается к изучению шаманизма у хакасов. В сборе материалов для диссертации большую помощь оказал Яков Иванович Сунчугашев. Алексей Николаевич вспоминает: «Мой ученик, у меня он начинал учиться, помогал мне собирать материал по шаманизму. Дважды мы были в экспедициях, благодаря ему сделал интересные записи в Маткечике, Верх Аскизе и Казановке» [4].

К концу 1953 г. была подготовлена научная работа «Реакционная сущность шаманизма», составившая впоследствии основу кандидатской диссертации А.Н. Гладышевского. С первого февраля 1954 г. Алексей Николаевич освобождается от должности декана историко-филологического факультета АГПИ в связи с прикомандированием в одногодичную аспирантуру [2, л. 14]. Обучаясь в аспирантуре при Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупской (МОПИ им. Н.К. Крупской), в 1954-1955 гг. Алексей Николаевич закончил и представил к защите кандидатскую диссертацию на тему «Шаманизм в Хакасии и его реакционная сущность». По результатам тайного голосования учёный совет МОПИ им. Н.К. Крупской 24 марта 1955 г. «постановил присудить товарищу А.Н. Гладышевскому учёную степень кандидата исторических наук» [2, л. 15].

Необходимо подчеркнуть, что в 1940-1950-е гг. изучение традиционного мировоззрения коренного населения Сибири, да ещё через призму исследования шаманистских верований не поощрялось официальными идеологами от науки, а если и допускалось, то с непременной оценкой как не просто вредного, а реакционного явления, с которым необходимо бороться. Именно по этой причине официальное утверждение защиты диссертации растянулось на несколько лет и случилось только в 1960 г.

Оценивая значение исследования по хакасскому шаманизму А.Н. Гладышевского с позиции современности, доктор исторических наук Н.Я. Артамонова пишет: «Кандидатская диссертация по хакасскому шаманизму заложила основы для дальнейшего исследования данной проблемы в советский период» [10, л. 144]. Многие положения исследования не потеряли актуальности и для современной исторической науки.

После защиты диссертации Алексей Николаевич в 1955 г. был направлен Министерством просвещения РСФСР в спецкомандировку в Китайскую Народную Республику. Работал в Северо-Восточном Китае в университете города Чаньчунь до 1957 г. в качестве преподавателя всеобщей истории и советника ректора университета по вопросам вузовского образования в СССР. За годы работы в Китае им были опубликованы на китайском языке: курс лекций «История древнего мира» в трех томах, «История первобытного общества», учебное пособие для студентов и ряд других работ.

Фактически единственным источником о работе А.Н. Гладышевского в Китае является интервью, данное Алексеем Николаевичем старшему научному сотруднику Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова А.А. Бурнакову. Автор статьи взял на себя смелость привести ниже рассказ Алексея Николаевича с некоторыми правками, не искажающими смысл фактов и оценку событий, данные А.Н. Гладышевским.

Алексей Николаевич рассказывает: «В 1955 г. Министерство просвещения РСФСР направило меня на работу в Китай, в Северо-Восточный педагогический университет города Чаньчунь, я проработал там 2 года в 1955-1957 гг.

По прибытии в Пекин меня повезли в Министерство просвещения Китая, хорошо встретили, представили заместителю министра, после зам. министра поехал показывать нам с женой и детьми достопримечательности Пекина: знаменитый храм Неба, императорский Запретный дворец, на следующий день посетили музей синантропа, расположенный недалеко от Пекина.

Это был период, когда наши дружеские отношения с Китаем находились на самом высоком уровне. В Китае широко использовался наш опыт высшего образования, поэтому я там был не только преподавателем, но и официально значился советником ректора университета. Если у ректора возникали вопросы по системе работы наших вузов, то я должен был рассказать, что мне известно.

В Чаньчуне нас поселили в обычной гостинице, а через несколько дней вместе с моим напарником (доцентом из Москвы) перевели в замок - это такое мрачное сооружение, там в годы войны был штаб Квантун-ской армии, дзоты кругом и никого нет, только охрана. Через некоторое время вызвал ректор, говорит: «Вам там скучно, давайте вас поселим к автомобилистам» (в это время там московские автомобилисты строили завод грузовых машин). Нас поселили в гостиницу для советских специалистов, где было 12 семей: 2 семьи чешских, 2 семьи немецких и остальные наши. В гостинице охрана стояла, во время пребывания в Китае у меня был охранник, который в гражданской одежде за спиной все время находился, я спрашивал ректора:

«зачем мне охранник?» Он отвечал, что может быть провокация, вас похитят, чтобы создать панику среди советских специалистов. На работу в университет возили на машине.

В это время в Китае всех профессоров и доцентов в вузах по гуманитарным дисциплинам, в частности историков, отстранили от работы. Дело в том, что большинство из них заканчивали институты Германии, Японии и др., поэтому считалось, что они заражены буржуазной идеологией. Их отстранили и посадили за парты изучать идеи Мао Дзэдуна и марксизма-ленинизма. В университете таких было 25 человек, они строем ходили в столовую и на занятия. В университете были организованы также курсы молодых преподавателей, и я преподавал не у студентов, а на этих курсах.

Занятия велись так: приходил в аудиторию, кланялся портрету Мао Дзэдуна. Там такой порядок был, везде портреты, обязательно надо кланяться. Вставал за кафедру, рядом переводчик. Каждая лекция предварительно писалась, затем она переводилась. Читал абзац по-русски, переводчик переводил по-китайски, и так продолжалась лекция в два языка, поэтому отклониться от текста было невозможно, но иногда приходилось это делать, для этого стоял магнитофон, и отклонение записывалось, потом переводилось и сообщалось слушателям. Первое время трудно было переводчику. Переводчиком моим был тогда совсем молодой человек. Он окончил языковедческий факультет, затем год ходил на занятия в 10 класс в русской школе в Харбине, чтобы потренироваться, поэтому хотя человек был подготовленный, но практики мало. Звали его Ху Тун Вэй. Благодаря общению со мной и моей семьей переводчик овладел языком очень хорошо, у нас сложились близкие дружеские отношения, до сих пор переписываемся. Непросто сложилась судьба Ху Тун Вэя после моего отъезда домой. Уже в 1957 г. начинаются события, которые постепенно приводят к обострению советско-китайских отношений, потом началась культурная революция, и связь оборвалась. Переводчика отправили на перевоспитание в деревню как человека, который работал с советским специалистом. А потом, как он мне сообщал, по-русски в течение 10 лет ни с кем не разговаривал. Культурная революция прервала всякие связи, и вдруг через десять лет, в 1967 г., получаю письмо от него: «Я нахожусь в Ленинграде на стажировке. Как Вы там, Алексей Николаевич, живете?». Я сразу позвонил в гостиницу в Ленинград, так возобновилось наше общение. После культурной революции его вернули на работу в университет, он преподаёт, профессор кафедры русского языка и литературы Северо-Восточного педагогического университета, готовил в Китае издание «Слово о полку Игореве».

Ректор университета был депутатом Верховного Народного Собрания, в свое время он участвовал в

походе Мао Дзэдуна, член коммунистической партии с момента основания, солидный, авторитетный в Китае человек. Он сказал: «Алексей Николаевич, Вам надо больше узнать о Китае, давайте организуем поездки». В результате целый ряд китайских вузов пригласили меня прочитать лекции, было подготовлено две лекции. С ними я побывал в Шанхае, Тяньзине, Учане, Ханчжоу, во многих крупных городах. Эти поездки были кратковременными, на несколько дней, встречали везде очень хорошо. Я читал одну, вторую лекцию. Побывал в городе Сиане. Сиань - это древняя столица Китая, город сплошных памятников, именно там жил знаменитый Цинь Ши хуанди. Ещё одна поездка по Китаю была связана с именем Конфуция. По прибытии в Чаньчунь декан факультета заговорил со мной о философе, было понятно, он интересуется, что мне известно о Конфуции. Уже в то время я ощутил, что Конфуций в Китае - это особая личность. Пришлось уклониться от этого разговора, сказав, что мало знаю о нём. Тогда в советской литературе оценка Конфуция была негативная. Поэтому сказал, что хотелось бы больше узнать о Конфуции, находясь здесь. Разговор дошел до ректора, он вызывает меня и говорит: «Поезжайте на родину Конфуция». Это город Чифу в провинции Шаньдунь. Вот мы с напарником (доцентом из Москвы) туда отправились. Чифу - небольшой городок. Там нас очень хорошо встретили, с любопытством рассматривали. Выяснилось, мы первые советские специалисты, побывавшие здесь. На следующий день удалось посетить могилу Конфуция. Так что в познавательном отношении пребывание в Китае было очень интересным»[4].

Китайское правительство наградило Алексея Николаевича орденом «Дружбы народов». Приказ о награде подписал председатель Государственного Совета Китая Чжоу-Энь-лай. Вручили в торжественной обстановке в университете незадолго до отъезда домой.

В июле 1957 г. Алексей Николаевич возвращается из спецкомандировки в Абакан [2, л. 17] и два года работает старшим преподавателем на кафедре истории. Совместно с доцентом Абаканского педагогического института В.Г. Карцовым он возглавляет студенческую археологическую экспедицию, занимающуюся исследованием тагарских курганов близ улуса Сагай в Аскизском районе Хакасской автономной области [11, с. 169].

Со 2 июня 1959 г. Алексей Николаевич избирается по конкурсу на должность зав. кафедрой истории АГПИ [2, л. 20]. Большие успехи в преподавательской работе были подтверждены решением ВАК от 3 января 1962 г. Гладышевский Алексей Николаевич утверждён в учёном звании доцента [2, л. 26].

Резко изменил судьбу абаканских историков 1963 г. По окончании 1962-1963 учебного года была расформирована кафедра истории в связи с прекращением

подготовки учителей по специальности «История» [12, с. 44]. В учебных планах неисторических специальностей преподавание истории СССР было заменено историей КПСС и научного коммунизма. Подготовка историков была прекращена, как вспоминает Алексей Николаевич, «по причине якобы образовавшегося излишка историков [4]. 2 сентября 1963 г. Алексей Николаевич Гладышевский увольняется с работы в АГПИ в связи с закрытием исторического факультета [2, л. 28]. После прекращения подготовки учителей-историков, в 1963 г. в АГПИ эти преподаватели стали искать работу в других городах. Алексей Николаевич рассказывает: «.прошел по конкурсу в Новосибирский педагогический институт, а семья осталась в Абакане, затянулся вопрос с квартирой. В Новосибирске все шло нормально, декан уходил на пенсию, предлагали должность декана, а в это время в АГПИ вводился курс «Основы научного атеизма», мене предлагают вернуться. Жил тогда на два дома, семья здесь, я там, а с получением квартиры в Новосибирске проблема, не отказывают, но и не дают. Вынужден был подать заявление об уходе [4]. Алексей Николаевич возвращается в родной институт.

На основании приказа №22 по АГПИ от 4 марта 1964 г. Гладышевского Алексея Николаевича приняли доцентом кафедры марксизма-ленинизма со 2 марта 1964 г. [2, л. 31]. На кафедре Алексей Николаевич преподаёт «Основы научного атеизма», читает курс исторического материализма.

Следующие 18 лет заполнены преподавательской работой на обществоведческих кафедрах и большой общественной деятельностью. Научная работа уходит на второй, а то и на третий план. 2 октября 1969 г. Алексей Николаевич переизбирается по конкурсу на должность доцента кафедры марксизма-ленинизма [2, л. 36], а с 30 января 1970 г. назначается исполняющим обязанности зав. кафедрой марксизма-ленинизма [2, л. 37].

Во второй половине 1960-х - 1970-е гг. Алексей Николаевич является активным членом Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры. С осени 1965 г. в Хакасии началось создание районных и городских обществ по охране памятников истории и культуры [13, л. 27]. В 1970 г. А.Н. Гладышевский вошёл в президиум совета Хакасского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). К началу 1970 г. в Хакасском отделении ВООПИК состояло 5 тыс. индивидуальных и 35 коллективных членов, в области было создано 200 первичных организаций [14, л. 10]. Хакасское отделение превратилось в массовую организацию. С расширением сети первичных организаций и вовлечением в работу общества значительного числа малоподготовленных или неподготовленных членов возникла проблема нехватки квалифицированных кадров [15, с. 209]. Для её решения

постановлением президиума областной организации Общества охраны памятников истории и культуры было решено закрепить членов президиума общества за конкретными районами и городами для оказания помощи и проведения консультационной работы. За самым крупным Абаканским отделением ВООПИК был закреплён А.Н. Гладышевский [16, л. 10].

Алексей Николаевич выступает в периодической печати со статьями, посвящёнными различным вопросам истории, особое место в творчестве занимает тема ленинской ссылки в Сибирь. Статьи выходят в газетах «Советская Хакасия», «Искра Ильича» и др.

В 1978 г. А.Н. Гладышевского избирают на должность заведующего кафедрой истории КПСС и научного коммунизма. Период руководства Алексеем Николаевичем кафедрой был одним из самых плодотворных. На кафедре разрабатывается и реализуется целый комплекс мероприятий по повышению теоретического и методического уровня работы. За период 1978-1983 гг. были защищены две кандидатские диссертации А. С. Логачёвой и А. Н. Никитиным, подготовлена диссертация В.Д. Шимолиной, закончил работу над кандидатской диссертацией А.Н. Костин. В аспирантуре учатся С.М. Бажутин, Л.В. Анжигано-ва, Н.Ф. Чаптыкова.

Завершается работа по кафедральной теме «Очерки истории комсомола Хакасии», кафедра приступает к работе над новой общекафедральной темой «Очерки формирования и развития рабочего класса Хакасии». Алексей Николаевич разрабатывает спецкурс «Жизнь и революционная деятельность В.И. Ленина в сибирской ссылке». При кафедре работают две предметнометодологические секции: научного коммунизма и истории КПСС. Научный кружок, состоящий из трёх секций: исторической, научного коммунизма и научноатеистический [2, л. 58-61].

Острая нехватка к началу 1980-х гг. учителей истории в школах Хакасии и юга Красноярского края показала необходимость восстановления подготовки историков в АГПИ. И спустя двадцать лет оно восстанавливается. Большую роль в этом сыграл ректор института, кандидат исторических наук С.П. Ул-тургашев.

В июне 1983 г. на филологическом факультете АГПИ создается историческое отделение и производиться приём студентов на 1-й курс. Это событие было чрезвычайно важным в жизни Алексея Николаевича. Ему как специалисту в области всеобщей истории было предложено читать лекционный курс и вести практические и семинарские занятия по дисциплине «Древняя история» для студентов-историков 1 курса, Алексей Николаевич принял это предложение.

Следует отметить, что возобновление подготовки учителей истории проходило в сложной обстановке: острая нехватка преподавателей, почти полное отсутствие современной учебной и научной литературы.

К работе на историческом отделении были привлечены практически все наличные силы историков Абакана. Помимо А.Н. Гладышевского это доктор исторических наук Я.И. Сунчугашев, кандидат исторических наук А.В. Чеснокова, которых как студентов в конце 1940-х

- начале 1950-х гг. учил Алексей Николаевич.

Учебный 1983-1984 г. все историки работали в составе кафедры истории КПСС и научного коммунизма. С 1 сентября 1984 г. приказом ректора АГПИ создается кафедра истории при филологическом факультете, и Алексей Николаевич переводится на эту кафедру [2, л. 67].

Начался новый период в жизни Алексея Николаевича и его работы в стенах Абаканского педагогического института (с 1994 г. - Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова) - 1983-2002 гг., который можно с полным правом назвать временем «ренессанса». Это и возврат к преподаванию любимого предмета и активная разработка научных тем, которые были интересны ранее и по-прежнему оставались мало исследованными.

Когда в вузовскую программу были включены предметы, связанные с изучением региональной истории, то оказались востребованными обширные знания А.Н. Гладышевского по истории ХакасскоМинусинского края. Им были разработаны такие спецкурсы как «Сибирская ссылка В.И. Ленина», «Христианизация Хакасии».

Появилась возможность, не подвергаясь, как в прошлые годы, мощному идеологическому давлению продолжить научные исследования в области изучения истории христианизации Хакасии в XVIII-XIX вв. и хакасского шаманизма. А.Н. Гладышевский занимается поиском новых архивных материалов. Итогом напряженного научного поиска стал выход в 2004 г. монографии «К истории христианства в

Хакасии» - первой фундаментальной работы по данной проблеме [17].

Алексея Николаевича живо интересуют люди из разных слоев общества, внесшие на протяжении второй половины XIX - первой половины XX в. существенный вклад в общественно-политическое развитие и изучение Хакасско-Минусинского края. Работа в архивах позволила Алексею Николаевичу открыть для современного читателя малоизвестные или совсем неизвестные имена. Анализ научных и научно-популярных публикаций А.Н. Гладышевского свидетельствует о том, что круг этих имен обширен и разнообразен. В поле его внимания оказались: выдающийся тюрколог Н.Ф. Катанов и его брат Николай, Н.М. Мартьянов, А.А. Ярилов, Г. Итыгин, В.А. Баландина и многие другие. Среди работ этого цикла необходимо отметить монографическое исследование «Степан Дмитриевич Май-нагашев. 1886-1920. Очерк жизни и деятельности» [18], вышедшее в 1999 г. В этой работе впервые на основании широкого круга письменных источников рассмотрена и проанализирована деятельность С.Д. Майнагашева как ученого-этнографа и общественного деятеля.

С годами творческая, научная деятельность Алексея Николаевича не ослабевает. За период с 2000 по 2007 г. увидели свет ряд книг и свыше 50 научнопопулярных статей, посвященных истории ХакасскоМинусинского края и его людям.

С именем и деятельностью А.Н. Гладышевского неразрывно связано становление и развитие высшего исторического образования и исторической науки в Хакасии. На протяжении почти 60 лет он стоит у истоков разработки таких научных, исторически значимых тем как шаманизм, традиционное мировоззрение хакасов и история христианизации Хакасии.

Библиографический список

1. Артамонова, Н.Я. Его судьба - история / Н.Я. Артамонова // Университетская газета: Газета Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2008.

- 17 окт.

2. Архив Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (ГОУ ВПО ХГУ). - Ф. Р-528. - Оп. 2. - Д. 25.

3. Гладышевский, А.Н. Учиться на отлично / А.Н. Гладышевский // Советская Хакасия. - 1944. - 1 янв.

4. Интервью А.Н. Гладышевского старшему научному сотруднику Хакасского республиканского краеведческого музея А.А. Бурнакову в 2005 г. : аудиозапись в фондах ХНКМ им. Л.Р. Кызласова.

5. Артамонова, Н.Я. Его путь - путь науки / Н.Я. Артамонова // Хакасия. 2008. - 17 окт.

6. Артамонова, Н.Я. К вопросу становления историче-

ского факультета Абаканского государственного педагогического института / Н.Я. Артамонова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Серия

3. История. Право. Вып. 3. - Абакан, 2003.

7. Государственный архив Республики Хакасия (ГАРХ).

- Ф. Р-528. - Оп. 1. - Д. 9.

8. ГАРХ. - Ф. Р-528. - Оп. 1. - Д. 8.

9. ГАРХ. - Ф. Р-528. - Оп. 1. - Д. 4.

10. Артамонова, Н.Я. Гладышевский А.Н. / Н.Я. Артамонова // Энциклопедия Республики Хакасия. - Красноярск, 2007. - Т. 1.

11. Карцов, В.Г. Некоторые особенности могильных сооружений и обряда погребения в тагарских курганах близ улуса Сагай / В.Г. Карцов // Учёные записки. ХакНИИЯЛИ.

- Вып. VIII. - Абакан, 1960.

12. Ултургашев, С.П. Был всегда нацелен на будущее / С.П. Ултургашев. - Абакан, 1996.

13. ГАРХ. - Ф. 624. - Оп. 1. - Д. 1.

14. ГАРХ. - Ф. 624. - Оп. 1. - Д. 5.

15. Данькин, Е.Н. Хакасское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: первые шаги по сохранению и изучению историкокультурного наследия Хакасии (1965-1970 гг.) / Е.Н. Данькин //Актуальные проблемы истории Саяно-Алтая и сопредельных территорий : материалы Международной

научно-практической конференции 24-26 октября 2007 г., Абакан. - Вып. 3. - Ч. 2. - Абакан, 2007.

16. ГАРХ. - Ф. 624. - Оп. 1. - Д. 2.

17. Гладышевский, А.Н. К истории христианства в Хакасии / А.Н. Гладышевский. - Абакан, 2004.

18. Гладышевский, А.Н. Степан Дмитриевич Майнагашев. 1886-1920 : очерк жизни и деятельности / А.Н. Гладышевский. - Абакан, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.