Научная статья на тему 'У истоков вузовской исторической науки в Хакасии (1939-1949 годы)'

У истоков вузовской исторической науки в Хакасии (1939-1949 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
313
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ / КАФЕДРА / ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА / ХАКАСИЯ / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данькин Евгений Николаевич

В статье проанализирована проблема организации и развития исторических исследований в высших учебных заведениях Хакасии. Рассматриваются научно-исследовательская работа ведущих учёных-историков, работавших в Хакасии, их вклад в развитие исторической науки и образования Хакасии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «У истоков вузовской исторической науки в Хакасии (1939-1949 годы)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 38 (176).

История. Вып. 37. С. 159-165.

у истоков вузовской исторической на уки в Хакасии (1939-1949 годы)

В статье проанализирована проблема организации и развития исторических исследований в высших учебных заведениях Хакасии. Рассматриваются научно-исследовательская работа ведущих учёных-историков, работавших в Хакасии, их вклад в развитие исторической науки

и образования Хакасии.

Ключевые слова: образование, институт, ское государство.

Региональная история - одно из наиболее перспективных направлений в развитии современной исторической науки. В условиях свободы и плюрализма мнений процесс становления локальной истории идёт наиболее интенсивно. В свою очередь исследования, рассматривающие проблемы истории отдельных регионов России, особенно национальных, задают тон их политическому развитию, влияют на национальное самосознание народов, формируют ценностные ориентиры и гражданскую позицию. Региональные исторические исследования являются неразрывной составляющей развития исторической науки и общества России. После кризиса в российской исторической науке первой половины 1990-х гг. и часто не обоснованных попыток отрицания достижений советской науки возрос интерес к изучению её истории на российском и региональном уровнях.

Количественный и качественный рост исторических исследований в Хакасии, становление научных школ делают необходимым изучение истории организации и развития исторической науки Хакасии. Это позволит точнее оценить её современное состояние, использовать накопленный опыт для эффективного проведения дальнейших исследований.

В 1920-1930-е гг. советское государство проводило активную политику по формированию нового поколения историков. Большую роль в подготовке будущих кадров для общественной и государственной деятельности играли политическое образование и партийная учеба. В стране действовало множество кружков, школ по изучению истории большевистской партии. Однако этого было недостаточно, широко развернувшееся культурное и государственное строительство обусловили потребность государства в квалифицирован-

кафедра, историческая наука, Хакасия, совет-

ных идеологически подготовленных кадрах историков, что и стало причиной возобновления их подготовки с 1934 г. в высших учебных заведениях страны. В Сибири, вдали от основных научных центров и ведущих вузов, эта нехватка была наиболее острой. Организация новых вузов, которые бы стали центрами научных исследований и подготовки квалифицированных специалистов в регионах, стала необходимой для дальнейшего осуществления политики советского государства (Кемерово, Абакан и др.).

Начало вузовской исторической науки и начало подготовки историков в Хакасии связаны с открытием 14 сентября 1939 г. Абаканского государственного учительского института (АГУИ). Преподавателями института были В. Г. Дубов, первый директор института, М. Ф. Кукушкин, М. В. Шошин, П. П. Немирова и др., прибывшие в Абакан по направлению Наркомпроса РСФСР1 и перешедшие на работу в институт из Хакасского педагогического училища.

На основании Приказа № 9/535 Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР от 29 октября 1939 г.2 был утвержден устав Абаканского государственного учительского института. Среди пяти основных определённых уставом задач две касались научноисследовательской работы:

1. Проведение научно-исследовательской работы.

2. Повышение квалификации преподавательских кадров и подготовка научнопедагогического состава3.

Научная работа выделялась в важнейшие направление деятельности института. Согласно уставу, осуществлялся жёсткий контроль администрации над научноисследовательской работой.

Директор института нёс ответственность за организацию научно-исследовательской работы в институте перед Наркоматом Просвещения РСФСР и Комитетом по делам высшей школы при СНК СССР4.

Основной структурной единицей, которая непосредственно осуществляла учебнометодическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким тесно связанным между собой дисциплинам, являлась кафедра5.

В институте были открыты три факультета: исторический, физико-математический,

русского языка и литературы, и 5 кафедр: марксизма-ленинизма, истории, языка и литературы, физико-математическая и педагогики6.

При организации института Народный Комиссариат просвещения (НКП) утвердил контингент студентов в 90 человек, но по ходатайству областных организаций перед НКП, число студентов было увеличено до 120 человек, а набрано было 130, успешно сдавших вступительные экзамены7.

В 1940 г. на историческом факультете обучалось на 1 курсе - 34 человека, на 2 курсе

- 28 человек8.

В первый же год работы были организованы различные кружки, в том числе литературный кружок научно-исследовательского характера. Он проработал в 1939-1940 уч. г.

4 месяца. Его деятельность имела положительные результаты. Как отмечал зам. директора по учебной и научной работе (УНР) М. Ф. Кукушкин, кружковцы расширили свою эрудицию, выработали умение исследовательски подходить к изучаемому вопросу. Студенты активно работали над различными темами: «Влияние французской революции на русскую литературу ХУШ века» и др. Готовилась экспедиция по сбору фольклорного материала, но она из-за отсутствия средств в 1940 г. не состоялась9.

Большие проблемы у института были не только с недостатком средств, но и с нехваткой квалифицированных преподавателей.

В отчете зам. директора по УНР института М. Ф. Кукушкина за 1940 г. отмечалось, что на кафедре основ марксизма-ленинизма работало 2 человека, на кафедре истории 4 человека и 1 приватный преподаватель10, все зав. кафедрами были исполняющими обязанностями и не имели ученых степеней11.

Острый недостаток в хорошо подготовленных кадрах сильно отражался на каче стве рабо-

ты института: сложности с подготовкой к лекциям, организации научно-исследовательской работы. М. Ф. Кукушкин писал, что «... уместно будет здесь и сейчас по данному вопросу бросить пару не только камешков, но и булыжников в огород Наркомпроса. В 1940 г. было принято ряд решений о том, чтобы специалистов посылать в отдаленные центры, и всё же, несмотря буквально на наши вопли, нам не дали никого, кроме недавних выпускников институтов. Выходит, что Наркомпрос открыл ВУЗ в Абакане, а комплектованию кадрами придал второстепенное значение»11.

Единственным выходом из сложившегося положения становится направление собственных преподавателей в аспирантуры центральных вузов. Однако большинство были не готовы к сдаче кандидатских экзаменов, с этой целью в институте были организованы занятия по немецкому языку12. От каждого преподавателя дирекция потребовала иметь план шестичасового рабочего дня, где четко должно быть прописано, что и как делает преподаватель по повышению своей квалификации. Планы и их выполнение проверялись директором института. М. Ф. Кукушкин отмечал, что данная форма контроля показала свою эффективность, большинство преподавателей серьезно взялись за подготовку к сдаче кандидатских экзаменов и поступлению в аспирантуру12.

Трагический для страны 1941 г. был очень сложен и для молодого института, однако с первых лет войны в преподавательский коллектив института влились эвакуированные учёные: доктор исторических наук, профессор С. А. Токарев (с 1941 г.), кандидат экономических наук, доцент А. И. Савчук (с 1941 г.), позже кандидат исторических наук, доцент Д. Е. Хайтун (с 1943 г.), кандидат исторических наук, доцент Я. А. Левицкий (с 1944 г.) и др., что позволило организовать учебный процесс и научно-исследовательскую работу в институте на качественно новом уровне.

Благодаря эвакуированным учёным на кафедрах учительского института разворачивается научно-исследовательская работа. Тематика научных исследований определяется в основном научными интересами преподавателей, которые продолжают начатые ранее исследования, потребностями культурного строительства в Хакасии и общественнополитическими задачами военного времени.

Осенью 1941 г. педагогическую работу в АГУИ начал Сергей Александрович Токарев.

Он был широко известен в научных кругах страны и за её пределами. Специализируясь по проблемам «Этнография народов СССР». «История первобытных форм религии», Сергей Александрович в 1940 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора исторических наук на тему «Общественный строй якутов в ХУП-ХУШ веках»13. С. А. Токарев внес огромный вклад в развитие исторического образования и науки в Хакасии. Работая в учительском институте, он разрабатывал учебные планы и лекции по всеобщей истории для студентов историков. В годы его работы стали приобретаться наглядные пособия и литература, сделать это было очень сложно, в условиях военного времени, вдали от крупных научных и издательских центров. Сергей Александрович подбирал книги из личной библиотеки для кабинета истории14, чтобы у студентов была возможность готовиться к занятиям. Работая в Абакане, С. А. Токарев продолжил научно-исследовательскую работу, готовил к изданию монографию «История религий»15. В отчете за 1942-1943 уч. г. проф. С. А. Токарев указывал основную тему своей научно-исследовательской работы «История Хакасии», которая была завершена в 1942 г.16 Кроме этого, он подготовил статью «Расовая теория германского фашизма» и подобрал материал по истории золотопромышленности в Хакасии, который был передан для использования в трест «Хакзолото».

В 1943 г. Сергей Александрович возвратился в Москву и возглавил Сектор этнографии народов Америки, Австралии и Океании в московском отделении Института этнографии АН СССР.

С 1941 г. преподавал в АГУИ кандидат экономических наук, доцент А. И. Савчук. В институте он работал над темами «Экономика Хакасии в период русской колонизации», «Вопрос орошения Хакасии», работы были выполнены частично, также А. Н. Савчук подготовил к изданию рельефную карту «Богатства Советской Хакасии» для отдела социалистического строительства Хакасского областного музея краеведения (ХОМК)17.

В 1943 г. после отъезда в Москву С. А. Токарева кафедру истории возглавил направленный НКП в Абакан кандидат исторических наук, доцент Давид Ефимович Хайтун

- талантливый преподаватель с более чем двадцатилетним стажем работы в высших учебных заведениях.

В Абакане Д. Е. Хайтун продолжил работу над докторской диссертацией «История тотемизма», в 1944-1945 гг. подготовил статью «Пережитки тотемизма у хамитов, семитов и арийцев»18, работал над темами «Маркс и Энгельс о происхождении и сущности каст», «Образование хакасского государства»19. С 1944 г. в Абакане работал доцент Я. А. Левицкий, он разрабатывал темы: «Английский средневековый город в историографии XIX - начала XX в.», «Идейные истоки английского радикализма XVII в.», «История г. Абакана».

Идеологическая работа среди тружеников тыла и на фронтах Великой Отечественной войны являлась важнейшим средством мобилизации масс на успешную борьбу с врагом. Основными задачами исторической науки в суровые военные годы были разработка и пропаганда исторического прошлого нашего народа и его сплочение для борьбы с захват-чиками20. Политико-воспитательная деятельность в институте стала одним из основных направлений. Преподаватели вели активную пропагандистскую работу как внутри института, так и вне его стен. В этих целях были подготовлены научно-популярные лекции для студентов: С. А. Токаревым - «Расовая теория немецких фашистов и её практика»; старшим преподавателем М. А. Борисовым -«Учение Ленина о войнах» и «Отечественная война СССР против фашистов»; директором института В. Г. Дубовым - «Октябрьская революция», «Стратегические планы Германии во время 1-й империалистической войны» и «Роль комсомола в Великой Отечественной войне».

Преподаватели, кроме того, разработали и читали научно-популярные лекции для населения Хакасии: С. А. Токарев

- «Расовая теория германского фашизма»,

В. Г. Дубов - «Отечественная война 1812 г.», «Полководческое искусство Суворова», «Империя Чингиз-Хана», М. А. Борисов -«Великая Отечественная война Советского союза против германского фашизма», А. Н. Пархоменко - «Экспансия германского фашизма на Востоке» и др.21, Д. Е. Хайтун

- «Империя Александра Македонского», «Происхождение и социальные корни буддизма», Я. Л. Левицкий - «Культурная связь России и Англии в XVI-XVIII вв.», «Гуситские войны», «Борьба славян с немецкими захватчиками в XП-XШ вв.», «Империя

Наполеона», А. И. Савчук - «Экономические ресурсы воюющих держав»22.

Активная научно-исследовательская работа путём подготовки лекций и докладов велась и преподавателями кафедры марксизма-ленинизма. На кафедре работали старшие преподаватели А. И. Примак и И. А. Чистополов. Были подготовлены лекции по актуальным вопросам истории советского государства и его политики. Вне института читались лекции на следующие темы: «Партия большевиков: организатор борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков», «25-я годовщина ленинского комсомола», «О конституции СССР», «Советский тыл в Отечественной войне», «Вопросы индустриализации в работах товарища Сталина», «Вопросы коллективизации в работах товарища Сталина», «Кто такие национал-социалисты», «Чудовищные злодеяния, зверства и насилия немецко-фашистских захватчиков во временно-оккупированных совет-

23

ских районах» и др.23

Систематическую научно-исследовательскую работу студентов, начатую в 1939 г., организовать в стенах учительского института в годы войны не удалось, как отмечал в 1942 г. С. А. Токарев, организованный при кафедре истории исторический кружок работал неудовлетворительно, план научноисследовательской работы был принят и утвержден, но работа не велась24.

Создание в 1944 г. Абаканского государственного педагогического института (АГПИ) открыло новую страницу в развитии вузовской исторической науки в Хакасии.

Педагогический институт создавался на базе АГУИ. В апреле 1944 г. директор учительского института А. Н. Пархоменко был одновременно назначен и директором педагогического института, заместителем по учебно-научной работе стал Д. Е. Хайтун25.

В педагогическом институте было открыто три факультета: русского языка и литературы, исторический и физико-математический. Контингент студентов на новый учебный год был определен в 120 человек. На исторический факультет было зачислено на 1 курс 25 человек и 17 выпускников историков учительского института на 3 курс26.

На базе кафедр учительского института были сформированы единые кафедры двух институтов. Основные направления научноисследовательской работы, определившиеся в

учительском институте, - работа по повышению квалификации в рамках исследования индивидуальных тем, исследование актуальных тем истории Хакасии, востребованных в образовании и культуре, и организация научноисследовательской работы студентов - были продолжены в педагогическом институте.

Кафедру марксизма-ленинизма возглавил А. И. Примак, в октябре 1945 г. его сменил М. Я. Морозов; кафедру истории - кандидат исторических наук, доцент Я. А. Левицкий.

В отчете АГПИ за 1944 г. о научноисследовательской работе историков отмечается следующее: кандидат исторических наук, доцент Я. А. Левицкий завершил исследование по теме «Английский средневековый город в историографии Х1Х-ХХ вв.». Это исследование представляет собой очерк историографии одной из важнейших проблем истории средних веков - проблемы происхождения города в Англии. Работу предполагалось опубликовать в Ученых записках института, если бы удалось наладить их издание. Продолжил работу над темой «Идейные истоки английского радикализма в ХVII столетии», в результате научной командировки в Москву была закончена часть работы, о которой сделано сообщение группе английской истории Института истории АН СССР (руководитель группы член-корреспондент АН СССР, профессор К. А. Косминский). Сообщение было одобрено и высказано пожелание о продолжении этой интересной и важной работы и о скорейшей публикации результатов в сборнике Института истории АН СССР, посвященном 300-летию английской буржуазной революции27.

Д. Е. Хайтун продолжил работу над исследованием «Образование хакасско-

го государства», заканчивал монографию «Происхождение тотемизма». По этой теме им была защищена докторская диссертация в 1942 г., но рецензенты ВАК сделали ряд замечаний. Диссертация была доработана во время научной командировки в Москву в 1944 г. и получила положительный отзыв профессора С. А. Токарева.

Ряд научных тем были сняты с выполнения в связи с отъездом преподавателей из Абакана, в частности тема «Экономика Хакасии в период русской колонизации», разрабатывавшаяся А. И. Савчуком28.

В 1945-1946 гг. на кафедре марксизма-ленинизма работали старший преподава-

тель М. Я. Морозов, старшие преподаватели А. Н. Устинов и П. Ф. Боянова. Кафедра практически не вела научных исследований из-за большой учебной и общественной нагрузки, за исключением М. Я. Морозова. Он работал над кандидатской диссертацией по теме «Решение проблемы свободы и необходимости при социализме», которая была утверждена на кафедре диалектического материализма МГУ им. М. В. Ломоносова.

В 1945-1946 гг. на кафедре истории работали: доцент Д. Е. Хайтун, преподавал историю древнего мира, старший преподаватель Ц. Г. Гринберг, вела историю средних веков, старший преподаватель Ю. А. Шибаева, вела историю СССР, старший преподаватель А. Ф. Косицина, вела историю СССР. Кроме этого, были приглашены: П. И. Бушкова, вела курс методики истории, А. Н. Гладышевский, вел курс всеобщей истории, А. Н. Липский, вел курс истории хакасского народа29.

При кафедре истории под руководством Д. Е. Хайтуна в 1945 г. был организован студенческий научный кружок30, направленный на привлечения студентов к научноисследовательской работе31.

Как отмечал в докладе директор АГПИ А. Н. Пархоменко, «основным препятствием для развития научно-исследовательской работы в институте является полное отсутствие материальной базы. Молодой отдаленный вуз не имеет не только лабораторий, но и минимально необходимой литературы. Следствием этого является необходимость командировки большей части научных работников в Москву, Ленинград, Томск, это приводит к большим материальным затратам и затратам времени на дорогу. Но без командировок научная работа вестись не может»32.

В послевоенные годы объём пропагандистской работы снизился, что позволило преподавателям большее время уделять научным исследованиям. В АГПИ начинают проводиться научные конференции.

В отчете кафедры истории за 1945-1946 гг. отмечалось, что Д. Е. Хайтун написал статью «Пережитки тотемизма у хакасов», которая была принята к публикации в Ученых записках ХакНИИЯЛИ. В апреле-мае 1946 г. он был в командировке в Москве, где завершил сбор материала по докторской диссертации. Старший преподаватель Ю. А. Шибаева сдала последний кандидатский экзамен по специальности в Институте этнографии АН СССР,

закончила статью «Пережитки материнского рода у хакасов» и третью главу кандидатской диссертации. Старший преподаватель Ц. Г. Гринберг не имела возможности работать над кандидатской диссертацией по теме «Цеховое восстание в Аугсбурге в 1368 году и цеховое управление до конца XIV в.» из-за отсутствия в Абакане необходимой литературы.

Укрепление и рост кадрового потенциала кафедры истории, расширение тематики научно-исследовательской работы преподавателей, увеличение контингента студентов позволили в 1946-1947 уч. г. на базе кафедры истории сформировать кафедры истории СССР и всеобщей истории, которые возглавили соответственно: старший преподаватель Ц. Г. Гринберг и кандидат исторических наук, доцент Д. Е. Хайтун.

Таким образом, с 1946 г. в АГПИ имелось две исторических кафедры. На кафедре истории СССР работали: старший преподаватель Ц. Г. Гринберг, в 1949 г. она закончила сбор архивных материалов и заканчивала работу над кандидатской диссертацией «Ясак у хакасов в XIX в.»; старший преподаватель Ю. А. Шибаева, в течение 1946-1947 гг. усиленно вела научно-исследовательскую работу, закончила написание кандидатской диссертации на тему «Пережитки родового строя у хакасов в системе родства и семейно брачных отношений» и 20 мая 1947 г. успешно её защитила в институте этнографии АН СССР, затем продолжила сбор материалов по теме докторской диссертации «Жилище хакасов»33. Также в состав кафедры входила выпускница исторического факультета АГПИ ассистент Г. А. Орешкова.

На кафедре всеобщей истории работали: кандидат исторических наук

Д. Е. Хайтун, ассистенты А. В. Чеснокова и А. Н. Гладышевский34 - выпускники АГПИ.

На кафедре марксизма-ленинизма над кандидатскими диссертациями работали М. И. Морозов и А. Н. Артеменко35.

Во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. по стране прокатилась волна репрессий, принявших характер идеологических компаний. Часть отечественной интеллигенции обвинялась в «буржуазном космополитизме». Напряжённая нравственная атмосфера сложилась в вузах. В АГПИ «за систематическое проявление элементов космополитизма» был освобождён от работы Д. Е. Хайтун. После увольнения Д. Е. Хайтун

и его жена Ю. А. Шибаева уехали работать в Таджикский государственный университет и трудились там до конца жизни36. Абаканский педагогический институт потерял талантливых учёных и педагогов.

Несмотря на кадровые изменения и идеологические преследования историков, научноисследовательская работа на кафедрах продолжается.

В 1949 г. заведование кафедрой всеобщей истории было возложено на приглашенного доцента, кандидата исторических наук В. Э. Скорман37. Как отмечает Н. Я. Артамонова, «.Вера Имануиловна Скорман была в институте, пожалуй, самым опытным и высококвалифицированным специалистом-историком. Она прибыла в Абакан из Сталинабадского государственного педагогического института, где апреле 1949 г. её обвинили в космополитизме, руководстве космополитами и исключили из рядов ВКП(б)»38.

Научно-исследовательская работа в этот год была связана с празднованием 70летнего юбилея И. В. Сталина. Была проведена научно-практическая конференция, на которой были заслушаны следующие доклады: «Жизнь и деятельность И. В. Сталина», «Вопросы китайской революции в трудах Сталина», «Учение тов. Сталина о партии», «Товарищ Сталин и историческая наука», «Ленин и Сталин - создатели политической экономии социализма»39. В институте работало 10 научных студенческих кружков40.

В плане научно-исследовательской работы института указывалось двадцать тем. Почти все темы соответствовали кандидатским и докторским диссертациям: кафедра марксизма-ленинизма - «Борьба Хакасской партийной организации за коллективизацию» - Н. И. Рудый; кафедра истории СССР -«Общественно-политические взгляды и план государственных преобразований М. М. Сперанского» - М. А. Костин; «Налоговая политика царизма в Х1Х веке в отношении хакасов» - Ц. Г. Гринберг; «К вопросу борьбы за власть Советов в Хакасии» - А. Н. Устинов, «Гражданская война в Минусинском уезде (1917-1920 гг.)» - А. Н. Устинов; кафедра всеобщей истории: «Вопросы новейшей истории в трудах товарища Сталина» - В. Э. Скорман, «Ликвидация патриархального уклада у хакасов в процессе социалистического строительства» - А. Н. Гладышевский41.

Таким образом, в 1940-е гг. в учительском и педагогическом институтах на кафедрах истории и марксизма-ленинизма начали складываться квалифицированные коллективы учёных-историков, ведущие разноплановые исторические исследования, и была заложена важнейшая составляющая развития исторической науки - подготовка собственных кадров историков.

Решающую роль в становлении исторической науки в Хакасии сыграли эвакуированные учёные-историки: С. А. Токарев, Д. Е. Хайтун, Я. А. Левицкий и др. При кафедрах работали кружки, направленные на привлечение студентов к научной работе. С середины 1940-х гг. преподавательский состав исторических кафедр начал формироваться и из выпускников АГПИ, активно включившихся в научно-исследовательскую работу.

На начальном этапе развития для вузовской исторической науки Хакасии были характерны следующие общесоюзные тенденции: подготовка историков в стране стала необходимым условием успешного продолжения национальной и культурной политики советского государства. В годы войны историки были ориентированы на просветительско-пропагандистскую работу среди студенчества и населения. Особенностью вузовской исторической науки была разработка научных тем в рамках повышения квалификации (т. е. работа над кандидатскими и докторскими диссертациями). При этом тематика исследований определялась, исходя из научных интересов как преподавателей, так и потребностей культурного строительства государства и конкретных регионов.

Идеологические кампании и репрессии не обошли стороной и историков. В результате борьбы с космополитизмом из Хакасии были вынуждены выехать ряд ведущих историков.

Примечания

1 Ултургашев, С. П. Научный центр Хакасской автономной области // Учен. зап. ХакНИИЯ-ЛИ. Вып. ХУ Абакан, 1970. С. 19-20.

2 ГА РХ (Государственный архив Республики Хакасия). Ф. 528. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

3 ГА РХ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

4 Там же. Л. 7.

5 Там же. Л. 4.

6 Там же. Л. 6.

7 Там же. Д. 1А. Л. 35 об.

8 Там же. Л. 36.

9 Там же. Л. 77.

10 Там же. Л. 10.

11 Там же. Л. 11.

12 Там же. Л. 12.

13 Артамонова, Н. Я. К вопросу становления исторического факультета Абаканского государственного педагогического института // Вестн. Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. Сер. 3. История. Право. Вып. 3. Абакан, 2003.

С. 48.

14 ГА РХ. Ф. Р-528. Оп. 1. Д. 9. Л. 56 об.

15 Там же. Л. 77.

16 Там же. Д. 1а. Л. 98.

17 Там же. Д. 5. Л. 108 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Там же. Д. 8. Л. 66.

19 Там же. Д. 4. Л. 123.

20 Михайлова, Е. П. Партийное руководство развитием исторической науки в годы Великой Отечественной войны : автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1973. С. 7.

21 ГА РХ. Ф. Р-528. Оп. 1. Д. 1А. Л. 82.

22 Там же. Д. 4. Л. 123.

23 Там же. Л. 131 об.

24 Там же. Д. 2. Л. 116 об.

25 Ултургашев, С. П. Был всегда нацелен на будущее : К 50-летию Абаканского государственного педагогического института им. Н. Ф. Катанова. Абакан, 1996. С. 28-29.

26 Там же. С. 29.

27 ГА РХ. Ф. Р-528. Оп. 1. Д. 8. Л. 77.

28 Там же. Л. 76 об.

29 Там же. Д. 5. Л. 182.

30 Там же. Л. 182 об.

31 Там же. Л. 77б.

32 Там же. Д. 8. Л. 78.

33 Там же. Д. 9. Л. 97-97 об.

34 Там же. Д. 5. Л. 86-87.

35 Там же. Д. 9. Л. 75.

36 Артамонова, Н. Я. Указ. соч. С. 51-52.

37 ГА РХ. Ф. Р-528. Оп. 1. Д. 9. Л. 242.

38 Артамонова, Н. Я. Указ. соч. С. 52.

39 ГА РХ. Ф. Р-528. Оп. 1. Д. 9. Л. 266.

40 Там же. Л. 267.

41 Там же. Л. 304-309.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.