5. Российский государственный военный архив (далее - РГВА). Ф. 39515. Оп. 1. д. 81.
6. РГВА. Ф. 39515. Оп. 1. д. 95.
7. РГВА. Ф. 39515. Оп. 1. Д. 284.
8. РГВА. Ф. 39515. Оп. 1. Д. 286.
9. РГВА. Ф. 39515. Оп. 1. Д. 289.
10. Самбуева Л.В. Бурятское и эвенкийское казачество Забайкалья во второй четверти XVIII - первой половине XIX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 1999. 24 с.
11. Труд (Минусинск) // 1918. - 10 августа.
12. Труд (Минусинск) // 1918. - 5 октября.
13. Шекшеев А.П. Гражданская смута на Енисее: победители и побежденные. Абакан, 2006. 592 с.
Богуцкий А.Е., кандидат исторических наук, докторант Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. BogutskyA.E., candidate of historical sciences, doctoral degree researcher, N.F.Katanov Khakass State University.
УДК 37:32 (571.513)
© Е.П. Мамышева Г.П. Бытотов: просветитель, политический деятель Хакасии (1902-1938)
В статье отражена деятельность Г.П. Бытотова, одного из представителей национальной интеллигенции Хакасии 19201930-х гг. На основе анализа архивных материалов воссоздаются основные вехи его биографии и государственной деятельности.
Ключевые слова: национальная интеллигенция, Хакасский округ, алфавитизация, модернизационные процессы
E.P. Mamysheva
G.P. Bytotov: enlightener, political leader of Khakassiya (1902-1938)
The article is devoted to G. P. Bytotov’s, one of the outstanding representatives of Khakass national intelligentsia during the period 1920-1930. The main stages of his biography and active work as a statesman are reconstructed after analyzing the archive materials.
Keywords: national intelligentsia, Khakass area, the development of alphabet, process of modernization.
Вклад представителей национальной интеллигенции Хакасии в происходящие в стране и регионе модернизационные процессы 19201930-х гг. длительное время замалчивался и не получил должного освещения в рамках советской историографии. Несмотря на устойчивый научный интерес ученых к данной проблеме, она так и не стала предметом специального исследования, в то время как интеллигенция проявила большую политическую активность в революционный период и играла значительную роль в развитии модернизационных процессов в регионах.
По сложившейся в советской историографии традиции позиция национальной интеллигенции расценивалась как антисоветская, направленная на подрыв и саботаж мероприятий советской власти. Тенденциозную, искаженную трактовку получили и важные политические мероприятия, организованные по инициативе или при активном участии немногочисленной национальной интеллигенции. Советские ученые не пытались анализировать истинные цели и мотивы деятельности интеллигенции в 1920-1930-е гг., по-
этому в новейшей литературе справедливо отмечается, что к настоящему времени «хорошо изучены направления деятельности творческой интеллигенции, но неисследованным остается ее жизненный путь» [1]. Все вышесказанное в полной мере следует отнести и к личности Г.П. Бытотова.
Целью представленной статьи является воссоздание на базе имеющихся архивных материалов основных этапов жизнедеятельности одного из видных представителей хакасской интеллигенции Георгия Павловича Бытотова в связи с его 110-летним юбилеем со дня рождения.
Возможности в разработке восприятия революционных событий в России представителями национальной интеллигенции возникли в связи с появлением в хакасской историографии ряда работ, основанных на новых исследовательских подходах. Они позволяют по-иному взглянуть на участие национальной интеллигенции в преобразовательных процессах. С утверждением новых подходов в современной историографии попали в поле внимания новые, значимые стороны проявления политической активности на-
циональной интеллигенции в изучаемый период, что позволяет более полно реконструировать восприятие хакасской интеллигенцией модерни-зационных процессов в России.
Безусловно, первой среди подобных работ следует выделить труд К.М. Патачакова, посвященный жизни достойных сынов и дочерей Хакасии, среди которых назван и Бытотов, выполненный на хакасском языке [2]. Он впервые отметил, что в 1920-1930-е гг. в среде известных работников культуры и народного образования особым авторитетом отличался Г. П. Бытотов [2, с. 78]. Его имя встречается в работе алтайской исследовательницы Н.М. Киндиковой, посвященной проблеме создания школьных учебников в автономных областях Сибири в 1920-1930-е гг. В частности, она отмечает, что судьба многих составителей учебников остается неисследованной, «но в документах ФСБ числятся фамилии алтайца Н.А. Каланакова, хакаса Г.П. Бытотова, телеута Г.М. Токмашева [Дело №17702]»
[3].
Г.П. Бытотов родился в 1902 г. в с. Аскиз. После окончания школы учился в Минусинской гимназии, после чего получил право преподавать в школах. Свой первый учительский опыт Георгий Павлович получил в 1921-1922 гг. в Усть-Киндирлинской школе. В 1923 г. молодой учитель избран членом Усть-Есинского волостного совета, а после объединения в 1924 г. Ас-кизской и Усть-Есинской волостей в Аскизский район Хакасского уезда - членом исполкома Аскизского райсовета [4, л. 1а]. Участие в советском строительстве требовало от молодого человека определения партийной принадлежности, поэтому в том же 1924 г. Бытотов вступил в ряды РЛКСМ, началось его продвижение по комсомольской линии.
Вместе с другими представителями хакасской молодежи (в их числе были Иван Владимирович Тогдин, Сергей Петрович Мамышев и др.) по решению окружного комитета ВКП (б) он был направлен учиться в Москву, в Коммунистический университет трудящихся Востока, который являлся кузницей кадров-проводников идей коммунизма. Как отмечают исследователи, у зарубежных авторов складывалось такое впечатление о данном учебном заведении: «Позади большого монастыря..., стоит неприглядное двухэтажное здание, в котором фабрикуются люди-бомбы. Сотни юных восточников - якуты, монголы, тувинцы, узбеки, корейцы, афганцы, персы - воспитываются там в течение трех лет
для того, чтобы у себя на родине взорвать все старое» [5].
В ноябре 1925 г. Бытотов обратился в бюро ячейки РКП (б) КУТВ с заявлением о готовности вступить в ряды партии коммунистов [4, л. 5]. В его характеристике, данной общим собранием парткружка II курса КУТВ, отмечалось: «Выдержанный комсомолец. Партийными вопросами интересуется, ведет политкружок I ступени. Товарищеские отношения хорошие» [4, л. 6]. Фракция РКП (б) землячества пролетарского студенчества Ойратской области поддержала Бытотова и рекомендовала его для вступления в РКП(б) как активного и политически грамотного члена землячества [4, л. 7]. В период летних каникул Бытотов принимал участие в советском строительстве на родине. Об этом факте свидетельствует сохранившееся в архиве удостоверение, выданное в августе 1925 г. Аскизским районным исполнительным комитетом в том, что «студент КУТВ товарищ Бытотов П. в период летних каникул работал в качестве уполномоченного по налоговой компании в Аскизском районе, а также производил обследование сельских советов» [4, л. 9]. При этом ответственные работники отмечали, что студент к проводимой работе относился добросовестно и выполнял ее успешно.
После возвращения в 1927 г. из Москвы выпускник КУТВ возглавил отдел народного образования Хакасского округа. В том же 1927 г. он принял участие в подготовке и публикации юбилейного сборника «10 лет Советской власти» на хакасском языке. В следующем году Бы-тотов был избран председателем правления краеведческого общества, которое объединило любителей истории в количестве 55 человек.
В 1928 г. в Хакасском округе приступили к переводу алфавита на латинскую основу, тогда комиссия по созданию хакасской письменности была преобразована в литературноиздательскую коллегию, которой было поручено работать над изданием литературы на новом латинизированном алфавите. В декабре 1928 г. на заседании бюро Хакасского окружкома партии была заслушана информация о работе I Всесоюзного тюркологического съезда, после чего был рассмотрен вопрос о переходе на НТА, о создании ячеек НТА. Члены бюро окружкома ВКП (б) рекомендовали предстоящей конференции по НТА включить в состав окружкома НТА Бытотова, Тогдина, Кокова, Арыштаева, Кузу-гашева, Самрина, Рюмина [6].
В начале 1930 г. по решению Хакасского ок-рисполкома Георгия Павловича направили руководителем курсов по подготовке советских кадров. Вскоре названные курсы были переданы в введение советско-партийной школы, а Быто-това направили в Хакасское книжное издательство, где вплоть до 1934 г. он принимал участие в издании учебников на хакасском языке совместно с К.К. Самриным, К.С. Тодышевым, А. Т. Казанаковым.
Г.П. Бытотов был талантливым человеком, что позволило ему совместить работу в книжном издательстве с преподаванием хакасского языка в Абаканском педагогическом училище.
В первой половине 1930-х гг. по Южной Сибири прокатилась волна репрессий против «национал-уклонизма». В начале 1930-х гг. органы ОГПУ рассматривали дело о деятельности контрреволюционной националистической организации «Союз сибирских тюрок».
В обобщающей сводке на январь 1934 г. в числе членов организации было названо свыше 130 человек. С января по апрель 1934 г. в Южной Сибири было арестовано 37 человек, среди которых значились хакасы К.А. Майтаков, Н.А. Аешин, К.И. Коков, А.Г. Шулбаев, А.М. Топанов, И.Т. Боргояков, В.И. Сунчугашев, алтайцы Г.И. Гур-кин, В.К. Манеев, Л.М. Эдоков, Г.М. Токмашев, А.С. Тельгереков, И.И. Зяблицкий, шорцы Я.И. Тельгереков, Ф.Т. Кусургашев [7].
Аресты создавали на местах обстановку настороженности и недоверия. В Хакасии были проведены многочисленные проверки отдельных сотрудников и целых отделов на предмет политической выдержанности. Отделом культуры и пропаганды ленинизма Хакасского обкома ВКП (б) была проведена проверка качества и идейно-политической выдержанности издаваемой и переводной литературы на хакасском языке. Заведующий отделом культуры и пропаганды И. Киштеев возлагал на себя и членов своего отдела всю ответственность «за проникновение националистических элементов в издательское дело». В докладной записке выражалось явное сожаление о том, что было установлено сотрудничество с названными людьми, что было допущено «ослабление классовой бдительности, неудовлетворительное выполнение указаний обкома в области проверки качества изданий и переводов национальной литературы» [8].
В докладной записке, составленной по результатам проверки, было отмечено, что среди арестованных «по делу контрреволюционной националистической группировки имеется 16
человек работников культурного фронта, из них 6 человек наиболее активных авторов и переводчиков хакасской национальной литературы» [9]. В последнем списке значился и Бытотов. В начале 1934 г. он был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной националистической организации «Союз сибирских тюрок». 31 августа 1934 г. спецколлегия ЗападноСибирского суда приговорила Г.П. Бытотова к двум годам ИТЛ [10]. В тот же период Бытотова рекомендовали на руководящую работу в Ас-кизское райОНО, однако Георгий Павлович предпочел ей работу учителя в Усть-Чульской семилетней школе [2, с.80]. Шлейф «врага народа», тянувшийся за ним, не позволил ему учительствовать. По доносу «доброжелателей» Бы-тотова вновь заподозрили в антисоветизме, вследствие чего ему запретили заниматься педагогической деятельностью. Тогда он поступил работать счетоводом в Аскизскую сберкассу. Однако в октябре 1937 г. Бытотов был вновь арестован начальником Аскизского РО НКВД Потаповым по обвинению в том, что продолжает активную деятельность в контрреволюционной националистической организации «Союз сибирских тюрок», которая планирует путем вооруженного восстания отделить Хакасию от СССР и создать буржуазно-националистическое государство под протекторатом Японии [2, с. 80]. Постановлением Военной Коллегии Верховного Суда СССР 13 июля 1938 г. был приговорен к высшей мере наказания, которая была приведена в исполнение в тот же день.
Г.П. Бытотов был реабилитирован посмертно в 1959 г. постановлением Военной Коллегии Верховного Суда СССР за отсутствием в его действиях состава преступления.
Георгий Павлович прожил короткую, но яркую жизнь. Он был одержим энтузиазмом «строителей социализма», веривших, что они создают общество равенства и справедливости, свидетельством чего им казались происходившие в общественной жизни изменения, в том числе в социально-культурном развитии нерусских народов. Дети Бытотова, рано оставшиеся без отца, сумели достойно пронести по жизни его имя. Старшая дочь, Муза Георгиевна, окончила Абаканский государственный педагогический институт, посвятила себя преподавательской деятельности. Сын, Юрий Георгиевич, получил образование инженера-техника электрических сетей, на протяжении многих лет проработал по специальности в г. Абакане. Младшая дочь Клара Георгиевна более тридцати лет рабо-
тала врачом, затем защитила кандидатскую диссертацию по медицине, преподавала в Красноярском медицинском институте [2, с. 80].
Трагическая судьба Г.П. Бытотова была типична для многих представителей национальной интеллигенции того времени. Выросшее при поддержке коммунистического режима поколение хакасской управленческой интеллигенции внесло значительный вклад в модернизацион-
ные процессы в своем регионе. Но, как считают исследователи, «показав Советской власти свою возможную к ней нелояльность, оно попало в жернова сталинских репрессий» [11]. Власти использовали целый комплекс репрессивных механизмов и методов воздействия на представителей региональной интеллигенции, в деятельности которой она увидела возможную оппозицию.
Литература
1. Данькина Н.А. История Хакасского книжного издательства в лицах ее основателей // Становление и развитие книжного издательства в Хакасии: к 75-летию Хакасского книжного издательства: материалы всерос. науч.-практ. конф. (14 апреля 2006 г.). - Абакан, 2006. - С. 8.
2. Патачаков К. М. Люди земли Хакасской: краевед. пособ. для учащихся (на хакас. языке). - Абакан, 1990. С. 78-80.
3. Киндикова Н.М. Алтайцы в контексте истории (этнокультурологический аспект) // Филология и человек. Барнаул, 2008. № 1. С. 99.
4. Государственное казенное учреждение Республики Хакасия (далее - ГКУ) «Национальный архив». Отдел документов новейшей истории (далее - ОДНИ ). Ф.1. Оп.2А. Д.19. Л. 1А.
5. Харунов Р.Ш.Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике (1921-1944 гг.). - Абакан, 2009. С.67.
6. Национальный архив. ОДНИ Ф. 1. Оп. 1. Д. 222. Л. 63.
7. Карлов С.В., Тугужекова В.Н. Репрессии в Хакасии. - Абакан, 1998. С. 36.
8. Национальный архив. ОДНИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 299. Л. 50.
9. Мамышева Е.П. Национально-государственное строительство в Южной Сибири в 1917-1941 гг.: история, опыт, проблемы. - Абакан: Бригантина, 2011. С. 185.
10. Абдин Н. С., Абдин В.Н. Политические репрессии в Аскизском районе Хакасии (1920-1950). - Абакан : Хакас. кн. изд-во, 2008. С. 66, 67, 75.
11. Шекшеев А.П. Власть и национальная политическая элита Хакасии: взаимоотношения в 1920-1930-е гг. // Мир Евразии. 2011. №1. С. 57.
Мамышева Елена Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. E- mail: sozor @ mail.ru
Mamysheva Elena Petrovna, candidate of historical science, associate professor, department of History of Russia, N.F. Katanov Khakass State University. E- mail: sozor @ mail.ru
УДК 24 (571.54)
© Д.Д. Амоголонова Возвращение хамбо-ламы Итигэлова и новая концепция возрождения Бурятии
В статье исследуется идеология возрождения Бурятии в контексте этнического и гражданского дискурсов. Автор доказывает, что в настоящее время уже сформировались представления о феномене возвращения нетленного тела XII хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова как о значимом компоненте буддийского обновления в Бурятии. Одновременно современная ментальность заставляет искать способы использования феномена Итигэлова в прагматических целях, например, для решения практических задач экономического развития Бурятии.
Ключевые слова: Хамбо-лама Итигэлов, феномен, идеология, новая концепция.
D. D. Amogolonova Hambo lama Itigelov's return and a new concept of revival of Buryatia
The paper deals with construction of revival ideology in Buryatia in a context of ethnic and civil discourses. The author argues that now the ideas on the phenomenon of the returning of Hambo lama XII Dashi Dorzho Itigelov’s EternalBody as a significant component of Buddhist renewalhave been already formed. At the same time, modern mentality forces to look for the use of Itigelov’s phenomenon in pragmatic purposes, namely for solving economic problems of Buryatia.
Keywords: Hambo lama Itigelov, phenomenon, ideology, new conception.