Научная статья на тему 'Руководители Абаканского учительского и педагогического институтов (к истории высшего образования в Хакасии)'

Руководители Абаканского учительского и педагогического институтов (к истории высшего образования в Хакасии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
421
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / COLLEGE / УЧИТЕЛЬСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТЫ / TEACHER / ДИРЕКТОР / DIRECTOR / РЕКТОР / RECTOR / PEDAGOGICAL INSTITUTES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артамонова Адежда Яковлевна

В статье представлены краткие биографические сведения о жизни и деятельности руководителей Абаканского учительского и педагогического институтов. Выявлен вклад каждого из них в развитие высшей педагогической школы Хакасии. Сделан вывод о том, что наибольших результатов Абаканский педагогический институт добился в период руководства вузом представителями местной интеллигенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leaders of Abakan Teachers’ Training Institute and Pedagogical Institute

This article provides a brief biographical information about the life and work of leaders of Abakan pedagogical institutions. The contribution of each of them in the development of higher pedagogical school of Khakasia is revealed. The author makes a conclusion that the best results achieved by Abakan Pedagogical Institute were when it was lead by the representatives of the local intelligentsia.

Текст научной работы на тему «Руководители Абаканского учительского и педагогического институтов (к истории высшего образования в Хакасии)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94: 378, 11(571,513)

РУКОВОДИТЕЛИ АБАКАНСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТОВ (К ИСТОРИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАКАСИИ)

Н. Я. Артамонова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены краткие биографические сведения о жизни и деятельности руководителей Абаканского учительского и педагогического институтов. Выявлен вклад каждого из них в развитие высшей педагогической школы Хакасии. Сделан вывод о том, что наибольших результатов Абаканский педагогический институт добился в период руководства вузом представителями местной интеллигенции.

Ключевые слова: высшая школа, высшее учебное заведение, учительский и педагогический институты, директор, ректор.

В 2014 году исполнится 75 лет со времени зарождения высшего педагогического образования в Хакасии. 14 сентября 1939 года состоялось торжественное открытие в г. Абакане учительского института [1, с. 19]. Это было событие огромной исторической важности, заложившее основу для дальнейшего развития высшей школы в одном из национальных районов Южной Сибири.

Отдельным проблемам высшего педагогического образования в Хакасии посвящено немало публикаций, но единственной комплексной работой, в которой всесторонне раскрыта история становления и развития педагогического института за 50 лет, является лишь монография С. П. Ултургашева «Был всегда нацелен на будущее» [1]. Эта добротная работа стала, по сути, настольной книгой для исследователей, для тех, кто интересуется историей высшего образования в Хакасии. Эффективность работы любого образовательного учреждения во многом зависит от личности руководителя, его опыта управления, умения принимать решения, индивидуальных качеств. За более чем полувековой период существования (1939-1994 гг.) в Абаканском учительском и педагогическом институтах по разным причинам сменилось девять руководителей. Это были разные люди, представители разных поколений: от познавших опыт революций 1917 года и гражданской войны до людей, родившихся в период массовых репрессий и воспитанных на ценностях Великой Отечественной войны. Их активная деятельность пришлась на период расцвета советского государства.

Первым директором учительского института был В. Г. Дубов. Он имел некоторый опыт административной работы, поскольку в системе народного образования стал работать с начала 1920-х гг.

Венедикт Григорьевич Дубов родился в 1895 году в с. Черемхово Иркутской губернии в семье псаломщика. Семья состояла из десяти человек, доходы главы семьи были мизерные, и поэтому Дубовы часто бедствовали. Старшие братья, как писал в автобиографии В. Г. Дубов, образования не получили. Он же в 1916 году окончил Иркутскую духовную семинарию. В период обучения в семинарии ему приходилось зарабатывать на хлеб: ездил с топографической партией в тайгу, а также занимался репетиторством [2, оп. 2, д. 219, л. 6].

В 1918 году В. Дубов поступил в Казанский университет на историческое отделение, и, поскольку средств на обучение не хватало, ему пришлось работать и телеграфистом на Казано-Екатеринбургской железной дороге, и учителем в одном из детских домов. И всё-таки из университета пришлось уйти. Со взятием в 1918 году белыми Казани он уехал в Сибирь [2, оп. 2, д. 219, л. 6, об.]. В деревне Холмогой Иркутского уезда, где жил отец, юноша принимал участие в установлении советской власти. С приходом Красной армии он участвовал в работе волостного революционного комитета, а затем стал его председателем. В 1920 году был избран секретарём Заларинского райкома партии. В марте 1921 года В. Дубова назначили на должность заведующего уездным отделом народного образования Черемховского уезда.

С этого времени его жизнь была тесно связана с системой народного образования [2, оп. 2, д. 219, л. 7, об.]. В 1924 году ему удалось возобновить обучение, но уже в Иркутском государственном университете, на факультете общественных наук, по окончании которого В. Дубов несколько лет руководил отделами народного образования в г. Иркутске, в Ойротии (в настоящее время Республика Алтай), был директором краевого института повышения квалификации, главным редактором Объединения государственных книжно-журнальных изда-

тельств (ОГИЗ) в г. Новониколаевске. В 1934 году он возглавил педагогическое училище в г. Абакане [2, оп. 2, д. 219, л. 7, об.], а в 1939 году стал директором учительского института, положившего начало высшему образованию в Хакасии. В этот начальный, самый трудный период становления института были организованы первые кафедры, которыми стали: кафедры марксизма-ленинизма (заведующий В. Г. Дубов), истории (заведующий М. Ф. Кукушкин), языка и литературы (заведующий П. П. Немирова), физики и математики (заведующий М. М. Бородаев, затем И. Ф. Родкевич), педагогики (заведующий А. Н. Устинов) [1, с. 20]. При В. Г. Дубове были открыты заочное отделение, отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ [1, с. 21, с. 24]. Великая Отечественная война внесла коррективы в работу учительского института. Изменился преподавательский состав за счёт специалистов, эвакуированных из московских вузов (профессор С. А. Токарев, кандидат физико-математических наук, доцент Б. В. Кутузов, кандидат филологических наук Л. С. Шептаев и др.) [1, с. 23]. В целом же первому директору удалось создать педагогический коллектив, сформировать представление об Абаканском учительском институте как интеллектуальном центре на территории Южной Сибири. В декабре 1943 года В. Г. Дубов был освобождён от выполнения обязанностей директора Абаканского учительского института в связи с переходом на другую работу [2, оп. 2, д. 219, л. 18]. 27 декабря 1943 года он приступил к исполнению обязанностей директора Пензенского педагогического института [3, с. 21; 4, с. 13]. Опыт административной деятельности, приобретённый В. Г. Дубовым в Абакане, пригодился ему в Пензе, поскольку здесь ему пришлось столкнуться со старыми проблемами: слабой материальной базой, дефицитом преподавательских кадров, значительным отсевом студентов [4, с. 13].

Преемником В. Г. Дубова на посту директора Абаканского института стал А. Н. Пархоменко, который прибыл в Абакан в 1940 году после окончания исторического факультета Саратовского государственного университета и был принят на работу старшим преподавателем Абаканского учительского института.

Андрей Никитович Пархоменко родился в 1914 году на хуторе Шкуратовка Ворожбянской волости Харьковской губернии [2, оп. 3, д. 176, л. 1]. После окончания средней школы, до поступления в университет в 1935 году, он в течение почти пяти лет работал учителем Шкуратовской неполной средней школы, которую сам когда-то окончил. В 1934-1935 гг. заведовал неполной средней школой в селе Михайловка Саратовского края [2, оп. 3, д. 176, л. 1, об.].

В Абакане молодого человека с хорошим вузовским образованием заметили в областном комитете ВКП(б) и в 1941 году утвердили внештатным лектором, затем заведующим отделом школ Хакасского обкома партии. В декабре 1943 года он был утверждён в должности директора Абаканского учительского института [2, оп. 3, д. 176., л. 3, л. 1].

В соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР от 10 февраля 1944 года на базе Абаканского учительского института был открыт педагогический институт в составе трёх факультетов: русского языка и литературы, физико-математического и исторического. Пединститут располагался в том же здании, что и учительский. [5, д. 8, л. 48].

Первым директором нового института стал А. Н. Пархоменко. Он же являлся одновременно и директором учительского института. В данной должности Андрей Никитович проработал до 1947 года. Это были непростые годы в жизни двух институтов и самого директора, поскольку совпали с Великой Отечественной войной и тяжёлым послевоенным временем. За этот период значительно изменился педагогический состав институтов. Эвакуировался и уехал на прежнее место работы профессор С. А. Токарев. Были отозваны Нарком-просом РСФСР доценты Б. В. Кутузов, старшие преподаватели Чистополов, Ипатов и др. [1, с. 29]. В то же время на работу в Абакан прибыли Ц. Г. Гринберг, Ю. А. Шибаева, Г. А. Бенкевич, Д. Е. Хайтун и др.

Изменения произошли и в структуре институтов. Для обоих институтов были созданы общие кафедры: марксизма-ленинизма, педагогики и психологии, истории, литературы, хакасского языка и литературы, физики и математики, военной и физической подготовки. [1, с. 29].

Анализ документов свидетельствует о том, что оба института, учительский и педагогический, являли собой единое целое по финансовым делам, административному руководству, профессорско-преподавательскому составу, учебно-материальной базе [1, с. 30]. Такое положение сохранялось до 1954 года, то есть до закрытия учительского института.

В 1947 году А. Н. Пархоменко стал секретарём Хакасского обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации, хотя Красноярский крайком партии был против освобождения его от должности директора институтов [2, оп. 3, д. 176, л. 8]. Вот как характеризовал Хакасский обком партии молодого директора: «Энергичный, растущий работник, проявляет большую заботу о нуждах института и коллектива студентов и педагогов. Старается в работу внести организованность и сплочённость, в результате этого педколлектив стал относиться к организации

учебно-воспитательного процесса ответственнее и лучше» [2, оп. 3, д.176, л. 16]. В характеристике также отмечалось, что за год работы директором «благодаря неустанной заботе Пархоменко обеспечена бесперебойная работа института». В то же время, отмечая прекрасные организаторские способности А. Н. Пархоменко, обком партии обращал внимание на то, что «в учебно-воспитательной работе коллектив ещё не обеспечил полных успехов», успеваемость студентов низкая, из 268 студентов 123 неуспевающих. За полгода отсеялось 19 человек [2, оп. 3, д.176, л. 16].

В сентябре 1945 года А. Н. Пархоменко написал докладную записку секретарю Хакасского обкома ВКП(б) Афанасьеву, в которой попросил перевести его по состоянию здоровья в один из вузов Крыма или Северного Кавказа, где он смог бы поправить пошатнувшееся здоровье. Объяснив причину приезда в Абакан тем, что в 1940 году после окончания Саратовского университета НКП РСФСР направил его в Абакан на два года, он написал: «Как коммунист, я этому поверил и без особой агитации поехал в Абакан. Вместо двух лет я проработал пять лет» [5].

Дальнейшая судьба Андрея Никитовича сложилась не совсем удачно. Проработав в должности секретаря Хакасского обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации чуть более полугода, он был уволен, как отмечалось в справке о решении бюро Хакасского обкома ВКП(б) от 18 июня 1947 года, «за преступно-халатное отношение к расходованию государственных средств по работе в институте» и незаконное получение денежных средств. За это ему был объявлен строгий выговор с занесением в учётную карточку. Кроме того, Хакасский обком партии ходатайствовал перед крайкомом и ЦК ВКП(б) об освобождении А. Н. Пархоменко от работы секретаря обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации. [2, оп. 3. д. 176, л. 21]. Андрей Никитович написал заявление с просьбой «в виду исключительных семейных обстоятельств» разрешить выезд на Украину, где жили его родители и которые, как написал он в заявлении, «смогут помочь ему в воспитании его детей» [2, оп. 3. д. 176, л. 23]. Но он уехал в Курск, где вернулся «на исходную должность старшего преподавателя кафедры всеобщей истории Курского педагогического института. Занимал эту должность до кончины» [6, с. 201].

В связи с переводом А. Н. Пархоменко на партийную работу в Хакасский обком ВКП(б) новым директором учительского и педагогического институтов Министерство просвещения РСФСР утвердило М. П. Русакова, биография которого мало чем отличалась от жизненного пути административных работников того времени.

Родился Матвей Петрович в 1904 году в д. Харинская Московской области. Здесь же после окончания начальной школы с двенадцатилетнего возраста он начал работать на маслобойне учеником-вальцовщиком. В голодный 1919 год семья переехала в Самарскую губернию, где отец плотничал, а Матвей пас коров. В 1920 году от тифа умер отец, а через год от холеры умирает мать. Малолетних сестру и брата забрали в приют, Матвей вместе с другими голодающими Поволжья отправился на Украину в г. Чернигов, где устроился на подённую работу на лесопильный завод. В 1922 году он переезжает в Донбасс (г. Артемовск) и поступает работать в совхоз. Там же вступает в комсомол. После ликвидации совхоза некоторое время работает на Часов-Ярском государственном керамическом заводе, где он стал членом ВКП(б)Украины.

После службы в рядах Красной армии М. Русакова направляют на учёбу в Артёмовскую окружную партийную школу II ступени. После окончания школы (1930 г.) он работает по партийной линии в Краматорске. В 1933 году по решению мандатной комиссии ЦК ВКП(б)У командируется на учёбу в Харьков в Институт красной профессуры, затем - в Москву в Высший коммунистический институт просвещения на педагогическое отделение. После его окончания в 1938 году он был рекомендован на должность директора Омского педагогического института.

В самом начале Великой Отечественной войны Матвея Петровича призвали в армию, и только в 1946 году он вернулся на прежнее место работы, в Омский пединститут, на должность старшего преподавателя педагогики [2, оп. 1. д. 268, л. 3, об., л. 7, об.].

18 сентября 1947 года М. П. Русаков по приказу Министерства просвещения высшего образования СССР за № 1538/к назначается директором Абаканского учительского института [1, с. 42]. В 1948 году первых питомцев выпустили факультеты русского языка и литературы и физико-математический пединститута, а исторический факультет сделал уже второй выпуск. И хотя количество выпускников было небольшим, но область получила 12 специалистов по русскому языку и литературе, 9 - по математике и физике и 16 - по истории [1, с. 37].

27 декабря 1951 года Матвей Петрович был освобождён от должности директора в связи с направлением его в годичную аспирантуру, по окончании которой он вернулся в родной вуз и работал заведующим кафедрой,

старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии до ухода на заслуженный отдых в 1964 году [1, 43; 2, оп. 1, д. 268, л. 14].

После М. П. Русакова во главе Абаканского учительского и педагогического институтов встал Е. А. Мохов. Это был первый учёный, кандидат исторических наук, возглавивший институт [1, с. 43].

Евгений Александрович Мохов родился в 1917 году в г. Харькове, получил высшее образование. Вузовской деятельностью начал заниматься с 1938 года [1, с. 43]. С началом Великой Отечественной войны был мобилизован на фронт; награждён орденом Отечественной войны II степени и тремя медалями.

По окончании войны Е. А. Мохов вновь приступил к вузовской работе, окончил заочную аспирантуру по истории СССР и курсы преподавателей вузов при ЦК ВКП(б) по основам марксизма-ленинизма [7, л. 3].

Нам удалось найти некоторые сведения из жизни Е. А. Мо-хова в диссертации К. А. Ушмаевой на тему «Развитие высшего исторического образования на Северном Кавказе с 1945 по 2000 гг. (По материалам Дона, Кубани и Ставрополья)» [8]. Она, в частности, пишет, что в начале 1950-х гг. в Ставропольском крае было начато изучение событий революций 1905 и 1917 гг., истории гражданской войны, восстановления хозяйства

в 1921-1926 гг. и коллективизации. Е. А. Мохов, в то время доцент Ставропольского государственного педагогического института (СГПИ), исследовал тему «Революция 1905-1907 гг. в Ставропольской губернии» и 29 октября 1951 года защитил диссертацию в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина [8, с. 43]. Оппонентами при защите были известные учёные: профессора К. В. Сивков и В. А. Романовский [7, л. 1]. Последний был крупным специалистом по истории Левобережной Украины, заведующим кафедрой истории в СГПИ [8, с. 40]. Квартира профессора Романовского была местом научных встреч и дискуссий историков края, соискателей, которые готовили кандидатские диссертации. В их числе был и Е. А. Мохов [8, с. 40].

В одной из характеристик Е. А. Мохова отмечается, что за время руководства им Абаканским педагогическим институтом в учебном заведении повысился уровень учебно-воспитательной работы, а научно-исследовательская работа преподавателей стала более организованной и систематической [7, л. 2, л. 3]. Подтверждением этого является тот факт, что количество преподавателей с учёными степенями и званиями увеличилось с четырёх человек до девятнадцати. В 1950-1951 учебном году в институте работали два человека с учёными степенями кандидата наук (кафедра марксизма-ленинизма и всеобщей истории) и два с учёными званиями доцента (кафедры истории СССР и естествознания и географии). В 1955-1956 учебном году, как было уже сказано, преподавателей, имеющих учёные степени и звания, стало уже девятнадцать [2, оп. 1, д. 1842, л. 8; д. 2179, л. 72]. По мнению С. П. Ултургашева, причиной роста научного потенциала вуза стали не только личные качества директора, но и новые объективные условия, связанные с разоблачением культа личности И. В. Сталина [1, с. 43].

В то же время итоги проверки научно-исследовательской работы преподавательского состава пединститута, проведённой комиссией крайкома партии в июне 1955 года, показали, что «руководящие работники института тт. Мохов, Войлошников, Тетерев не показывают примера сотрудникам института в научно-исследовательской работе. Слабо развёрнута критика и самокритика научной работы» [2, оп. 1, д. 2179, л. 16]. В постановлении бюро Хакасского обкома КПСС от 28 июня 1955 года был сделан вывод о том, что «тов. Мохов глубоко не вникает в состояние учебно-воспитательной работы в институте, не требователен к подчинённым, вследствие чего слаба профессиональная подготовка выпускников и низка дисциплина среди студентов».

Бюро обкома КПСС, рассмотрев вопрос о директоре Е. А. Мохове, решило снять его с должности за неудовлетворительное руководство институтом, незаконную приписку часов и другие финансовые злоупотребления [2, оп. 1, д. 2179, л. 164]. И в июле 1956 года Министерство просвещения РСФСР своим приказом освободило его от должности директора по личному заявлению в связи с переходом на педагогическую работу [7, л. 6]. Вскоре Е. А. Мохов выехал за пределы Хакасии и устроился на работу в Арзамасском педагогическом институте. На его место тем же приказом Министерство просвещения РСФСР в порядке перевода из Красноярской краевой партийной школы назначило В. А. Непомнящего, кандидата исторических наук.

Василий Александрович Непомнящий родился в 1917 году в Берёзовской волости Ачинского уезда Енисейской губернии в семье крестьянина-бедняка. После окончания в 1931 году семилетней школы он поступил в Красноярский агропедагогический техникум. Осенью 1932 году техникум был реорганизован и на его базе был создан Красноярский пединститут. Но институт окончить не удалось по состоянию здоровья, как пишет в автобиографии В. А. Непомнящий. Он стал работать учителем русского языка и литературы в только что созданной неполной средней школе в с. Горбы Назаровского района. До 1938 года В. Непомнящий учительствовал в разных школах Красноярского края. В 1938 году, как пишет сам В. Непомнящий, Красноярский

крайоно отпустило его на учёбу в Томский учительский институт, который он окончил в 1940 году. После окончания учёбы стал работать учителем истории в Тисульском районе Кемеровской области [2, оп. 4, д. 494, л. 4]. Затем учительствовал в Берёзовском районе Красноярского края, работал в исполкоме райсовета. С вступлением в ряды ВКП(б) его дальнейшая деятельность связана с работой в советских и партийных органах, обязательным элементом которых являлась учёба в высшей партийной школе при ЦК ВКП(б). «По командировке крайкома партии в марте 1953 г., - читаем в автобиографии В. Непомнящего, - был зачислен слушателем годичных курсов диссертантов, которые успешно закончил, защитив кандидатскую диссертацию (март 1954 г.)» [2, оп. 4, д. 494, л. 4, об.].

Заместителем директора по учебно-воспитательной работе В. А. Непомнящего была Матрёна Константиновна Баинова, после неё - Александр Сергеевич Мусатов [1, с. 43]. В характеристике обкома КПСС, отличавшейся противоречивостью, отмечается, что, с одной стороны, за время руководства институтом В. Непомнящего улучшилась учебно-воспитательная работа, что он «принимал меры к улучшению качества лекций и семинарских занятий», «принимал активное участие в общественной жизни института и партийной организации области, являлся депутатом Абаканского совета депутатов трудящихся» и т. д. С другой стороны, отмечается, что «как у руководителя и члена партии у тов. Непомнящего в некоторых случаях не хватает выдержки, проявлял грубость по отношению к преподавателям и студентам, недостаточно обращал внимание на развёртывание в институте научно-исследовательской работы» [2, оп. 4, д. 494, л. 7]. Постановлением бюро Красноярского крайкома КПСС от 18 августа 1959 г. В.А. Непомнящий был освобождён от работы директора Абаканского пединститута в связи с переходом на другую работу по личной просьбе. [2, оп. 4, д. 494, л. 6).

Его сменил И. А. Киселёв, который был назначен директором Абаканского пединститута переводом из Енисейского пединститута (приказ Министерства просвещения РСФСР от 21 сентября 1959 года) [ф. 2, оп. 6, д. 134, л. 8].

Иван Агапеевич Киселёв родился в 1911 году в деревне Шилы Смоленской губернии в семье сельского учителя. По окончании в 1929 году средней школы работал учителем истории, завучем, заведующим школой в с. Архангельское Московской области, затем в г. Игарке; в г. Ачинске - завучем в средней школе, директором педучилища [2, оп. 6, д. 134, л. 3]. С 1940 года, указано в автобиографии И. А. Киселёва, он состоял на руководящей партийной работе. С 1948 года в течение почти 11 лет был директором, зав. кафедрой марксизма-ленинизма Енисейского учительского и педагогического институтов [2, оп. 6, д. 134, л. 3].

В Абаканском педагогическом институте он продолжил политику своих предшественников по укреплению кадрового потенциала, расширению связи со школой. В 1961 году во многих вузах вместо должности директора вводится должность ректора. Таким образом, И. А. Киселёв стал последним директором и первым ректором Абаканского педагогического института.

Приказом Министерства просвещения РСФСР от 30 декабря 1962 года И. А. Киселёв был освобождён от должности ректора и оставлен доцентом кафедры марксизма-ленинизма [2, оп. 6, д. 134, л. 9].

Но в феврале 1963 года по приказу Минпроса был переведён в Коломенский пединститут [1, с. 44], в котором с 1956 года возрождалось историческое образование и возникла необходимость в специалистах-историках. Здесь историю стали преподавать опытные учителя, профессора, доценты и кандидаты наук, в том числе и И. А. Киселев [9, с. 3].

Новым ректором АГПИ был назначен Д. И. Нагрузов, бывший до этого секретарём Хакасского обкома КПСС по пропаганде и агитации. По мнению С. П. Ултургашева, именно при ректорстве Д. И. Нагрузова завершился процесс становления Абаканского государственного педагогического института [1, с. 44]. Путь Д. И. Нагрузова в высшую школу пролегал через долгие годы работы в советских и партийных органах.

Давид Иванович Нагрузов родился в 1914 году в Вершино-Бидже Усть-Абаканского района Республики Хакасия (современное название). В 1932 году окончил Сибирскую краевую профсоюзную школу в г. Минусинске и, начиная с 1934 года, он успешно поднимался по ступенькам карьерной лестницы. Трудовая деятельность его была прервана только службой в рядах Красной армии и участием в Великой Отечественной войне. На фронт он ушёл добровольцем и участвовал в боевых действиях на Калининском фронте. После ранения Давид Иванович в 1943 году вернулся в родную Хакасию. Тогда же был рекомендован на должность прокурора г. Абакана. В 1948 году он окончил Красноярскую краевую партийную школу и одновременно Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б) (заочно), продолжая работать в областном комитете партии на разных должностях. С 1954 по 1958 гг. Д. И. Нагрузов обучался в аспирантуре Академии общественных наук при ЦК КПСС. Его кандидатская диссертация, которую он защитил в 1959 году, была посвящена работе партийных организаций Сибири в деревне в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925) [10; 11].

С приходом Д. И. Нагрузова в АГПИ начался новый период в истории вуза. За те 13 лет, в течение которых он руководил институтом, увеличился профессиональный опыт преподавателей, методическое мастерство, обеспечивавшие образовательный процесс на уровне вузовских требований. Подтверждают это итоги проверки комиссии Главного управления высших и средних учебных заведений Министерства просвещения РСФСР [1, с. 44-45]. За эти годы была укреплена материальная база института, расширились учебные площади за счёт введения в эксплуатацию двух институтских зданий (главного учебно-административного и третьего учебного корпусов), построены два общежития, спортлагерь «Берёзка» и т. д. По воспоминаниям В. Г. Карпова, Д. И. Нагрузова в институте звали «Давид Строитель» [12, с. 135].

В связи с уходом на пенсию в 1975 году Д. И. Нагрузов был освобождён от обязанностей ректора, но не прерывал отношения с пединститутом, оставаясь в должности доцента кафедры истории КПСС и научного коммунизма. Ректором АГПИ стал В. Г. Карпов, который находился в этой должности чуть более года, не успев за короткий срок раскрыть себя в полной мере как администратор вуза. В то же время Венедикт Григорьевич реализовал себя как учёный в области тюркологии и хакасского языкознания, как яркий, талантливый педагог.

Венедикт Григорьевич Карпов родился 26 марта 1927 году в деревне Кедровка Чарышского района Алтайского округа в большой и трудолюбивой семье [13, с. 5]. В 1945 году он окончил хакасское отделение Хакасского педагогического училища, затем несколько лет преподавал хакасский язык в хакасских начальных школах Таштыпского района. В 1952 году окончил Абаканский государственный педагогический институт, затем очную аспирантуру при Институте языкознания АН СССР, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Изъявительное наклонение в хакасском языке». В 1995 году в Институте языкознания РАН (г. Москва) Венедикт Григорьевич защитил докторскую диссертацию на тему «Система глагола в современном хакасском языке». В 1996 году ему присвоено учёное звание профессора по кафедре хакасской филологии. Заслуги В. Г. Карпова в области науки, образования, культуры получили государственную оценку и общественное признание. В 2005 году решением Республиканского Совета Старейшин родов Хакасского народа В. Г. Карпов был награждён Дипломом «Человек года-2004» по номинации «За большой вклад в развитие и сохранение хакасского языка» [12, с. 15; 14].

Следующие 17 лет во главе Абаканского государственного педагогического института находился Степан Павлович Ултур-гашев.

Он родился в 1930 году в аале Политов Нижне-Тёйского сельского совета Аскизского района в крестьянской семье. Отец, Ултургашев Павел Николаевич, пропал без вести в Великую Отечественную войну. После окончания семи классов юноша поступил на первый курс Хакасского педучилища и в 1946 году начал трудовую деятельность учителем математики и физики в Первомайской Боградского района, а с 1948 года - учителем ки в Бельтырской Аскизского района семилетних школах Хакасии [15].

В ноябре 1948 года он был избран секретарём Аскизского райкома комсомола. В 1949 году Красноярский крайком ВЛКСМ направил его на учёбу в Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ. В 1951 году после её окончания С. П. Ултургашев работал первым секретарём Аскизского РК ВЛКСМ. Возможно, у Степана Павловича удачно сложилась бы карьера по партийной линии, но жизнь распорядилась иначе. В 1952 году он заочно окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и по направлению Хакасского обкома партии поступил в аспирантуру Института истории АН СССР. В 1956 году ему присудили учёную степень кандидата исторических наук. В этом же году 26-летний молодой ученый возглавил Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (ХакНИИЯЛИ) [15; 16, с. 7].

1С 1959 года научная и педагогическая деятельность С. П. Ултургашева связана с Абаканским государственным педагогическим институтом, где он прошёл путь от старшего преподавателя до ректора. Степан Павлович возглавлял пединститут с 1977 по 1994 гг. Это был период расцвета АГПИ. Институт возмужал, окреп преподавательский коллектив. Создавались новые или реорганизовывались прежние кафедры, открывались новые факультеты. С созданием в 1984 году на филологическом факультете кафедры истории в институте возродилось историческое образование.

К 1994 году в институте функционировало 27 факультетских и 8 общеинститутских кафедр, а их научно-педагогический потенциал обеспечивал образовательный процесс в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» [1, с. 70]. Расширилась общая площадь учебных помещений. Все специализированные лаборатории, кабинеты и аудитории имели соответствующее оборудование [1, с. 99]. Улучшились жилищные условия сотрудников института. Расширялись международные связи. В институте появились первые доктора наук. Помимо М. А. Унгвицкой, защитившей докторскую диссертацию в 1976 году, степень доктора филологических наук получил К. Ф. Антошин (1989 г.). В 1993 году защитили докторские диссертации ещё несколько преподавателей: доктора философских наук (В. А. Кузьмин), исторических наук (В. Н. Тугужекова и В. Я. Бутанаев). В начале 1990-х гг. пединститут сумел выжить благодаря достаточно крепкой материально-технической базе, сплочённому преподавательскому коллективу, опытным руководителям. Но в то же время вуз уже не мог удовлетворить потребности многонационального населения Хакасии в образовательных услугах [1, 121], и в марте 1994 года конференция представителей трудового коллектива института сделал выбор в пользу университетского образования.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. № 724 был создан Хакасский государственный университет с присвоением ему имени Николая Фёдоровича Катанова. С. П. Ул-тургашев в 1994 году стал заведующим кафедрой истории и политологии, а с 1996 года возглавил новое структурное подразделение университета - Институт саяно-алтайской тюркологии (ИСАТ), где проработал до своей кончины (2004 г.). Будучи директором ИСАТ, он энергично принялся за разработку стратегической программы развития института, в основе которой лежала «углублённая подготовка гуманитарных и педагогических национальных кадров как основы и перспективы сохранения и развития хакасского народа» [14, с. 7].

Хакасскому государственному университету им. Н. Ф. Катанова в июне 2014 года исполнится 20 лет. По историческим меркам это небольшой период. Но его деятельность зиждется на 55-летней истории предшественников: Абаканского учительского и педагогического институтов. Во главе этих институтов стояли разные люди. Каждый из них вложил частицу своего труда, таланта, способностей, здоровья в развитие высшего образования в Хакасии. Но наибольшего расцвета институт достиг в годы, когда во главе его стояли представители местной интеллигенции, знакомые лично с огромным количеством жителей области, знавшие проблемы образования Хакасии изнутри, умевшие оперативно и безболезненно решать многие острые вопросы.

Библиографический список

1. Ултургашев, С. П. Был всегда нацелен на будущее (К 50-летию Абаканского государственного педагогического института им. Н. Ф. Катанова) / С. П. Ултургашев. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1996. - 152 с.

2. Отдел документов новейшей истории Государственного казённого учреждения Республики Хакасия «Национальный архив» (ОДНИ ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф.2.

3. Шувалов, И. Ф. Пензенский государственный педагогический институт имени В. Г. Белинского (хроника становления: 1939-1960 гг.) / И. Ф. Шувалов. - Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, 2000. -108 с.

4. От учительского института до педагогического университета (история ПГПУ им. В. Г. Белинского: 1939-1999 гг.). - Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, 1999. - 231 с.

5. Государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф. 528, оп. 1.

6. Историки Курского края: биографический словарь [Электронный ресурс] / сост., отв. ред. С. П. Щавелев. - 3-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. - 464 с.

7. Архив Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». Ф. р-528, оп. 1а. Личное дело Мохова Евгения Александровича

8. Ушмаева, К. А. Развитие высшего исторического образования на Северном Кавказе с 1945 по 2000 гг. (По материалам Дона, Кубани и Ставрополя): дис. ... канд. ист. наук. 07.00.02 / К. А. Ушмаева. - Ставрополь, 2004. - 330 с.

9. Коломенский государственный педагогический институт [Электронный ресурс] // Педагогический вестник. - 2009. - № 3.

10. Учёные университета. Д. И. Нагрузов. - URL: http://library.khsu.ru/projects/persons/Nagruzov (дата обращения: 24.04.2014).

11. Архив Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». Ф. р-528, оп. 1а. Личное дело Нагрузова Давида Ивановича

12. SUMMA SUMMARUM. В. Г. Карпов. К 80-летию со дня рождения и 60-летию научно-педагогической деятельности). - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. -144 с.

13. Боргоякова, Т. Г. Профессор Карпов Венедикт Григорьевич. К 80-летию со дня рождения и 60-летию научно-педагогической деятельности / Т. Г. Боргоякова // SUMMA SUMMARUM. В. Г. Карпов. К 80-летию со дня рождения и 60-летию научно-педагогической деятельности). - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2007. - С. 5-11.

14. Рукописный фонд Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (РФ ХакНИИЯЛИ). Личное дело Карпова Венедикта Григорьевича.

15. Рукописный фонд Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (РФ ХакНИИЯЛИ). Личное дело Ултургашева Степана Павловича.

16. Боргоякова, Т. Г. Учёный, руководитель и общественный деятель. К 80-летию Степана Павловича Ултургашева / Т. Г. Боргоякова // Ежегодник Института Саяно-алтайской тюркологии и восточных языков. Вып. ХГУ. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2010. - С. 7-9.

© Артамонова Н. Я., 2013 УДК 82-5+80 (042.5)

ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА В СССР: ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЁ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В. Я. Беккер

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается процесс становления советской политической системы в условиях мирного времени. Возникшая перед В. И. Лениным и советским руководством дилемма между основополагающим марксистским положением о невозможности построения социализма в одной стране, в условиях полного капиталистического окружения и именно этой реальностью, установившейся в первой половине 1920-х годов, потребовало от лидера большевиков огромной концентрации физических и теоретических сил, чтобы разрешить эту проблему.

Ключевые слова: мировая пролетарская революция, строительство социализма, культурная революция, марксистская теория, внутрипартийная борьба, кооперация, советская политическая система.

Среди важнейших проблем истории советского периода особое место занимают теоретические представления лидеров большевистской партии и государства о возможности и судьбах строительства социализма в СССР. Современную отечественную историографию в анализе сущности советской политической системы прежде всего интересуют представления В. И. Ленина по данному вопросу с учётом существующих ныне реалий. Однако эти реалии совершенно не соответствуют замыслам и расчётам вождя пролетарской революции, что ещё больше привлекает внимание современных исследователей к данной теме. Следует учитывать, что теоретическое наследие Ленина являлось основой практики социалистического строительства в ряде стран Европы, Азии, Латинской Америки, входивших в мировую систему социализма. И эта практика, так же как и в СССР, завершилась полной неудачей всего коммунистического эксперимента в мировом масштабе. Осколки этого эксперимента в лице более чем бедной и милитаризованной КНДР и уходящей от социалистических берегов Кубы окончательно подтверждают его несостоятельность.

Таким образом, причину абсолютной неудачи строительства социализма не только в одной отдельно взятой стране, но даже в группе развитых стран целесообразно искать именно в ленинском теоретическом наследии, обосновавшем возможность этого строительства.

Вопрос о судьбах социализма в СССР по Ленину был основным вопросом социалистической революции в России, и лидер большевиков прежде всего связывает его с конечной целью коммунистов всего мира -мировой пролетарской революцией. Победу октябрьской революции и возможность построения социализма в СССР В. И. Ленин считал «дорогой, к которой рано или поздно неминуемо придут и остальные страны [1, с. 312]. Причем изначально коммунисты не страдали излишками теоретического «политеса», и в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс прямо заявляли, что «их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя... Коммунистической революции и «пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир» [2, с. 61].

В результате заключения унизительного Брестского мира советская республика всё же вышла из Первой мировой войны и получила желанную передышку, которую крайне необходимо было использовать для строительства нового социалистического общества. Именно в этот период, весной 1918 года, В. И. Ленин целенаправленно работает над первоначальным планом строительства социализма в одной стране. Однако следует уточнить, что известная его работа «Очередные задачи советской власти», написанная весной 1918 года и отдельно изданная в 1920 году, является именно начальным осмыслением задач социалистического строительства, и окончательную точку в решении этой проблемы В. И. Ленин поставил в своём «Политическом завещании» 1923 года. И между этими работами имеется существенная разница, что не всегда учитывается отечественной историографией.

Ленин написал «Очередные задачи советской власти» по поручению ЦК РКП (б). И практически весь партийный и советский аппарат уже весной 1918 года получил руководство к действию. По крайне мере, первоочередные шаги в области хозяйственного строительства для партийного и советского руководства были конкретно определены. Анализируя данную работу, целесообразно сосредоточить внимание на шести основополагающих тезисах В. И. Ленина, которые и определяют её суть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.