Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке женских кадров в 1920-1930-х гг. (на материалах Хакасии)'

К вопросу о подготовке женских кадров в 1920-1930-х гг. (на материалах Хакасии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / СПЕЦИАЛИСТ / РАБОЧИЙ ФАКУЛЬТЕТ / УЧИЛИЩЕ / ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Папина Ольга Витальевна

Представлены пути подготовки женских кадров. Повышение квалификации женщин велось по нескольким направлениям: краткосрочная подготовка на курсах, посылка в высшие учебные заведения страны, учеба в средних специальных заведениях области, Абаканском государственном учительском институте. В итоге произошло не только повышение общеобразовательного и профессионального уровня женщин, но и изменение их социального статуса, возрастание роли женщин в социальной, культурной, экономической и политической жизни региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educating the Feminine Personnel in 1920-1930 (on Khakasian Material)

The author describes the ways of educating the feminine personnel. Improvement in women's skill was conducted on several directions: short-term education on courses, high educational institutions of the country; training in average special institutions of the region and in Abakan state teacher's institute. As a result not only general and professional women's level increased, but also changed their social status and women's role in social, cultural, economic and political life of the region.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке женских кадров в 1920-1930-х гг. (на материалах Хакасии)»

О.В. Папина

К вопросу о подготовке женских кадров в 1920-1930-х гг. (на материалах Хакасии)

Ключевые слова: женщины, специалист, рабочий факультет, училище, институт.

1920-1930-е гг. в нашей стране стали временем кардинальных перемен. Не последнее место в процессах трансформации общества заняли женщины. Одним из факторов, оказывающих влияние на повышение роли женщин в социальных и культурных преобразованиях в Хакасии, являлся рост их профессиональной квалификации.

Формирование слоя квалифицированных специалистов из числа женщин шло по нескольким направлениям. Практиковалась как посылка их в учебные заведения, находящиеся за пределами Хакасии, так и подготовка на месте. В 1920-х гг. в округе отсутствовали учебные заведения для подготовки кадров советских, партийных работников и специалистов для различных отраслей народного хозяйства. В связи с этим студенты из Хакасии направлялись на учебу в различные вузы страны: Коммунистический университет трудящихся Востока, Коммунистическую академию им. Н.К. Крупской. В Сибири была открыта Красноярская советско-партийная школа [1, с. 47].

Важное место в подготовке квалифицированных специалистов из числа трудящихся отводилось рабочим факультетам при высших учебных заведениях. Командируемые в учебные заведения проходили отборочную комиссию Хакасского уездного комитета, которая принимала решение о направлении на учебу. Например, в 1925 г. на рабфак Иркутского университета было направлено 4 человека, в том числе 3 женщины [2, л. 2].

В 1926 г. для обучения на рабфаки различных высших учебных заведений от Хакасского округа было подано 548 заявлений, в том числе 80 от женщин. По итогам приема зачислено было 216 человек, в том числе 25 женщин [3, л. 35]. Причиной большого отсева являлась низкая подготовка большинства абитуриентов.

В повышении идейного и общеобразовательного советских, партийных работников огромную роль сыграл Коммунистический университет трудящихся Востока в Москве. Выпускники университета в основном возглавляли областные организации и учреждения. Выпускницей университета являлась Клавдия Ивановна Окунева. В дальнейшем она работала заведующей культпропотдела обкома ВКП(б), а затем Хакасским филиалом объединения государственных издательств

(ОГИЗ) [4, с. 151]. Выпускницами университета также являлись А. Маганакова, в дальнейшем работавшая при женском секторе обкома, У Саргова, также участвующая в женработе в МТС [5, л. 7].

Повышение квалификации партийных советских и профессиональных работников проходило также на базе губернских и краевых советско-партийных школ (СПШ). Как и в других учебных заведениях, количество обучающихся в СПШ женщин было значительно меньше, чем мужчин. Это объяснялось тем, что уровень грамотности женщин в этот период был довольно низким и значительно уступал мужскому. В 1927 г. на учебу в Красноярскую советско-партийную школу было направлено 19 человек, из них 3 женщины [6, л. 131].

Для подготовки специалистов в 1920-1930-х гг. в Хакасии широко использовалась курсовая система. В резолюции XVI съезда ВКП(б) говорилось, что «ввиду крайне расширяющейся потребности в квалифицированных кадрах, в ближайшие годы должны получить широкое распространение краткосрочные формы подготовки и переподготовки специалистов (курсы, курсы по повышению квалификации и переквалификации)» [7, с. 155].

В сентябре 1929 г. были проведены окружные курсы по переподготовке председателей сельсоветов хакасов и женщин, которые в большинстве своем были слабо подготовлены. Курсы прослушали 38 человек, из них 8 женщин (в том числе 2 хакаски). В дальнейшем в целях повышения квалификации работников сельсоветов и женщин проведение подобных курсов в посчитали необходимым [8, л. 45-47].

Курсовая система подготовки кадров советских и партийных работников продолжала работать вплоть до конца 1930-х гг. В 1938 г. на курсах при Хакасском облиспокоме в числе подготовленных кадров советских работников было 39 женщин, которые в дальнейшем были направлены на различные участки работы: 2 - в горсоветы, 9 - в сельские советы и 20 на работу в низовой актив [9, с. 4].

В конце 1920-х - 1930-е гг. основу подготовки специалистов в Хакасии составили следующие учебные заведения: партийная школа, техникумы, училища.

В 1929 г. в Хакасии был открыт педагогический техникум. В него зачислили учащихся выпускных классов Усть-Абаканской общеобразовательной школы. Это позволило уже в декабре 1930 г. подготовить досрочный выпуск в количестве 15 человек. Выпуск

ИСТОРИЯ

1932 г. дал хакасским школам 25 женщин-педагогов [10, с. 43].

Весеннее-осенний набор 1931 г. позволил приступить к обучению в педагогическом техникуме 61 девушке, что составляло 38,8% от общего числа принятых. В 1932 г. в техникуме обучалось 199 студентов, из них 93 женщины [11, л. 1].

В 1930-1936 гг. подготовкой кадров советских и партийных работников занималась Хакасская совпартшкола, открытая на базе Хакасского отделения межокружной Красноярской СПШ. Исключительна роль СПШ в подготовке кадров из женщин. За два года работы школы в составе принимаемых количество женщин выросло с 24 (19,1% учащихся) до 48 (30,6%) человек. Причем увеличение шло за счет женщин-хакасок. Их доля выросла с 14 (11,1%) до 32 (20,3%) учащихся [12, л. 33]. В целом в 1930-1936 гг. в совпартшколе были подготовлены 130 женщин (30% окончивших совпартшколу в этот период) [4, с. 150].

Подготовка кадров для сельского хозяйства Хакасии велась в зооветтехникуме, решение об открытии которого было принято на второй областной партконференции в январе 1932 г. Абаканский коне-веттехникум был открыт 20 октября 1932 г. в составе зоотехнического (коневодческого) и подготовительного отделений. В 1934 г. Абаканский коневеттехникум был переименован в Хакасский зооветтехникум.

Из 167 обучающихся (в том числе и на подготовительных курсах) в 1935 г. было 66 женщин, в том числе 17 девушек, занимающихся на подготовительных курсах, что составляло 39,5% от общего числа студентов [13, л. 25]. В 1936 г. в техникуме получали образование 62 женщины, или 36% от общего числа студентов. Еще 19 девушек проходили подготовку на курсах при техникуме. В 1937 г. в составе учащихся была 61 женщина (35% от числа студентов), а также 14 девушек на подготовительном курсе [15, л. 37]. Таким образом, на протяжении нескольких лет число обучающихся женщин не превышало 40%.

В 1920-1930-е гг. в Хакасии было положено развитие системы здравоохранения. Острой проблемой в этой области являлась нехватка квалифицированных кадров как высшей, так и средней квалификации. В октябре 1926 г. в округе насчитывалось всего 42 медицинских работника. Из них 11 женщин, в том числе 3 врача и 8 фельдшериц-акушерок [14, л. 8, 9].

Источниками пополнения медицинских кадров, особенно высшей квалификации, в основном были посланцы из других областей и краев страны. Вплоть до начала 1930-х гг. в Хакасии отсутствовали медицинские кадры коренной национальности.

Подготовка младшего медицинского персонала шла на областных и районных курсах, которые вели вновь прибывшие и практиковавшие ранее в Хакасии врачи. В 1932 г. подготовлена 32 медсестры, из них 3 хакаски. В 1934 г. подготовлена 31 медицинская

сестра по борьбе с трахомой. Таким образом, 19321934 гг. в области, по неполным данным, было подготовлено 63 медицинских сестры.

Подготовка медицинских работников высшего звена велась за пределами области. Большая часть врачей, работающих в Хакасии, являлись выпускниками Томского и Иркутского медицинских институтов. В 1934 г. на учебу в Томский медицинский институт, по неполным данным, была направлена она женщина-хакаска, ранее работавшая сиделкой в Чарковской больнице [15, л. 78].

Учитывая большую потребность в медицинских кадрах и проблему подготовки их из коренного населения, 5 сентября 1934 г. на заседании Президиума Хакасского областного исполнительного комитета было принято решение об открытии 1 октября 1934 г. медицинского техникума в городе Абакане. Контингент учащихся устанавливался в 40 человек: из них 20 человек - слушатели основного курса и 20 - подготовительная группа [16, л. 138-138об.]. Набор в группу первого курса и подготовительную группу акушерско-фельдшерской школы составил 43 человека, в том числе 11 мужчин и 32 женщины [17, л. 1].

В 1936 г. создаются три школы медицинских сестер - в Абакане, Черногорске и с. Таштып. Численность обучавшихся в этих школах в 1936-1937 гг. была незначительна. В с. Таштып проходили подготовку 35 женщин, в Черногорске - 22 и в Абакане - 22 женщины [20, с. 63].

Усилия, направленные на подготовку и формирование медицинских специалистов, привели к значительным успехам. В начале 1941 г. из 112 врачей, работающих в медицинских учреждениях области было 70 женщин. Среди них такие прекрасные специалисты, как хирург Жердинская, венеролог Рязанцева, гинеколог Чернышева, терапевт Чистаева, фтизиатр Лапинская. Свыше 600 медработников-женщин имели среднее медицинское образование [18, с. 4]. Таким образом, процентное соотношение женщин врачей на начало 1941 г. в Хакасии (62,5%) в целом соответствовало аналогичным показателям по стране - 61% [22, с. 405].

14 сентября 1939 г. в Хакасии открывается первое высшее учебное заведение - Абаканский государственный учительский институт. При институте действовало три отделения: русского языка и литературы, истории, математики и физики. Первый набор студентов составил 125 человек, в том числе 54 женщины, или 43,2% студентов [19, л. 4об.-6].

Первый выпуск абаканского учительского института состоялся в начале июля 1941 г. Дипломы учителей неполных средних школ получили 79 человек, в том числе 56 женщин. Дипломы с отличием получили 6 женщин [20, л. 75-77].

Анализ приведенных данных показывает, что на протяжении 1930-х гг. доля женщин в числе обучаю-

щихся возрастала. Профессии учителя, врача постепенно приобретали «женское лицо». В целом в 1939 г. в Хакасии число женщин, имеющих среднее специальное образование, составило 5595 человек, высшее -133 человека [21, с. 340]. В том числе хакасок 436 и 11 соответственно [22, с. 50].

Подводя итоги, можно выделить несколько особенностей подготовки женских кадров в Хакасии. Во-

первых, крайне низкий общеобразовательный уровень женщин. Во-вторых, при сохранении традиционного взгляда на положение женщины в семье и обществе бытовало мнение, что женщине иметь образование или повышать его уровень необязательно. В-третьих, постепенно происходило изменение социального статуса женщин, увеличение ее роли в социальной, культурной, экономической и политической жизни региона.

Библиографический список

1. Данькина, Н.А. Интеллигенция Хакасии в конце XIX -30-е годы ХХ века / Н.А. Данькина. - Абакан, 2004.

2. Отдел документов новейшей истории Государственного архива республики Хакасия (ОДНИ ГАРХ). - Ф. 14.

- Оп. 1. - Д. 124.

3. ОДНИ ГАРХ. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 115.

4. Асочаков, В.А. Культурное строительство в Хакасии (1917-1937) / В.А. Асочаков. - Абакан, 1983.

5. ОДНИ ГАРХ. - Ф. 2. - Оп. 1. - Д. 223.

6. ОДНИ ГАРХ. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 115.

7. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1984. - Т. 5.

8. ОДНИ ГАРХ. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 259.

9. Подготовка женщин на руководящую работу // Советская Хакасия. - 1939. - 6 марта.

10. Модль, Р. М. О подготовке национальных женских кадров в годы первых пятилеток / Р.М. Модль // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. - Серия историческая. №5. - Абакан, 1974. - Вып. XIX.

11. ОДНИ ГАРХ. - Ф. 2. - Оп. 1. - Д. 169.

12. Народное хозяйство РСФСР за 70 лет : статистический ежегодник. - М., 1987.

13. ОДНИ ГАРХ. - Ф. 2. - Оп. 1. - Д. 372.

14. Государственный архив республики Хакасия (ГАРХ).

- Ф. 19. - Оп. 1. - Д. 31.

15. ОДНИ ГАРХ. - Ф. 2. - Оп. 1. - Д. 161.

16. ГАРХ. - Ф. Р-39. - Оп. 1. - Д. 184.

17. ОДНИ ГАРХ. - Ф. 2. - Оп. 1. - Д. 293.

18. Цифры и факты // Советская Хакасия. - 1941.

- 8 марта.

19. Архив Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (Архив ГОУ ВПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова). - Ф. 528. - Оп. 2.

- Д. 130.

20. Архив ГОУ ВПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова. - Ф. Р-528.

- Оп. 2. - Д. 131.

21. Кышпанаков, В.А. Население Хакасии: 19171990-е гг. / В.А. Кышпанаков. - Абакан, 1995

22. Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги / под ред. Ю.А. Полякова. - М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.