ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 378.124:93:[377.8+378.095](571.513) "1939/1963"
ПРЕПОДАВАТЕЛИ-ИСТОРИКИ УЧИТЕЛЬСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТОВ ХАКАСИИ (1939-1963 ГГ.)
Н. Я. Артамонова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Статья посвящена жизнедеятельности преподавателей истории Абаканского учительского и педагогического институтов. Хронологические рамки охватывают период существования исторического и историко-филологического факультетов вузов. Представлены краткие биографические сведения об историках, оставивших наиболее заметный след в летописи институтов. Сделан вывод об их вкладе в образовательный процесс и в развитие вузовской исторической науки.
Ключевые слова: учительский и педагогический институты, исторический и историко-филологический факультеты, историк, Абакан, Хакасская автономная область, Хакасия.
Конец 1930-х - вторая половина 1940-х гг. занимают особое место в истории высшего профессионального образования в Хакасии. Начало ему положил учительский институт, основанный в городе Абакане в 1939 году. К этому времени в автономных республиках и областях Восточной Сибири уже функционировали педагогические либо учительские институты. Хакасская автономная область в 1930-е годы, несмотря на определённые достижения в сфере образования, не располагала необходимым количеством квалифицированных учителей. В 1937 году из 1 128 учителей 589 не имели даже среднего педагогического образования [1, с. 18]. Особо остро стоял вопрос о подготовке учителей для неполных средних школ, сеть которых быстро расширялась [1, с. 18]. Абаканский учительский институт был открыт в 1939 году, в его состав входили физико-математическое, филологическое и историческое отделения.
Известно, что эффективность работы любого учебного заведения зависит от профессиональной компетентности и мастерства педагогических кадров. Поэтому одной из наиболее сложных проблем, стоявших перед руководством нового учебного заведения, было формирование крепкого, профессионально подготовленного научно-педагогического коллектива.
Целью данного исследования является изучение жизнедеятельности преподавателей-историков Абаканского учительского и педагогического институтов в период с 1939 по 1963 гг., выявление их вклада в образовательный процесс и в развитие вузовской исторической науки.
Проблема подготовки учителей истории в Хакасской автономной области стояла весьма остро, поскольку квалифицированных специалистов-историков практически не было. Историю нередко преподавали люди, окончившие 10-месячные курсы, либо выпускники средней школы. Учителями истории, не имевшими специального образования, в основном были укомплектованы школы Аскизского, Таштыпского и Бейского районов Хакасии [2, л. 39 об.].
Обзор научных работ последних десятилетий показал, что тема, которой посвящена данная статья, не является особенно популярной у исследователей Республики Хакасия. Нельзя не согласиться с мнением сибирских учёных Е. А. Лисиной и М. Д. Северьянова о том, что «сведения, освещающие развитие исторической науки и работу учёных-историков в Хакасии и Туве, скудны» [3, с. 92]. Информацию о специалистах, внёсших заметный вклад в развитие вузовского образования в Хакасии, представил профессор С. П. Ултургашев в монографии, в которую, в том числе, включена информация по истории Абаканского учительского и педагогического институтов [1]. На сегодняшний день этот труд остаётся единственным, где анализируются особенности формирования научно-педагогической интеллигенции Хакасии. Центральное место автор книги уделил профессорско-преподавательскому составу, его роли в становлении пединститута «как центра высшего образования, науки и культуры Хакасской автономной области» [1, с. 33].
Историю развития исторической науки в Хакасии рассмотрел Е. Н. Данькин, доцент Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова [4]. В его монографии переплетаются два направления: вклад в развитие исторической науки с одной стороны - учёных центральных академических институтов, сотрудников Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (ХакНИИЯЛИ), местного краеведческого музея, с другой - профессорско-преподавательского состава Абаканского учительского и педагогического институтов. Некоторые сведения по нашей теме можно почерпнуть из упомянутой совместной статьи Е. А. Лисиной и М. Д. Северьянова [3]. Авторы, в частности, утверждают, что «в национальных регионах, республиках Хакасия и Тува историческое образование и наука развивались по собственному пути, формируя свои характерные особенности» [3, с. 96]. Своё утверждение авторы названной статьи подтверждают неоспоримыми фактами.
Итак, в ноябре 1939 года руководство Абаканского учительского института приступило к формированию коллективов первых кафедр. Их комплектование шло за счёт работников, направленных Наркомпросом РСФСР. Исполняющим обязанности заведующего кафедрой истории был назначен Михаил Фёдорович Кукушкин, выпускник Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ) по специальности «Исто-
рия народов СССР» [5, л. 2]. В 1939 году М. Ф. Кукушкин на историческом отделении преподавал историю народов СССР и являлся, таким образом, одним из первых преподавателей истории в Абаканском учительском институте. В связи с нехваткой кадров Михаил Фёдорович одновременно исполнял обязанности заместителя директора по научно-учебной работе [5, л. 5].
В 1940-1941 учебном году в состав кафедры истории входили заведующий М. Ф. Кукушкин и преподаватели А. Н. Пархоменко, Д. М. Игнатович, Г. В. Соколова, прибывшие в Абакан по распоряжению Наркомпроса РСФСР. Это были молодые кадры, имевшие недостаточный опыт преподавания либо вовсе не работавшие в вузе. Им приходилось осваивать методику чтения лекций, проведения семинарских занятий, приёма зачётов, экзаменов, проведения консультаций. Были случаи, когда неопытность преподавателя приводила к срыву занятий по отдельным историческим дисциплинам. Эти проблемы были настолько важны и злободневны, что они обсуждались даже на заседаниях Совета учительского института. Живое участие в обсуждении подобных вопросов принимали студенты. «Содержание лекции, освоение этой лекции зависит в первую очередь от преподавателя,- высказывал своё мнение студент-отличник исторического отделения Николай Доможаков. - Иногда преподаватели ссылаются на недостаток времени и поэтому спешат. Для нас эта причина не имеет значения. Нам должна быть изложена программа по тому или иному предмету полностью» [6, с. 47]. Появились у студентов и свои любимые преподаватели. Например, второкурсники отмечали хорошие лекции по истории народов СССР и средним векам, которые читал А. Н. Пархоменко [6, с. 47].
А. Н. Пархоменко, выпускник исторического факультета Саратовского государственного университета, был принят на работу старшим преподавателем кафедры истории. В декабре 1943 года он стал директором Абаканского учительского, в 1944 году - педагогического института и одновременно преподавал исторические дисциплины. В должности директора Андрей Никитович проработал до 1947 года. Это были непростые годы в жизни институтов и самого директора, поскольку совпали с Великой Отечественной войной и послевоенным временем. В январе 1947 года А. Н. Пархоменко утвердили секретарём Хакасского обкома ВКП(б) по пропаганде и агитации [7, л. 1 об.]. Но в июне 1947 года он был освобождён от этой работы и в тот же год уехал в Курск, где вернулся «на исходную должность старшего преподавателя кафедры всеобщей истории Курского педагогического института. Занимал эту должность до кончины» [8, с. 201].
Несмотря на то, что учебный процесс осуществлялся в трудных условиях становления института, большинство студентов относились к учёбе добросовестно и ответственно. Первый выпуск исторического отделения состоялся в июле 1941 года. Дипломы учителей по специальности «История» получили 25 выпускников, в их числе был Николай Георгиевич Доможаков, ставший впоследствии известным хакасским поэтом, писателем и первым директором ХакНИИЯЛИ [1, с. 22].
Великая Отечественная война внесла существенные изменения в жизнедеятельность высшей школы страны. Многие преподаватели и студенты ушли добровольцами на фронт. Высшие учебные заведения прифронтовых территорий были отправлены в глубокий тыл. С началом войны эвакуированными специалистами пополнился преподавательский состав Абаканского учительского института. Огромное влияние на развитие исторической науки и подготовку учительских кадров оказал прибывший в Хакасию Сергей Александрович Токарев - известный этнограф, доктор исторических наук, профессор МГУ [1, с. 23]. В. Г. Дубов, директор учительского института, отмечал, что в 1940-1941 учебном году в институте только мечтали о профессоре и доценте, а уже в следующем «институт имеет одного профессора, доктора исторических наук и доцентов, одного по педагогике и психологии, другого по математике и ещё ряд преподавателей, имеющих опыт работы в вузе» [9, л. 36 об.].
С. А. Токарев имел за плечами высшее образование, полученное в Московском государственном университете (1922-1925 гг.), и аспирантуру при институте истории РАНИОН. Значительный опыт научно-педагогической работы приобрёл, будучи ассистентом кафедры этнографии МГУ, преподавателем Коммунистического университета трудящихся Востока (1927-1929 гг.). Его научно-исследовательская практика формировалась в научных экспедициях в Ойротской автономной области, Якутской, Бурят-Монгольской АССР, Крыму, Карелии [10, л. 427 об.].
В Абаканском учительском институте Сергей Александрович исполнял обязанности заведующего кафедрой истории, читал курс истории Древнего мира и методику преподавания истории. Занятия проводились на высоком научном уровне, с привлечением дополнительного материала, с широким освещением культуры изучаемых эпох, с тщательным анализом войн, исторической роли полководцев. В Отчёте об итогах работы учительского института за 1942-1943 учебный год отмечалось, что профессор С. А. Токарев, «поставив перед собой задачу научить студентов разбираться в вопросах военно-политической истории», тем самым «стремился дать им ориентировку в Отечественной войне, современной международной обстановке» [11, л. 95 об.]. Несмотря на военное время, профессор С. А. Токарев считал условия работы в институте удовлетворительными. Учёного в первую очередь волновали такие вопросы, как недостаточная обеспеченность учебниками или их полное отсутствие по некоторым дисциплинам [12, л. 56 об.]. Сергею Александровичу удалось собрать небольшой фонд наглядных пособий и книг, в том числе из его личной библиотеки. [4, с. 41]. Результаты же учебной работы за первое полугодие 1941-1942 учебного года по преподаваемым дисциплинам, по мнению С. А. Токарева, «нельзя считать удовлетворительными». Причины этого заключались «в крайне низком уровне подготовки большинства студентов», «крайней вялости их самостоятельной работы», «слабом использовании рекомендуемой литературы» [12, л. 56 об.].
Профессор С. А. Токарев, как истинный учёный, первым из преподавателей истории начал активно изучать историю Хакасии. Эта проблема для него была новой, поскольку ранее он занимался исследованием общественного строя якутов в ХVП-ХVШ вв., проблемами религии в истории народов мира и этнографии народов СССР. Обращение к истории Хакасии было, с одной стороны, личной инициативой С. А. Токарева, с другой -соответствовало плану научно-исследовательской работы института [11, л. 84 об.]. Отметим, что реальное положение научно-исследовательской работы в учительском институте было неудовлетворительным, а историческая наука делала только первые шаги. В национальном архиве Республики Хакасия сохранились сведения о выдаче дел, которые свидетельствуют о научном интересе учёного. В нескольких номерах областной газеты «Советская Хакасия» можно найти его краткие очерки по истории Хакасии. Помимо этого, Сергей Александрович собрал материал по истории золотопромышленности в Хакасии и передал его тресту «Хакасзолото» [4, с. 41].
Одним из направлений деятельности профессора С. А. Токарева в институте и вне его стен была политико-воспитательная работа [4, с. 42]. Его лекции по военно-патриотической тематике всегда были популярны у студентов и жителей г. Абакана. Сергей Александрович, как, впрочем, и другие преподаватели института, плодотворно сотрудничал с Хакасским областным музеем. Поэтому краеведческий музей того периода - это средоточие научных сил Хакасии, которые состояли главным образом из эвакуированных специалистов. Они же составляли костяк Совета музея и возглавляли его секции. С. А. Токарев руководил историко-археологической секцией [13, с. 47]. В 1943 году он был отозван в Москву, но, несмотря на кратковременное пребывание в Хакасской автономной области, профессор С. А. Токарев продемонстрировал образцы вузовской постановки учебной, научно-исследовательской и культурно-просветительской работы. После его отъезда в Абаканский учительский институт по направлению Наркомпроса РСФСР прибыли историки Я. А. Левицкий, позднее -супруги Д. Е. Хайтун и Ю. А. Шибаева.
Яков Александрович Левицкий работал в Абаканском учительском и педагогическом институтах в должности доцента с июня 1943 по сентябрь 1945 гг. Он был выпускником социально-экономического отделения педагогического факультета Северо-Кавказского государственного университета (Ростов-на-Дону), который окончил в 1928 году с квалификацией педагога по обществоведению. В Хакасию Я. А. Левицкий прибыл довольно опытным преподавателем, поскольку, будучи студентом, уже преподавал в родном Северо-Кавказском университете на подготовительных курсах, был ассистентом и исполняющим обязанности доцента, доцентом. После защиты в 1943 году кандидатской диссертации (науч. рук. - Е. А. Косминский) Я. А. Левицкий начал преподавательскую деятельность в МГУ, тогда же он был утверждён в учёном звании доцента [14, с. 217]. С открытием в Абакане пединститута он был назначен заведующим кафедрой истории. Директор А. Н. Пархоменко отмечал, что кафедра, возглавляемая Я. А. Левицким, была «наиболее организованной кафедрой института», а её заведующий - хорошим организатором, который «проявляет заинтересованность и внимание ко всем областям работы кафедры, особенно к учебно-педагогическому процессу в целом» [15, л. 21]. В Абакане Я. А. Левицкий плодотворно занимался исследованием двух научных проблем: «Английский средневековый город раннего периода в историографии Х1Х-ХХ вв.» и «Идейные истоки английского радикализма ХVП столетия» [11, л. 56 об.].
После окончания войны Яков Александрович вернулся в Москву. Всю свою дальнейшую деятельность он посвятил науке. Результаты многолетних трудов были обобщены в монографии «Города и городское ремесло в Англии в Х-Х11 вв.» (М., 1960), за которую автору была присуждена учёная степень доктора исторических наук [14, с. 217].
После отъезда в Москву Я. А. Левицкого кафедру истории возглавил Д. Е. Хайтун. Он же читал курс истории Древнего мира. Давид Ефимович Хайтун в 1932 году экстерном окончил историческое отделение экономического факультета, а в 1933 году заочно - лингвистический факультет Высшего Белорусского пединститута [16, с. 159] (правильно - Белорусский государственный высший педагогический институт - Н. А.). Годы учёбы в аспирантуре Московского института философии, литературы и истории (1933-1936) он посвятил изучению проблем древнейшей религии и остался до конца жизни верен этой теме. В 1936 году Д. Е. Хайтун защитил кандидатскую диссертацию по теме «Древнейшие памятники тотемизма». В дальнейшем его жизнь навсегда была связана с высшими учебными заведениями страны. Помимо руководства кафедрой истории в Абаканском учительском институте, он заведовал ещё и сектором истории в ХакНИИЯЛИ [17, с. 229].
С открытием в 1944 году Абаканского педагогического института Д. Е. Хайтун стал исполнять обязанности заместителя директора по учебно-научной работе [1, с. 28]. Следует отметить, что историческое отделение к тому времени уже достигло значительных результатов. Кафедра истории представляла собой в определённой степени квалифицированный коллектив, в котором все, за исключением Ю. А. Шибаевой, имели опыт работы в вузе. Д. Е. Хайтун преподавал историю Древнего мира. Методику преподавания истории, историю СССР ХХ века и Конституцию СССР читал доцент А. Н. Савчук, историю СССР до ХХ века - старший преподаватель Ю. А. Шибаева, историю Средних веков - доцент Я. А. Левицкий, историю Нового времени - А. Н. Пархоменко. Д. Е. Хайтун продолжал работать над докторской диссертацией по теме «Проблема тотемизма в освещении современной науки». Работа над диссертацией продвигалась трудно. Сказывалось отсутствие литературы в Абакане, ограниченность командировок в столичные библиотеки. Отзыв на диссертацию дал профессор С. А. Токарев, рецензенты сделали ряд замечаний, вызвавших необходимость уточнить и дополнить работу. Поэтому диссертацию Д. Е. Хайтуну удалось защитить только в 1958 году в Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР [17, с. 229].
Ю. А. Шибаева в 1930 году окончила этнологический факультет 1-го Московского государственного университета. Слушала лекции видных русских учёных-этнографов и историков, профессоров М. О. Косвена, В. В. Бунака, В. А. Гордлевского. [18, с. 5]. Именно в университете у неё появился интерес к истории и этнографии народов Средней Азии, и она специализировалась по среднеазиатскому циклу этнографического отделения факультета [18, с. 5]. После окончания университета она занимала должность научного сотрудника Узбекского государственного музея в г. Самарканде, в Москве [18, с. 5]. С 1932 года Ю. А. Шибаева, будучи научным сотрудником Государственной академии истории материальной культуры, приняла участие в ряде археологических экспедиций. В 1936-1937 гг. трудилась в Челябинском институте повышения квалификации кадров народного образования. А с 1943 по 1949 гг. она являлась ассистентом, старшим преподавателем исторических кафедр в Абаканском учительском и педагогическом институтах. Юлии Артемьевне, никогда не работавшей в системе высшего образования, зачастую приходилось выслушивать упрёки студентов в том, что её лекции никогда не выходят за пределы учебников. Коллеги отмечали, что изложение некоторых лекций представляло собой «сухой перечень фактов без ясного осмысления их как важных вех в героической летописи народа, без чёткого осмысления той роли, которую осуществляли в истории народа выдающиеся исторические деятели, знаменитые полководцы» [6, с. 46]. Молодая преподавательница чутко реагировала на эти замечания, подолгу работала над методикой чтения лекций, размышляла над их содержанием, осваивала курс преподаваемой дисциплины. В дальнейшем Ю. А. Шибаева стала одним из опытных и квалифицированных преподавателей Абаканского пединститута.
В Абакане Ю. А. Шибаева занялась исследованием этнографии хакасов. На основе собранного в этнографических экспедициях материалов Юлия Артемьевна написала кандидатскую диссертацию по теме «Пережитки родового строя у хакасов в системе родства и семейно-брачных отношениях» [18, с. 6]. Её исследование получило положительный отзыв профессора М. О. Косвена: «Работа Ю. А. Шибаевой производит прекрасное впечатление. В ней собран большой полевой, совершенно новый материал, показывающий ряд вопросов этнографии хакасов в довольно неожиданном свете. В целом мы имеем работу зрелого этнографа, работу интересную, добросовестно и усердно сделанную» [цит. по: 18, с. 6]. После защиты в 1947 году кандидатской диссертации Юлия Артемьевна была переведена на должность старшего преподавателя. В связи с кампанией борьбы с космополитизмом Д. Е. Хайтуну и Ю. А. Шибаевой пришлось уехать из Абакана в Таджикистан. Они работали в недавно открывшемся Таджикском государственном университете им. В. И. Ленина. Ю. А. Шибаева занялась изучением этнографии киргизов Восточного Памира, опубликовала монографию «Одежда хакасов» (Сталина-бад, 1959), которая была признана научным сообществом как крупное научное исследование [18, с. 9].
В 1946 году состоялся первый выпуск студентов исторического факультета пединститута. В числе десяти выпускников были А. Н. Гладышевский, А. Л. Артеменко и Г. А. Орешкова, ставшие впоследствии преподавателями, учёными-историками [1, с. 37].
Рис. 1. Первый выпуск исторического отделения Абаканского пединститута (1946 г.)
Именно учёба и совместная деятельность с известными учёными и историками, имевшими опыт преподавательской и научной деятельности, оказали большое влияние на выбор дальнейшего пути выпускников исторического факультета, привили вкус к исторической науке, обусловили понимание целей и задач исторического исследования, формировали навыки работы с архивными документами. Одновременно шло накопление исторических знаний и обогащение исследовательской практики. Таким образом, появились научно-педагогические кадры, подготовленные в вузе Хакасской автономной области. Алексей Николаевич Гладышевский, владевший некоторым опытом преподавательской деятельности, был оставлен на кафедре истории в должности ассистента. Будучи студентом-отличником 4 курса, А. Н. Гладышевский преподавал древнюю и всеобщую историю на литфаке пединститута. Зав. кафедрой Д. Е. Хайтун отмечал, что студент А. Н. Гладышевский «добросовестно готовился к занятиям... и в итоге очень хорошо справился с порученной работой» [11, л. 145]. В мае 1949 года
A. Н. Гладышевский был назначен старшим преподавателем кафедры всеобщей истории. После объединения в 1953 году факультетов русского языка и литературы и исторического Алексей Николаевич в течение четырёх лет исполнял обязанности декана историко-филологического факультета. Несмотря на административную работу, он активно занимался научно-исследовательской деятельностью.
Следует отметить, что темы исторических исследований преподавателей сформировали круг специальных проблем, посвящённых главным образом истории и культуре хакасского народа. Так, в сфере научных интересов А. Н. Гладышевского была новаторская в то время проблема шаманизма в истории Хакасии. В марте 1955 года на историческом факультете Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской состоялась публичная защита его кандидатской диссертации на тему «Шаманизм в Хакасии и его реакционная сущность». Основное направление научных интересов Алексея Николаевича - история религии - определилось в студенческие годы. Огромное влияние на формирование исторического мышления А. Н. Гладышевского оказали профессор С. А. Токарев и доцент Д. Е. Хайтун [19].
Галина Антоновна Орешкова (по мужу - Мохова), однокурсница А. Н. Гладышевского, работала ассистентом на кафедре истории СССР до 1951 года, затем поступила в аспирантуру исторического факультета МГУ. Она специализировалась на экономической истории Хакасии. В январе 1955 года Галина Антоновна защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Социально-экономический очерк истории Хакасии в эпоху развития капитализма в России (вторая половина XIX века)». В 1958 году вышла её монография с одноимённым названием. До сих пор проблема, поднятая Г. А. Моховой, остаётся малоисследованной в рамках экономической истории Хакасии. Вернувшись после защиты диссертации на родину, она продолжила работать ассистентом, затем старшим преподавателем на кафедре истории СССР. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. Г. А. Мохова читала в пединституте курс истории СССР (советский период) [20, л. 77]. С 1960 года Г. А. Мохова трудилась в Киргизском государственном университете.
В марте 1952 года директором Абаканского учительского и педагогического институтов стал Е. А. Мохов. Это был первый учёный, кандидат исторических наук, возглавивший институт [1, с. 43]. В дальнейшем директора и ректоры пединститута были в основном кандидатами исторических наук: И. А. Киселёв, Д. И. Нагрузов, С. П. Ултургашев.
В 1949-1950 учебном году исторический факультет состоял из двух кафедр: истории СССР и всеобщей истории. Кафедру истории СССР возглавил новый работник, присланный Министерством просвещения РСФСР, -М. А. Костин. Кафедрой всеобщей истории, вместо уехавшего из Абакана Д. Е. Хайтуна, руководила кандидат исторических наук, доцент В. Э. Скорман.
Вера Эммануиловна Скорман родилась в Курске в 1910 году. В 1936 году окончила вечернее отделение Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена по специальности «История». Во время учёбы в институте работала в разных школах г. Ленинграда. С 1936 по 1939 гг. была аспиранткой кафедры новой истории Ленинградского педагогического института им. Герцена [21, л. 3 об.]. Кандидатскую диссертацию писала по истории Великой французской революции, под руководством Я. М. Захера, а после его ареста научное руководство перешло к Е. В. Тарле [22, с. 231]. После защиты кандидатской диссертации она была направлена на работу в Сталинабадский пединститут на должность доцента, затем исполняла обязанности зав. кафедрой всеобщей истории [21, лл. 3, об. 9]. В 1949 году её обвинили в космополитизме и исключили из рядов партии. Вскоре Сталинабадский ВКП(б) Таджикистана обвинение в космополитизме снял, восстановил её в партии, но вынес строгий выговор «за ошибки, совершённые во время пребывания в должности зам. директора», то есть за период работы с 1942 по 1949 гг. [21, л. 13 об.]. В 1949 году Министерство просвещения РСФСР направило её на работу в Абаканский государственный педагогический институт, где она с 1949 года руководила кафедрой всеобщей истории и вела курс новой и новейшей истории [21, лл. 3 об., 9 об]. В 1955 году произошло объединение кафедр истории СССР и всеобщей истории в одну, и В. Э. Скорман была освобождена от руководства кафедрой всеобщей истории [21, л. 25].
По характеристикам, представленным руководством пединститута, можно отметить, что В. Э. Скорман как педагог была требовательна к студентам, хорошо знала свой предмет. Её учебная и преподавательская работа «с научно-теоретической и методической стороны» заслужила высокой оценки коллег и руководства института. В то же время в характеристике отмечалось, что она была «склонна к организации склок в коллективе» [21, л.
19].
В биографическом словаре «Историки Курского края» мы нашли сведения о дальнейшей судьбе
B. Э. Скорман. После закрытия исторического факультета Абаканского пединститута она переехала в родной
Курск (1963 г.) и до выхода на пенсию (1975 г.) работала доцентом кафедры всеобщей истории Курского пединститута [8, с. 231].
Солидный вклад в научную деятельность кафедры истории внёс его доцент, кандидат педагогических наук Владимир Геннадьевич Карцов, прибывший в Абакан из Тульского пединститута в 1957 году. Он был выпускником историко-археологического факультета МГУ. В сентябре 1947 года защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук на тему «Методика преподавания истории в начальной школе». В 1948 году ему было присвоено учёное звание доцента. В. Г. Карцов был уже достаточно известным учёным. Он разрабатывал вопросы методики преподавания истории СССР и в течение нескольких лет инициировал дискуссии на эту тему в журнале «Преподавание истории в школе». За основу своей методологической концепции В. Г. Карцов взял проблему формирования исторических представлений учащихся [22]. Его труды, помимо СССР, издавались за рубежом. Причину перевода в Абаканский пединститут он объяснял намерением «продолжить работы по истории народов Сибири» [1, с. 50]. К сожалению, его педагогическая деятельность в Абаканском пединституте продлилась немногим более трёх лет. В декабре 1960 года его перевели в Калининский пединститут. По мнению профессора С. П. Ултургашева, «с уходом такого крупного учёного институт упустил реальную возможность формирования научной школы по истории народов Сибири» [22, с. 51].
В 1963 году в Абаканском пединституте была прекращена подготовка учителей истории и историко-филологический факультет был преобразован в филологический [1, с. 38]. Часть историков-профессионалов перевелись в другие вузы, некоторые стали преподавателями кафедры марксизма-ленинизма, третьи уходили по собственному желанию или навсегда расставались с преподавательской деятельностью.
Эти личности, стоявшие у истоков становления исторического факультета, внесли солидный вклад в развитие вузовского исторического образования Хакасии. Благодаря их усилиям история как вузовская дисциплина формировалась в течение всех лет деятельности исторического и историко-филологического факультетов. Годы с 1939 по 1962 стали тем периодом в истории вузовского образования Хакасии, когда был сделан значительный вклад в развитие исторической науки, в образовательный процесс в целом. На студентов-историков повлияло отношение преподавателей к исторической науке, к научно-исследовательской работе, методике преподавания, манере общения с ними. Работа с архивными источниками, научной литературой сформировали исследовательские навыки молодых историков, подготовленных в Абаканском педагогическом институте. Многие его выпускники долгое время работали в стенах родного пединститута, обучая новые поколения специалистов для школ Хакасии и юга Красноярского края
Рис. 2. Выпускники исторического факультета Абаканского пединститута (1954 г.)
Библиографический список
1. Ултургашев, С. П. Был всегда нацелен на будущее (К 50-летию Абаканского государственного педагогического института им. Н. Ф. Катанова / С. П. Ултургашев. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1996. - 152 с.
2. Докладные записки и отчёт о работе с кадрами. 1941 г. // Государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф. 2. Оп. 1. Д. 814.
3. Лисина, Е. А. Историческое образование и наука в Приенисейском регионе в 40-е гг. XX - начале XXI вв. / Е. А. Лисина, М. Д. Северьянов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2016. -№ 2(24). - С. 90-97.
4. Данькин, Е. Н. История развития исторической науки в Хакасии / Е. Н. Данькин. - Абакан: Изд-во «Бригантина», 2011. - 182 с.
5. Личное дело Кукушкина Михаила Фёдоровича // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 1. Д. 183.
6. Артамонова, Н. Я. К вопросу о становлении исторического факультета Абаканского государственного педагогического института / Н. Я. Артамонова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Серия 3. История. Право. Вып. 3. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2003. - С. 46-53.
7. Личное дело Пархоменко Андрея Никитовича // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 3. Д. 176.
8. Историки Курского края: биографический словарь / сост., отв. ред. С. П. Щавелев. - 4-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2016. - 464 с.
9. Протоколы заседаний Совета учительского и Учёного совета учительского и педагогического институтов. 13 мая 1940 г. - 21 марта 1946 г. // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 2.
10. Личное дело Токарева Сергея Александровича // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 3. Д. 345.
11. Отчёты о работе института и кафедр.1941-1947 гг. // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 5.
12. Отчёты о работе кафедр. 1946-1951 гг. // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 9.
13. Артамонова, Н. Я. Вклад эвакуированной интеллигенции в развитие высшей школы Хакасии в годы Великой Отечественной войны / Н. Я. Артамонова // Отечественная и мировая интеллигенция в кризисные периоды истории: мат-лы ХХ1 Междунар. науч.-теорет. конф. Иваново, 23-25 сентября 2010 г. - Иваново: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2010. - С. 48-50.
14. Яков Александрович Левицкий (1906-1970) // Вопросы истории. - 1970. - № 8. - С. 217-218.
15. Отчёты Абаканского пединститута. 1943-1947 гг. // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 1. Д. 1068.
16. Хайтун Давид Ефимович (1899-1965) (Некролог) // Советская этнография. - 1966. - № 4 .- С. 159.
17. Артамонова, Н. Я. Первые сотрудники Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории / Н. Я. Артамонова // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии. Вып. VI. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2002. - С. 224-229.
18. Набиева, Р. Юлия Артемьевна Шибаева / Р. Набиева. - Душанбе, 1968. - 16 с.
19. Данькин, Е. Н. Творческий путь Алексея Николаевича Гладышевского / Е. Н. Данькин. - URL: http://izvestia.asu.ru/2009/4-2/hist/TheNews0fASU-2009-4-2-hist-08.pdf (дата обращения: 02.02.2019).
20. Текстовый годовой Отчёт за 1957-1958 уч. г. // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 33.
21. Личное дело Скорман Веры Эммануиловны // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 6. Д. 277.
22. Карцов Владимир Геннадьевич // Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия 1993-1999. -URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/ (дата обращения: 02.02.2019).
© Артамонова Н. Я., 2019 УДК 614.2:614.39(571.513)"192"
СТАНОВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАКАСИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
А. В. Мохова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В данной статье рассматривается процесс организации и развития здравоохранения национальных районов страны. Автором фиксируется внимание на том, что в годы становления советской власти деятельность всех звеньев социальной сферы в первую очередь была направлена на искоренение инфекционных болезней, создание органов и учреждений здравоохранения, улучшение труда и быта населения. Утверждается, что в Хакасии деятельность по организации и развитию здравоохранения осуществлялась в русле общегосударственной политики, но в то же время имела и свою специфику. Характеризуется особенность развития данного процесса, суть которого состояла в том, что государственные органы пытались учитывать специфику региона используя наиболее приемлемые формы и методы медицинского обслуживания населения.
Ключевые слова: здравоохранение, медицинские кадры, медико-санитарные отряды, национальные районы, общесанитарные мероприятия, охрана народного здоровья, Народный комиссариат здравоохранения.
Здравоохранение, являясь одной из составляющих социальной сферы, играет весьма важную роль в жизни общества. В настоящее время в условиях реформирования отечественного здравоохранения наиболее актуальным является научное обращение к истокам развития данного сегмента социальной сферы с целью обобщения положительного опыта и дальнейшего прогнозирования его развития. Однако понять общую научную картину истории развития здравоохранения невозможно без обращения к региональной тематике, так как обширность территории Российского государства сказывалась не только на социально-экономической и культурной дифференциации регионов, но и на специфике их развития.
С приходом к власти большевиков новое советское правительство безотлагательно приступило к преобразованиям во всех сферах общества, в том числе и в социальной, так как большая часть населения, неграмотная и социально незащищённая, была лишена квалифицированной медицинской помощи. В качестве первоочередных мер были предприняты шаги, направленные на предотвращение распространения инфекционных болезней. Так, на VIII съезде РКП(б) (1919 г.) рассматривался вопрос об охране здоровья населения, прежде всего связанный с «проведением широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний» [1, с. 429]. Именно в этот период глава советского правительства В. И. Ленин подписал наибольшее количество декретов, направленных на предупреждение развития инфекционных болезней среди бойцов Красной Армии и гражданского населения (см., например: [2, с. 108-111; 3, с. 132-133; 4, с. 371-376 и др.]). Наряду с этим, была поставлена задача обеспечения населения бесплатной, общедоступной, квалифицированной медицинской помощью, с применением мер профилактического направления и вовлечения населения в мероприятия