Библиографический список
1. Ултургашев, С. П. Был всегда нацелен на будущее (К 50-летию Абаканского государственного педагогического института им. Н. Ф. Катанова / С. П. Ултургашев. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1996. - 152 с.
2. Докладные записки и отчёт о работе с кадрами. 1941 г. // Государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф. 2. Оп. 1. Д. 814.
3. Лисина, Е. А. Историческое образование и наука в Приенисейском регионе в 40-е гг. XX - начале XXI вв. / Е. А. Лисина, М. Д. Северьянов // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2016. -№ 2(24). - С. 90-97.
4. Данькин, Е. Н. История развития исторической науки в Хакасии / Е. Н. Данькин. - Абакан: Изд-во «Бригантина», 2011. - 182 с.
5. Личное дело Кукушкина Михаила Фёдоровича // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 1. Д. 183.
6. Артамонова, Н. Я. К вопросу о становлении исторического факультета Абаканского государственного педагогического института / Н. Я. Артамонова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Серия 3. История. Право. Вып. 3. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2003. - С. 46-53.
7. Личное дело Пархоменко Андрея Никитовича // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 3. Д. 176.
8. Историки Курского края: биографический словарь / сост., отв. ред. С. П. Щавелев. - 4-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2016. - 464 с.
9. Протоколы заседаний Совета учительского и Учёного совета учительского и педагогического институтов. 13 мая 1940 г. - 21 марта 1946 г. // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 2.
10. Личное дело Токарева Сергея Александровича // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 3. Д. 345.
11. Отчёты о работе института и кафедр.1941-1947 гг. // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 5.
12. Отчёты о работе кафедр. 1946-1951 гг. // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 9.
13. Артамонова, Н. Я. Вклад эвакуированной интеллигенции в развитие высшей школы Хакасии в годы Великой Отечественной войны / Н. Я. Артамонова // Отечественная и мировая интеллигенция в кризисные периоды истории: мат-лы ХХ1 Междунар. науч.-теорет. конф. Иваново, 23-25 сентября 2010 г. - Иваново: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2010. - С. 48-50.
14. Яков Александрович Левицкий (1906-1970) // Вопросы истории. - 1970. - № 8. - С. 217-218.
15. Отчёты Абаканского пединститута. 1943-1947 гг. // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 1. Д. 1068.
16. Хайтун Давид Ефимович (1899-1965) (Некролог) // Советская этнография. - 1966. - № 4 .- С. 159.
17. Артамонова, Н. Я. Первые сотрудники Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории / Н. Я. Артамонова // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии. Вып. VI. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2002. - С. 224-229.
18. Набиева, Р. Юлия Артемьевна Шибаева / Р. Набиева. - Душанбе, 1968. - 16 с.
19. Данькин, Е. Н. Творческий путь Алексея Николаевича Гладышевского / Е. Н. Данькин. - URL: http://izvestia.asu.ru/2009/4-2/hist/TheNewsOfASU-2009-4-2-hist-08.pdf (дата обращения: 02.02.2019).
20. Текстовый годовой Отчёт за 1957-1958 уч. г. // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 528. Оп. 1. Д. 33.
21. Личное дело Скорман Веры Эммануиловны // ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. 2. Оп. 6. Д. 277.
22. Карцов Владимир Геннадьевич // Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия 1993-1999. -URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/ (дата обращения: 02.02.2019).
© Артамонова Н. Я., 2019 УДК 614.2:614.39(571.513)"192"
СТАНОВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАКАСИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
А. В. Мохова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В данной статье рассматривается процесс организации и развития здравоохранения национальных районов страны. Автором фиксируется внимание на том, что в годы становления советской власти деятельность всех звеньев социальной сферы в первую очередь была направлена на искоренение инфекционных болезней, создание органов и учреждений здравоохранения, улучшение труда и быта населения. Утверждается, что в Хакасии деятельность по организации и развитию здравоохранения осуществлялась в русле общегосударственной политики, но в то же время имела и свою специфику. Характеризуется особенность развития данного процесса, суть которого состояла в том, что государственные органы пытались учитывать специфику региона используя наиболее приемлемые формы и методы медицинского обслуживания населения.
Ключевые слова: здравоохранение, медицинские кадры, медико-санитарные отряды, национальные районы, общесанитарные мероприятия, охрана народного здоровья, Народный комиссариат здравоохранения.
Здравоохранение, являясь одной из составляющих социальной сферы, играет весьма важную роль в жизни общества. В настоящее время в условиях реформирования отечественного здравоохранения наиболее актуальным является научное обращение к истокам развития данного сегмента социальной сферы с целью обобщения положительного опыта и дальнейшего прогнозирования его развития. Однако понять общую научную картину истории развития здравоохранения невозможно без обращения к региональной тематике, так как обширность территории Российского государства сказывалась не только на социально-экономической и культурной дифференциации регионов, но и на специфике их развития.
С приходом к власти большевиков новое советское правительство безотлагательно приступило к преобразованиям во всех сферах общества, в том числе и в социальной, так как большая часть населения, неграмотная и социально незащищённая, была лишена квалифицированной медицинской помощи. В качестве первоочередных мер были предприняты шаги, направленные на предотвращение распространения инфекционных болезней. Так, на VIII съезде РКП(б) (1919 г.) рассматривался вопрос об охране здоровья населения, прежде всего связанный с «проведением широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний» [1, с. 429]. Именно в этот период глава советского правительства В. И. Ленин подписал наибольшее количество декретов, направленных на предупреждение развития инфекционных болезней среди бойцов Красной Армии и гражданского населения (см., например: [2, с. 108-111; 3, с. 132-133; 4, с. 371-376 и др.]). Наряду с этим, была поставлена задача обеспечения населения бесплатной, общедоступной, квалифицированной медицинской помощью, с применением мер профилактического направления и вовлечения населения в мероприятия
по охране здоровья. Профилактическое направление здравоохранения стало основной чертой системы охраны и укрепления здоровья населения страны в первые годы существования советского государства. Этот принцип последовательно осуществлялся с упрочением в стране советской власти. Профилактические мероприятия имели важное значение не только для организации медицинской помощи населению, но и для всей системы устройства труда и быта населения.
Советское государство уделяло пристальное внимание санитарному состоянию национальных регионов; это было связано с тем, что коренное население в силу своей бытовой неграмотности, низкого жизненного уровня, отсутствия иммунитета ко многим болезням более всего страдало от инфекционных заболеваний. Особенно высоким был процент заболеваемости сыпным и возвратным тифами, натуральной оспой, глазными и другими болезнями. Имели место вспышки холеры, малярии, сибирской язвы, чесотки, что являлось следствием Гражданской войны, нехватки продовольствия, антисанитарных условий. Для борьбы с эпидемическими заболеваниями центральными органами власти были разработаны оперативные меры. Создание чрезвычайных органов: Чрезвычайной комиссии по борьбе с тифом (Чекатиф), Чрезвычайной комиссии по борьбе с холерой (Чекахол) -имело своей целью борьбу с эпидемиями в районах страны с высоким процентом заболеваемости. Нововведения в отечественной медицине позволили начать вакцинацию как детей, так и взрослых. Население национальных районов с опаской относилось к медперсоналу и их манипуляциям, больше доверяя традиционной (народной) медицине. Медперсонал с пониманием относился к местному населению, проводя «ликбезы» на медицинские темы. Для этого читались лекции и проводились беседы о пользе медицины, использовалась агитационная литература, открывались курсы подготовки медсестёр, а также курсы обучения по уходу за новорождёнными детьми и пр.
С введением новой экономической политики в стране деятельность лечебных и медицинских учреждений была переведена на хозрасчёт, что подразумевало перевод финансирования с государственного бюджета на местный. При скудности местных бюджетов возникла угроза закрытия учреждений здравоохранения, отказа от принципов бесплатности и общедоступности медицинской помощи. Однако в этом вопросе государственная власть заняла жёсткую идеологическую и политическую позицию, и нововведённые основные принципы функционирования отечественного здравоохранения были сохранены [5, с. 63].
В Хакасии первый отдел здравоохранения уездного значения был создан в июне 1924 года. Во главе данного учреждения стоял лекарский помощник Л. К. Трофимов. Отсутствие квалифицированной медицинской помощи в Хакасском уезде тяжело сказывалось на местном населении, из которого более 70 % относилось к коренному народу. Огромную территорию уезда обслуживали лишь два врача и десяток лиц из медперсонала низшего звена. Структура медицинских учреждений состояла из одного врачебного участка, пяти фельдшерских пунктов, одной уездной больницы на пять коек1. За недостаточностью своих лечебных учреждений и врачей Хакасский уездный отдел здравоохранения (уздрав) заключил договор с Минусинским уздравом по обслуживанию населения Хакасского уезда.
В октябре 1924 года состоялся первый съезд Всесоюзного медико-санитарного союза трудящихся Хакасского уезда, на котором поднимались вопросы о борьбе с шаманством и знахарством, о развёртывании санитарно-просветительской работы, открытии лечебных учреждений, подготовке медицинских кадров. В условиях острого дефицита врачей и медперсонала в Хакасии, как и во многих районах Сибири, в Хакасский уезд ежегодно направлялись медико-санитарные отряды (МСО), командированные Народным комиссариатом здравоохранения (Наркомздрав). Их деятельность, направленная в первую очередь на профилактику и искоренение инфекционных болезней, также и культурно-просветительский аспект. Однако работа МСО на местах носила сезонный характер, потому требовались постоянные медицинские кадры, а для обслуживания коренного населения -специалисты со знанием хакасского языка, традиций и обычаев хакасов.
Неотъемлемой частью советской системы здравоохранения являлась охрана материнства и детства. Особенно важно это было в условиях послевоенной разрухи и голода, когда детская смертность достигала высокого уровня. В Хакасском уезде при создании органов здравоохранения был сформирован подотдел охраны материнства и младенчества (Охматмлад). Впоследствии были введены должности инструкторов Охматмлада и комиссии содействия, в состав которых входили представители партийных и профсоюзных организаций.
В начале 1920-х гг. работа Охматмлада в Хакасии осложнялась недоверием женщин-хакасок к медицинским работникам. В силу своих суеверий они не обращались за медицинской помощью, не отдавали детей в детские ясли. Это создавало значительные трудности в оказании медицинской помощи, поэтому медики проводили беседы с женщинами о пользе советской медицины, о гигиене матери и ребёнка, обучали правилам ухода за детьми. Проведение двухнедельников Охматмладом преследовало не только агитационную и просветительскую цель, но и сбор денежных средств на открытие детских учреждений. Средства для этого, помимо государственных дотаций, вносило на добровольных началах и местное население путём проведения туберкулёзных трёх-дневников, двухнедельников по охране материнства и младенчества, постановок спектаклей, концертов и т. д.2
Большую роль в оказании медицинской помощи женщинам сыграли так называемые передвижные женские консультации. Сотрудники консультаций, помимо прямой профессиональной деятельности, занимались и разъяснительной работой среди хакасских женщин о важности гигиены при уходе за детьми, о необходимости создания детских дошкольных учреждений и т. д.
1 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Оп. 1. Д. 270. Л. 74.
2 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 12. Л. 10.
С образованием в 1925 году Хакасского округа государство продолжало оказывать помощь не только партийными, хозяйственными, но и медицинскими кадрами. Только за два года, с 1925 по 1927, в Хакасский округ прибыло 12 врачей, среди которых были А. Ф. Легун, А. А. Мейндов, Р. И. Антонова, Н. Я. Животов, Е. С. Мамаева, Г. И. Пузевич, Л. С. Назарова и др.1 Представители среднего звена медработников были представлены в лице Т. Е. Потерянского, М. Г. Торосова, П. А. Иванова, В. К. Гукова, К. И. Мячиной, Г. Н. Попова, И. А. Ши-манского и др. В апреле 1926 года на должность заведующего Хакасским окружным отделом здравоохранения был назначен А. Ф. Легун. К середине 1927 года в Хакасском окрздраве числилось всего 105 работников, из них русских - 96 чел., хакасов - 9 чел.2
К концу 1920-х гг. ситуация в области здравоохранения Хакасии несколько улучшилась. Увеличилось число врачебных кадров и среднего медперсонала, возросло количество медицинских и лечебных учреждений. Профессиональную подготовку в медицинских вузах и техникумах страны получали первые студенты-хакасы. Для медицинского обслуживания населения Хакасии в отдалённых населённых пунктах создавались юрты-передвижки, занимавшиеся не только медицинской, но и политической и просветительской деятельностью. В работу активно включались местные жители-добровольцы, постепенное развитие получала система охраны материнства и детства.
Процесс развития регионального здравоохранения сопровождался многими трудностями. Так, выпускников медицинских учебных заведений отпугивала перспектива работы в далёкой провинции, где отсутствовали надлежащие условия для их функциональной деятельности. Среди многочисленных факторов, сопутствовавших отъезду медицинских специалистов из регионов, можно назвать суровый климат местности, удалённость от научных и культурных центров, низкую оплату труда, неудовлетворительные условия труда и быта и пр. Поэтому методы привлечения медицинских работников в отдалённые районы Хакасии были разными: от материально-поощрительных до принудительных. С середины 1920-х гг. руководство Наркомздрава СССР приступило к распределительной системе выпускников медицинских вузов и училищ. В результате этого к концу 1920-х гг. в Хакасии работало уже 17 врачей (ср.: в 1924 г. - всего 2 врача)3. Однако количественный состав медицинского штата постоянно менялся, так как многие специалисты, отработав в Хакасии положенный срок, возвращались в родные места или меняли место своего жительства. Проведённый нами анализ данных местных архивов позволяет сказать, что на начальном этапе становления советской власти в системе здравоохранения Хакасии работать на постоянной основе оставались лишь единицы медперсонала.
Итак, развитие государственного здравоохранения стало неотъемлемой частью культурного строительства советского государства, которое заботу о своих гражданах видело не только в создании лечебных учреждений и подготовке медицинских кадров, но и в решении многих социальных проблем. В условиях послевоенной разрухи и голода советское правительство оперативно разработало чрезвычайные меры по борьбе с эпидемиями и улучшению санитарного состояния населенных пунктов страны. Данная деятельность успешно дополнялась массовыми мероприятиями по санитарному просвещению большей части неграмотного и малограмотного населения, в том числе и в национальных регионах. Особое внимание центральные органы власти обратили на национальные районы в силу их слабого социально-экономического, культурного развития.
Становление и развитие здравоохранения Хакасии протекали в русле общегосударственной политики, с применением основных её принципов и методов. Особенностью развития данного процесса являлось то, что государственные органы пытались учитывать специфику национального региона, используя наиболее приемлемые формы и методы медицинского обслуживания населения.
Библиографический список
1. Восьмой съезд РКП(б). Москва. 18-23 марта 1919 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 18981925. - 7-е изд-е. - Ч. 1. - М.: Госполитиздат, 1953. - 952 с.
2. О мероприятиях по сыпному тифу: Декрет СНК РСФСР от 28 января 1919 г. // Ленинские декреты по здравоохранению. 1917-1921 гг. / под ред. Ю. А. Ахапкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Медицина», 1980. - 512 с. - С. 108-111.
3. Об обязательном оспопрививании: Декрет СНК РСФСР от 10 апреля 1919 г. // Ленинские декреты по здравоохранению. 1917-1921 гг. / под ред. Ю. А. Ахапкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Медицина», 1980. - 512 с. - С. 132-133.
4. О мероприятиях против холерной эпидемии: Декрет СНК РСФСР от 25 июля 1921 г. // Ленинские декреты по здравоохранению. 19171921 гг. / под ред. Ю. А. Ахапкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Медицина», 1980. - 512 с. - С. 371-376.
5. Грибанов, Э. Д. Всероссийские съезды здравотделов и их значение для практического советского здравоохранения / Э. Д. Грибанов. -М.: Изд-во «Медицина», 1966. - 192 с.
© Мохова А. В., 2019
1 ГКУ РХ «Национальный архив». Д. 3. Л. 44.
2 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-1. Оп. 1. Д. 48. Л. 11.
3 ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-14. Оп. 1. Д. 48. Л. 3.