Научная статья на тему 'К вопросу о комплектовании школ Хакасии педагогическими кадрами в 1940-1941 годы'

К вопросу о комплектовании школ Хакасии педагогическими кадрами в 1940-1941 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА / SCHOOL SYSTEM / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PUBLIC EDUCATION / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / МОБИЛИЗАЦИЯ / MOBILIZATION / ЭВАКУАЦИЯ / EVACUATION / УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / TEACHER''S INSTITUTE / CITY BOARD OF EDUCATION / REGINAL BOARD OF EDUCATION / ГОРОНО / ОБЛОНО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лушников Виктор Климентьевич

В статье анализируются проблемы, с которыми столкнулась школьная система Хакасии в предвоенный год и первые месяцы Великой Отечественной войны. Проводится анализ гендерного состава учительских кадров в школах Хакасии, оценивается влияние на него военного фактора. На примере Абаканского гороно сделан вывод о подавляющем преимуществе женщин-педагогов над мужчинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Question of the Staffing of the Schools of Khakassia with Pedagogical Personnel in 1940-1941

The article analyzes the problems faced by the school system of Khakassia in the pre-war year and the first months of the Great Patriotic War. An analysis of the gender composition of teachers in schools in Khakassia is being carried out, and the influence of the military factor on it is assessed. On the example of the Abakan city department of public education, a conclusion was made about the overwhelming advantage of female teachers over men.

Текст научной работы на тему «К вопросу о комплектовании школ Хакасии педагогическими кадрами в 1940-1941 годы»

УДК 94(47).084.6

К ВОПРОСУ О КОМПЛЕКТОВАНИИ ШКОЛ ХАКАСИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

В 1940-1941 ГОДЫ

В. К. Лушников

Научный руководитель — Н. Я. Артамонова, доктор исторических наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье анализируются проблемы, с которыми столкнулась школьная система Хакасии в предвоенный год и первые месяцы Великой Отечественной войны. Проводится анализ гендерного состава учительских кадров в школах Хакасии, оценивается влияние на него военного фактора. На примере Абаканского гороно сделан вывод о подавляющем преимуществе женщин-педагогов над мужчинами.

Ключевые слова: школьная система, народное образование, учитель, мобилизация, эвакуация, учительский институт, гороно, облоно.

Советская школа является одной из составляющих системы народного образования. Её основная функция состоит в воспитании и обучении молодого поколения. В годы, когда стране угрожает опасность, школа становится центром духовного воздействия на советских людей, средством воспитания патриотизма и гражданственности. В данной статье речь пойдёт о проблемах, с которыми столкнулась школьная система Хакасии в предвоенный год и первые месяцы Великой Отечественной войны. Жизненно важным во все времена существования школы был вопрос о комплектовании её учительскими кадрами. Нельзя сказать, что данная тема не рассматривалась исследователями.

Одной из обобщающих работ советского периода является монография С. А. Черника, в которой он рассматривает важные проблемы, связанные с деятельностью школы в годы Великой Отечественной войны. Поднимая вопрос о комплектовании школ учителями, автор отмечает, что в последний предвоенный учебный год женщины-педагоги составляли 58 % от общего числа педагогов [1, с. 46]. В некоторых статистических сборниках даются сведения о том, что в 1938-1939 уч. году 54 % женщин занимали должности учителей и заведующих школами [2, с. 98-99]. На 1 января 1940 года доля женщин, работавших в народном просвещении, составляла 58 % [3, с. 182]; причём отметим, что в это число входили сотрудники научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений. Н. А. Белова приводит данные, дифференцированные по уровню школ. Так, среди учителей начальных классов женщин было около 72 %, в старших же классах женщин-учителей было меньше, чем мужчин, - 48,8 % [4, с. 56-57]. По данным переписи 1939 года, на гендерный состав педагогов влияло и место жительства. В сельской местности, например, среди педагогов преобладали мужчины, а в городах, напротив, женщины [5, с. 113, 114].

Отдельные вопросы народного образования Хакасии в годы Великой Отечественной нашли отражение в исследованиях хакасских учёных. В частности, С. П. Ултургашев отмечал низкий образовательный уровень педагогов, более четверти которых, по данным на 1944 год, не имели даже общего среднего образования. В основном учителей готовили вначале в Хакасском педагогическом училище, затем в открывшемся в 1939 году Абаканском учительском институте. По данным С. П. Ултургашева, в годы войны эти два учебных заведения выпустили 431 педагога. Учителей также готовили на курсах при учительском институте [6, с. 171-172]. В публикациях учёных-педагогов А. Н. Мохова и Л. Н. Моховой утверждается, что перед Великой Отечественной войной учителями в школах Хакасии в основном были мужчины [7; 8, с. 100]. Указанные авторы пофамильно перечисляют 35 учителей-мужчин, призванных в годы войны на фронт. Это касается в основном учителей сельских школ [8, с 101]. Отметим, что эти сведения хорошо коррелируют с данными переписи населения 1939 года, согласно которым в сельских школах страны учителей-мужчин было больше (51,3 %). В большинстве других работ, посвящённых проблемам народного образования, приводились лишь статистические данные о количестве школ и учащихся в них. Как правило, авторами использовались сведения за 1940 и 1945 годы, взятые из работ С. П. Ултургашева, а также данные о различных патриотических инициативах пионеров и школьников со ссылкой на газету «Советская Хакасия» военных лет (см. например, работы: [9], [10]). Лишь О. Д. Куницына в выступлении на I Межрегиональной научно-практической конференции «Архивные документы в системе объективного научного знания об истории Сибири» коснулась трудностей, с которыми пришлось столкнуться системе народного образования Хакасии в начальный период войны. Но данные по количеству учителей в Хакасии (около 6 тыс. чел.), приведённые О.Д. Куницыной, отличаются от сведений других авторов, поэтому эта цифра нуждается в уточнении [11].

Таким образом, тема народного образования Хакасии в годы Великой Отечественной войны, в том числе проблема комплектования школ учительскими кадрами, недостаточно изучена и требует дальнейших всесторонних исследований.

Основные сведения по кадрам педагогов были получены нами из книг приказов по личному составу Абаканского ГОРОНО и Абаканского педагогического института, которые хранятся в муниципальном архиве г. Абакана и в архиве ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Количественные характеристики по числу учащихся и учителей были уточнены по данным Хакасского областного статистического управления, Абаканской городской инспектуры ЦСУ СССР и отчётов сектора школ Хакасского обкома ВКП(б). По сведениям облстатуправления на 15 сентября 1940 года в Хакасии было 339 школ. В них насчитывалось 61 695 школьников, 2 159 педагогов. 260 всех школ области (76 %), 37 846 учащихся (61 %) и 1 386 педагогов (64 %) находились в сельской местности (процентные данные подсчитаны нами - В. Л.) [12].

В Абакане в 11 школах Наркомпроса насчитывалось 5 850 учеников и 184 педагога [13]. С учётом школ для слепых, глухонемых и неполно-средней школы № 30 Наркомата путей сообщения в Абакане было 6 592 учащих-

ся, обучением которых занимались 216 педагогов. Эти сведения приведены для более точного анализа гендерного состава педагогов области, который проведён нами на примере школ г. Абакана. Нами проанализированы данные книг приказов по Абаканскому городскому отделу народного образования (ГОРОНО) за 1940-1942 гг. В них содержатся сведения о приёме педагогов на работу, их переводах из одних учебных заведений в другие, увольнениях. Полный список учителей, назначенных распоряжением заведующего ГОРОНО на работу в те или иные школы, есть только за май 1942 учебного года [14]. В нём перечислены 10 школ, 146 учителей и освобождённых заведующих школами, указана 31 вакансия. Таким образом, в 10 городских школах по штатному расписанию должны были трудиться 177 педагогов. Это меньше, чем в 1940 году, поскольку в 1941 году одна школа была закрыта.

Большое число вакансий объясняется ещё и тем, что со второго полугодия 1941-1942 учебного года в школах ввели дополнительный предмет «Сельскохозяйственное обучение». Три преподавателя из установленного списка работали одновременно в нескольких школах, либо вели разные предметы в одной школе. Следовательно, по состоянию на май 1942 года в школах города трудились 143 учителя, в том числе всего 9 мужчин, или 6,3 %. Однако заметим, что список учителей был составлен в мае 1942 года, поэтому он не может дать объективной картины о довоенном гендерном составе учительства г. Абакана. Для решения проблемы нами изучены все приказы по Абаканскому ГОРОНО за 1940-1941 гг. В них упоминаются 37 фамилий педагогов-мужчин, которые работали в эти годы в школах Абакана. Два из них были уволены с формулировкой «не справившийся с работой учителя», ещё два переведены на другую работу, четыре человека уволились по собственному желанию, два поступили на учебу. Таким образом, эти 10 человек не работали в школах к концу 1940-1941 учебного года. 8 мужчин были мобилизованы в марте 1940 года в РККА, 4 позже вернулись к преподаванию.

Таким образом, к началу войны в школах города трудились 23 учителя-мужчины из 184 педагогов по штатному расписанию, что составляет 12,5 %. 10 педагогов-мужчин были призваны в РККА в связи с началом войны в период с 23 июня по 27 августа 1941 года. Это Селькин - завуч школы № 1, Степанов, Мухин и О. Юрис -преподаватели школы № 1, П. Ф. Овчинников - директор школы № 2, Слюсарев - преподаватель школы № 2, М. Г. Патрушев - заведующий школой № 9, Овчинников - учитель школы № 9, Преображенский - преподаватель школы № 10, Шилак - преподаватель школы № 3 [15].

На основании архивных данных можно утверждать, что в школах г. Абакана к началу войны педагогами работали в основном женщины - 87,5 % от общего числа учителей. Этот показатель значительно выше, чем средние данные по стране для школ, расположенных в городской местности (64,3 %) [5, с. 114].

Июль-август 1941 года и первая половина 1941-1942 учебного года характеризовались ещё несколькими существенными кадровыми изменениями в педагогическом составе школ г. Абакана. Так, 9 опытных педагогов-женщин и выпускниц Абаканского учительского института, уже распределённых на работу в городские школы, были откомандированы в распоряжение Хакасского областного отдела народного образования для замещения мобилизованных учителей школ области. Директор неполной средней школы № 10 Д. В. Перник был переведён заведующим Шарыповским РОНО [16]. Практика перевода опытных учителей городских школ на должности директоров средних школ в районы области и края была продолжена и в дальнейшем. Кроме того, в связи с размещением в Абакане военных госпиталей были временно закрыты начальные школы № 4 и № 7, а их учителя стали работать в других школах. Работа школы № 4 была восстановлена в марте 1942 года [17]. Кадровый «голод» отчасти удалось смягчить путём приёма на работу педагогов, эвакуированных из западных регионов страны. Но в основном вакансии заняли выпускники Абаканского учительского института и Хакасского педучилища 1941 года. В первом выпуске учительского института было 79 учителей истории, русского языка и литературы, а также математики и физики с правом преподавания в 5-7 классах средних школ. Кроме того, 10-месячные педагогические курсы при институте в августе 1941 года окончили 27 человек, им выдали свидетельства [18]. Очное и заочное отделения Хакасского педучилища закончили около 180 человек, получивших квалификацию учителя начальных классов [19].

Сведений о фамилиях педагогов, работавших в школах области в 1940-1941 гг., в национальном архиве РХ нам обнаружить не удалось. Весьма низкая вероятность, что они сохранились в отделах кадров Черногорского ГОРОНО и районных отделов народного образования. Некоторые сведения, возможно, находятся в архиве Министерства образования и науки Республики Хакасия, но руководство министерства республики, ссылаясь на закон о защите персональных данных, не даёт разрешения исследователям работать с книгами приказов Хакасского ОБЛОНО. Хотя заметим, что, согласно вышеназванному закону, доступ исследователям к архивным данным должен быть открыт по истечении 75 лет со дня выхода документа, в котором содержатся персональные данные. Следовательно, книги приказов Хакасского ОБЛОНО за 1940 - апрель 1942 г. должны быть доступны исследователям.

В настоящее время мы можем оперировать данными о кадровом составе национальных школ области, где преподавание велось на хакасском языке. Таких школ в области было 67, в том числе 57 начальных и 10 неполных средних. Располагались они в Аскизском, Таштыпском, Ширинском, и Усть-Абаканском районах. По данным на начало второго полугодия 1941-1942 учебного года, в них работали 175 педагогов [20]. В этом же документе о национальных кадрах в составе Хакасского ОБЛОНО есть сведения о том, что 57 учителей-хакасов были призваны в ряды РККА [20, Л. 12]. Но они работали и в школах, где преподавание велось на русском языке, например преподаватель математики и физики П. В. Орешков, который в 1940-1942 годы работал в школах № 10, 11 и 2 г. Абакана, а в марте 1942 года был назначен директором средней школы в Бее [21]. Всего к началу 1940-1941 учебного года в школах области работали 216 учителей-хакасов и только 175 из них преподавали в национальных школах [22]. Следовательно, процент мобилизованных на фронт учителей-хакасов от общего их количества составляет 26,4 %, и это значительно выше аналогичного показателя по Абаканскому ГОРОНО, в соответствии с которым в армию было призвано 10 педагогов из 184, или 5,4 %. Но дальнейшие исследования гендерного состава учителей области невозможны из-за отсутствия полных данных по области в целом.

Таким образом, заявление некоторых исследователей о численном превосходстве учителей-мужчин в школах Хакасской автономной области накануне Великой Отечественной войны не подтверждается. В то же время анализ данных по кадровому составу педагогов абаканских школ показал, что к началу войны в них трудились всего 12,5 % мужчин-педагогов. Это значительно ниже среднего показателя по стране для школ, расположенных в городской местности. Более трети мужчин-учителей после начала войны были призваны в ряды РККА, поэтому соотношение учителей мужчин и женщин изменилось в пользу женщин. Мужчин к концу 1941-1942 учебного года среди учителей абаканских школ было всего 6,3 %. Кроме того, часть педагогов из Абакана была переведена в сельские школы области для замещения мобилизованных учителей-мужчин. Освободившиеся места были заняты частично педагогами, эвакуированными из западных районов страны. В основном в школах работали выпускники Абаканского учительского института, Хакасского педучилища, а также окончившие 10-месячные педагогические курсы при учительском институте.

Библиографический список

1. Черник, С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны: Историко-педагогическое исследование / С. А. Черник. - М.: Педагогика, 1984. - 240 с.

2. Женщины и дети в СССР: статистический сборник. - М.: Гостатиздат, 1963. - 204 с.

3. Статистический сборник. - М.: Информационно-издательский центр Госкомстата СССР, 1990. - 235 с.

4. Белова, Н. А. Повседневная жизнь учителей / Н. А. Белова. - М.: ИЭА РАН, 2015. - 228 с.

5. Всесоюзная перепись населения 1939 г.: основные итоги / под ред. Ю. А. Полякова. - М.: Институт российской истории, 1992. - 256 с.

6. Ултургашев, С. П. Хакасская областная партийная организация в период Великой Отечественной войны (1941-1945) / С. П. Ултурга-шев // Очерки истории Хакасской областной организации КПСС. - Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1987.- С. 140-186.

7. Мохов, А. Н. Школы Хакасии в годы Великой Отечественной войны / А. Н. Мохов, Л. А. Мохова // Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг: мат-лы науч.-практ. конф., 27 апреля 2000 г. - Абакан: Роса, 2000. - 116 с. С. 44-49.

8. Мохов, А Н. Краткие очерки истории народного образования Хакасии / А. Н. Мохов, Л. А. Мохова. - Абакан: Хакаскнигоиздат, 2009. - 200 с.

9. Матросова, Г. А. Общеобразовательная школа Хакасии в годы Великой Отечественной войны / Г. А. Матросова // Великий Октябрь и социально-экономическое развитие Хакасии. - Абакан, 1978. - С. 92-97.

10. Бобровский, О. Н. Некоторые проблемы народного образования в Хакасии в годы войны / О. Н. Бобровский // Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг: мат-лы науч.-практ. конф., 27 апреля 2000 г. - Абакан: Роса, 2000. - 116 с. - С. 92-96.

11. Куницына, О. Д. Развитие народного образования Хакасии в годы Великой Отечественной войны / О. Д. Куницына // Архивные документы в системе объективного научного знания об истории Сибири: мат-лы I Межрег. науч.-практ. конф., приуроченной к 85-летию со дня образования Архивной службы РХ. - Абакан: Изд-во «Бригантина», 2012. - С. 101-103.

12. Сводка по начальным, семилетним и средним школам Хакасской области на 15 сентября 1940 г. // Государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (ГКУ РХ «НА») Ф. 169 Оп. 1 Д. 261 Л. 23, 26.

13. Начальные, неполно-средние и средние школы по г. Абакану на 15 сентября 1940 г. // ГКУ РХ «НА» Ф. 169 Оп. 1 Д. 261 Л. 82-83.

14. Приказ № 48 от 13 мая 1942 г. по Абаканскому ГОРОНО «О распределении учительских кадров по школам гор. Абакана» // Книга приказов по Абаканскому ГОРОНО. 23 мая 1941 г. - 31 августа 1942 г.; Архивный отдел аппарата администрации города Абакана (АОААГА) Ф. Р-8. Оп. 2. Д. 6. ЛЛ. 64-69.

15. Приказы по Абаканскому ГОРОНО: № 66 от 23 июня, № 78, п.5 от 22 июля, № 83 от 4 августа, № 96 от 26 августа, № 97 от 27 августа

1941 г. // Книга приказов по Абаканскому ГОРОНО. 23 мая 1941 г. - 31 августа 1942 г.; АОААГА Ф. Р-8. Оп. 2. Д. 6. ЛЛ. 7, 15, 17, 25.

16. Приказ № 72 по Абаканскому ГОРОНО от 9 июля 1941 г., приказ № 79 по Абаканскому ГОРОНО от 25 июля 1941 // Книга приказов по Абаканскому ГОРОНО. 23 мая 1941 г. - 31 августа 1942 г.; АОААГА Ф. Р-8. Оп. 2. Д. 6. Л. 14.

17. Приказ № 26, п. 3 по Абаканскому ГОРОНО от 11 марта 1942 г. // Книга приказов по Абаканскому ГОРОНО. 23 мая 1941 г. - 31 августа 1942 г.; АОААГА Ф. Р-8. Оп. 2. Д. 6. Л. 57.

18. Приказ № 138 от 21 июля 1941 г., приказ № 154 от 13 августа 1941 г. // Архив Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (АХГУ) Ф. Р-528. Оп. 2 Д. 2. ЛЛ. 75-77, 90.

19. Учёт числа учащихся Хакасского педучилища на 15 ноября 1940 г. // ГКУ РХ «НА» Ф. 169. Оп. 1. Д. 261. Л. 94, 100.

20. Сведения о национальных кадрах в системе ХакОБЛОНО // (Сведения о работе школ и воспитании национальных кадров, 1942 г.) Отдел документов новейшей истории ГКУ РХ «Национальный архив» (ОДНИ) Ф. 2. Оп. 1. Д. 883. ЛЛ. 11-12.

21. Приказ № 26 от 11 марта 1942 г. по Абаканскому ГОРОНО // Книга приказов по Абаканскому ГОРОНО. 23 мая 1941 г. - 31 августа

1942 г.; АОААГА Ф. Р-8 Оп. 2 Д. 6 Л. 57.

22. Кадры учителей на 1940-1941 учебный год. // Докладные о работе школ народного образования 1934-1940 гг.; ОДНИ Ф. 2. Оп. 1. Д. 776. Л. 20.

© Лушников В. К., 2017

УДК 314.7:316.343.652:94(47+57)"1918/192"

С ЗАПАДА НА ВОСТОК: ВЫНУЖДЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ УЧЁНЫХ КАК ФАКТОР ВЫЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫХ КРИЗИСОВ

(1918-1920 ГОДЫ)

Л. С. Малявина

Тихоокеанский государственный университет

Рассматривается влияние послереволюционных кризисов на процессы миграции научной интеллигенции из западных регионов России на территорию российского Приморья. Выделены причины миграции, отражена динамика формирования миграционных волн, показаны позитивные результаты присутствия мигрантов и беженцев в регионе.

Ключевые слова: научные кадры, интеллектуальная миграция, российский Дальний Восток, гражданская война, научно-образовательная деятельность.

Революции 1917 года и связанная с ними Гражданская война имели много негативных последствий. Одним из них стал рост миграционной активности общества, который привёл в движение лиц самых разных профес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.