Научная статья на тему 'СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОМИ АССР В СЕРЕДИНЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1960-Х ГОДОВ (К ВОПРОСУ О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Н.С. ХРУЩЕВА В СССР)'

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОМИ АССР В СЕРЕДИНЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1960-Х ГОДОВ (К ВОПРОСУ О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Н.С. ХРУЩЕВА В СССР) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМИ АССР / РЕФОРМА Н.С. ХРУЩЕВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА / 1950-Е - НАЧАЛО 1960-Х ГГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацук А. М.

В статье рассмотрено влияние процесса реформирования образования в СССР на систему среднего специального педагогического образования на примере Коми АССР. Раскрыта эволюция данной системы в середине 1950-х - начале 1960-х гг. Показана динамика количества педагогических училищ республики и численности учащихся и выпускников. Выделены показатели работы различных форм обучения. Освещены результаты рассматриваемой реформы и их последствия для изучаемой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECONDARY SPECIAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE KOMI ASSR IN THE MID-1950S - EARLY 1960S (ON THE PROBLEM OF THE EFFECTIVENESS OF N.S. KHRUSHCHEV’S EDUCATION REFORM IN THE USSR)

The paper considers the influence of the process of education reform in the USSR on the system of secondary special pedagogical education, using the example of the Komi ASSR. The evolution of this system in the mid-1950s - early 1960s is revealed. The dynamics of the number of teacher training colleges, the number of students and graduates clearly demonstrate the results and consequences of the education reform for the system under study. The paper shows that, despite the negative impact of the reform on the system of secondary special pedagogical education, the Komi ASSR still managed to train a significant number of teaching staff for primary schools and kindergartens. According to the results of the reform, it is clear that in the considered sphere of secondary special pedagogical education, it did not bring the desired results, and the changes introduced during the reform were mostly canceled.

Текст научной работы на тему «СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОМИ АССР В СЕРЕДИНЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1960-Х ГОДОВ (К ВОПРОСУ О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Н.С. ХРУЩЕВА В СССР)»

УДК 94:377(470.13)"195/196"

DOI 10.19110/1994-5655-2021-4-79-87

А.М. МАЦУК

СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОМИ АССР В СЕРЕДИНЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1960-Х ГОДОВ (К ВОПРОСУ О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Н.С. ХРУЩЕВА В СССР)

Институт языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

almmatsuk@gmail.com

A.M. MATSUK

SECONDARY SPECIAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE KOMI ASSR IN THE Mid-1950s - EARLY 1960s (ON THE PROBLEM OF THE EFFECTIVENESS OF N.S. KHRUSHCHEV'S EDUCATION REFORM IN THE USSR)

Institute of Language, Literature and History, Federal Research Centre Komi Science Centre,

Ural Branch, RAS, Syktyvkar

Аннотация

В статье рассмотрено влияние процесса реформирования образования в СССР на систему среднего специального педагогического образования на примере Коми АССР. Раскрыта эволюция данной системы в середине 1950-х -начале 1960-х гг. Показана динамика количества педагогических училищ республики и численности учащихся и выпускников. Выделены показатели работы различных форм обучения. Освещены результаты рассматриваемой реформы и их последствия для изучаемой системы.

Ключевые слова:

среднее специальное образование, Коми АССР, реформа Н.С. Хрущева, педагогические училища, 1950-е - начало 1960-х гг.

Abstract

The paper considers the influence of the process of education reform in the USSR on the system of secondary special pedagogical education, using the example of the Komi ASSR. The evolution of this system in the mid-1950s - early 1960s is revealed. The dynamics of the number of teacher training colleges, the number of students and graduates clearly demonstrate the results and consequences of the education reform for the system under study. The paper shows that, despite the negative impact of the reform on the system of secondary special pedagogical education, the Komi ASSR still managed to train a significant number of teaching staff for primary schools and kindergartens. According to the results of the reform, it is clear that in the considered sphere of secondary special pedagogical education, it did not bring the desired results, and the changes introduced during the reform were mostly canceled.

Keywords:

secondary special education, N.S. Khrushchev's reform, Komi ASSR, teacher training colleges, mid-1950s - early 1960s

Постановка вопроса. Методология

В рамках процесса модернизации страны в середине 1950-х - начале 1960-х гг. была проведена масштабная реформа образования: школьного, профессионального (подготовка квалифицированных рабочих), среднего специального и высшего. В ходе реформы предстояло, в частности, создать условия для качественного изменения уровня выпускников школ и других уровней образовательного процесса, в том числе через повышение квалификационного уровня учителей школ. В рамках указанной реформы произошли определенные изменения и в системе среднего специального образо-

вания, которые привели как к сокращению количества средних специальных учебных заведений и числа учащихся в них, так и к развитию таких форм обучения, как заочное и вечернее и другим изменениям [Подробнее см.: 1-3]. Наиболее негативно рассматриваемая реформа отразилась на среднем специальном педагогическом образовании в стране в целом и в субъектах РСФСР, в частности, это выразилось в ощутимом сокращении количества педагогических училищ и планов приема учащихся. Это достаточно успешно отражено в работах по истории среднего специального образования РСФСР, отдельных субъектов России, а также по истории народного образования страны [4-13 и др.]. Однако в каждом регионе были свои особенности в проведении реформы, поэтому является научно оправданным обращение к конкретно-историческим условиям указанного процесса в рамках отдельных субъектов России. Мы сконцентрируем наше внимание на данных, относящихся к Коми АССР, автономной республике, располагавшейся на Европейском Севере РСФСР, в указанное время стремительно развивавшейся в экономическом, социальном и демографическом плане.

Для детального исследования изучаемого вопроса нами использована следующая методика: 1. Привлечение данных, сосредоточенных в отчетах средних специальных учебных заведений на начало соответствующего учебного года, отложившихся в фонде Статистического управления Коми АССР, Национального архива Республики Коми; по мере необходимости - данные по соседним регионам Европейского Севера и по РСФСР в целом. 2. Указанные показатели брались за каждый год исследуемого периода - с 1954/55 по 1963/64 учебные годы. На наш взгляд, выборочное использование данных за ряд лет из этого достаточно короткого хронологического отрезка является ошибочным, так как изменения по разным показателям происходили ежегодно и создание лакуны может привести к деформации общего представления о процессе. 3. Анализу должны подлежать все формы обучения, практиковавшиеся в конкретном учебном заведении (дневное, вечернее, заочное), а не только дневное обучение или общие данные по всем формам обучения.

Цель статьи - показать ход процесса реформирования среднего специального педагогического образования в Коми АССР, как части общесоюзной реформы, осуществлявшейся правительством Н.С. Хрущева, и ответить на вопрос о результативности этого реформирования.

В связи с этим, задачами статьи являются: исследование эволюции системы среднего специального педагогического образования в Коми АССР в середине 1950-х - начале 1960-х гг. через динамику количества педагогических училищ и численности учащихся в них; реальные показатели работы разных форм обучения (дневной, вечерней, заочной); результативность перевода педагогических училищ на обучение исключительно выпускников средней школы (с 10-летним образованием).

Отметим, что в одной из последних наших статей [14] рассмотрено состояние системы среднего специального педагогического образования в

Коми АССР накануне проведения реформы образования. В ней, в частности, была представлена динамика численности учащихся и выпускников педагогических училищ республики за 1951/52-1953/54 учебные годы как в целом, так и с разбивкой по специализациям. Часть этих данных, для сравнительного анализа, нами использована и в представленной статье, а также кратко очерчено пред-реформенное состояние изучаемой системы.

Доказательная база

Перейдя к предмету исследования, обратим особое внимание на статус учебных заведений, численность учащихся дневного и заочного обучения и число вновь принятых учащихся на первые курсы за каждый год изучаемого хронологического отрезка.

В начале 1950-х гг. в Коми АССР действовало три педагогических училища: Сыктывкарские школьное и дошкольное и Усть-Вымское школьное. По специализации данные педучилища готовили: Сыктывкарское школьное - учителей начальных классов для школ с обучением как на русском языке (русская школа), так и на коми языке (коми школа), старших пионервожатых и учителей физкультуры; Сыктывкарское дошкольное - воспитателей детских садов; Усть-Вымское школьное - учителей начальных классов для школ с обучением только на коми языке (коми школа) [Подробнее см.: 14].

1954/55 учебный год стал первым годом масштабной реформы среднего специального образования в России. 30 августа 1954 г. было принято Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием» с приложениями: «Мероприятия по развитию и улучшению заочного и вечернего высшего и среднего специального образования» и «Об установлении дополнительных оплачиваемых отпусков студентам вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведений и о порядке оплаты некоторых категорий работников высших учебных заведений» [1]. Реформа сразу больно ударила по среднему специальному педагогическому образованию.

Во-первых, как отмечалось в письме начальника Статистического управления Коми АССР Варьяш, на имя заместителя начальника Статистического управления РСФСР Карасева, «в школьные и дошкольные педучилища Министерства просвещения РСФСР в текущем году производился прием только в группы ускоренной подготовки из числа окончивших 10 классов (выделено нами -А.М.). В связи с этим план приема учащихся им (педагогическим училищам республики - А.М.) снижен с 210 до 120 человек. Срок обучения сокращен с 3-х, 4-х до 2-х лет»[15. Л. 7]. На заочном обучении в педучилищах в этом году сохранился прием абитуриентов и с 7-летним школьным образованием [15. Л. 50, 51]. Отметим, что группы ускоренной подготовки (с 2-х годичным сроком обучения для лиц, имеющих среднее образование, но не имеющих специального педагогического образования) на заочных отделениях педучилищ были введены уже в

1951 г. после упразднения экстерната, действовавшего в них до этого времени [16. Л. 67, 71].

Для сравнения следует указать, что в средних специальных учебных заведениях, подведомственных другим министерствам и ведомствам - как союзным (СССР), так и союзно-республиканским (РСФСР), группы ускоренной подготовки или вовсе не вводились, или вводились в качестве альтернативы основным отделениям, на которые принимались учащиеся с базовой 7-летней школьной подготовкой. Так, в Коми АССР из 13 существовавших средних специальных учебных заведений, группы ускоренной подготовки, кроме Сыктывкарских школьного и дошкольного педагогических училищ, были введены в пяти техникумах и училищах и отсутствовали в шести, в том числе в таких важных для экономики республики техникумах, как Воркутин-ский горный техникум Министерства угольной промышленности СССР и Ухтинский горно-нефтяной техникум Министерства нефтяной промышленности СССР [16. Л. 9].

Во-вторых, в республике уменьшилось количество педагогических училищ. Приказом министра просвещения РСФСР И. Каирова № 599 от 19 августа 1954 г. Усть-Вымское школьное педагогическое училище было закрыто. Учащиеся II—IV курсов для продолжения обучения переведены в Сыктывкарское школьное педучилище. Этот приказ не был единственным в своем роде и закрывал не одно Усть-Вымское педучилище. Вместе с ним были закрыты Ново-Покровское педучилище в Краснодарском крае, Краснинское в Липецкой области, Мор-кинское в Марийской АССР, Якшур-Бодьинское в Удмуртской АССР и Батыревское в Чувашской АССР. Всего в 1954 г. было закрыто 11 школьных педагогических училищ и одно педучилище воспитателей детских домов [17, с. 38—39]. Нами ранее отмечалось о причинах такой оптимизации и были опубликованы документы, свидетельствующие о деятельности Министерства просвещения РСФСР в этом направлении. Здесь подчеркнем, что, если в

1952 г. по состоянию на 1 сентября в ведении Министерства просвещения РСФСР находилось 392 педагогических училища разного профиля [18], то по состоянию на 21 марта 1956 г. — 306 училищ, из которых 42 планировалось закрыть с 1 сентября этого года [17, с. 50, 61]. То есть, в РСФСР осталось бы после сокращения 264 педагогических училища (оперируем лишь показателями по РСФСР, поскольку не располагаем данными по другим союзным республикам).

О конкретной ситуации со средним специальным педагогическим образованием в Коми АССР: в 1954/55 учебном году в Сыктывкарском школьном педагогическом училище на дневном отделении обучалось 509 чел., на заочном — 123. Всего на начало данного учебного года обучалось 632 чел., в том числе принятых на первый курс дневного отделения — 90 чел., заочного — 38 (всего 128).

В Сыктывкарском дошкольном педучилище на дневном отделении числилось 142 учащихся, на заочном — 103 [15. Л. 12, 13, 50, 51]. Всего насчитывалось 245 чел., в том числе первокурсников на дневном отделении — 30, на заочном — 21 (всего 51).

Таким образом, в двух педучилищах обучалось 877 чел., из них 179 первокурсников.

В 1954/55 учебном году сохранился перечень специальностей, по которым велась подготовка специалистов в указанных педучилищах, однако прекратился прием на отделение физического воспитания. В Сыктывкарском школьном педучилище проходила подготовка по пяти направлениям (функционировали отделения: школьное русское, школьное коми, школьное, пионервожатых, физической культуры), в Сыктывкарском дошкольном педучилище — по одному (воспитатели детских садов).

В 1955/56 учебном году продолжалось реформирование среднего специального образования, в целом, и педагогического, в частности. В Коми АССР оно выразилось в двух изменениях, имевших в перспективе серьезные последствия.

Во-первых, в Сыктывкарском школьном педагогическом училище в одно школьное отделение были объединены группы подготовки учителей начальных классов для русских и коми школ. Таким образом, началось фактическое сокращение номенклатуры специальностей, по которым производилась подготовка специалистов. Учитывая, что в коми школах, в основном, обучались дети населения титульной национальности республики, это был достаточно серьезный момент в функционировании национальной школы Коми АССР. Тем более, что годом ранее было закрыто Усть-Вымское школьное педучилище, специализированное исключительно на подготовке учителей начальных классов для коми школы.

Во-вторых, заочные отделения двух педучилищ были объединены в одно при Сыктывкарском школьном педучилище, в котором функционировали школьное и дошкольное отделения.

В 1955/56 учебном году в Сыктывкарском школьном педучилище по четырем специализациям на дневном отделении обучалось 413 чел., на заочном — 182, из которых на школьном отделении 108 учащихся, на дошкольном — 74. Всего в педучилище получали образование 595 чел.

В Сыктывкарском дошкольном педагогическом училище на дневном отделении обучалось 143 чел.

Новый прием на первые курсы обоих педучилищ составил: на заочное обучение — 66 чел.; на дневное — 118, из которых 60 было принято в школьное и 58 в дошкольное педучилища (всего вновь принято 184 чел.) [19. Л. 7, 8, 26]. Суммарно в двух педучилищах обучалось 738 чел., из которых 521 учащийся готовился для работы в школах и 217 — в детских садах.

В 1956/57 учебном году Сыктывкарские школьное и дошкольное педучилища были объединены, тем самым в Коми АССР осталось лишь одно педучилище. На дневном обучении данного педучилища действовали четыре отделения: школьное, дошкольное, пионервожатых и физкультуры. На последних двух отделениях остались учащиеся лишь одного выпускного курса, поскольку в указанном учебном году на эти отделения не было приема, в том числе и в группу ускоренной подготовки. В этом же году перестали принимать на заочное отделение абитуриентов с 7-классным образованием.

Всего в объединенном педучилище обучалось: на дневном отделении 379 чел. (по четырем специальностям), на заочном - 115. Новый прием на первый курс по дневному обучению составил 120 чел., по заочному - 19 (всего 139) [20, Л. 23, 53]. Общее количество обучающихся - 494 чел., из которых 331 готовился для работы в школах, 163 -для работы в детских садах.

В 1957/58 учебном году в Сыктывкарском педагогическом училище прекратилась подготовка учителей физкультуры и старших пионервожатых. Однако в том же году было восстановлено школьное коми отделение, что нами расценивается как победа руководства Коми АССР в вероятном противостоянии с Министерством просвещения РСФСР по данному вопросу.

В педучилище по шести направлениям обучалось 243 чел. на дневном отделении, из них - 120 на дошкольном и 123 на двух школьных отделениях - русском и коми. На заочном - действовали также школьное (28 учащихся) и дошкольное отделения (64 учащихся), на которых всего обучалось 92 чел. Новый прием на дневное отделение составил 122 чел., на заочное - 15 (всего 137) [21. Л. 22, 34]. В общей сложности в педучилище обучалось 335 чел., из них будущих учителей - 151, будущих воспитателей детских садов - 184 чел.

Обращает на себя внимание резкое падение подготовки учителей через систему заочного обучения. Отметим, что, вероятно, это отражало реальный результат политики Министерства просвещения РСФСР и вышестоящего союзного министерства, выраженный в принятом 24 декабря 1958 г. Законом СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [2]. Закон декларировал, что подготовка учителей должна производиться вузами. В статье 33 (раздел IV «О высшей школе»), в частности, говорилось: «Признать необходимым улучшить подготовку учителей в педагогических институтах и университетах; расширить подготовку учителей для начальных школ, имея в виду в дальнейшем полностью завершить переход на комплектование всех школ учителями с высшим образованием» (выделено нами - А.М.).

В 1958/59 учебном году практически прекратилась подготовка учителей начальных классов через заочное отделение педучилища. В том учебном году на школьное отделение набор учащихся вообще не осуществлялся, лишь семь человек выпускного курса заканчивали обучение [22. Л. 34]. Коми и русское школьные отделения вновь были соединены. В то же время значительно увеличился прием абитуриентов на школьное отделение - с 63 чел. в 1957/58 г. до 93 в 1958/59 г. Появилось и еще одно нововведение: в школьных педучилищах вновь было разрешено, через четыре года после приказа о запрещении, обучаться на дневном отделении, окончившим 7-летнюю школу. Для таких абитуриентов, например, в Сыктывкарском педучилище было создано хоровое-дирижерское отделение, в Архангельском педагогическом училище - отделение культурно-просветительной работы, готовившее специалистов для работы в клубах и домах культуры [22. Л. 21; 23]. Интересно, что в Сыктывкаре одновре-

менно работало и Музыкальное училище, в котором также действовало дирижерско-хоровое отделение [22. Л. 25].

В 1958/59 учебном году на дневном отделении педучилища обучалось 312 чел., на заочном -117. Всего образование получали 429 обучающихся, из которых специалистов для работы в школах (с учетом нового хорового-дирижерского отделения) готовилось 194 чел., для работы в детских садах -235. Новый прием составил по дневному отделению 188 чел., по заочному - 33 (всего 221), подготовка велась по трем специальностям [22. Л. 21, 34].

В 1959/60 учебном году объем приема учащихся на первый курс несколько увеличился, и в целом возросло число учащихся, которых на дневном отделении насчитывалось 425 чел., на заочном - 107. Всего 532 учащихся, из которых 257 были вновь принятыми (из них на дневное отделение -244, на заочное - 13 чел.).

В педучилище вновь произошли изменения в названиях отделений. На основном отделении (с базовым 7-классным образованием) работало ди-рижерско-хоровое отделение (изменено название вместо хорового-дирижерского). В отделении групп ускоренной подготовки (с базовым 10-классным образованием) действовали школьное коми отделение с двухгодичным сроком обучения и дошкольное отделение. Кроме того, в отделении ГУП появилось школьное коми отделение с трехгодичным обучением. Заочное отделение готовило лишь воспитателей детских садов на дошкольном отделении [24. Л. 31, 57].

В 1960/61 учебном году прием на дневное обучение осуществлялся, как и прежде, по основному отделению (с неполным средним образованием) на дирижерско-хоровое, по отделению групп ускоренной подготовки на школьное трехгодичное, школьное двухгодичное и дошкольное отделения. Однако на заочное обучение прием был только на дошкольное отделение. То есть, в целом, учащиеся получали подготовку по трем специальностям. Всего на дневное обучение принято 259 чел., на заочное - 53 (суммарно 312). Общее количество обучающихся на дневном отделении составляло 540 чел., на заочном - 142 (всего 682) [25. Л. 20, 35].

1961/62 учебный год принес значительные изменения в существовавшую систему подготовки педагогических работников в Коми АССР, что было связано, вероятно, с постепенным переломом реформы образования в стране в целом и принятием Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 31.08.1961 № 817 «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами» (в котором, в частности, подчеркивалась необходимость «предусматривать в перспективных и годовых планах приемов в высшие и средние специальные учебные заведения (выделено нами -А.М.) по союзным республикам контингенты приемов в педагогические учебные заведения в соответствии с действительной потребностью школ в учителях и воспитателях») [3].

Во-первых, было восстановлено Сыктывкарское дошкольное педагогическое училище в статусе отдельного среднего специального учебного заведения. Однако в данном учебном году заочное от-

деление все еще находилось в ведении Сыктывкарского школьного педучилища.

Во-вторых, резко возросло значение основных отделений в противовес группам ускоренной подготовки. В Сыктывкарском школьном педучилище наряду с дирижерско-хоровым отделением на основных отделениях стали действовать школьное русское отделение и школьное коми отделение после 7-летки. В Сыктывкарском дошкольном педучилище стали принимать на отделение воспитателей детских садов не только после 10-летки, но и после 7-летки, причем государственный план предусматривал значительно увеличенный прием именно для абитуриентов, имеющих неполное среднее образование (107 чел. против 66). Подчеркнем, что в том году на дирижерско-хоровое отделение прием не производился.

В-третьих, вновь был возобновлен прием абитуриентов на школьное отделение заочного обучения.

В Сыктывкарском школьном педучилище на дневном отделении обучался 471 учащийся, из которых 276 были вновь принятыми, на заочном - на школьном и дошкольном отделениях 250 чел., из которых 129 вновь принятые. Всего в школьном педучилище насчитывался 721 учащийся (в том числе 405 чел., принятых на начальные курсы), которых готовили по пяти направлениям.

В Сыктывкарском дошкольном педучилище обучалось 270 чел., из которых 173 были приняты вновь. Обучение проходило по одной специальности [26. Л. 35, 36, 43].

Таким образом, в 1961/62 учебном году в педучилищах обучался 991 учащийся, в том числе 578 чел. вновь принятых на начальные курсы.

В 1962/63 учебном году в Сыктывкарском школьном педагогическом училище на основном отделении вновь произошли перемены. Школьные русские и коми отделения с приемом учащихся на базе 7-летки были объединены по национальному признаку и одновременно разъединены по признаку образовательного уровня поступающих абитуриентов. Возникло школьное отделение с трехлетним сроком обучения (с базовым образованием учащихся 8-9 классов) и школьное отделение с четырехлетним сроком обучения, куда поступали после окончания 7-8 классов. Интересно, что в 1962/63 учебном году осуществлялся прием на четырехлетнее обучение, и не было приема на трехлетнее. Одновременно вновь начался прием на дирижер-ско-хоровое отделение. Школьное отделение на отделении групп ускоренной подготовки было разделено на школьное русское отделение и школьное коми отделение.

Кроме того, в Сыктывкарском педагогическом училище было открыто вечернее отделение на базе среднего общего образования и прошел первый набор учащихся (32 чел.). Заочное обучение передано в Сыктывкарское дошкольное педучилище, в котором на базе общего среднего образования готовились специалисты для работы как в начальной школе (школьное отделение), так и в детских садах (дошкольное отделение).

В Сыктывкарском педучилище обучение проходило по четырем специальностям, в Сыктывкарском дошкольном педучилище - по двум.

Всего в Сыктывкарском школьном педучилище на дневном обучении находилось 568 учащихся (из них 265 вновь принятых), на вечернем обучении -32 чел. (все приняты впервые). Всего - 600 чел., из которых 297 вновь принятых.

В Сыктывкарском дошкольном педучилище на дневном отделении получал образование 331 чел., из них 164 - вновь принятых, на заочном - 367 чел., из которых 157 принятых на начальные курсы [27. Л. 44, 45, 56, 60]. Всего в дошкольном педучилище обучалось 698 чел.

Итак, в 1962/63 учебном году в двух педучилищах обучалось 1 298 чел. (из них 618 принятых на начальные курсы). Из всех учащихся для работы в школе готовилось 730 чел., для работы в детских садах - 568.

Наконец, в 1963/64 учебном году - последнем при правлении Н.С. Хрущева - в обоих педучилищах действовали указанные ранее отделения и специализации. Можно отметить, что в этом учебном году на отделении групп ускоренной подготовки не было приема на школьное коми отделение, и одновременно вырос прием абитуриентов после окончания 7-8 классов общеобразовательной школы. Было восстановлено заочное отделение школьного педучилища.

В Сыктывкарском школьном педучилище на дневном обучении находилось 645 учащихся, в том числе 222 принятых на начальные курсы, на вечернем обучении - 46 учащихся, из них 23 вновь принятых, и на заочном - 162 чел., в том числе 56 вновь принятых. Специалистов готовили по четырем специальностям. В общей сложности насчитывалось 853 учащихся, из которых 301 был принят на начальные курсы.

В Сыктывкарском дошкольном педучилище в том году резко вырос прием учащихся после окончания 7-8 классов общеобразовательной школы (188 чел., в то время как в группу ускоренной подготовки принято лишь 29). Всего на дневном обучении числилось 458 учащихся, из которых 210 вновь принятых. Заочное отделение дошкольного педучилища начало готовить специалистов только для работы в детских садах. По данным на 1 октября 1963 г. на нем обучался 231 чел., включая 74 вновь принятых на начальный курс [28. Л. 25, 26, 40, 48]. Всего в Сыктывкарском дошкольном педучилище в 1963/64 учебном году образование получало 689 чел., в том числе 284 вновь поступивших.

В двух педагогических училищах в этом учебном году обучались 1 542 чел., из которых 585 поступивших на начальные курсы.

Результаты исследования

Сведем приведенные выше данные в таблицы, дополнив их информацией за 1951/52-1953/54 предреформенные учебные годы для полноты картины. В табл. 1 представлена динамика численности учащихся в целом по рассматриваемым средним специальным учебным заведениям, с выделением данных по формам обучения. В таблицах 2, 3

показана динамика численности учащихся и выпускников педагогических училищ в разрезе специализаций.

Рассмотрим, насколько потребности республики покрывались подготовкой специалистов в педагогических училищах Коми АССР, для чего обратимся к информации о числе учителей начальных классов и воспитателей детских садов. По данным статистического сборника «Коми АССР за 50 лет» в республике в 1965 г. насчитывалось 1 297 детских дошкольных учреждений. Сравнивая с приведенными в табл. 3 данными, можно сделать вывод, что

к 1965 г. в среднем все (или почти все) детские до-ш кольные учреждения были по минимуму обеспечены специалистами средней квалификации. На каждый детский сад (детские ясли) приходилось по одному дипломированному специалисту средней квалификации. Абсолютное большинство таких специалистов были выпущены в 1951-1963 гг.

Данных о количестве начальных классов в указанном статистическом сборнике нет, однако есть информация, что в начальных школах в 1965/66 учебном году обучалось 16,4 тыс. учащихся. Сведений о количестве начальных классов в восьмилетних и средних школах в нашем распоряжении нет, поэтому в дальнейших расчетах можно опираться на имеющуюся информацию по начальным школам. Исходя из предположения, что в одном классе начальной школы могло быть в среднем 30 учеников, получим приблизительное количество начальных классов, разделив данные об общем

Таблица 1

Table 1

числе учащихся начальных школ на 30: 16400/30=примерно 547 классов. То есть, вероятно, учащиеся всех или большинства начальных классов республики в середине 1960-х гг. обучались дипломированными учителями средней квалификации, подготовленными в педагогических училищах Коми АССР [31].

Специализации 1951/ 52 1952/ 53 1953/ 54 1954/ 55 1955/ 56 1956/ 57 1957/ 58 1958/ 59 1959/ 60 1960/ 61 1961/ 62 1962/ 63 1963/ 64

Школьное русское 128 131 133 129 нет нет 63 нет нет нет 139 99 68

Школьное коми 314 288 256 199 нет нет 60 нет 214 нет 35 63 31

Школьное 249 174 128 123 364 246 28 163 нет 276 271 495 694

Всего учителей начальных классов 691 593 517 451 364 246 151 163 214 276 445 657 793

Пионервожатых 101 110 110 111 109 59 нет нет нет нет нет нет нет

Физического воспитания 58 76 81 70 48 26 нет нет нет нет нет нет нет

Дошкольное. Воспитатели детских садов 349 325 310 245 217 163 184 235 263 330 477 568 689

Дирижерско-хоровое нет нет нет нет нет нет нет 31 55 76 69 73 60

Динамика численности учащихся педагогических училищ Коми АССР. 1951/52-1963/64 учебные годы

Dynamics of the number of students of pedagogical colleges of the Komi ASSR. 1951/52-1963/64 academic years

Учебные Коли- Учащихся Из них, В т.ч. на Из них, В т.ч. на Из них, В т.ч. на Из них,

годы чество всего новый дневном новый заочном новый вечернем новый

пед- прием обучении прием обучении прием обучении прием

училищ

1951/52 3 1199 357 778 242 401 115 нет нет

1952/53 3 1104 322 782 237 322 85 нет нет

1953/54 3 1018 273 756 212 262 61 нет нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1954/55 2 877 179 651 120 226 59 нет нет

1955/56 2 738 184 556 118 182 66 нет нет

1956/57 1 494 139 379 120 115 19 нет нет

1957/58 1 335 137 243 122 92 15 нет нет

1958/59 1 429 221 312 188 117 33 нет нет

1959/60 1 532 257 425 244 107 13 нет нет

1960/61 1 682 312 540 259 142 53 нет нет

1961/62 2 991 578 741 449 250 129 нет нет

1962/63 2 1298 618 899 429 367 157 32 32

1963/64 2 1542 585 1103 432 393 130 46 23

Таблица 2

Динамика численности учащихся педагогических училищ по специализациям.

1951/52-1963/64 учебные годы

Table 2

Dynamics of the number of students of pedagogical colleges by specialization. 1951/52-1963/64 academic years

Таблица 3

Динамика численности выпускников педагогических училищ по специализациям. 1951-1963 гг.

Table 3

Dynamics of the number of graduates of pedagogical colleges by specialization. 1951-1963

Специализации 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 Итого

Школьное

русское 29 28 25 29 нет нет 0 нет нет нет 0 125 65 301

Школьное

коми 108 74 81 46 нет нет 26 нет 69 нет 0 0 0 404

Школьное 35 46 17 19 103 166 107 78 нет 63 147 1 6 788

Всего учите-

лей началь-

ных классов 172 148 123 94 103 166 133 78 69 63 147 126 71 1493

Пионерво-

жатых 21 20 20 23 28 50 56 нет нет нет нет нет нет 218

Физического

воспитания 10 6 9 10 20 21 21 нет нет нет нет нет нет 97

Дошкольное. Воспитатели

детских садов 59 69 62 89 75 103 61 78 83 119 141 133 135 1207

Дирижерско-

хоровое нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет нет 22 17 39

Примечание: таблицы 1-3 составлены по: 15. Л. 9, 50, 51; 16. Л. 12, 13, 64об, 72; 19. Л. 1, 3, 7, 8, 25, 26; 20. Л. 23, 36, 53-54; 21. Л. 22, 28, 34, 42; 22. Л. 21, 34; 24. Л. 31, 57; 25. Л. 20, 32; 26. Л. 35, 36, 43; 27. Л. 44, 45, 60; 28. Л. 25, 26, 48, 49; 29. Л. 80, 92, 93; 30. Л. 11, 52, 53.

Выводы

Таким образом, среднее специальное педагогическое образование в Коми АССР в середине 1950-х - начале 1960-х гг. прошло от достаточно высокой численности учащихся в начале рассматриваемого периода, через узкий отрезок времени, в который их общая численность упала в 2,5 раза (а учитывая предреформенные показатели начала 1950-х гг., в 3,5 раза) и практически прекратилась подготовка учителей начальных классов через заочное обучение, до значительного роста данного показателя, восстановления заочной подготовки учителей и введения для этого вечерней формы обучения. Несмотря на проведение реформы, вылившейся в разрушительные действия по отношению к среднему специальному педагогическому образованию в РСФСР в целом, и в Коми АССР, в частности, за период с 1951 по 1963 г. удалось подготовить для школ республики около 1 500 учителей начальных классов, более 1 200 воспитателей детских садов. Кроме того, были подготовлены около 100 учителей физкультуры, более 200 пионервожатых, осуществлявших воспитательный процесс в школах. Началась подготовка учителей пения (музыки) для школ. В то же время процесс оптимизации среднего специального педагогического образования в Коми АССР привел не только к сокращению количества педучилищ, но и к тому, что в республике перестали готовить учителей физкультуры и старших пионервожатых. Данное изменение, на наш взгляд, негативно сказалось на учебном и воспитательном процессах в общеобразовательной школе.

Правительство Н.С. Хрущева нашло в себе силы отказаться от политики разрушения среднего

специального педагогического образования и перейти в начале 1960-х гг. к политике развития данного сегмента среднего специального образования. Оно фактически отказалось от заявленного ранее утверждения о подготовке учителей, в том числе и начального звена, исключительно через высшие учебные заведения. Все это позволяет говорить о недостаточной проработанности идеи реформирования среднего специального педагогического образования рассмотренным в статье путем, за что основная ответственность должна быть возложена на руководство Министерства просвещения РСФСР первой половины - середины 1950-х гг.

Практически не удались: 1) идея подготовки учителей начальных классов через пединституты и 2) идея перевода среднего специального педагогического образования на работу исключительно с абитуриентами, окончившими среднюю школу. Хотя, необходимо признать, что за вторую половину 1950-х - начало 1960-х гг. в педучилища пришло много учащихся, окончивших среднюю школу. Это, несомненно, сказалось на образовательном уровне не только учащихся, но и учителей начальной школы.

Следует отметить, что реформирование среднего специального педагогического образования в части вышеуказанных идей не принесло положительных результатов и может быть отнесено к провалам общей реформы образования в СССР, проводимой правительством Н.С. Хрущева, в целом оцениваемой нами положительно.

Статья подготовлена в рамках выполнения плановой темы Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН.

Литература

1. Директивы КПСС и Советского Правительства по хозяйственным вопросам: Сборник документов. М.: Государственное издательство политической литературы, 1958. С. 295-308, 308-309, 310.

2. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. М.: Известия, 1958. 31 с.

3. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.08.1961 № 817 «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами» // Свод законов СССР. Т. 3. М.: Известия, 1984. С. 422.

4. Бархатова С.В. Подготовка и состав специалистов высшей и средней квалификации в Карелии в послевоенные годы (1945-1960). Препринт доклада на заседании Ученого совета Института языка, литературы и истории 29 дек. 1988 г. / Карельский филиал АН СССР, Ин-т яз., лит.и истории. Петрозаводск: КФАН СССР, 1988. 39 с.

5. Безносиков Я.Н. Развитие народного образования в Коми АССР. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1973. 176 с.

6. Золотарев О.В. Народное образование в Республике Коми (1941-2009 годы). Сыктывкар: КГПИ, 2009. 133 с.

7. Новикова И.В. Среднее специальное образование в РСФСР в 1965-1980 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. 16 с.

8. Обухова Н.И. Государственная политика и реалии развития высшего и среднего специального образования Удмуртии в послевоенное десятилетие (1946-1956 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2003. 26 с.

9. Огневщиков В.В. Реализация государственной политики в сфере среднего специального образования в Курской области в 1945-1964 годах: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2013. 25 с.

10. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. М.: Педагогика, 1975. 224 с.

11. Петранцева ИА. Среднее педагогическое образование Вологодской области: история и современность // Источник. 2007. № 3. С. 4-7.

12. Попов В.П. Государственная политика развития среднего специального образования в России: исторический опыт и реализация. 1920-2005 гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2007. 32 с.

13. Розов В.К. Всеобщее среднее образование и проблемы педагогических кадров. М., 1970. 41 с.

14. Мацук А.М. Состояние системы среднего специального педагогического образования в Коми АССР перед реформой Н.С. Хрущева 1954-1964 гг. // Управление социально-экономическими, общественно-политическими и социокультурными процессами в Северном регионе: сб. статей. / Отв. ред. А.А. Попов. Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2020. С.104-110.

15. ГУРК «Национальный архив Республики Коми» (далее - ГУРК НАРК). Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 4268.

16. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 4251.

17. Мацук А.М. Реформирование системы среднего специального образования в РСФСР в середине 1950-х годов: причины и последствия // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2019. № 3 (47). С. 29-63.

18. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. А374. Оп. 30. Д. 1566. Л. 23.

19. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5193.

20. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5194.

21. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5197.

22. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5206.

23. ГАРФ. Ф. A374. Оп. 31. Д. 1771. Л. 41.

24. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5209.

25. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5916.

26. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5927.

27. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 5938.

28. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 6927.

29. ГУРК НАРК. Ф. Р-140. Оп. 2. Д. 4255.

30. ГУРК НАРК. Ф. р-140. Оп. 2. Д. 4263.

31. Коми АССР за 50 лет: Статистический сборник. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1971. С. 148, 155.

References

1. Direktivy KPSS i Sovetskogo Pravitel'stva po khoziaistvennym voprosam. Sbornik dokumen-tov [Directives of the CPSU and the Soviet Government on economic issues: Collection of documents]. Moscow: State publ. house of political literature, 1958. P. 295-308, 308-309, 310.

2. Zakon ob ukreplenii sviazi shkoly s zhizniu i o dal'neishem razvitii sistemy narodnogo obrazovaniia v SSSR [The law on strengthening the connection between school and life and on the further development of the public education system in the USSR]. Moscow: Izvestiya, 1958. 31 p.

3. Postanovlenie TsK KPSS, Sovmina SSSR ot 31.08.1961 № 817 «O merakh po obespeche-niiu obshcheobrazovatel'nykh shkol uchitel'-skimi kadrami» [Resolution of the Central Committee of the CPSU, Council of Ministers of the USSR of 31.08.1961 No. 817 "On measures to provide secondary schools with teaching staff"] // Code of laws of the USSR. Vol. 3. Moscow: Izvestiya, 1984. P. 422.

4. Barkhatova S.V. Podgotovka i sostav spetsialistov vysshey i sredney kvalifikatsii v Karelii v poslevoennye gody (1945-1960) [Training and composition of specialists of higher and secondary qualification in Karelia in the postwar years (1945-1960)]. Preprint of the report at the meeting of the Academic Council of the Institute of Language, Literature and History on December 29, 1988 / Karelian Branch of the USSR Academy of Sciences, Institute of Language, Literature and History. Petrozavodsk: Karelian Branch of the USSR Ac. Sci., 1988. 39 p.

5. Beznosikov Ya.N. Razvitie narodnogo obrazovaniia v Komi ASSR [Development of public education in the Komi ASSR]. Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1973. 176 p.

6. Zolotarev O.V. Narodnoe obrazovanie v Respublike Komi (1941-2009 gody) [Public education in the Republic of Komi (19412009)]. Syktyvkar: Komi State Pedag. Inst., 2009.133 p.

7. Novikova I.V. Srednee spetsial'noe obrazovanie v RSFSR v 1965-1980 gg. [Secondary special education in the RSFSR in 1965-1980]: Abstract of diss... Cand. Sci. (History). Moscow, 2006. 16 p.

8. Obukhova N.I. Gosudarstvennaia politika i realii razvitiia vysshego i srednego spetsial'nogo obrazovaniia Udmurtii v poslevoennoe desiatiletie (1946-1956 gg.) [State policy and the realities of the development of higher and secondary special education in Udmurtia in the post-war decade (1946-1956)]: Abstract of diss. Cand. Sci. (History). Izhevsk, 2003. 26 p.

9. Ognevshchikov V.V. Realizatsiia gosudarstven-noi politiki v sfere srednego spetsial'nogo obrazovaniia v Kurskoi oblasti v 1945-1964 godakh [Implementation of the state policy in the field of secondary special education in the Kursk region in 1945-1964]: Abstract of diss...Cand. Sci. (History). Kursk, 2013. 25 p.

10. Panachin F.G. Pedagogicheskoe obrazovanie v SSSR. Vazhneishie etapy istorii i sovremennoe sostoianie [Pedagogical education in the USSR. The most important stages of history and the current state]. Moscow: Pedagogika, 1975. 224 p.

11. Petrantseva I.A. Srednee pedagogicheskoe obrazovanie Vologodskoi oblasti: istoriia i sovremennost' [Secondary pedagogical education of the Vologda region: history and modernity] // Istochnik [Source]. 2007. № 3. P. 4-7.

12. Popov V.P. Gosudarstvennaia politika razvitiia srednego spetsial'nogo obrazovaniia v Rossii: istoricheskii opyt i realizatsiia. 1920-2005 gg. [State policy for the development of secondary special education in Russia: historical experience and implementation. 1920-2005]: Abstract of diss. Dr. Sci. (History). Moscow, 2007. 32 p.

13. Rozov V.K. Vseobshchee srednee obrazovanie i problemy pedagogicheskikh kadrov [Universal secondary education and problems of teaching staff]. Moscow, 1970. 41 p.

14. Matsuk A.M. Sostoianie sistemy srednego spetsial'nogo pedagogicheskogo obrazovaniia v Komi ASSR pered reformoi N.S. Khrushcheva 1954-1964 gg. [The state of the system of secondary special pedagogical education in the Komi ASSR before the reform of N.S. Khrushchev 1954-1964] // Management of socio-economic, socio-political and socio-cultural processes in the Northern region: collection of papers / Ed. A.A. Popov. Syktyvkar: Komi Republican Academy of civil service and management, 2020. P. 104-110.

15. GURK "Natsional'nyi arkhiv Respubliki Komi" (GURK NARK) [State Institution of the Republic of Komi "National Archive of the Republic of Komi" (GURK NARK)]. F. P-140. Op. 2. D. 4268.

16. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 4251.

17. Matsuk A.M. Reformirovanie sistemy srednego spetsial'nogo obrazovaniia v RSFSR v seredine 1950-kh godov: prichiny i posledstviia [Reform of the system of secondary special education in the RSFSR in the mid-1950s: causes and consequences] // Problems of the history and culture of northern countries and territories. 2019. № 3 (47). P. 29-63.

18. Gosudarstvennyi arkhiv Rossiiskoi Federatsii (GARF) [State Archives of the Russian Federation (GARF)]. F. А374. Op. 30. D. 1566. P. 23.

19. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5193.

20. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5194.

21. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5197.

22. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5206.

23. GARF. F. А374. Op. 31. D. 1771. P. 41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5209.

25. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5916.

26. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5927.

27. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 5938.

28. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 6927.

29. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 4255.

30. GURK NARK. F. P-140. Op. 2. D. 4263.

31. Komi ASSR za 50 let. Statisticheskii sbornik [Komi ASSR for 50 years. Statistical collection]. Syktyvkar: Komi Book Publ. House, 1971. P. 148, 155.

Статья поступила в редакцию 28.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.