DOI 10.26105/SSPU.2019.63.5.015 YAK 377.8:94(470.5)"1940" ББК 74.479.3(2Poc-4Ypa)63
A.K. ШИТОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
M.B. ПОПОВ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРАЛЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-х гг.
A.K. SHITOV, PROFESSIONAL TRAINING
M.V. POPOV OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS AND REGIONAL
PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE URALS IN THE SECOND HALF OF THE 1940s.
В условиях модернизационных процессов, происходивших в советском государстве развитие сети педагогических учебных заведений было одним из приоритетных направлений государственной политики в области общего образования. Несмотря на то, что развитие системы учреждений педагогического образования в стране происходило в условиях господства командной системы управления, отличительной чертой которой является отсутствие плюрализма подходов к решению спущенных сверху директив, тем не менее, в различных регионах страны, в силу разных причин, например, демографических или социально-экономических, единая государственная политика приобретала свои особые черты. В связи с чем, авторы настоящей статьи ставят своей целью изучить основные направления развития системы подготовки педагогических кадров для начальных школ Урала в один из наименее исследованных периодов отечественной истории.
На основе анализа различных, в том числе неопубликованных источников, авторы делают выводы о том, что во второй половине 1940-х годов наиболее востребованной категорией педагогических работников были учителя начальных школ. Продолжившиеся даже в годы войны школьные реформы, в совокупности с другими факторами, привели к тому, что во второй половине 1940-х гг. на Урале существенно увеличилось число первоклассников. Данное обстоятельство потребовало от местного советско-партийного руководства принять экстренные меры по обеспечению начальных школ квалифицированными кадрами. Основные усилия региональных властей были направлены на создание нормальных условий для функционирования педагогических училищ, которые, как справедливо утверждают исследователи, стали главным каналом подготовки учителей начальных школ. Помимо средних специальных учебных заведений, авторы статьи акцентируют внимание на деятельности одиннадцатых «педагогических» классов. На основе имеющихся документов были выявлены главные преимущества данной формы подготовки педагогов в существовавших в определенной мере чрезвычайных условиях.
In the context of modernization processes taking place in the Soviet state the development of a network of pedagogical educational institutions was one of the priority areas of state policy in the field of general education. Despite the fact that the development of the system of teacher education institutions in the country took place under the dominance of a command system of management, a distinctive feature of which is the lack of pluralism of approaches to solving directives issued from above, nevertheless, in different regions of the country for various reasons, for example, demographic or social economic, a unified state policy acquired its own special features. In this connection, the authors of this article aim to investigate the main directions of development of the system of training primary school teachers in the Urals in one of the least studied periods of Russian history.
Based on an analysis of various sources, including unpublished ones, the authors conclude that in the second half of the 1940s primary school teachers were the most popular category of teachers. Continuing school reforms even during the war years, together with other factors, led to the fact that in the second half of the 1940s in the Urals, the number of first graders has increased significantly. This circumstance required the local Soviet-party leadership to take emergency measures to provide primary schools with qualified personnel. The main efforts of the regional authorities were aimed at creating normal conditions for functioning of teacher training schools, which, as the researchers rightly claim, have become the main channel for training primary school teachers. In addition to secondary spe-
cialized educational institutions, the authors of the article focus on the activities of the eleventh "pedagogical" classes. On the basis of the available documents the main advantages of this form of training of teachers to some extent in emergency conditions were identified .
Ключевые слова: послевоенное восстановление РСФСР, история образования, педагогическое училище, педагогический класс, среднее педагогическое образование. история Урала
Key words: post-war reconstruction of the RSFSR, history of education, teacher training college, teacher class, secondary teacher education, history of the Urals
Введение. Одним из направлений государственной политики в сфере народного образования является расширение и совершенствование подготовки учительских кадров. Без этого невозможно проведение школьных реформ, которые являлись требованием модернизационных процессов, происходивших в нашей стране. Начиная с конца XIX века главным направлением деятельности государственных органов по обеспечению начальных учебных заведений подготовленными педагогами, являлось развитие системы регионального педагогического образования. На решение этой задачи были направлены усилия государства даже в чрезвычайных условиях Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления во второй половине 1940-х гг.
Материалы исследования. Научные труды историков, занимающихся историей образования, в достаточной степени демонстрируют, что основными направлениями проводимой во второй половине 1940-х годов государственной политики по обеспечению школ педагогическими работниками, являлись ликвидация острой нехватки учителей-предметников и увеличение численности педагогических работников, имевших достаточный для работы в школе уровень профессиональной подготовки.
Среди новейших исследований, в той или иной степени свидетельствующих о данных проблемах в масштабах всей страны, стоит выделить работу М. Майофис [28, с.60], которая акцентировала внимание на низком уровне квалификации учителей как причине второгодничества в послевоенный период. В монографии Г.М. Ивановой представлены данные, свидетельствующие об увеличении к началу 1950-х годов доли учителей, имевших профессиональное образование, но и сохранившейся при этом в школах нехватки учителей-предметников [14, с.27].
Типичные для всей страны проблемы обеспечения учительскими кадрами учебных заведений в послевоенные годы в отдельных регионах решались местными партийными организациями и органами народного образования с учетом конкретных особенностей социально-экономического развития той или иной местности. Это нашло отражение в ряде современных исследований, среди которых мы можем выделить работы Р.З. Алмаева [1], Н.А. Беловой [3, с.148], Гладковой Е.О. [4], М.-Г.Г. Магомедова, С.А. Дайтмирзае-ва [17], Н.Н. Макаровой, Е.Л. Кожуховой [18].
В изданной в 2019 году монографии Д.В. Кирилюка «Развитие школьного образования в Югре (1945-1991 гг.) особое внимание уделяется освещению проблемы увеличения численности квалифицированных учителей Югры в первые послевоенные годы. Автор пишет, что «едва ли не самым стабильным и действенным способом пополнения местных учительских коллективов был приход в школу ее вчерашних учеников, закончивших одно из ближайших педагогических училищ» [15, с.158]. Ценность сделанного автором монографии замечания заключается в том, что оно позволяет нам подтвердить гипотезу о том, что отдельные регионы могут по-разному представить результаты проводимой в государстве единой политики.
Обращая внимание на особую роль Урала не только в годы Великой Отечественной войны, но и в период послевоенного восстановления страны, авторами настоящей статьи поставлена цель исследовать основные на-
правления реализации государственной политики по подготовке учительских кадров для начальных школ Урала по материалам Пермской1, Свердловской и Челябинской областей.
Результаты исследования. Стоит отметить, что в исследованиях, посвященных «школьному строительству» в Уральском регионе, в определенной степени эта проблема рассматривались ранее. Прежде всего хотелось бы отметить диссертацию В.А. Козлова [16], в которой были выявлены практически все направления подготовки педагогических кадров, в том числе для начальных школ, а также представлен обширный фактический материал о работе партийных организаций по управлению этим процессом. Вопросы подготовки учителей для начальных школ в годы четвертой пятилетки нашли свое отражение также в историко-партийном исследовании Н.Ф. Муравьевой [19]. Однако названные исследования были написаны в советский период отечественной истории, что предопределило их идеологическую предвзятость в оценке опыта деятельности партийно-государственных органов как целиком положительного. Это было неизбежно в условиях советской историографии, с точки современной исторической науки данные исследования являются явно устаревшими.
Определенные попытки освещения проблем подготовки учителей для начальных школ на Урале в послевоенный период нашли свое отражение в немногочисленных публикациях постсоветского периода. Так, ранее авторы настоящей статьи уже выделяли проблему подготовки школьных учителей в педагогических техникумах [34]. На материалах Урала И.Л. Бахтина и М.В. Попов исследовали роль специализированных педагогических классов в решении кадровой проблемы в школах в различные периоды советской истории, в том числе во второй половине 1940-х годов [2]. Однако в полной мере, исходя из подходов, имеющих место в современной исторической литературе, государственная политика по подготовке кадров учителей начальных классов в системе регионального педагогического образования во второй половине 1940-х гг. на материалах Пермской, Свердловской и Челябинской областей исследуется в нашей стране впервые.
Потери, понесенные в сфере образования в первые годы после нападения Гитлера на Советский Союз, были во многом восполнены в различных регионах, в том числе и на Урале, уже на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Это проявилось в том, что на Урале, как справедливо отмечает А.В. Сперанский, «прекратила действовать тенденция уменьшения контингентов учащихся, активно проявлявшаяся вплоть до окончания 1943 года. В 1944/45 уч. году в Уральском регионе происходит рост количества учеников, составивший 103,3% от предыдущего» [36, с.114].
Именно в это время, несмотря на чрезвычайные условия военного времени, в стране продолжается реформирование системы просвещения. Во многом это касается деятельности начальных школ. Постановлением Совнаркома РСФСР от 21 июня 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе» для учащихся, окончивших начальные школы, были введены выпускные экзамены. С 1944/45 уч. года начался прием в учебные заведения с семи- и восьмилетнего возраста [39]. Это было одной из причин расширения контингента учеников в начальных школах. В Пермской области в 1944/45 уч. году в начальных школах обучалось 175044 ученика, из них детей семилетнего возраста насчитывалось 31549 человек [30, л.52]. В Свердловской области в том же году впервые село за парты начальных школ 96 тыс. детей семилетнего и восьмилетнего возраста [41].
Все это потребовало расширения количественного и улучшения качественного состава учительских кадров. Уже к началу 1944/45 уч. года начальные школы Уральского региона стали испытывать острую потребность в квалифицированных педагогических кадрах. Газета «Уральский рабочий» уже
1 В исследуемый период Пермская область именовалась Молотовской.
в августе 1944 г. писала, что в Свердловской области в начальных и средних школах не хватает 745 преподавателей [37]. В 1945/46 уч. году в Свердловской области требовалось дополнительно привлечь в школы 566 педагогов, из которых 229 должны были быть учителями 1-4 классов [8, л.190]. В отчете Молотовского обкома ВКП(б) с тревогой сообщалось о недостатках качественного состава учителей 1-4 классов: «в 1945/46 уч. году из 6435 преподавателей 1773 не имели специального педагогического образования, а 1026 даже общего [31, л.42].
Нехватка квалифицированных педагогов в начальной школе имела место даже в областных центрах. Поэтому в начале 1944 г. в г. Свердловске были организованы семидневные курсы для учителей начальных школ. Большинство слушателей до поступления на эти курсы окончили средние школы, педучилища, первые курсы учительских институтов. В августе 1944 г. 90 молодых педагогов - выпускников этих курсов были распределены по школам г. Свердловска [38]. Очевидно, что данный выпуск не мог удовлетворить полностью потребность областного центра в учителях и уже в октябре того же года для педагогов начальных школ Свердловский педтехникум организовал курсы переподготовки, на которых преподаватели 1-4 классов города проходили учебу без отрыва от производства [40].
Стоит отметить, что подобная курсовая подготовка обладала рядом преимуществ. Во-первых, она имела достаточно хорошую научно-теоретическую базу, поскольку преимущественно осуществлялась региональными и городскими Институтами усовершенствования учителей, которые в свою очередь привлекали преподавателей-ученых из вузов. Во-вторых, подобные курсы были непродолжительными по времени, что позволяло существенно сократить финансовые и временные затраты. Однако, в свою очередь, это сказывалось на качестве обучения. Именно поэтому авторы считают, что главным каналом подготовки учительских кадров начальных классов во второй половине 1940-х годов оставались региональные педагогические училища.
Уже в 1945 году на Урале функционировало 24 училища, которые находились на балансе областных отделов народного образования. Из них девять в Молотовской области, два из которых в г. Кудымкар и с. Кояново готовили учителей для национальных, коми-пермяцких и татарских школ [31, л.23]. Восемь училищ работало в Свердловской области, два из которых готовили педагогов для детских домов и дошкольных учреждений [13, л.8] и семь -в Челябинской области [24].
Еще до окончания войны органы управления образованием ставили одной из первостепенных задач модернизацию учебно-материальной базы училищ. Стоит отметить, что вопрос о ее совершенствовании продолжал оставаться актуальным еще долгое время, однако первый серьезный шаг в этом направлении был предпринят советским правительством в 1944 году. Частью 10 Постановления СНК РСФСР от 11 марта 1944 № 197 «Об улучшении работы педагогических училищ» областным, краевым исполкомам вменялась обязанность принять меры к укреплению материально-хозяйственного положения педучилищ [35]. В типичной для советской администрации форме принятое постановление послужило основанием для проведения проверок за его исполнением, одна из которых коснулась Свердловской и Челябинской областей. Оформленные приказом Народного комиссариата просвещения РСФСР №395 от 10 июля 1944 г., и заверенные подписью заместителя наркома просвещения РСФСР С.А. Новикова результаты обследования проведенного Наркоматом государственного контроля РСФСР в обобщенном виде указывают на то, что училища в целом не имели возможностей для нормальной работы. В качестве примеров чиновники Наркомроса РСФСР указывали, что из семи училищ Челябинской области ни одно не имело достаточных для учебных занятий помещений и общежитий. Из пяти педучилищ Свердловской области только два имели в своем распоряжении учебные здания. Также среди недостатков было отмечено, что из-за тесноты помещений не используется
учебное оборудование, а в Миасском, Магнитогорском и Троицком училищах «имеются факты халатного отношения к хранению материальных ценностей и нарушения финансовой дисциплины» [27, л.172].
Проведенные проверочные мероприятия, хоть и со значительным опозданием, но все же заставили чиновников предпринять определенные действия. Так, решением исполкома Челябинского горсовета депутатов трудящихся от 14 декабря 1945 года городскому педучилищу было возвращено бывшее общежитие по ул. Свободы, 22. Училищу для ведения подсобного хозяйства были выделены 10 гектаров пахотной и 15 гектаров луговой земли, лошадь и сельхозинвентарь [27, л.30].
В условиях господства командной системы вполне допускаем, что указанное решение было исполнено, однако эффективность принятых мер все же вызывает сомнения. Поскольку, как уже было отмечено ранее, сложная материальная обстановка в средних педагогических учебных заведениях Урала сохранялась еще достаточно длительное время. Более того, отсутствие учебников, кабинетов, освещения и мест в общежитиях были одними из основных причин отчислений из училищ. Так, по данным секретаря Молотовского обкома ВКП(б) С.А. Антонова, на 1 сентября 1945 года в педагогических училищах области обучалось 2264 человек. В течение года выбыло 360 человек. Из них, со слов чиновника «по материальной необеспеченности оставили учебу 101 человек, из-за необеспеченности общежитием только по Молотовскому педучилищу выбыло 42 человека» [31, л.23].
Получая информацию о слабо развитой учебно-материальной базе педучилищ, выпускники школ в значительной степени теряли интерес к поступлению в эти учебные заведения. В результате чего в первые послевоенные годы план приема в педучилища в большинстве своем не выполнялся. Чтобы увеличить число абитуриентов, органы управления образованием проводили профориентационные мероприятия, делали объявления в местной прессе, приглашали работников училищ на школьные родительские собрания, однако эти меры зачастую не имели нужного эффекта. Поэтому органы управления образованием нередко были вынуждены прибегать к чрезвычайным мерам: обязывать учителей, не имевших необходимого для работы в школе уровня образования, поступать на заочное отделение училищ, под угрозой дисциплинарных взысканий. С одной стороны, в результате проводимых мероприятий, с другой - в результате увеличения выпусков из школ семилеток, уже к 1948 году число поступавших в училища существенно превышало установленные планы приема. Так, например, в Челябинской области, при плане в 330 человек, набор 1948 года составил 867 человек [26, л.3].
Основные проблемы с набором испытывали лишь училища, готовившие кадры для национальных школ. В частности, как отмечал инструктор отдела школ Челябинского обкома ВКП(б) Ф. Даниленко, «для подготовки педагогических кадров 1-4 классов в Челябинская область располагает двумя педагогическими училищами, Аргаяшским (башкирским) и Троицким (татарским)». Со слов партийного работника, наличие этих двух училищ «вполне обеспечило бы все национальные школы учителями». Однако, как тут же было отмечено, план приема за последние годы не выполнялся по причине «недостаточного» внимания со стороны органов народного образования к этому вопросу и ухудшения качества обучения и материальной базы этих училищ [25, л.19]. Анализируя составленный Ф. Даниленко документ, следует обратить внимание на то, что единственное предложенное чиновником решение проблемы подготовки кадров для национальных школ заключалось в выделении училищам достаточного количества необходимой литературы. Все остальные озвученные автором предложения были в пользу подготовки учителей в соответствующих институтах.
Следующей по значимости, как следует из немногочисленных сохранившихся сведений, проблемой, присущей деятельности большинства средних педагогических заведений Урала, была значительная доля совместите-
лей среди преподавательского состава. В частности, как отмечали работники Молотовского обкома ВКП(б), анализируя данные работы училищ за 1950 г., в этих учебных заведениях был большой процент преподавателей-совместителей, при этом многие из них были перегружены учебными поручениями. В качестве примера было отмечено, что в Молотовском педучилище из 30 преподавателей 6 были совместителями, в Соликамском из 23 педагогов также 6 работали не по основному месту [33, л.3-4]. С точки зрения организации учебного процесса, наличие совместителей действительно можно рассматривать как негативное явление, однако руководство училищ не разделяло эту позицию. В частности, директор Магнитогорского педучилища Хрусталев указывал в отчете о работе учреждения, что из 21 преподавателя только 17 учителей штатных. В то же время, оценивая качество работы училища, он отмечал, что в основном своем составе «педколлектив подобран удачно». С этим сложно не согласиться, поскольку в большинстве своем педагогический состав был представлен специалистами с высшим образованием (14 человек), а на совмещение были приглашены два учителя музыки и физкультуры [22, л.49].
Спецификой работы педучилищ в исследуемый период было и то, что в основной своей массе контингент обучающихся был представлен студентами-заочниками из числа учителей, работавших в школе, но не имевших образования. Данная ситуация, на наш взгляд, была прямым следствием действия постановления СНК от 1943 года «О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования» и дополнившего его приказа СНК СССР и НКП РСФСР «О заочном обучении учителей». Например, по данным Свердловского статистического управления на 10 октября 1945 года, все 205 учащихся Ирбитского школьного педучилища являлись так называемыми «школьными заочниками» [7, л.11].
Не имевшие в постоянного доступа к учебной и методической литературе, нередко не являвшиеся на сессии, студенты заочники редко отличались высокими показателями успеваемости. Именно поэтому местное руководство отделов народного образования было вынуждено проводить мероприятия по предупреждению неуспеваемости среди студентов. Типичным явлением были выезды работников педагогических училищ в районы, с целью проверки учебного процесса и оказания помощи в самостоятельной работе студентам. В 1947/48 учебном году на базе организованных Магнитогорским педучилищем консультационных пунктах ежемесячно со студентами проводилось по 2-4 занятия [26, л.5]. Также практиковались вызовы отдельных студентов для ликвидации академических задолженностей.
Реализуемые мероприятия оказывали позитивное влияние на успеваемость учащихся, однако далеко не всегда уровень успеваемости студентов педучилищ соответствовал ожиданиям чиновников. Как указывают данные о работе Магнитогорского педучилища в первом полугодии 1947/48 учебного года, из 193 учащихся очной формы обучения успевало 159 человек. По мнению руководства учебного заведения, причиной тому была недостаточно проводимая в училище политико-воспитательная работа и слабая организационная деятельность классных руководителей [21, л.50].
Приказом Свердловского облоно от 18 марта 1947 года, также отметившим низкий уровень успеваемости среди студентов педучилищ, было установлено, что в большинстве названных педагогических заведений неудовлетворительно поставлена идейно-политическая работа. В основном она сводилась к проведению политинформации и привлечению части учащихся к работе кружков по изучению политграмоты и истории. Внеучебная работа с учащимися, а именно: внеклассное чтение, самостоятельные занятия, работа комсомольских организаций, со слов чиновников, не отвечала «требованиям подготовки высоко культурного и образованного учителя советской школ». Как отмечали составители документа, «в Тагильском, Ка-мышловском, Талицком училищах эта работа в 1 полугодии по существу
отсутствовала, а в остальных педучилищах во многих случаях исчерпывалась формальными мероприятиями» [10, л.104-106].
Перекладывая ответственность непосредственно на педагогов, чиновники и руководители самих училищ старались не называть истинную причину низкой успеваемости среди будущих учителей - слабый уровень подготовки абитуриентов. Удивление вызывает не только то, что чиновники старались умолчать об этом, но и то, что эта проблема имела общесоюзный характер, в принципе о ее существовании было всем известно. В частности, как писала «Учительская газета», «сельские семилетние школы, откуда идет основной поток заявлений, в ряде случаев не дают еще педагогическим училищам достаточно подготовленную молодежь. Даже конкурс не спасает положения. Около половины всего числа подавших заявления проваливаются на первом же экзамене - по русскому языку. Приходится поэтому принимать людей, выдержавших экзамены на тройки, а то и на двойки [42].
Несмотря на имевшие место и в значительной степени нерешенные проблемы в работе училищ, в 1947 году в стране вводится новый единый для всех учебный план. В стране был установлен 4-х летний (вместо 3-х летнего, предусмотренного планом 1942 года) срок обучения в средних педагогических учебных заведениях. И хотя, как отмечали авторы монографии «Народное образование в СССР», новый план, в сравнении с предшествующим, внес еще больше улучшений в обучение, вместе с ним он вскрыл и ряд серьезных недостатков в руководстве работой педучилищ [20, с.190]. Дальнейшие результаты проведенной реформы указывают, что в большинстве своем педучилища не только не были к ней готовы, но и сама она была слабо проработана.
Так, в упомянутой выше статье «Учительской газеты», было отмечено, что Министерство просвещения РСФСР крайне затянуло выпуск и рассылку новых программ. Как писал автор данной публикации, «быть может, задержка была обусловлена особой тщательностью их подготовки? К сожалению, это не так» [42]. По мнению автора статьи, новые учебные планы обладали рядом серьезнейших недостатков, а именно: перегруженностью материалом по ряду дисциплин, неравномерным распределением материала по классам, отрывом от практики при изучении «дидактики». Серьезной критике был подвергнут учебник по русскому языку под редакцией Светлаева и Крючкова. Эти и другие перечисленные в центральной газете недостатки, на наш взгляд, явно свидетельствует о том, что план составлялся в отрыве от реальной жизни, исходя из опыта работы отдельных учреждений, который, в частности, был отмечен в той же статье. Автор в качестве образца приводил опыт методистов Красноуфимского педучилища, где еще до появления в учебных планах уроков физкультуры, пения и рисования еженедельно по вторникам собирали учителей города, выдавали им задание и необходимую литературу на предстоящую неделю, проводили открытые уроки. В конечном счете, по мнению журналиста, это позволило проводить педпрактику в школах максимально эффективно. Таким же позитивным образом автор газетной публикации описывал опыт проведения сельскохозяйственной практики: «Во многих училищах или вовсе нет участков, или же, оставаясь не ограждёнными, они служат лишь пастбищами для коз. Но вот в этом же Красноуфимском училище ввели с этого года обязательный сельскохозяйственный минимум, найдя для этого дела и время, и руководителя». В завершении корреспондент «Учительской газеты» резюмировал, что данный пример послужил весьма яркой иллюстрацией того, что могут сделать настойчивость и инициатива педагогического коллектива [42].
Безусловно, цель публикации, направленной на пропаганду передового опыта, была достигнута, однако говорить о реальных изменениях в учебно-воспитательной работе педучилищ не приходится. Так, в приказе Свердловского облоно от 27 марта 1948 г. «Об итогах учебно-воспитательной работы педагогических училищ» было отмечено, что отдельные средние педагогические учебные заведения, Красноуфиское, Камышловское и Ирбитское школь-
ное училища, достигли в первом полугодии 1947/48 уч. года некоторых успехов. Знания учащихся по большинству предметов учебного плана стали более прочными, учащиеся стали больше работать самостоятельно, лучше делать выводы и обобщения. Тем не менее, по представленным в документе данным видно, что работа по новым учебным планам в целом не отказала влияния на результаты успеваемости. Так, в Свердловской области насчитывалось 412 неуспевающих студента, из них по русскому языку низкие результаты имели 241 обучающийся, по математике - 149 и 22 студента имели низкую успеваемость по другим предметам. «Полученные знания поверхностны и непрочны» - констатировали чиновники. По их мнению, основная причина сложившейся ситуации по-прежнему крылась в низком идейно-политическом уровне уроков. Преподавание педагогики в педучилищах, по мнению руководства органов образования, не было связано с изучением и обобщением лучшего опыта советской школы, с задачей подготовки не только учителя, но и воспитателя. При проведении педагогической практики педагогами недооценивалось проведение внеклассной работы и особенно работы пионерских организаций. Директорам и заведующим учебной частью Серовского, Нижне-Тагильского педучилищ вменялось в вину отсутствие достаточного руководства и контроля за качеством уроков, систематическим проведением практических лабораторных занятий, экскурсий [11, л.64]. Руководство училищ, в целях повышения качества обучения, должно было потребовать от педагогов улучшить качество как самого урока, так и закрепления нового материала. На педагогический состав училищ возлагались обязанности по организации систематической работы со слабыми учащимися на каждом уроке, проверке знаний учащихся и правильной их оценки, привлечению учащихся к повседневной работе с детьми, к участию в работе пионерской организации, проведению различных мероприятий во внеклассной и внешкольной работе [11, л.64].
Если исходить из текста документа, опять же становится очевидным, что цель работы педагогических училищ рассматривалась директорами этих заведений и советско-партийным руководством совершенно по-разному. Если для первых основной целью была подготовка квалифицированных специалистов, то для вторых будущий педагог рассматривался как ретранслятор идей высшего руководства страны, что подтверждается не только указанным выше примером.
Для повышения уровня так называемой «идейной» направленности учебного процесса уже в следующем 1948/49 учебном году заместитель заведующего Свердловским облоно А. Жихарев, с целью обеспечения обучения и воспитания учащихся, как писал чиновник, «в духе компартии и советского государства, в духе советского патриотизма», предлагал педагогическому составу училищ применять при преподавании такие методы, которые должны вести учащихся к активному овладению знаниями. Преподавателям следовало добиться такого положения, при котором усвоенные учащимися идеи и мировоззрение стали бы их внутренними убеждениями [11, л.266-267]. Читая документ целиком, понимаешь, что чиновник не только не разбирался в методиках обучения и воспитания, но и заранее возлагал на педагогов всю ответственность за будущие результаты работы.
Скрытое за целой чередой идеологических лозунгов единственное ценное замечание, касающееся учебной работы училищ, сделанное представителем Свердловского облоно, заключалось лишь в том, что в ряде учебных заведений, по-прежнему имел место «либерализм в оценке знаний учащихся» [11, л.268]. За этой фразой крылась достаточно серьёзная проблема, о существовании которой знали не только в органах управления образованием. Как отмечал начальник статистического управления Свердловской области Латышев, «анализ отчетов педучилищ показывает, что ими искусственно повышается процент успеваемости. Так Ревдинским педучилищем 11 студентов выпускного курса, получивших неудовлетворительные оценки на сессии,
были отнесены к числу окончивших теоретический курс и допущенных к сдаче ГЭ (государственных экзаменов - прим. авт.)». В результате чего, резюмировал автор, недостаточная подготовленность студентов привела к отчислению без выдачи диплома из-за несданного госэкзамена [44]. На наш взгляд, эта проблема была связана не сколько с качеством работы педучилищ, сколько с погоней за показателями выпуска учителей, которые требовалось достигнуть всем возможными средствами.
Расширение профессиональной подготовки учительских кадров естественным образом требовало принятия решительных мер со стороны местного партийно-советского руководства. «Надо потребовать от учителей завершить свое образование за педагогическое училище» [45], - требовал со страниц Челябинского рабочего секретарь обкома ВКП(б) Ф.Н. Дадонов, констатируя тот факт, что в 1945/46 учебном году из минимум 500 учителей, которые ежегодно должны были заканчивать педучилища области, завершили свое обучение лишь 55. К сожалению, как указывают архивные документы, данные призывы имели явно популистский характер.
Несмотря на то, что главное внимание местного партийно-советского руководства было уделено подготовке учителей начальных школ, значительные усилия чиновников были одновременно направлены на увеличение выпуска учителей из высших педагогических учреждений - педагогических и учительских институтов. Именно поэтому, уделяя внимание проблеме численности выпускников из средних педагогических заведений, чиновники, тем не менее, изначально рассчитывали на самостоятельность училищ в решении данного вопроса. В частности, как отмечали составители «перспективного плана потребности в учительских кадрах для начальных, семилетних и средних школ на 1946-1955 гг.» по Свердловской области на период, начиная с 1947 года, потребность в учителях 1-4 классов в количестве 732 человека и на 1948 г. в 868 чел. «покрывается только выпусками из педагогических училищ: 410 человек в 1947 году и 644 сел в 1948 году. <...> Начиная с 1949 года и до конца планируемого периода, в связи с уменьшением контингента учащихся с учителями 1-4 классов дело будет вполне благополучно. Даже ежегодно будет излишек» [12, л.5].
Таким образом, в первые годы после Великой отечественной войны во многом благодаря усилиям педагогических училищ были достигнуты существенные успехи в деле подготовки учителей начальных классов. Уже к 1949 году, когда в стране был введен семилетний всеобуч и во главу угла была поставлена задача подготовки учителей для школ-семилеток, основная масса принимаемых и работавших в школах Урала учителей 1-4 классов имела документ об окончании педагогического училища, а выпуск из средних педагогических заведений существенно превышал число выпускников педагогических вузов. Так, например, согласно данным Свердловского облоно, в 1948/49 для работы в школы области было привлечено 493 выпускника педагогически училищ, в то время как выпуск из педагогического института составил 129 человек и 251 из учительских институтов [9, л.171]. Аналогичное превышение числа выпускников средних педагогических учебных заведений можно было наблюдать и в Молотовской области, где, по представленным заведующим облоно С.Я. Чумаковым за 1948\49 уч. год, школы области получили 793 учителя, среди которых выпускники пединститута - 78 человек, учительского института - 179 чел и педучилищ - 536 человек [5, л.121].
Деятельность региональных педагогических училищ была главным каналом подготовки учительских кадров. Однако, когда в середине 1940-х гг. потребность в учителях 1-4 классов существенно расширилась, органами народного образования с 1945/46 уч. года для профессиональной подготовки преподавателей начальных классов при женских школах были открыты дополнительные одиннадцатые педагогические классы.
О том, что советское руководство рассматривало данную форму подготовки как один из способов увеличения числа учителей начальных школ го-
ворит тот факт, что общее число одиннадцатых педагогических классов в течении второй половины 1940-х гг. постепенно возрастало. Так, если в 1945/46 учебном году в РСФСР функционировали 25 педклассов, в которых обучалось 625 человек, то уже к 1948/49 уч. году их число достигло 54 с охватом в 1377 ученицы [6. л.30]. При этом стоит обратить внимание на то, что подобные учреждения профессионального педагогического образования были созданы далеко не во всех регионах страны.
На Урале педклассы функционировали в областных центрах. Так, в Свердловске в 1945/46 уч. году педкласс существовал при женской школе №5 (количество обучающихся - 25 чел) [43, л.121]. В Молотове в 1947/ 48 уч. г. в одиннадцатом классе женской школы №22 учились 24 девушки [32, л.34], в Челябинске в 1949/50 уч. г. педагогический класс при женской школе №1 осуществлял подготовку 27 будущих педагогов [24, л.52].
Профессиональная подготовка будущих учителей в дополнительных старших классах в средних общеобразовательных учебных заведениях - женских гимназиях имела место в различных регионах страны, в том числе и на Урале, еще в дореволюционный период. В 1920-е гг. специализированные классы при школах II ступени также имели «педагогический уклон» - готовили школьных преподавателей [2]. Деятельность педклассов во второй половине 1940-х гг. имела свою специфику, которая определялась тем, что они были дополнительным каналом подготовки учителей в системе регионального образования, когда в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с военным и послевоенным лихолетьем, государство стремилось проводить реформы в сфере образования.
Прошедшие обучение в одиннадцатом классе приравнивались по своим правам к выпускникам педагогических училищ и получали свидетельство о присвоении звания учителя начальной школы. Образец свидетельства Министерства просвещения РСФСР, представленный на фотографии (см. Рисунок 1), был выдан выпускнице педкласса Челябинской женской школы №1 в 1950 году.
Как видно, будущая учительница «обнаружила знания» по психологии и педагогике, русскому языку, арифметике, чистописанию и методики их преподавания. Кроме того, выпускница изучала методику преподавания естествознания истории и географии, обучалась таким предметам, как пение, рисование, физическая культура, одновременно овладевая методикой проведения уроков по этим предметам. Составной частью подготовки будущего учителя была организация в школе педагогической практики.
Поскольку деятельность дополнительных педагогических классов в послевоенный период подробно описана в статье И.А. Бахтиной и М.В. Попова, остановимся лишь на тех преимуществах, которые имела эта форма подготовки учителей, по сравнению с педагогическими училищами, подтверждая это новыми, недавно введенными в научный оборот документами. Отличительной чертой обучавшихся в 11-х классах был более высокий общеобразовательный и культурный уровень, по сравнению с учащимися пед-техникумов. Основной контингент последних составляли недавние выпускники седьмых классов, многие их сельских школ. При этом в составе учащихся педклассов были не только те, кто закончил 10 класс в текущем году, большинство учениц закончило среднюю школу раньше. Например, из 27 учениц одиннадцатого класса Челябинской женской школы №1 в 1945/46 уч. году только 8 были выпускниками текущего года [23, л.52]. Не случайно в докладной записке заведующего отделом школ Челябинского обкома ВКП(б) о деятельности дополнительных педклассов отмечается, что ученики одиннадцатых классов «превосходят по своей культуре и научной подготовке выпускников педагогических училищ. Они, в сравнении с учащимися педучилищ, имеют больше данных к тому, чтобы по окончании класса проявить высокую сознательность <...> и скорее определить свое лицо как учитель» [23, л.62].
I' te;
if ■
f
Министерство Просвещения
ИД di ■ 7 ВО
Настоящее свидетельство выдано
it ,■■,.„ . * ■ ......
и,Mr,
мя, отчеств).
психолйгйя ,. ...............
педагогика á.......U ■ ■-■■.:.-..':„>............
русский''язын:.. и методйа его
преподавайня .'¿ЬI¿f:i.*'-Ji арифметика'W методиаа...вё преподавания Щ т. , методика >if|ecTBo,знания "/■■ . ■ методика .истортг-т;'' методика географии
'■■ЩfJ
■адстрмеание и методика его ■преподавания > '
рисование и методика его преподавании !1 " -пен wé : и ■ ■ м е т о д и к a i е г о ti р е п о да •
ваййв"
ж
ДирсктШ школы;! М'
: 'Щ • г
/
ш.
; ■.rflpi'nyáasame.w;
.........=.......,:;,,„
J
i
Л'фамилия, , t : «......
, родившейся в 19 году, в тор., что она обучалась а 11 педагогическом классе при средней женской школе № / города fi'^fjl■'{.;. '.-:< окончила, курс этого класса и сбнарунГила' следумэьцйе- знания по предметам: ;;;
IIP
ф.изийё«ное -воолшание и методика его преподавания ШВШ: педагогическая поактива
На основании лостанеемвия Совета Народных Комиссаров РСФСР От 29 августа ÍS?10- года педагогический coser школы
: своим решением от. I.T <' .......................19Í.' года присвоил
¿' -:tу • »
гражданке ■ -•*• ' "
. ' -
звание учители начальной школы.'
19/ .Г r. J,t,
Рис. 1 Свидетельство об окончании педагогического класса (из личного архива Елисафенко М.К.)1
1 Марина Константиновна Елисафенко, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории России ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».
В том же документе говорится о таком преимуществе деятельности педклассов, как возможность вести непрерывную практическую деятельность в школе. «Непрерывность педагогической стажировки учениц педагогического класса, даже при наличии недостатков в постановке педпрактики, позволяют им уже в процессе обучения получить какой-то опыт работы в школе, что в значительной степени ускорит формирование педагога и позволит ему расширить подготовку к уроку вплоть до изучения научной литературы» [23, л.62-63]. Одиннадцатые классы выгодно отличались от педучилищ и с точки зрения затрат государственных средств на подготовку учительских кадров. Стоимость обучения учащихся 11-х классов за период их обучения в 8-11 классах составлял 9018 рублей, а стоимость обучения одного учащегося педучилища за 4 года была 14608 рублей [6, л.30]. При этом все учащиеся дополнительных классов обеспечивались стипендией и обмундированием [6, л.30]. Но главное - выпускники этой специализированной образовательной структуры были дополнительным каналом обеспечения начальных школ квалифицированными кадрами, прежде всего, в областных центрах. Так, летом 1948 г. для работы в качестве педагогов в начальные школы Молотова было привлечено 24 выпускницы 11-го класса женской школы №22 [32, л.34], а в 1950/51 уч. году в педклассе в Молотове учились 30 учениц, в Свердловске - 25 человек, в Челябинской области, где были дополнительные классы, при двух женских школах - 39 будущих учительниц. Как уже было отмечено ранее, в РСФСР во второй половине 1940-х гг. число дополнительных педагогических классов постепенно увеличивалось. Однако начиная с 1949/
50 уч. года, наблюдалась обратная ситуация: количество педклассов и их контингенты стали резко сокращаться. В 1950/51 уч. году контингенты обучающихся, по сравнению с 1948/49 учебным годом, снизились на 20,7% [Посчитано авт. по: 6, л.30], а число 11-х классов сократилось до 40.
С 1949/50 уч. года школьная политика государства концентрируется на введении семилетнего всеобуча в стране. Кроме того, происходит сокращение количества учащихся 1-4 классов: по подсчетам Г.М. Ивановой их число сократилось в РСФСР с 12,8 млн. в 1948/49 уч. году до 8,4 млн. в 1950/
51 уч. году [14, с.23]. В связи с этим изменилось и отношение чиновников к педклассам как к дополнительному каналу подготовки учителей. В особенности это касается работников финансового ведомства. Несмотря на попытки сохранить часть одиннадцатых классов, предпринятые министром просвещения РСФСР И.А. Каировым, в июле 1951 г. Министерством финансов СССР было принято следующее решение: «учитывая, что потребность в учителях для 1-4 классов в настоящее время полностью покрывается выпуском из педучилищ, <...> прекратить ускоренную подготовку учителей через одиннадцатые педагогические классы и ликвидировать их с 1951/52 учебного года» [6, л.38].
Таким образом, школьные реформы, проводившиеся в том числе и в самые сложные периоды отечественной истории, были невозможны без расширения и улучшения подготовки учительских кадров. В середине 1940-х гг. большое значение имела профессиональная подготовка учителей начальной школы в связи с расширением по разным причинам контингентов учащихся 1-4 классов. Главным в государственной политике в этом направлении были усилия, направленные на развитие регионального педагогического образования.
Выводы. На Урале, как и во всей стране, основным каналом подготовки преподавателей 1-4 классов были педагогические училища. Улучшение именно их деятельности было объектом главного внимания партийно-государственных чиновников в 1944-1948 гг. в связи с тем, что в первые классы стали приниматься дети с семилетнего возраста, а в четвертом классе учащимся предстояло сдавать выпускные экзамены.
Дополнительным каналом подготовки учителей 1-4 классов в исследуемый период были краткосрочные курсы и одиннадцатые специализиро-
ванные педагогические классы при женских средних школах. Несмотря на то что руководители органов народного образования рассматривали их как «ускоренную» форму профессионального обучения будущих педагогов, в деятельности педагогических классов был ряд преимуществ, по сравнению с педучилищами. Однако в связи с переходом в 1949 году к семилетнему всеобучу главным направлением реализации государственной политики по управлению системой регионального педагогического образования в конце 1940-х - начале 1950-х гг. становится расширение подготовки учителей для семилетних и средних школ в педагогических вузах и учительских институтах.
Литература
1. Алмаев Р.З. Обеспечение кадрами советских школ Южного Урала в послевоенный период 1945-1956 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018. Том 17. № 4. С. 914-941.
2. Бахтина И. Л. Деятельность специализированных педагогических классов в общеобразовательных школах по подготовке учительских кадров на Урале во второй половине 1920-х и во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. / Бахтина Ирина Леонидовна, Попов Михаил Валерьевич // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 8. - С. 152-157.
3. Белова Н.А. Повседневная жизнь учителей / отв. ред. М.Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2015. - 228 с.
4. Гладкова Е.О. Подготовка учительских кадров в педагогических училищах в послевоенные годы (по материалам Астраханской, Саратовской и Сталинградской областей) / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2012. № 6 (26). С. 120-125.
5. Государственный архив Пермского края Ф.Р-986. Оп.1. Д.952.
6. Государственный архив Российской Федерации Ф.А.2306. Оп.72. Д.34.
7. Государственный архив Свердловской области (далее - ГАСО) Ф.Р-1813. Оп.1. Д.805.
8. ГАСО Ф.Р-233. Оп.3. Д.135.
9. ГАСО Ф.Р-233. Оп.3. Д.148.
10. ГАСО Ф.Р-233. Оп.3. Д.34
11. ГАСО Ф.Р-233. Оп.3. Д.43.
12. ГАСО Ф.Р-233. Оп.3. Д.652а.
13. ГАСО Ф.Р-233. Оп.3. Д.654.
14. Иванова Г.М. Советская школа в 1950-1960-е годы - Москва : Фонд «Московское время», 2018. - 432 с., с ил.
15. Кирилюк Д.В. Развитие школьного образования в Югре (1945-1991 гг.) / Д.В. Кирилюк. - Курган: ООО «Курганский Дом печати», 2019. - 400 с.
16. Козлов В.А. Деятельность партийных организаций Урала по подготовке и воспитанию учительских кадров в 1946-1958 гг. (на материалах партийных организаций Пермской, Свердловской и Челябинской областей) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.01. Свердловск, 1984. - 233 с.
17. Магомедов М.-Г.Г., Дайтмирзаев С.А., Дагестанская школа в послевоенные годы (1946-1960 гг.). Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 2. с. 78-83.
18. Макарова Н.Н., Кожухова Е.Л. 2019. Общеобразовательная школа в 19451953 гг.: основные тенденции развития (по материалам Магнитогорска). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 46 (2): 337-345.
19. Муравьева Н.Ф. Деятельность партийных организаций Урала по развитию общеобразовательной школы в годы четвертой пятилетки: на материалах партийных организаций Свердловской и Челябинской областей : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.01. - Свердловск, 1978. - 208 с
20. Народное образование в СССР / Проф. Е. Н. Медынский, действ. чл. АПН РСФСР ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. -[2-е изд., доп. и перераб.]. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. 260 с.
21. Объединенный государственный архив Челябинской области (далее -ОГАЧО) Ф.П-234. Оп.22. Д.72.
22. ОГАЧО Ф.П-234. Оп.34. Д.104.
23. ОГАЧО Ф.П-288. Оп.10. Д.13.
24. ОГАЧО Ф.П-288. Оп.10. Д.137.
25. ОГАЧО Ф.П-288. Оп.9. Д.235.
26. ОГАЧО Ф.Р-1000. Оп.1. Д.1374.
27. ОГАЧО Ф.Р-1068. Оп.2. Д.10.
28. Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е гг.): Коллективная монография. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 696 с.: ил.
29. Пермский государственный архив новейшей истории (далее - ПермГАНИ) Ф.105. Оп.11. Д.434.
30. ПермГАНИ Ф.105. Оп.11. Д.495.
31. ПермГАНИ Ф.105. Оп.12. Д.434.
32. ПермГАНИ Ф.105. Оп.14. Д.501.
33. ПермГАНИ Ф.105. Оп.17. Д.335.
34. Попов М.В. Деятельность средних специальных учебных заведений города Свердловска по подготовке педагогических кадров в 1945-1955 гг. / М. В. Попов, А. К. Шитов // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 8. — С. 118-128.
35. Собрание постановлений и распоряжений Правительства РСФСР, 1944, N 7, ст. 41
36. Сперанский А.В. В горниле испытаний : Культура Урала в годы Великой Отечеств. войны (1941-1945) / А. В. Сперанский; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т истории и археологии. - Екатеринбург : Изд-во УрО РАН, 1996. - 347 с.
37. Уральский рабочий. 1944. - 13 авг.
38. Уральский рабочий. 1944. - 16 авг.
39. Уральский рабочий. 1944. - 22 сент.
40. Уральский рабочий. 1944. - 25 окт.
41. Уральский рабочий. 1944. - 5 сент.
42. Учительская газета. 1948. - 6 мая
43. Центр документации общественных организаций Свердловской области (далее - ЦДООСО) Ф.4. Оп.43. Д.227.
44. ЦДООСО Ф.4. Оп.47. Д.232.
45. Челябинский рабочий. 1946. - 27 сент.
References
1. Almaev, Rustam Z. "Finding teachers for schools in the Southern Urals: training and cadre assignment policies after the Great Patriotic War." RUDN Journal of Russian History 17, no. 4 (2018): 914-941.
2. Bakhtina I. L., Popov M.V. Activities of the specialized classes in secondary schools for teachers in the Urals in the second half of the 1920s, during the second half of the 1940s and in the early 1950s. // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2016, no. 8, pp. 152-157 (in Russian).
3. Belova N.A. Everyday life of teachers / resp. ed. M.Yu. Martynova. M.: IEA RAS, 2015. 228 p. (in Russian).
4. Gladkova E.O. Teacher training in teacher training schools in the post-war years (based on materials from the Astrakhan, Saratov and Stalingrad regions) // Ob-razovaniye. Nauka. Innovatsii: Yuzhnoye izmereniye [Education. The science. Innovation: the southern dimension]. 2012. no. 6 (26), pp. 120-125 (in Russian).
5. Gosudarstvennyj arhiv Permskogo kraya [The State Archive of the Perm Territory] F.R-986. Inv. 1. Case.952.
6. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii [The State Archive of the Russian Federation] F.A.2306. Inv. 72. Case 34.
7. Gosudarstvennyj arhiv Sverdlovskoj oblasti [The State Archive of the Sverdlovsk Region] (hereinafter - GASO) F.R-1813. Inv. 1. Case 805.
8. GASO F.R-233. Inv. 3. Case 135.
9. GASO F.R-233. Inv. 3. Case 148.
10. GASO F.R-233. Inv. 3. Case 34
11. GASO F.R-233. Inv. 3. Case 43.
12. GASO F.R-233. Inv. 3. Case 652a.
13. GASO F.R-233. Inv. 3. Case 654.
14. Ivanova G.M. Sovetskaya shkola v 1950-1960-e gody [Soviet school in the 1950s and 1960s], Moscow, «Moskovskoe vremya», 2018. 432 p.
15. Kirilyuk D.V. Razvitiye shkol'nogo obrazovaniya v Yugre (1945-1991 gg.) / D.V. Kirilyuk. - Kurgan: OOO «Kurganskiy Dom pechati», 2019. 400 p.
16. Kozlov V.A. Deyatel'nost' partijnyh organizacij Urala po podgotovke i vospi-taniyu uchitel'skih kadrov v 1946-1958 gg. (na materialah partijnyh organizacij Permskoj, Sverdlovskoj i CHelyabinskoj oblastej) [The activities of the party organizations of the Urals in the training and education of teachers in 1946-1958 (based on materials from party organizations of the Perm, Sverdlovsk and Chelyabinsk regions)]: dissertation ... of a candidate of historical sciences, Sverdlovsk, 1984. 233 p.
17. Magomedov M.-G.G., Daitmirzaev S.A., Dagestan school after the war (19461960). Istoricheskaya i sotsial'noobrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 2. Pp. 78-83.
18. Makarova N.N., Kozhuhova E.L. 2019. Secondary school from 1945 to 1953.: the main trends of development (on materials of Magnitogorsk). Belgorod State University Scientific Bulletin. History. Political Science. 46 (2), p. 337-345 (in Russian).
19. Muravyova N.F. Deyatel'nost' partiynykh organizatsiy Urala po razvitiyu obshcheobrazovatel'noy shkoly v gody chetvertoy pyatiletki: na materialakh partiynykh organizatsiy Sverdlovskoy i Chelyabinskoy oblastey [The activities of the party organizations of the Urals on the development of a comprehensive school during the fourth five-year plan: on the materials of party organizations in the Sverdlovsk and Chelyabinsk regions] : dissertation ... of a candidate of historical sciences, Sverdlovsk, 1978. 208 p.
20. E.N. Medynsky, Narodnoe obrazovanie v SSSR [Public education in the USSR], Acad. ped sciences of the RSFSR. Institute of Theory and History of Pedagogy. - [2nd ed., Ext. and rev.]. - Moscow: Acad. ped sciences of the RSFSR, 1952. 260 p.
21. Ob"edinennyj gosudarstvennyj arhiv CHelyabinskoj oblasti [The Joint State Archive of the Chelyabinsk Region] (hereinafter - OGACHO) F.P-234. Inv.22. Case 72.
22. OGACHO F.P-234. Inv.34. Case 104.
23. OGACHO F.P-288. Inv. 10. Case 13.
24. OGACHO F.P-288. Inv. 10. Case 137.
25. OGACHO F.P-288. Inv. 9. Case 235.
26. OGACHO F.R-1000. Inv. 1. Case 1374.
27. OGACHO F.R-1068. Inv. 2. Case 10.
28. Ostrova utopii: Pedagogicheskoye i sotsial'noye proyektirovaniye poslevoyen-noy shkoly (1940-1980-ye gg.): Kollektivnaya monografiya. - M.: Novoye liter-aturnoye obozreniye, 2015. 696 p.
29. Permskij gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii [Perm State Archive of Contemporary History] (hereinafter - PermGANI) F.105. Inv.11. Case 434.
30. PermGANI F.105. Inv.11. Case 495.
31. PermGANI F.105. Inv. 12. Case 434.
32. PermGANI F.105. Inv. 14. Case 501.
33. PermGANI F.105. Inv.17. Case 335.
34. Popov M.V., Shitov A.K. Activity of secondary special educational institutions of Sverdlovsk in training teachers in 1945-1955 // Pedagogical education in Russia [Pedagogical education in Russia], 2015, no. 8, pp. 118-128 (in Russian).
35. Sobranie postanovlenij i rasporyazhenij Pravitel'stva RSFSR [Collection of decrees and orders of the Government of the RSFSR], 1944, N 7, Art. 41
36. Speranskiy A. V. V gornile ispytaniy. Kultura Urala v gody Velikoy Otechestven-noy voyny [In the crucible of trial. The culture of the Urals during the Great Patriotic War]. Ekaterinburg: UrORAN Publ., 1996. 347 p.
37. Ural'skij rabochij [Ural worker], 1944, Aug. 13.
38. Ural'skij rabochij [Ural worker], 1944, Aug. 16.
39. Ural'skij rabochij [Ural worker], 1944, Sep. 22.
40. Ural'skij rabochij [Ural worker], 1944, Oct. 25.
41. Ural'skij rabochij [Ural worker], 1944, Sep. 5.
42. Uchitel'skaya gazeta [Teacher's newspaper], 1948, May 6.
43. Centr dokumentacii obshchestvennyh organizacij Sverdlovskoj oblasti [Documentation center of public organizations of the Sverdlovsk region] (hereinafter - CDOOSO) F.4. Inv. 43. Case 227.
44. CDOOSO F.4. Inv. 47. Case 232.
45. CHelyabinskij rabochij [Chelyabinsk worker], 1946, Sep 27.