Научная статья на тему 'Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта реализации механизма инвестиционного потенциала в системе обеспечения экономической безопасности'

Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта реализации механизма инвестиционного потенциала в системе обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / инвестиционный потенциал / машиностроительная отрасль / механизм развития инвестиционного потенциала / economic security / investment potential / machine-building industry / mechanism of investment potential development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королёв Артём Андреевич, Безпалов Валерий Васильевич

В данной статье рассмотрены зарубежные подходы реализации механизма инвестиционного потенциала в системе обеспечения экономической безопасности на примере таких государств как США, Китай, Сингапур, Германия, Франция, Республика Корея, Япония и Канада. Целью работы является проведение сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта, оценка возможности применения отдельных элементов, инструментов и методов зарубежных механизмов инвестиционного потенциала в экономике России в промышленном секторе на примере машиностроительной отрасли в рамках обеспечения экономической безопасности государства. Результатом проведённого анализа стали предложения по использованию различных элементов механизма инвестиционного потенциала в машиностроительной отрасли с учётом современного экономического состояния России в системе обеспечения экономической безопасности государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of domestic and foreign experience in implementing the investment potential mechanism in the system of economic security

This article considers foreign approaches to the implementation of the mechanism of investment potential in the system of economic security on the example of such states as the United States, China, Singapore, Germany, France, the Republic of Korea, Japan, and Canada. The purpose of the work is to conduct a comparative analysis of domestic and foreign experience, to assess the possibility of applying certain elements, tools, and methods of foreign mechanisms of investment potential in the Russian economy in the industrial sector in the example of machine-building industry in the framework of economic security of the state. The analysis resulted in proposals for the use of various elements of the mechanism of investment potential in the machinebuilding industry, taking into account the current economic state of Russia in the system of ensuring economic security of the state

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта реализации механизма инвестиционного потенциала в системе обеспечения экономической безопасности»

DOI: 10.18572/3034-2341-2024-2-2-45-60

Сравнительный анализ отечественного

и зарубежного опыта реализации механизма инвестиционного потенциала в системе обеспечения экономической

безопасности

Королёв Артём Андреевич

аспирант

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва skorpio_tem@outlook.com

Научный руководитель: Безпалов Валерий Васильевич

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры Национальной и региональной экономики Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва

Аннотация. В данной статье рассмотрены зарубежные подходы реализации механизма инвестиционного потенциала в системе обеспечения экономической безопасности на примере таких государств как США, Китай, Сингапур, Германия, Франция, Республика Корея, Япония и Канада. Целью работы является проведение сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта, оценка возможности применения отдельных элементов, инструментов и методов зарубежных механизмов инвестиционного потенциала в экономике России в промышленном секторе на примере машиностроительной отрасли в рамках обеспечения экономической безопасности государства. Результатом проведённого анализа стали предложения по использованию различных элементов механизма инвестиционного потенциала в машиностроительной отрасли с учётом современного экономического состояния России в системе обеспечения экономической безопасности государства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, инвестиционный потенциал, машиностроительная отрасль, механизм развития инвестиционного потенциала.

JEL classification: E610

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития экономики, которая сопровождается активными процессами глобализации и мировой интеграции, а также экономическими кризисами и эмбарго, проблемы финансирования экономики на уровне предприятия, отрасли или региона становятся все более актуальными и острыми. Данные изменения могут являться как стимулами, так и ограничениями эконо-

мики что прямо, и косвенно влияет на возникновение и реализацию рисков, угроз и вызовов экономической безопасности государства. В связи с этим возрастает необходимость анализа зарубежного опыта процессов привлечения капиталовложений, который демонстрирует, что инвестиционный потенциал имеет развитие и может быть оценён в различных государствах с учётом национальных особенностей: ресурсных, экономиче-

ских, политических, социальных и инфраструктурных1. Необходимость совершенствования механизма привлечения инвестиционных ресурсов обусловливает потребность в изучении международного опыта в данной сфере, что впоследствии приведёт к снижению уровня текущих угроз, препятствованию возникновения новых и в большей степени позволит обеспечить экономическую безопасность государства на разных его уровнях2. При этом под механизмом инвестиционного потенциала следует понимать комплексный набор способов и инструментов государственного управления, направленных на привлечение и увеличение объёма инвестиций в конкретное предприятие, регион, отрасль или государство в целом3.

Разные страны используют различные средства и механизмы стимулирования развития своей инвестиционной привлекательности на макро, мезо- и микроуровнях с целью максимальной реализации инвестиционного потенциала, обеспечения экономической безопасности государства. Мировой опыт экономически развитых стран подтверждает высокую роль капитальных вложений в достижении экономического роста, социально-экономического развития государства. При этом важное значение отводится выбору отраслей и сфер деятельности, в которых будет осуществляться активное развитие инвестиционных процессов. Высокая роль отводится инновационным, наукоёмким направлениям экономики, к которым относятся сектора машиностроительной отрасли, имеющие существенный потенциал, способный

1 Поконов А.А. Проблемы и задачи развития отечественного машиностроения (на примере машиностроения для лесопромышленного комплекса Российской Федерации) // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 12А. С. 279-285.

2 Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-16 ; Мирзабалаев Р.В., Чайникова Л.Н. Траектории исследования экономического пространства: российская и зарубежная практика // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 10. С. 3881-3894.

3 Хашимова Н.А., Исхаков А.К. Основные принципы построения ме-

ханизма формирования инвестиционного потенциала // Молодой учёный. 2017. № 1-3 (135). С. 32-36.

минимизировать угрозы и риски для повышения уровня экономической безопасности государства4. Вместе с тем опыт иностранных государств подтверждает теорию взаимосвязи между процессами привлечения инвестиций в экономику и привлекательностью страны-получателя финансовых средств. Таким образом опыт стран мира, их стратегии экономического развития и экономической безопасности могут послужить базисом для совершенствования и развития механизма инвестиционного потенциала, обеспечения экономического безопасности России.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Исследования отечественного и зарубежного опыта реализации механизма инвестиционного потенциала в системе экономической безопасности представлены в научных работах В.Д. Адрианова, в частности, в публикации на тему «Россия: экономический и инвестиционный потенциал», где изучаются проблемы и тенденции развития инвестиционного потенциала России, рассматривается и анализируются формы и методы государственного регулирования экономики в сфере инвестиций в различных отраслях экономики, в том числе и в машиностроении. Автором рассматриваются проблемы использования и реализации зарубежного опыта механизма развития инвестиционного потенциала на территории России. В данной области также необходимо отметить научное исследование В.Н. Щербакова «Инвестиционный потенциал и промышленный рост», которое посвящено изучению проблем взаимосвязи между инвестиционным потенциалом государства и промышленным ростом в нем. Особое внимание в научном труде уделяется проблемам инновационно-инвестиционного механизма промышленных преобразований в России в наукоёмких,

4 Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1999. 662 с. ; Седова Н.В., Дмитренко К.А.

Роль инвестиционной деятельности в развитии промышленности

Российской Федерации // Финансовый менеджмент. 2021. № 6.

С. 33-41.

высокотехнологичных отраслях, проблемам использования зарубежной инвестиционной политики в России. Значимую роль в исследованиях занимает работа А.А. Поконова «Проблемы и задачи развития отечественного машиностроения», где изучаются проблемы современного состояния отрасли машиностроения, отмечается роль промышленного сектора, выявляются угрозы экономической безопасности России. Также вопросы реализации механизма инвестиционного потенциала России в системе экономической безопасности, его сравнение с зарубежным опытом рассматриваются в работах Л.И. Абалкина, В.В. Безпалова, Н.В. Седовой. Данные авторы рассматривают широкий перечень актуальных проблем экономической безопасности, угроз и вызовов в различных отраслях экономики, включая отрасль машиностроения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования использовались общенаучные логические методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, статистической обработки данных. Информационной базой исследования послужили материалы отечественных и зарубежных научно-исследовательских институтов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ

Важным примером реализации механизма инвестиционного потенциала является опыт Китая. Его механизм позволил достичь высокого уровня экономического роста и безопасности, который в следствие привёл государство к позиции мирового лидера по производству широкого спектра товаров и услуг5. Одним из направлений китайской политики по привлечению финансирования стало создание особых экономических зон как инструмента развития механизма

Гребенкина С.А. Управление развитием территорий: международ-

ная практика // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 32. № 4. С. 63-67.

инвестиционного потенциала, обеспечения экономической безопасности государства. В 1980-х годах в Китайской Народной Республике были созданы крупные преференциальные формирования — специальные экономические зоны с мягким инвестиционным климатом, расположенные в приморских районах. В таких зонах был установлен льготный налоговый режим и снижены административные барьеры для открытия и ведения бизнеса. Основной поток инвестиций в Китай приходился из регионов Гонконга и Тайваня и был направлен на развитие высокотехнологичных, капиталоемких экспортоориентированных проектов (в числе которых машиностроение), а также проектов по разработке месторождений природных ресурсов, использованию относительно дешёвой рабочей силы, производства товаров с высокой добавленной стоимостью.

Следующий важный этап развития механизма привлечения капитальных вложений в экономику приходиться на начало 1990-х годов, когда инвестиционная политика Китая вступила в этап перехода от территориальной к территориально-отраслевой стратегии, что в большей степени позволило обеспечить экономическую безопасность государства. Обновлённый формат особых экономических зон предполагал наличие льгот для совместных предприятий с участием иностранного капитала, включая освобождение от налога на прибыль в течение пяти лет после начала ведения деятельности, возможность беспошлинного ввоза сырья и средств производства, а также беспрепятственный вывод полученного дохода, процентов и дивидендов за рубеж. Результатами данной политики в области привлечения инвестиций стало значительное развитие государственных институтов в области стимулирования предпринимательской деятельности6.

Novoselova, L.V. About the implementation of the investment component of the strategy of eco nomic growth in the PRC // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal 2016. Vol. 4. P. 63-72.

В особенности политика Китая дала положительные эффекты на северо-западе государства, где размещение производственных мощностей было наиболее высоким. Глобальным итогом проведённой политики стимулирования инвестиционной активности в государстве стало то, что государство достигло существенного экономического развития в передовых отраслях и сферах ведения предпринимательской деятельности, что в свою очередь вывело Китай в рейтинги топ пяти мировых экономик. По состоянию на 2022 год объем инвестиций в Китай составил порядка 189 млрд. долл. США (181 млрд. долл. США в 2021), что является вторым по величине значением по объёму инвестиций в мире7.

В примере развития механизма инвестиционного потенциала Китая важная задача также отводится институциональному развитию повышения информированности потенциальных и текущих инвесторов через«Национальноеуправление финансового регулирования». Создание и развитие данного института преследует цели установления контактов в рамках налаживания деловых партнёрств в перспективных отраслях экономики государства. Вместе с тем институт, в процессе реализации инвестиционной политики, носит контрольный характер, выявляя добросовестных инвесторов и оказывая в их сторону стимулирующие меры по привлечению капиталовложений, так и выявляя недобросовестных агентов, в адрес которых применяются санкцион-ные ограничения.

Опыт Китая демонстрирует, что для повышения инвестиционного потенциала регионов и государства необходимо добиться политической и финансовой стабильности в стране, повышения конкурентоспособности производимой продукции и услуг, информационной

Доклад о мировых инвестициях 2023 год. Инвестиции в устойчи-

вую энергетику для всех / предисловие А. Гутерриш. Организация Объединённых Наций, 2023. 61 с.

открытости, благоприятного налогового режима (Рис 1).

Успешный опыт Японии по привлечению и использованию иностранного капитала заслуживает внимания, прежде всего, благодаря развитию инвестиционного потенциала, активной государственной поддержкой инвесторов, внедрению специальных программ прямого кредитования приоритетных отраслей, низким ценам на сырье и топливо. Особенностью японской модели регулирования инвестиций является тесная связь между государством и представителями частного сектора. Для Японии характерен развитый институциональный механизм государственно-частного партнёрства, в рамках которого устанавливаются тесные связи между инвесторами, как отечественными, так и зарубежными и правительством Японии. Преимущественное использование данного инструмента в механизме инвестиционного потенциала страны обуславливается необходимость государства осуществлять вмешательство в частный сектор экономики в целях реализации стратегии инвестиционного развития страны, обеспечения экономической безопасности Японии. Институт государственно-частного партнёрства позволяет эффективно перераспределять финансирование между разными секторами и сферами экономической деятельности, стимулируя инвестиционные потоки в приоритетные направления экономики. Вместе с тем механизм государственно-частного партнёрства позволяет осуществлять не только стимулирующие функции, но и выполняет контрольные, обеспечивая эффективное использование привлечённого капитала8.

За последние несколько лет по объёму привлечённого иностранного капитала США занимают лидирующие места в мировых рейтингах, что привело к значительному повышению конкуренто-

Taylor, L. Structuralist macroeconomics: Applicable Models for the Third World. NY: Basic Books, 1983. 234 p.

Рис. 1. Факторы развития инвестиционного потенциала Китая

Источник: составлено автором.

способности и стабильности национальной экономики. Одним из важнейших направлений использования инвестиционных ресурсов, привлекаемых за счёт средств частных компаний, иностранных инвесторов, а также государства, было и остаётся развитие научной сферы, сферы инноваций.

Для США характерен широкий спектр инструментов и методов привлечения капитальных вложений в рамках реализации механизма инвестиционного потенциала. Во многом данная необходимость может быть оправдана высокой степенью дифференциации территориального развития государства, при которой экономические цели каждого из регионов, отраслей могут быть достигнуты при помощи различных средств стимулов, поддержки или ограничений.

Высокая степень внимания в инвестиционных процессах государства уделяется достижению поставленных целей стратегии доминирования научно-технологической сферы, согласно которой развитие наукоёмких и высокотехнологичных областей деятельности является приоритетными направлениями развития экономики. Особое место уделяется машиностроительной отрасли, где источниками финансирования данных сфер деятельности в США преиму-

щественно являются государственные фонды и бюджеты государства разных уровней. Объем частного финансирования фундаментальных сфер деятельности занимает меньший объем и в большей мере представляет собой денежные средства передовых институтов и частных инвестиционных фондов9. По состоянию на 2022 год США являются лидером по объёму привлечения инвестиций в экономику (285 млрд. долл. США), а также лидером по процессам капитальных вложений в экономику других государств. При этом объем объявленных капитальных вложений в проекты с «нуля» также является лидирующим в мире (2,075 млрд. долл. США)10.

Механизм инвестиционного потенциала Америки также может быть охарактеризован такими чертами, как высокий уровень либерализации условий ведения инвестиционной деятельности, снижения административных барьеров для новых инвесторов, а также минимизацией уровня государственного вмешательства в процессы частного сектора экономики

9 Serdyukova, O.I., Mankieva A.V. Foreign experience of attracting investments into the economy // Issues of economics and law. 2017. Vol. 5. P. 19-23.

10 Доклад о мировых инвестициях 2023 год. Инвестиции в устойчивую энергетику для всех / предисловие А. Гутерриш. Организация

Объединённых Наций, 2023. 61 с.

Методы развит» механизма инвестиционного потенциала в США

]

....... '....._.

Немонетарные методы

* Инфраструктурное развитие;

• Увеличение объемов раскрытия финансовой информация для инвесторов.

Рис. 2. Методы развития механизма инвестиционного потенциала США

Источник: составлено автором.

* Предоставление грантов;

* Льготное кредитование;

« Государственное финансирование

шут.

Предоставление налоговых льгот и налоговых каникул; Сниженные ставки но налогам, налог овые вычеты,

государства, сопряжённые с привлечением финансирования.

В США, которые являются примером страны с высокой дифференциацией территориального развития, для развития инвестиционного потенциала регионов используются различные методы и стимулы для эффективного развития экономики (Рис 2). Применяемые методы носят как прямой, так и косвенный характер и могут иметь свойства монетарных не монетарных стимулов11.

Как и в японском механизме инвестиционного потенциала, в американском высокую долю значимости занимает инструмент государственно-частного партнёрства, при котором правительство регионов и государства в целом получает возможность к вмешательству в ряд приоритетных направлений инвестиционных потоков, регулируя их, оценивая степень эффективности капиталовложений.

Отличительной особенностью американского механизма инвестиционного потенциала является применение метода информационно-рекламного привлечения капитальных вложений в экономику государства. Сущность метода состоит в увеличении осведомлённости потенциальных и текущих инвесторов о возможности использования доступных ресурсов экономики в реализации инвестиционных

11 Djurabaevich, D.O. Features of management and clustering of beekeeping farms // International journal of social science & interdisciplinary research. 2022. Vol. 11. Iss. 05. C. 206-215.

проектов. Наиболее распространёнными ресурсами, которыми правительство регионов и государства в целом привлекает инвесторов — развитая инфраструктура, наличие трудовых ресурсов и степень их квалификации, льготные системы ведения налогового учёта, льготное кредитование и многое другое.

Стоит также отметить опыт перехода Сингапура из развивающего государства в развитое во второй половине XX века, где привлечение капитальных вложений в экономику сыграло ключевую роль в достижении цели экономического роста. Механизм инвестиционного потенциала Сингапура объёмен и включает множество инструментов, направленных на установление льготных условий (налоговых льгот, либерализации банковской системы, снижения административных барьеров и др.) для ведения предпринимательской деятельности. Используя опыт зарубежных стран, Сингапур применил множество инструментов и методов привлечения инвестиций в свою экономику, что вскоре позволило ему создать развитую инфраструктуру, которая привлекла новые потоки инвестиций12.

Успешный опыт Сингапура обязан политикой государства по открытию экономики для внешнего мира, в процессе которой должное внимание было уделено инфраструктурному развитию страны,

12 Lee, K.Y. From Third World to First: The Singapore Story 1965-2000.

Sinpapore : Singapore Press Holdings, 2000. 752 p.

развитию правовых инструментов защиты отечественных и иностранных инвесторов, установлению благоприятного налогового режима. Привлечённые иностранные инвестиции в большей мере были направлены на сферы инфраструктуры, что способствовало созданию международной репутации Сингапура, как заёмщика с сильной бюджетной дисциплиной и стабильной экономикой. Данные меры позволили не только вывести государство на новый уровень экономического развития, но в должной мере обеспечило его экономическую безопасность от ряда вызовов и угроз экономики13.

Приводя в пример опыт Сингапура и Японии по привлечению инвестиционных ресурсов, зарубежные авторы отмечают, что ориентация государственной инвестиционной политики на либерализацию и стимулирование инвестиций выражается в реализации мер, направленных на максимальное привлечение иностранных инвестиций в различные отрасли экономики, снижение сложности административных процедур, введение налоговых льгот и преференций для иностранных инвесторов, обеспечение защиты прав инвесторов, повышение прозрачности и доступности информации в этой сфере.

Положительные итоги политики Сингапура привели к тому, что общий объем инвестиций в 2022 году составил 141 млрд. долл. США (131 млрд. долл. США в 2021 г.), что выводит государство на третью строку в мире по объёму привлечения инвестиций в экономику14.

Значимым опытом реализации механизма инвестиционного потенциала является пример государственного регулирования инвестиционной деятельности в Германии15. Начало активной политики

13 Umarova, N.B. Features of the investment climate of Singapore and the Republic of // Achievements of science and education. 2020. Vol. 9. Iss. 63. P 20-24.

14 Доклад о мировых инвестициях 2023 год. Инвестиции в устойчивую энергетику для всех / предисловие А. Гутерриш. Организация Объединённых Наций, 2023. 61 с.

15 Невьянцева Л.С. Зарубежный опыт реализации региональной инвестиционной политики и возможности его применения в усло-

в сфере инвестиционного регулирования в целях обеспечения национальной экономической безопасности приходится на период восстановления Германии после окончания Второй Мировой войны (1940-1950 гг.). Необходимость в регулировании инвестиций в большей мере была обусловлена нарастающей проблемой региональной и отраслевой дифференциации. Именно эта проблема заложила основные цели и сформировало механизм инвестиционного потенциала государства.

Наиболее ярким инструментом немецкого механизма можно считать программу территориальной поддержки субъектов государства (земель), их экономического развития, а также снижение региональной дифференциации. Характерными особенностями реализуемой программы является удовлетворение трёх ключевых задач, в числе которых снижение уровня безработицы в государстве, «выравнивание» немецких земель по уровню экономического развития, развитие индустриальных центров в сельской местности. В вопросе сглаживания региональной дифференциации наибольшая степень внимания уделяется территориям, которые в прошлом являлись пограничными территориями между ГДР и ФРГ, а также землям, которые входили в состав Германской Демократической Республики. Особенностью реализации механизма на данном историческом этапе является то, что в качестве источника инвестиционных ресурсов выступали средства, которые государство получало от США, и в меньшей степени программа была нацелена на использование отечественных источников капиталовложений.

Современная программа развития Германии, как инструмент механизма инвестиционного потенциала во многом продолжает курс предшествующей ей

виях России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2022. Т. 9. № 1. С. 94-103.

государственной политики. Одним из ключевых направлений остаётся развитие федеральных земель на востоке страны, что до конца 1990 г. входили в состав Германской Демократической Республики. Современный вектор государства в реализации механизма инвестиционного потенциала обязан сохранившимся экономическим проблемам восточных земель, входящих в состав ГДР. Поскольку данные территории по-прежнему сохраняют статус земель с замедленными темпами экономического роста, и способствуют поляризации национальной экономики, снижение угроз в данной сфере требует максимального внимания в механизме инвестиционного потенциала государства, обеспечения экономической безопасности.

Элементами программы, как инструмента привлечения инвестиций стали прямые государственные субсидии. Государственное финансирование активно стимулирует процессы инвестиционной деятельности в Германии, наращивая темпы инвестиционной активности в отстающих регионах. Вместе с тем государственное субсидирование полностью освобождено от налогообложения, что дополнительно оказывает положительное влияние на решения инвесторов к активизации ведения предпринимательской деятельности. Государственная политика в области субсидирования также имеет некоторые особенности, которые заключаются в установлении приоритетов между представителями разного масштаба бизнеса. Текущее регулирование отдаёт предпочтение развитию малого и среднего бизнеса большому.

Характерной особенностью немецкого механизма следует также считать использование в процессах привлечения капитальных вложений инструментов финансово-кредитного института. При поддержке государства кредитные организации получали возможность к кредитованию бизнеса на льготных условиях. Данная государственная поддержка

включает погашение части процентов за пользование заёмными средствами банка предпринимателем. При этом правительство Германии распространило данную меру стимулирования не только на отечественных инвесторов, но и также на зарубежных, которым необходимо дополнительное внешние финансирование со стороны банка. Для немецкой экономики типовым примером данного института следует считать институт восстановления экономики, главными целями которого являются осуществление выдачи долгосрочных кредитов в рамках государственной программы национального структурного развития Германии. Важной частью представленного института являются его контрольные функции по оценки эффективности использования заёмных средств в проектах инвестиционного развития.

Несмотря на то, что Франция и Германия являются соседствующими европейскими государствами с похожими инструментами и методами реализации механизма инвестиционного потенциала, французский опыт представляет не менее значимую ценность для анализа зарубежного опыта. Особенностью французской политики регулирования инвестиционной деятельности в рамках обеспечения экономической безопасности является применение концепции «полюсов роста»16. Согласно данной стратегии, стимулирование экономического развития государства имеет вектор развития территорий — региональных столиц («центров роста»). Как и в немецком механизме инвестиционного потенциала в французском преобладает инструмент поддержки в формате государственных субсидий. Отличительными особенностями в их использовании является лишь целевые направления. Французская модель предусматривает процесс субсидирования предпринимательский деятельности в направлении промышленности

16 Serdyukova, O.I., Mankieva A.V. Foreign experience of attracting

investments into the economy // Issues of economics and law. 2017.

Vol. 5. P. 19-23.

Рис. 3. Характерные отличительные черты государственной инвестиционной политики Германии

Источник: составлено автором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(в большей мере наукоёмких отраслей, отраслей машиностроения), территориальное размещение которой находится вне черты города. Сущность характера таких мер может быть обусловлена обеспечением национальной экономической безопасности в социальной сфере, где угрозы перенаселения городов имеют важный характер. Помимо центров роста национальная инвестиционная политика направлена на стимулирование развития регионов, которые являются полюсами конкурентоспособности. В таких регионах активно стимулируется создание кластерных структур, которые, впоследствии, будут самостоятельно расширяться. Как и в других зарубежных примерах механизма инвестиционного потенциала в государстве в большей мере стимулируются программы стратегических и приоритетных отраслей экономики, которыми во Франции являются сферы нанотехнологий, машиностроения и цифровизации экономики. Стимулирование инвестиций в данные сферы обеспечивается в большей степени за счёт установленного налогового режима, который в значительной степени направлен на иностранного инвестора. Стоит отметить, что подобный механизм инвестиционного потенциала является типовым и реализуется в других

европейских государствах, например, в Испании и Италии.

Значимым азиатским опытом реализации механизма инвестиционного механизма стоит считать пример регулирования инвестиций в Республике Корея17. Опыт Кореи имеет схожие черты с опытом реализации механизма инвестиционного потенциала Китая. Реализация механизма во многом обязана инструменту особых экономических зон, который устанавливает льготные условия ведения предпринимательской деятельности на выделенной территории государства. Для экономики Кореи присуща дифференцированная система особых экономических зон. Каждый из типов зон имеет характерные отличия, например, отраслевую специфику, территориальное расположение, условия налоговых преимуществ и др. Отмечая характерные особенности инструментов реализации механизма, стоит выделить, что вектор привлечения инвестиций направлен не на поиск внутренних источников финансирования, а на стимулирование поступления внешних капитальных вложений. Такое направление во многом

17 Беликова К.М. Инвестиционная политика и стратегии привлечения инвестиций в Южной Корее: ретроспектива и современное состояние // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 2.

С. 131-136.

может быть оправдано стратегическими приоритетами государства, где развитие сфер экономики в большей степени ориентировано на группы высокотехнологичны и наукоёмких отраслей экономики.

Поскольку основные инструменты механизма направлены на стимулирование притока иностранных капиталовложений, в государстве также активно развился институт привлечения инвестиций, цель деятельности которого заключается в повышении инвестиционной привлекательности регионов и республики в целом. Данный институт представлен Агентством по привлечению инвестиций, функции которого заключаются в снижении административных барьеров, сокращении препятствий в регистрации и функционировании предприятий с участием иностранного капитала.

Данная политика во многом позволила Республике Корее достичь целей развития депрессивных отраслей экономики, модернизации стратегических производств, решению экологических проблем, что во многом позволяет обеспечить экономическую безопасность государства, снижает объёмы угроз и вызовов экономики18.

Не меньшее значение для анализа зарубежного опыта реализации механизма инвестиционного потенциала играет пример регулирования инвестиционной деятельности в Канаде. Целью канадского механизма является снижение уровня региональной и отраслевой дифференциации, а также достижение социально-экономического развития государства. Основным инструментом механизма инвестиционного потенциала в Канаде являются государственные программы, устанавливающие систему сглаживания объёмов финансирования развитых реги-

18 Пушилина И.С. Зарубежный опыт управления инвестиционной привлекательностью территорий и возможности его использования в современных условиях // Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем : материалы [XXX международной научно-практической конференции. М.: Интернаука, 2024. С. 56-60.

онов и субъектов со сниженными темпами развития. Разработанные программы перераспределяют национальный доход государства в тех пропорциях, в которых они позволят обеспечить более динамичный рост экономики депрессивных регионов. Важной особенностью такого распределения трансфертов является то, что правительство не устанавливает конкретные цели исполнения бюджетных средств, распоряжение полученного финансирования происходит на усмотрение региональных властей с учётом имеющихся социально-экономических и инфраструктурных проектов. Данный тип распределения трансфертов может быть охарактеризован как горизонтальный. Вместе с тем стоит отметит, что в государстве также предусмотрен и вертикальный тип справедливого распределения бюджетных средств. Данный тип «выравнивания» призван создать баланс между разными уровнями государственного бюджета, разделяя в нужной пропорции средства между федеральным и муниципальными бюджетами19.

Для оценки возможности апробации зарубежного опыта реализации инвестиционного механизма в России необходимо отметить некоторые характерные черты отечественного механизма. Состояние механизма инвестиционного потенциала России может быть охарактеризовано, как периодом активного становления, при этом основы подходов к развитию данного механизма берут исток в большей степени не в научной среде, основываясь на экономических приоритетах регионов и отраслей, а исходя из политических стратегий развития государства20. В связи с чем процессы дифференциации регионов и отраслей экономики

19 Невьянцева Л.С. Зарубежный опыт реализации региональной инвестиционной политики и возможности его применения в условиях России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2022. Т. 9. № 1. С. 94-103.

20 Коробова О.В., Жариков В.В., Безпалов В.В. Управление особыми экономическими зонами в РФ: проблемы и перспективы // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 279-284.

Таблица 1

Обобщение зарубежного опыта реализации механизма инвестиционного потенциала

№ Государство Инструменты

1 Сингапур Ориентация государственной инвестиционной политики на либерализацию и стимулирование инвестиций. Снижение сложности административных процедур, связанных с открытием и ведением бизнеса. Введение налоговых льгот и преференций для иностранных инвесторов. Обеспечение защиты прав инвесторов Повышение прозрачности и доступности информации для инвесторов.

2 Китай Создание особых экономических зон с льготным налоговым и таможенным режимом Упрощение процедуры открытия и ведения бизнеса Направление капитальных вложений на развитие высокотехнологичных, экспортоориентированных проектов, а также на производство товаров с высокой добавленной стоимостью.

3 Япония Активная государственная поддержка инвесторов. Внедрение специальных программ прямого кредитования для приоритетных отраслей промышленности. Тесные партнёрские отношения между государством и инвесторами, выражающиеся в стимулировании инвестиционных проектов и одновременном контроле за их реализацией.

4 Республика Корея Снижение налоговых ставок для инвесторов или полное освобождение от их уплаты. Выделение грантов на научно-исследовательские и высокотехнологичные проекты. Снижение стоимости аренды для предприятий с инвестициями.

5 США Предоставление субсидий, грантов, кредитов и льготных займов предприятиям с инвестициями. Финансирование за счёт средств государственного бюджета предприятий, занимающихся НИОКР. Развитие инфраструктуры в Соединённых Штатах. Повышение открытости информации для инвесторов.

6 Германия Предоставление государственной поддержки предприятиям с инвестициями, особенно предприятиям, внедряющим инновации. Упрощение налогового режима и снижение налоговых ставок для предпринимателей. Устранение бюрократических ограничений на пути предпринимателей.

7 Франция Государственная концепция экономического роста — «Полюса роста». Предоставление государственной поддержки предприятиям с инвестициями, особенно предприятиям, внедряющим инновации.

8 Канада Вертикальный и горизонтальный инструмент перераспределения государственного финансирования регионов. Упрощение налогового режима и снижение налоговых ставок для предпринимателей.

Источник: составлено автором.

по уровню инвестиционного и территориального развития нарастают. Активным инструментом механизма инвестиционного потенциала России служат особые экономические зоны. Для России присуща комплексная система, которая включает четыре типа особых экономических зон: промышленного, технико-внедренческого, портового и туристско-рекреацион-ного типов. Особенностью российского типа ОЭЗ является привлечение прямых инвестиций в приоритетные экономические виды деятельности21. Также частым методом регулирования инвестиционной деятельности в России является государственные субсидии и гранты, реципиентами которых выступают как отдельные отрасли, так и целые депрессивные регионы.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Положительные моменты, отмеченные в зарубежной практике, заключаются в том, что в экономике зарубежных стран реализуется масштабный подход к совершенствованию механизма повышения инвестиционного потенциала, проявляющийся в:

• Развитии нормативно-правовой базы, выражающийся, прежде всего, во введении льготных налоговых и таможенных режимов для предприятий с инвестициями.

• улучшении системы оценки эффективности привлекаемых инвестиционных ресурсов;

• активном взаимодействии государства и представителей бизнеса;

• применение принципов научного планирования и прогнозирования объёма инвестиционных ресурсов, позволяющих обеспечить баланс спроса и предложения и удовлетворение потребностей развития национальной экономики и жизни людей.

21 Щербаков В.Н., Дубровский А.В., Мишин Ю.В. Инвестиционный

потенциал и промышленный рост. 3-е изд. М.: Дашков и Ко, 2020.

434 с.

Вместе с тем необходимо отметить эффективные методы и инструменты механизма инвестиционного потенциала, используемые в политике зарубежных стран, которые могут быть применимыми к текущему механизму инвестиционного потенциала России в промышленном секторе, в частности в отрасли машиностроения в целях обеспечения экономической безопасности государства.

Опыт многих европейских государств демонстрирует, что процессы взаимодействия государства с бизнесом в целях повышения инвестиционной активности необходимо разделять по масштабу ведения деятельности предприятий. Метод предусматривает реализацию стратегии инвестиционного развития с приоритетом на малый и средний бизнес, удовлетворяя интересы большего количества участников национальной экономики. При этом метод выбора приоритетов на малый и средний бизнес во многом направлен на удовлетворение интересов непроизводственных отраслей экономики. В текущей экономической парадигме России процессы инвестиционной деятельности в малом и среднем бизнесе значительно обособлены от общего механизма регулирования инвестиционной деятельности, который в большей степени направлен на развитие экономки за счёт крупных предприятий. Успешная практика смещения акцента инвестиционных приоритетов с крупных предприятий на малые и средние, продемонстрированная в опыте США и Германии, позволит нарастить темпы экономического роста в сфере услуг, включая услуги технического обслуживания, проектной разработки и пр. В контексте роли использования данного зарубежного опыта в промышленности, в отрасли машиностроения следует отметить, что развитие инвестиционного потенциала малых и средних субъектов предпринимательства, представляющих в большей мере сферу услуг позволит снизить объем существующих угроз

экономической безопасности, связанных с зависимостью частного отечественного сектора экономики от импортного обслуживания оборудования и техники, задействованного в производстве.

Метод увеличения вовлеченности финансовой сферы в развитие реального сектора также является положительным примером реализации процессов инвестиционного потенциала, которые могут быть применены к российскому промышленному сектору в качестве элемента обеспечения экономической безопасности. При этом вовлеченность банковских организаций в операции по инвестициям качественно влияет на развитие здоровой конкуренции в экономике государства, позволяет нивелировать угрозы снижения конкурентоспособности машиностроительной отрасли. Актуальное положение реальной экономики России в отрасли машиностроения демонстрирует низкую вовлеченность кредитно-финансовых организаций в процессфинансирования инвестиционных программ, кредитования предприятий. Учитывая опыт зарубежных государств в России необходимо более активно привлекать банковский сектор к процессам инвестиционной деятельности. В рамках создания таких инвестиционных связей наиболее активное участие в процессах финансирования должны продемонстрировать крупные банки с высокой долей участия государства в них. Это необходимо для более быстрого старта осуществления капитальных вложений, ведь, гарантом для банка также выступит государство.

Значительный успех в развитии механизма инвестиционного потенциала может оказать коррекция инструмента государственного финансирования (субсидирования) отраслей и регионов государства, в частности отрасли машиностроения. При этом коррекция механизма должна быть связана с этапами бюджетного процесса, на которых происходит перераспределение государственного финансирования (субсидий, дотаций,

грантов и пр.) между федеральными, региональными и муниципальными бюджетами. В процессах развития инвестиционного потенциала в системе обеспечения экономической безопасности России будет полезен опыт Канады, где межбюджетные трансферты предоставляются горизонтальным и вертикальным путём с учётом пропорциональной необходимости развития областей, отраслей и сфер экономики, что максимизирует эффективность предоставляемых государством денежных средств бизнесу. В контексте снижения угроз экономической безопасности предложенные меры будут способствовать более эффективной модернизации, замене основных фондов на производствах машиностроительной отрасли, что позволит снизить угрозы полного изнашивания основных средств, которые потенциально замедляют наращивания объёмов производства, выпуск новой (усовершенствованной) продукции. Также положительным примером инструмента, который может быть применён в политике регулирования инвестиционной деятельности в России, могут стать процессы, «выравнивающие» субсидии правительства на уровне регионального перераспределения средств для некоторых субъектов национальной экономики, последующее использование средств которых будет в ведении местной власти. Данный инструмент, в частности, может быть полезен российской экономике в обеспечении экономической безопасности в отношении развития депрессивных и отстающих регионов государства, некоторых отраслей экономики в них.

Важную роль в эффективности процесса развития инвестиционного потенциала машиностроительной отрасли играют государственные институты, что подтверждает успешный опыт их создания и развития Японией. Методы активизации инвестиционных процессов за счёт инструмента институциональной формы — государственно-частного партнёрства позволил азиатскому госу-

дарству реализовать множество крупных инвестиционных проектов с участием как внутренних инвесторов, так и за счёт прямых иностранных инвестиций22. Похожий опыт использования института государственно-частного партнёрства в США демонстрирует примеры привлечения инвестиций не только для конкретных инвестиционных проектов, но и для развития целых отраслей экономики. Данный подход может эффективно перенесён на российский механизм инвестиционного потенциала машиностроительной отрасли для целей обеспечения экономической безопасности государства. Особенностями его реализации может стать вектор привлечения прямых инвестиций не из западных стран, а из азиатских регионов (например, из Китая, Индии и др.). Развитие институциональной формы позволит нивелировать угрозу экономической безопасности в проблеме зависимости экономики государства от определённых государств-партнёров, которые осуществляют недружественную политику в отношение России, применяя различные ограничительные меры.

Процессы оценки реализации политики развития механизма также занимают важное место в курсе развития механизма инвестиционного потенциала. Оценка реализации должна производиться как на уровне государственного управления, так и на уровне субъектов, осуществляющих капитальные вложения. Важными особенностями должны стать определение критериев, показателей и индикаторов инвестиционной деятельности, которые будут демонстрировать не только общеэкономические показатели эффективности (ВВП на душу населения, объем инвестиций в сектора экономики), но и показатели реального улучшения качества жизни населения (например, создание новых рабочих мест, строительство общественной инфраструктуры и пр.).

22 Кузнецов А.В. Особенности инвестиционной стратегии Японии и перспективы сотрудничества с Россией // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 6. С. 108-117.

В России может быть применён опыт зарубежных государств, где отдельное место в оценке инвестиционной деятельности отводится кредитно-финансовым учреждениям, которые осуществляют значительный объем финансирования бизнеса, что в рамках обеспечения экономической безопасности позволит осуществлять эффективный мониторинг вызовов, угроз и рисков российской экономики, в частности в отдельных ее отраслях — машиностроении.

Также в развитии механизма инвестиционного потенциала России необходимо учесть опыт Франции, где особый акцент развития экономики смещён в пользу регионов с более низкими темпами развития. Данная стратегия в большей мере позволит определять необходимые полюса развития экономики государства и активизировать в них процессы инвестиционной деятельности. В контексте обеспечения экономической безопасности поиск полюсов роста может быть ориентирован на отрасль машиностроения, которая является значимым драйвером экономического развития государства. Вместе с тем используемые полюса роста экономики позволят конкретным отраслям экономики получить дополнительное государственное и частное финансирование, что снизит общий уровень угроз.

Значимым инструментом механизма, результаты развития которого демонстрирует Китай и многие азиатские государства — особые экономические зоны, также необходимо совершенствовать в современной инвестиционной стратегии России. Эффективные экономические зоны, адаптированные по зарубежному подходу, позволят локализовать инвестиции в необходимые сферы экономической деятельности с учётом требований конкретного региона или отрасли. Для целей экономической безопасности особые экономические зоны позволят нивелировать ряд угроз, связанных с кадровыми ресурсами, развитием научно-технологической базы в сфере маши-

ностроения, привлекая и сосредотачивая финансирование в конкретную область экономической деятельности.

Использование отдельных инструментов и методов успешной зарубежной инвестиционной политики в российском механизме инвестиционного потенциала не может реализовываться без должной комплексности и согласованности применяемых мер воздействия с уже используемым механизмом. В рамках достижения целей экономической безопасности выбор и апробация зарубежного опыта должен производиться в соответствии с определёнными национальными целями, приоритетами государства. При этом важным аспектом в решении применения опыта политики и инструментов должны стать национальные особенности: ресурсная, экономическая, политическая, социальная и инфраструктурная составляющая.

Для достижения наиболее эффективного результата в экономике каждый из

примеров зарубежного опыта должен быть скорректирован на национальные особенности и использован во взаимодействии с текущим российским механизмом. Модернизация особых экономических зон, бюджетное реформирование, государственные дотации, активизация финансовых институтов и поддержка МСП позволят лишь комплексно качественно улучшить российский механизм инвестиционного потенциала в целях достижения экономической безопасности.

Резюмируя, апробация зарубежного опыта инвестиционной политики на территории России позволит повысить уровень инвестиционной привлекательности регионов, отраслей и государства в целом, увеличит степень инвестиционного развития, что позволит в полной мере реализовать механизм инвестиционного потенциала страны, обеспечит должный уровень экономической безопасности России.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-16.

2. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал / В.Д. Андрианов. Москва : Экономика, 1999. 662 с.

3. Беликова К.М. Инвестиционная политика и стратегии привлечения инвестиций в Южной Корее: ретроспектива и современное состояние / К.М. Беликова // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 2. С. 131-136.

4. Гребенкина С.А. Управление развитием территорий: международная практика / С.А. Гребенкина // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 32. № 4. С. 63-67.

5. Коробова О.В. Управление особыми экономическими зонами в РФ: проблемы и перспективы / О.В. Коробова, В.В. Жариков, В.В. Безпалов // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 279-284.

6. Кузнецов А.В. Особенности инвестиционной стратегии Японии и перспективы сотрудничества с Россией // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 6. С. 108-117.

7. Мирзабалаев Р.В. Траектории исследования экономического пространства: российская и зарубежная практика / Р.В. Мирзабалаев, Л.Н. Чайникова // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 10. С. 3881-3894.

8. Невьянцева Л.С. Зарубежный опыт реализации региональной инвестиционной политики и возможности его применения в условиях России / Л.С. Невьянцева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2022. Т. 9. № 1. С. 94-103.

9. Седова Н.В. Роль инвестиционной деятельности в развитии промышленности Российской Федерации / Н.В. Седова, К.А. Дмитренко // Финансовый менеджмент. 2021. № 6. С. 33-41.

10. Поконов А.А. Проблемы и задачи развития отечественного машиностроения (на примере машиностроения для лесопромышленного комплекса Российской Федерации) / А.А. Поконов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 12А. С. 279-285.

11. Пушилина И.С. Зарубежный опыт управления инвестиционной привлекательностью территорий и возможности его использования в современных условиях / И.С. Пушилина // Вопросы управления и экономики: современное состояние актуальных проблем : материалы LXXX международной научно-практической конференции (г. Москва, 09 февраля 2024 г.) : сборник научных статей. Москва : Интернаука, 2024. С. 56-60.

12. Хашимова Н.А. Основные принципы построения механизма формирования инвестиционного потенциала / Н.А. Хашимова, А.К. Исхаков // Молодой учёный. 2017. № 1-3(135). С. 32-36.

13. Щербаков В.Н. Инвестиционный потенциал и промышленный рост / В.Н. Щербаков, А.В. Дубровский, Ю.В. Мишин. 3-е изд. Москва : Дашков и К, 2020. 434 с.

14. Djurabaevich, D.O. Features of management and clustering of beekeeping farms / D.O. Djurabaevich // International journal of social science & interdisciplinary research. 2022. Vol. 11. Iss. 05. С. 206-215.

15. Lee, K.Y. From Third World to First: The Singapore Story 1965-2000 / K.Y. Lee. Sinpapore : Singapore Press Holdings, 2000. 752 p.

16. Taylor, L. Structuralist macroeconomics: Applicable Models for the Third World / L. Taylor. New York : Basic Books, 1983. 234 p.

17. Serdyukova, O.I. Foreign experience of attracting investments into the economy / O.I. Serdyukova, A.V. Mankieva // Issues of economics and law. 2017. Vol. 5. P. 19-23.

18. Novoselova, L.V. About the implementation of the investment component of the strategy of eco nomic growth in the PRC / L.V. Novoselova // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal 2016. Vol. 4. P. 63-72.

19. Umarova, N.B. Features of the investment climate of Singapore and the Republic of Uzbekistan / N.B. Umarova // Achievements of science and education. 2020. Vol. 9. Iss. 63. P. 20-24.

20. Доклад о мировых инвестициях 2023 год. Инвестиции в устойчивую энергетику для всех / предисловие А. Гутерриш. Организация Объединённых Наций, 2023. 61 с.

Comparative analysis of domestic and foreign experience in implementing the investment potential mechanism in the system of economic security

Artem Andreevich Korolev

Postgraduate student Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Scientific advisor: Valery Vasilyevich Bezpalov

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of National

and Regional Economics Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Abstract. This article considers foreign approaches to the implementation of the mechanism of investment potential in the system of economic security on the example of such states as the United States, China, Singapore, Germany, France, the Republic of Korea, Japan, and Canada. The purpose of the work is to conduct a comparative analysis of domestic and foreign experience, to assess the possibility of applying certain elements, tools, and methods of foreign mechanisms of investment potential in the Russian economy in the industrial sector in the example of machine-building industry in the framework of economic security of the state. The analysis resulted in proposals for the use of various elements of the mechanism of investment potential in the machinebuilding industry, taking into account the current economic state of Russia in the system of ensuring economic security of the state.

Key words: economic security, investment potential, machine-building industry, mechanism of investment potential development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.