Научная статья на тему 'Анализ основных направлений снижения масштабов теневой экономической деятельности в условиях реформирования Российской экономики'

Анализ основных направлений снижения масштабов теневой экономической деятельности в условиях реформирования Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
931
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SHADOW ECONOMIC ACTIVITY / "ТЕНЕВАЯ ЛОВУШКА" / "SHADOW TRAP" / РЕПАТРИАЦИИ РОССИЙСКИХ КАПИТАЛОВ / THE REPATRIATION OF RUSSIAN CAPITAL / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / TAX BURDEN / ИНВЕСТИЦИОННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / INVESTMENT CREDITING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко Александр Эдуардович, Шушунова Татьяна Николаевна

В трансформирующейся социально-экономической системе России теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства. Поэтому анализ мероприятий по борьбе с теневой экономической деятельностью может рассматриваться как механизм обеспечения экономической безопасности страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE BASIC DIRECTIONS OF REDUCTION IN THE SCALES OF SHADOW ECONOMIC ACTIVITY UNDER THE CONDITIONS OF REFORMING THE RUSSIAN ECONOMY

In the transformed social and economic system of Russia shadow economy does damage to budget, decreases the effectiveness of macroeconomic policy, worsens investment climate, competitory medium for the law-abiding taxpayers does damage to the national interests of state. Therefore the analysis of measures for the fight with the shady economic activity can be considered as the mechanism of providing an economic national safety.

Текст научной работы на тему «Анализ основных направлений снижения масштабов теневой экономической деятельности в условиях реформирования Российской экономики»

_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 9_

УДК 330.161

А. Э. Бойко, Т. Н. Шушунова*

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, ул. Миусская пл., д. 9 * e-mail: serg-1167@yandex.ru

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СНИЖЕНИЯ МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В трансформирующейся социально-экономической системе России теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства. Поэтому анализ мероприятий по борьбе с теневой экономической деятельностью может рассматриваться как механизм обеспечения экономической безопасности страны

Ключевые слова: теневая экономическая деятельность, «теневая ловушка», репатриации российских капиталов, налоговое бремя, инвестиционное кредитование.

В настоящее время в России расширение масштабов теневой экономической деятельности представляет серьезную угрозу для национальной безопасности. Под теневой экономической деятельностью понимается система социально-экономических отношений, осуществляемых с нарушением формальных (правовых)

институциональных ограничений и скрываемых от официальной статистики [1]. Причины положительной динамики теневого сектора отечественной экономики связаны с отставанием правовой базы регулирования рыночных отношений; со снижением качества трудового потенциала (несформированность значительной прослойки класса мелких предпринимателей и собственников); с «бегством интеллектуального капитала России» в страны с более благоприятными экономическими условиями; с замедлением и ухудшением воспроизводства высококвалифицированных кадров для наукоемких производств и науки, обусловленным сокращением финансирования науки; с сокращением промышленного потенциала страны.

Кроме того, для современной отечественной экономики существует определенная доля вероятности попадания в «теневую ловушку», характеризующуюся распространением теневой экономической деятельности на подавляющую часть отраслей народного хозяйства при невозможности мобилизации государственных ресурсов. Такая ловушка может повлечь за собой «эффект воронки», при котором функционирование в сфере «теневой» экономики становится выгодным, если в ней задействовано большое количество людей. «Эффект воронки» определяется через долю трудоспособного населения, занятого в «теневой» экономике: если эта доля превышает 40%, затягивание в «воронку» необратимо.

Необходимость снижения масштабов теневой экономической деятельности обусловлена следующими факторами:

- в общем контексте глобализации мировой экономики Россия не может занять должного места в мировом сообществе, находясь во

коррумпированных

главе списка наиболее стран;

- теневая экономика несет в себе угрозу национальной безопасности страны;

- стратегическое значение проблемы не ограничивается долгосрочным характером ее решения. Она связана с коренными преобразованиями всей экономической системы страны, а это означает смену парадигмы социально-экономического развития, формирование среднего класса.

За последнее десятилетие выделились два подхода к решению проблем теневой экономической деятельности. Первый - либеральный, сопровождавшийся идеями полной легализации всей теневой экономики и связанный со сверхвысокими темпами первоначального накопления капитала. Решение проблем теневой экономики на основе данного подхода привело к образованию мощных финансово-производственных групп, проникающих в высшие уровни власти, и подавлению нормальной предпринимательской деятельности.

Второй подход - репрессивный, реализация которого направлена на расширение и укрепление силовых органов власти, улучшение взаимодействия спецслужб, усиление мер наказания и ужесточение законодательства. Государственный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами дохода сопровождался принятием ряда нормативно-правовых актов. Однако в условиях рыночных преобразований они привели к дальнейшему росту теневой экономической активности, поскольку не были нацелены на устранение условий, ее порождавших. Использование комплекса

репрессивных мер, сопровождавшихся ужесточением налогового законодательства, и усилением на этой почве криминальных тенденций, привело к росту социального напряжения, всплеску безработицы, вывозу капитала и ряду других негативных последствий.

Поэтому в сложившихся условиях необходим новый, комплексный подход, направленный на

ограничение масштабов и роли теневой деятельности и обеспечивающий широкие возможности для развития легального бизнеса в России. Кроме того, меры государственного регулирования должны приниматься во всех регионах одновременно: если в одном из регионов страны режим ужесточается, то, соответственно, бизнес просто уходит в другие регионы, которые становятся своеобразными «внутренними» оффшорными зонами.

Сокращение сферы теневой экономики в такой стране как Россия - задача высокого уровня сложности. Для эффективного противодействия теневой экономической деятельности необходимо провести коренные изменения в макроэкономической политике. Следует создать истинно рыночную систему налогообложения с целью ослабления жесткости денежной политики и увеличения внутреннего спроса. Для определения подходов к реформированию системы налогообложения малых предприятий необходимо соблюсти интересы предпринимателей и государства. На основе этих интересов можно выделить критерии, которые позволят судить об эффективности налоговой системы:

- простота (налог должен уметь рассчитать и уплатить и сам предприниматель) и незаметность («лучший налог тот, которого не замечают»);

- стабильность и устойчивость. Предприниматель не может сам отслеживать изменения в законодательстве;

- синергизм — налоги должны дополнять друг друга для достижения продуктивного сосуществования;

- учет не только фискального, но и прочих интересов государства.

Под нейтральностью налога будет пониматься выделение нескольких сфер, в которых создадутся подлинно равные условия налогообложения, потому как на практике создание равных условий для всех не предоставляется возможным.

Также необходимо снижение налогового бремени, чтобы увеличить прибыль, используемую на обновление и развитие производства. В силу разрыва между высоким уровнем налогового пресса и низким уровнем собираемости налогов существует реальная возможность снизить этот пресс для законопослушного бизнеса и не допускать ущерба для бюджета. При уменьшении ставки налоговое бремя распределяется более равномерно в долгосрочной перспективе. Снижение налогов также является способом снизить уровень налоговых махинаций. Увеличение качества предоставляемых государством услуг, оптимизация государственных расходов и снижение налогового давления позволят преодолеть психологическую проблему преодоления недоверия налогоплательщиков к проводимой государством политике: экономической, бюджетной, налоговой.

Важнейшими требованиями бизнеса к налоговой системе наряду с облегчением налогового бремени

являются следующие: сократить множественность налогов, оставив около десяти самых важных; упростить порядок их взимания; устранить налоговый произвол местных властей; прекратить беспрерывные изменения порядка налогообложения.

Другим направлением противодействия теневой экономической деятельности является создание благоприятного инвестиционного климата для стимулирования развития приоритетных отраслей экономики. В настоящее время становится необходимым принятие либерального подхода к структурной перестройке экономики,

заключающегося в ставке на частное предпринимательство и частные инвестиции и создании для них наиболее благоприятных условий. Однако, частные инвестиции и прямые иностранные инвестиции, на которые следует делать ставку в реструктуризации экономики и обеспечении экономического роста, чрезвычайно чувствительны к инвестиционному климату. Достижение этих целей требует усилий по обеспечению притока инвестиций, направленных на модернизацию и замену производственного аппарата, усиление

инновационного характера развития, а также мер по поддержанию и созданию общеэкономической инфраструктуры (транспортной, производственной, системы профессионального образования), необходимой для снижения трансакционных издержек в экономике и повышения ее эффективности [2].

Программа для финансовых инвестиций должна быть направлена на содействие развитию факторов, демонстрирующих высокий инвестиционный потенциал объектов рискового финансирования. Увеличение чистых прямых иностранных инвестиций может стать возможным при ограничении экспансии российского бизнеса за границу. В докризисные годы правительство поощряло компании покупать иностранные активы. Однако большое количество крупных сделок было проиграно по политическим причинам. Ряд стран не хотят присутствия российского бизнеса, ссылаясь на особенности российской бизнес культуры и опасаясь экспорта криминала в свои страны. Это показывает, что России стоит поработать над улучшением своего имиджа в глазах иностранных инвесторов. На ситуацию с притоком иностранных инвестиций в большей степени влияет общее недоверие, царящее на рынках. На фоне падений инвестиций в основной капитал это вполне закономерный процесс. Кроме того, ухудшились возможности иностранных инвесторов вкладывать деньги в Россию, а также значительно снизилось их желание рисковать, ведь Россия остается высокорисковой страной. Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют

налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Снижение ставки банковского процента является необходимым условием снижения инфляции. В этой связи сказывается осторожность банков в оценке

перспектив устойчивого подавления роста цен, а также общая ситуация на финансовых рынках. Государственные ценные бумаги из рычага, способствующего снижению инфляции и созданию условий для экономического роста, постепенно превращаются в угрозу стабильности государственных финансов и в тормоз расширения инвестиций и общего роста производства. Поэтому необходимо найти пути ограничения экспансии. Среди этих путей важную роль играют регулирование доходности государственных обязательств, привлечение иностранных инвесторов на рынок российских государственных ценных бумаг.

Условия повышения инвестиционной активности банков в области инвестиционного кредитования следующие: снижение ставки рефинансирования; снижение доходности вложений в ГКО и другие государственные ценные бумаги; повышение внутренней устойчивости коммерческих банков; развитие лизинговых схем кредитования, рассматриваемое в том числе как один из способов решения проблемы залога; развитие межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов; развитие механизма гарантий по инвестиционным кредитам.

Важным инструментом снижения теневой экономической деятельности может стать разработка

и реализация программы по репатриации российских капиталов с учетом мирового опыта и возможностей России. В ней должны найти отражение меры политического и экономического характера, связанные с превращением капиталов соотечественников, работающих за рубежом, в реальный инвестиционный ресурс России. В настоящее время возврат капитала в страну осуществляется по двум направлениям: взятие синдицированного кредита у зарубежных банков и покупка компаний за рубежом [3]. Действующее законодательство не мешает использовать такие схемы.

Анализируя вышеперечисленные проблемы, можно утверждать, что решение проблемы теневой экономической деятельности в нашей стране возможно при взаимодействии государства и общества. Большинство инструментов борьбы с теневой экономикой известны, однако они используются не комплексно и бессистемно. Поэтому главная задача - не поиск новых методов и средств борьбы, а формирование соответствующего пакета инструментов из уже известных и опробованных элементов. Только комплексное использование вышеперечисленных мероприятий может привести к ограничению масштабов теневой экономики, становлению здорового экономического климата.

Бойко Александр Эдуардович студент Института экономики и менеджмента РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Шушунова Татьяна Николаевна к.т.н., доцент кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

26. Авдийский В.И., Дадалко В.А. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учеб. пос. для вузов. — 2 - е изд. — М.: Инфра - М, 2010. — С.14-96.

27. Никитина А. Ю. Становление новой модели инвестиционного климата в России / А.Ю. Никитина, Т.Н. Шушунова // Успехи в химии и химической технологии: сб. науч. тр. Т. XXVIII, N° 3(152). — М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2014. — С.127-129.

28. Иванец Ю. Л. Противодействие выводу капитала за рубеж: зарубежный опыт / Ю. Л. Иванец // Налоги и налогообложение. — 2011. — № 11. — С.61-79.

Boyko Alexander Eduardovich, Shushunova Tatiana Nikolaevna* D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: serg-1167@yandex.ru

ANALYSIS OF THE BASIC DIRECTIONS OF REDUCTION IN THE SCALES OF SHADOW ECONOMIC ACTIVITY UNDER THE CONDITIONS OF REFORMING THE RUSSIAN ECONOMY

Abstract

In the transformed social and economic system of Russia shadow economy does damage to budget, decreases the effectiveness of macroeconomic policy, worsens investment climate, competitory medium for the law-abiding taxpayers does damage to the national interests of state. Therefore the analysis of measures for the fight with the shady economic activity can be considered as the mechanism of providing an economic national safety.

Key words: shadow economic activity, "shadow trap", the repatriation of Russian capital, tax burden, the investment crediting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.