СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 338.45(470)
инвестиционная политика финансирования
промышленных предприятий
д. а. цыганов,
соискатель кафедры экономики и финансов E-mail: [email protected] Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
В статье исследованы условия функционирования промышленного сектора экономики России и проведена оценка эффективности методов его финансирования. Целью работы являлась разработка направлений инвестиционной политики финансирования российского производства с использованием различных ресурсов для повышения экономического потенциала данного сектора. На основе данных статистических наблюдений и сравнительного анализа зарубежного опыта была проведена оценка финансовых и институциональных условий развития российских промышленных предприятий, в результате которых были выделены основные угрозы и риски потери финансовой устойчивости.
Автором описаны тенденции функционирования российских промышленных предприятий с учетом региональной специфики, в которых отмечены проблемы низкой конкурентоспособности, недостаточного объема инвестирования, сокращения выпуска машиностроительной продукции, отсутствия стратегического управления в операционной деятельности и высокой налоговой нагрузки на предприятия. Для выхода промышленного сектора на стадию устойчивого развития автором выделены направления стратегического развития в целях преодоления экономических угроз и повышения экономического роста. При этом предложены методы управления в разработке долгосрочной стратегии индустриального развития государства. Для решения данных задач рекомендовано применять механизм финансирования с учетом критериев оценки экономической безопасности секторов экономики.
Основными из указанных критериев являются: объем финансирования оборотными средствами, уровень рентабельности, темпы роста производительности, доля НИОКР в объеме производимой продукции (работ), темпы ежегодного обновления основных фондов.
В основе механизмов финансирования российской промышленности предложено использовать концессионные соглашения государства с частными и иностранными инвесторами, основанные на жестком контроле отраслевых министерств за оттоком капитала крупных компаний и использованием их прибыли в долгосрочном финансировании производства. Данные методы рекомендовано внедрять на основе проведения институциональных преобразований в управлении отраслевой структурой российской экономики и активизации банковского сектора в финансировании отечественной промышленности.
Реализация предложенных методов стимулирования промышленных предприятий позволит обеспечить финансовую устойчивость промышленного сектора российской экономики и его конкурентоспособность на международных рынках, повысить эффективность процессов инвестирования государства.
Ключевые слова: экономическая безопасность, инвестиционный процесс, проектное финансирование, государственное финансирование, финансирование промышленного и научно-технического развития, управление эффективностью инвестиционными проектами, механизм устойчивого развития промышленности
Введение. Устойчивое развитие российской экономики связывают с решением проблем преодоления стагнации в промышленном производстве, построением комплексной системы отраслевого развития, снижением импортозависимости экономики, ростом инвестиций в экономике и повышением конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Неблагоприятные условия функционирования связаны с длительным стимулированием определенных секторов экономики, добывающих минерально-сырьевые ресурсы (что снизило заинтересованность бизнеса), и сокращением инвестиций в обрабатывающих и производственных секторах экономик. Из-за недостатка финансирования остановился рост производства секторов машиностроения, технологического оборудования, транспортных средств и авиационной техники. Данные факторы создают угрозы экономической безопасности для российской экономики, снижают ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность для долгосрочного финансирования [5, с. 78].
Данные научно-исследовательских отчетов о посткризисном развитии в России подтверждают падение производства в большинстве регионов и наличие особых зон инвестиционного роста только в Приморском, Краснодарском крае, Сахалинской области и в Чеченской республике. Положительная динамика роста производства присутствует лишь в 40% регионах нашей страны: в Татарстане, Башкортостане, Пермском крае и в регионах «новой индустриализации» (Калужская, Калининградская, Ленинградская и Белгородская области). Зависимость российских предприятий от внешнеэкономической конъюнктуры рынков, финансирования международными кредитными организациями ухудшает общее состояние промышленного потенциала нашей страны и, как отмечено в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [8], является основной угрозой ее национальной безопасности.
Финансирование промышленных предприятий: инвестиции сокращаются, проблемы нарастают. При анализе темпов инвестирования в машиностроительный сектор следует отметить устойчивую тенденцию сокращения, начиная с показателя 2008 г. - 3% и до нулевого уровня в 2013 г. Неблагоприятная ситуация в российской промышленности связана с высокой конкуренцией на международных рынках, с жесткой налоговой политикой государства, с низкой заинтересованностью отраслевых министерств и органов регионального
управления в промышленном развитии, с высокими административными барьерами для бизнеса, что подтверждается международными рейтингами условий ведения бизнеса (Россия заняла 92-е место в 2014 г.)
Для выхода экономики на устойчивое развитие государству необходимо определить комплекс различных стимулирующих механизмов, который позволил бы повысить инвестиционную привлекательность объектов финансирования, возродить промышленный и научно-технический потенциал страны, которые обеспечат экономическую безопасность и темпы роста. При этом основными направлениями должны стать кардинальные институциональные преобразования в отраслевой структуре народного хозяйства, формирование направлений инвестиционной политики и необходимых механизмов стимулирования производителей и инвесторов. Планируемый государством в перспективе выход российской экономики на инновационный путь развития требует устойчивого развития крупной промышленности и огромных инвестиционных вложений в подготовку квалифицированных кадров и обновление основных фондов отечественных предприятий.
В процессе ускоренной приватизации российской промышленности произошло разрушение системных взаимосвязей науки и производства, в результате многие конкурентоспособные предприятия не развивались, а иностранные компании заняли внутренний рынок России по многим видам промышленной продукции, производству техники, оборудования и транспорта. Эти процессы сопровождались приобретением пакетов акций национальных предприятий по заниженным ценам, что привело к вытеснению российских предприятий и импортозависимости страны от поставок оборудования, продукции и пр. В настоящее время отечественными экономистами выделяется качественная характеристика угроз производственного и технологического уровня, выраженная в спаде производства, износе основных фондов, разрушении научно-технического потенциала, сырьевой ориентации экономики, импортозависимости, криминализации экономики и деградации природной среды [4, с. 54].
Уровень эффективности управления инвестиционными процессами в государстве необходимо оценивать с точки зрения качества системы управления финансовыми потоками, построения механизмов противодействия оттоку капитала и снижения опе-
раций в «теневом» секторе экономики, бюджетной эффективности в реализации программ и проектов социального и технологического развития. Падение промышленного производства в России в экономических исследованиях связывают с низким уровнем институционального регулирования финансовых рынков и развитием инвестиционной инфраструктуры, необходимы стимулирующие методы развития новых производств, промышленности, поддержки малого предпринимательства в наукоемких технологиях и кооперации с крупными производствами, активизации местных органов самоуправления в развитии промышленной политики и экономического роста территорий на основе создания новых производств в депрессивных регионах [6, с. 69].
Инвестиционная политика должна включать методы разработки оценки технологического состояния предприятий и индикаторов роста секторов, основными из них предложено выделять показатели объема финансирования оборотных средств, критерии рентабельности, производительность, доля НИОКР в объеме всех работ, темпы обновления основных фондов, удельный вес оборудования старше 10 лет, уровень зарплаты к среднему по промышленности и т.д. [1, с. 230-234].
Мониторинг указанных критериев предлагается осуществлять на уровне отраслевых министерств в целях формирования конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности секторов экономики. Данные предложения актуальны, поскольку даже в крупных российских корпорациях отсутствуют конкретные программы в инвестиционной и технологической политике, что приводит к финансовым рискам, техногенным катастрофам, потере бюджетных средств и низкой позиции на конкурентных рынках. Отсутствие жесткого контроля за расходованием и эффективностью бюджетных инвестиций приводит к низкой рентабельности и коммерциализации продукции государственных корпораций (например в «Ко-орпорации нанотехнологий», Фонде содействия реформированию ЖКХ, ГК «Ростехнологии», ОАО «Авиапром»). Наихудшим положением в настоящее время отличается производственный сектор транспортного машиностроения; не имея долгосрочной стратегии, данные сегменты экономики, особенно железнодорожного машиностроения, в 2013 г. характеризовалось спадом производства на 8,8%. Дивиденды ОАО «Российские железные дороги» акционерам с 2012 г. не выплачивает, конкуренция с иностранными производителями закончилась для
-37 (274)
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
Таблица 1 Темпы роста объема инвестиций в основной капитал промышленных предприятий в 2008-2012 гг., в % к предыдущему году
Вид предприятия 2008 2009 2010 2011 2012
Крупные и средние предприятия 105,6 82,5 105,1 110,4 100,7
Все предприятия 109,5 86,5 106,3 110,8 106,6
Источник: составлено на основе данных Минэкономразвития России: Мониторинг и прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, март, 2013. URL: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring.
компании прекращением производства железнодорожных контейнеров и вагонов [7]. Задолженность ОАО «РЖД» составила на конец 2012 г. 412,5 млрд руб. (банковские и синдицированные кредиты, выпуск облигаций), величина обязательств на конец 2013 г. увеличилась до 516,1 млрд руб.1. Компании приходится наращивать выпуск рублевых, евро- и инфраструктурных облигаций, тем самым снижая темпы операционной деятельности [7].
В механизме устойчивого развития российских промышленных предприятий инвестиции должны являться основным ускоряющим фактором, особенно в тех секторах, где износ основных фондов достиг 50-70%. Стабильность и высокопроизводительный характер промышленности в экономически развитых странах достигается путем мультипликативного и акселеративного эффектов от вложения инвестиций. Данная политика не находит своего применения в российской экономике, темпы роста инвестиций в основной капитал российских компаний остаются очень низкими, что не обеспечивает даже основного воспроизводства технологического капитала в промышленности (табл. 1).
Существенное оживление инвестиционной активности наблюдалось в период с 2003 по 2010 г., что положительно сказалось на росте индекса промышленного производства, который достиг 108,2%. Наибольший подъем тогда наблюдался в обрабатывающих секторах и производстве транспортных средств и оборудования [2]. Устойчивое развитие промышленного сектора зависит от функционирования национальной системы инвестиционной безопасности, которая позволяет строго регулировать отток капитала и его размещение крупными
1 Российские железные дороги. URL: http://ir.rzd.ru/static/ public/ru?STRUCTURE_ID=66.
- 2014-
NATIONAL INTERESTS: priorites and security
компаниями (банками) в развитие зарубежного бизнеса, пока эти негативные явления приводят к ежегодному росту вывоза капитала за границу, что снижает воспроизводственные процессы в национальную экономику. Решение данных проблем, по мнению экспертов, следует искать в области следующих направлений:
• формирование инвестиционной политики в развитии промышленного производства в регионах страны;
• сочетание баланса интересов различных участников инвестиционных процессов и общества, стимулирование государством инвестиций в промышленный сектор;
• защита государством собственности (вложений) инвесторов, снижение коррупционного давления на промышленные компании;
• обеспечение конкуренции на инвестиционном рынке и развитие различных механизмов инвестирования;
• разработка методов регулирования инвестиционной безопасности и доходности вложений в программы отраслевого развития;
• создание патриотической и идеологической мотивации инвестиционных вложений в национальную экономику крупными компаниями, банками и инвесторами в целях инновационного и экономического развития страны. Россия обладает высоким потенциалом территориального развития, это открывает значительные перспективы по участию страны в мировом рынке прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Особо масштабное привлечение ПИИ требуется в национальное производство, что позволит создать индустриальный потенциал, новые технологии и конкурентоспособные производства. Создание финансовых механизмов преодоления технологического отставания России от развитых стран необходимо начать с конкретных планов отраслевого развития и промышленной политики на долгосрочную перспективу. Привлечение ПИИ в развитие регионов страны должно соответствовать долгосрочной стратегии государства и критериям экономической безопасности, приоритетами в этом должны стать переход от сырьевой направленности к диверсификации и комплексному инновационному развитию производства [9, с. 40].
Основным фактором развития российской промышленности должно стать стимулирование развития финансового рынка, привлечение долгосрочных капиталов в российскую экономику и
обеспечение перелива инвестиционного капитала в наиболее перспективные и конкурентоспособные сектора экономики. Активное взаимодействие крупных компаний со средним и малым инновационным бизнесом создадут конкурентоспособные промышленные предприятия и обеспечат приток капитала частных и зарубежных инвесторов. Методы налогового стимулирования инвесторов повысят капитализацию отечественного фондового рынка и инвестирование отечественного производства. Разнообразные механизмы администрирования, предоставления госгарантий в финансовых операциях повысят прозрачность процедур, объемы вложения капитала и налоговый (бюджетный) эффект для территорий.
Необходимо учитывать факторы обеспечения доходности инвесторов, активно вкладывающих капитал в такие инструменты финансового рынка, которые позволяют им получать наибольшую доходность при минимальных рисках и исключают двойное налогообложение на финансовые результаты от операций. Темпы роста прямого инвестирования развитых и европейских стран находится в пределах 17-22%, наша страна показывает высокие успехи в трансграничных сделках и прямом иностранном инвестировании, однако пока не раскрыт потенциал в инвестировании новых проектов (табл. 2).
Участие России в прямом инвестировании в новые производства и проекты зависит от целенаправленной политики стратегического и комплексного развития секторов экономики, оценки конкурентоспособности отечественных предприятий, задач обеспечения их динамической устойчивости и увеличения экономического потенциала. В ряде экономических исследований отмечен механизм устойчивого развития предприятий за счет индикативного планирования финансовых показателей и их поддержания в определенном диапазоне. При этом рекомендовано использовать управленческие приемы поэтапно: формирование показателей устойчивого развития, оценки качественных и количественных факторов внешней и внутренней среды, проведение управленческих решений по инвестиционным проектам [3, с. 131].
В области принятия инвестиционных решений необходимо основываться на состоянии индикаторов экономической безопасности в промышленных предприятиях, а именно:
• объем уже полученных инвестиций и их отдача;
• уровень рентабельности и производительность;
Таблица 2
Мировые прямые иностранные инвестиции, трансграничные сделки М&А*, инвестиции в новые проекты по основным странам мира в 2010-2011 гг., млрд долл.
Страна, регион ПИИ Трансграничные сделки M&A Инвестиции в новые проекты
2010 2011 Темпы роста, % 2010 2011 Темпы роста, % 2010 2011 Темпы роста, %
Весь мир 1 289,7 1 508,6 17,0 338,8 507,3 49,7 807,0 780,4 -3,3
Развитые страны 635,6 753,2 18,5 251,7 396,3 57,4 263,5 229,9 -12,7
Европа 346,8 425,7 22,8 123,4 191,2 55,0 148,9 145,2 -2,5
Европейский союз 314,1 414,4 31,9 113,5 162,8 43,3 143,1 142,2 -0,7
Развивающиеся страны 583,9 663,7 13,7 82,8 78,8 -4,8 491,6 498,1 1,3
Африка 54,7 54,4 -0,7 7,6 6,3 -17,1 84,1 76,6 -8,9
Южная Африка 1,2 4,5 269,2 3,9 4,4 10,6 5,9 9,1 55,0
Латинская Америка и Карибы 160,8 216,4 34,6 29,5 20,3 -31,3 118,2 126,9 7,3
Аргентина 7,0 6,3 -10,0 3,5 -0,2 -107,1 7,1 11,6 62,8
Бразилия 48,4 65,5 35,3 8,9 15,1 70,5 43,2 59,7 38,2
Чили 15,1 17,6 16,4 1,6 0,6 -65,0 8,1 11,6 43,5
Западная Азия 58,2 50,4 -13,4 4,6 9,5 105,8 52,0 60,2 15,7
Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия 308,7 343,7 11,4 32,1 42,7 33,2 236,2 231,4 -2,1
Китай 114,7 124,0 8,1 6,0 9,0 50,8 84,6 81,9 -3,2
Индия 24,6 34,0 37,9 5,5 12,5 125,2 45,4 51,5 13,6
Индонезия 13,3 19,7 48,2 1,7 6,5 287,8 11,7 22,2 90,7
Малайзия 9,1 11,6 27,6 3,4 4,5 31,3 12,8 10,7 -15,7
Сингапур 38,6 41,0 6,1 4,6 4,5 -2,1 13,6 16,6 22,3
Юго-Восточная Европа и СНГ 70,2 91,7 30,6 4,3 32,2 644,5 51,8 52,3 0,9
Российская Федерация 41,2 50,8 23,4 2,9 29,0 895,9 33,4 19,5 -41,4
* Сделки M&A (англ. Mergers & Acquisitions) - сделки слияния и поглощения, в ходе которых происходит передача контроля по управлению компаниями.
Источник: составлено на основе обзора мирового рынка прямых инвестиций. URL: http://inventure.com.ua/main/analytics/analysis/ obzor-mirovogo-rynka-pryamyh-investicii-v-2011-godu.
• темпы применения новых научных разработок в производственной и финансовой деятельности;
• ежегодные темпы обновления основных фондов и удельный вес оборудования в них старше 10 лет;
• уровень подготовки высококвалифицированных кадров и их зарплаты к среднему по экономике.
В вопросах создания новых механизмов устойчивого развития отечественной промышленности необходим комплексный подход с учетом совокупности всех факторов и существующего потенциала регионов России. Предварительная оценка слабых и сильных сторон, угроз и возможностей территорий (SWOT-анализ) позволит выбрать механизмы повышения конкурентоспособности каждого региона и тем самым создать условия для синергетического эффекта и экономического роста национальной экономики в целом. При финан-
сировании промышленных проектов необходимо учитывать риски и экономические угрозы, которые обеспечат эффективную работу механизма секторально-отраслевой диверсификации, кооперации, использования уникальных потенциальных возможностей и конкурентных преимуществ территории. Данные предложения основаны на общем анализе эффективности финансирования государством промышленных кластеров и новых региональных проектов, объемы производства продукции (услуг) в которых сокращаются в последнее время, несмотря на некоторое оживление в развитии и первые оптимистические показатели в 2011 г.
Отсутствие стратегического изучения конъюнктуры рынков и коммерциализации новой продукции часто приводит к неэффективному использованию бюджетных инвестиций, снижению производительности секторов (производство транспортных средств имеет рентабельность продаж и активов
Источник: составлено автором на основе обзора научных исследований.
Таблица 3
Механизмы осуществления концессии с государством в реализации новых проектов
Вид концессии Механизм функционирования Взаимодействие с государством
Build Operate and Transfer - ВОТ Строительство, эксплуатация объекта в течение концессионного срока, его передача По окончании срока объект передается государству
Brownfield contract -ВС Расширение, восстановление, реконструкция существующего объекта Госзаказ на исполнение работ (услуг)
Build, Own and Operate -BOO Строительство, владение и управление нового объекта инфраструктуры, управление им на правах владения и пользования Концессионный срок может не фиксироваться
Build, Own, Operate and Transfer - BOOT Строительство, владение, управление, передача концессионной компании, которая имеет права владения и пользования объектом в течение оговоренного периода времени По истечении установленного периода времени объект возвращается государству
Leasecontract -лизинговый контракт Арендатор несет ответственность за эксплуатацию объекта, получает доход от реализации произведенной на нем продукции и производит арендные платежи государству за пользование имуществом В течение срока аренды государство компенсирует инвестиции в строительство объекта
5,8 и 2,3%)2, хотя в прогнозе их стратегического развития предполагалось получать до 12% роста ежегодно. Успех региональных инвестиционных проектов и функционирование кластеров зависит от разработки механизмов участия и управления государства на основе различных видов концессионных соглашений, которые должны обеспечить эффективное управление государственной собственностью и инвестиционную привлекательность секторов (табл. 3).
Управление эффективностью инвестиционных вложений в промышленные проекты следует проводить не только с точки зрения коммерческой окупаемости, но и с учетом дальнейшей эксплуатации объекта, его бюджетной, социальной и экологической эффективности в региональном развитии.
Заключение. На основе проведенного анализа приходим к выводу, что основным направлением инвестиционной политики в российской экономике должно стать стимулирование государственных и частных капиталовложений в отечественное производство в целях достижения технологического прорыва и повышения конкурентоспособности национальной промышленности. Механизмами развития в этой области могут стать новые концессионные соглашения по участию государства в управлении имущественным комплексом государственных корпораций, контроле за движением инвестиционного капитала банков и крупного бизнеса.
2 Обзор финансовых показателей отраслей промышленности. URL: http:riarating.ru.
Финансовые и институциональные методы регулирования инвестиционного процесса в государстве должны быть направлены на создание мощной промышленной базы, снижение угроз технологического отставания страны, обеспечение высокого кадрового потенциала и научно-технического развития. В основе формирования данных направлений должны присутствовать конструктивные взаимоотношения государства, инвесторов, банков, органов регионального (местного) управления и предприятий. Инвестиции в промышленный сектор должны осуществляться с учетом оценки их окупаемости, обеспечения динамического роста количественных и качественных показателей производства, увеличения экономического потенциала предприятий.
Список литературы
1. Багриновский К.А., Бендиков М.А., Хруста-лёв Е.Ю. Современные методы управления технологическим развитием. М.: Росспэн, 2001. 272 с.
2. Индекс производства по Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru/free_doc/new_site/ business/prom/ind_prom_okved.xls.
3. Кондаурова Д.С. Совершенствование механизма устойчивого развития промышленного предприятия // Материалы II Международной научной конференции «Экономика, управление, финансы». Пермь: Меркурий, 2012. 204 с. С. 130-132.
4. Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2011. 351 с.
-37 (274) - 2014-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:
приоритеты и безопасность priorites and security
5. Лафта Дж. К. Менеджмент / пер. с англ. М.: ТК Велби, 2004. 592 с.
6. Малахова Т.А. Инвестиционные факторы развития российской экономики. Саарбрюккене, Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2011.
7. Машиностроение: тенденции и прогнозы // Аналитический бюллетень Агентства «РИА Рейтинг». Итоги января-июня 2013 г. Вып. 11. URL: www.riarating.ru.
8. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020
года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
9. Орлова Е.Р., Фролова М.П., Бочарова И.Е. Анализ инвестиционной привлекательности секторов экономики и инвестиционной привлекательности регионов России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 35. С. 36-43.
10. Ускова Т.В., КондаковИ.А. Угрозы экономической безопасности региона и пути их преодоления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 2. Т. 14.
National interests: priorities and security Strategy of economic advancement
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
INVESTMENT POLICY OF FINANCING OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
Dmitrii A. TSYGANOV
Abstract
Importance My article explores the modalities for the functioning of the industrial sector of the Russian economy and assesses the effectiveness of its methods of funding.
Objectives I consider the development of the trends of investment policies of funding of the Russian manufacturing using a variety of resources to enhance the economic potential of this sector. Based on the statistical surveys data and comparative analysis of foreign experience, I assess the financial and institutional conditions of the Russian industrial enterprises development, which resulted in identifying of the main threats and risks of the financial stability loss.
Methods I describe the trends of the Russian industrial enterprises taking into account the regional specifics, which specify the issues of the low competitiveness, insufficient investment, reductions in manufacturing of machinery products, the lack of strategic management within the operating activities and the high tax burden on business. In order to bring the industrial sector to the stage of the sustainable development, I identify the trends of the strategic development in order to overcome the economic threats and enhance economic growth. In addition to the above, I propose the management techniques in the development of a long-term strategy of the State industrial development. To solve these tasks, I recommend the funding mechanism, taking into account the criteria for assessing of the economic
security of the economy sectors. The most important criteria are as follows: scope of finance of operating assets, level of profitability, productivity growth rate, the proportion of research-and-development activity in the volume of production (works), the pace of annual update of fixed assets.
Results I have described the trends of functioning of the Russian industrial enterprises taking into account the regional specifics related with the problems of the low competitiveness, the insufficient volume of investment, reduction of release of machine-building production, lack of strategic management of operating activities and high tax load of the enterprises. In order to ensure the sustainable development of the industrial sector, I have identified the directions of the strategic development for the purposes of overcoming of economic threats and to enhance the economic growth. Conclusions and Relevance The realization of the offered methods of stimulation of the industrial enterprises will enable us to use the financial sustainability of the industrial sector of the Russian economy, and to ensure its competitiveness in the international markets and enhance the efficiency of the State investment processes.
Keywords: economic security, investment process, project financing, State financing, industrial financing, scientific financing, technical development financing, investment projects, efficiency management, industry, sustainable development, mechanism
References
1. Bagrinovskii K.A., Bendikov M.A., Khrusta-lev E.Yu. Sovremennye metody upravleniya tekhnolog-icheskim razvitiem [Modern methods of management of technological development]. Moscow, Rosspen Publ., 2001, 272 p.
2. The index of production in the Russian Federation. Federal State Statistics Service. Available at: http://gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/ind_ prom_okved.xls. (In Russ.)
3. Kondaurova D.S. [Improving the mechanism of the sustainable development of an industrial enterprise]. Ekonomika, upravlenie, finansy: mat-ly IIMezhdunar. nauch. konf. [Proc. 2nd Int. Sci. Conf. "Economy, management, finance"]. Perm, Merkurii Publ., 2012, pp. 130-132._
4. Krivorotov V.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva i regionov: uchebnoe posobie [The economic security of the State and regions: a textbook]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2011, 351 p.
5. Lafta J. K. Menedzhment [Management]. Moscow, TK Velbi Publ., 2004, 592 p.
6. Malakhova T.A. Investitsionnye faktory razvitiya rossiiskoi ekonomiki [Investment factors of the Russian economy's development]. Saarbrucken, Germany, LAP Lambert Academic Publishing, 2011.
7. Engineering: trends and forecasts. Analytical
bulletin of "RIA rating" agency. The results for January-June of 2013. Issue 11. Available at: http://www. riarating.ru. (In Russ.)
8. Order of the Government of the Russian Federation "On Approval of the strategy of the innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020" of December 08, 2011 № 2227-p. (In Russ.)
9. Orlova E.R., Frolova M.P., Bocharova I.E. Analiz investitsionnoi privlekatel'nosti sektorov ekonomiki i investitsionnoi privlekatel'nosti regionov Rossii [An analysis of the investment attractiveness of the sectors of economy and investment attractiveness of the regions of Russia]. Natsional'nye interesy: prior-itety i bezopasnost' - National interests:priorities and security, 2013, no. 35, pp. 36-43.
10. Uskova T.V., Kondakov I.A. Ugrozy ekonom-icheskoi bezopasnosti regiona i puti ikh preodoleniya [Threats to the economic security of a region and the ways to counter them]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz - Economic and social changes: facts, tendencies, forecast, 2011, vol. 14, no. 2.
Dmitrii A. TSYGANOV
LLC CatranGEO, Moscow, Russian Federation [email protected]