с
ИННОВАЦИИ
УДК 338.2 doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.2.125.131
JEL: G3, H5, H7, M1, M2, R1
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Анжела Захитовна Намитулина 1, Михаил Николаевич Прокофьев 2, Николай Викторович Воровский 3
1-3 ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49
1 Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Государственные и муниципальные финансы» E-mail: [email protected]
2 Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственные и муниципальные финансы» E-mail: [email protected]
3 Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Государственные и муниципальные финансы» E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 28.04.2016 Одобрена: 12.05.2016
Аннотация. Тема статьи актуальна, так как посвящена описанию источников финансирования предприятий ОПК и особенностям подбора источников финансирования предприятий оборонно-производственного комплекса. В первой части статьи делается обзор финансовых ресурсов и видов источников финансирования организаций и предприятий. Описание современных методов создания инновационного климата, поддержки инновационных идей и внутреннего предпринимательства. Вторая часть статьи описывает направление, формы финансирования на предприятиях, учитывая особенности развития и функционирования оборонных предприятий. Первая фаза исследования заключалась в выявлении основных источников финансирования предприятий в сложных социально-экономических условиях потенциального заказчика оборонной продукции. Вторая фаза исследования заключалась в ранжировании факторов, определяющих использование различных источников финансирования и их влияние на развитие предприятий. Представленная тема исследования особенно актуальна в связи с повышением роли источников финансирования на развитие промышленности для роста инновационной активности предприятий. Актуальность приобретают те, аспекты экономических отношений, которые свя-заны с финансированием новых проектов предприятий оборонно-промышленного комплекса, финансированием государственного оборонного заказа. В современных экономических условиях есть необходимость решения проблем финансового обеспечения организаций оборонно-промышленного комплекса, привлечения новых источников финансирования, развития банковского кредитования в оборонном секторе и участия банков в финансировании проектов предприятий оборонно-промышленного комплекса. Процессы рыночной трансформации предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) приобрели особую значимость в связи с определяющей ролью этих предприятий в обеспечении безопасности страны и со сложностью их адаптации к условиям рынка. В настоящее время только низкий процент гражданских товаров, производимых на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК), идет на экспорт. При этом сохраняется низкая инвестиционная активность в отраслях оборонно-промышленного комплекса, являющегося наиболее высокотехнологической частью промышленности. В современных условиях в Российской Федерации оборонно-промышленный комплекс включает в себя промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники, органы государственного управления и федеральные органы исполнительной власти. В сложившихся условиях актуальной проблемой выхода ОПК из кризиса является формирование системы инвестиционного обеспечения его развития. Цель /задачи. Целью статьи является проведение анализа финансирования инвестиционной сферы предприятий ОПК; разработка оптимальных путей функционирования интегрированных предприятий с целью достижения высокой экономической эффективности в военно-экономическом сотрудничестве на основе мирового рынка военной техники, места оборонного комплекса на нем и обоснование в направлении расширения источников финансирования и инвестиций предприятий оборонно-промышленного комплекса,
Методология. Методической основой данной статьи являются экономико-статистические методы анализа, нормативно-правовые документы в области обеспечения экономической безопасности, публикации в области обеспечения экономической и финансовой безопасности, открытые аналитические материалы в области развития оборонно-промышленного комплекса. Результаты. Для улучшения финансовой и инвестиционной привлекательности предприятий оборонно-промышленного комплекса необходимо улучшить условия привлечения инвестиций в сферу ОПК и расширить полномочия предприятий кредитно-финансовой сферы для активного участия их в процессах финансирования новых проектов предприятий ОПК. Состояние финансирования инвестиционной сферы России характеризуется следующими особенностями: источником воспроизводственного процесса стали исключительно природные ресурсы, многие из которых невосполнимы; незначительный ресурс внутреннихнакоплений и ограниченная возможность частных инвесторов компенсировать недостаточность государственных финансовых ресурсов для преодоления кризиса в инвестиционной сфере; рискованные перспективы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики через рынок ценных бумаг; завышение цены кредитных ресурсов, а для банков сохранение высокого риска несвоевременного возвращения кредитов и достаточно большой срок окупаемости инвестиций (например, в машиностроении от 3 до 7 лет); пассивность банков и других кредитных учреждений в капитализации финансовых ресурсов; низкая эффективность инвестиционных программ, связанных с привлечением прямых иностранных инвестиций; возрос вывоз капитала за грани-
цу, оцениваемый в миллиардах долларов; основным источником инвестиций в реальный сектор являются собственные средства предприятий и организаций (более 60% от общего объема инвестиций); недостаточный уровень правовой регламентации инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в российский сектор экономики, снижающий эффективность организации производства и его реструктуризацию у значительного числа предприятий. Таким образом, осуществление преобразований в процессе рыночной трансформации оборонно-промышленного комплекса - это политика нового тысячелетия. Процессы глобализации и трансформации, особенно в сфере поиска новых источников финансирования и инвестирования предприятий ОПК, показали необходимость поиска новых путей и преобразования уже имеющихся направлений финансирования проектов предприятий оборонно-промышленного комплекса. проведения таких преобразований для России является особенно важным. Выводы /значимость. Практическая значимость работы заключается в ориентации положений, выводов и разработка рекомендаций, направленных на широкое использование, поиск и адаптацию источников финансирования предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые могут использоваться законодательными и исполнительными органами Российской Федерации, Министерством обороны в текущей деятельности.
Ключевые слова: финансирование предприятий ОПК, предприятия оборонно-промышленного комплекса, государственный оборонный заказ.
Для ссылки: Намитулина А. З., Прокофьев М. Н, Воровский Н. В. Источники финансирования и инвестиционной активности предприятий оборонно-промышленного комплекса //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. №2. С. 125-131. ёок 10.18184/2079-4665.2016.7.2.125.131
^т
Реализация экономического потенциала деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса во многом зависит от возможностей и условий финансирования. Наличие источников финансирования и поиска инвестиций их деятельности в настоящее время является одной из главных проблем. Направлениями формирования финансовых ресурсов являются совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия [11, с. 139-149]. Эти источники подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).
При выборе источников финансирования деятельности предприятия ОПК необходимо решить пять основных задач:
1. Определить потребность в кратко- и долгосрочном капитале с учётом новых проектов;
2. Выявить возможные изменения в составе активов и капитала в целях определения и оптимального состава, и структуры;
3. Обеспечить постоянную платежеспособность и, следовательно, финансовую устойчивость;
4. С максимальной прибылью использовать собственные и заемные средства;
5. Снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельности.
Внутреннее финансирование предполагает использование собственных средств. Самыми надежными, среди источников внутреннего финансирования, являются собственные средства. Однако, в связи со спецификой деятельности предприятий ОПК, а также государственного оборонного заказа со стоны государства в отношении продукции этих предприятий в том, что у них нет необходимости стремиться к самофинансированию. В этом случае не возникает проблемы, где взять деньги, снижается риск банкротства. Однако улучшение
самофинансирования и поиск новых источников финансирования и инвестиций предприятий ОПК способствует их стабилизации и увеличению выпуска продукции стратегического военного назначения, что особенно актуально в условиях геополитической нестабильности.
Отраслевая структура промышленной продукции ВПК представлена на рис. 1.
Несмотря на сущностную идентичность, термин ВПК (военно-промышленный комплекс) в последнее время, в России, используется специалистами реже, чем ОПК, что связано с изменением военной доктрины РФ, ориентированной на оборонную концепцию.
Кроме того, развития предприятий ОПК означает их хорошее финансовое состояние, а также наличие определенных преимуществ перед конкурентами, у которых таких возможностей нет. Основными собственными источниками финансирования организации являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.
Финансирование за счет собственных средств имеет ряд преимуществ:
1) за счет пополнения из прибыли предприятия ОПК повышается его финансовая устойчивость;
2) формирование и использование собственных средств происходит стабильно;
3) минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);
4) упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия, так как источники покрытия дополнительных затрат известны заранее.
Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей,
Рис. 1. Отраслевая структура промышленной продукции ВПК 1
но и от внешней среды (налоговой, амортизационной, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики государства).
Закономерно, что, чем большая сумма прибыли идет на финансирование и развитие деятельности, тем потребность в дополнительных средствах меньше. Размер нераспределенной прибыли предприятия зависит в первую очередь от показателя рентабельности хозяйственных операций, а также от дивидендной политики, так как некоторые предприятия ОПК по итогам проведенной конверсии преобразовались в ЗАО. Данный источник самый простой, доступный и эффективный.
Использование прибыли как источника финансирования реальных инвестиций, направленных на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятия ОПК, имеет положительный аспект для предприятия и в том плане, что эта прибыль не облагается налогом на прибыль по существующему налоговому законодательству.
Среди собственных финансовых источников важная роль принадлежит амортизационным отчислениям. Они призваны обеспечить не только
простое, но, в определенной мере, расширенное воспроизводство. В развитых странах мира амортизационные отчисления до 70-80% покрывают потребности предприятий в инвестициях.
С переходом экономики России к рыночным отношениям значимость амортизационных отчислений как источника финансирования предприятий также повысилась. Преимущество амортизационных отчислений как источника по сравнению с другими заключается в том, что при любом финансовом положении предприятия этот источник имеет место и всегда остается в распоряжении предприятия [12, с. 250-253].
Внешнее финансирование предусматривает использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Кроме того, оно предполагает использование денежных ресурсов учредителей предприятия. Такое привлечение необходимых финансовых ресурсов часто бывает наиболее предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает в дальнейшем условия получения банковских кредитов [16, с. 105-115].
1 Выполнено на основе данных, представленных на www.vpk.ru.
Бюджетное финансирование может осуществляться путем предоставления:
• бюджетных инвестиций;
• бюджетного кредита;
• государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ;
• средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе на срок не более 24 месяцев;
• государственных гарантий по возмещению за счет средств федерального бюджета части, вложенных инвестором финансовых ресурсов.
Таким образом, функционирование предприятия ОПК сопровождается непрерывным движением средств, которые представлены в форме расходов средств на приобретение необходимых материально-технических ресурсов, доходов, их последующего распределения и использования. Источники средств, направления и формы, определяются с учетом структуры финансирования и формы привлечения инвестиций, определяются условиями оптимизации на основе проводимого анализа расчетов с поставщиками материальных ресурсов, персоналом предприятия и т.д.
Все эти мероприятия определяют главные цели финансовой деятельности: выбор оптимальных форм финансирования, структуры капитала предприятия и направлений его использования с целью гарантированного достижения высокой рентабельности [15, с. 40-45].
Источники образования денежных ресурсов обеспечивают развитие предприятий ОПК в условиях трансформации экономики [19, с. 370-373]. Наиболее надежными среди финансовых источников являются собственные средства. Однако специфика отрасли ОПК заключается в привлечении и использовании значительных государственных средств и инвестиций.
Со стоны государства для улучшения финансирования и инвестирования предприятий ОПК необходимо:
• укрепить экономические и правовые основы государственного регулирования инвестиционного рынка;
• обеспечить реструктуризацию программ развития предприятий оборонно-промышленного комплекса, для поиска наиболее приоритетных путей реформирования ОПК.
• в рамках военной доктрины и военной реформы совершенствовать государственное управление и обеспечить регулирование процесса реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Также в нынешних рыночных условиях приоритетным является поиск внешних источников финансирования, в том числе привлечение банковских финансовых ресурсов.
Оценка процесса реструктуризации в оборонной промышленности показала, что дальнейшее его развитие должно осуществляться на основе следующих принципов:
• концентрации оборонительного и промышленного потенциала по количеству выпускаемой продукции ОПК;
• оптимизации структуры предприятий на основе обеспечения их конкурентоспособности;
• развития новых форм управления в сфере ОПК;
• оптимизации взаимодействия подразделений предприятий ОПК.
Особую актуальность в настоящее время приобретает формирование эффективного взаимодействия предприятий с банковской системой страны. Традиционно в этой сфере активно работают Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и другие кредитные организации. Однако сегодня требуется масштабное расширение сотрудничества предприятий с банками, причем одновременно с комплексным развитием финансовых инструментов (механизмов), наиболее актуальных с учетом специфики деятельности промышленных предприятий. Увеличению финансирования оборонного комплекса России должно содействовать расширение и укреплению банковского сектора. Наиболее значительный источник средств для предприятий ОПК - бюджет, но бюджетные кредиты, как правило, привлекаются неравномерно, часто только после поставки товаров.
Закупки в сфере ГОЗ в 2016 году определяют принципы, правила, основные понятия, права и обязанности участников [17, с. 30-35]:
• основные права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя;
• возникающие новые обязанности главного исполнителя, исполнителя (гл. 3, ст. 8 275-ФЗ в ред. 159-ФЗ)
• обеспечение поставок продукции, размещения заказов на поставки продукции;
• заключение государственного контракта и внесение данных в Реестр контрактов;
• использование идентификатора государственного контракта;
• контроль обеспечения контракта и поставок продукции исполнителями контракта;
• контроль целевого использования бюджетных ассигнований головным исполнителем;
• кооперация головного исполнителя. Схема кооперации, реестр кооперации.
Система банковского сопровождения закупок в сфере ГОЗ будет в себя включать:
• понятие сопровождаемой сделки;
• уполномоченный банк: критерии отбора, ответственность;
• контроль распоряжений о переводе денежных средств;
• ужесточение контроля денежных потоков по ГОЗ в соответствии с нормами 159-ФЗ: последствия для поставщиков и заказчиков;
• правовой режим использования отдельного счета в уполномоченном банке при оплате по ГОЗ (мониторинг расчетов по сопровождаемой сделке на отдельном счете; условия и порядок перечисления прибыли с отдельного счета; запреты и ограничения на списание денежных средств по отдельным операциям; операции, совершение которых по отдельному счету не допускается; основания и порядок приостановления операций по отдельному счету);
• способы разрешения сложных и спорных ситуаций, возникающих в связи с введением в действие механизма банковского сопровождения закупок в сфере ГОЗ.
Таким образом, структурные преобразования ОПК, в основе которых должна лежать селективная, в том числе финансовая и инвестиционная, поддержка приоритетных отраслей и производств, ориентация на создание крупных, в том числе и межгосударственных корпоративных структур [18, с. 290-296], устранение дублирования производства и избыточности существующих научно-технического и производственного потенциалов, должна осуществляться с учётом новых рыночных реалий и с привлечением всех секторов государства, в том числе и финансово-кредитных учреждений для предприятий ОПК.
Список литературы
1. Акаев А.А. Среднесрочная импортозамещающая модернизация - пусковой механизм стратегии формирования инновационной экономики России. М., 2011. С. 40.
2. Багинян К.А. Международные санкции по уставам Лиги Наций и ООН и практика их применения. М.: изд-во Академии наук СССР, 1948. С. 52.
3. Блинов А. Промышленные предприятия и их экономическая безопасность // Экономист. 2014. № 1. С. 56-60.
4. Грибанич В. Политические решения Бретон-Вуд-ских институтов в области экономики // Международная экономика. 2014. № 1. С. 52-58.
5. Данилин М.В., Клочков В.В. Анализ экономической безопасности страны с сырьевой экономикой с учетом военной угрозы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 35. С. 38-50.
6. Девятов А. Российско-китайские отношения в год зелёной лошади // Международная экономика. 2014. № 3. С. 60.
7. Клочков В.В., Критская С.С. Прогнозирование долгосрочных экономических последствий введения санкций против российской высокотехнологичной промышленности (на примере гражданского авиастроения) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 41.
8. Комков Н.И. Перспективы и условия восстановления потенциала воспроизводственного цикла // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). № 1(17). 2014. С. 36-45.
9. Левашов П. Развивающиеся страны: позиции в мировом опыте // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 2. С. 49-57.
10. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Современная информационная безопасность как объект информационного менеджмента // Общественные науки. 2010. № 4. С. 199-206.
11. Федорова И.Ю., Калашникова О.В., Сини-цына Е.В. Финансовый механизм реализации инновационных проектов на основе взаимодействия государства, бизнеса и науки // Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Сборник научных трудов Выпуск XLV. 2015. С.139-149
12. Федорова И.Ю Финансовый менеджмент: проблемы становления и направления развития в бюджетном секторе экономики России // Экономика и предпринимательство. 2015. С. 250-253
13. Намитулина А.З. Условия оптимизации финансового обеспечения развития ОПК // Путеводитель предпринимателя. 2015. № 25. С. 329-338.
14. Намитулина А.З. Особенности обеспечения эффективности расходования бюджетных средств в оборонном секторе экономики // Учёные записки Российской академии предпринимательства. 2015. № 42. С. 220-229.
15. Федорова И.Ю., Фролова А.В. Особенности программно-целевого финансирования объектов инфраструктуры в России // Аналитический журнал по финансам и экономике «Финансовый бизнес». 2014. № 4. С. 40-45.
16. Куликов В.С., Федорова И.Ю. Бюджетная политика как инструмент реализации инновационного внешнеэкономического сотрудничества России // Научный журнал «Вестник МГАДА». 2013. № 1. С. 105-115.
17. Федорова И.Ю., Прокофьев М.Н., Калашникова О.В. Эффективность распределения бюджетных средств в сфере государственных закупок // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 2 (22) С. 30-35.
18. Dudin M.N., Kucuri G.N., Fedorova I. Ju., Dzusova S.S., Namitulina A.Z. / The Innovative Business Model Canvas in the System of Effective Budgeting // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, № 7. P. 290-296.
19. Dudin M.N., Prokof'ev M.N., Fedorova I.J., Frygin A.V. The world experience of transformation of innovative approaches to assurance of financial stability of social economic systems // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, № 9. P. 370-373.
M.I.R. (Modernization. Innovation. Research) INNOVATION
ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)
SOURCES OF FINANCING INDUSTRIAL COMPLEX ENTERPRISES
Anzhela Namitulina, Mikhail Prokofiev, Nikolay Vorovsky
Abstract
Subject article is relevant because It is devoted to description of sources of financing of defense enterprises and peculiarities of selection of sources of financing enterprises of the military-industrial complex. In the first part of the article provides an overview of the financial resources and types of funding organizations and enterprises. Description of modern methods of creating a climate for innovation, supporting innovative ideas, and domestic entrepreneurship. The second part of the article describes the direction, the form of financing for companies, taking into account the peculiarities of the development and operation of defense enterprises. The first phase of the study was to identify the main sources of financing for companies in difficult socio-economic conditions of the potential customer of defense products. The second phase of the study was to determine the ranking factors the use of different sources of funding and its impact on the development of enterprises. The presented research topic is particularly relevant in connection with an increase in the role of sources of financing development of the industry for the growth of innovation activity of enterprises. The urgency of acquiring those aspects of economic relations that with the financing of new projects enterprises of the defense-industrial complex, the financing of the state defense order. In today's economic environment has the need to address financial security of the defense-industrial complex, to attract new sources of funding, development of bank lending in the defense sector and the participation of banks in the financing of projects of the enterprises of the military-industrial complex. The processes of market transformation of enterprises of the military-industrial complex (MIC) have acquired a special significance in relation to defining the role of these enterprises in the country and providing security to the complexity of their adaptation to market conditions. Currently, only a low percentage of civilian goods produced at the enterprises of the military-industrial complex (MIC), is exported. This preserves the low investment activity in the sectors of the military-industrial complex, which is the most high-tech part of the industry. In modern conditions in the Russian Federation military-industrial complex includes industrial companies and research organizations involved in defense research and creation of weapons and military equipment, governments and federal bodies of executive power. Under these circumstances, current CMO exit from the crisis is a problem of formation of an investment to ensure its development system.
Objectives. The aim of the article is to study sources of financing and investment enterprises of the military-industrial complex, study and analysis of the financing of investment sphere of defense industry enterprises; Development of the best ways of functioning of the integrated companies with a view to achieving high economic efficiency in the military and economic cooperation on the basis of military technology, defense industry places on its analysis of the global market.
Methods. The methodological basis of this article are the economic and statistical analysis methods, regulatory documents in the field of economic security, publications in the field of economic and financial security, public analyzes in the field of development of military-industrial complex.
Results. To improve the financial and investment attractiveness of the enterprises of the military-industrial complex need to improve conditions for attracting investments in the defense sector and expand the powers of enterprise credit and financial sector to actively participate in their financing processes of new projects of defense enterprises. State financing of Russian investment sector is characterized by the following features: the source of the reproduction process started only natural resources, many of which are irreplaceable; scarce resources and limited domestic savings, private investors the opportunity to compensate for the lack of public financial resources to overcome the crisis in investment; risky prospects for attracting investment in the real economy through the securities market; set too high price of credit resources, and for the banks is a high risk of untimely return loans and big enough payback period (for example, in mechanical engineering from 3 to 7 years); the passivity of banks and other credit institutions in the capitalization of financial resources; the low efficiency of investment programs associated with attraction of foreign direct investment; the increased export of capital abroad, estimated at billions of dollarst; the main source of investment in the real sector are own funds of enterprises and organizations (60% of total investments); inadequate legal regulation of investment activities of foreign investors in the Russian economy, which reduces the efficiency of the organization of production and the restructuring of a significant number of companies. Thus, the implementation of reforms in the process of market transformation of the military-industrial complex - it is the policy of the new millennium. The processes of globalization and transformation, especially in the search for new sources of financing and investing MIC enterprises, showed the need to find new ways and convert existing lines of financing business projects of the military-industrial complex. of such transformations for Russia is the cornerstone.
Conclusions and Relevance. The practical significance of the work lies in the orientation of the provisions of the conclusions and recommendations of the work on the widespread use of search and adaptation funding sources of military-industrial complex may be used by the legislative and executive authorities of the Russian Federation, the Ministry of Defence in the current activity. Keywords: the financing of defense enterprises, enterprise military-industrial complex, the state defense order.
Correspondence: Namitulina Anzhela Zakhitovna, Finance University (49, Leningradsky avenue, Moscow, 125993), [email protected] Prokofiev Mikhail Nikolaevich, Finance University (49, Leningradsky avenue, Moscow, 125993), [email protected] Vorovsky Nikolay Viktorovich, Finance University (49, Leningradsky avenue, Moscow, 125993), [email protected] Reference: Namitulina A. Z., Prokofiev M. N., Vorovsky N. V. Sources of financing industrial complex enterprises. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 2, pp. 125-131. doi:10.18184/2079-4665.2016.7.2.125.131
References
1. Akaev A.A. Srednesrochnaja importozameshhajushhaja modernizacija - puskovoj mehanizm strategii formi-rovanija innovacionnoj jekonomiki Rossii [Medium-term import substitution modernization - the trigger strategy of forming innovative economy in Russia]. M., 2011.
2. Baginjan K.A. Mezhdunarodnye sankcii po ustavam Ligi Nacij i OON i praktika ih primenenija [International sanctions statutes of the League of Nations and the United Nations and their implementation]. M.: Izd-vo Akademii nauk SSSR- M.: the Academy of Sciences of the USSR, 1948.
3. Blinov A. Promyshlennye predprijatija i ih jekonomicheskaja bezopasnost' [Industrial enterprises and their economic security]. Jekonomist - The Economist, 2014, no. 1, pp. 56-60.
4. Gribanich V. Politicheskie reshenija Breton-Vudskih institutov v oblasti jekonomiki [Political decisions Breton Woods institutions in the field of economics]. Mezhdunarodnaja jekonomika = International Economics, 2014, no. 1, pp. 52-58.
5. Danilin M.V., Klochkov V.V. Analiz jekonomicheskoj bezopasnosti strany s syr'evoj jekonomikoj s uchetom voennoj ugrozy [Analysis of the economic security of the country with the commodity economy, taking into account the threat of war]. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and safety, 2014, no. 35, pp. 38-50.
6. Devjatov A. Rossijsko-kitajskie otnoshenija v god zeljonoj loshadi [Russian-Chinese relations in the year green horse]. Mezhdunarodnaja jekonomika = International Economics, 2014, no. 3.
7. Klochkov V.V., Kritskaja S.S. Prognozirovanie dolgosrochnyh jekonomicheskih posledstvij vvedenija sankcij protiv rossijskoj vysokotehnologichnoj promyshlennosti (na primere grazhdanskogo aviastroenija) [Prediction of long-term economic consequences of the imposition of sanctions against Russia's high-tech industry (for example, civil aviation)]. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and safety, 2014, no. 41.
8. Komkov N.I. Perspektivy i uslovija vosstanovlenija potenciala vosproizvodstvennogo cikla. [Prospects and conditions for the restoration potential of the reproductive cycle]. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie) = MIR [WORLD] (Modernization. Innovations. Research), 2014, no. 1(17).
9. Levashov P. Razvivajushhiesja strany: pozicii v mirovom opyte [Developing countries: position in world experience]. Problemy teorii i praktiki upravlenija = Problems of the theory and practice of management, 2014, no. 2, pp. 49-57.
10. Ljasnikov N.V., Dudin M.N. Sovremennaja informacionnaja bezopasnost' kak ob'ekt informacionnogo menedzhmenta [Modern information security as an object of Information Management]. Obshhestvennye nauki. M.: Izdatel'stvo "MII Nauka" = Social Sciences. M.: Publisher of "Sciences", 2010, no 4, pp. 199-206.
11. Fedorova I.Y., Kalashnikov O.V., Sinitsyn E.V. The financial mechanism for the implementation of innovative projects on the basis of cooperation between the state, business and science. Scientific Notes: The role and place of civilized business in the Russian economy. Collection of Scientific Papers Issue XLV, 2015, pp 139-149.
12. Fedorova I.Y., Financial management: problems of formation and development trends in the public sector of the Russian economy. Economy and Entrepreneurship, 2015, pp. 250-253.
13. Namitulina A.Z. Usloviya optimizacii finansovogo obespecheniya razvitiya OPK [Terms of optimization of financial support of the defense industry]. Putevoditel predprinimatelya = Entrepreneur Guide, 2015, no. 25, pp. 329-338.
14. Namitulina A.Z., Osobennosti obespecheniya effektivnosti rashodovaniya byudjetnih sredstv v oboronnom sektore ekonomiki [Features of ensuring the effectiveness of budget spending in the defense sector of the economy]. Uchenie zapiski Rossiiskoi akademii predprinimatelstva - Scientists note by the Russian Academy of Entrepreneurship, 2015, no. 42, pp. 220-229.
15. Fedorova I.Y., Frolov A.V. Features of the program-targeted funding of infrastructure in Russia. Research Journal of Finance and Economics "Financial Business",
2014, no. 4, pp. 40-45.
16. Kulikov V.S., Fedorova I.Y. Fiscal policy as an instrument for the implementation of innovative foreign economic cooperation of Russia. Scientific journal "Vestnik MGADA", 2013, no. 1, pp. 105-115.
17. Fedorova I.Y., Prokofiev M.N., Kalashnikov O.V. Efficiency of budget allocation in the field of public procurement. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie) = MIR [WORLD] (Modernization. Innovations. Research),
2015, T. 6, no. 2 (22). pp. 30-35.
18. Dudin M.N., Kucuri G.N., Fedorova I.Ju., Dzusova S.S., Namitulina A.Z. The Innovative Business Model Canvas in the System of Effective Budgeting. Asian Social Science, 2015, vol. 11, no. 7, pp. 290-296.
19. Dudin M.N., Prokof'ev M.N., Fedorova I.J., Frygin A.V. The world experience of transformation of innovative approaches to assurance of financial stability of social economic systems. Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 9, pp. 370-373.