Научная статья на тему 'Оценка рисков привлечения инвестиций стратегическими предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса с использованием инструментов фондового рынка'

Оценка рисков привлечения инвестиций стратегическими предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса с использованием инструментов фондового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / STRATEGIC ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS / STOCK MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уваров А. В.

Развитие оборонно-промышленного комплекса невозможно без активного привлечения в данную сферу инвестиционных ресурсов, и не только государственных, но и частного бизнеса. В связи с этим проблема выбора наиболее выгодных для инвестирования объектов оборонно-промышленного комплекса является одной из наиболее важных для инвесторов. Привлечение инвестиций стратегическими предприятиями и организациями ОПК на фондовом рынке имеет выраженную специфику, проявляющуюся в том числе в возникающих при этом рисках. В статье характеризуются подходы к оценке рисков привлечения инвестиций стратегическими предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса с использованием инструментов фондового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Уваров А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF RISKS OF ATTRACTION OF INVESTMENTS BY THE STRATEGIC ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX WITH USE OF TOOLS OF STOCK MARKET

Development of defense industry complex is impossible without active attraction to this sphere of investment resources, and not only state, but also private business. In this regard the problem of a choice of the objects of defense industry complex, most favorable to investment, is one of the most important for investors. Attraction of investments by the strategic enterprises and OPK organizations in stock market has the expressed specifics which is shown including in the risks arising thus. In article approaches to an assessment of risks of attraction of investments by the strategic enterprises and the organizations of defense industry complex with use of tools of stock market are characterized.

Текст научной работы на тему «Оценка рисков привлечения инвестиций стратегическими предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса с использованием инструментов фондового рынка»

УДК 330.322.01

ОЦЕНКА РИСКОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ

ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ФОНДОВОГО РЫНКА

Уваров А.В., соискатель кафедры управления экономикой производства и ремонта вооружения и техники Военного университета

Минобороны России

Развитие оборонно-промышленного комплекса невозможно без активного привлечения в данную сферу инвестиционных ресурсов, и не только государственных, но и частного бизнеса. В связи с этим проблема выбора наиболее выгодных для инвестирования объектов оборонно-промышленного комплекса является одной из наиболее важных для инвесторов. Привлечение инвестиций стратегическими предприятиями и организациями ОПК на фондовом рынке имеет выраженную специфику, проявляющуюся в том числе в возникающих при этом рисках. В статье характеризуются подходы к оценке рисков привлечения инвестиций стратегическими предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса с использованием инструментов фондового рынка.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, стратегические предприятия и организации, фондовый рынок.

ASSESSMENT OF RISKS OF ATTRACTION OF INVESTMENTS BY THE STRATEGIC ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS OF DEFENSE INDUSTRY COMPLEX WITH USE OF TOOLS OF STOCK MARKET

Uvarov A., the applicant, economic management of production and repair of weapons and equipment chair, Military University of the Russian

Defense Ministry

Development of defense industry complex is impossible without active attraction to this sphere of investment resources, and not only state, but also private business. In this regard the problem of a choice of the objects of defense industry complex, most favorable to investment, is one of the most important for investors. Attraction of investments by the strategic enterprises and OPK organizations in stock market has the expressed specifics which is shown including in the risks arising thus. In article approaches to an assessment of risks of attraction of investments by the strategic enterprises and the organizations of defense industry complex with use of tools of stock market are characterized.

Keywords: defense industry complex, strategic enterprises and organizations, stock market.

Проблема обеспечения национальной безопасности страны в ее комплексном, многоаспектном преломлении становится на современном этапе одной из самых актуальных. Она затрагивает интересы как государства и определенных сфер экономики и областей жизнедеятельности общества, так и конкретного региона, мегаполиса, предприятия и каждого отдельного гражданина. При этом акценты в решении указанной проблемы существенным образом смещаются в сторону обеспечения разработки и реализации предметных мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационного и управленческого характера. Они также связаны с активизацией создания и поставок средств и систем безопасности различной направленности и развитием соответствующих услуг.

Ведущее место в обеспечении национальной безопасности, решении оборонных и социально-экономических задач страны занимает оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Военная доктрина Российской Федерации в качестве основной задачи развития ОПК определяет «обеспечение его эффективного функционирования как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики

страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил и других войск в современном вооружении, военной и специальной технике (ВВСТ) и обеспечить стратегическое присутствие Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичных продукции и услуг» [1]. Осуществление технологической модернизации ОПК и освоение всего жизненного цикла производства перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначения предполагает, в частности, обеспечение оборонно-промышленного комплекса масштабными инвестициями, как государственными, так и частными, предполагающими использование инструментов фондового рынка.

Основу ОПК составляют стратегические предприятия и организации, продукция которых имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ установлен Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009 [2], а перечень стратегических организа-

Таблица 1. Распределение стратегических предприятий и организаций ОПК по ведомственной принадлежности

Ведомство Страте ппескне предприятия и стратегические акционерные об i цест i s ;i Ст р а гсги чес кис о р га и нэа цн и

Миииромторг России 58 440

Ростсхнологии - 249

Роскосмос 9 73

Минобороны России - 56

Росатом S 40

Минобрнауки России 4 11

ФС Б России 5 6

ФС1 ЭК России 3 5

Росстандарт 2 2

ФМЕА России - 1

Рособоронзаказ ] 1

Минэнерго России 1 1

Минкомсвязь России ] 1

Россвязь 1 1

Всего í>3 8Я7

ций - распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 1226-р [3]. Распределение стратегических предприятий и организаций ОПК по ведомственной принадлежности представлено в таблице 1.

В настоящее время привлечение в открытые акционерные общества с государственным участием прямых инвестиций посредством проведения дополнительной эмиссии акций затруднено. Фактически осуществление прямых инвестиций в ОАО возможно только в случае, если государство соглашается осуществлять их на паритетной основе, что в современной ситуации, принимая во внимание дефицит государственных инвестиционных ресурсов и сложность процедур их использования, является маловероятным. В то же время привлечение частных капиталов в оборонную промышленность давно стало обычной практикой для ведущих мировых держав.

Любые инвестиционные решения хозяйствующих субъектов, в том числе и стратегических предприятий и организаций ОПК, связаны с определенным риском. Ожидание потерь, соизмерение их вероятности с предполагаемой выгодой (доходами) составляют основу инвестиционных решений стратегических предприятий и организаций ОПК.

Инвестор вкладывает свободные средства в инструменты фондового рынка с целью получения определенного дохода в абсолютной величине. Доходность - относительный показатель, измеряемый отношением полученного дохода к вложенному капиталу. Инвестора интересует также будущий доход и оценка риска вложений в ценные бумаги. Данная оценка интуитивно устанавливается с вероятностью отклонения величины дохода от некоторого ожидаемого значения.

Практика фондового рынка выработала следующее условие -чем больше предполагаемый доход, тем выше риск, связанный с приобретением тех или иных инструментов фондового рынка. Риски в инвестиционной деятельности выражаются в снижении доходности реальных или портфельных инвестиций против ожидаемых величин, сопровождаются прямыми финансовыми потерями или упущенной выгодой, возникающей при осуществлении финансовых операций в связи с высокой степенью неопределенности их результатов.

Стратегические предприятия и организации ОПК сталкиваются, с одной стороны, с высокой потребностью в инвестициях для воспроизводства мощностей, поддержания их качественного уровня, и, с другой стороны - с ограниченными возможностями мобилизации финансовых ресурсов для осуществления таких вложений. Для оборонно-промышленного комплекса позитивную роль играет достаточно существенная доля государственных инвестиций, что связано с их относительной устойчивостью и независимостью от перепадов текущей экономической конъюнктуры.

Разрыв между потребностью в инвестициях и объемом доступных финансовых ресурсов повышает вероятность возникновения трудностей с производством и реализацией продукции стратегических предприятий и организаций ОПК в среднесрочной перспективе, что, соответственно, увеличивает риски их стратегических инвесторов.

Еще одним фактором рисков, возникающих в рамках инвестиционного процесса, является нестабильность источников финансирования. Приостановка уже развернутых инвестиционных проектов вследствие резкого сокращения их финансирования ведет к удлинению сроков их окупаемости, росту издержек на замораживание недостроенных объектов, финансовым потерям в связи с моральным и физическим старением неустановленного оборудования и т.п. Особый риск возникает в случае смешанного (государственно-частного) финансирования средне- и долгосрочных инвестиционных программ. Он связан с возможностью бегства частных инвесторов в случае сокращения государственного финансирования, что приведет к многократному усилению негативного эффекта такого сокращения.

При оценке рисков привлечения инвестиций стратегическими предприятиями и организациями ОПК с использованием инструментов фондового рынка измерению должны подлежать риски, связанные с отраслевыми факторами, а также со спецификой конкретных стратегических предприятий и организаций ОПК -эмитентов ценных бумаг.

Оценка рисков привлечения инвестиций стратегическими предприятиями и организациями ОПК - эмитентами ценных бумаг должна отражать способность и готовность данных предприятий и организаций своевременно оплачивать свои долговые обязательства, выраженные в ценных бумагах.

Оценка должна осуществляться на основе анализа фундамен-

тальных факторов, определяющих деятельность стратегических предприятий и организаций ОПК и объединяемых в следующие основные группы: состояние рынка; потенциал производства; система государственного регулирования; организационные и институциональные факторы; финансовая и инвестиционная политика стратегических предприятий и организаций ОПК.

Факторы, участвующие в оценке уровня рисков привлечения инвестиций, характеризуются следующими критериями:

- значимость (для оценки должны отбираться факторы, оказывающие существенное воздействие на способность стратегических предприятий и организаций ОПК оплачивать свои долговые обязательства);

- измеряемость (для построения итоговой (интегральной) оценки риски, относящиеся к анализируемым факторам, должны поддаваться измерению или оценке (в том числе, экспертной));

- масштабируемость (набор факторов и методы оценки сопряженных с ними рисков должны определяться таким образом, чтобы быть применимыми как к ОПК в целом, так и к отдельным его структурным элементам - отраслям и предприятиям);

- полнота (система оцениваемых факторов формируется исходя из необходимости полной и всесторонней характеристики ключевых источников рисков, возникающих при привлечении инвестиций);

- специфичность (оценка рисков должна быть адаптирована к конкретным особенностям функционирования предприятий и организаций ОПК).

Риски, связанные с состоянием рынков сбыта

В данном блоке оцениваются риски, формируемые со стороны спроса на продукцию стратегических предприятий и организаций ОПК. Динамика и особенности спроса в конечном счете определяют величину и стабильность доходов предприятий и организаций, их финансовую устойчивость, а следовательно - их способность выполнять свои обязательства. Ключевой, в рамках данного блока, является группа факторов, влияющая на емкость рынка продукции оборонно-промышленного комплекса. К высокозначимым относятся факторы платежеспособности покупателей и уровня конкуренции.

Рынок продукции предприятий и организаций ОПК сильно сегментирован, причем в каждом из сегментов действуют свои механизмы формирования спроса. Следовательно, анализировать риски в них следует по отдельности. Основными сегментами спроса на продукцию предприятий и организаций комплекса являются:

- государственный спрос - государственный оборонный заказ (ГОЗ), спрос на услуги предприятий и организаций ОПК в рамках реализации государственных программ (риски могут оцениваться на основе анализа следующих данных: основные параметры федерального бюджета: объемы налоговых доходов, чистых выплат по государственному долгу, соотношения основных статей расходов (финансовой помощи бюджетам других уровней, финансирования социально-культурных мероприятий и т.п.); нормативные и директивно-распорядительные документы, регулирующие объем государственных закупок, ремонт и модернизацию вооружения и военной техники, финансирование оборонных НИОКР и государственных программ);

- спрос со стороны иностранных заказчиков на экспортную продукцию оборонного назначения (риск оценивается экспертным путем, на основании информации о наличии договоров о межгосударственном сотрудничестве, ходе переговоров с основными покупателями российских вооружений, объеме спроса на военную продукцию в ключевых регионах мира, степени региональной военной напряженности);

- спрос населения на товары длительного пользования, производимые предприятиями и организациями ОПК (оценка риска строится на основе следующих данных: динамика реальных доходов и расходов населения в прогнозном периоде; тенденции изменения структуры спроса населения (рост доли в потреблении непродовольственных товаров, из них - товаров длительного пользования), а также ориентированность спроса (товары российского или зарубежного производства; насыщенность и конкурентоспособность товаров на рынке при наличии импортной продукции и продукции иных отечественных производителей);

- внутренний спрос на продукцию производственно-технического назначения, выпускаемую ОПК (оценка риска осуществляется на базе следующих показателей: прогнозируемая динамика вложений предприятий и организаций в основной капитал; данные о составе инвестиционного оборудования, производимого

ОПК; возрастная структура (износ) имеющегося оборудования там, где эксплуатируется продукция, производимая в ОПК; ожидаемое расширение лизинга ряда видов продукции, в частности, авиатехники, за счет предоставления государственных гарантий);

- спрос со стороны иностранных заказчиков на продукцию и услуги гражданского назначения (риск оцениваются на основе следующих данных: информация о пакетах контрактов российских компаний; информация о состоянии межгосударственных отношений со странами-потребителями продукции и услуг российского ОПК (наличие межгосударственных соглашений и т.д.); сведения о финансовом положении основных покупателей их продукции и услуг; общая динамика мировых рынков данной продукции).

Платежеспособность потребителей продукции является важным фактором для оценки рисков, связанных с состоянием рынков. Риск неплатежей со стороны покупателей возникает при расчетах с:

- бюджетом по государственному оборонному заказу и государственным программам (при оценке риска необходимо учитывать три ключевых фактора: общий уровень сбалансированности федерального бюджета; вероятность перераспределения средств между отдельными статьями расходов на национальную оборону; неритмичность и несбалансированность выделения средств в рамках государственного оборонного заказа в течение бюджетного года);

- потребителями продукции производственно-технического назначения (уровень рисков оценивается на основании данных об уровне бартера и динамике дебиторской задолженности в ОПК; опосредовано на риски оказывает влияние состояние исполнения федерального бюджета, ситуация с финансированием государственного оборонного заказа, поскольку это сказывается на формирование оборотных средств, и в конечном счете, платежеспособности предприятий и организаций);

- государственным посредником по экспорту (импорту) продукции военного назначения (риск связан с двумя факторами, оба из которых подлежат оценке: вероятностью неплатежа со стороны иностранного покупателя продукции, продаваемой ОАО «Рособоронэкспорт»; уровнем финансовой дисциплины ОАО «Рособоронэкспорт» и контролем за его деятельностью со стороны государства).

Уровень конкуренции, ее острота является фактором, повышающим неопределенность перспектив сохранения предприятием или организацией стабильного потока денежной выручки, а следовательно, и его платежеспособности по своим обязательствам. Можно выделить шесть направлений конкуренции, в которые вовлечены предприятия и организации ОПК:

- конкуренция на внешнем рынке вооружений и военной техники (уровень рисков оценивается экспертно на основании следующей информации: результаты участия российских производителей в конкурсах и тендерах, проводимых иностранными заказчиками; заявленных руководителями предприятий (организаций) намерений по созданию собственных сервисных служб и адаптации экспортируемых изделий под требования заказчика; динамика цен на российскую и аналогичную ей иностранную продукцию);

- конкуренция с зарубежными производителями на рынке потребительских товаров длительного пользования (уровень рисков оценивается на основании следующих данных: динамика реального обменного курса рубля; динамика цен на отечественные потребительские товары длительного пользования; доля импорта в розничном товарообороте по товарам длительного пользования; развитие ситуации после вступления России в ВТО);

- конкуренция с зарубежными производителями на внутреннем рынке спецоборудования и комплектующих к ВВСТ (риск оценивается экспертно, на основе данных о ходе переговоров с иностранными заказчиками о комплектации поставляемой им военной техники, данных о деятельности предприятий СНГ на российском рынке);

- конкуренция с зарубежными производителями на рынке продукции производственно-технического назначения (риск может оцениваться на основе следующих данных: динамика производства по основным видам технологического оборудования, выпускаемого ОПК; доля импортного оборудования в инвестициях; экспертные оценки по динамике соответствующего сегмента рынка; динамика реального обменного курса рубля);

- конкуренция с отечественными производителями на рынке продукции производственно-технического назначения (риск оценивается на основе данных о соотношении отдельных видов продукции производственного назначения, выпускаемых ОПК и предприятиями гражданского машиностроения, ценовой и товарной политики предприятий. Оценке подлежит активность иностранных

инвесторов в сфере организации соответствующих производств и технологий на основе работающих предприятий на рассматриваемом сегменте товарного рынка);

- внутренняя конкуренция, связанная с размещением ГОЗ и участием в военно-техническом сотрудничестве (ВТС) (оценка уровня рисков формируется экспертно, на основании имеющейся информации о распределении ГОЗ, заказов на поставки производственно-технического оборудования в рамках реализации государственных программ и заказов государственного посредника на экспортные поставки).

Риски, связанные с состоянием системы производства

Производственный процесс в отраслях ОПК характеризуется следующими особенностями:

- широкое использование новейших передовых технологий и конструкторских решений;

- высокая квалификация персонала - как инженерно-технического, так и рабочих кадров;

- значительная материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции;

- наличие обширной многоуровневой сети поставщиков и субпоставщиков узлов, комплектующих, агрегатов;

- территориальная разветвленность производств;

- возможность возникновения аварийных ситуаций;

- высокие требования, предъявляемые к конкурентоспособности, качеству и безопасности выпускаемой продукции (в первую очередь - продукции военного назначения, поставляемой по ГОЗ и на экспорт).

Следует выделить две основные группы рисков, возникающих в производственной сфере.

Во-первых, это технологические риски, возникновение и развитие которых грозит нарушением хода технологического процесса. Они касаются состояния:

- производственного аппарата (для оценки факторов риска целесообразно использовать следующие показатели: масштабы выбытия производственных мощностей и технологий за период после 1991 года (доля выбывших мощностей в % к уровню 1991 года и количество утерянных технологий); уровень мобилизационных мощностей (доля мобилизационных мощностей в общем объеме производственных отраслей ОПК); уровень фактического использования производственных мощностей в отраслях ОПК и степень соответствия единичных агрегатных мощностей и минимально-допустимого уровня загрузки мощностей в отраслях ОПК новым масштабам производства в этих отраслях; состояние производственного аппарата (распределение основных фондов по уровню соответствия мировым стандартам - соответствуют мировым стандартам, соответствуют внутренним стандартам, требуют немедленной замены; по срокам ввода - до 5 лет, 5-10, 10-20 и свыше 20 лет; доля находящегося в эксплуатации оборудования, превысившего нормативный срок службы); определение районов и территорий, где компактно расположены предприятия и организации отраслей ОПК, с резко отрицательными экологическими характеристиками);

- кадрового потенциала (уровень рисков целесообразно оценивать по следующим показателям: уровень оплаты труда в отраслях ОПК по сравнению со средней по машиностроению (в частности, для промышленности боеприпасов - с химической промышленностью); общее сокращение численности работников по сравнению с 1991 г.; оценки руководителями предприятий (организаций) состояния кадрового потенциала (уровень нехватки квалифицированных ИТР и рабочих, нарушения производственной дисциплины и качества работы); доля инженерно-технических работников в общем составе промышленно-производственного персонала, из них - занятых непосредственно конструкторскими разработками; средний возраст работающих в отраслях ОПК; доля вновь принятых молодых кадров (в возрасте до 30 лет) и уровень их подготовки);

- системы материально-технического обеспечения технологических процессов (для оценки рисков целесообразно использовать широкий набор показателей: уровень и структура материальных затрат в отраслях ОПК; количество поставщиков комплектующих и наличие конкуренции между ними; масштабы внутризаводской, внутри- и межотраслевой кооперации на предприятиях и в организациях ОПК; степень зависимости от импорта комплектующих).

Во-вторых, это риски качества, сопряженные с необходимостью обеспечивать конкурентоспособность выпускаемой продукции. Они касаются управления качеством продукции на

предприятиях (в организациях) и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой техники в ходе ее производства и эксплуатации. Для оценки рисков необходимо учитывать следующие показатели: интегральные уровни достижений по важнейшим технологическим направлениям, используемых при производстве наукоемкой продукции в сравнении с основными соперниками на международных рынках; уровень управления качеством продукции на предприятиях (в организациях) ОПК.

Риски, связанные с государственным регулированием

Отличительной особенностью оборонно-промышленного комплекса является исключительно сильная зависимость хозяйственной деятельности предприятий и организаций от государственного регулирования. Это объясняется ролью отрасли в деле обеспечения обороноспособности страны, ее социальной значимостью, а также правами государства на интеллектуальную собственность, сконцентрированную в ОПК. Выделяются следующие направления государственного регулирования деятельности ОПК:

- структурные преобразования ОПК (оценка рисков осуществляется экспертно, на основе анализа соответствующих программных документов, информации СМИ о ситуации на конкретных предприятиях и в организациях ОПК, комментариях органов государственного управления);

- лицензирование (оценка рисков осуществляется экспертно, на основе анализа нормативных актов, сообщений СМИ и правоприменительной практики);

- регулирование внешнеэкономической деятельности (оценка рисков осуществляется экспертно, на основе анализа нормативных актов, правоприменительной практики и сообщений СМИ. Для предприятий (организаций), имеющих лицензию на ввоз (вывоз) продукции военного назначения, осуществляется анализ портфеля крупных контрактов по ВТС (соотнесение сроков выполнения контрактов со сроком действия лицензий; условия, предусмотренные для случая отзыва у предприятия (организации) лицензии и т.п.);

- управление интеллектуальной собственностью (оценка рисков осуществляется экспертно, на основе анализа нормативных актов, сообщений СМИ и правоприменительной практики);

- регулирование процедуры банкротства (оценка рисков осуществляется экспертно, на основе анализа нормативных актов, сообщений СМИ и правоприменительной практики);

- текущее администрирование деятельности предприятий и организаций (оценка рисков осуществляется экспертно, на основе анализа нормативных актов, сообщений СМИ и правоприменительной практики).

Организационные и институциональные факторы риска

К организационным и институциональным относятся риски, связанные с процессами управления, контроля, владения и информационного обмена. Среди наиболее значимых для отраслей ОПК организационных и институциональных факторов риска выделяются:

- информационная прозрачность (в целом, уровень информационной «непрозрачности» стратегических предприятий и организаций коррелирует с долей оборонной продукции в объеме реализации товаров (услуг). Соответственно, именно этот показатель экспертно методом используется при оценке уровня кредитных рисков, связанных с информационной «непрозрачностью»);

- уровень менеджмента (для оценки рисков целесообразно использовать следующие данные применительно к отраслям в целом: доля представителей отраслей ОПК в списке ведущих топ-менеджеров - оценка общего уровня менеджмента, его влиятельности («лоббистского потенциала»); данные опросов руководителей предприятий и организаций ОПК по темам: ограничение власти руководителя внешними собственниками, мотивированность и ответственность высшего менеджмента предприятий (организаций), трудности в управлении трудовым коллективом; объем просроченной задолженности по оплате труда в ОПК - как индикатор уровня управляемости трудовых коллективов. Применительно к отдельным предприятиям (организациям), помимо отмеченного выше, дополнительно следует проанализировать: эффективность внешнего контроля за деятельностью высшего менеджмента; эффективность системы внутреннего контроля на предприятии (в организации); уровень личного авторитета руководителя предприятия (организации) внутри трудового коллектива, его «лоббистский потенциал» в органах исполнительной власти; наличие конфликтов в управляющем составе предприятия (организации) и их острота; соответствие организационной структуры предприятия

(организации) основным направлениям деятельности и развития; наличие средне- и долгосрочной стратегии развития предприятия, уровень ее детализации и обоснованности; гибкость управления предприятием (как возможный критерий - время освоения новой продукции (технологии) по сравнению с основными конкурентами на внешнем, и возможно, на внутреннем рынке); наличие подразделений, ответственных за обеспечение благоприятных экономико-правовых условий деятельности предприятия (организации): юридических, маркетинговых служб, в рамках финансовых служб - специализированных подразделений и лиц, ответственных за работу с инвесторами);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- интеграционные связи с финансовыми институтами (степень рисков, обусловленных состоянием интеграционных связей с финансовыми институтами, предполагается оценивать на основании данных о составе основных интегрированных бизнес-групп и результатов опросов руководителей предприятий);

- состояние социальной инфраструктуры (для определения уровня финансовых рисков, обусловленных содержанием объектов социальной инфраструктуры, предполагается использовать долю соответствующих расходов в общем объеме затрат предприятий и организаций, оценку финансового участия государства в финансировании содержания социальной инфраструктуры.).

Риски, связанные с финансовой и инвестиционной политикой

В сфере финансовой и инвестиционной политики предприятий и организаций ОПК могут быть выделены следующие основные источники рисков их инвестирования:

- нехватка у предприятий и организаций ликвидных активов для обслуживания текущих обязательств (для оценки данной стороны деятельности стратегических предприятий и организаций ОПК целесообразно использовать как традиционный набор показателей ликвидности (коэффициенты абсолютной и текущей ликвидности, коэффициент покрытия), так и ряд специфических показателей);

- несбалансированность оборота капитала: недостаточная обеспеченность активов предприятий и организаций собственным капиталом, высокие сроки оборота (для оценки уровня рисков целесообразно использовать следующие показатели: отношение внеоборотных активов к долгосрочным ресурсам (собственному капиталу и долгосрочным обязательствам); отношение собственного оборотного капитала к оборотным активам; средний срок оборота оборотного капитала);

- низкая финансовая эффективность производства, затрудняющая обслуживание и возврат привлеченных средств (для ее оценки целесообразно использовать отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) к валовому выпуску, а также к оборотным активам.);

- отсутствие доступа к рынку заемных ресурсов, снижающее финансовую гибкость предприятия (организации) - покрытие «кассовых разрывов» (в качестве индикатора риска может использоваться доля заемных средств в оборотном капитале предприятия (организации). Ее низкий уровень может свидетельствовать об отсутствии у предприятий доступа к заемным ресурсам.);

- несбалансированная инвестиционная политика (уровень рисков, связанных нестабильностью источников финансирования инвестиций, предполагается оценивать на основании показателя долей отдельных источников с различной степенью устойчивости в общем объеме финансирования инвестиций.).

Уровень рисков по каждому из факторов оценивается по шкале, включающей в себя следующие градации: высокий; средний; низкий; недопустимый. Итоговая (интегральная) оценка уровня рисков привлечения инвестиций представляет из себя средневзвешенную, с учетом различной значимости факторов, оценку рисков по отдельным факторам. Однако если по одному из факторов риск оценивается как «недопустимый», тогда итоговый (интегральный) уровень рисков так же характеризуется как «недопустимый».

Таким образом, оценка рисков привлечения инвестиций стратегическими предприятиями и организациями ОПК с использованием инструментов фондового рынка должна осуществляться на основе анализа фундаментальных факторов, определяющих деятельность стратегических предприятий и организаций ОПК и объединяемых в следующие основные группы: состояние рынка; потенциал производства; система государственного регулирования; организационные и институциональные факторы; финансовая и инвестиционная политика стратегических предприятий и организаций ОПК.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 1226-р «Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики

в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации».

4. Закутнев С.Е. Финансово-экономическая деятельность отечественных и зарубежных оборонных предприятий: сравнительный анализ и проблемы развития / С.Е. Закутнев, Н.В. Кандыбко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 12(249).

5. Чистов И.В. Особенности функционирования предприятий ОПК как субъектов инвестиционной политики / И.В. Чистов // Военный академический журнал. - 2014. - № 1.

УДК 656.027

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКСПРЕСС - ДОСТАВКИ ГРУЗОВ

Шаркова Н.Н., аспирант Государственного Университета Управления, тел.: +7 (916) 057-20-86, e-mail: natalia_bn@mail.ru

Савченко-Бельский В.Ю., доцент, профессор

Электронная коммерция является динамично развивающейся отраслью во всем мире. В России это одна из самых быстрорастущих в последние годы. Ключевым звеном в бизнесе электронной торговли является логистика, которая в этой случае имеет свои особенности. Одним из таких отличий является стремление рынка к экспресс - доставке, позволяющая в сжатые сроки доставить грузы разных категорий до любого места назначения до конечного потребителя. Сроки доставки измеряются часами, а превышение сроков доставки влечёт за собой снижение или даже полную утрату ценности данной услуги. В условиях стремительного развития рассматриваемого рынка услуг растёт и конкуренция между компаниями. Именно в таких условиях одним из основных конкурентных преимуществ будет использование современных логистических технологий и разработок, информационных технологий и научной технической базы.

Ключевые слова: экспресс - доставка, RFID-метка, оптимизация процессов, рынок электронной коммерции.

CURRENT PROBLEMS OF CARGO EXPEDITED DELIVERY

Sharkova N., the post-graduate student, State University of Management, tel.: +7 (916) 057-20-86, e-mail: natalia_bn@mail.ru,

Savchenko-Belsky V., assistant professor, professor

E-commerce is the fastest growing industry in the world. In Russia, this is one of the fastest growing in recent years. A key element in the business e-commerce is logistics, which in this case has its own characteristics. One of these differences is the tendency of the market to expedited delivery, allows you to quickly deliver the goods in different categories to any destination to the end user. Delivery times are measured in hours, and the excess delivery time entails the reduction or even complete loss of the value of this service. With the rapid development of the market concerned and services is growing competition between companies. It is in these conditions, one of the main competitive advantages is the use of modern logistics technologies and development, information technology and scientific and technical base.

Keywords: expedited delivery, RFID-mark, process optimization, e-commerce market.

Развитие компьютерных систем и информационных технологий привело к формированию нового вида экономической деятельности — электронной коммерции или бизнесу электронной торговли. Электронная коммерция — это любая деловая активность, которая посредством глобальных информационных сетей преобразует внутренние и внешние связи с целью создания прибыли.

Электронная коммерция является динамично развивающейся отраслью во всем мире. В России это одна из самых быстрорастущих в последние годы, однако пока показатели далеки от того же рынка в США и Евросоюзе.

Ключевым звеном в бизнесе электронной торговли является логистика, которая в этой случае имеет свои особенности. Перевозка для этой отрасли осуществляется до индивидуального конечного потребителя, что определяет характер всей логистической цепи для транспортных компаний.

Существует несколько основных вариантов организации доставки товаров, заказанных в интернет - магазине - создание собственного подразделения доставки (доставка до центральных, региональных складов компании, до конечного потребителя, пунктов выдачи товара), доставка товаров почтой или заключение договора на услуги специализированного посредника (аутсорсинг), который сможет обеспечить доставку, а иногда и полную цепь поставки.

Создавать собственную службу доставки участнику электронной торговли имеет смысл только в случае достаточного объема продаж, при котором использование собственной курьерской службы приведет к реальному снижению накладных расходов на доставку товара. Хотя здесь стоит отметить, что на этапе становления рынка электронной коммерции, это был наиболее часто используемый вариант. Доставка была доступна только в том городе, где располагался склад электронного магазина (поставщика услуг\товара). В крупных городах доставка была серьезной проблемой еще несколько лет назад. Собственная служба доставки требовала серьезного бюджета

и становилась выгодной только на определенном этапе развития магазина, а в некоторых случаях не успевала оправдать вложения, и руководство компании принимало решение пользоваться услугами логистических фирм. Для одних групп товаров наиболее критичной частью является скорость и надежность доставки, для других - цена. Надо продумывать в какую сумму покупатель оценивает удобство виртуальной покупки. Очевидно, что цена доставки не должна превышать цену самого товара. Доставка почтой - один из самых простых и общедоступных способов. Достаточно широкий диапазон товаров можно отправить заказной бандеролью, при этом стоимость доставки будет относительно небольшой. Однако длительные сроки доставки являются существенным минусом данного способа. А аутсорсинг доставки оставался недешевым удовольствием. Но за последние пару лет ситуация существенно изменилась. Собственные службы доставки используются обычно в пределах небольших регионов. Отдаленные регионы обслуживаются, как правило, почтой или международными службами доставки, а основная часть доставки передана специализированным операторам.

Транспортная составляющая российской интернет - торговли имеет свои структурные отличия от европейского и американского электронного рынка. Одним из таких отличий является стремление рынка к экспресс - доставке. Условие максимально быстрой доставки товара становится более значительным, чем сами характеристики товара у производителей. Чем шире выбор доставки предлагает интернет - магазин покупателям, тем большую потенциальную аудиторию он может охватить.

Экспресс-доставка - это транспортная услуга, позволяющая в сжатые сроки доставить грузы разных категорий до любого места назначения до конечного потребителя. Сроки доставки измеряются часами, а превышение сроков доставки влечёт за собой снижение или даже полную утрату ценности данной услуги. При этом грузовладелец освобождается от всех задач по организации перевозки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.