48 (189) - 2012 УДК 334.723
УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
предпосылки и направления развития государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе россии
и. в. чистов,
заслуженный деятель науки Российской Федерации,
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой
управления экономикой производства
и ремонта вооружения и техники
E-mail: ivchistov@mail. ru
Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет» Министерства обороны российской Федерации
Повышение эффективности деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса в настоящее время осуществляется, в частности, посредством внедрения современных механизмов сотрудничества государства и бизнеса. В статье рассмотрены основные признаки государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе, характеристики участников государственно-частного партнерства и их функции. Особое внимание уделено анализу специфических рисков государства и бизнеса при реализации проектов государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, государственно-частное партнерство, риски.
В последние годы Россия активно пытается перейти к инновационной модели развития, осознавая, что лишь при условии диверсификации экономики на базе развития современных высокотехнологичных отраслей страна может достойно ответить на вызовы новейшего времени, повысить
конкурентоспособность экономики и в условиях глобализирующегося мира включиться на равных в процессы экономической и технологической интеграции и кооперации.
Переход на рельсы инновационного развития России связан, прежде всего, с выработкой собственной инновационной стратегии, формированием национальной инновационной системы, способствующей эффективному взаимодействию государства и частного бизнеса в инновационной сфере. Безотлагательного решения требуют вопросы преодоления технологического отставания и низкой инновационной активности предприятий, особенно в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), повышения инвестиционной привлекательности организаций ОПК.
Общее состояние технологической базы ОПК в настоящее время можно охарактеризовать как не отвечающее в полной мере постоянно растущим требованиям Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ-2020), утвержденной указом Президента РФ от 31.12.2010, а также уровню спроса внутреннего и мирового рынка на высокотехнологич-
- 35
ную конкурентоспособную продукцию гражданского назначения. Это проявляется в крайне изношенном состоянии производственно-технологического оснащения практически всех оборонных отраслей промышленности, в высоких и постоянно растущих удельных производственных затратах и растущих ценах на изделия и системы вооружения, военной и специальной техники, в низком уровне качества продукции военного назначения, а также в низкой конкурентоспособности гражданской продукции как на внутреннем, так и на мировом рынке [10].
Как показывает мировой опыт, одним из эффективных механизмов решения указанных проблем должно стать развитие различных форм государственно-частного партнерства (ГЧП). В последние годы в России складываются условия для проявления активности частного капитала и для более тесного взаимодействия бизнеса и власти, что открывает реальные перспективы для государственно-частного партнерства. Развитие форм такого партнерства должно найти самое широкое использование этого механизма в оборонно-промышленной политике как инструмента реализации крупных инновационных проектов по модернизации технологической базы ОПК, обеспечивающего совершенствование направлений взаимодействия государства и частного предпринимательства по всему жизненному циклу продукции предприятий и организаций ОПК: от проведения научных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и технологий до производства наукоемкой высокотехнологичной продукции. Такой подход определен, в частности, в концептуальных и программных документах Российской Федерации, в том числе в области сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств [2, 4, 8]. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из приоритетов устойчивого развития в целях обеспечения национальной безопасности определено «укрепление роли государства и совершенствование государственно-частного партнерства» [6].
Принципиальные изменения конкурентной позиции на мировом и внутреннем рынках, обеспечение устойчивого развития ОПК предусматривается осуществить в рамках тесного взаимодействия государства и заинтересованного в подъеме отечественной промышленности бизнеса, вхождения российского ОПК в международную кооперацию без ущерба интересам национальной безопасности [9].
В рамках такого сценария развития возникают новые возможности и мотивации по отношению к сценарию развития ОПК в рамках государственной поддержки и государственного управления. Государство обеспечивает концентрацию ресурсов на определенных приоритетах и проектах, оказывает содействие в упрочении отечественных производителей на рынках. Частные российские собственники приносят инвестиции, технологии управления коммерческими проектами в сфере военно-технического сотрудничества и гражданского производства, а иностранные партнеры - иностранные инвестиции, современные менеджмент проектов, технологии, содействие в проникновении на зарубежные рынки. Все это реализуется с учетом обеспечения безопасности и интересов государства. Таким образом, ключевым фактором для развития государственно-частного партнерства является создание мотивации у бизнеса вкладывать средства в проведение исследований и разработок и реализацию проектов, а также создание стимулов у организаций к поиску путей партнерства с корпоративным сектором экономики.
При участии в проекте ГЧП государство может получить выгоду от увеличения связанных с проектом бюджетных доходов, а также от косвенных эффектов - оживления конъюнктуры и роста инвестиционной привлекательности регионов. Оптимальное структурирование ГЧП в рамках отдельных проектов создает возможности для получения следующих выгод:
• более быстрая реализация наиболее важных проектов в области инфраструктуры;
• ускорение развития регионов;
• повышение народнохозяйственной эффективности (часто не учитываемой в экономическом анализе);
• улучшение механизмов и моделей оказания услуг;
• облегчение бремени, лежащего на государственном управлении;
• снижение инвестиционных расходов (экономия может достигать 30 % расходов на инвестиции);
• оптимизация структуры финансирования за счет использования национальной и (или) международной поддержки и расширения доступа к новым источникам финансирования [1]. Преимущества ГЧП для государственного и
частного сектора приведены на рисунке.
Государственно-частное партнерство в оборонно-промышленном комплексе можно определить как
Преимущества ГЧП для государственного и частного сектора
систему долгосрочных отношений между государством (представляющими его субъектами) и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в ОПК на основе объединения ресурсов и распределения доходов или нематериальных выгод, расходов и рисков. Широкое применение механизмов ГЧП как системы взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса является важнейшим элементом, способным обеспечить развитие ОПК в соответствии с современными потребностями общества и экономики страны.
Модели и структура ГЧП разнообразны, но при этом существуют некоторые характерные черты, позволяющие выделить партнерство в самостоятельную экономическую категорию. Оно возникает как формализованная кооперация государственных
и частных структур, специально создаваемая для достижения тех или иных целей и опирающаяся на соответствующие договоренности сторон. Среди основных признаков ГЧП как в целом в экономике, так и в ОПК в частности, отличающих его проекты от других форм отношений государства и частного бизнеса, можно выделить следующие:
• средне- и долгосрочный характер отношений (от 10-15 до 20 лет и более, в случае концессий -до 50 лет) по осуществлению партнерской деятельности;
• фиксация отношений (прежде всего правовая (контрактная) или же в форме соглашений о сотрудничестве, не связанных с возникновением гражданско-правовых обязательств);
- 37
• специфические формы финансирования проектов (за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами, или же совместное инвестирование нескольких участников);
• обязательное наличие конкурентной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит борьба между несколькими потенциальными участниками;
• специфические формы распределения ответственности между партнерами (государство устанавливает цели проекта с позиций общественных интересов и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации проектов, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта: разработка, финансирование, строительство и эксплуатация, управление, практическая реализация услуг потребителям);
• разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих договоренностей сторон;
• проектный подход - с позиций управления; с позиций анализа - как инвестиционный проект (денежные потоки-риски, вход-выход из проекта). Очевидно, обе стороны партнерства заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом. Проекты ГЧП облегчают выход на мировые рынки капиталов, стимулируют привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Особое значение ГЧП имеет для экономики регионов, где на его основе развиваются местные рынки капитала, товаров и услуг.
Каждый партнер вносит свой вклад в общий проект. Так, бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству. При этом обычно внедряются более эффективные методы работы, совершенствуются техника и технологии, возникают новые формы организации производства, создаются новые предприятия, в том числе с иностранным капиталом, налаживаются эффективные кооперационные связи с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников.
Со своей стороны государство обеспечивает правомочия собственника, возможность предостав-
ления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов. В ГЧП оно получает возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может постепенно смещать акценты в своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. Неизбежные предпринимательские риски при этом перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в итоге выигрывает общество как потребитель более качественных услуг.
Участниками ГЧП в оборонно-промышленном комплексе выступают государство и субъекты, его представляющие, а также субъекты частного сектора экономики.
От лица государства в качестве участников ГЧП могут выступать:
• органы государственной власти, в том числе органы управления ОПК;
• государственные предприятия и учреждения (федеральные государственные учреждения);
• государственные коммерческие организации (федеральные государственные унитарные предприятия, федеральные казенные предприятия).
Со стороны частного сектора экономики в партнерские отношения могут вступать:
• коммерческие и некоммерческие организации различной организационно-правовой формы с долевым участием государства или без его участия (акционерные общества);
• физические лица.
В основе деятельности каждого участника лежат разные приоритеты, ценности и качества (табл. 1).
Если органы государственного управления осуществляют регулирующую функцию, то частные компании, как правило, выступают в роли инвестора, участвуя в развитии ОПК. Помимо указанных общих характеристик, каждый участник партнерства имеет свою сферу компетенций, ожиданий и стиль работы. Благодаря успешному партнерству отдельные качества и возможности могут быть объединены для достижения общей цели. В ходе совместной деятельности государственно-частное партнерство, ориентированное на устойчивое развитие, обеспечивает инновационные подходы к
Таблица 1
Основные характеристики участников ГЧП в ОПК
Участники ГЧП Основа деятельности Основные характеристики
Государство Осуществляет регулирующую деятельность на основании законодательства: - создание правовой основы для экономических, политических и социальных взаимоотношений; - обеспечение политической воли, направленной на развитие ОПК; - разработка методического обеспечения ГЧП в ОПК; - внедрение механизмов обеспечения выполнения международных обязательств; - предоставление государственных услуг по обеспечению основных потребностей и прав Обеспечение прав и законных интересов участников ГЧП; обеспечение доступа к информации, стабильности и легитимности; контроль за безопасностью в ОПК
Частные компании Осуществляют инвестиции и коммерческую деятельность за счет: - производства продукции оборонного и гражданского назначения; - обеспечения занятости, инноваций и экономического роста; - направления прибыли на дальнейшие инвестиции, способствующие развитию ОПК Действия ориентированы на получение прибыли, характеризуются изобретательностью, продуктивностью, четкостью поставленных задач и быстротой их достижения
решению проблем и достижению целей. Функции участников ГЧП в ОПК представлены в табл. 2.
К механизмам привлечения бизнеса для реализации проектов в ОПК на общесистемном уровне могут быть отнесены:
• определение государственных приоритетов, в которых за счет имеющихся заделов или объективных преимуществ Россия может быть конкурентоспособна или ее присутствие обеспечивает влияние на технологическое развитие в мире;
разработка и реализация процедуры установления приоритетов наукоемких производств и технологий, а также ранжирования инновационных и инвестиционных проектов федерального и регионального уровней; формирование национальной технологической политики с учетом позиции корпоративного сектора экономики, наиболее чувствительно воспринимающего сигналы рынка и способного обеспечить адекватную реакцию на них;
Таблица 2
Функции участников государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе
Участники ГЧП Выполняемые функции
Государство 1. Разработка и утверждение правовых основ нормального развития рыночной экономики, законодательное определение «правил игры» юридических и физических лиц при производстве продукции оборонного и гражданского назначения. 2. Стимулирование эффективной с точки зрения национальных интересов интеграции финансового капитала и промышленных предприятий в ОПК. 3. Содействие в поиске источников финансирования программ, связанных с развитием ОПК. 4. Осуществление мер по производству продукции оборонного и гражданского назначения, обеспечению вооруженных сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники, совершенствованию управления на макроуровне, развитию фундаментальной науки, выполнению государственных программ, защите окружающей среды, развитию социально-бытовой инфраструктуры и т. д.
Частные компании 1. Инновационная деятельность, направленная, в частности, на создание новых образцов вооружения, военной и специальной техники и их запуск в серийное производство. 2. Создание институциональных условий для кооперации различных производителей при производстве новых образцов вооружения, военной и специальной техники. 3. Деятельность, направленная на снижение себестоимости производства продукции оборонного и гражданского назначения путем оптимизации издержек. 4. Участие в конкурентной борьбе за получение государственного заказа. 5. Повышение уровня инвестиционной активности на рынке продукции оборонного и гражданского назначения, в том числе международном
• введение в сферу ответственности государства разработку средне- и долгосрочных программ развития тех технологических направлений, которые будут определять облик мировой экономики через 15-20 лет и обеспечивать сбалансированное стимулирование государственного и корпоративного спроса на технологическую модернизацию и поддержку усилий ведомств и корпораций по ее реализации;
• ускорение реструктуризации научно-технологического комплекса в самодостаточные компании и консорциумы соответствующего уровня (федерального и регионального);
• облегчение доступа для российских промышленных предприятий к зарубежным технологиям в целях заимствования и адаптации;
• создание государством инфраструктур, позволяющих корпоративному сектору получать ресурсы, необходимые для успешной конкурентной борьбы на рынке;
• разработка и принятие сбалансированных мер налогового стимулирования инновационной деятельности;
• совершенствование механизмов долевого финансирования государством научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инновационных и инвестиционных проектов, решение вопросов по страхованию ответственности сторон; повышение качества отечественных разработок в виде готовых к производству технологий; разработка совместно с объединениями работодателей профессиональных образовательных стандартов и создание системы формирования и конкурсного размещения государственного заказа на подготовку кадров;
• активное содействие развитию корпоративной науки и негосударственных организаций;
• совершенствование механизмов кредитования экспорта высокотехнологичной продукции;
• формирование механизмов партнерских отношений, направленных на реализацию совместных международных проектов с разделением рисков и расширение участия российских предприятий в производственной кооперации по выпуску высокотехнологичной продукции в рамках международного разделения труда, в том числе в авиа- и судостроении, космонавтике, освоении природных ресурсов и т. д.;
• создание новой или использование существующей сети фондов с продуманными инвести-
ционными декларациями и четко сформулированными задачами;
• приобретение зарубежных активов;
• прямые инвестиции в российские компании. В дополнение к перечисленным механизмам
общесистемного характера применительно к организациям ОПК следует также отметить:
• внедрение системы соинвестирования инвестиционных и инновационных проектов, имеющих важное значение для государства, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества, организованной на принципах государственно-частного партнерства;
• использование механизмов субсидий по процентным ставкам и государственных гарантий, предоставляемых организациям ОПК в получении кредитов, займов и т. д. на приемлемых условиях для проведения диверсификации и модернизации производства;
• развитие системы лизинга технологического оборудования, а также высокотехнологичной, наукоемкой продукции предприятий ОПК;
• расширение участия предприятий ОПК в реализации национальных проектов;
• активизацию деятельности саморегулирующихся организаций и др.
Примером партнерских отношений могут служить совместные работы концерна «Ситроникс», компаний Infineon (Германия), ST Microelectronics (Франция) и ОАО «Микрон» (г. Зеленоград). В дополнение к реализованным проектам по созданию нового производства бытовой электроники, жидкокристаллических мониторов и компьютеров начато создание современного микроэлектронного производства, в том числе передача технологий производства микросхем с технологическим размером 0,18 мкм на пластинах диаметром 200 мм. Реализация подобных проектов позволит создавать микросхемы самого различного назначения.
Развитие ОПК в настоящее время определяется интеграционными процессами. Консолидация активов в рамках интегрированных структур, подконтрольных государству, происходит практически во всех отраслях ОПК, являясь основным способом структурных преобразований в ОПК. При этом этот процесс оказывает существенное влияние на развитие и сохранение кадрового потенциала ОПК.
Основная системная проблема обеспечения оборонно-промышленного комплекса кадрами заключается в том, что современное состояние
системы многоуровневого непрерывного образования (среднего специального, высшего и дополнительного профессионального образования) и реализуемый комплекс государственных мер по закреплению кадров в оборонно-промышленном комплексе не в полной мере отвечают потребностям инновационного развития высокотехнологичных отраслей оборонной промышленности и являются недостаточными для привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров.
На решение данной проблемы направлена реализация Стратегии создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года (далее - Стратегия) [7]. Целью Стратегии является формирование системы обеспечения оборонно-промышленного комплекса высококвалифицированными работниками всех уровней профессионального образования (научными работниками, высококвалифицированными специалистами и рабочими кадрами) с учетом текущих и перспективных потребностей организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации задач по обеспечению национальной безопасности России, устойчивого промышленного роста и конкурентоспособности отечественной промышленности, повышению инвестиционной привлекательности и инновационной активности организаций оборонно-промышленного комплекса.
Финансирование мероприятий и работ Стратегии предусматривается за счет бюджетных и внебюджетных средств в рамках совместного финансирования (государственно-частного партнерства), а именно:
• средств федерального бюджета, выделенных на подготовку научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в рамках государственного плана [5];
• собственных средств организаций, выделенных на целевую контрактную подготовку в системе профессионального образования; средств, выделенных в соответствующих разделах федеральных целевых, ведомственных целевых и других программ, реализуемых в системе образования и науки, в оборонно-промышленном комплексе, в социально-экономической сфере, а также из других источников финансирования. Предусмотрено, что реализация Стратегии
позволит, в частности:
• обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и общественных сообществ по обеспечению динамичного, целенаправленного развития и сохранения кадрового потенциала ОПК в целях реализации поставленных перед ОПК России задач по обеспечению перспективных потребностей Вооруженных сил РФ в вооружении, военной и специальной технике и расширению производства и экспорта гражданской высокотехнологичной продукции;
• создать концептуальную основу для государственно-частного партнерства по вопросам подготовки, развития и сохранения кадрового потенциала ОПК.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» государственную поддержку инновационных образовательных программ получили 57 вузов, из них 22 вуза готовят кадры для ОПК. Объем средств федерального бюджета, направленных на поддержку вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, составил 30 млрд руб. при объеме софинансиро-вания в 8 млрд руб., а для вузов, осуществляющих подготовку кадров для ОПК, этот объем средств составил 7 млрд руб. и 3,5 млрд руб. объем софи-нансирования [7].
Достигнутые в процессе реализации указанного проекта результаты позволяют в вузах-победителях, осуществляющих подготовку кадров для ОПК, выделить реальные системные эффекты, создающие возможности для подготовки кадров нового качества, способных решать задачи развития инновационного ОПК, в частности направленные на развитие государственно-частного партнерства. Более 1 200 организаций выступили партнерами вузов, из них более 200 оборонных организаций. Во всех образовательных учреждениях созданы советы по управлению проектами (наблюдательные, координационные, попечительские, управляющие) с участием стратегических партнеров - бизнеса, региональных властей, педагогической общественности. Примером государственного партнерства с малым наукоемким бизнесом может служить учебно-научно-инновационный комплекс Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), в структуре которого действует 15 частных фирм, имеющих свои структурные подразделения внутри университета. Доход внедренческих организаций, с которыми работает ТУСУР, возрос до 500
млн руб., что в 5 раз больше, чем в начале реализации проекта, а конкурс в вуз на технические специальности возрос до 12 чел. на место [7].
Следует подчеркнуть, что инвестиции в сферу ОПК в силу известных причин как объективного, так и субъективного характера, сопряжены с серьезными рисками, которые не могут не оценивать инвесторы. Об этом также свидетельствует ситуация на фондовом рынке, где организации ОПК пока мало заметны.
Важная часть сделок в рамках ГЧП - распределение между участниками проекта задач, возможностей и рисков. При этом, как правило, соблюдается следующее условие: решение конкретной задачи возлагается на того партнера, который может сделать это с наибольшей эффективностью. Распределение задач и ответственности между государством и частным сектором зависит от сферы реализации проекта. Чем большее значение имеет общественная услуга (общественное благо), тем ниже рыночные риски, связанные с ее оказанием, и тем выше потребности в государственном регулировании. Мировой опыт реализации инфраструктурных проектов свидетельствует о том, что государство часто принимает на себя рыночный риск в рамках определенных базовых условий. От распределения рисков и возможностей зависят функции государства. Если частный инвестор несет большую часть рисков по проекту, то государство имеет ограниченное право вмешиваться в выполнение проекта либо в основном контролирует его.
Специфические риски государства при реализации проектов ГЧП в ОПК приведены в табл. 3.
Возникающие при реализации проектов ГЧП риски частного сектора можно условно разделить на четыре основные группы. Приведем их в порядке уменьшения важности для частного сектора:
1) риски, связанные с работой государственных органов власти (38,1 %);
2) риски, связанные с участием государства как партнера в проектах ГЧП (31,8 %);
3) бизнес-риски проектов ГЧП (26,7 %);
4) риски, связанные с протестами населения, общественных и международных организаций (3,4 %) [3].
Основные риски, связанные с работой органов государственной власти, - высокий уровень коррупции и избыточная бюрократия. Эти факторы справедливы для бизнеса любого уровня и сферы, работающего в любом регионе страны. Это же
справедливо и для проектов ГЧП. Риски, связанные с работой органов государственной власти, касаются правительственных действий, которые отражаются на деятельности частного сектора при строительстве и эксплуатации объектов. Они могут включать мероприятия, которые приостанавливают или прекращают контракт, приводят к наложению штрафов или вводу в действие инструкций, уменьшающих доходы и т. п.
Негативное влияние рисков, связанных с работой органов государственной власти, также переносится и на риски для бизнеса, связанные с участием государства как партнера в проектах ГЧП. Орган государственной власти - партнер в проекте ГЧП является заинтересованной стороной в успехе проекта и выступает в качестве лоббиста интересов проекта в недрах государственного аппарата. В то же время этот, казалось бы, очевидный принцип ставится под сомнение представителями бизнеса, которые обозначили риск отсутствия реальной ответственности государственных структур за реализацию проекта как наиболее существенный риск для бизнеса от участия государства как партнера в проекте ГЧП.
Кроме того, отмечается длительность процесса согласования различных аспектов проекта в недрах государства, отсутствие координации действий и различие интересов различных министерств и ведомств, а также отсутствие единой программы ГЧП.
Отсутствие координации действий между ведомствами, длительность согласования различных аспектов проекта, отсутствие реальной ответственности в государственных структурах воспринимаются деловым сообществом как гораздо более высокие риски, чем неисполнение государством своих обязательств по контракту или стремление к избыточному контролю за частным партнером.
Что касается бизнес-рисков проектов ГЧП, то в целом они соответствуют традиционным рискам проектного финансирования, но имеют свою специфику, связанную с необходимостью работать на объектах государственной собственности и в сферах, традиционно считающихся областью деятельности органов власти.
Наиболее существенным риском считается риск незапланированного повышения цен на оборудование и материалы, необходимые для осуществления проекта. Второй по значимости - риск неэффективного управления проектом, связанный с необходимостью работы с государством, с громоздкой
Таблица 3
Специфические риски государства при реализации проектов государственно-частного партнерства в ОПК
№ п/п Риски Формы проявления рисков
I. Низкая бюджетная эффективность управления государственной собственностью в ОПК
1 Ограничение роста/снижение доходов от государственного имущества Ограничение роста/снижение доходов бюджета, получаемых от организаций ОПК. Формирование убытков, связанных с нереализованными доходами, которые могли бы быть получены, если бы средства государства расходовались более эффективным образом
2 Нецелевое использование средств Нецелевое использование средств, направляемых из бюджета на поддержку организаций ОПК
3 Неэффективное использование средств Неэффективное использование средств, направляемых из бюджета, и гарантий, предоставляемых государством в целях поддержки организаций ОПК
4 Излишние расходы государства Завышение цен на продукцию ОПК, разрабатываемую в рамках государственного заказа
5 Невозможность реализации интересов Невозможность реализации (полностью или частично) экономических интересов государства как собственника
II. Негативная динамика рыночной стоимости государственного имущества
1 Ограничение роста/снижение рыночной стоимости государственного имущества Рыночная оценка объектов имущества организаций ОПК, в особенности недвижимого имущества, собственником которого является орган государственной власти
III. Утрата государственного имущества (переход из государственной в иную собственность вне процедур приватизации, прекращение существования имущества)
1 Полная/частичная утрата государственного имущества Вывод активов и основных услуг, их перераспределение не в пользу собственника - государства. Снижение величины активов/объемов продукции организации ОПК. Утрата организацией ОПК своих позиций на рынке
IV. Снижение эффективности механизмов хозяйствования
1 Искажение эффективных основ хозяйствования Искажение экономических стимулов, создание системы экономических интересов, препятствующих устойчивому экономическому росту и эффективному развитию организаций ОПК. Искажение структуры управления и финансирования и ослабление способности к проведению необходимых реформ и институциональных преобразований. Рост регулятивных издержек и сохранение излишнего участия государства в экономической деятельности организаций ОПК
V. Усиление угроз конкурентоспособности экономики страны
1 Установление приоритета коммерческих интересов над интересами, имеющими государственное значение Снижение или отказ от проведения разработок и производства продукции, значимых для конкурентоспособности, безопасности страны. Невыполнение государственного заказа по объемным и качественным характеристикам
бюрократической структурой, которая вызывает опасения и страхи потери эффективности управления проектом.
Риск неверной оценки рентабельности проекта также является весьма характерным для ГЧП.
Что же касается общественных рисков ГЧП, то частные компании в целом невысоко оценивают риски, связанные с протестами населения, общественных и международных организаций. Основная масса этой группы рисков сосредоточена в сфере экологии и технической безопасности проекта [3].
Таким образом, в рамках развития ГЧП в ОПК должны быть разработаны и приняты нормативные правовые акты, касающиеся не только ОПК,
стимулирующие инвестиционную деятельность (страхование рисков, эффективная работа фондов, сохранение коммерческой тайны и др.) и оберегающие инициаторов проектов от недобросовестных инвесторов.
Список литературы
1. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. URL: http://institutiones. com/general/1079-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo. html.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
- 43
3. Национальный доклад «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве». М.: Ассоциация Менеджеров, 2007.
4. Об Основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере: Решение Совета глав правительств СНГ от 20.11.2009.
5. О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы: постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 854.
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.
7. Стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года: приказ Минпромторга России от 13.04.2009 № 256.
8. Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года: Решение Совета глав правительств СНГ от 14.11.2008.
9. Хрусталёв Е.Ю. Оборонный потенциал России в контексте современной международной конкуренции и глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 7.
10. Хрусталёв Е.Ю. Оборонно-промышленный комплекс России: предназначение, состояние и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 35.
Вниманию руководителей российских регионов, экономистов, финансистов и менеджеров, преподавателей вузов и аспирантов!
Журнал «Региональная экономика: теория и практика»
ISSN 2073-1477
Выпускается с 2003 года. Включен в перечень ВАК.
Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Формат A4, объем 64 - 72 с. Периодичность - 4 раза в месяц.
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34133 82327 15089
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fln-izdat.ru