Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность предприятий оборонного комплекса в условиях импортозамещения'

Инвестиционная привлекательность предприятий оборонного комплекса в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / БЮДЖЕТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНОСВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИННОВАЦИЯ / INVESTMENTS / GOVERNMENT FUNDING / IMPORT SUBSTITUTION / DEFENSE INDUSTRY / BUDGET / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / FINANCIAL CAPACITY NEEDS INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головецкий Николай Яковлевич, Головецкий Богдан Николаевич, Гребеник Виктор Васильевич

В статье рассмотрены проблемы инвестиционной деятельности государства по обеспечению обороноспособности и безопасности страны в условиях санкций и импортозамещения. Результативность инвестиционной деятельности во многом зависит от эффективности системы управления формированием, организацией и регулированием инвестиционного процесса, получившей название инвестиционной привлекательности. В настоящее время перед государством стоит крайне важная задача изыскать и выделить необходимые объемы инвестиций для технического перевооружения производственно-технологической базы предприятий и организаций ОПК с целью обновления и формирования нового состава и структуры активной части основных производственных фондов. Необходимость решения данной задачи предопределяет потребность в совершенствовании форм и способов финансово-кредитного обеспечения инвестиционной деятельности предприятий ОПК, обеспечивающих оптимизацию структуры источников финансовых ресурсов, а также целевое и эффективное их использование, что, в конечном счете, будет способствовать импортозамещению в ОПК повышению инвестиционной привлекательности предприятий оборонного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Головецкий Николай Яковлевич, Головецкий Богдан Николаевич, Гребеник Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public funding of the investment activity of the enterprises of the military-industrial complex in the conditions of import substitution

The problems of investment activity of the State to ensure the defense capability and security of the country in terms of sanctions and import substitution. The effectiveness of investment activity largely depends on the effectiveness of the management of formation, organization and regulation of the investment process, known as investment attractiveness. Currently, the state is an extremely important task to find and provide the necessary levels of investment for modernization of production and technological base of the defense industry enterprises and organizations with a view to updating and creating a new composition and structure of the active part of basic production assets. The need to solve this problem determines the need to improve the forms and methods of financial and credit support the investment activity of defense enterprises, ensuring optimization of the structure of sources of financial resources, as well as targeted and effective use, which ultimately will contribute to import substitution in the defense industry to increase of investment attractiveness of enterprises defense industry.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность предприятий оборонного комплекса в условиях импортозамещения»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/176PVN515.pdf DOI: 10.15862/176PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/176PVN515)

УДК 338.27

Головецкий Николай Яковлевич

ФГБОУ ВО «Финансовый университет»

Россия, Москва1

Профессор кафедры «Финансового менеджмента» Кандидат экономических наук E-mail: nik1957@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=715010

Головецкий Богдан Николаевич

ФГБОУ ВО «Военный университет» Россия, Москва

Адъюнкт кафедры «Экономических теорий и военной экономики»

E-mail: Bogdan-1982@ya.ru

Гребеник Виктор Васильевич

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российский Федерации»

Россия, Москва

Профессор кафедры «Финансового менеджмента»

Доктор экономических наук Доцент

E-mail: Gvik65@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=664895

Инвестиционная привлекательность предприятий оборонного комплекса в условиях импортозамещения

1 143402, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8, к. 1 1

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы инвестиционной деятельности государства по обеспечению обороноспособности и безопасности страны в условиях санкций и импортозамещения. Результативность инвестиционной деятельности во многом зависит от эффективности системы управления формированием, организацией и регулированием инвестиционного процесса, получившей название инвестиционной привлекательности. В настоящее время перед государством стоит крайне важная задача изыскать и выделить необходимые объемы инвестиций для технического перевооружения производственно-технологической базы предприятий и организаций ОПК с целью обновления и формирования нового состава и структуры активной части основных производственных фондов. Необходимость решения данной задачи предопределяет потребность в совершенствовании форм и способов финансово-кредитного обеспечения инвестиционной деятельности предприятий ОПК, обеспечивающих оптимизацию структуры источников финансовых ресурсов, а также целевое и эффективное их использование, что, в конечном счете, будет способствовать импортозамещению в ОПК повышению инвестиционной привлекательности предприятий оборонного комплекса.

Ключевые слова: инвестиции; государственное финансирование; импортозамещение; оборонно-промышленный комплекс; бюджет; инвестиционная привлекательность; финаносвые потребности; инновация.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Головецкий Н.Я., Головецкий Б.Н., Гребеник В.В. Инвестиционная привлекательность предприятий оборонного комплекса в условиях импортозамещения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/176PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/176PVN515

Динамичное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.

Санкции, антисанкции, падение цен на нефть и последующая девальвация курса рубля изменили экономическую ситуацию в стране, привели к резкому росту цен на продукцию промышленности и машиностроения, породили тенденцию к росту цен на вооружение, военную технику и продукцию двойного назначения.

Необходимость инвестиционной деятельности в оборонном комплексе вытекает из самой ее сущности. Без инвестиций невозможно ни текущая деятельность оборонно-промышленного комплекса (ОПК), ни его дальнейшее развитие. С другой стороны, именно инвестиционная деятельность предприятий ОПК предполагает их экономический рост. В этом суть значения и роли инвестиционной деятельности предприятий данного сектора экономики для всего национального хозяйства.

Результативность инвестиционной деятельности во многом зависит от эффективности системы управления формированием, организацией и регулированием инвестиционного процесса, получившей название инвестиционной привлекательности. Использование такой экономической категории как инвестиционная привлекательность вводится многими авторами для оценки свойств инвестиционной деятельности, в основном, на этапе анализа ее состояния и перспектив, чтобы в какой-то степени охарактеризовать их качественно и показать возможность ведения успешной инвестиционной деятельности.

Инвестиционная привлекательность выступает как характеристика целой совокупности объектов инвестиционной деятельности: стран, регионов, отдельных территории, отраслей народного хозяйства, хозяйствующих субъектов, конкретных проектов, разных видов активов предприятия. Перечисленные объекты имеют различную сложность своего состава, следовательно, и смысловая наполняемость понятия «инвестиционная привлекательность» будет разной по отношению к каждому из них.

Содержательная сторона государственного регулирования инвестиционной деятельности представляет собой совокупность мероприятий, направленных на организацию и стимулирование деловой активности инвесторов с целью наиболее полного удовлетворения финансовых потребностей предприятий оборонного комплекса.

Например, доля государства США в общих расходах на строительство военных предприятий возросла с 30% в 1915 - 1918 гг., до 60% - в 1940-1945 гг. И в настоящее время продолжает находиться на высоком уровне. Несмотря на то, что военное производство США осуществляется в основном частными кампаниями, капиталовложения в военные предприятия осуществляются главным образом государством2.

Следует признать, что с началом экономических реформ в России проводится последовательная децентрализация инвестиционного процесса и в отраслях оборонного комплекса. Это связано с развитием многообразных форм собственности, повышением роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов (имеется в виду, прежде всего продукцию гражданского

2 Головецкий Н.Я. Научные основы управления экономическим обеспечением безопасности государства // Вестник МГЛУ. - 2013. - №6. - С. 65.

назначения). Так, осуществляемые преобразования и приватизация уже превысили долю АО -частных и смешанных - в обеспечении обороны и безопасности.

Однако и в период формирования рыночных отношений, и даже при развитых рыночных отношениях, государство основную часть инвестиций будет вынуждено выделять не только на производство новой техники и вооружения, но и на конверсию оборонной промышленности, утилизацию ВВТ, поддержку и развитие программ военных НИОКР.

Президент России В.В. Путин на заседании Совета Безопасности России 31.08.2012 года призвал создать условия для качественного прорыва в развитии оборонки. Он признал, что за последние 30 лет ОПК пропустило несколько циклов модернизации. При этом глава государства отметил, что в последние годы модернизация предприятий ОПК только начала проводиться. «В сжатые сроки необходимо обновить производственные фонды и провести технологическую модернизацию предприятий отрасли, заявил президент. Нужно наверстывать упущенное. Это крайне сложная задача, но она решаема и должны быть решена. По сути, нужно совершить такой же мощный, комплексный прорыв в модернизации оборонных отраслей, как и в тридцатые годы прошлого века»3.

Очевидно, что на существующей производственно-технологической базе реализовать госпрограмму вооружения невозможно, ее необходимо модернизировать. Этому посвящена ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на период до 2020 года». В ней заложено обновление производства, инвестиции в НИОКР, омоложение и повышение квалификации кадров. Предусмотрены средства на техническое перевооружение предприятий ОПК - 440 млрд руб.4

Как показывает практика, для успешного выхода на новую волну подъема необходим достаточно мощный инициирующий импульс, позволяющий сконцентрировать имеющиеся ресурсы на перспективных направлениях. Таковым на современном этапе являются реализация Государственной программы вооружения - ГПВ-2020 и ее инвестиционный ресурс в размере трех триллионов рублей, выделенных на создание прорывных и перспективных технологий для технического перевооружения ОПК5.

Важным шагом в этом направлении стало создание в 2012 году Фонда перспективных исследований (ФПИ). Он призван заняться поиском инноваций, в первую очередь в сфере военных технологий и в интересах создания перспективных видов вооружения и военной техники. Не следует исключать и возможности двойного использования этих технологий в гражданских целях с доведением их до состояния готового продукта и предложением на рынок.

На реализацию такой модели стратегического прорыва у России остается пять - семь лет. В этот период серьезную роль в развитии экономики должны сыграть мультипликативный эффект реализации ГПВ-2020 и вливание значительных финансовых ресурсов в техническое перевооружение ОПК6.

3 О повышении эффективности деятельности ОПК. Выступление Президента В. В. Путина на заседании Совета Безопасности России 31.08.2012 г. - http://www.kremlin.ru. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml (дата обращения 20.10.2015).

4 Министерство обороны Российской Федерации. Официальный сайт: http://www.mil.ru (дата обращения

2.10.15).

5 Пименов В. Рывок в шестой уклад // ВПК. 2014. - 3 сентября.

6 См. там же.

Принципиальным является также обеспечение высоких темпов технологической модернизации ОПК. В ФЦП-2020 заложена такая динамика, которая позволит ОПК к концу программного периода функционировать как высокоэффективному, рентабельному бизнесу. ФЦП-2020 содержит достаточно весомую для России инновационную компоненту. Так, технологический блок этой программы включает мероприятия по формированию опережающего научно-технического задела, а также разработке и внедрению в полном объеме свыше 1400 промышленных критических и базовых технологий.

По структуре затрат ФЦП-2020 имеет ярко выраженный инвестиционный характер: капитальные вложения составляют около 80% от общего объема финансирования. Бюджетные средства направляются прежде всего на строительство и реконструкцию производственных мощностей, обеспечивающих приоритетное развитие: средств СЯС; средств ВКО; систем связи, комплексов беспилотных летательных аппаратов; современной транспортной авиации; высокоточного оружия; систем индивидуальной защиты военнослужащих. Большое внимание в программе уделено мероприятиям, направленным на обеспечение Военно-Морского Флота.

Для реализации этих задач необходима структурная перестройка ОПК. Для приведения структуры ОПК в соответствие с требованиями времени целесообразно:

• провести оптимизацию состава ОПК с выделением его ключевых организаций и провести комплекс мероприятий по формированию системообразующих научно-производственных комплексов, в том числе межотраслевых и межгосударственных;

• разработать и осуществить проекты по внутренней реструктуризации интегрированных структур и отдельных ключевых организаций, включая их технологическое дооснащение;

• повысить контроль со стороны государства за деятельностью организаций ОПК;

• в процессе реформирования осуществлять социальную поддержку работников ОПК;

• реорганизовать часть государственных унитарных предприятий (на базе узкоспециализированных взрывоопасных испытательных и сборочно-снаряжательных производств) в казенные предприятия. Созданию и осуществлению деятельности таких предприятий должна быть оказана государственная поддержка;

• проводить мероприятия по оптимизации долей участия государства в капитале интегрированных структур и ключевых организаций ОПК;

• осуществлять организационное, научно-техническое, консалтинговое и аудиторское сопровождение процесса реформирования ОПК7.

В 2015 году экономические условия выполнения заданий ГОЗ можно охарактеризовать как кризисные: ослабление национальной валюты, инфляционные процессы, неизбежный рост цен на сырье и комплектующие. В условиях системного экономического кризиса государство

7 Государственная политика и управление современной России в сфере обороноспособности (ВПК и военное строительство). Материалы научного семинара. Вып. 4 (51). - М.: Научный эксперт, 2012. - С. 58-59. -Режим доступа: http://www.rusrand.ru/conf/problema-gospolitiki/(дата обращения: 11.10.15).

стремится поддержать предприятия оборонно-промышленного комплекса и усиливает антикризисные меры по обеспечению их устойчивой работы и импортозамещения8.

Так, в целях адекватного реагирования в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры Правительство РФ распоряжением от 27 января 2015 г. № 98-р утвердило План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности9. В соответствии с Планом в 2015-2016 годах предусматривается реализация мер, направленных на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

Одним из ключевых направлений действий Правительства Российской Федерации в течение ближайших месяцев в соответствии с Планом является создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа. Кроме того, другим ключевым направлением действий Правительства Российской Федерации в течение ближайших месяцев является поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров. В рамках указанных направлений предусматривается, в частности:

• формирование механизма предоставления из федерального бюджета предприятиям промышленности (в том числе организациям оборонно-промышленного комплекса - головным исполнителям государственного оборонного заказа и ключевым предприятиям кооперации), реализующим проекты импортозамещения, в том числе в рамках соответствующих программ, субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) финансирование текущей производственной деятельности;

• компенсация полностью или частично расходов, связанных с изменением валютных курсов, в том числе при закупке предприятиями оборонно-промышленного комплекса импортных комплектующих в рамках государственного оборонного заказа, а также при финансировании проектов технологического перевооружения и реконструкции в части закупки импортного технологического оборудования в рамках государственного оборонного заказа;

• предоставление Правительству Российской Федерации полномочий по установлению особенностей планирования и осуществления закупок импортного оборудования, работ, услуг за рубежом, в том числе в рамках крупных инвестиционных проектов, реализуемых государственными организациями и акционерными обществами, доля участия Российской Федерации в которых составляет более 50%, либо инвестиционных проектов, которым оказываются меры государственной поддержки;

8 Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

9 Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

• совершенствование системы предоставления государственных гарантий Российской Федерации в целях поддержки экспорта: упрощение условий и процедур предоставления государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции; расширение действия государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам нефинансового характера (исполнение экспортного контракта);

• упрощение процедуры вывоза товаров, на которые не установлены запреты и ограничения, за счет ускорения и облегчения процедуры получения документов, подтверждающих отсутствие запретов и ограничений в отношении таких товаров;

• утверждение и обеспечение реализации отраслевых программ (планов) импортозамещения.

Таким образом, в ближайшие годы курс Правительства Российской Федерации на поддержку импортозамещения и экспорта, приведет к снижению импорта высокотехнологичной продукции.

Основу для применения новых инструментов реализации промышленной политики, в том числе в рамках содействия импортозамещению, создает Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», вступающий в силу с 30 июня 2015 года10.

Одним из таких инструментов является специальный инвестиционный контракт, который заключается между Российской Федерацией, в лице уполномоченного органа, и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции на территории РФ. Контракт заключается сроком на 10 лет и может предусматривать различные льготы: по налогам и сборам, по арендным платежам за пользование государственным имуществом, льготные тарифы на товары, работы, услуги, подлежащие регулируемому ценообразованию. Это могут быть и иные льготы и преференции, которые предусмотрены действующим законодательством РФ. Этот механизм позволяет учитывать отраслевую специфику и применять меры государственной поддержки с учетом особенностей конкретных товарных групп разных отраслей промышленности. Специальные инвестиционные контракты планируется использовать в рамках проектов по локализации производств, а также при создании и развитии инфраструктуры. В итоге это позволит достичь целевых показателей импортозамещения.

В качестве другого важного механизма содействия импортозамещению может рассматриваться созданный в соответствии с поручением председателя правительства РФ от 28 августа 2014 года Фонд развития промышленности. Фонд образован с целью стимулирования модернизации предприятий российской промышленности и производства ими конкурентоспособной продукции, обеспечивающей импортозамещение.

Ключевой задачей Фонда является повышение доступности займов для финансирования производственно-технологических проектов и создания новых производств на базе принципов наилучших доступных технологий, форсированное инвестирование в реальный сектор экономики.

10 Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

Деятельность Фонда сконцентрирована на реализации механизма стимулирования производственно-технологических и промышленных компаний в направлении разработки, внедрения и вывода на рынок новых продуктов, обеспечивающих конкурентоспособность компаний на мировом рынке, замещение импортных продуктов на российском рынке, повышении экологических и ресурсосберегающих характеристик технологий.

Для достижения субъектами промышленной деятельности указанных целей Фонд предоставляет целевой займ на период от 5 до 7 лет. Размер ставки по займам составляет от 5% годовых. Процентная ставка определяется наблюдательным советом организации исходя из спроса и производственно-технологических возможностей компаний-претендентов.

Таким образом, государственное финансирование инвестиционной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса следует признать безусловно необходимым, однако центр тяжести в решении проблемы соотношения государства и рынка нужно перенести на аспекты их взаимной дополняемости, а не противопоставления одного другому. В этом процессе особое значение приобретает создание системы финансирования инвестиционной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, составные части которой могут иметь различное экономическое содержание. В нее должны быть включены как обычные кредитные инструменты, программно-целевые субсидии и контракты, так и различные фонды, которые могут обеспечить весьма значительное финансирование. Следует исходить из того, что взвешенная политика государства в этой сфере увеличивает роль и эффективность рыночных инструментов в экономике, способствует развитию конкуренции и таким путем создает новые возможности для дальнейшего развития инвестиционной деятельности предприятий ОПК. При этом нужно стремиться к более значительному вводу рыночных механизмов в общий процесс экономического регулирования инвестиционной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса с тем, чтобы достичь поставленных перед ними целей с наименьшими издержками для потребителей и налогоплательщиков.

В настоящее время перед государством стоит крайне важная задача изыскать и выделить необходимые объемы инвестиций для технического перевооружения производственно-технологической базы предприятий и организаций ОПК с целью обновления и формирования нового состава и структуры активной части основных производственных фондов. Так же необходимо устранить зависимость ОПК по производству вооружения и военной техники от зарубежных поставщиков с возможностью сохранения кооперационных связей с предприятиями государств - участников СНГ, дублирование мощностей которых в России нецелесообразно.

На наш взгляд, решающим условием роста инвестиций в ОПК является создание благоприятного инвестиционного климата для инвесторов. В этой связи необходимо решение следующих проблем, которые условно можно разбить на три блока:

Первый - проблемы, связанные с преодолением высокого уровня политического и экономического риска. Разрешение этой проблемы возможно путем совершенствования методов государственного регулирования экономики, дальнейшей разработки гибкой законодательной базы, поддержанием стабильности политического режима.

Второй - гарантии. Государственные (централизованные) финансовые ресурсы необходимо использовать для страхования и стимулирования частных инвестиций.

Третий - привлекательность и глубина проработки предложений на уровне конкретных проектов. Необходима надежная статистика, преодоление излишней засекреченности (сохраняющейся под предлогом государственной и коммерческой тайны).

Инвестиционная привлекательность предприятия ОПК предопределяется комплексом разнообразных факторов, перечень и влияние которых могут различаться и изменяться как в зависимости от состава инвесторов, так и от производственно-технических особенностей инвестируемого производства.

Одной из основных задач, в области совершенствования организационно-технологической и институциональной структуры, системы управления ОПК и государственного регулирования деятельности его организаций, определенных в Основах государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, является «повышение инвестиционной привлекательности предприятий ОПК»11. Необходимость решения данной задачи предопределяет потребность в совершенствовании форм и способов финансово-кредитного обеспечения инвестиционной деятельности предприятий ОПК, обеспечивающих оптимизацию структуры источников финансовых ресурсов, а также целевое и эффективное их использование, что, в конечном счете, будет способствовать импортозамещению в ОПК повышению инвестиционной привлекательности предприятий оборонного комплекса.

11 Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 1 марта 2010 г. № Пр-528).

ЛИТЕРАТУРА

1. Головецкий Н.Я. Научные основы управления экономическим обеспечением безопасности государства // Вестник МГЛУ. - 2013. - №6.

2. Государственная политика и управление современной России в сфере обороноспособности (ВПК и военное строительство). Материалы научного семинара. Вып. 4 (51). - М.: Научный эксперт, 2012. - С. 58-59. - Режим доступа: http://www.rusrand.ru/conf/problema-gospolitiki/ (дата обращения: 11.10.15).

3. Министерство обороны Российской Федерации. Официальный сайт: http://www.mil.ru (дата обращения 2.10.15).

4. О повышении эффективности деятельности ОПК. Выступление Президента В. В. Путина на заседании Совета Безопасности России 31.08.2012 г. -http://www.kremlin.ru. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/ 2008/02/159528^ш1 (дата обращения 20.10.2015).

5. Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 1 марта 2010 г. № Пр-528) // Консультант плюс.

6. Пименов В. Рывок в шестой уклад // ВПК. - 2014. - 3 сентября.

7. Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» // Консультант плюс.

8. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Консультант плюс.

9. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Консультант плюс.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Goloveckij Nikolaj Jakovlevich

Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow E-mail: nik1957@mail.ru

Golovetsky Bogdan Nikolaevich

Military University Russia, Moscow E-mail: Bogdan-1982@ya.ru

Grebenik Viktor Vasil'evich

Financial University under the Government of the Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russia, Moscow E-mail: Gvik65@yandex.ru

Public funding of the investment activity of the enterprises of the military-industrial complex in the conditions

of import substitution

Abstract. The problems of investment activity of the State to ensure the defense capability and security of the country in terms of sanctions and import substitution. The effectiveness of investment activity largely depends on the effectiveness of the management of formation, organization and regulation of the investment process, known as investment attractiveness. Currently, the state is an extremely important task to find and provide the necessary levels of investment for modernization of production and technological base of the defense industry enterprises and organizations with a view to updating and creating a new composition and structure of the active part of basic production assets. The need to solve this problem determines the need to improve the forms and methods of financial and credit support the investment activity of defense enterprises, ensuring optimization of the structure of sources of financial resources, as well as targeted and effective use, which ultimately will contribute to import substitution in the defense industry to increase of investment attractiveness of enterprises defense industry.

Keywords: investments; government funding; import substitution; the defense industry; budget; investment attractiveness; financial capacity needs innovation.

REFERENCES

1. Golovetsky N.Y. Scientific bases of management of economic security of the state // Herald MGLU. - 2013. - №6.

2. Public Policy and Management in the field of modern Russia's defense capability (defense industry and military construction). Materials Science Seminar. Vol. 4 (51). -M.: Scientific expert, 2012. S.58-59.--Access: http://www.rusrand.ru/conf/problema-gospolitiki/ (дата treatment: 10/11/15).

3. The Ministry of Defense of the Russian Federation. Official website: http://www.mil.ru (date treatment 2.10.15).

4. improving the effectiveness of the defense industry. Speech by President Vladimir Putin at a meeting of the Security Council of Russia 31.08.2012 -http://www.kremlin.ru. Access: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/ 159528.shtml (date of treatment 10/20/2015).

5. Basics of the state policy in the field of military-industrial complex of the Russian Federation for the period up to 2020 and beyond (app. Russian President March 1, 2010 № Pr-528) // Consultant Plus.

6. V. Pimenov jerk way // VPK.-2014.-3 the sixth of September.

7. Order of the Government of the Russian Federation on January 27, 2015 № 98-p "On approval of the plan of priority measures to ensure the sustainable economic development and social stability in 2015" // Consultant Plus.

8. Federal Law of December 31, 2014 № 488-FZ "On industrial policy in the Russian Federation" // Consultant Plus.

9. The Federal Law of December 1, 2014 № 384-FZ "On the Federal Budget for 2015 and the planning period of 2016 and 2017" // Consultant Plus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.