Научная статья на тему 'Обеспечение инвестиционной безопасности -важнейшая функция государства'

Обеспечение инвестиционной безопасности -важнейшая функция государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3822
441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INVESTMENT SECURITY / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СИСТЕМА / INVESTMENT SYSTEM / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ / STATE FUNCTIONS IN INVESTMENT SYSTEM / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / INVESTMENT RISKS / УРОВНИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / LEVELS OF INVESTMENT SECURITY / ИНДИКАТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / INDICATORS OF INVESTMENT SECURITY / МЕРЫ ЗАЩИТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / MEASURES TO PROTECT INVESTMENT SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашников Игорь Борисович

В статье рассматривается инвестиционная система в воспроизводственном процессе как конкретный проводник экономической политики, как особая сфера, через которую государство воздействует на отдельные процессы, на темпы развития и пропорции отраслей в системе хозяйствования путем реализации функции обеспечения инвестиционной безопасности страны. На основе сформулированных методологических подходов дан анализ понятия «инвестиционная безопасность», определены ее критерии и риски. Подчеркнута значимость принципа верховенства закона при обеспечении инвестиционной безопасности. Выделены макроэкономические индикаторы, по которым оценивается степень инвестиционной безопасности российской экономики. Предложены меры по ее защите.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING INVESTMENT SECURITY AS AN IMPORTANT FUNCTION OF THE STATE

The paper discusses investment system in the reproduction process as a specific means of economic policy, as a special tool through which the state can influence individual processes, rate of development and proportion of individual industries in the economic system as a whole by implementing functions that ensure investment security. Having established his methodological approaches the author analyzes the concept of “investment security”, and defines its criteria and risks. The paper emphasizes the importance of the rule of law for ensuring investment security. Macroeconomic indicators used to assess the degree of investment security of the Russian economy are defined. Measures to protect national economy are suggested.

Текст научной работы на тему «Обеспечение инвестиционной безопасности -важнейшая функция государства»

Библиографический список (References)

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение : учебник. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и Ко, 2010.

Aleksandrov I.M. (2010) Nalogi i nalogooblozheniye : uchebnik. 10-ye izd., pererab. i dop. [Taxes and taxation: a textbook. 10th ed., rev. and add.]. Moscow: Dashkov i Ko.

2. Барулин С.В. Солнышкова Ю.Н. Налогообложение природопользования : учеб. пособие. М.: Экономиста, 2008.

Barulin S.V. Solnyshkova Yu.N. (2008) Nalogooblozheniye prirodopol'zovaniya : ucheb. posobiye [Taxation of natural resources: textbook]. Moscow: Ekonomist.

3. Зозуля В.В. Налогообложение природопользования. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2014.

Zozulya V.V. (2014) Nalogooblozheniye prirodopol'zovaniya. Uchebnik i praktikum dlya prikladnogo bakala-vriata [Taxation of natural resources: textbook and workshop for applied bachelor studies]. Moscow: Yurayt.

УДК 330.322

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ -ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

ENSURING INVESTMENT SECURITY AS AN IMPORTANT FUNCTION OF THE STATE

Калашников Игорь Борисович

Kalashnikov Igor Borisovich

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов

PhD (Economics), professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: igor.Kalashnikov.1965@mail.ru

В статье рассматривается инвестиционная система в воспроизводственном процессе как конкретный проводник экономической политики, как особая сфера, через которую государство воздействует на отдельные процессы, на темпы развития и пропорции отраслей в системе хозяйствования путем реализации функции обеспечения инвестиционной безопасности страны. На основе сформулированных методологических подходов дан анализ понятия «инвестиционная безопасность», определены ее критерии и риски. Подчеркнута значимость принципа верховенства закона при обеспечении инвестиционной безопасности. Выделены макроэкономические индикаторы, по которым оценивается степень инвестиционной безопасности российской экономики. Предложены меры по ее защите.

Ключевые слова: инвестиционная безопасность, инвестиционная система, функции государства в инвестиционной системе, инвестиционные риски, уровни инвестиционной безопасности, индикаторы инвестиционной безопасности, меры защиты инвестиционной безопасности.

The paper discusses investment system in the reproduction process as a specific means of economic policy, as a special tool through which the state can influence individual processes, rate of development and proportion of individual industries in the economic system as a whole by implementing functions that ensure investment security. Having established his methodological approaches the author analyzes the concept of "investment security", and defines its criteria and risks. The paper emphasizes the importance of the rule of law for ensuring investment security. Macroeconomic indicators used to assess the degree of investment security of the Russian economy are defined. Measures to protect national economy are suggested.

Keywords: investment security, investment system, state Junctions in investment system, investment risks, levels of investment security, indicators of investment security, measures to protect investment security.

Инвестиционная безопасность - составная часть, важнейший элемент экономической безопасности. «Экономическая безопасность любого государства характеризуется наличием стабильного дохода и резервов, позволяющих поддерживать достаточно высокий уровень жизни на современном уровне и в обозримом будущем» [6, с. 86]. Необходимость выделения вопросов, касающихся инвестиционной безопасности, из общих вопросов экономической безопасности России определяется:

1) насущными задачами выхода экономики на траекторию экономического роста и развития;

2) ускоренным решением проблем инновационного развития и импортозамещения;

3) значением и ролью самой инвестиционной системы в экономике страны;

4) существованием сектора криминальных инвестиций;

5) доминированием спекулятивных интересов со стороны большинства иностранных инвесторов;

6) наличием иностранных инвестиций, направленных в российское производство и науку, в виде переноса утрачивающих свое первостепенное значение отраслей;

7) инвестированием иностранного капитала во внедрение в России тех прогрессивных технологий, которые обеспечивают не только приемлемый уровень доходности, но и захват российских рынков и гарантируют отсутствие в будущем полноценных российских конкурентов;

8) стремлением зарубежных инвесторов решить проблемы подъема и благополучия экономик своих стран за счет российских рынков сбыта готовой продукции и источников дешевого сырья.

В этом случае концепция и механизм инвестиционной безопасности являются важнейшим элементом концепции национальной безопасности и одновременно составляющими экономической политики на федеральном и региональном уровне. Такой вывод опосредован сутью, значением и ролью инвестиционной системы в общей экономической системе страны. Этим же определяется и тот факт, что значительную часть своих целей и задач при осуществлении экономической политики государство решает через реализацию своих функций именно в инвестиционной системе. Происходит это потому, что инвестиционная система представляет собой определенную совокупность специализированных содержательных элементов, обладает способностью к формированию своих особых институтов,

предназначенных для организации инвестиционного процесса и функционирования экономики в целом.

К элементам инвестиционной системы относятся: субъекты (инвесторы и предприниматели-пользователи), их интересы, объекты отношений между ними, механизм их функционирования (рынок инвестиционных ресурсов). В свою очередь, инвестиционная система есть один из важных структурных элементов системы воспроизводства в целом. Он порожден самим процессом воспроизводства на рыночном этапе развития для обеспечения финансовыми ресурсами реального сектора экономики, а именно расширенного товарного производства. Специфика его состоит в том, что инвестирование есть не только движение денег в качестве инвестиционных ресурсов от одного субъекта к другому, но и их обязательное использование в качестве капитальной стоимости, иначе не осуществить акт обеспечения заинтересованности инвестора во вложении денег. Инвестиционный рынок обеспечивает бесперебойное движение инвестиционных ресурсов через финансовую и производственную сферы, связывает их. Благодаря рынку совершается процесс инвестирования, реализуется экономическое содержание этого процесса, а само движение инвестиционной системы отражает основные закономерности развития той экономической системы, которой она принадлежит. Вместе с тем, именно процесс инвестирования, понимаемый как включение нового капитала в общий процесс его движения, делая его более жизнеспособным, организует устойчивые связи экономической системы, формирует ее основные особенности, делает ее гибкой, способной к трансформации и адаптации.

Инвестирование - это денежные отношения между хозяйствующими субъектами по поводу привлечения ресурсов, которые реализуются в сфере обмена. Именно здесь предъявляется спрос на инвестиции и зарождается импульс движения инвестиционной системы, формируется ее финансовое начало. Сам факт существования инвестиционной системы обусловлен наличием производства, его потребностями в дополнительных денежных средствах и его возможностями создания не только их эквивалента, но и избытка. Импульс зарождения инвестиционных отношений находится в сфере производства. Интерес производителя становится решающим, а интерес собственника денег удовлетворяется благодаря эффекту, полученному на всем пути прохождения стоимости. Так что все выделенные элементы инвестиционной системы направлены на реше-

ние одной главной задачи - обеспечение эффективного воспроизводства. Таким образом, через финансовую, производственную и рыночную составляющие инвестиционной системы реализуется ее предназначение: обеспечить формирование инвестиционных потоков в финансовой сфере и продвижение их в производственную сферу с превращением их в материальные потоки.

«Функционируя на грани финансовой и производственной сфер, объединяя их, включая их в себя как составные части, инвестиционная система обеспечивает переход от денежного обеспечения экономического развития к обслуживанию хозяйственного кругооборота, поскольку создает предпринимателям покупательную способность без незамедлительного создания нового товарного предложения, и тем самым способствует его организации на более высоком уровне развития в другом временном отрезке. В соответствии с этим предназначением инвестиционная система не только способна обеспечить воспроизводственный процесс, но повысить его эффективность и при этом выступать показателем эффективности совершающихся социально-экономических перемен» [1, с. 25].

В этом своем качестве инвестиционная система выступает конкретным проводником экономической политики, сферой, через которую государство воздействует на отдельные процессы, на темпы развития и пропорции отраслей в системе хозяйствования. Такую роль инвестиционная система выполняет в силу своих особых качеств. От других структур экономической системы она отличается большей изменчивостью, резко реагирует на любые обстоятельства в политической сфере, постоянно формирует недостающие элементы, преобразует и адаптирует уже действующие, либо «отказывается» от устаревших, ненужных структур, выступающих тормозом развития. Инвестиционная система имеет национальный характер, осуществляется в рамках и на территории отдельной страны, что определяет цель и роль государства в инвестиционной политике.

Движимое противоречиями современное общество прогрессирует от индивидуализма к ассоциации. Базисом его становится государственная экономика, а надстройкой - экономическое государство. Отделение экономики от государства, недостижимое на предшествующих стадиях капиталистической формации, тем более недостижимо теперь, когда в развитых странах господствует вертикально-интегрированный, государственно-корпоративный капитализм [2, с. 19].

Движущими силами развития экономики, согласно положениям классической теории, являются трудовые и воспроизводственные. Все без исключения важнейшие источники экономического роста имеют воспроизводственную природу: труд и капитал (прошлый труд, воплощенный в машинах, оборудовании, технологиях, капиталовложениях), производительность труда, эффективность производственного аппарата, факторов и ресурсов воспроизводства. С учетом сказанного, главную цель инвестиционной системы можно определить как увеличение применяемого в процессе воспроизводства основного капитала действующих производственных единиц (прежде всего в промышленности), воплощенного в технологическом аппарате и конкретных мощностях производства. Реализуется цель инвестиционной системы как обеспечение формирования инвестиционных потоков в финансовой сфере и продвижение их в производственную сферу с превращением их в материальные потоки.

Исходя из этого, можно утверждать, что достижение цели инвестиционной системы предполагает реализацию макроэкономического равновесия. Важнейшими инструментами установления и сохранения этого равновесия выступают инвестиционные потоки. Устойчивые инвестиционные потоки придают экономической системе запас прочности. Именно они при прогнозируемом негативном изменении внутренних и внешних экономических и политических условий обеспечивают устойчивость национальной экономики, ее безопасность, что создает возможность сохранять экономический суверенитет, удерживать конкурентоспособность и способность к росту.

Все это определяет важность и значимость инвестиционной системы в экономике, в организации ее безопасного функционирования, значимость роли государства в обеспечении такого хозяйствования. Кроме того, необходимость участия государства в инвестиционных процессах диктуется самой его ролью в реализации цели инвестиционной системы через процессы обеспечения макроэкономического равновесия, и содержанием тех функций, которые оно при этом выполняет.

Если исходить из того, что «функция есть реализация свойств экономической сущности процесса воздействия государства на функциональную систему, экономического предназначения этого явления в обществе» [1, с. 87], то в структуре основополагающих системных функций государства особо выделяется функция обеспечения инвестиционной безопасности воспроизводства социально-экономиче-

ской системы. Целевая установка этой функции видится в гарантированном осуществлении инвестиционных процессов отдельных хозяйствующих субъектов, общехозяйственных инвестиционных потоков, в адаптации инвестиционных институтов к новым условиям в соответствии с новыми тенденциями и направлениями развития.

На сегодняшний день об актуальности проблемы экономической безопасности свидетельствуют прошедшие недавно экономические форумы: в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, на Дальнем Востоке, форум «Россия -Казахстан», форум «Россия - Белоруссия», Х1У международный инвестиционный форум в Сочи на тему: «Вернуться к росту. Стратегии России» и др. На всех из них обсуждались вопросы реализации новых инвестиционных проектов, источников их осуществления, обеспечения эффективности и безопасности капиталовложений.

В экономической литературе есть несколько определений инвестиционной безопасности. Ее определяют и как особое состояние, при котором гарантированы условия защиты инвестиционных ресурсов, направляемых в экономику [3, с. 304 - 307], и как явление, выступающее в виде контроля за процессами общероссийского и регионального экономического развития (региональных производственных комплексов) под воздействием криминального капитала в нужном нам направлении [4] и др.

Инвестиционная безопасность - это достаточно сложное и емкое понятие, и любое краткое его толкование оказывается недостаточным. Для его понимания требуется четко определенный подход и глубокое теоретико-методологическое обоснование, которое включает:

- обобщение и анализ состояния инвестиционной безопасности;

- определение элементов инвестиционной безопасности и способов их теоретического осмысления;

- выделение методологических приемов анализа процессов формирования устойчивости инвестиционной системы и эффективности ее институтов;

- раскрытие тенденций изменения целей и задач инвестиционной безопасности страны;

- выявление противоречий интересов инвестиционных субъектов и условий их согласования на путях достижения инвестиционной безопасности;

- обоснование роли государства в обеспечении инвестиционной безопасности на федеральном и региональном уровне;

- установление функциональной зависимости делового и инвестиционного климата, институциональной среды, защиты прав собственности, инфраструктурного обеспечения, зрелости финансового рынка.

В рамках выше приведенных методологических установок и с учетом наиболее значимых, получивших общее признание характеристик этого явления, инвестиционную безопасность можно представить как особое состояние всех элементов инвестиционной системы и ее институтов, при взаимодействии которых:

• во-первых, сама инвестиционная система приобретает устойчивость, надежно «вплетается» в систему воспроизводства, адекватно «откликается» на все ее изменения»;

• во-вторых, создается необходимый и достаточный производственный потенциал, способный формировать надежный спрос на инвестиции, и гарантированные финансовые возможности, способные обеспечить этот спрос;

• в третьих, обеспечивается целостность финансовой системы страны, возможности ее успешного противостояния внутренним и внешним угрозам инвестиционной безопасности даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития макро- и мегапроцессов;

• в-четвертых, формируются надежные инструменты защиты и способы гарантированного, социально-экономического развития производственной и финансовой систем и всей совокупности финансово-кредитных отношений и хозяйственных процессов в стране;

• в-пятых, создаются условия для всестороннего использования мультипликативных факторов расширения и ускоренного движения инвестиционных потоков в экономику;

• в-шестых, обеспечиваются возможности осуществления стратегических целей по созданию нового продукта, инновационных отраслей и принятых установок структурных преобразований хозяйственной системы;

• в-седьмых, выстраивается надежная основа для гарантированной социально-политической стабильности общества.

Инвестиционная и экономическая безопасность - явления взаимосвязанные. При установлении инвестиционной безопасности экономическая система получает возможность поступательно развиваться и успешно противостоять непредсказуемым или плохо предсказуемым негативным факторам. Инвестиционная устойчивость становится основой устойчивости производства, занятости, капиталовложений. Благодаря устойчивому состоянию инвестиционной системы решаются вопросы модернизации и повышения конкурен-

тоспособности экономики, а воспроизводственная система в целом выходит на траекторию экономического роста. Одновременно, экономическая безопасность воздействует на инвестиционный процесс, обеспечивает возможности наполнения инвестиционных потоков, их бесперебойного движения в наукоемкие отрасли, в развитие техники и технологий, в социальную сферу. В своем выступлении на Х1У Инвестиционном форуме Председатель Правительства РФ Д. Медведев сказал, что «правительство упростило ряд процедур, открыло доступ к финансовым инструментам более широкому кругу инвесторов. В результате постепенно растет степень доверия к российским активам... В июле, например, нас признали одним из лучших для инвестиций рынков среди стран БРИКС, а на этой неделе Всемирный экономический форум опубликовал ежегодный рейтинг индекса глобальной конкурентоспособности, Россия в нем поднялась на восемь позиций - пока на 45-е место, но это все-таки движение не в худшую сторону, не вниз, а вверх». Работы, тем не менее, еще очень много [5].

Сложившаяся в последнее время в экономике России ситуация и существующие тенденции, обострившиеся внешнеполитические разногласия поставили под угрозу экономическую безопасность страны. Возникла необходимость разработки критериев и требований к идущим в стране экономическим процессам. На повестку дня под влиянием санкций выступила проблема обеспечения импортозамеще-ния и сохранения самодостаточности нашей экономики. В таких условиях особенно значимым становится направление в экономику достаточного количества финансовых ресурсов для поддержания ее устойчивого развития. При этом важно озаботиться формированием оптимальной отраслевой и территориальной структуры инвестиций и принятием мер по максимальному осуществлению всех реализуемых инвестиционных проектов в инновационном направлении.

Одним из важных условий обеспечения инвестиционной безопасности является усиление правового регулирования инвестиционной деятельности, укрепление ее законодательной базы. Основным принципом правового регулирования должно стать верховенство закона. Именно действие этого принципа становится важным условием закрепления инвестиционной безопасности и экономической эффективности в сложившихся экономических и военно-политических условиях. Функцию обеспечения инвестиционной безопасности могут выполнять только специализиро-

ванные правоохранительные органы, являющиеся частью государственных и региональных органов управления и реализующие свои функции через осуществление специализированных факторов. Эта безопасность зависит не только от способности правоохранительных и региональных органов управления принимать соответствующие меры, но и от уровня экономического развития, уровня производственной и финансовой активности, инвестиционной плотности и т. п. Все эти факторы можно отнести к неспециализированным факторам, влияющим на инвестиционную безопасность. В Указе Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» отмечены основные направления инвестиций, необходимые для обеспечения инвестиционной безопасности, в том числе закреплено обязательное обеспечение безопасности в военной, оборонно-промышленной и международной сферах. Сделан акцент на важности сосредоточения основных усилий на развитие науки, технологий и образования, на совершенствование национальных инвестиционных и финансовых институтов.

Система обеспечения инвестиционной безопасности включает целый комплекс мер, критериев, инструментов и процедур, направленных на контроль производственной деятельности в общероссийском и региональном аспектах, а также на выявление, нейтрализацию и предотвращение проявлений негативного влияния криминального капитала, закрепившегося в производственных комплексах.

Инвестиционная безопасность имеет свои границы и уровни существования. Всестороннее рассмотрение проблем инвестиционной безопасности прямо предполагает уточнение границ безопасного инвестирования по видам, структуре и объемам вложений, по территориальному признаку, степени ограждения российских производителей от негативных проявлений деятельности криминального капитала, инвестированного в региональный производственный комплекс и наносящего ущерб интересам российских предприятий, региона и Российского государства в целом. Все это с обязательностью требует объективной оценки пределов изменения параметров развития народного хозяйства, безопасных для национальной экономики. Уровень инвестиционной безопасности оценивается по ряду критериев, среди которых выделяются: инвестиционная активность субъектов хозяйствования; динамика и структура инвестиций в основной капитал и источники их финансирования; масштабы и результативность инновационно-инвестиционных процессов и их влияние на про-

цесс формирования производственной базы российской экономики. Финансовые ресурсы требуются на социальные программы, оборону, другие важные направления работы, поэтому ставка делается, прежде всего, на частный капитал. «Деньги - это такой же ресурс, как нефть или металлы, так что тот, кто хочет привлечь инвесторов, должен предложить более привлекательные и выгодные условия... Задача государства заключается в том, чтобы снять те барьеры, которые мешают этим деньгам прийти на рынок» [5].

Как отмечалось на Инвестиционном форуме в Сочи, в этом направлении уже есть ряд заметных успехов: создан целый ряд институтов и механизмов для привлечения в экономику именно частных инвестиций; развивается государственно-частное партнерство и концессии; ведется работа по дополнению государственных и региональных программ; приняты законы, позволяющие расширить участие бизнеса в программах по созданию и модернизации социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и энергетики. Частные клиники уже включились в реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования, заработал Фонд развития промышленности, который финансирует прединвестиционную стадию проектов. Уже одобрено 35 проектов, на которые выделяется 12,5 млрд руб. Сейчас на базе фонда формируется система одного окна для господдержки промышленных предприятий [5].

Степень инвестиционной безопасности российской экономики, как правило, определяется по ряду макроэкономических показателей, которые чаще всего анализируются экспертами при оценке инвестиционной политики. Среди этих показателей следует выделить следующие:

1) доля накопленных валовых инвестиций в ВВП. Это комплексный показатель инвестиционной безопасности. Как правило, в годы устойчивого развития доля валового накопления постепенно увеличивается (согласно официальным данным в 2012 г. эта доля выросла до 17,5 %). Но если учесть, что в структуре экономики РФ преобладают капиталоемкие отрасли, то такой уровень накоплений оказывается явно недостаточным. В условиях прошедшего экономического спада проблема увеличения инвестиционного капитала особенно актуализируется;

2) соотношение темпов роста инвестиций и темпов роста ВВП. Согласно этому показателю для российской экономики, вставшей на путь инновационного развития, темпы прироста инвестиций должны превышать темпы приро-

ста ВВП, поскольку капиталоемкость инноваций достаточно велика. По данным Госкомстата, в 2013 г. рост ВВП составил 1,3 %, а прирост инвестиций снизился на 0,2 %. Для создания благоприятных условий развития российской экономики требуется, чтобы темпы роста инвестиций превышали темпы роста ВВП. Чем быстрее будут развиваться в структуре хозяйства наукоемкие и обрабатывающие отрасли промышленности, тем настойчивее будут увеличиваться темпы прироста инвестиций для увеличения ВВП на 1 %. По мнению экспертов, «для достижения 5 % прироста ВВП необходимо закладывать плановый прирост инвестиций в 10 - 15 % в среднем за год, а для обеспечения 6 - 7 % прироста ВВП потребуется не менее 15 - 20 %, при преобладании инвестиций в наукоемкие и обрабатывающие отрасли промышленности» [3, с. 304 - 307];

3) степень модернизации и обновления основного капитала. И модернизация, и обновление основного капитала для сегодняшней экономики России имеют особое значение. Эффективное обеспечение этих процессов предполагает превышение объемов инвестиций в обновление основного капитала над объемами инвестиций в выбытие (списание) по причине предельного старения и имеет значение выше единицы. Однако в связи с растущим разрывом между потребностями производства в инвестициях для качественной и количественной модернизации и наличием инвестиционных ресурсов вообще, необходимость привлечения инвестиций во все больших объемах постоянно растет. По прогнозам Центра инвестиций и инноваций ИЭ РАН, создание наукоемкой инновационной экономики к 2025 г. потребуется порядка 2500 -3000 млрд долл. В настоящий момент Россия не располагает такими объемами инвестиционных ресурсов для полномасштабной реализации программ модернизации и обновления основного капитала [3, с. 304 - 307].

Объективный анализ состояния экономики России показывает, что хозяйственные процессы и принимаемые решения совершаются в условиях достаточно высоких инвестиционных рисков. Сейчас они еще усиливаются в связи с наложенными на РФ санкциями со стороны США и европейских государств: для российского капитала оказались закрытыми наиболее крупные финансовые и рынки высоких технологий, снизился приток иностранных инвестиций, ряд проектов инновационного характера пришлось приостановить. Так, Российская Федерация осталась без товаров и технологий, необходимых для начала добычи нефти на арктическом шельфе.

Для оценки уровня инвестиционных рисков используются индикаторы - предельные показатели, отражающие воздействие экономических факторов на инвестиционную безопасность. Причем они должны соответствовать критериям инвестиционной безопасности и определять ее параметры на различных уровнях хозяйствования с учетом существующих факторов инвестиционных рисков. Степень рисков определяется разнообразием режимов угроз национальным интересам, про-гнозируемостью угроз, их структурой, характером ущерба национальным интересам, имеющейся информацией о полученном и возможном ущербе, темпами изменений нанесения ущерба, предсказуемостью ситуации, наличием органов управления, обеспечивающих инвестиционную безопасность.

Для установления гарантированной инвестиционной защиты российской экономики требуется комплекс мер, включающий:

1) качественное улучшение делового и инвестиционного климата, развитие институциональной среды, установление гарантированной защиты прав собственности, инфраструктурное обеспечение, достижение более высокой степени зрелости финансового рынка, снижение информационных, технологических и организационных барьеров на пути финансовых и материальных потоков, оздоровление процессов взаимодействия государства и бизнеса. Значимость этой меры подчеркивается и политиками, и учеными, и властью. Глава Правительства Д.А. Медведев заметил, что « пока мы радикально не изменим эти отношения, мы будем терять и инвестиции, и доходы, и темпы развития, и интеллектуальный потенциал. Ведь именно бизнес, в том числе малый и средний, является основным генератором новых идей и технологий и дает работу миллионам людей» [5];

2) активизацию инвестиционных факторов расширенного воспроизводства капитала на разных уровнях хозяйствования;

3) всестороннее использование инструментов инвестиционной политики для усиления инновационной составляющей в структуре расширенного воспроизводства. В России внедряются инструменты, которые открывают доступ инвестициям именно в конкретные регионы - особые экономические зоны, индустриальные и технологические парки. Пока не все из них активны и успешны: «крупные инвесторы - и наши, и иностранные, и известные международные бренды - работают там и в традиционных отраслях, и в инновациях.

Очевидно, что для Калининграда или Северного Кавказа, для Крыма или арктической зоны, для Дальнего Востока нужна собственная модель, своего рода индивидуальная формула успеха. Сейчас мы такую формулу успеха разработали для Дальнего Востока, она называется территорией опережающего развития... На Дальнем Востоке сейчас создано девять вот этих самых ТОР, то есть территорий опережающего развития, из бюджета выделяется почти 21 млрд руб. Но не это главное. Мы ожидаем привлечения свыше 240 млрд руб. частных денег. Через полтора-два года должны появиться первые результаты. Надеюсь, они будут весьма позитивными» [5];

4) необходимо пересмотреть существующие инвестиционные проекты с США и Западной Европой. Начало новому сотрудничеству уже положено, в частности, Россия приостановила свое участи в проекте «Южный поток» и ведет переговоры с Турцией о постройке другого трубопровода для поставок газа в Южную Европу; подписаны и начали претворяться в жизнь проекты о поставке природных ресурсов с Китаем, заключены соглашения в строительной сфере с арабскими странами, с Индией и др.

При принятии быстрых действий по совершенствованию инвестиционного климата внутри страны РФ в ответ на санкции удастся сохранить свою инвестиционную безопасность и выйти на путь устойчивого экономического роста.

Библиографический список (References)

1. Калашников И.Б. Инвестиционная система: инновационная направленность развития; функции государства в ее переустройстве. Саратов, 2010.

Kalashnikov I.B. (2010) Investitsionnaya sistema: innovatsionnaya napravlennost' razvitiya; funktsii gosudarstva v yeye pereustroystve [Investment system: focus on innovative development; functions of the state in its modernization]. Saratov.

2. См.: Губанов С. Темпы роста и воздействие на них государства // Экономист. 2003. № 6. Gubanov S. (2003) Tempy rosta i vozdeystviye na nikh gosudarstva [The growth rate and the impact of the

state] // Ekonomist. № 6.

3. Филатова А.С. Инвестиционная безопасность РФ в современных условиях // Молодой ученый. 2015. № 1.

Filatova A.S. (2015) Investitsionnaya bezopasnost' RF v sovremennykh usloviyakh [Investment security of the Russian Federation in modern economic conditions] // Molodoy uchenyy. № 1.

4. Калинина Н.Н. Обеспечение инвестиционной безопасности как элемент управления развитием региональных производственных комплексов [электронный ресурс]. URL: www.superinf.ru.

Kalinina N.N. Obespecheniye investitsionnoy bezopasnosti kak element upravleniya razvitiyem regional'nykh proizvodstvennykh kompleksov [Providing investment security as an element of managing the development of regional industrial complexes]. (online source) URL: www.superinf.ru (date of access: 01.10.2015).

5. Материалы международного инвестиционного форума в Сочи в октябре 2015 г. Выступление Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на пленарном заседании [электронный ресурс]. URL: www. gfi43.pfo.ru.

Materialy mezhdunarodnogo investitsionnogo foruma v Sochi v oktyabre 2015 g. Vystupleniye Predsedatelya Pravitel'stva RF Dmitriya Medvedeva na plenarnom zasedanii [Proceedings of the International Investment Forum in Sochi in October 2015. Speech by the Prime Minister Dmitry Medvedev at the Plenary Session]. (online source) URL: www.gfi43.pfo.ru (date of access: 06.10.2015)

6. Сушкова И.А. Инновационное воспроизводство как объективная необходимость индустриализации экономики России // Информационная безопасность регионов. 2014. № 4 (17).

Sushkova I.A. (2014) Innovatsionnoye vosproizvodstvo kak ob»yektivnaya neobkhodimost' industrializatsii ekonomiki Rossii [Innovative reproduction as a necessary factor for the industrialization of the Russian economy] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 4 (17).

УДК 338.43

УЧАСТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ФОРМИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КЛАСТЕРОВ РЕГИОНА

CONTRIBUTION OF SMALL BUSINESSES TO THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATION CLUSTERS IN AGRICULTURE

Павлов Валерий Николаевич

Pavlov Valeriy Nikolayevich

аспирант, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Саратов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

postgraduate student, Stolypin Volga Regional Institute of Administration, branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saratov

e-mail: valera342013@yandex.ru

В статье рассмотрены процессы интеграции малого бизнеса в инновационные кластеры, особо подчеркнута их роль для развития предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства, проанализированы основные характеристики кластеров, выявлены особенности кластеризации на примере региона, сделан вывод о необходимости внедрения инновационных кластеров на территории Саратовский области для повышения эффективности деятельности малых предприятий в сфере АПК.

Ключевые слова: малый бизнес, инновационный кластер, кластерная модель, социальные инновации, сельскохозяйственное производство.

The paper examines processes of integration of small businesses in innovation clusters, emphasizes their role for the development of entrepreneurship in agricultural production, analyzes main characteristics of such clusters, identifies aspects of regional clustering, and concludes that it is necessary to introduce innovative clusters in the Saratov region in order to improve performance of small enterprises in the agricultural sector.

Keywords: small business, innovation cluster, cluster model, social innovation, agricultural production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.