ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 2. С. 198-202.
УДК 378.048.2 Л. Б. Эрштейн
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАУЧНОГО РУКОВОДСТВА РАЗЛИЧНЫМИ КВАЛИФИКАЦИОННЫМИ РАБОТАМИ В ВЫСШЕМ И ПОСТДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Приводится сравнительный анализ научного руководства квалификационными работами, рассматриваются закономерности и специфика научного руководства разными типами работ. Выявлены сходства и различия в процессе подготовки разных видов работ.
Ключевые слова: научное руководство, кандидат наук, магистерская диссертация, диплом, курсовая работа, законы и принципы научного руководства.
Одним из наиболее распространенных и малоизученных феноменов современной образовательной действительности является феномен научного руководства. В наших предыдущих работах показаны различные аспекты данного явления, доказана важность научного руководства как фактора, обеспечивающего успех подготовки научных исследований [1; 2]. Однако данное явление не является однородным, научное руководство каждым типом работ имеет свою специфику и особенности, этот вопрос не был рассмотрен как нами, так и другими исследователями, в результате возникает задача проведения сравнительного анализа научного руководства различными типами работ. Данный вопрос представляется тем более актуальным, что ответ на него может позволить выявить как закономерности научного руководства, так и сходства и различия в процессе подготовки квалификационных работ как таковых. В данной работе будет проведен сравнительный анализ научного руководства различными видами работ, рассмотрена их специфика и особенности.
Курсовая работа характеризуется прежде всего тем, что это самый свободный вид работ. И.Н. Кузнецов пишет: «Структура плана курсовой работы является простой (план, помимо введения и заключения, состоит из пунктов, соответствующих разделам; обычно разделов бывает два)... Курсовая работа считается успешно выполненной, если студенту удалось в ней на основе анализа рекомендованных источников правильно поставить и корректно сформулировать проблему. Для курсовой работы постановки проблемы достаточно. Объем и количество задействованных в подготовке курсовой работы источников примерно вдвое меньше, чем соответствующие показатели при написании диплома. Вопрос же о методологии и методах исследования вообще опускается» [3, с. 208].
Так как курсовая работа является наиболее свободной и к ней предъявляются минимальные требования, то руководство такой работой может быть также наиболее свободно и разнообразно. Защита курсовой работы часто не проводится, и оценку курсовой дает непосредственно сам руководитель. Эти обстоятельства дают возможность руководителю действовать наиболее широко. Он может сам выбирать формы и способы защиты.
Так, например, он может организовать защиту, привлекая в качестве экспертной комиссии других студентов, он может попросить студентов обсудить представленную работу и высказать свои замечания к ней. Он может провести защиту в форме имитации защиты дипломного проекта или даже кандидатской диссертации.
Курсовая работа, являясь работой чисто учебного характера, позволяет научному руководителю использовать все имеющиеся в его арсенале
© Л.Б. Эрштейн, 2014
методы и приемы практически неограниченно. Он может также отработать те или иные приемы научного руководства и реализацию тех или иных функций, и в этом плане руководство курсовой работой может быть обучающим не только для студентов, но и для руководителей. Однако общий процесс научного руководства мало чем отличается от особенностей научного руководства другими видами работ.
Рассматривая цели подготовки курсовой работы, Н.В. Зоткин отмечает: «Цель курсовой работы: выработка навыков научной работы» [4, с. 7]. На наш взгляд, такое обозначение цели подготовки курсовой работы изложено далеко не полно. Представляется, что реальной целью является получение начальных навыков выполнения самостоятельных исследовательских работ и формирование самостоятельного мышления. Кроме того, имеет место быть и формальная цель, заключающаяся в том, что студенты должны сдать определенную учебную работу, выполненную по определенным правилам и стандартам. Таким образом, научное руководство курсовой работой является наиболее свободным случаем научного руководства. Далее рассмотрим специфику и особенности научного руководства дипломной работой.
Руководство дипломной работой, в силу того что данная работа подлежит официальной защите, является более сложным. Описывая требования к данному виду работ, И.Н. Кузнецов пишет: «В задачу дипломной работы входит не только постановка проблемы, но и нахождение пути ее решения или хотя бы общая обрисовка перспективы такого пути. Следовательно, с научной точки зрения уровень дипломной работы качественно отличается от уровня курсовой и требует уже сформировавшихся навыков теоретического мышления. Структура плана дипломной работы - сложная: в нее входят главы (обычно две), которые, в свою очередь, делятся на параграфы. Когда вы пишете дипломную работу, в вашу задачу входит рассмотрение истории изучения темы, существующих в науке в этой связи концепций, анализ имеющихся методологий и обоснование выбора основных методов исследования, используемых в дипломной работе» [3, с. 200].
Такая специфика требует более серьезной подготовки руководимого. Задача руководителя - четко и ясно объяснить, чем отличается дипломная работа от курсовой, какие к ней предъявляются требования. Руководитель оказывает всестороннюю помощь руководимому. Так как обычно проводится не только защита, но и предзащита дипломной работы, это позволяет руководителю как можно больше приблизиться к процедуре защиты и осуществить как психологическую, так и методическую подготовку руководимого к защите.
Руководитель настраивает руководимого на серьезную работу для успешного прохождения защиты. Рассматривая цели дипломной работы, Н.В. Зоткин пишет: «Дипломная работа является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе» [4, с. 11]. Автор опять-таки указывает реальные цели, кроме них существуют и формальные, заключающиеся в том, что такими целями являются написание и защита текста работы. Вместе с тем относительно реальной цели можно согласиться с приведенной точкой зрения. Научное руководство дипломной работой, по сравнению с курсовой, требует намного больше труда как от научного руководителя, так и от руководимого.
Так как дипломная работа проходит процедуру внешнего рецензирования, то взаимодействие научного руководителя с руководимым должно осуществляться намного чаще. Задача руководителя - вовлекая в работу ресурсы, которыми располагает руководимый, сделать работу над дипломным проектом как можно более эффективной. С другой стороны, руководимый, вступая в контакт с научным руководителем в процессе подготовки дипломной работы, должен обеспечить результативность данного взаимодействия, способствуя достижению формальных и фактических целей подготовки дипломной работы. Основным противоречием научного руководства дипломной работой является тот факт, что, с одной стороны, дипломная работа требует от руководимых демонстрации реальных навыков проведения исследования, с другой стороны - от них не требуется публикации полученных результатов в каких-либо рецензируемых изданиях. Тем самым можно говорить о том, что дипломные работы проходят внутреннюю, но не внешнюю экспертизу.
Дипломные работы лежат на стыке между учебными и научными работами. Являясь работами, показывающими научный уровень руководимых, они, тем не менее, не требуют от них генерации реальной научной новизны. В результате мы можем видеть постепенное усложнение и формализацию процесса научного руководства, в руководстве магистерской диссертацией такая тенденция сохраняется.
Магистерская диссертация является в условиях современной России достаточно новым видом работ. И.Н. Кузнецов, рассматривая специфику такой диссертации, указывает: «Магистерская диссертация -
особая разновидность диссертационного научного произведения. Она представляет собой выпускную квалификационную работу, которая является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под
руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, - с привлечением одного или двух научных консультантов). Защита магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии. Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности. В отличие от диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, представляющих серьезные научно-исследовательские работы, магистерская диссертация хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Уровень исполнения магистерской диссертации на самом деле является более высоким, нежели уровень стандартного дипломного проекта. Кроме того, не следует забывать о том, что магистерская диссертация основывается не только на знаниях, полученных соискателем в процессе обучения по унифицированной программе высшей школы, - для ее подготовки часто требуется и изучение (например, по факультативной форме) других, порой весьма специфических дисциплин. Наконец, в отличие от диплома, присвоение магистерской степени соискателю предполагает не только защиту диссертации, но и предварительную сдачу комплексного экзамена. Подготовка магистерской диссертации требует от исполнителя высочайшей организованности в сочетании с полной самостоятельностью, еще более глубоких и устойчивых, нежели для написания диплома, навыков работы с исходными источниками информации (последнее достигается в том числе и в процессе изучения соискателем факультативных дисциплин), подробнейшего ознакомления с их содержанием, неординарного научного мышления и полноценных исследовательских способностей» [3, с. 220].
В.Н. Ярская добавляет: «По тематике диссертации должно быть опубликовано не менее одной авторской работы (тезисы, статьи)» [5, с. 170].
Таким образом, руководство магистерской диссертацией требует значительно больших усилий со стороны как научного руководителя, так и руководимого, чем в случае подготовки курсовой работы или диплома. Научному руководителю приходится уделять
больше внимания руководимому, он объясняет ему специфику подготовки магистерской диссертации, реализует все функции научного руководства на ином качественном уровне, нежели при подготовке диплома.
Хотя представляется, что руководство магистерской диссертацией и дипломом не имеет существенных различий и в общем это очень похожие процессы, подготовка магистерской диссертации требует намного больше усилий, чем подготовка дипломной работы. Количество контактов и качество взаимодействия научного руководителя и руководимого существенно глубже и больше. Задача научного руководителя - объяснить более сложные аспекты проведения исследования, чем в случае диплома, поэтому возрастает значение функции анализа и преодоления сопротивления.
Значительно возрастает роль самостоятельной работы руководимого, ему приходится решать более серьезные задачи, чем в случае написания дипломной или курсовой работы. Как и в случае подготовки курсовой и дипломной работ, подготовка магистерской диссертации преследует как реальные, так и формальные цели.
Таким образом, реальной целью подготовки магистерской диссертации является формирование способности руководимых проводить научные исследования. Вместе с тем формальной целью подготовки такой работы является ее написание и защита. В результате чего, как и в случае подготовки дипломной работы, реализуется манипуля-тивная парадигма образования, когда через достижение формальных целей достигаются реальные.
Несмотря на то что магистерская диссертация обладает всеми признаками диссертационных исследований, показ реальной научной новизны в процессе ее подготовки не требуется. Однако требования к научной структуре и содержанию работы существенно более жесткие, чем при написании дипломной работы.
Такая специфика требует в процессе подготовки магистерской диссертации гораздо более серьезного научного руководства чем при подготовке предыдущих описанных работ. Так как работа над магистерской диссертацией отнимает намного больше сил и времени от субъектов научного руководства, в процессе этой работы должен быть намного больше задействован потенциал личностно-ориенитированного образования, субъект-субъектного подхода и образования взрослых. Руководство магистерской диссертацией заставляет научного руководителя глубже вникать в особенности личности руководимых, серьезнее рассматривать проблемы, возникающие в процессе подготовки данной работы.
Кроме того, руководство магистерской диссертацией требует от руководителя намного более высокой профессиональной
компетентности в данной научной области, чем руководство рассмотренными ранее работами. На наш взгляд, принципиальная разница между научным руководством дипломными работами и магистерскими диссертациями отсутствует. Обращает на себя внимание необходимость публикации результатов исследования в каком-либо рецензируемом издании. Данное обстоятельство требует от научного руководителя больше концентрироваться на роли эксперта, чем при подготовке дипломной работы. Соответственно, под влиянием усложняющихся требований к подготовке данного типа работ происходит и усложнение процесса научного руководства, окончательное усложнение этого процесса отражается в научном руководстве кандидатской диссертацией.
Руководство кандидатской диссертацией представляется наиболее сложным случаем руководства подготовкой конкретной научной работы. Требования к кандидатской диссертации определяются положением высшей аттестационной комиссии. Там сказано: «Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, имеющие существенное значение для экономики или обеспечения обороноспособности страны. По диссертациям, в том числе в случае представления к защите опубликованной монографии, должен быть с разрешения диссертационного совета напечатан на правах рукописи автореферат... <...> Диссертационные советы назначают официальных оппонентов по диссертации из числа компетентных в соответствующей отрасли науки ученых, давших на это свое согласие. Публичная защита диссертации должна носить характер научной дискуссии и проходить в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации» [6].
В процессе подготовки кандидатская диссертация проходит несколько независимых внешних экспертиз, поэтому роль научного руководства в подготовке кандидатской диссертации существенно выше, чем при написании других видов работ. Работа над кандидатской диссертацией требует существенных усилий как от руководителя, так и от руководимого.
Роль руководителя и руководимого на разных этапах подготовки исследования различна. Ведущую роль деятельность научного руководителя имеет на начальном и конечном этапах исследования. Руководи-
мый играет главную роль непосредственно в процессе подготовки самого исследования.
На начальном этапе в процессе инициализации научного руководства роль научного руководителя в определении темы, выявлении целей и задач исследования ключевая, хотя эти задачи и решаются совместно с руководимым, однако руководимый играет в данном случае подчиненную роль, роль ученика. Руководитель в этой ситуации является в большей степени учителем. На этапе проведения исследования роли выравниваются, руководитель и руководимый становятся коллегами, а подчас руководимый играет даже более существенную роль, чем руководитель. Однако после завершения исследования роли меняются опять, руководитель начинает играть роль учителя и помощника.
Именно руководитель объясняет руководимому детали оформления результатов диссертационного исследования, принципы построения автореферата. Именно руководитель, как правило, договаривается об отзыве ведущей организации, он же ведет переговоры с официальными оппонентами. Без научного руководителя прохождение конечного этапа подготовки кандидатского диссертационного исследования представляет значительные сложности.
Руководитель готовит руководимого непосредственно к процессу защиты, он объясняет руководимому, что должно быть включено в текст выступления на защите, они же прорабатывают возможные вопросы и ответы на них. Именно на конечном этапе, который, как правило, требует достаточно много психологических ресурсов, проявляется важность сформированного научного альянса. И если такой альянс не сложился, то у руководимого могут быть весьма существенные проблемы, поэтому общей задачей как руководителя, так и руководимого является формирование и поддержание научного альянса в течение всего процесса научного руководства кандидатской диссертацией.
Именно подготовка кандидатской диссертации требует реализации всех функций и решения всех задач научного руководства в полной мере, именно в данной ситуации имеет ключевое значение использование оптимальной методики научного руководства со всем присущим ей арсеналом методических приемов и средств.
Однако специфика подготовки кандидатской диссертации заключается в том, что время на ее завершение, в отличие от других типов работ, как правило, не ограничено. Временные затраты при подготовке кандидатской диссертации, как правило, не имеют особого значения, и с точки зрения определения эффективности научного руководства на первом плане стоят психические и материальные затраты.
Вместе с тем подготовка кандидатского диссертационного исследования не может быть бесконечно долгой, и в процессе научного руководства временной параметр тоже учитывается, хотя и не является настолько важным, как при подготовке других видов работ.
Рассматривая цели подготовки кандидатской диссертации, следует остановиться как на реальных, так и на формальных целях. Реальной целью является подготовка ученого-исследователя. Формальная цель в данном случае - защита диссертации и получение ученой степени кандидата наук. Именно научное руководство кандидатской диссертацией требует вовлечения всех теоретических подходов, методических приемов и принципов, так как этого не требует руководство никакими другими видами работ.
Так как специфика и особенности ситуаций и субъектов научного руководства отличаются огромным разнообразием, то научное руководство должно осуществляться с учетом принципов субъект-субъектного подхода и образования взрослых. С другой стороны, кандидатская диссертация, в отличие от всех остальных научных квалификационных работ (кроме докторской диссертации), требует в процессе своей подготовки полной процедуры прохождения внешнего рецензирования.
Требования к кандидатской диссертации существенно серьезнее, чем к любым другим научным квалификационным работам. Это создает ситуацию, при которой научное руководство должно осуществляться с использованием основных принципов теории управления. В данном случае научный руководитель действительно руководит подготовкой диссертационного исследования, и если данное руководство осуществляется плохо, если научный руководитель сознательно или бессознательно не будет использовать основные принципы теории управления, то, скорее всего, ситуация научного руководства потерпит крах и цели научного руководства не будут достигнуты.
Основная специфика научного руководства подготовкой кандидатской диссертации заключается в том, что диссертация может быть не защищена. За данной деятельностью не стоит вся мощь формального аппарата системы образования, руководимый намного более свободен в своих действиях, чем в случае подготовки других работ. Исходя из этого, многократно возрастает значение руководимого в процессе подготовки кандидатской диссертации, повышается уровень его самостоятельности и ответственности. Именно поэтому руководство кандидатской диссертацией должно осуществляться в рамках субъект-субъектного подхода к образовательной деятельности, с учетом основных принципов образования взрослых.
Руководимый является таким же полноправным участником образовательного процесса, как и руководитель. Его значение в достижении целей и решении задач подготовки кандидатской диссертации много больше, чем руководителя. Такая тенденция наблюдается при подготовке всех научных квалификационных работ, однако при подготовке кандидатской диссертации она выражена наиболее четко.
Существенно возрастают требования и к руководителю. С одной стороны, он должен быть очень хорошим профессионалом в своей научной области, должен знать основные проблемы развития своей научной дисциплины, уметь генерировать научную новизну, быть в курсе последних событий в своей области науки. С другой стороны, он должен осознавать требования к подготовке и защите кандидатской диссертации, понимать законы и принципы научного руководства, быть готовым к оказанию всех видов помощи руководимому. В результате можно говорить о том, что в случае подготовки кандидатской диссертации требования к субъектам научного руководства существенно выше, чем при подготовке других научных квалификационных работ.
Таким образом, можно констатировать следующую закономерность: чем сложнее учебная или научная работа, чем большая самостоятельность требуется от исполнителя данной работы, чем больше данная работа подвергается внешнему рецензированию, чем больше вероятность отрицательной защиты работы, тем более сложным и разнообразным должно быть научное руководство и тем более в процессе научного руководства должен быть задействован субъект-субъектный подход во взаимодействии всех его участников.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Эрштейн Л. Б. Информационные технологии в процессе взаимодействия соискателя ученой степени и научного руководителя // Открытое и дистанционное образование. 2012 № 3 (47). С. 58-62.
[2] Эрштейн Л. Б. Результативность деятельности аспирантуры и необходимость разработки общей теории научного руководства // Педагогическое образование в России. 2011. № 15.
С. 218-223.
[3] Кузнецов И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М. : Дашков и К°, 2006. 460 с.
[4] Зоткин Н. В. Подготовка и защита курсовых и дипломных работ : метод. рекомендации. Самара : Универс-групп, 2005. 54 с.
[5] Ярская В. Н. Методология диссертационного
исследования : метод. пособие. Саратов:
ПМУЦ, 2002. 189 с.
[6] Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней : Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74. Ш1_: http://vak.ed. доу.ги/ги/с1ос8/?1с154= 4&154=4.