УДК 378.225
Л.Б. Эрштейн*
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ НАУЧНОГО РУКОВОДСТВА КАК СРЕДСТВО УСПЕХА ПОДГОТОВКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
Одной из основных причин низкой эффективности деятельности аспирантуры является невысокое качество научного руководства. Выявлены и проанализированы основные функции научного руководства, определено место каждой функции в общем процессе подготовки квалификационной работы. Показано, что основными функциями научного руководства являются формирование научного альянса, анализ и преодоление сопротивления, формирование индивидуальной научной траектории, организация и планирование научного исследования, мотивация субъектов научного руководства, контроль за проведением научного исследования.
Ключевые слова: аспирантура, научное руководство, функции, научный руководитель, руководимый.
Implementation of the main functions of scientific management as a means of successful preparation of the research qualification works. LEONID B. ERSHTEYN (North-West Institute of Printing Arts, St. Petersburg State University of Technology and Design, Saint Petersburg).
The author attempts to prove that one of the main reasons for the low efficiency of the postgraduate studies is the low quality of scientific supervising. It is shown that one of the most important components of scientific management techniques is the implementation of its functions. The author reveals and analyzes basic functions of scientific management and shows the location of each function in the process of scientific supervising.
Key words: post-graduate studies, scientific management, functions, scientific supervisor.
В настоящее время в нашей стране крайне низка эффективность деятельности аспирантуры. На это указывают, в частности, работы [3, 6, 9, 10]. Так, С.Д. Резник пишет: «Эффективность работы аспирантуры обычно оценивают процентом защитившихся в срок аспирантов. В 1992 г этот показатель составил 21,12%, а в 2009 г - 31, 45%» [6, с. 7].
Одной из основных причин возникновения данной проблемы называют недостаточно высокое качество научного руководства [3, 6, 9, 10]. Важнейшей составляющей научного руководства является методика взаимодействия научного руководителя и руководимых в процессе проведения научных исследований. Сущность данной методики состо-
ит в разработке способов реализации специальных функций научного руководства. Резник перечисляет «минимум позиций, за которые логично спрашивать с научного руководителя: обеспечение планирования работы подопечного аспиранта; организация его деятельности, т. е. создание ему условий для научной работы; мотивация и стимулирование его работы; координация работы аспиранта; контроль за работой над диссертацией» [6, с. 6]. Разделяя в целом позицию исследователя, необходимо отметить, что перечисленные автором функции, во-первых, неполны, а во-вторых, освещены недостаточно подробно. Сходная ситуация обнаруживается и в других исследованиях по данной проблеме [2, 3, 5].
*ЭРШТЕЙН Леонид Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных и управляющих систем Института печати (Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Санкт-Петербург). E-mail: leoleo1972@mail.ru © Эрштейн Л.Б., 2013
В результате возникает необходимость выявления и описания основных функций научного руководства.
Для начала коротко обозначим функции научного руководства. На наш взгляд, это формирование научного альянса, анализ и преодоление сопротивления, формирование индивидуальной научной траектории, организация, планирование научного исследования, контроль его проведения.
Необходимо отметить, что первые три функции касаются специфики взаимодействия руководителя и руководимого, а остальные логически следуют из основных функций управления и задач научного руководства как таковых.
Рассмотрим функции научного руководства подробнее.
1. Формирование научного альянса. В нашей работе [11] подробно обсуждается такая функция тьюторинга, как формирование учебного альянса. Однако в ситуации научного руководства речь идет не столько об обучении, сколько о совместной подготовке научного исследования. И хотя, как отмечалось выше, научный руководитель играет роль учителя, тем не менее сам процесс научного руководства не сводится к обучению, поэтому состояние глубокого сотрудничества между руководителем и руководимым (будь то личность, организация или группа лиц) предлагаем называть научным альянсом.
Формирование научного альянса предполагает совокупность действий руководителя и руководимого, направленных на создание коммуникации, основанной на взаимном доверии, знании индивидуальных особенностей друг друга и стремлении достичь цели научного руководства с наименьшими психическими и финансовыми затратами как можно быстрее. Достижение состояния научного альянса является самым желательным в ситуации научного руководства, так как способствует достижению поставленных целей наиболее эффективно.
Разумеется, научный альянс является динамическим процессом, а не конкретным идеальным состоянием, и характеристики этого процесса меняются со временем. Наличие устойчивого научного альянса показывает, что для участников процесса научного руководства работа над научным исследованием является ценностью высокого порядка. Глубокий на-
учный альянс с течением времени углубляется и может становиться очень устойчивым, вплоть до того, что сотрудничество между субъектами продолжается даже после достижения целей научного руководства.
Очевидно, что научный альянс является двусторонним процессом, он невозможен при наличии стремления к нему только одного субъекта и формируется при соответствующих действиях как научного руководителя, так и руководимого.
2. Анализ и преодоление сопротивления. Под сопротивлением как в процессе обучения [11], так и в случае научного руководства мы понимаем совокупность препятствий, мешающих достижению поставленных целей.
Прежде всего необходим анализ возможных препятствий как руководителем, так и руководимым. Такой анализ предполагает серьезную рефлексию процесса научного исследования. Фактически само научное исследование представляет собой главное препятствие. Поэтому в самом начале определяются основные действия по его преодолению.
Препятствия, возникающие в процессе проведения научного исследования, можно разделить на несколько групп, а именно:
1. Психологические - препятствия внутреннего психологического характера, как правило, связанные с индивидуальными особенностями руководителя или руководимого. Например, недостаточность мотивации того или другого в проведении исследования.
2. Материальные - недостаточность средств для проведения и подготовки научного исследования. Например, отсутствие дорогостоящего оборудования.
3. Организационные - отсутствие или недостаточность необходимых для эффективного проведения исследования социальных составляющих. Например, невозможность найти место для проведения экспериментальной части исследования.
4. Научные - недостаточность исследования проблемы, принципиальное отсутствие необходимого оборудования или инструментов. Например, для проведения исследования требуется разработать новый прибор, до этого не существовавший.
Иногда препятствие преодолеть невозможно, тогда оно приводит к разрушению ситуации научного руководства. Очевидно, имеет смысл говорить о силе и важности препятствий. С этой
точки зрения можно выделить препятствия:
1) слабые - почти не мешающие проведению исследований, однако создающие некоторые сложности. Для их преодоления не требуется большое количество ресурсов; 2) средние - препятствия, которые создают достаточно серьезные сложности при проведении исследования, без их преодоления успешное завершение исследования сильно затруднено и эффективность его проведения существенно уменьшится; 3) критические - препятствия, без преодоления которых успешное завершение исследования невозможно.
С точки зрения возможностей преодоления сопротивление может быть преодолеваемым, легко или с затруднениями, и непреодолимым. Если у субъектов научного руководства имеются в достаточном количестве временные, психологические или материальные ресурсы, препятствия принципиально преодолимы. Если же у субъектов научного руководства недостаточно необходимых ресурсов, то препятствия могут оказаться непреодолимыми.
В свою очередь воздействие сопротивления на ход исследования может быть легким, средним и разрушительным.
Возможное влияние препятствий на ход исследования показано в таблице, которую мы предлагаем назвать матрицей сопротивления.
Указание в каждой ячейке матрицы конкретного фактора сопротивления и осознание каждым из субъектов значимости данного фактора для работы позволят субъектам научного руководства сконцентрировать внимание на важнейших препятствиях и, напротив, не ставить во главу угла факторы, пусть и препятствующие проведению исследования, но не оказывающие на него сколько-нибудь важного влияния.
Исходя из матрицы, в четырех из девяти возможных вариантов сопротивление не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на проведение исследова-
ния. Однако, поскольку в пяти случаях препятствия могут оказывать существенное или разрушительное влияние на его проведение, анализ сопротивления представляется, безусловно, важным, тем более что средние и критические препятствия встречаются достаточно часто. Препятствия средней преодо-лимости тоже достаточно распространены, и лишь непреодолимые препятствия встречаются редко, что обусловлено их предупреждением в процессе выбора темы и на начальной стадии исследования. Устранение тем, несущих непреодолимые препятствия, является одной из важнейших задач начальной стадии исследования.
3. Функция формирования индивидуальной научной траектории. Процесс взаимодействия научного руководителя и руководимого является в своей специфичности уникальным, нельзя привести и двух случаев, когда научное руководство было бы в деталях одинаковым. Специфический индивидуальный путь, который проходят руководитель и руководимый в процессе руководства, является индивидуальной траекторией научного руководства. Она формируется как следствие паттернов взаимодействия руководителя и руководимого, роль каждого из субъектов в данном случае равная. Кроме того, огромное значение имеют особенности конкретной ситуации. Специфика самой траектории отражает эффективность научного руководства в целом, поэтому задача руководителя - сформировать такую траекторию как можно более короткой и прозрачной, т. е. осознаваемой субъектами ситуации, и затем следить за ней и по мере возможности оптимизировать ее, используя те или иные методические приемы.
4. Организация научного исследования предполагает определение основных параметров научного исследования, создание инфраструктуры для его эффективной реализации, разработку основных мероприятий, необходимых для проведения исследования.
С точки зрения значимости этой функции все исследования можно разделить на три группы:
1) высокая значимость функции организации характерна для всех исследований, требующих постановки и организации эксперимента, экспедиционных работ и т. п., а также для случаев научного руководства организацией или рабочей группой;
2) средняя значимость функции организации харак-
Сила при-пятствия, преоалимость препятствий Слабое препятствие Сильное препятствие Критическое препятствие
Легко преода-лимые Лёгкое воздействие Лёгкое воздействие Лёгкое воздействие
Средне преодолимые Лёгкое воздействие Среднее воздействие Среднее воздействие
Непреодали- мые Разрушительное воздействие Разрушительное воздействие Разрушительное воздействие
терна в основном для математических, технических исследований, исследований по общей педагогике и психологии, общей биологии и т. п.; 3) низкая значимость фактора организации для исследований по строго теоретическим дисциплинам. Таким образом, можно сформулировать следующую закономерность: уровень значимости фактора организации в процессе научного руководства прямо пропорционален удельному весу прикладного элемента в исследовании. Однако полностью фактор организации нельзя исключить даже в чисто теоретических исследованиях.
Организация научного исследования включает организацию: 1) эксперимента - определение основных параметров и экспериментальной базы исследования, необходимого оборудования, материалов, людских и иных ресурсов; 2) написания научного исследования - выявление библиографической базы, определение структуры, общей характеристики и других параметров эффективного изложения научного исследования в письменном виде; 3) защиты научного исследования - определение места защиты, оппонентов, необходимых отзывов, оформление необходимых документов и др.
Немаловажным представляется вопрос о вкладе в организацию субъектов научного руководства. Далеко не всегда в процессе организации роль научного руководителя является самой главной или решающей. В случае руководства организацией или при наличии большой прикладной или научной базы роль научного руководителя в этой функции может быть вообще незначительной.
5. Планирование осуществляется по ходу всего научного исследования, но основную роль играет на начальном этапе. Научный руководитель совместно с руководимым разрабатывает план проведения научного исследования, включающий предварительное определение общих характеристик исследования, необходимых организационных мероприятий.
Планирование необходимо при реализации всех остальных функций научного руководства и фактически представляет собой дополнительную функцию, его роль в проведении научного исследования очень велика, оно предусматривает построение прогноза проведения исследования и является одним из средств анализа и преодоления сопротивления. Планирование является своеобразной картой исследования, но картой не статической, а динамической, из-
меняемой в зависимости от получаемых на каждом этапе результатов. С функцией планирования тесно связана функция контроля.
6. Контроль. В соответствии с основными принципами науки управления [4] контроль представляет собой способ, при помощи которого осуществляется обратная связь между всеми параметрами других функций управления. Он позволяет вносить своевременные коррективы во все этапы реализации научного исследования. Именно контроль является тем механизмом, который дает возможность оптимизировать научное исследование и держать его в определенных, установленных планом границах. Контроль позволяет научному руководителю перераспределять ресурсы в наиболее значимых в данных конкретных ситуациях направлениях. Процесс контроля включает:
1) изучение текущей ситуации в данном аспекте проведения научного исследования; 2) выявление имеющихся проблем; 3) анализ их причин; 4) выработку мер, необходимых для устранения выявленных проблем.
Относительно контроля необходимо сделать два важных замечания: 1) контроль всегда конкретен, т. е. контролируется тот или иной конкретный параметр научного исследования;
2) в процессе контроля принимают участие все субъекты научного руководства. Конечно, контроль может инициироваться или руководителем, или руководимым, но в реализации последних трех фаз контроля всегда принимают участие все субъекты.
7. Мотивация. В понимании данного термина мы придерживаемся определения, данного М. Месконом с соавторами в классической работе «Основы менеджмента»: «Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации» [4, с. 233].
Рассматривая природу и сущность мотивации, мы ориентируемся на представления о мотивации, сформулированные в нашей работе по проблеме ценностей [8, с. 42]. Данный взгляд предполагает, что мотивация осуществляется наиболее оптимально в том случае, когда мотивирующий изучает индивидуальные ценности мотивируемого и затем разрабатывает стратегию и приемы мотивации, учитывающие наиболее значимые для мотивируемого ценности.
В свою очередь сам мотивационный процесс можно разделить на две большие сферы. Одна из них является непосредственно мотивацией, т. е. побуждением личности к действию. Однако, коль скоро существует мотивация, то, очевидно, должен существовать и обратный процесс - процесс антимотивации, т.е. ситуация, когда создается система воздействий на человека, побуждающая его прекратить или замедлить данную деятельность.
О существовании обратного процесса теоретики мотивации умалчивают. Авторы, рассматривающие проблемы мотивации, пишут о демотивации, причем данный термин понимается двояко. Так, С.В. Шпитонков понимает демотивацию как процесс мотивации средствами отрицательного подкрепления: «Демотивация - это комплексная система наказания сотрудников за совершенные проступки во время работы или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей» [7]. Т. Андреева и Е. Юртайкин понимают демотивацию как процесс потери мотивации [1]. Термина же, отражающего процессы, заставляющие субъекта замедлять или прекращать деятельность, в литературе мы не обнаружили. Между тем представляется следующая закономерность: побуждение к действию происходит в том случае, если совокупность мотивирующих воздействий больше, чем совокупность антимотивирующих воздействий, иначе говоря, если мотивация больше, чем антимотивация.
Кроме того, мотивация может быть отрицательной и положительной. Под положительной мотивацией понимается процесс побуждения к действию при помощи средств положительного подкрепления, а под отрицательной - при помощи средств отрицательного подкрепления (то, что некоторые называют демотивацией).
И положительное, и отрицательное воздействия могут носить как мотивирующий, так и антимотивирующий характер. Иными словами, уществует четыре типа мотивирующих воздействий: 1) побуждающее положительное, когда положительное подкрепление способствует побуждению к действию, например заслуженная похвала и слова поддержки;
2) побуждающее отрицательное, когда воздействие имеет отрицательный характер, но способствует побуждению к действию, например конструктивная критика; 3) антимотивирующее положительное, т. е. воздействие положительного подкрепления, однако имеющее антимотивирующий, уменьшающий моти-
вацию характер, например незаслуженные похвала или одобрение; 4) антимотивирующее отрицательное, т. е. отрицательное подкрепление, уменьшающее уровень мотивации субъекта, например грубость или хамство. Субъекты научного руководства должны осознавать, какой характер имеет каждый паттерн поведения в процессе их взаимодействия друг с другом с точки зрения возможного влияния на мотивацию.
Полное рассмотрение проблемы мотивации в научном руководстве требует специального исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Т., Юртайкин Е. Почему опадают яблоки,
или Внутренняя демотивация. URL: http://www.
iteam.ru/publications/human/section_48/article_2452 (дата обращения: 30.10.2012).
2. Волошина Т.В., Цыбаева Л.А. Система научного руководства как ресурс развития инновационного учреждения // Пед. обозрение. 2009. № 9. С. 12-13.
3.Котляров И.Д. Проблемы осуществления научного руководства соискателями ученой степени кандидата наук // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 4. С. 50-54.
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учеб. пособие / Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, Высш. шк. междунар. бизнеса. 2-е изд. М. : Дело, 2004. 799 с.
5. Пикан В.В. Научное руководство экспериментом в школе: [пособие]. М.: Школьные технологии, 2011. 175 с.
6. Резник С.Д. Научное руководство аспирантами: практ пособие. 2-e изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2012. 477 с.
7. Шпитонков С.В. Мотивация или демотивация. URL: http:// www.elitarium.ru/2011/08/03/print:page, 1 ,motivacija_ili_ demotivacija.html (дата обращения: 30.10.2012).
8. Эрштейн Л.Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. СПб. : СПбГУНиПТ, 2008. 122 с.
9. Эрштейн Л.Б. Коллективное научное руководство в процессе подготовки квалификационных работ // Изв. ПГПУ им. В.Г Белинского. Обществ. науки. 2012. № 28. С. 1138-1143.
10. Эрштейн Л.Б. Результативность деятельности аспирантуры и необходимость разработки общей теории научного руководства // Пед. образование в России. 2011. № 15. С. 218-223.
11. Эрштейн Л.Б. Формирование информационнокоммуникационной компьютерной компетентности на основе тьюторинга в процессе обучения студентов по направлению «Менеджмент»: автореф. дис. ... канд. пед. наук/[Рос.гос.пед.ун-тим.А.И. Герцена]. СПб.,2009.24с.