Эрштейн Л.Б. Этические аспекты коммуникации субъектов научного руководства в процессе подготовки...
— развитие быстроты, взрывной и абсолютной силы, обеспечивающих преследование, превосходство в силовом противодействии, сдерживании или вытеснении толпы;
— подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности, в т.ч. с преодолением водных преград, естественных и искусственных препятствий;
— готовность сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях пресечения противоправных действий, а также поиска, преследования и задержания активно сопротивляющегося правонарушителя;
— подготовка к силовому пресечению противоправных действий с использованием специальных средств, оружия, боевых приемов борьбы;
— овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в типичных и экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел;
— практические навыки применения боевых приемов борьбы (в т.ч. в средствах индивидуальной бронезащиты, летней и зимней форме одежды, на фоне физической и психологической нагрузок) в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям силового единоборства с правонарушителями.
В заключение необходимо подчеркнуть, что вышеизложенный материал необходимо использовать не только при проведении занятий по физической подготовке, но также на занятиях по тактико-специальной подготовке.
Список литературы
1. Приказ МВД России от 29 июля 1996 г. № 412 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел». Доступ на сайте МВД России.
2. Программа учебной дисциплины «Физическая подготовка для образовательных учреждений МВД России». - Москва, ДКО, 2007 г. - URL: www.mvd.ru
3. Теория и организация физической подготовки войск : учебник. — СПб., 2007. -594 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» / / Российская газета. — 2007. — 8 декабря.
5. Приказ МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». — URL: www.mvd.ru
6. Приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510 «О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29 июля 1996 г, № 412». — URL: www.mvd.ru.
7. Торопов, В. Л. Физическая подготовка : учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. — 311 с.
8. Кудин, В. Л., Торопов, В. Л., УшенинЛМ, Куликов, М. Л. и др. Физическая подготовка : учебник. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. — 312 с.
УДК 378.225 Л.Б. Эрштейн*
Этические аспекты коммуникации субъектов научного руководства в процессе подготовки квалификационных работ
В статье доказывается, что основной причиной низкой эффективности работы аспирантуры является низкое качество научного руководства. Показано, что одним из самых важных аспектов процессов научного руководства является этическая составляющая взаимодействия аспирантов и научных руководителей. Проводится анализ возможных этических конфликтов между субъектами, выявляются причины, вызывающие их, предлагаются методические приемы разрешения этических конфликтов.
Ключевые слова: научное руководство, этика делового общения, аспирант научный руководитель, методические приемы, разрешение конфликтов.
L.B. Ershteyn*. Ethical aspects of scientific communication management entities in the preparation of qualifying works. In this paper we prove that the main reason for the low efficiency of the graduate school is the low quality of scientific leadership. It is shown that one of the most important aspects of the processes of scientific management is an ethical component of the interaction between graduate students and supervisors. The analysis of potential ethical conflicts between the actors, identifies the causes of their cause, offered instructional techniques resolve ethical conflicts.
* 3pmTeHH, AeoHHA BopècoBèM, KaHAHAaT neAarorèMecKèx HayK, ao^ht Ka^eApbi HH^opMa^oHHbix è ynpaBAflroùèx cècTeM (HèYC) ÈHcTèTyTa ne^aTè CaHKT-neTep6yprcKoro rocyAapcTBeHHoro yHHBepcèTeTa TexHoAorèè è AèçaHHa. 196626 CaHKT-ÏeTepGypr, n. 0ymapbi, yA. 0KoAbHaa, a. 10, kb 27. E-mail — leoleo1972@mail.ru.
* Ershteyn, Leonid Borisovich, candidate of pedagogic sciences, assistant professor of information and control systems (IiUS) North-West Institute of Printing Arts of St. Petersburg State University of technology and design. Email — leoleo1972@mail.ru.
© 3pmTeHH P.B., 2012
Педагогика
Keywords: scientific leadership, ethics, business communication, student supervisor, instructional techniques, conflict resolution.
0 % проголосовавших(группа "ученые против лженауки") □ % проголосовавших (группа "аспиранты")
Ш % проголосовавших (группа аспиранты в научной сети эс1Реор1е)
В настоящее время в условиях современной России возникла ситуация, при которой существующий институт аспирантуры показывает недостаточно удовлетворительную результативность деятельности, что подтверждается данными статистики [1].
Так, согласно статистическому сборнику [1], среднее количество аспирантов, защитивших диссертацию, не превышает 30 процентов, а в некоторые годы этот показатель существенно ниже. Например, если в 2000 г. общая численность аспирантов была 117714 человек, то закончили аспирантуру 24828 человек, а защитили диссертации всего 7503 человека.
Одним из важнейших педагогических аспектов подготовки будущих кандидатов наук является научное руководство. На наш взгляд, именно недостаточной эффективностью процесса руководства можно объяснить невысокие показатели работы аспирантуры. Этот факт подтверждается исследованиями, проведенными нами в социальной сети «ВКонтакте», в группах «Ученые против лженауки» и «Аспиранты». Основными членами указанных групп являются действующие ученые и аспиранты. Аналогичные исследования были проведены в группе «Аспиранты» в научной сети 8аРеор1е, участниками которой являются аспиранты, кандидаты и доктора наук. Мы провели следующий опрос. Нами был задан вопрос: «Оцените влияние научного руководства на подготовку диссертационного исследования» и предложены варианты ответов: «0 %», «30 %», «50 %», «70 %», «80 %», «100 %». В результате были получены данные, отраженные на рис 1. Всего было опрошено не менее 300 человек в обеих группах.
Анализ диаграммы свидетельствует о том, что большинство ученых и аспирантов оценивают роль научного руководства при подготовке диссертационного исследования очень высоко. Так, более половины опрошенных оценили роль научного руководства выше 50 процентов, а более трети — выше 70 процентов п более. Достоверность данных подтверждается небольшой разницей между группами, полученной по каждому варианту ответа.
Одним пз самых актуальных вопросов, связанных с научным руководством, является проблема этпкп отношений научного руководителя и руководимого. Особенно актуальна данная проблема В случае ПОДГОТОВКИ Рис I. Влияние научного руководства на успех подготовки кандидатской кандидатской диссертации, Т.К. В ЭТОЙ ситуации диссертации по данным опроса
руководимый наиболее зависим как от научного руководителя, так и от самого процесса научного руководства как такового. В данной работе мы будем придерживаться определения делового общения, данного В. Н. Лавриненко. Он пишет: «Деловое общение представляет свод правил, регулирующий нормы и ценности взаимодействия субъектов в организации, базирующийся на общечеловеческих и моральных ценностях и учитывающий конкретные условия организации и группы» [3, с. 19]. Кроме того, необходимо дать определение научного руководства. Мы будем понимать научное руководство как процесс взаимодействия субъекта, которым является научный руководитель и объекта, которым является руководимый, с целью решения стоящей перед ними общей научной задачи.
Рассматривая разработанность проблемы научной этики, С.А. Писарева указывает: «Наука, как и любая другая сфера деятельности, включает человеческие отношения, характеризующиеся определенным нравственным аспектом. В научных кругах традиционно формировался моральный стандарт, своеобразный "моральный кодекс" — свод принципов, правил и норм, которыми должны руководствоваться ученые, т.е. исторически сложился этос науки. Нормы научной этики не сформулированы в виде каких-то официальных требований и документов, но эти нормы существуют. Заметим, что такова пока ситуация в России. К сожалению, можно констатировать, что в отечественном исследовательском пространстве проблема этического аспекта научного исследования пока не разработана» [2]. Согласно тому же автору, несколько иная ситуация в развитых европейских странах [2]. Однако исследования проблемы этики отношений научного руководителя и руководимого, судя по всему, в полной степени не проведены ни у нас, ни за рубежом. Между тем, согласно нашему устному опросу, проводимому нами неформально в течение нескольких лет, множество аспирантов прекращают свое обучение в аспирантуре именно по причине появления и невозможности разрешения данной проблемы.
Описывая основной принцип этики делового общения, В. Н. Лавриненко указывает: «Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: "Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам"» [3, с. 323]. А В. И. Сафьянов добавляет: «Именно поэтому основополагающим принципом этики общения нужно признать принцип презумпции сохранения достоинства партнера по общению...» [4].
При всей кажущейся бесспорности таких утверждений они вызывают много вопросов. Очень часто человек не знает, каким образом он хочет, чтобы к нему относились. Задача научного руководителя и руководимого — получить в совместной деятельности конкретный результат, в котором
Эрштейн А.Б. Этические аспекты коммуникации убгъектов научного руководства в процессе подготовки...
заинтересованы оба участника процесса. Разумеется, никто не хочет, чтобы с ним разговаривали грубо и жестко и подвергали его оскорблениям. Казалось бы, такие приемы недопустимы во взаимоотношениях субъектов научного руководства. Однако, несмотря на то, что это нарушает золотое правило этики общения, иногда такие действия являются единственным возможным выходом из сложившейся ситуации. Подчас именно жесткие и грубые слова научного руководителя заставляют аспиранта по-иному взяться за дело и решить проблему.
Конечно, такие приемы нужно использовать со множеством оговорок, объясняя руководимому, чем вызван такой тон и такие слова. Но при всей их видимой неэтичности они могут давать прекрасные результаты, более того, являться единственным выходом из сложившейся конкретной ситуации.
Еще одним аспектом этики научного руководства является наличие в таких взаимоотношениях явных противоречий как с точки зрения руководителя, так и руководимого.
Одним из этических противоречий работы научного руководителя является тот факт, что, с одной стороны, он как руководитель обязан оказывать достаточно жесткое давление и учить руководимого, но, с другой стороны, их общая цель — это подготовка самостоятельного исследователя, способного к проведению личных исследований и проявлению инициативы. В результате научный руководитель не может работать с руководимым даже как университетский преподаватель, а уж как школьный учитель — тем более.
То же самое этическое противоречие существует и со стороны руководимого. С одной стороны, он должен быть максимально вежливым по отношению к научному руководителю и выполнять все его рекомендации. С другой стороны, он должен осознавать, что исследование проводит все-таки он сам и что основная цель ситуации научного руководства состоит не только в написании им диссертационного исследования, но и в том, что в результате он должен стать самостоятельным, способным на инициативу и творчество исследователем.
Такая ситуация требует как от научного руководителя, так и от руководимого соответствующей стратегии коммуникации.
Для начала рассмотрим специфику этики общения научного руководителя. В значительной степени она будет зависеть от стиля работы научного руководителя. В нашей работе, посвященной проблеме научного руководства мы выделяем три стиля научного руководства: авторитарный, авторитетный и либеральный [5, с. 30].
Руководитель, работающий в авторитарном стиле, будет вести себя по отношению к руководимому жестко и грубо. Тон его общения будет приказным, инструкции, которые он будет давать, обсуждению не подлежат.
Авторитетный руководитель будет говорить мягко, стараться расположить к себе руководимого. Никакое хамство или грубость для него невозможны. Его задача — сделать руководимого своим партнером.
Либеральный научный руководитель может вести себя как угодно вообще. Поскольку результаты научного руководства ему безразличны, его поведение с руководимым зависит в основном от его настроения в данном месте в данное время. От либерального руководителя можно услышать и грубость, и ласковые слова, и слова поддержки. Поскольку либеральный руководитель с небольшим желанием вступает в какой-либо контакт с руководимым, единственная специфика этики его общения заключается в том, чтобы сделать все возможное, чтобы руководимый не обращался к нему вообще никогда.
Конечно, существует множество промежуточных типов, и разные руководители в целом общаются с руководимыми по-разному.
Рассматривая идеальную этику общения руководителя, нужно остановиться на том, что такое общение, на наш взгляд, должно целиком и полностью подчиняться ситуационному подходу, т.е. каждый контакт руководителя с руководимым должен учитывать специфику трех основных параметров общения.
1. Особенность настроения самого руководителя как такового, его текущее функциональное состояние, готовность или неготовность к долгому общению, физическую и психическую усталость в данное время в данном месте.
2. Особенность функционального состояния руководимого. Готовность руководимого к контакту, специфику его жизненной ситуации, наличие физических и психических сил. Разумеется, выявить это сложно, но, как правило, если руководитель работает с руководимым достаточно долго, он может (если имеет желание) знать о проблемах руководимого и построить общение так, чтобы выявить готовность руководимого к контакту в данном месте в данное время.
3. Специфику текущей ситуации научного руководства. В том случае если сам процесс требует от руководимого активных действий (например, при непосредственной подготовке к защите), научный руководитель должен использовать все средства общения, для того, чтобы руководимый делал то, что требуется в данной конкретной ситуации. Вместе с тем, если руководитель знает, что руководимый находится в тяжелой жизненной ситуации, что специфика ситуации научного руководства не требует серьезных действий, он должен использовать все имеющиеся у него средства общения, чтобы поддержать руководимого, дать ему понять, что как только ситуация разрешится, они опять смогут приступить к активной работе. Одним словом, он должен быть максимально этичным. Именно такая этическая стратегия делает общение со стороны научного руководителя наиболее приемлемым для достижения целей и решения задач научного руководства.
Рассматривая специфику этики руководимого, нужно отметить следующее.
У руководимого намного меньше возможностей влиять на ситуацию научного руководства, чем у руководителя. Какого бы стиля работы ни придерживался руководимый, он обязан общаться
Педагогика
уважительно, культурно и не имеет права быть грубым и невежливым. Вместе с тем иногда руководимому необходимо быть достаточно твердым в отстаивании своей точки зрения, хотя он почти никогда не может объяснять научному руководителю специфику тех или иных особенностей характера взаимодействия с ним. Однако он может дать понять руководителю, с чем связана его возможная невежливость. Тем не менее грубость в общении с руководителем недопустима ни в каком случае, независимо от специфики жизненной ситуации руководимого.
В случае коллективного научного руководства, т.е. когда научных руководителей несколько, руководимому необходимо соблюдать следующие правила.
1. Основным является мнение формального научного руководителя как человека, отвечающего за результат научного руководства.
2. Руководимый должен всеми силами избегать конфликтов между научными руководителями, в т.ч. и этических конфликтов между ними.
3. В своих суждениях руководимый обязан поддерживать формального научного руководителя и ни в коем случае не высказывать о нем суждения в грубой форме неформальным научным руководителям, за исключением особых случаев.
Необходимо отметить, что этика общения, в том случае если она осознается научным руководителем, может быть мощным инструментом и составляющей общей методики научного руководства. Грамотный научный руководитель может использовать приемы изменения этики общения в целях влияния на ситуацию научного руководства. Основным средством воздействия здесь будет изменение этической составляющей общения от предельно вежливой до грубой и хамской.
Вместе с тем в процессе взаимодействия научного руководителя и руководимого нередко возникают этические конфликты. Поскольку такие конфликты могут разрушить ситуацию научного руководства и привести к разрушению данной ситуации без достижения поставленных целей, т.е. сделать всю работу научного руководителя и руководимого бессмысленной, научный руководитель обязан отслеживать и разрешать такие конфликты. Приемы разрешения этических конфликтов могут быть следующими.
1. Вербализация конфликта — научный руководитель обращает внимание руководимого на имеющуюся этическую проблему и предлагает подумать, как можно данную проблему решить.
2. Переговоры — вербализуя имеющуюся проблему, научный руководитель вступает с руководимым в переговоры и пытается разрешить конфликт в процессе общения.
3. Письменное высказывание взаимных претензий — руководитель может предложить руководимому написать имеющиеся к нему претензии и сам, в свою очередь, сделать то же самое, а затем обсудить написанное.
4. Установление формальных правил общения — руководитель может потребовать в ультимативной форме соблюдения правил общения и изложить эти правила руководимому.
5. Ролевая игра — руководитель и руководимый могут провести ролевую игру, в процессе которой они меняются ролями, чтобы руководимый мог почувствовать себя на месте руководителя, а руководитель стал руководимым.
6. Привлечение третьих лиц — руководитель может привлечь арбитра, который бы разобрал имеющийся конфликт этики общения для них обоих и способствовал бы выработке мер для разрешения этого конфликта.
Вероятно, можно выделить еще некоторые приемы разрешения этических конфликтов научного руководства. В целом все обозначенные приемы могут использоваться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом, но в любом случае инициатива их использования должна исходить от научного руководителя как от лица, ведущего процесс научного руководства и отвечающего за его результат.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. В целом этика взаимодействия научного руководителя и руководимого должна подчиняться общим правилам этики делового общения.
2. Однако данный процесс характеризуется наличием собственных противоречий, разрешение которых является задачей как научного руководителя, так и руководимого.
3. Этика общения может быть инструментом воздействия на ситуацию научного руководства.
4. В процессе возникновения этических конфликтов при общении научного руководителя и руководимого научный руководитель должен использовать соответствующие методические приемы, предназначенные для разрешения таких конфликтов.
Список литературы
1. Аспирантура ОПЯП: цифры, факты, тенденции [Электронный ресурс]. — URL: http:// newuc.jinr.ru/news.asp?id=13 (дата обращения 13.06.2012).
2. Писарева, С. А. Эмоционально-ценностные проблемы взаимодействия субъектов исследовательской деятельности в пространстве экспертизы / / Вестник ОГУ. — 2005. — № 7. — С. 163—168.
3. Психология и этика делового общения : учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2005. — 415 с.
4. Сафьянов, В. И. Этика общения : учебное пособие [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.hi-edu.ru/e-books/xbook123/01/part-002.htm#i245 (дата обращения 13.06.2012)
5. Эрштейн, Л. Б. Научное руководство: теория, принципы, практика : монография. — СПб., 2011. - 76 с.