Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В ПИСЬМЕ ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В ПИСЬМЕ ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В ПИСЬМЕ ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2021»

формирование навыка чтения у детей с задержкой психического развития первого года обучения

Королева Е. М.

Научный руководитель: к.м.н, д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

контактная информация: Королева Елена Михайловна, студентка 4 курса кафедры логопатологии, 8(931)223-38-71. E-mail: korolevae116@gmail.com

ключевые слова: предикторы навыков чтения, дети с ЗПР, дислексия.

Актуальность: многочисленными научными исследованиями на материале разных языков доказано, что оперативная и фонологическая память, скорость актуализации информации являются предикторами усвоения навыка чтения [3]. На русском языке такие исследования немногочисленны [1, 2]. Более детальное изучение этой области помогло бы лучше понять механизм формирования навыка чтения.

цель: определить степень влияния когнитивных предпосылок на освоение навыка чтения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и у первоклассников без интеллектуальной патологии; сравнить качество усвоения навыка чтения.

Материалы и методы: были обследованы 18 детей с ЗПР (основная группа, ОГ) и 19 детей с нормой интеллекта (контрольная группа, КГ). Тестирование было проведено по следующим методикам: методика оценки чтения слов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки чтения неслов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; Тест оперативных единиц чтения — ТОПЕЧ [Корнев, 1997]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки повторения цифр (VI субтест методики WISC) [Wechsler, 2014]; Методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018].

Результаты: в первом классе дети КГ осваивают звукобуквенные связи в полном объеме, но при этом слог, как оперативная единица чтения (ОПЕЧ), автоматизируется только у 50% учеников. В этом возрасте преобладающим способом чтения все еще является слоговой (75% слов прочитано этим способом). При чтении длинных слов дети не пользовались предугадыванием, прочитывая слова как неслова (количество глобально прочитанных слов 4%). У детей КГ влияние когнитивных предпосылок на освоение навыка чтения не выявлено. Это может быть связано с тем, что в КГ они сформированы относительно благополучно, что создает условия для нормального освоения навыка. овладение навыком чтения у детей оГ происходит медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников (р=0,01). Дети, испытывавшие трудности перехода от побуквенного чтения к слоговому, также имели дефицит оперативной памяти (r=-0,6*) и скорости актуализации информации (r=-0,645*), что, вероятно, и явилось причиной этих трудностей. Словарный запас детей ОГ меньше по сравнению с КГ (р=0,000). При этом не наблюдаются корреляции между показателями чтения и объемом словаря. Следовательно, дети ОГ при чтении практически не пользовались смысловой догадкой, прочитывая слова как неслова. Также у детей ОГ наблюдались трудности в повторении неслов (р=0,01), что свидетельствует о дефиците фонологической памяти. Этот показатель был взаимосвязан со скоростью чтения (r=0,773*) слов и неслов (r=0,580*). Дети ОГ чаще допускали ошибки в длинных словах (р=0,01) и были более чувствительны к усложнению материала, нежели дети КГ.

Выводы: обобщая полученные данные можно утверждать, что процесс освоения навыка чтения у детей с ЗПР проходит в замедленном темпе. При этом немалую роль в недоразвитии процесса чтения играет дефицит таких психических функций как фонологическая память, оперативная память и скорость актуализации информации. Литература

1. Григоренко Е.Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Григоренко Елена Леонидовна. — М., 2012. — 299 с.

FORCIPE

VOL. 4 SUPPLEMENT 2021

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2021» 331

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие / А.Н. Кор-нев. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.

3. Snowling М. J. Early identification and interventions for dyslexia: a contemporary view // J Res Spec Educ Needs. — 2013. — Vol. 13(1). — С. 7-14.

FORCIPE

ТОМ 4 спецвыпуск 2021

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.