Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2021»
формирование навыка чтения слов и неслов у детей с задержкой психического развития второго года обучения
Волощенко А. А.
Научный руководитель: к.м.н, д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
контактная информация: Волощенко Анастасия Андреевна — студентка 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: thejayhell@gmail.com
ключевые слова: формирование навыка чтения, ЗПР, предикторы формирования навыка чтения.
Актуальность исследования: проблема формирования навыка чтения, в частности — возрастные особенности становления навыка, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) исследована недостаточно, как в количественном, так и в качественном аспектах [1, 2]. Особенно не хватает экспериментально обоснованных данных.
цель исследования: определить степень сформированности навыка чтения слов и неслов у детей с ЗПР в возрасте 8-9 лет, находящихся на втором году обучения в специализированных учебных учреждениях, и у детей 8 лет с нормой интеллектуального развития, находящихся на втором году обучения в массовых общеобразовательных школах.
Материалы и методы исследования: на начальном этапе работы были сформированы основная группа (ОГ; 20 детей с ЗПР в возрасте 8-9 лет) и контрольная группа (КГ; 20 детей 8 лет с нормой интеллектуального развития). В ходе исследования было проведено обследование по следующим методикам: ЦПМР (детский вариант) [Равен et al., 2007]; Методика оценки чтения слов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки чтения неслов [Корнев, Григоренко, 2011]; Методика оценки повторения цифр (VI субтест методики WISC) [Wechsler, 2014]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; Тест оперативных единиц чтения — ТОПЕЧ [Корнев, 1997]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; Методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018]. Был проведен качественный и количественный анализ полученных данных с помощью компьютерной программы SPSS.
Результаты: дети КГ в большинстве имели автоматизированный навык чтения двухбуквен-ных слогов (60% выборки) и показали готовность к овладению навыками чтения трехбуквенных слогов типа СГС. В связи с этим, у детей КГ не выявлено значимых различий между технической стороной чтения слов и неслов. Несмотря на отсутствие достоверных межгрупповых различий в объеме оперативной числовой памяти, у детей ОГ наблюдается значительно сниженный уровень оперативной фонологической памяти. На втором году обучения у большинства детей ОГ оперативной единицей чтения является буква (хоть и наблюдается активное усвоение навыков слогослияния, у 35% детей ОГ автоматизирован навык слогослияния двухбуквенных слогов). Скоростные показатели чтения слов и неслов у детей с ЗПР также отстают от показателей КГ. Таким образом, гипотезу о том, что формирование навыка чтения слов и неслов у детей 8-9 лет с ЗПР, находящихся на втором году обучения, происходит с отставанием от их нормально развивающихся сверстников, можно считать доказанной.
Выводы: на фоне сниженных показателей функций, непосредственно отвечающих за успешное становление навыка чтения, логично ожидать замедленный темп усвоения навыка. Действительно, дети с ЗПР, находящиеся на втором году школьного обучения, показали низкую скорость чтения слов разной длины и низкую скорость чтения неслов. У испытуемых ОГ отмечались редкие попытки (лишь при чтении коротких и знакомых слов) использования прямого лексического доступа. Литература
1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма. Санкт-Петербург: Речь, 2003.
2. Корнев А.Н., Авраменко А.С. Индивидуальная вариативность когнитивных механизмов овладения чтением: корреляционный анализ // Проблемы Онтолингвистики — 2012. Мат. Междунар. науч. конф., 24-26 апреля 2012. — СПб. — 2012. С. 430-437.
forcipe
vol. 4 supplement 2021
ISSN 2658-4174
Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2021» 329
формирование навыка чтения у детей с задержкой психического развития третьего года обучения
Горчакова А. П.
Научный руководитель: к.м.н, д.пс.н. профессор Корнев Александр Николаевич Кафедра логопатологии
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
контактная информация: Горчакова Алиса Петровна — студентка 4 курса факультета клинической психологии. E-mail: aligorch1997@gmail.com
ключевые слова: сформированность навыков чтения, дети с ЗПР, дислексия.
Актуальность исследования: известно, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) характеризуются более низкими темпами освоения академических знаний, умений и навыков. В имеющихся литературных источниках представлены данные о скорости чтения у детей данной группы на разных этапах школьного обучения [1, 2, 3]. Однако компонентного анализа чтения слов и неслов вне контекста и их когнитивных предпосылок у русскоговорящих детей не проводилось.
цель: оценить сформированность навыка чтения и когнитивных предпосылок чтения у детей с ЗПР 9-10 лет и их здоровых сверстников и сравнить полученные результаты.
Материалы и методы: в основную группу (ОГ) было отобрано 17 детей с диагнозом ЗПР, находящихся на 3 году школьного обучения, в контрольную группу (КГ) — 20 детей без патологий развития на том же году школьного обучения.
Методы исследования: ЦПМР (детский вариант) [Равен et al., 2007]; методика оценки чтения слов [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки чтения неслов [Корнев, Григоренко, 2011]; Тест оперативных единиц чтения — ТОПЕЧ [Корнев, 1997]; методика оценки повторения неслов [Корнев, 2012]; Тест быстрого называния [Корнев, Григоренко, 2011]; методика оценки повторения цифр (VI субтест методики WISC) [Wechsler, 2014]; методика оценки экспрессивного словаря [Корнев, Балчюниене, 2018].
Результаты: как в ОГ, так и в КГ была выявлена достоверная корреляция между скоростью называния цветов в Тесте быстрого называния и скоростью чтения слогов в тесте ТОПЕЧ. Скорость называния слогов в тесте ТОПЕЧ у детей ОГ был достоверно ниже, чем у детей КГ (р=0,001 для ОПЕЧ типа СГ и ГС; р=0,003 для ОПЕЧ типа СГС). У детей ОГ уровень таких когнитивных способностей как невербальный интеллект (р<0,000), оперативная память (в том числе оперативная фонологическая память) (р<0,000) был достоверно ниже, чем у здоровых сверстников. У детей ОГ выявлен достоверно более медленный темп чтения слов и неслов (р<0,000). Количество ошибок, совершаемых детьми ОГ при прочтении неслов, также достоверно выше (р=0,043).
Выводы: как и ожидалось, общий уровень когнитивных способностей у детей с ЗПР был ниже, чем у их здоровых сверстников. В согласии с данными других авторов, медленная актуализация слов у испытуемых ОГ и ограниченный объем оперативной памяти неблагоприятно влияет на скоростные показатели чтения и автоматизацию оперативных единиц чтения. Скорость чтения (как слов, так и неслов) и правильность чтения неслов у детей с ЗПР оказалась ниже, чем у их здоровых сверстников. Это свидетельствует о несовершенных навыках рекоди-рования неслов (т.е. чтения без опоры на знакомый лексикон) у детей с ЗПР. Литература
1. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. — СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.
2. Корнев А.Н. Современные представления о механизмах чтения // VII выездная школа-семинар «Проблемы порождения и восприятия речи»: Материалы. / Ответственные редакторы: Е.В. Грудева, Р.Л. Смулаковская. — Череповец: ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2008. — С. 103-109.
3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.
forcipe
том 4 спецвыпуск 2021
elSSN 2658-4182