СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА ПЕРИОД 2012-2025 И 2019-2025 ГОДЫ
А.А. Максименцев, студент
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10431
Аннотация. Одним из важнейших условий эффективного развития экономики является ее достаточная обеспеченность человеческим капиталом. В связи с нехваткой собственных трудовых ресурсов многие государства (в том числе и Россия) разрабатывают максимально эффективные механизмы привлечения, отбора и учета иностранных мигрантов, которые могли бы поспособствовать экономическому и демографическому развитию страны.
В данной статье представлен анализ концепций государственной миграционной политики РФ на периоды 2012-2025 и 2019-2025 гг. Приводится сравнительная характеристика этих концепций, а также озвучиваются потенциальные проблемы миграционного развития РФ в ближайшем будущем.
Ключевые слова: концепция государственной миграционной политики; миграционное законодательство; учет мигрантов; трудовые мигранты; нелегальные мигранты.
Демографическая составляющая всегда оказывала значительное влияние на экономику государства. На сегодняшний день в большинстве развитых стран наметилась устойчивая тенденция естественной убыли населения вместе с увеличением уровня его жизни. Данное сочетание неизбежно приводит к старению населения и сокращению трудовых ресурсов страны, а соответственно и к замедлению ее экономического роста.
Данная проблема не обошла стороной и Россию. С начала 2000-х годов Российская Федерация устойчиво теряет свое население: за 5 лет с 2001 по 2006 годы население страны сократилось более чем на 5 млн. человек. Это катастрофические потери не только в демографическом, но и в экономическом плане. И хоть эту ситуацию удалось частично нормализовать с помощью стимулирования рождаемости и внешней иммиграции, возникла новая проблема сокращения трудовых ресурсов: численность населения России в трудоспособном возрасте (особенно в возрасте 1830 лет) с 2010 г. продолжает стремительно снижаться, а доля населения в возрасте 60 и более лет расти.
Этот факт свидетельствует не только о сокращении трудовых ресурсов, но и о дополнительной нагрузке на трудоспособное население страны.
Нехватку трудовых ресурсов можно восполнить следующими способами:
1. Улучшение качества жизни и увеличение величины реальных доходов населения с целью стимулирования рождаемости и восполнения трудовых ресурсов;
2. Принятие мер и программ для привлечения в страну иностранных мигрантов, как источника дополнительной рабочей силы.
Первый вариант решения данной проблемы достаточно сложный, так как требует значительных финансовых и временных затрат. Миграционная же составляющая всегда играла в экономике России существенную роль и помогала восполнить нехватку трудовых ресурсов.
Однако в Российской Федерации всегда существовал ряд проблем, которые в значительной степени тормозили проведение эффективной миграционной политики государства.
Во-первых, это отсутствие единой системы учета и контроля за иностранными мигрантами. Слабо скоординированная
работа миграционных служб и ведомств, высокая бюрократизация и коррупция в этой сфере препятствуют выстроить всеобъемлющую картину миграционной ситуации в России, оценить реальное число мигрантов на территории страны, определить сферы и регионы, наиболее нуждающиеся в трудовых мигрантах.
Из-за неэффективности и некомпетентности миграционных служб в России также остро стоит проблема борьбы и пресечения незаконной миграции на территории страны.
Во-вторых, это отсутствие стимулов для миграции в Россию высококвалифицированных кадров, а также проблема утечки умов. Два этих фактора значительно тормозят технологическое развитие экономики, способствуя ее экстенсивному развитию.
В связи с этим в Майских указах Президента РФ 2012 г. была поставлена задача совершенствования миграционной политики России, повышения ее эффективности и предупреждения негативных явлений, связанных с миграцией. На основании этого заявления в июне 2012 г. Президентом РФ была утверждена Концепция государственной миграционной политики до 2025 г.
Целью Концепции было создание гармоничной миграционной политики посредством организации современных институтов, регулирующих миграционные процессы. Для этого, в частности, предусматривалось развитие миграционного законодательства, которое способствовало бы формированию в России прозрачной селективной миграционной политики, поставив ее в ряд с такими странами, как Канада и Австралия.
Помимо задач и целей, ставившихся перед всей системой российского миграционного законодательства в Концепции 2012-2025 гг. была дана тревожная оценка миграционной ситуации, сложившейся в России, и был выделен ряд ключевых проблем:
1. Невысокая миграционная привлекательность РФ;
2. Эмиграционный отток из страны (утечка умов);
3. Низкая внутренняя территориальная мобильность населения РФ;
4. Несовершенство миграционного законодательства РФ, а также системы привлечения трудовых мигрантов, и как следствие рост нерегистрируемой занятости иностранных мигрантов на территории страны.
Был сделан вывод о том, что в целях реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, вся система управления ими в РФ должна быть модернизирована.
Таким образом, Концепция миграционной политики РФ провозгласила следующие цели:
- обеспечение национальной безопасности РФ;
- стабилизация и увеличение численности постоянного населения РФ;
- обеспечение экономики страны необходимым количеством рабочей силы, модернизация и повышение конкурентоспособности ее отраслей.
После принятия Концепции-2012, вопреки всеобщим ожиданиям о предстоящей гармонизации и либерализации миграционного законодательства РФ, наметились тенденции его ужесточения и усиления контроля за деятельностью мигрантов со стороны ФМС.
В 2013 г. была учреждена Государственная информационная система миграционного учета (ГИСМУ), которая должна была обеспечить персонифицированный учет иностранных мигрантов на территории РФ.
В 2014 г. было введено «правило 90/180», по которому иностранным мигрантам разрешалось пребывать на территории РФ только 90 суток в каждые полгода. Сразу после этого нововведения появились и «черные списки» иностранных граждан, которым запрещался въезд на территорию России в случае, нарушения ими миграционного законодательства.
С 2015 г. стала действовать простая и прозрачная система выдачи патентов на право трудоустройства, распространившаяся на всех граждан СНГ. Однако, впоследствии усложненная дополнительными требованиями, прежде всего, необходимо-
стью сдачи экзаменов, данная система привела к сокращению численности лиц, оформляющих патент. Вместе с тем число трудовых мигрантов из стран СНГ продолжило расти, на основании чего можно заключить, что попытка ужесточения миграционной политики в РФ привела к росту незаконного трудоустройства, и соответственно, еще большему развитию теневого сектора экономики.
В 2016 г. была ликвидирована ФМС, с последующей передачей своих полномочий Генеральному управлению по вопросам миграции МВД РФ.
В связи с военным конфликтом на территории Украины, с 2017 г. стала действовать упрощенная процедура получения гражданства РФ, для целого ряда категорий иностранных граждан, прежде всего для украинских беженцев.
Таким образом, первый этап реализации Концепции-2012 носил характер точечной организационной перестройки отдельных ведомств и принятия ряда нормативно-правовых актов в отношении отдельных групп мигрантов.
Несмотря на положительные выводы о ходе реализации Концепции миграционной политики 2012-2025, в которых говорилось, о суммарном миграционном приросте в 1,6 млн. человек, о сокращении числа иностранных граждан, незаконно находящихся на территории РФ и пр., многие проблемы в сфере миграции так и не были решены, а некоторые еще более обострились.
Во-первых, в 2015-2017 гг. наметилась тенденция сокращения числа лиц, получающих постоянный или долговременный легальный статус проживания в РФ, равно как и тенденция сокращения выдачи патентов и разрешений на работу. Так, если в 2016 г. количество разрешений составляло 149 013, то в 2019 году их число сократилось до 126 879.
Это могло быть связано с увеличением требований к иностранным трудовым мигрантам и последующим увеличением числа незаконных мигрантов, что еще раз подтверждает факт того, что нелегальная миграция продолжает оставаться одной из актуальных проблем РФ.
Во-вторых, так и не было создано (за исключением отдельных программ) благоприятных условий и стимулов для переселения в РФ иностранных мигрантов, готовых вносить вклад в развитие российской экономики.
В-третьих, так и не было разработано единой системы дифференцированных механизмов контроля, учета и отбора иностранной рабочей силы, востребованной российской экономикой.
В связи с этим, указом Президента № 622 от 31.10.2018 г. была утверждена новая Концепция государственной миграционной политики на 2019-2025 годы. Утвержденная же ранее Концепция 20122025 была объявлена утратившей силу.
Новая Концепция предписывает открыть границы РФ для всех, кто желает жить и работать на ее территории; упростить правила въезда, включая выдачу виз, а также процедуры предоставления российского гражданства.
Согласно Концепции, миграционная политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для добровольного переселения в РФ лиц, способных включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества.
Как и ранее, особое место в Концепции уделяется развитию внутренней миграции, помощи в адаптации и интеграции иностранных мигрантов в российское общество, а также противодействию незаконной миграции.
Говорить о результатах реализации Концепции 2019-2025 пока преждевременно, тем более, что ситуация в сфере миграции в ближайшие несколько лет будет существенно отличаться от намеченной в связи с пандемией коронавируса и закрытием многими странами своих границ.
Однако следует отметить то, что ни в первой, ни во второй Концепции не было уделено особого внимания привлечению в РФ высококвалифицированных кадров, а также, так называемой, проблеме «утечки умов».
Данные вопросы являются одними из самых остро стоящих перед российской
экономикой, и тот факт, что они не были в экстенсивное развитие, неизбежно веду-полной мере освещены в Концепциях, го- щее к технологическому застою в эконо-ворит о том, что Россия продолжит свое мике.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы».
2. Федеральная служба государственной статистики Росстат. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://rosinfostat.ru/rozhdaemost/ (дата обращения: 30.04.2020 г.)
3. Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2019 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2020/0851/barom01.php (дата обращения: 30.04.2020 г.)
4. Ивахнюк И.В. Комментарии к Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://migrant.ru/novosti-proekta-sobiranie-naroda-ekspertnyj-analiz-koncepcii-migracionnoj-politiki/ (дата обращения: 30.04.2020 г.)
5. Reforming of the state immigration policy in the context of globalization: on the example of Russia / Ushakov D., Rubinskaya E. // Immigration and the Current Social, Political, and Economic Climate: Breakthroughs in Research and Practice, 2018. - С. 625-643.
6. Рубинская Э.Д. Трансформация государственной миграционной политики России в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №8-3 (85). -С. 1096-1102.
COMPARATIVE ANALYSIS OF STATE MIGRATION POLICY CONCEPTS OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD 2012-2025 AND 2019-2025
A.A. Maksimentsev, Student
South Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. One of the most important conditions for the effective economic development is its sufficient supply of human capital. Due to the lack of their own labor resources, many states (including Russia) are developing the most effective mechanisms for attracting, selecting and registering foreign migrants, which could contribute to the economic and demographic development of the country.
This article presents an analysis of the concepts of the state migration policy of the Russian Federation for the periods 2012-2025 and 2019-2025. A comparative description of these concepts is given, as well as potential problems of the migration development of the Russian Federation in the near future are voiced.
Keywords: concept of state migration policy; migration law; registration of migrants; labor migrants; illegal migrants.