АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 351.756 ББК 67.401
© 2019 г. Корчагина Ксения Александровна,
начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела
Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.
E-mail: twins.86.2@mail.ru
Пестов Роман Аркадьевич,
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России
кандидат юридических наук.
E-mail: 79185927828@ya.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается ретроспективное, современное и перспективное состояние российского миграционного законодательства. На основе контент-анализа исследуются цели миграционной политики Российской Федерации, что позволило сформулировать предложения, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего сферу миграционных отношений.
Ключевые слова: миграция, мигрант, миграционная политика, миграционное законодательство, правовое регулирование миграции, балльная система, адаптация мигрантов, кодификация, миграционный кодекс.
Korchagina Ksenia Alexandrovna - Head of the Scientific, Editorial and Publishing Department of the Rostov Law
Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law.
Pestov Roman Arkadievich - Associate Professor of the Administrative law Department of the Rostov Law Institute
of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law.
PROSPECTS OF LEGAL REGULATION OF MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
The article deals with the retrospective, modern and perspective state of the Russian migration legislation. On the basis of the content analysis, the objectives of the migration policy of the Russian Federation are studied; this allowed formulating proposals aimed at improving the legislation regulating the sphere of migration relations.
Keywords: migration, migrant, migration policy, migration legislation, legal regulation of migration, point system, adaptation of migrants, codification, migration code.
На всем протяжении развития российской государственности [1, с. 19-21] миграционные потоки оказывали влияние на национальную безопасность, международные отношения, демографическую и социально-экономическую ситуацию (включая уровень преступности, демографическую ситуацию, рынок труда, экологическую обстановку) [2].
В 2012-2017 годах миграционный приток в Россию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики. Гражданами Российской Федерации стали более 1 млн человек, суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн человек. На территории России ежегодно пребывает около 1 0 млн иностранных граждан и лиц без гражданства (далее -
иностранные граждане), постоянно или временно проживает в Российской Федерации более 1 млн иностранных граждан [3].
Так, по данным МВД России, ежегодно увеличивается число иностранных граждан, вставших на миграционный учет в Российской Федерации и получивших вид на жительство [4] (см. таблицу).
Миграционная «привлекательность» России связана, с одной стороны, с географическим, геополитическим, геоэкономическим положением, обладает позитивным потенциалом в виде содействия потребности экономике за счет рабочей силы и выхода из демографической «ямы». С другой стороны -негативным, выражающимся в конфликтоген-ности между населением и приезжими, «ми-грантофобии», которые становятся причиной
Год Количество иностранных граждан, вставших на миграционный учет Количество иностранных граждан, получивших вид на жительство
2015 14 086 490 146 720
2016 14 337 084 184 578
2017 15 710 227 185800
2018 17 764 489 191 445
январь-март 2019/АППГ 3 585 104/3 186 461 43 215/42 278
национально-этнических столкновений. Так, по данным МВД России, с 2017 по 2018 год количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства выросло на 7,7 % и составило 15 816, а количество преступлений, совершенных в 2018 году данной категорией лиц - 38 598 (в период с января по март 2019 года - 9,3 тысяч) [5]. Все это свидетельствует о взаимосвязи геополитических процессов, миграции и национальной безопасности. Корректируя социальную ситуацию, миграция превращается в объект правового регулирования. Существенную роль в этом процессе играют правоохранительные органы.
Актуальность исследования перспектив правового регулирования миграции в Российской Федерации обусловлена увеличением интенсивности миграционных потоков, а также необходимостью повышения эффективности деятельности различных институтов российской государственности, реализующих миграционную политику [19, с. 23-28].
Изучение научной литературы по теме исследования позволило сделать вывод о том, что преобладающий массив исследований затрагивает социальные, экономические, а также демографические проблемы, возникающие в сфере миграции [6, с. 31-35]. Несмотря на наличие ряда публикаций, посвященных различным аспектам правового регулирования, некоторые вопросы носят дискуссионный характер и рассматриваются по-разному. Это касается тенденций развития государственной политики в сфере миграции, а также проблем систематизации законодательства.
Все это позволит определить предметную область исследования различных аспектов правового регулирования миграции в Российской Федерации в контексте перспектив ее развития и определения основных тенденций регулирования миграционных потоков.
В свою очередь определение предметной области исследования, перспектив развития правового регулирования миграции в Российской Федерации позволило сформулировать его цель, которая состоит в выявлении особенностей правового регулирования миграции и выработке единых подходов к дальнейшей систематизации миграционного законодательства. Для этого необходимо, во-первых, раскрыть теоретические аспекты изучения миграции, во-вторых, определить влияние миграционных потоков на российскую миграционную политику, выявить основные этапы развития и цели правового регулирования миграционных процессов, проанализировать нормативно-правовые аспекты регулирования миграции, а также разработать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование эффективности государственных институтов и механизмов регулирования миграционных потоков.
В этой связи важно отметить, что государство, обладая монополией правового регулирования миграцией, на протяжении длительного периода времени причисляло функцию по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также контролю (надзору) в сфере миграции к компетенции различных органов исполнительной власти. Так, с 1993 по 2000 год данные направления входили в компетенцию ФМС России, с 2000 по 2002 год - Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики, с 2002 по 2012 год - ФМС МВД России, с 2012 по 2016 год - ФМС России, с 2016 по настоящее время - МВД России. Это побудило МВД России оперативно реагировать на изменения, происходящие в сфере правового регулирования миграции в Российской Федерации.
Все это указывает на необходимость формирования единых подходов к решению про-
блем управления миграционными процессами, предполагающих разработку соответствующих парадигм. Именно поэтому сегодня миграция стала одной из острых дискуссионных проблем отечественной науки.
Прежде чем рассмотреть перспективы развития правового регулирования миграции в Российской Федерации, обратимся к проблемам терминологии. В современной науке существуют различные представления о том, что такое «миграция», однако законодательного закрепления термин не получил.
В основном, миграцию трактуют в рамках «широкого» и «узкого» подходов. В рамках первого она представляет процесс перемещения с одной территории на другую, независимо от цели, продолжительности или регулярности. В рамках второго - является видом территориального перемещения с целью получения постоянного места жительства.
т» и __и
В современной отечественной науке наиболее распространено определение миграции, предложенное Л. Л. Рыбаковским, который рассматривает миграцию как «процесс перемещения людей через границы территорий с временной или постоянной сменой проживания или периодическим возращением к месту жительства» [7, с. 19].
В демографической науке миграция понимается, как процесс передвижения мигрантов через границы, в социологии повышенное внимание уделяется исследованию различных проблем, возникающих в связи с перемещением социальных групп [8, с. 60-62]. В юридической науке особое внимание уделяется исследованию специфики миграционных правоотношений [9, с. 21]. С точки зрения специалистов, исследующих различные виды миграционных правоотношений, необходимым условием миграции является фактическое перемещение с одной территории на другую, как в рамках административно-территориального образования, так и за его пределами с изменением правового статуса лица [10, с. 230].
Необходимо отметить, что ряд терминов, определяющих виды миграции, миграционную мобильность, квотирование, незаконную миграцию и некоторых иных, ранее был представлен в Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года. Однако, как отмечает Л. В. Андриченко [11, с. 13], данная Концепция являлась документом «мягкого» права, что не позволяло его ис-
пользовать для законодательного регулирования миграции. Пришедшая ей на смену Концепция, утвержденная в 2019 году Указом Президента РФ № 622 [3], вообще не содержит никаких терминов в рассматриваемой сфере.
Правовое регулирование миграции является наиболее оптимальной формой управления, которая реализуется на внешнем (межгосударственном) и внутреннем (внутригосударственном) уровнях. Как, отмечает В. В. Косарева регулирование миграционных отношений - это «одна из форм влияния права на социальные связи», поэтому от того, какую правовую модель в качестве приоритета выберет государство, будет зависеть правовой статус находящихся на территории Российской Федерации физических лиц [12, с. 74-83].
Национальным законодательством регламентированы различные виды правоотношений, связанные с миграцией: въезд, выезд, пребывание, а также проживание на территории Российской Федерации. Каждый вид правоотношений связан с определенным набором прав и обязанностей.
Во 2 статье Конституции Российской Федерации, как основы миграционного законодательства, закреплены права и свободы человека. Их необходимо рассматривать в качестве высшей ценности, что гарантирует защиту прав мигрантов со стороны государства. Также статьей 55 основного закона страны предусмотрены ограничения прав и свобод. Вместе с тем стоит отметить, что реальных механизмов реализации и ограничения прав и свобод в период принятия основного закона предусмотрено не было. Решение этой проблемы необходимо осуществить на основе систематизации законодательства.
Отправной точкой (первым этапом) развития правового регулирования миграции стал Указ Президента РФ 09.08.1994 № 1668 «О Федеральной миграционной программе», в котором в качестве приоритетных целей миграции выделялись: во-первых - регулирование стихийной миграции, во-вторых -регулирование миграционных потоков, в-третьих - беспрепятственная реализация права мигрантов, в-четвертых - гуманное отношение к беженцам.
Особо хотелось бы отметить содержание пункта 2.2 рассматриваемого Указа, в котором регулирование проблем миграции пред-
лагалось на основе норм международного права, исходя из различных ситуаций, среди которых называлось вхождение Российской Федерации в состав Европейского союза и присоединение с последующей имплемента-цией норм Конвенции по защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней. Интересно, что Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ [13] Российская Федерация ратифицировала Конвенцию и протоколы к ней и без вступления в Европейский союз.
Также предполагалось принятие ряда Федеральных законов, таких как «О миграции», «Об эмиграции и иммиграции», «О социальной защите трудящихся-мигрантов». Однако эти законы так и не были приняты, а дублирование и коллизии законодательства, в совокупности с большим массивом принимаемых нормативных правовых актов, и без того затруднили процесс систематизации законодательства в сфере миграции.
Вторым этапом развития правового регулирования миграции стало издание Распоряжения Правительства РФ от 01.03.2003 № 256-р, утвердившего Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, в которой в качестве основных целей определялись:
- обеспечение национальной безопасности;
- социально-экономическое и демографическое развитие;
- удовлетворение потребностей экономики за счет рабочей силы, в том числе - использования потенциала трудовых мигрантов;
- рациональное размещение населения на территории страны.
Как представляется, документ не был подкреплен алгоритмами реализации, что негативным образом сказалось на правоприменительной практике.
Третьим этапом развития миграционного законодательства стало утверждение в 2012 году Президентом РФ Концепции государственной миграционной политики до 2025 года, в которой в качестве приоритетных целей определялись: обеспечение национальной безопасности, содействие потребности экономики в рабочей силе, увеличение численности населения.
В этой связи необходимо отметить, что подобное «видение» целей и основных на-
правлений развития миграционной политики характерно для различных этапов российской истории.
На протяжении XVII века перед государством стояла задача по заселению территорий для освоения природных ресурсов. В период правления Петра I на постоянную службу приглашались иностранные поданные (по аналогии с нашим временем - «квалифицированные иностранные специалисты»). В дальнейшем Екатериной II издаются два манифеста: «О свободном поселении иностранцев в России» и «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, селиться, где пожелают». Таким образом, политика привлечения иностранных подданных продолжилась, вместе с иностранными специалистами привлекались и иностранные подданные в качестве колонистов для заселения территорий. Для прибывших на территорию империи были установлены гарантии и льготы, такие как свобода вероисповедания, ссуда из казны, отвод земли, налоговые льготы. Имелось и обязательное условие - принятие гражданства. Итогом многолетней миграционной политики стало создание 549 колоний, насчитывающих более 250 тысяч колонистов, создание правового режима квотирования в виде ограничения прибывающих мигрантов (до 200 семей ежегодно), въезд по разрешениям. В последующем акцент при освоении малонаселенных мест на территории империи делался на внутренние миграционные процессы. Данные обстоятельства были связаны с экономическими и военно-политическими целями.
Таким образом, переход от регулирования стихийной миграции и миграционных потоков к удовлетворению экономических потребностей за счет расширения рынка рабочей силы является исторически и экономически закономерным явлением, но дисбаланс прибывающих специалистов и неквалифицированных работников диктует потребность скорейшего решения отдельных направлений миграционной политики Российской Федерации. Одним из таких направлений может быть «создание балльной системы отбора мигрантов для получения ими вида на жительство», которая призвана измерить соответствие определенных критериев для лиц, прибывающих в государство для постоянного или временного проживания, а также осуществления трудовой деятельности, что уп-
ростит процедуру оформления законного иммиграционного статуса.
Таким образом, в 2012-2017 годах проделан большой объем работы по усовершенствованию инструментов правового регулирования в сфере миграции, например: скорректированы нормы осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории нашей страны, а также правила пребывания иностранных обучающихся в России; определены дифференцированные требования к уровню знаний русского языка, истории России и основ российского законодательства, необходимых иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности на территории страны и получения разрешения на временное проживание и вида на жительство; установлена уголовная ответственность за пересечение государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами, въезд которым в страну не разрешен, за фиктивную постановку иностранных граждан на миграционный учет, ужесточены санкции за организацию незаконной миграции; введена административная ответственность приглашающей стороны за неисполнение обязанностей по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенных иностранных граждан, за предоставление заведомо ложных сведений о цели их въезда в Россию при оформлении документов на въезд; конкретизирован и расширен перечень оснований, по которым не разрешается или ограничивается въезд иностранных граждан в нашу страну, а также увеличены сроки таких ограничений [3].
В связи с необходимостью актуализации целей, задач и основных направлений деятельности России в сфере миграции, а также исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции, в октябре 2018 года Президентом РФ был подписан Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» [3], который положил начало четвертого этапа развития миграционного законодательства. В утвержденной Концепции определяется, что «целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения ка-
чества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода». В феврале 2019 года издано Распоряжение Правительства РФ № 265-р [14], утверждающее план мероприятий по реализации рассматриваемой Концепции в 2019-2021 годах, включающий в себя комплекс мероприятий по:
- совершенствованию механизмов, регулирующих порядок въезда в Российскую Федерацию, пребывания (проживания) на ее территории иностранных граждан, а также процесс добровольного переселения в нашу страну соотечественников и иных лиц;
- созданию условий для адаптации иностранных граждан к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в России;
- содействию свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников;
- созданию условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития страны;
- развитию механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений российского миграционного законодательства, криминальных и коррупционных нарушений в сфере миграции;
- оказанию помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации;
- международному сотрудничеству Российской Федерации в сфере миграции;
- информационно-аналитическому и научному сопровождению.
В ходе ежегодной работы, учитывая актуальность регулирования правоотношений в сфере миграции, не остаются без внимания вопросы совершенствования законодательства данной сфере. Однако, как представляется, решение проблем миграции возможно в виде различных форм систематизации миграционного законодательства, а также принятия Стратегии развития миграционного законодательства. Смысловое значение любой формы систематизации (кодификация, инкорпорация, консолидация) состоит в упорядо-
чивании однородных норм права с приведением в единую систему для освобождения от коллизионных и устаревших нормативных актов.
Дифференциация форм систематизации заключается в том, что инкорпорация оставляет прежним внутреннее содержание нормативных актов. Кодификация перерабатывает действующие нормы права, концентрируя нормы права в базовом акте. Консолидация заключается в принятии поправок без изменения структуры.
В 2007 году В. А. Василенко указывал, что для миграционного законодательства «решение лежит в русле институционального подхода, состоящего в экспликации институционализированных политико-правовых форм государственного регулирования миграции» и предлагал наиболее оптимальную форму систематизации в виде инкорпорации или консолидации миграционного законодательства [15, с. 27]. Поскольку концепций развития и полностью сформированной отрасли права с методами правового регулирования в тот период существования миграционного законодательства не было представлено, такой подход представлялся оправданным. Дальнейшее развитие миграционного законодательства подтвердило предположения о том, что консолидация будет являться наиболее предпочтительной формой систематизации.
На сегодняшний день миграционное законодательство насчитывает свыше 300 нормативных правовых актов, среди которых более десяти федеральных законов, несколько десятков международных соглашений, практически во всех актах систематизация реализована путем консолидации.
Так, одним из системообразующих законов в сфере миграции является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [16]. С момента вступления в силу по настоящее время в него было внесено более 90 изменений, что, по мнению Л. В. Андриченко, приводит к деструкции системных подходов к развитию миграционного законодательства. Исследователь полагает, что в законе, наряду с материальными нормами, присутствуют нормы процедурного характера, что идет в разрез с предметом правового регулирования, вытекающим из названия закона [11, с. 7-8].
Использование систематизации поможет мигранту ориентироваться в нормативных правовых актах, повысит его правовую культуру и в конечном итоге обеспечит реализацию поставленных целей государством, что позитивно отразится на имидже страны на международной арене.
Решение этих проблем возможно и в рамках кодификации миграционного законодательства, на основе принятия Миграционного кодекса Российской Федерации. А в долгосрочной перспективе - Миграционного кодекса, основанного на Евразийской интеграции, так как статья 4 Договора о Евразийском экономическом союзе [17] предусматривает стремление государств-участников к формированию трудовых ресурсов в рамках учрежденного Евразийского экономического союза.
На наш взгляд, наиболее оптимальная структура проекта миграционного кодекса предложена А. С. Прудниковым, который делит его на две части (общую и особенную). В общей части специалист предлагает рассмотреть понятийный аппарат, включая нормы международного права, принципы и задачи в сфере регулирований миграционных правоотношений, а также компетенцию государственных органов и виды ми-
и т» ^ ____
граций. В этой же части, по мнению автора, должны быть представлены права и обязанности мигрантов. На наш взгляд, необходимо дополнить общую часть правовыми гарантиями для различных категорий мигрантов.
В особенной части предлагается включение административных процедур в сфере миграции, таких как регистрационный и миграционный учеты, производство по делам о гражданстве, оформление и выдача документов для въезда, временного пребывания и проживания [18, с. 67-69].
Миграционные процессы, происходящие в настоящее время, являются вызовом для всего мирового сообщества. Как отдельные государства, так и союзы государств рассматривают миграцию в качестве проблемы национальной безопасности. Кроме того, имеется объективная потребность в изыскании мер, позволяющих влиять на условия, формирующие позитивное поведение всех категорий мигрантов.
Таким образом, на пятом этапе развития миграционного законодательства должны быть решены следующие проблемы:
- в краткосрочной перспективе необходимо принятие балльной системы по отбору мигрантов для получения ими вида на жительство;
- в среднесрочной перспективе - определить единый подход к системе миграционного законодательства с последующей кодификацией российского миграционного законодательства;
Литература
1. Лубский Р. А. Государственность и патернализм в России // Философия права. 2012. № 6 (55).
2. Корчагина К. А., Осяк А. Н. О некоторых пробелах правового регулирования взаимодействия органов исполнительной власти в области обеспечения миграционных процессов / Корчагина К. А., Осяк А. Н. // Сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции «Регулирование миграционных процессов на Юге России: политические, юридические и правоохранительные аспекты». 2016.
3. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 годы» // Ц^: http://www.consultant.ru.
4. Статистические сведения по миграционной ситуации [Электронный ресурс] // https:// мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracюnnaya (дата обращения: 02.05.2019).
5. Статистические сведения о состоянии преступности в Российской Федерации [Электронный ресурс] // https://мвд.рф/reports/item (дата обращения: 02.05.2019).
6. Тимошенко М. В. Содержание понятий «миграция трудовых ресурсов» и «трудовая миграция» в научных исследованиях и практике регулирования. // Сборник трудов конференции «молодежь в науке и предпринимательстве». Гомель-Милоград, 2018.
7. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. Стадии миграционного процесса. [Текст] / Л. Л. Рыбаковский. М., 2001. Вып. 5.
8. Рзаева С. В. Этническая социальная сеть как механизм миграционных процессов и адаптации мигрантов в принимающем обществе: о понятии и устройстве // Вестник Томского гос. ун-та. 2015. № 395.
9. Тюркин М. Л. Миграционная система России: концептуальные организационно-правовые основы: автореф. дис. д-ра юрид. наук [Текст] / М. Л. Тюркин. М., 2004.
- в долгосрочной перспективе - систематизировать законодательство на основе Евразийского экономического союза.
Очевидно, что назрела потребность оптимизации правового регулирования в сфере миграции, которая должна определять общий вектор миграционной политики как части государственной политики и кодификации миграционного законодательства.
Bibliography
1. Lubsky R. A. Statehood and paternalism in Russia // Philosophy of Law. 2012. № 6 (55).
2. Korchagina K. A., Osjak A. N. On some gaps in the legal regulation of the interaction of executive authorities in the field of migration processes / Korchagina K. A., Osjak A. N. // Collection of materials of the All-Russian scientific-theoretical conference «Regulation of migration processes in southern Russia: political, legal and law enforcement aspects». 2016.
3. Presidential Decree of 31.10.2018 № 622 «On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025» // URL: http://www.consultant.ru.
4. Statistical information on the migration situation [Electronic resource] // https://mvd.rf/Deljatelnost/sta-tistics/migracionnaya (access date: 02.05.2019).
5. Statistical information on the state of crime in the Russian Federation [Electronic resource] // https://mvd.rf/reports/item (appeal date: 02/05/2019).
6. Tymoshenko M. V. The Content of the concepts of «labor migration» and «labor migration» in research and regulation practice // Proceedings of the conference «youth in science and entrepreneur-ship». Gomel-Milograd, 2018.
7. Rybakovsky L. L. Migration of the population. Stages of the migration process. M., 2001. Vol. five.
8. Sabina R. V. Ethnic social network as a mechanism of migration and adaptation of migrants in the host society: on the concept and organization // Bulletin of Tomsk state University. 2015. № 395.
9. Tyurkin M. L. Migration system of Russia: conceptual organizational and legal foundations: author. dis. d-district. Sciences. M., 2004.
10. Yudina T. N. Migration. Dictionary of basic terms. Moscow: RSSU, Academic Project, 2013.
11. Andrichenko L. V. Problems of systematiza-tion of migration legislation // Journal of Russian Law. 2014. № 12 (216).
12. Kosareva V. V. The mechanism of legal regulation in the field of migration relations (theoretical and legal aspect) // Leningrad legal journal. 2016. № 4.
10. Юдина Т. Н. Миграция. Словарь основных терминов / Т. Н. Юдина. Москва: РГСУ, Академический Проект, 2013.
11. Андриченко Л. В. Проблемы систематизации миграционного законодательства // Журнал российского права. 2014. № 12 (216).
12. Косарева В. В. Механизм правового регулирования в сфере миграционных отношений (теоретико-правовой аспект) // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 4.
13. Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней». URL: http://www.consultant.ru.
14. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2019 № 265-р «О плане мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // URL: http://www.consultant.ru.
15. Василенко В. А. Российский миграционный порядок: институционально-правовой анализ: дисс. канд. юрид. наук / В. А. Василенко. Ростов н/Д., 2007.
16. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru.
17. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) // URL: http://www.consultant.ru.
18. Прудников А. С. О предполагаемой концепции миграционного кодекса российской федерации [Текст] / А. С. Прудников // Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. № 4.
19. Лубский Р. А. Государственность в России: проблемы изучения в контексте методологии системного исследования // Философия права, 2011. № 4 (47).
13. Federal law of 30.03.1998 № 54-03 «On ratification of the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms and the Protocols to it» // URL: http://www.consultant.ru.
14. Order of the Government of the Russian Federation of February 22, 2019 № 265-p «On the action plan for the implementation in 2019-2021 of the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025» // URL: http:// www.consultant.ru.
15. Vasilenko V. A. Russian Migration Order: Institutional and Legal Analysis: dis. PhD in law. Rostov-on-Don, 2007.
16. Federal Law № 115-FL of July 25, 2002 (as amended on May 1, 2019) «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» // URL: http://www.consultant.ru.
17. «Treaty on the Eurasian Economic Union» (Signed in Astana, May 29, 2014) // URL: http:// www.consultant.ru.
18. Prudnikov A. S. On the proposed concept of the Migration Code of the Russian Federation // International Journal of Constitutional and State Law. 2017. № 4.
1 9. Lubsky R. A. Statehood in Russia: studying problems in the context of methodology of a system research // Philosophy of Law. 2011. № 4 (47).